Действия родителя для определения маршрута оптимального педагогического маршрута ребенку с нарушением развития

«Индивидуальный образовательный маршрут по ФГОС:

 что это такое и как с ним работать»

Выступление

                                Подготовила:

 Миловидова Альбина Альбертовна,

                                        педагог-психолог,

                                                            I квалификационной категории

2017 год

          Индивидуальный подход к личности ребёнка – ключевой принцип Федерального государственного образовательного стандарта.

          Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек.              

            Мы сегодня рассмотрим индивидуальный образовательный маршрут воспитанников  и оказание помощи родителям детей, направленную на компенсацию (возможно коррекцию) индивидуальных проблем и удовлетворение индивидуальных запросов, интересов, склонностей, потребностей.

          Прежде, чем говорить об индивидуальном образовательном маршруте, определимся, что же это такое маршрут сопровождения? 

Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка;

Теперь мы можем рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут»

          Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, которое создается в процессе осуществления образовательного и психолого-педагогического сопровождения конкретного ребенка (его семьи) в конкретной образовательной организации командой специалистов различного профиля с расчетом на определенный срок.

Таким образом, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. Итак, индивидуальный образовательный маршрут:

  • связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
  • создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;
  • оформлен как индивидуальная  программа сопровождения.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника  (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно с воспитателем группы и со специалистами, обучающимся и его родителями.

            Выгодский Л.С. заложил предпосылки для построения индивидуального маршрута развития. По его словам, следует определить, по меньшей мере, двойной уровень детского развития. Во-первых, актуальное развитие ребенка, т.е. то, что уже на сегодня созрело, и, во-вторых, зону его ближайшего развития, т.е. такие процессы которые, не являясь зрелыми сегодня, тем не менее, находятся в пути, прорастают, завтра принесут плоды и перейдут в уровень актуального развития.

Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:

  • для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
  • для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
  • для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.

            Цель индивидуального образовательного маршрута – создание оптимальной системы комплексного сопровождения воспитанников в условиях дошкольной организации, направленного:

  • На максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
  • Коррекцию его психофизических недостатков;
  • Актуальное включение в окружающую социальную среду;
  • Подготовка к школьному обучению.

               Основные этапы, структура и содержание

Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга.  Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом. Может быть различен и темп его освоения воспитаником. Варьируется также методы, приёмы, способы организации образовательного процесса.  

Но все они должны быть адекватны конкретному ребенку, содержанию образования и модели образовательного процесса.

  1. Разработана нормативно-правовая  база коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе участвуют специалисты:  педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели.
  1. Создан банк данных.
  1. Изучены потребности родителей.
  1. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты воспитанников  с нарушениями психофизического развития.

Принципы ИОМ

Принцип опоры на обучаемость ребенка;

Принцип соблюдения интересов ребенка («на стороне ребенка»);

Принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании);

Принцип тесного взаимодействия и согласованности специалистов в процессе реализации ИОМ;

Принцип непрерывности.

      Вся работа по системе комплексного сопровождения воспитанников ведется в рамках психолого-педико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) координирует работу всех специалистов ДОУ. Это позволяет:

  • Вырабатывать общие задачи коррекционно-развивающей работы;
  • Прослеживать динамику развития ребенка (2 раза в год) с целью определения дальнейшего образовательного маршрута;
  • Осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом особенностей их нарушений;
  • Обеспечивать преемственность в работе всех специалистов по выполнению индивидуальной программы развития.
Читайте также:  Понятие нормы и отклонения в интеллектуальном развитии ребенка

        ПМПк ДОУ работает в контакте с районной ПМПК (комиссией), с которой у нас заключен договор о взаимодействии.

            Организация комплексного сопровождения воспитанников осуществляется в три этапа:

  • Диагностико-прогностический;
  • Коррекционно-формирующий;
  • Оценночно-проективный.

          Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной  составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:

  • Информацию о развитии и воспитании ребенка;
  • Всестороннюю оценку интеллектуального развития;
  • Диагностику развития психических функции;
  • Оценку психомоторного развития;
  • Оценку развития эмоционально-волевой сферы;
  • Оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
  • Оценку характера и особенностей личности в целом;
  • Прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.

Алгоритм работы специалистов:

  • составление перспективного плана работы
  • разработка рекомендаций для всех педагогов и родителей, исходя из имеющихся нарушений
  • работа по индивидуальному плану
  • обследование

Коррекционно-формируемый этап

           По результатам обследования определяется стратегия этого этапа работы с ребенком, которая реализуется через  индивидуальный программу сопровождения, составляется прогноз развития.

            В конце курса реализации программы проводится диагностика, позволяющая сделать выводы о динамике развития.

           Основные направления работы психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с воспитаниками:

  • развитие познавательной сферы (упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти);
  • Формирование готовности к обучению в школе;
  • Коррекция нарушений эмоциональной сферы (психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки)
  • Развитие зрительно-моторной сферы и функциональных возможностей кисти и пальцев, подготовка руки к овладению письмом
  • Развитие эмоционального, речевого общения с окружающими (ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации).

        Оценочно-проективный этап деятельности является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:

  • оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели в работе с детьми с ОВЗ;
  • проектирование последующей работы с детьми.

 Взаимодействие с родителями.

         Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ОВЗ, где стараемся помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка. Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.

Взаимодействие с педагогами.

            В сопровождении развития ребенка педагог является одним из главных «сопровождающих», т.к. именно он реализует рекомендации специалистов в повседневной работе с ребенком.

           На практике педагоги, работающие с детьми ОВЗ, сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно. Особые трудности они испытывают в организации коррекционной работы с детьми: порой проявляют психологическую некомпетентность. Вследствие чего невозможна реализация рекомендации педагога-психолога. Поэтому в работе с педагогами важнейшим является:

  • повышение психологической компетенции педагогов;
  • взаимодействие в вопросах анализа совместной деятельности;
  • разработки индивидуальных программ сопровождения, обсуждение итогов, эффективности.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР-детский сад № 102»

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

г.Новокузнецк

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР-детский сад № 102»

Индивидуальный образовательный маршрут

ФИО ребенка______________________________________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________________________________________________

    Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование_______________________________________________________________

    Фамилия имя отчество папы, возраст, образование_______________________________________________________________

    Дата начала ИОМ___________________________________________________________________________________________

    Причина постановки на учет: стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью______________________________________

    Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 4 года______________________________________________________

    Цель (ИОМ): открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребенка как личности; помощь в адаптации к  коллективу детей, развитие в ребенке удивлений от своих возможностей; поощрение и стимулирование индивидуальных_____ возможностей ребенка; вовлечение родителей в творческий процесс.___________________________________________________

   Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья._____________________________________________________________________________________________________

Количество занятий в неделю: 5 занятий_________________________________________________________________________

Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения,  индивидуальная работа.____

Ожидаемый результат:________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма работы с родителями:  консультации, практикум, собеседование, обмен опытом._________________________________

Родитель ______________________________________________________________________________________________

Диагностика развития ребенка

Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Читайте также:  Развитие познавательных способностей ребенка раннего возраста происходит

Физическое развитие                    

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соматическое развитие

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевое развитие

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности развития познавательных процессов

Память_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание____________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие___________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мышление___________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)

Виды трудностей (педагогическая симптоматика)

Причины трудностей

Содержание коррекционной работы

(деятельность воспитателя)

Личностные:

Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие

Несформированность представлений о себе, образе Я.

Воспитатель. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Выставки достижений детей. Оформление группового уголка «Звезда недели». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя»

 Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; «Если бы я был звездой». Рисование на темы: «Рисуем имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств»

 Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?

Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности

Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)»  Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»; «Волшебные очки»; «Путешествие по картине».Тематическое рисование с учетом трудности ребенка. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Использование междометий с различной интонацией («ай», «ой», «ух»). Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку».

Нарушение нравственных норм и правил поведения.

Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений

Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости».  Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро».   Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному»; «Поблагодари по-разному»

Коммуникативные:

Трудности во взаимодействии со взрослыми  

Неадекватная самооценка

 Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.)  Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы». 

Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями организационными, перцептивными, оперативными

 Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры: «Повтори задание»; «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами)  

Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый»; «Угадай, что понравится взрослому». Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку).  

 Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши». Включение ребенка в деятельность.

Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации

 Беседы на темы: «Мы здороваемся»; «Как обратиться с просьбой»; «Что делать, если ты потерялся?» . Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один). Игры: «Интервью»;. Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме»; «Позвони в магазин».

 Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей.

Трудности во взаимодействии со сверстниками

Неадекватная самооценка

 Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений «Самая дружная пара». Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы с диалогами

 Игры на формирование адекватной самооценки: «Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы»;

Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за…».  «Нарисуйте в паре с …», «Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря

Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками  

Недостаточное развитие мыслительных операций

Воспитатель. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает – не летает»; «Я знаю пять…»; «Хитрые вопросы». Психолог. «Четвертый лишний»; «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот».Игра «Назови сходство и различие двух предметов». Логопед. «Придумай загадку»; «Закончи предложение». «Расшифруй карту»   Примечание. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин

Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи

Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика. Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому».

Несформированность процессов произвольного внимания

Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с белым не дари» — для всех, но на разном материале. Игры на внимание (см. раздел «Произвольное внимание»).  

Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор; графический диктант; поиск с ориентированием — найти игрушку). Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям.

игры на развитие пространственнной ориентации

Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами – мимикой, жестами, интонацией

«Расскажи» стихи руками. Игра «Попугай». Театрализация, этюды.  

Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному».  

 Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом

Неумение находить способы разрешения конфликтов

Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека

Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Обыгрывание проблемных ситуаций.  

 Игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки»; «Ты похож на…»; «Спина к спине». Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т. д.)

 Упражнение на установление причинноследственных связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что…». Упражнение «Два друга». Примечание. Оказание помощи героям интриги.

Неадекватная самооценка

Разбор конфликтных ситуаций. Игра «Хорошо-плохо».   Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов.   Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок.

Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая

Несформированность умения осознать конкретные познавательные цели

Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Упражнение «Чем похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов» Игровой прием «Вспомни и назови», «Узнай, что мы загадали?».

Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности.

Игра «Из каких мы сказок?», Игра «Времена года», Игры со строительным материалом (по образцу, схеме). Игровой прием «Поручения».

Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности

Игра «Квартет», Игра «Найди дорожку», «Лото», игра с пальцами. Игра «Собери пирамидку», «Выкладывание узоров из мозаики». Упражнение «найди и обведи», Игра «Укрась салфетку так, как я скажу». Игра «Как их зовут?», Упражнение «Послушай, ответь и расскажи».

Читайте также:  Игра по развитию творческой активности ребенка

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                         Сетка занятости ребенка:

№ п/п

Дата

Тема занятия, количество часов

Деятельность воспитателя (используемые технологии, формы и методы)

Возможность работы с другими специалистами

Реализация индивидуального маршрута

№ п/п

Дата, время

Тема занятия

Содержание занятия (краткое)

Результат занятия

Цель (на что направлено):

(что удалось, а что необходимо доработать)

Динамический лист наблюдения

ФИО ребенка

Дата рождения:

Результаты диагностики

2015-2016 (за 3 месяца)

2015-2016 (за 3 месяца)

2015-2016 (за 3 месяца)

2015-2016 (за 3 месяца)

 Н.г

К.г.

 Н.г

К.г.

 Н.г

К.г.

 Н.г

К.г.

1.Физическое развитие

2.Познавательное развитие

3.Художественно-эстетическое развитие

4.Речевое развитие

5.Социально-коммуникативное развитие

Способы оценки успехов воспитанника: (Рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по работе с родителями:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пояснительная записка

В данном методическом пособии разработан индивидуальный образовательный маршрут ребенка, с проблемами в развитии в связи с болезнью, состоящий из видов, причин трудностей (педагогическая симптоматика) ребенка, вследствие чего организованы и описаны для ребенка условия обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений и навыков.

Содержательная часть индивидуального образовательного маршрута включает:

– Введение, где объясняется причина составления индивидуального образовательного маршрута ребенка, общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ, цель, задачи, количество занятий ИОМ, форма проведения ИОМ.

– Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

– Оздоровительный маршрут ребенка включает индивидуальный двигательный режим, закаливающие процедуры, физическую нагрузку и лечебно-профилактические мероприятия для ребенка.

– Сетка занятости ребенка, где указывается последовательность введения ребенка в общую со всеми детьми деятельность;

– Реализация индивидуального маршрута, где указывается тема, содержание, результат занятия и что необходимо доработать.

– Ведется динамический лист наблюдения, где вносятся все изменения. Цель такого наблюдения – коррекция  компонентов образовательного  процесса, выбор оптимальных форм  его организации. Имея  представление о желаемом результате в виде конкретных  критериев эффективности, в зависимости от результатов промежуточного   обследования можно своевременно   вносить изменения в ИОМ, для более качественного  осуществления  образовательного процесса и  действенности его для ребенка,  имеющего ограниченные возможн?