Действия родителя для определения маршрута оптимального педагогического маршрута ребенку с нарушением развития
«Индивидуальный образовательный маршрут по ФГОС:
что это такое и как с ним работать»
Выступление
Подготовила:
Миловидова Альбина Альбертовна,
педагог-психолог,
I квалификационной категории
2017 год
Индивидуальный подход к личности ребёнка – ключевой принцип Федерального государственного образовательного стандарта.
Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек.
Мы сегодня рассмотрим индивидуальный образовательный маршрут воспитанников и оказание помощи родителям детей, направленную на компенсацию (возможно коррекцию) индивидуальных проблем и удовлетворение индивидуальных запросов, интересов, склонностей, потребностей.
Прежде, чем говорить об индивидуальном образовательном маршруте, определимся, что же это такое маршрут сопровождения?
Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка;
Теперь мы можем рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут»
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, которое создается в процессе осуществления образовательного и психолого-педагогического сопровождения конкретного ребенка (его семьи) в конкретной образовательной организации командой специалистов различного профиля с расчетом на определенный срок.
Таким образом, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. Итак, индивидуальный образовательный маршрут:
- связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
- создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;
- оформлен как индивидуальная программа сопровождения.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно с воспитателем группы и со специалистами, обучающимся и его родителями.
Выгодский Л.С. заложил предпосылки для построения индивидуального маршрута развития. По его словам, следует определить, по меньшей мере, двойной уровень детского развития. Во-первых, актуальное развитие ребенка, т.е. то, что уже на сегодня созрело, и, во-вторых, зону его ближайшего развития, т.е. такие процессы которые, не являясь зрелыми сегодня, тем не менее, находятся в пути, прорастают, завтра принесут плоды и перейдут в уровень актуального развития.
Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:
- для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
- для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
- для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.
Цель индивидуального образовательного маршрута – создание оптимальной системы комплексного сопровождения воспитанников в условиях дошкольной организации, направленного:
- На максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
- Коррекцию его психофизических недостатков;
- Актуальное включение в окружающую социальную среду;
- Подготовка к школьному обучению.
Основные этапы, структура и содержание
Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга. Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом. Может быть различен и темп его освоения воспитаником. Варьируется также методы, приёмы, способы организации образовательного процесса.
Но все они должны быть адекватны конкретному ребенку, содержанию образования и модели образовательного процесса.
- Разработана нормативно-правовая база коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе участвуют специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели.
- Создан банк данных.
- Изучены потребности родителей.
- Разработаны индивидуальные образовательные маршруты воспитанников с нарушениями психофизического развития.
Принципы ИОМ
Принцип опоры на обучаемость ребенка;
Принцип соблюдения интересов ребенка («на стороне ребенка»);
Принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании);
Принцип тесного взаимодействия и согласованности специалистов в процессе реализации ИОМ;
Принцип непрерывности.
Вся работа по системе комплексного сопровождения воспитанников ведется в рамках психолого-педико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) координирует работу всех специалистов ДОУ. Это позволяет:
- Вырабатывать общие задачи коррекционно-развивающей работы;
- Прослеживать динамику развития ребенка (2 раза в год) с целью определения дальнейшего образовательного маршрута;
- Осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом особенностей их нарушений;
- Обеспечивать преемственность в работе всех специалистов по выполнению индивидуальной программы развития.
ПМПк ДОУ работает в контакте с районной ПМПК (комиссией), с которой у нас заключен договор о взаимодействии.
Организация комплексного сопровождения воспитанников осуществляется в три этапа:
- Диагностико-прогностический;
- Коррекционно-формирующий;
- Оценночно-проективный.
Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:
- Информацию о развитии и воспитании ребенка;
- Всестороннюю оценку интеллектуального развития;
- Диагностику развития психических функции;
- Оценку психомоторного развития;
- Оценку развития эмоционально-волевой сферы;
- Оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
- Оценку характера и особенностей личности в целом;
- Прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.
Алгоритм работы специалистов:
- составление перспективного плана работы
- разработка рекомендаций для всех педагогов и родителей, исходя из имеющихся нарушений
- работа по индивидуальному плану
- обследование
Коррекционно-формируемый этап
По результатам обследования определяется стратегия этого этапа работы с ребенком, которая реализуется через индивидуальный программу сопровождения, составляется прогноз развития.
В конце курса реализации программы проводится диагностика, позволяющая сделать выводы о динамике развития.
Основные направления работы психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с воспитаниками:
- развитие познавательной сферы (упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти);
- Формирование готовности к обучению в школе;
- Коррекция нарушений эмоциональной сферы (психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки)
- Развитие зрительно-моторной сферы и функциональных возможностей кисти и пальцев, подготовка руки к овладению письмом
- Развитие эмоционального, речевого общения с окружающими (ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации).
Оценочно-проективный этап деятельности является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:
- оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели в работе с детьми с ОВЗ;
- проектирование последующей работы с детьми.
Взаимодействие с родителями.
Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ОВЗ, где стараемся помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка. Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.
Взаимодействие с педагогами.
В сопровождении развития ребенка педагог является одним из главных «сопровождающих», т.к. именно он реализует рекомендации специалистов в повседневной работе с ребенком.
На практике педагоги, работающие с детьми ОВЗ, сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно. Особые трудности они испытывают в организации коррекционной работы с детьми: порой проявляют психологическую некомпетентность. Вследствие чего невозможна реализация рекомендации педагога-психолога. Поэтому в работе с педагогами важнейшим является:
- повышение психологической компетенции педагогов;
- взаимодействие в вопросах анализа совместной деятельности;
- разработки индивидуальных программ сопровождения, обсуждение итогов, эффективности.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР-детский сад № 102»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
г.Новокузнецк
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР-детский сад № 102»
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО ребенка______________________________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________________________________________________
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование_______________________________________________________________
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование_______________________________________________________________
Дата начала ИОМ___________________________________________________________________________________________
Причина постановки на учет: стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью______________________________________
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 4 года______________________________________________________
Цель (ИОМ): открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребенка как личности; помощь в адаптации к коллективу детей, развитие в ребенке удивлений от своих возможностей; поощрение и стимулирование индивидуальных_____ возможностей ребенка; вовлечение родителей в творческий процесс.___________________________________________________
Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья._____________________________________________________________________________________________________
Количество занятий в неделю: 5 занятий_________________________________________________________________________
Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.____
Ожидаемый результат:________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом._________________________________
Родитель ______________________________________________________________________________________________
Диагностика развития ребенка
Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Физическое развитие
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соматическое развитие
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности развития познавательных процессов
Память_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внимание____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие___________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мышление___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)
Виды трудностей (педагогическая симптоматика) | Причины трудностей | Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя) |
Личностные: Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие | Несформированность представлений о себе, образе Я. | Воспитатель. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Выставки достижений детей. Оформление группового уголка «Звезда недели». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя» Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; «Если бы я был звездой». Рисование на темы: «Рисуем имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств» Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где? |
Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности | Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)» Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»; «Волшебные очки»; «Путешествие по картине».Тематическое рисование с учетом трудности ребенка. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Использование междометий с различной интонацией («ай», «ой», «ух»). Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку». | |
Нарушение нравственных норм и правил поведения. | Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений | Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро». Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному»; «Поблагодари по-разному» |
Коммуникативные: Трудности во взаимодействии со взрослыми | Неадекватная самооценка | Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы». |
Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями организационными, перцептивными, оперативными | Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры: «Повтори задание»; «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами) Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый»; «Угадай, что понравится взрослому». Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку). Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши». Включение ребенка в деятельность. | |
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации | Беседы на темы: «Мы здороваемся»; «Как обратиться с просьбой»; «Что делать, если ты потерялся?» . Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один). Игры: «Интервью»;. Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме»; «Позвони в магазин». Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей. | |
Трудности во взаимодействии со сверстниками | Неадекватная самооценка | Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений «Самая дружная пара». Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы с диалогами Игры на формирование адекватной самооценки: «Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы»; Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за…». «Нарисуйте в паре с …», «Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря |
Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками | Недостаточное развитие мыслительных операций | Воспитатель. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает – не летает»; «Я знаю пять…»; «Хитрые вопросы». Психолог. «Четвертый лишний»; «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот».Игра «Назови сходство и различие двух предметов». Логопед. «Придумай загадку»; «Закончи предложение». «Расшифруй карту» Примечание. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин |
Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи | Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика. Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому». | |
Несформированность процессов произвольного внимания | Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с белым не дари» — для всех, но на разном материале. Игры на внимание (см. раздел «Произвольное внимание»). Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор; графический диктант; поиск с ориентированием — найти игрушку). Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям. игры на развитие пространственнной ориентации | |
Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами – мимикой, жестами, интонацией | «Расскажи» стихи руками. Игра «Попугай». Театрализация, этюды. Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному». Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом | |
Неумение находить способы разрешения конфликтов | Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека | Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Обыгрывание проблемных ситуаций. Игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки»; «Ты похож на…»; «Спина к спине». Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т. д.) Упражнение на установление причинноследственных связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что…». Упражнение «Два друга». Примечание. Оказание помощи героям интриги. |
Неадекватная самооценка | Разбор конфликтных ситуаций. Игра «Хорошо-плохо». Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов. Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок. | |
Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая | Несформированность умения осознать конкретные познавательные цели | Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Упражнение «Чем похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов» Игровой прием «Вспомни и назови», «Узнай, что мы загадали?». |
Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности. | Игра «Из каких мы сказок?», Игра «Времена года», Игры со строительным материалом (по образцу, схеме). Игровой прием «Поручения». | |
Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности | Игра «Квартет», Игра «Найди дорожку», «Лото», игра с пальцами. Игра «Собери пирамидку», «Выкладывание узоров из мозаики». Упражнение «найди и обведи», Игра «Укрась салфетку так, как я скажу». Игра «Как их зовут?», Упражнение «Послушай, ответь и расскажи». |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сетка занятости ребенка:
№ п/п | Дата | Тема занятия, количество часов | Деятельность воспитателя (используемые технологии, формы и методы) | Возможность работы с другими специалистами |
Реализация индивидуального маршрута
№ п/п | Дата, время | Тема занятия | Содержание занятия (краткое) | Результат занятия |
Цель (на что направлено): | (что удалось, а что необходимо доработать) | |||
Динамический лист наблюдения
ФИО ребенка
Дата рождения:
Результаты диагностики
2015-2016 (за 3 месяца) | 2015-2016 (за 3 месяца) | 2015-2016 (за 3 месяца) | 2015-2016 (за 3 месяца) | |||||
Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | |
1.Физическое развитие | ||||||||
2.Познавательное развитие | ||||||||
3.Художественно-эстетическое развитие | ||||||||
4.Речевое развитие | ||||||||
5.Социально-коммуникативное развитие | ||||||||
Способы оценки успехов воспитанника: (Рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по работе с родителями:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пояснительная записка
В данном методическом пособии разработан индивидуальный образовательный маршрут ребенка, с проблемами в развитии в связи с болезнью, состоящий из видов, причин трудностей (педагогическая симптоматика) ребенка, вследствие чего организованы и описаны для ребенка условия обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений и навыков.
Содержательная часть индивидуального образовательного маршрута включает:
– Введение, где объясняется причина составления индивидуального образовательного маршрута ребенка, общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ, цель, задачи, количество занятий ИОМ, форма проведения ИОМ.
– Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
– Оздоровительный маршрут ребенка включает индивидуальный двигательный режим, закаливающие процедуры, физическую нагрузку и лечебно-профилактические мероприятия для ребенка.
– Сетка занятости ребенка, где указывается последовательность введения ребенка в общую со всеми детьми деятельность;
– Реализация индивидуального маршрута, где указывается тема, содержание, результат занятия и что необходимо доработать.
– Ведется динамический лист наблюдения, где вносятся все изменения. Цель такого наблюдения – коррекция компонентов образовательного процесса, выбор оптимальных форм его организации. Имея представление о желаемом результате в виде конкретных критериев эффективности, в зависимости от результатов промежуточного обследования можно своевременно вносить изменения в ИОМ, для более качественного осуществления образовательного процесса и действенности его для ребенка, имеющего ограниченные возможн?