Декоративно прикладное творчество для развития ребенка

Декоративно прикладное творчество для развития ребенка thumbnail

Воспитание ребенка – это, прежде всего, всестороннее развитие его личности, создание благоприятных условий для реализации его потенциала и проявления всех талантов. Декоративно-прикладное творчество – одно из основных направлений, в котором созданы все условия для формирования личности детей, их воображения, логики, эмоционального и интеллектуального развития.

Что такое декоративно-прикладное творчество?

Декоративно-прикладное творчество – это народное творчество, рожденное в желании людей создать вокруг себя атмосферу уюта, красоты и делиться этим с окружающими. Фантазия, талант и умелость рук позволяют из природных материалов создавать предметы быта и интерьера, а из простых предметов — произведения искусства.

Исторически сформировалось множество самобытных направлений декоративно-прикладного творчества. Это вышивка, лепка, художественная роспись, шитье, ковка металла, чеканка, резьба по дереву, работа с природными материалами.

Актуальность приобщения к творчеству детей

Стремление познать и преобразить окружающий мир заложено в детях с раннего детства. Поэтому, именно в дошкольном возрасте важно предоставить ребенку максимум возможностей для реализации своего потенциала.

Вовлечение детей в творческий процесс формирует в них важные жизненные качества и раскрывает их способности. Помимо формирования художественных и прикладных навыков работы с тем или иным материалом, дети в процессе творчества получают огромный опыт общения и созидания. Работая и общаясь в коллективе, дети учатся взаимопомощи, умению слушать и понимать.

Проявляются и формируются качества личности, такие как наблюдательность, внимательность, усидчивость, аккуратность. А развитие фантазии, умение преображать вещи, добиваться своей цели — формирует уникальную целеустремленную личность, уверенную в своих силах и способностях.

Направления работы

В процессе знакомства и приобщения детей к творчеству важно сформировать у них желание взаимодействовать с предметами с целью их улучшения и видоизменения; создать атмосферу, когда ребенок уверен, что он может сделать что-то новое, получив при этом положительные эмоции и одобрение окружающих.

Цели и задачи творческого развития детей 3-7 лет

Результатом как основной цели, так и многогранных задач по приобщению ребенка к декоративно-прикладному творчеству, является формирование гармонично и интеллектуально развитой самостоятельной творческой личности, наделенной широкими знаниями о предметах окружающего мира и возможностях их творческого преображения.Подробнее цели и задачи творческого развития детей представлены в таблице.

Цели творческого развития детей

  • формирование художественного и эстетического вкуса, развитие творческих способностей;
  • развитие математического и логического мышления;
  • совершенствование речи и образного мышления;
  • формирование социальных навыков (общение, сдержанность, взаимопомощь, умение слушать и понимать);
  • воспитание морально-волевых качеств (желание доводить дело до конца).

Задачи творческого развития детей

  • ознакомление с основными направлениями декоративно-прикладного творчества;
  • ознакомление со свойствами материалов;
  • формирование навыков работы с инструментами и способами обработки материалов;
  • знакомство с различными техниками работ;
  • создание представления о возможности видоизменять вещи, составлять логические схемы их преображения для достижения конечного результата;
  • развитие координации движений рук и навыков внимательности;
  • воспитание интереса к ручному труду, как способу преображать окружающий мир и создавать вещи своими руками.

Техника работы по ручному труду

Осваивая основы декоративно-прикладного творчества, дети обучаются ручному труду. Прежде всего, это умение обращаться с инструментами, а так же с помощью инструментов, приспособлений и техник обрабатывать материал, создавая предметы и произведения декоративного искусства.

Обучение ручному труду проводится от простых методов к более сложным. Параллельно с этим постигаются основы моделирования и конструирования.

Сенсорное воспитание

Декоративно-прикладное творчество для детей – один из способов, который в увлекательной форме позволяет раскрыть в ребенке все заложенные способности. Обучение основным направлениям и техникам строится поэтапно.

https://www.youtube.com/watch?v=UqH0hnnqg0U

Со временем ребенок все больше постигает структуру, свойства материалов с которыми он работает, понимает как тот или иной материал может повести себя при определенной обработке, какая получится форма или как изменятся свойства предмета. Это является основой сенсорного воспитания. Дети начинают чувствовать фактуры, возможности взаимодействия с предметами, понимать цвета, их гармоничное сочетание.

Эстетическое воспитание

Из задач сенсорного воспитания естественным образом формируется эстетическая основа мировоззрения ребенка. Эстетическое чувство – это восприятие и видение прекрасного в произведениях творчества, природе и жизни.

Человек с развитым чувством прекрасного, всегда будет самодостаточным и уверенным в себе.

Главной задачей эстетического воспитания является раскрытие в ребенке чувства созидания, которое позволяет видеть и оценивать гармоничное сочетание цветов и фактур, создавать художественные композиции, выбирать цвета, соответствующие задуманному образу.

Нравственное воспитание

Декоративно-прикладное творчество для детей – это увлекательное занятие, что развивает умение трудиться в коллективе. Общаясь с ровесниками и преподавателем, у ребенка формируются социальные навыки, которые помогают в формировании личности.Личностные навыки, которые формируются при работе в коллективе:

  • усидчивость и внимательность;
  • умение слушать, понимать и повторять показанные действия;
  • товарищеские чувства и взаимопомощь;
  • самостоятельность при планировании и достижении цели;
  • повышение самооценки при получении положительного результата.

Какие материалы используются для работы?

Для целей детского творчества используются разнообразные материалы. Это могут быть природные, бросовые материалы, ткани, веревки, старые вещи, бумага и многое другое. Цель декоративного искусства – при помощи подручных материалов создать вещь, которая бы могла использоваться в быту или служить украшением.

Материалы, которые потребуются:

  • бумага: цветная, гофрированная, писчая, папирусная, бархатная, газетная, двусторонняя, самоклеящаяся, калька, бумажные салфетки, фольга;
  • картон: белый, цветной;
  • ткань: хлопчатобумажная, льняная, синтетическая, цветная, однотонная, с рисунками;
  • вата: хлопчатобумажная вата, ватные палочки и диски;
  • природный материал: семена растений, фруктов и овощей, шишки, желуди, листья, ветки деревьев, перья, камни, песок;
  • крупа разных видов, фигурные макароны;
  • бросовый материал: банки пластиковые, коробки, крышки;
  • деревянные палочки, зубочистки;
  • декоративные элементы: бусины, стразы, бисер, пайетки, тесьма;
  • пластилин, соленое тесто, глина;
  • нитки и веревки разных видов и разных цветов;
  • клей-карандаш для бумаги, клейстер из крахмала, клей ПВА;
  • краски, кисточки, фломастеры, карандаши, маркеры;
  • влажные салфетки для рук, клеенка, банка-непроливайка для воды.

Виды декоративно-прикладного творчества

Декоративно-прикладное творчество в зависимости от используемых материалов и техник классифицируется по видам.

Для детей эта классификация имеет упрощенный вид и представлена следующими типами:

  • моделирование из эластичных материалов (лепка);
  • работа с бумагой и моделирование из бумаги;
  • применение техники нанесения узоров;
  • моделирование из ткани, ниток, природных материалов.

Экопластика

Экопластика – это поделки из природного материала. Моделирование образов животных, пейзажей, предметов из материалов, собранных в лесу – бесценный опыт, богатый эстетическими переживаниями, помогающий развить фантазию и воображение у ребенка.

Читайте также:  Ребенок не хочет ходить в школу развития

Экопластика из природных материалов бывает 2 видов:

  • моделирование;
  • аппликация.

Моделирование включает в себя использование природных материалов (шишек, желудей, каштана, семян, веточек) и пластичной основы (пластилин или соленое тесто). Оценивая и фантазируя на что похож тот или иной природный объект, ребенок создает композицию, моделирует образ животного или человека.

Некоторые природные материалы, например, колючки от лопуха используются как натуральный конструктор. Они склеиваются друг с другом, и из них можно создавать любой образ или фигуру. Например, фигурку медведя или человека.

Один из видов народно-прикладного творчества для детей — моделирование

Аппликации чаще всего делаются из листьев деревьев. Так, можно нарисовать на листе ежика и вместо иголок приклеить маленькие длинные листики. Или сначала на бумагу приклеить листья, а затем, используя фантазию, подрисовать к ним элементы, создавая образы животных, рыб, птиц или насекомых.

Пластика

Декоративно-прикладное творчество для детей – это деятельность, позволяющая использовать разнообразные пластичные материалы, к которым относятся: пластилин, масса для лепки, глина для моделирования, соленое тесто, цветное соленое тесто.

Из пластичных материалов можно создавать объемные образы, а так же аппликацию на бумаге или картоне.

Создавать красивые фигурки из пластилина, которые порадуют ребенка результатом, лучше всего поэтапно. Выбрав для моделирования мышонка, преподаватель показывает сначала готовый вариант, затем все его части тела лепятся по отдельности, и в итоге соединяются в готовую фигурку.

Создание аппликации из цветного пластилина – не менее увлекательный процесс. Нарисованный на картоне небольшой сюжет, выкладывается, как мозаикой, маленькими шариками из пластилина разных цветов, как бы «закрашивая» картину. Такую поделку помещают в рамку.

Новогодние поделки в разной технике

Новогодняя тематика очень привлекательна для детей, она поднимает настроение в предвкушении новогодних чудес. Для изготовления новогодних поделок можно использовать разные техники.

Снежинки из фигурных макарон

Простое, но очень увлекательное занятие – создание елочных украшений в виде снежинок из фигурных макарон.Материалы:

  • макароны разных красивых форм (ракушки, цветы, бантики);
  • клей;
  • серебристая краска;
  • цветные ленты.

Порядок выполнения действий:

  1. Макароны склеивают, создавая симметричные фигурки.
  2. После высыхания клея, снежинки покрывают серебристой краской.
  3. Прикрепляют ленту, чтобы снежинку можно было повесить на елку.

Елка из шишки

Другой интересный вариант – елка из шишки:

  1. Большая сухая шишка раскрашивается в зеленый цвет.
  2. С помощью клея шишка украшается различными декоративными бусинами, стразами, лентами, блестками наподобие настоящей новогодней елки.

Работа с бумагой

Большой простор для творчества и вдохновения дает работа с бумагой. Существуют сотни техник использования бумаги в творчестве.

Сюда можно отнести следующие:

  • радужное складывание (складывание полос бумаги под углом, создавая закручивающуюся спираль);
  • оригами (классическое, мокрое, киригами, кусудама, модульное оригами);
  • бумагопластика (создание барельефов, используя пластичность бумаги);
  • квиллинг (создание узоров за счет скручивания бумажных полосок);
  • папье-маше (создание объемных фигур посредством их формирования из пластичной размоченной бумаги, смешанной с клеевой основой);
  • скрапбукинг (декорирование альбомов, дневников, записных книжек различными бумажными элементами);
  • торцевание (бумажная аппликация из маленьких кусочков гофрированной бумаги).

Для детского творчества выбираются наиболее адаптированные техники. Создание фигурки из папье-маше, например, декоративной тарелки, доступно даже дошкольнику.

Порядок создания поделки:

  1. Маленькие кусочки тонкой бумаги смачиваются в клейстере и слой за слоем выкладываются на наружную поверхность простого блюдца.
  2. После высыхания бумажную заготовку снимают с блюдца.
  3. Блюдце из папье-маше окрашивают в белый цвет и наносят на него узоры.

Квиллинг – один из популярных видов творчества, развивает в детях воображение и доставляет эмоциональное удовлетворение от полученного результата. Процесс работы увлекательный, но не сложный.

В наборах для квиллинга есть большой выбор полос бумаги разных цветов. Их скручивают в спирали, формируя с помощью прищипывания геометрические фигуры. Полученными элементами выкладывают подготовленный рисунок. Поделка получается яркая и ажурная.

Техники рисования

Рисование – это создание художественного образа с использованием различных техник нанесения краски.

Самые популярные техники рисования, используемые в детском творчестве:

  • витражное рисование;
  • рисование аэрографом (или выдувание краски при помощи трубочки);
  • граттаж (царапанье с помощью острого предмета на листе, закрашенном черной краской);
  • рисование отпечатками пальцем и ладоней;
  • народная роспись (хохломская, городецкая, жестовская роспись);
  • орнамент (нанесение и чередование повторяющихся элементов).

Использование ярких красок и создание собственных художественных произведений очень вдохновляет детей. В технике рисования отпечатками пальцев можно нарисовать картину с гроздью рябины, где красные ягоды созданы при помощи пальчикового рисования.

Так же можно украсить открытку, нарисовав на ней гирлянду, а обмакнув пальцы в разные цвета, повесить на гирлянду цветные лампочки. Рисование аэрографом или просто выдувание краски на листок бумаги позволяет создать настоящие шедевры.

Панно с использованием листьев:

  1. На листе бумаги раскладываются листья разной формы.
  2. Сверху разбрызгивается краска одного или разных цветов.
  3. Листья убираются с бумаги, и на пестром листе остаются белые контуры.
  4. Вместо листьев используются различные шаблоны, краску можно наносить поэтапно.

Работа с нитками, веревками

Макраме и разные техники вязания – это лишь малая часть техник, которые используются в декоративно-прикладном творчестве для детей. Макраме – несложный вид творчества, позволяющий создать различные декоративные элементы для интерьера посредством плетения и завязывания узлов разных видов.

Обучение детей вязанию из ниток на спицах и крючком лучше начинать с младшего школьного возраста. Для дошкольников существует множество других видов творчества с использованием ниток и веревок.

Примеры поделок из ниток:

  • аппликация из ниток на листе бумаги или картона (маленькими отрезками толстых ниток для вязания при помощи клея на листе бумаги выкладываются сюжеты, создаются цветы и узоры);
  • плетение браслетов (с помощью техники макраме, а так же других видов плетения создаются красивые яркие браслеты);
  • создание игрушек из помпонов и кисточек (помпоны и кисточки соединяются вместе наподобие мягкой игрушки);
  • шары из ниток (воздушный шарик плотно обматывается нитками, смоченными в клее ПВА. После высыхания клея шарик лопается и вынимается. Остается ажурный цветной шар из ниток, который можно использовать как праздничный декор).

Работа с тканью

Использование ткани в работе с дошкольниками занимает важное место. Чаще всего детей учат разным техникам вышивки и декоративных строчек. Создание из тканей мягких игрушек так же очень привлекает детей.

Популярным детским творчеством является создание мережки на небольшом отрезе ткани.

Этот процесс требует терпения и усидчивости, но результат превосходит ожидания. Например, можно создать свой собственный носовой платок с мережкой по краям и вышитыми инициалами на одном из углов.

Читайте также:  Консультация для родителей в детском саду особенности развития ребенка 5 лет

Мягкую игрушку можно создать из носка, снеговик из белого носка делается очень просто:

  1. Носок набивается ватой, перетягивается нитками для получения снежных шаров, из которых состоит снеговик (лучше разделить на 2 части – голову и туловище).
  2. С помощью бусинок делаются глаза, нос и рот.
  3. На голову снеговику надевается колпак из обрезка цветного носка, другой обрезок надевается ему на шею в виде шарфа.

Работа с нетрадиционными материалами

К нетрадиционным материалам можно отнести бросовые материалы: пластиковые бутылки, упаковки от йогуртов, киндер-сюрпризов, втулки от бумажных полотенец, бумажные кассеты из-под яиц, ватные диски, ватные палочки, трубочки для коктейля.

Кассета из-под яиц может с легкостью превратиться в цветную гусеницу, для этого нужно:

  1. Отрезать одну полоску с ячейками и раскрасить каждый сектор разными цветами.
  2. На голове гусеницы нарисовать глаза.
  3. Из раскрашенных спичек сделать рожки гусеницы.

Чтобы сделать облако с радужным дождем, нужно взять:

  • лист цветной бумаги;
  • 5 ватных дисков;
  • цветные полоски из бумаги, соответствующие цветам радуги.

Порядок выполнения работы:

  1. На лист вертикально крепится радуга из цветных полосок бумаги (так, чтобы верхние края полосок были чуть выше середины листа).
  2. Верхние края радуги закрываются облаком из приклеенных ватных дисков, в виде облака.

Аппликации из ватных дисков всегда выглядят аккуратно и красиво.

Смешанные техники

Смешанные техники подразумевают под собой использование одновременно 2 или более техник декоративно-прикладного творчества. На примере поделки «Снеговик из одноразовой ложки» можно представить, как сочетаются техники рисования, работы с тканью и нитками.

Для поделки необходимы следующие материалы:

  • большая одноразовая ложка;
  • маленький цветочный горшок;
  • моток белых ниток;
  • цветной лоскуток или носок;
  • краски, кисточка, маркеры.

Порядок выполнения работы:

  1. Цветочный горшок раскрашивается в синий цвет, на него белой краской наносятся снежинки (можно нанести одиночные либо в виде орнамента).
  2. Внутрь горшка приклеивается кусок пенопласта, в который затем втыкается рукоятка ложки.
  3. Ложка (ее выпуклая часть) служит лицом снеговика. Лицо снеговика рисуется тонкими маркерами.
  4. Из белых ниток делаются маленькие помпоны, напоминающие снежки, которые укладываются в горшок поверх пенопластового крепления.
  5. На ложку надевается колпак и шарф, сделанные из цветного носка или обрезка ткани.

Использование в образовании дошкольников элементов декоративно-прикладного творчества учитывает возрастные особенности детей: их природное любопытство и стремление познавать новое. Одновременно с этим стимулируется формирование личности ребенка, раскрывающее его творческие способности и таланты.

Видео о самых красивых видах декоративно-прикладного творчества

13 самых красивых видов декоративно-прикладного искусства:

Источник

Библиографическое описание:

Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей / Е. С. Голубева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (дата обращения: 20.11.2020).

Народное декоративно-прикладное искусство —
одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного
возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже
в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Декоративно прикладное творчество для развития ребенка

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления
детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность
мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение
всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое
внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный
технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов
быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость
творчества, познакомить с историей народного творчества,
показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить
с образной стилизацией растительного и геометрического
орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он
гражданин России.

Свою работу по приобщению дошкольников к истокам народной
культуры страны планирую в соответствии с Образовательной
программой ДОУ, разработанной на основе комплексной программы
«Детство» под редакцией Логиновой В. И.и
Бабаевой Т. И. рекомендуют уделять серьезное внимание
приобщению дошкольников к истокам народной культуры своей
страны.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность
в самоутверждении и признании их творческих возможностей,
я поставили основные задачи в работе по данной теме:

  1. Формировать устойчивый интерес к искусству народа России
    и народов других стран;

  2. Развивать художественно-творческие способности у детей;

  3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям
    окружающего мира;

  4. Воспитывать самостоятельность, активность и творчество
    в применении ранее усвоенных способов изображения, используя
    выразительные средства.

Декоративно прикладное творчество для развития ребенка

При создании предметно-развивающей среды группы учитываем принципы
ФГТ к условиям реализации образовательной программы ДОУ. Одной
из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого
ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность
проявить себя. В “центре искусства” подобрала
дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным
моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”,
“Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”,
“Жостово” и др, оформила таблицы с элементами
народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности,
различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные
изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для
формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во
время работы пробуждаю в ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что
очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость.
Интеграция образовательных областей: «Художественное
творчество», «Познание», «Социализация»,
«Коммуникация», «Труд», «Чтение
Художественной литературы», «Музыка», дает
возможность интересно и доступно сформировать систему знаний
и умений детей по данной теме.

В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов:
наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности,
индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников,
познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного
искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном
создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора,
в расположении их на объемах,в создании предметов декоративного
характера, умения найти собственный способ изображения и оформления
предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на
изделия.

Декоративно прикладное творчество для развития ребенка

Всю работу строю в определенной системе, использую традиционные
и нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность
в процессе которой создается что-то новое, в результате
поиска, использования, использования личного опыта, а также
знаний и умений, которые ребенок получил в процессе
обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки
являются тематические и интегрированные занятия, в которых
фрагментарное введение познавательного материала идет в логике
с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на
формирование устойчивого интереса детей к искусству своего
народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине

Читайте также:  Развитие ребенка 6 лет мальчик

В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем
направлениям:

  • оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге.

  • ознакомление детей с народным искусством

  • развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение
    образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление
    и применение

Формируя культура эстетического восприятия детей,
подготавливаю их к творчеству, потребности создавать узоры,
украшать предметы, вырабатываю желания рассматривать новые узоры
и высказывать свои оценочно-эстетические суждения. Практикую
игровые формы обучения, посещение нашего “музея” —
“Горницы” и выставок декоративно-прикладного
искусства, вечера развлечений “Русская ярмарка”,
“Масленичные гулянья”

Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно
фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным,
увлекательным. Поэтому формы проведения НОД выбираю разные:
путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир
своими художественными промыслами, например, “Мастера из
Нижнего Новгорода”, экскурсии в сказку, превращение
в мастеров-художников.

Метод проектов считаю очень эффективным для развития творческих
способностей старших дошкольников. Помочь детям войти в мир
народной русской игрушки, познакомиться с её характерными
образами способствовал проект «Игрушка из Руси». В рамках
проектной деятельности познакомили детей с образами загорской,
полхов-майданской и семеновской матрешками. В целях
эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала
художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами,
которые используют народные мастера, звучанием народной музыки,
частушек, песен. Использование различных фольклорных речевых форм
позволяет привлекать к активному участию обычно пассивных,
застенчивых детей. Важную роль отвожу, предварительному обследованию
игрушки, предмета: рассматривание предмета, тактильно обводя рукой по
его контуру, т. е. использую «жест рукой».

Познавательно-игровой проект«Традиции и обычаи
русского народа» помог развить интерес у детей к устному
народному творчеству, народным играм. В проекте использую
элементы музейной педагогики. С помощью мультимедийного
оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в музеи
«Русского быта», «Русского костюма»,
«Московский кремль». В проект входят познавательный
блок: интерактивные занятия, дидактические игры, народные
и хороводные игры, танцы, чтение русских народных сказок и т. д.
и конечно, продуктивная творческая деятельность детей.

При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на
обязательное выделение знакомых элементов и их украшения,
чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор
состоит их простейших, знакомых геометрических частей —
точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети
затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами
и компоновку их в узоре. Стараюсь приободрить детей
пословицами и поговорками: «Терпение и труд —
все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям
славу приносит».

Очень значима организация творческих заданий с целью применения
детьми полученных знаний непосредственно в той или иной
деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ и он
обратился за помощью к детям”. Это становится предпосылкой
к формированию устойчивого интереса к народному искусству,
его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.

Немаловажный прием в развитии детского творчества —
проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме
разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый
ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со
сверстниками, а вечером — с родителями, услышать
добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения,
восхищения.

Декоративно прикладное творчество для развития ребенка

Расширению кругозора детей в области русского
декоративно-прикладного искусства способствовал проект “Русский
перепляс”. С его помощью дети познакомились с основными
декоративными элементами в русском орнаменте. Создавая с детьми
элементы декоративного панно (силуэты девиц, парней, берез и цветов),
стремилась формировать навыки творческой изобразительной
деятельности, учила использовать цвета для русских росписей,
применять разнообразные приемы, материалы и инструменты,
стремиться к созданию выразительного образа.

Приобщая детей к народному творчеству, нельзя обойти вниманием
национально-региональный компонент. Кольская земля издревле богата
талантами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине
неповторимые произведения, они и сегодня радуют и поражают
мастерством и вкусом.

Познакомив детей с условиями жизни, быта, культурой коренных
жителей Кольского полуострова — саамами, предлагаю детям
окунувшись в творчество — украсить поделки, силуэты
национальной одежды традиционными саамскими узорами. Дети учатся
умению составлять узоры на северные мотивы, понимать смысл узора,
отличать северный орнамент от орнаментов других народов.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое,
невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали
единомышленниками и создавали необходимые условия для
творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать
необходимую методическую помощь.

Необходимую информацию родители получают на собраниях,
в индивидуальных беседах, консультациях, через информационные
стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и др.
Оформила папку-передвижку «Русский праздничный костюм».
Плодотворно проходят Дни открытых дверей: «Я —
взрослый, ты — ребенок» и «Неделя Красоты»,
где родители трудятся вместе с детьми. Результатом таких дней
становятся выставки совместного творчества, где все могут
полюбоваться на творение своих рук.

Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что
использование изделий народных промыслов углубляет знания детей
о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает
изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать
изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям
народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело
и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными
способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность
изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным
объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства
выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит,
симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи.
Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения
в самостоятельной творческой деятельности.

Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка
от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных,
радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения,
любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием
талантом создаются такие прекрасные вещи.

Источник