Действия родителей для определения педагогического маршрута ребенка с нарушением в развитии
Олеся Жураковская
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии
Фамилия, имя воспитанника:
Возраст:
Группа: средняя
Проблема: испытывает трудности при решении логических задач,
математических заданий:
– плохо понимает суть пространственных отношений;
– не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям; – не умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– не выделяет главное в воспринимаемой информации:
– не выполняет счетные операции;
– не сформированы временные представления;
-не понимает смысл предлагаемых заданий.
Цель: через систематические индивидуальные занятия формировать устойчивый интерес к математике, создать условия для успешности ребенка в ходе занятий, что создаст мотивацию и поможет ребенку освоить необходимый материал.
Периодичность занятий:1раз в неделю Длительность: 20 минут
Перспективный план маршрута
Период реализации Содержание индивидуальной работы (задания, упражнения, игры)
Сентябрь
1. Найди сходства и отличия в парах предметов. Подбери к одежде подходящую заплатку. Дай название каждой картинке. Сгруппируй предметы, сосчитай, сравни количество.
2. Вставь в пустое окошко таблицы недостающую фигуру. Сгруппируй предметы по смыслу. Дай название каждой группе. Раскрась палитры одинаково.
3. Найди мамам потерявшихся детенышей. Что изменилось? (пары фигур). Помоги мышкам. Определи закономерность и заполни таблицу.
4. Знакомство с равенством, неравенством. Знаки «равно», «неравно».
Октябрь
1. Сравнение множеств с помощью знаков равно и неравно. Покажи стрелками уменьшение (увеличение) предметов.
2. Игра «Третий лишний». Дупражнение «Когда это случилось»
3. Цепочка фигур. Измени цвет. Что еще изменилось?
4. Найди такой же формы, Какую геометрическую фигуру ты видишь, Найди домик.
Ноябрь
1. Состав числа 2. Сравнение множеств с помощью знаков. Игра «Четвертый лишний». Измени размер и форму.
2. Закрепление состава числа 2. Логическая цепочка «Какая фигура будет последней?». Заполни пустые клетки таблицы.
3. «Кто кому звонит?» Сложение. Знакомство со знаком +. Части и целое. Придумай название каждой картинке, зачеркни лишнее.
4. «Дорисуй и раскрась». Помоги муравьишке найти дорогу домой.
Декабрь
1. «На», «над», «под», «за». Сложение частей в целое в пределах трех, четырех. «Найди рисунок-двойник.
2. Состав числа 3.
3. Раскрась продолжая закономерность. Справа, слева. Сложение в пределах трех, четырех.
4. Игра «Четвертый лишний». Сложение в пределах пяти.
Январь
1. Состав числа 4.
2. «Внутри», «Снаружи». Часть числа и целое.
3. Вычитание. Знак «минус». Найди знакомые фигуры и раскрась.
4. «Между», «посередине». Вычитание в пределах трех, четырех
Февраль
1. Состав числа 5. Сложение. Вычитание. Части и целое.
2. «Найти лишнюю фигуру». Найти все варианты, объяснить свой выбор. Сгруппировать фигуры разными способами. По какому признаку?
3. Определи закономерность и нарисуй последнюю фигуру.
4. Нарисуй фигуры, изменяя два признака. Цифра 2. Повторение состава числа 2.
Март
1. «Поставь точки, соблюдая закономерность». Составь рассказ по картинке, запиши равенства. Нарисуй недостающие предметы.
2. Состав числа 6.
3. «Поставь столько точек справа, сколько слева предметов». Вычитание, сложение.
4. Найди закономерность, дорисуй картинку в последнем столбце.
Апрель
1. Зачеркни ненужные цифры. Сложение и вычитание. Определи – как надо раскрасить фигуры, раскрась их.
2. Цифра 7. Состав числа 7.Разбей фигуры: а) по цвету, б) по форме; в) по размеру. Игра «Четвертый лишний»
3. Дополни до четырех, вставь пропущенные цифры. Сложение и вычитание. Какой домик лишний, Почему? Раскрась все варианты.
4. «Дни недели». Формирование знаний дней недели.
Май
1. Число 8. Цифра 8. Состав числа 8. Зачеркни ненужные цифры. Помоги Васе выбраться из паутины.
2. «Впереди», «сзади». Выполни действия с помощью числового отрезка. Найди части и целое, выполни действия. Раскрась бусы, соблюдая закономерность.
3. «Столько же». Знаки «равно» и «неравно». Составь пары и сравни количество предметов с помощью знаков «равно» и «неравно».
4. Части суток.
Результат реализации индивидуального маршрута:
В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим затруднения в решении логических задач, математических заданий,к концу годичного цикла занятий: повысился познавательный интерес к математике; активизировалась мыслительная деятельность ребенка.
Ребенок свободно выполняет счетные операции; понимает суть пространственных отношений; осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям; сформированы временные представления; понимает смысл предлагаемых заданий.
Эти достижения помогут в дальнейшем преодолеть проблемы по математическому развитию дошкольника.
Источник
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в психоречевом развитии,
в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево
1. Сведения о ребёнке
– Ф. И. ребёнка – Вася З.
– Дата рождения – 18.05.2011 г.
– Ребенок поступил в МБДОУ из семьи.
2. Социальная характеристика семьи.
– Мать – безработная, имеет среднее неполное образование.
– Отец – постоянного места работы не имеет
– Есть старшие сестра и брат – школьники
– Статус семьи – неблагополучная.
– Степень участия в воспитании: мало занимаются воспитанием ребенка.
– Характер взаимоотношений родителей с ребенком – попустительское отношение родителей к воспитанию.
– Условия проживания, условия быта – семья из четырех человек проживает в отдельной двухкомнатной квартире. У ребенка нет отдельной комнаты, хороших условий для полноценного развития нет.
3. Соматическое здоровье: группа здоровья II, частоболеющий простудными заболеваниями, имеет общее недоразвитие речи (3 уровня), дневной сон хороший, быстро засыпает; аппетит отличный.
4. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, отмечается недостаточность мелкой моторики: карандашом, ножницами владеет с напряжением, ведущая рука – правая.
5. Характеристика познавательной сферы ребенка:
– внимание – недостаточно устойчивое, преобладает непроизвольное внимание, недостаточная концентрация внимания на существенных признаках.
– восприятие – Зрительное и слуховое восприятие в норме, страдает восприятие пространственных отношений: имеет нечеткие представления о правой и левой руке, понятиях «спереди», «сзади»…
– память – недостаточно хорошее запоминание. Слуховая память развита хуже чем зрительная. Произвольная память слабая – учит долго, плохо запоминает, быстро забывает.
– мышление – Словесно-логическое мышление развито недостаточно. Операциями анализа и синтеза владеет слабо. Видит лишний предмет, но дает своеобразное обоснование. Не всегда верно может обосновать свои ответы. Выделяет существенные признаки только с помощью взрослого.
6. Личностные особенности ребенка
Особенности поведения: Обучаемость низкая. Не всегда понимает учебные задания, указания, инструкции педагога. Помощь принимает и активно использует, на замечания реагирует адекватно. К игрушкам проявляет избирательный интерес, в игре все предметы использует в соответствии с их функциональным назначением.
Имеющиеся знания: Уровень овладения общеобразовательной программой – низкий. Запас общих сведений об окружающем отстает от возрастной нормы. Сформированность навыков рисования – слабая. Сформированность элементарных математических представлений – знает счет до 20, но не соотносит число с количеством, не умеет сравнивать числа. Знает некоторые буквы. Временные и пространственные представления не сформированы.
Уровень адаптивного поведения: Активный, легко вступает в контакт. Навыки коммуникации, самообслуживания сформированы.
Характеристика речи ребенка: владеет развернутой фразовой речью с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Отношение к занятиям НОД: работает медленно, не доводит начатое дело до конца, требует помощи педагога, затруднения, возникающие в процессе деятельности, не стремится преодолеть, бросает работу.
7. Долгосрочная цель сопровождения:
Создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей, формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.
8. Задачи:
– Разработать совместно с семьёй и педагогами план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии в соответствии с индивидуальными возможностями и требованиями образовательной программы МБДОУ.
9. Группа сопровождения
Родители: мама, папа.
Педагоги: старший воспитатель, воспитатель в группе, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
10. Координатор: воспитатель Никулина Тамара Петровна.
11. Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
Получение образования (программа обучения) в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево.
12. Срок реализации индивидуальной программы развития – 2017-2018 учебный год.
13. План психолого – педагогического сопровождения:
№ | Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
1 | Установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества. | Беседа и анкетирование родителей | Сентябрь | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель |
2 | Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Январь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель учитель-логопед |
3 | Исследование эмоциональных процессов | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель |
4 | Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., учитель-логопед |
5 | Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., учитель-логопед |
6 | Диагностика познавательного и речевого развития, социально – коммуникативного | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П. учитель-логопед |
7 | Информирование о результатах диагностических исследований | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель | |
8 | Взаимодействие с педагогами | Индивидуальные беседы Консультации | 1 раз в квартал | Старший воспитатель |
9 | Создание условий для психолого-педагогического сопровождения воспитанника | сентябрь | Администрация сада, педагоги | |
10 | Заполнение индивидуальной карты развития | 1 раз в месяц | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель | |
11 | Взаимодействие с семьёй. Психолого-педагогическое просвещение родителей | Консультации, беседы | 1 раз в месяц | воспитатель Никулина Т.П., учитель-логопед старший воспитатель |
12 | Поддержание интереса ребёнка, поощрение | постоянно | Родители, воспитатели | |
13 | Создание дома индивидуальных условий для развития. | сентябрь | Родители | |
14 | Индивидуальная работа с воспитанником по образовательным областям: – «Социально – коммуникативное развитие»; -«Познавательное развитие», «Речевое развитие»; | НОД, индивидуальные занятия, беседы | постоянно | Воспитатель, учитель-логопед |
15 | Перспективное планирование индивидуальной работы по разделам с учетом результатов в индивидуальной карте развития | Игры и упражнения | сентябрь | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель учитель-логопед |
16 | Развитие восприятия (сенсорных эталонов) | Игры и упражнения направленные на развитие пространственного восприятия, восприятия времени | Ежедневно | Воспитатель Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
17 | Развитие внимания | Игры и упражнения направленные на развитие объема внимания, концентрацию и устойчивость внимания | Ежедневно | Воспитатель Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
18 | Развитие памяти | Игры, упражнения для развития слуховой и зрительной памяти | Ежедневно | Воспитатель Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
19 | Развитие мышления | Задания направленные на развитие мыслительных операций: обобщения, анализ, синтез, сравнение | Ежедневно | Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
20 | Развитие речи | Логопедические занятия и занятия воспитателя: Формирование грамматических категорий, обогащение и активизация словаря, работа на слоговой структурой речи, развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, совершенствование грамматический строй речи, развитие связной речи. | 2 раза в неделю | Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
21 | Совместная деятельность с детьми и педагогами | Ежедневно | Воспитатели | |
22 | Совместная деятельность со своими родителями | Ежедневно | Родители | |
23 | Самостоятельная деятельность ребенка по интересам режимные моменты | Ежедневно | Воспитатели | |
24 | Оценка промежуточных результатов | Анкетирование, беседы | 1 раз в месяц | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель |
25 | Постановка дальнейших целей и задач | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель учитель-логопед |
Настоящий индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника подготовительной группы МБДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево» согласован с его родителями.
Источник
Марина Елистратова
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в речевом развитии
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в речевом развитии.
Для воспитанника Ашихмина Кирилла
Возраст ребенка 4 года
Проблема Слабо развит фонематический слух, неумение выговаривать звуки, слова, слоги. Слова заменяет жестами, испытывает трудности в общении с детьми.
Цель индивидуального маршрута Помощь в адаптации к коллективу детей, поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребёнка, вовлечение родителей в педагогический процесс.
Задача Овладение ребёнком коммуникативными навыками, становление фонематического слуха; помочь овладеть правильным произношением гласных и согласных звуков.
Периодичность занятий 1 раз в неделю, в течение 3 месяцев.
План на октябрь, ноябрь, декабрь года.
Используемые на занятиях игры и упражнения
Сентябрь
Цель: учить правильно произносить гласные и согласные звуки. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.
1. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук».
Предложив ребёнку поиграть, воспитатель знакомит его с правилами:
-Когда услышишь звук «А», стукни мячом об пол. Поймав мяч, повтори этот звук. А-У-О-У-А-А-О-У…
2. «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
– Я буду называть гласные звуки. Подбрось мяч, когда услышишь звук «У».
А-У-И-О-У-А-О-У-И-А-О-У…
3. «Слова».
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: Будем с тобой слова подбирать. Тебе начинать, а мне продолжать.
Ребенок Воспитатель
и-и-и – скра
и-и-и – гла
и-и-и – зба
и-и-и – зюм
и-и-и – ндеец
и-и-и – ней
и-и-и – гра
и-и-и – ндюк
и-и-и – менинник
и-и-и – риска
и-и-и – нструмент и т. д.
4. «Пильщики».
Воспитатель с ребёнком встают друг против друга, подают друг другу правую руку и начинают «пилить» взад и вперёд, произнося при этом слова:
Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела,
Ж-ж-ж-ж…
Треснула и стала,
Начинай сначала!
Октябрь
Цель: учить правильно произносить свистящие, шипящие и сонорные (р, л) звуки.
1. «Угадай, что свистит».
Воспитатель показывает картинку, на которой изображен насос, и просит ребенка сказать, как свистит воздух, когда выходит из насоса. (С-с)
– Правильно, выходящий из насоса воздух свистит «сердито»: с-с…Как он свистит? («Сердито»: с-с).
– А теперь послушай, как свистит тоненькая струйка воды, когда льётся из крана (показывает картинку). Она свистит нежно, мягко: сьсь… Давай посвистим вместе, как тоненькая струйка воды. Затем с ребёнком закрепляется произношения, опираясь на картинки.
2. «Выдели слово».
Воспитатель произносит слова и предлагает ребёнку хлопать в ладоши тогда, когда он слышит слова, в которых есть звук З («песенка комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др.
3. «Что в мешочке?».
Воспитатель показывает ребёнку мешочек, в котором лежит много интересных вещей. Ребёнок вытаскивает из мешочка одну игрушку и называет её. Затем педагог сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук Ц («песенка синички»). Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук Ц (цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица) и предлагает ребёнку перечислить их.
4. «Угадай чего не стало».
Воспитатель кладёт на стол 3-4 предмета (картинки, например, кошка, мишка, мышка, лошадка. Ребенок запоминает эти предметы, потом ему предлагают отвернуться или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен сказать, что убрано. Воспитатель следит за тем, чтобы ребёнок правильно произносил звук Ш в словах.
Ноябрь
1. «У кого кто?».
Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого животного и просит ребенка сказать, кто это. Затем спрашивает, как называют детёныша медведя, ежа и т. д. Воспитатель следит, чтобы ребенок четко произносил звук Ж в словах, выделяя его голосом: медвеж-ж-жата, ж-ж-же-ребята. Аналогично проводится упражнение на закрепление правильного произношения ребёнком звука Ч: волк-волчата, зайка-зайчата, кролик-крольчата, белка-бельчата, галка-галчата и т. д. Нужно, чтобы ребёнок называл детёнышей животных не только во множественном числе, но и в единственном числе: медвежонок, жеребёнок, зайчонок, волчонок и т. д.
2. «Отгадай, что взял Петрушка».
Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в названии которых есть звук Щ, просит ребёнка назвать их и запомнить. После этого появляется Петрушка, здоровается с ребёнком. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы ребёнок видел, что он возьмёт. Ребёнок закрывает глаза, а воспитатель убирает один из предметов. Ребенок открывает глаза и называет предмет, который взял Петрушка. Воспитатель спрашивает ребёнка зачем Петрушке нужна щётка? (Петрушке нужна щётка, чтобы чистить одежду; зубы, если щётка зубная). Постепенно воспитатель убирает все предметы, а ребёнок угадывает и говорит, зачем они нужны.
3. «Найди игрушку».
Воспитатель предлагает ребёнку посмотреть вокруг и назвать игрушки и предметы со звуком Л (Ль). Слушая ответы ребёнка, воспитатель просит его выделять в словах голосом звук Л (Ль) так, чтобы все его хорошо услышали, например, л-л-лампа, стол-л-л.
4. «Доскажи слово».
Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Ребёнок должен закончить это слово.
Ра-ра-ра – начинатся иг… (ра).
Ры-ры-ры – у мальчика ша… (ры).
Ро-ро-ро – у нас новое вед… (ро).
Ру-ру-ру – продолжаем мы иг… (ру).
Ре-ре-ре – стоит до на го… (ре).
Ри-ри-ри – на ветках снеги… (ри).
Вар-вар-вар – кипит наш само… (вар).
Дор-дор-дор – созрел красный поми… (дор).
Дир-дир-дир – мой папа коман… (дир).
Нарь-нарь-нарь – на стене висит фо… (нарь).
Ра-ра-ра – у мышки есть но… (ра).
Ре-ре-ре – носив воду в вед… (ре) и т. д.
Результаты индивидуальной работы Ребёнок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми, взрослыми и детьми. Понимает обращённую к нему речь. Отвечает на вопросы. Улучшается фонематический слух. С удовольствием участвует в словесных дидактических играх.
Рекомендации родителям Рекомендуется проговаривать чистоговорки, проводить беседы, выполнять упражнения для развития артикуляционного аппарата, артикуляционную и дыхательную гимнастику. Поддерживать устойчивый интерес к словесным играм. Рекомендовано, чтобы ребенок регулярно посещал ДОУ, слушать сказки на аудионосителях.
Источник