Деловая игра технологии развития ребенка доу

Деловая игра технологии развития ребенка доу thumbnail

Гаджирамазанова Кистаман
Деловая игра для педагогов «Технологии речевого развития младшего дошкольника»

Деловая игра «Технологии речевого развития младшего дошкольника»

Цель игры:

Совершенствование профессиональной компетенции педагогов в вопросах владения технологиями речевого развития дошкольников.

Задачи:

1. Выявить знания педагогов в области технологий речевого развития детей.

2. Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.

3. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.

Правила игры:

уметь слушать других;

вырабатывать общее решение вопроса;

принимать активное участие в игре;

соблюдать культуру речи и тактичность;

придерживаться регламента;

не оспаривать оценку экспертной комиссии (жюри).

Ход игры

Ведущий: – Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим проблему развития речи у детей и выявим наши знания в данной области; обоснуем наши позиции, поделимся практическими находками. Обсуждение будет проходить в виде деловой игры.

Деловая игра для педагогов «Технологии речевого развития младшего дошкольника»

1 часть: «Совсем немного науки»

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

– речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

– речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

– овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

– Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

– Формирование звуковой культуры речи.

-Обогащение словарного запаса.

– Формирование грамматического строя речи.

– Обучение рассказыванию, связной речи.

-Развитие выразительности речи.

Правильного развития речи ребенка не будет без правильной грамотной речи педагога. Поэтому сегодня мы не только повысим наши знания в области развития речи, но и выявим наши коммуникативные способности.

1. Представление команд

С коллективом проведена предварительная работа, педагоги поделились на 2 команды. Предлагаю капитанам представить свои команды (Название, девиз, эмблемы)

2. Разминка Работа с пословицами (5 мин)

В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.

Карточка № 1

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)

2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)

3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

«Переведите» пословицы на русский язык.

1. Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает

2. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь

3. Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся

Карточка № 2

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

1. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)

2. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)

3. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

«Переведите» пословицы на русский язык.

1. Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото

2. Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет

3. Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

1) Замените предложения пословицей (кто быстрее).

– Учись всю жизнь (век живи, век учись).

Читайте также:  Развитие познавательных процессов на первом году жизни ребенка

– Нужно беречь время (делу время, потехе – час).

– Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду).

– Не болтай (держи язык за зубами).

– Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех).

– Доводи начатое дело до конца (сделал дело – гуляй смело).

– Не передвигайся быстрее, а то далеко не уедешь (Тише едешь – дальше будешь)

3. Рубрика «Говори правильно» (для капитанов). Здесь я предлагаю капитанам команд поработать с такой технологией речевого развития, как «Развитие артикуляционного аппарата»

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара сильно карала

Карла за кражу кораллов!

Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы – вылавировали бы.

4 задание. Инсценировка Технология речевого развития «Театрализованная деятельность»

Ведущий: Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Вам будет задание сложнее. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.

Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.

• Для первой команды: «Теремок»

• Для второй команды: «Колобок»

5 задание конкурс «Времена года» проводится поочередно.

Стихотворения о временах года.

Из конверта участники команд достают пейзажные картинки.

На них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна

вспомнить отрывок стихотворения о каждом времени года, кто больше.

6. Творческий конкурс.

Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать». Дается 1 минута.

• Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться»

• Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»

7. Конкурс «Наши руки не знают скуки»

Капитанам команд предлагается провести физкультминутку – пальчиковую гимнастику или же речевую игру

8 задание. Банк идей

Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Что можно отнести к факторам успешного речевого развития младшего дошкольника, какие технологии речевого развития вам больше всего нравится использовать в своей работе, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)

Факторы успешного речевого развития

(Памятка для педагогов)

1. Педагоги создают педагогические условия для развития речи. Развивают и поощряют все формы речевой активности детей как на занятиях, так и вне занятий.

2. Педагоги проводят специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи: учат определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.

3. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т. д.

4. Педагоги стимулируют обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.

5. Педагоги работают с художественными произведениями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяется развитию творческого рассказывания.

6. Способствуют развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.

7. Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений.

Факторы успешного речевого развития

(Памятка для родителей)

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

2. Создавать условия для общения с другими детьми.

3. Речь взрослого – пример для подражания.

4. Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.

5. Совместные игры взрослого и ребенка.

6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

7. Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».

8. Рассказывание стихов руками. (Пальчиковые игры)

Подведение итогов деловой игры

Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.

Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри, вручает небольшие сувениры, благодарит за участие.

Деловая игра технологии развития ребенка доуДеловая игра технологии развития ребенка доуДеловая игра технологии развития ребенка доуДеловая игра технологии развития ребенка доуДеловая игра технологии развития ребенка доу

Источник

Деловая игра

 «Речевое развитие дошкольника».

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;

           развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе.

Читайте также:  Виды музыкальных игр и их роль в развитии ребенка

           уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

    Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Мы приглашаем Вас на деловую игру. Но прежде нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников.

Итак, мы начинаем, я задаю вопросы, вы отвечаете, эксперты оценивает каждый правильный ответ по пятибалльной системе.

1. Разминка:

Команды  быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.

  1. Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
  2. Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)
  3. Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  4. Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
  5. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
  6. Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  7. Детей 5 лет нельзя научить произносить  буквы.  (Да. Произносятся звуки.)
  8. Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного

произведения. (Да)

  1. Формирование звуковой культуры речи  относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя.  (Нет)

2. Команды вытягивают билет и отвечают на поставленный вопрос.

А) Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

– Формирование словаря.

– Звуковая культура речи.

– Формировать грамматический строй речи.

– Развивать связную речь.

– Ознакомление с художественной литературой.

   Б) Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

   В) Каковы задачи по формированию словаря?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

3. Назовите приемы обучения рассказыванию:

  1. образец рассказа
  2. частичный образец рассказа
  3. дублер образца
  4. разбор образца рассказа
  5. план рассказа
  6. воспроизведение плана  рассказа детьми
  7. коллективный разбор плана
  8. коллективное составление рассказа
  9. составление рассказа по частям
  10. окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
  11. подсказ вариантов
  12. вопросы, указания, пояснение
  13. оценка

4. Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой

( словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них  приемы. Команды вытягивают билет и записывают на мольберте приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный 

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений 
Пересказ произведения 
Заучивание наизусть 
Выразительное чтение 
Беседа по произведению 
Прослушивание грамзаписи 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации 
Дидактические игры 
Театрализованные игры 
Использование разных видов театра 
Игровая деятельность 

Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки 
Движение пальцами, руками 
Схемы 
Алгоритмы 
Просмотр видеофильмов, диафильмов 
Оформление выставки

5. Литературная страница.

Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. У одного участника каждой группы в руках – бубен.

1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка».)

3.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

4. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

6. Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

7. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

8. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

9 .        О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)

10.        Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

11.        Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

12. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)

13. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности?(«Айога».)

Читайте также:  Развитие ребенка 4 лет скачать материал

14. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

15. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)

16. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)

17. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)

18. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)

19. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

20. Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

6. Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по ознакомлению с художественной литературой:

  1.  Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.  

       (2-ая младшая группа)

  1. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. (Средняя группа)
  2. Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)

 7. Назовите основные требования к оформлению книжных уголков (команды по очереди отвечают): 
– рациональное размещение в группе, 
– соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы, 
– соответствие интересам детей, 
– постоянная сменяемость, 
– эстетическое оформление,
– востребованность.
8. Ведущая предлагает командам отобрать книги в соответствии с возрастной группой. (каждая команда соответствует определенной возрастной группе: младший, средний, старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе) 

  1. А. Барто « Уронили мишку на пол», З. Александрова «Мой мишка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», К. Чуковский «Краденое солнце», (2-ая младшая)
  2. «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Волк и лиса», Б. Гримм «Горшок каши» ( средняя)
  3. С. Есенин «Черемуха», А Толстой «Золотой ключик», М. Пришвин «Золотой луг»,

Л. Толстой «Филипок», «Спящая красавица» (подготовительная)

9. Команды получают карточки с заданием  и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда

кашечрохав    («Хаврошечка»)

боклоко            («Колобок») 

зоркомо            («Морозко»)

 2 команда

очвокамйюд     («Дюймовочка»)

дыродйом         («Мойдодыр»)                            

гукароснеч      («Снегурочка»)

3 команда

комерет           («Теремок»)

щеинакатар     («Тараканище»)

рожахико         («Жихорка»)

10. Предложить командам назвать одним словом

1. Изложение прослушанного произведения (пересказ) 
2. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ) 
3.Литературное произведение для пересказа (сказка) 
4.Тип связной речи (диалог) 
5.Методичекий прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) 
6.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт) 
7.Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос) 
8.Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ) 
9.Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация) 

11. В каких видах деятельности развивается речь ребенка?

– Д/игры;

– С/игры;

– С/игры;

– Р/игры;

– Режимные моменты;

– Прогулки;

– Занятия.

Предоставляется слово экспертам. Дайте свою оценку. Насколько педагоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста?

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы способствующие речевому развитию детей.

Памятка для воспитателей.

3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный 

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений 
Пересказ произведения 
Заучивание наизусть 
Выразительное чтение 
Беседа по произведению 
Прослушивание грамзаписи 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации 
Дидактические игры 
Театрализованные игры 
Использование разных видов театра 
Игровая деятельность 

Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки 
Движение пальцами, руками 
Схемы 
Алгоритмы 
Просмотр видеофильмов, диафильмов 
Оформление выставки

Источник