Деятельностный подход в процессе обучения как основа развития личности ребенка
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника
В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт, который предъявляет определенные требования к деятельности учителя. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию.
В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом педагогических условий, а также умениями учителя их создавать и развивать.
способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;
толерантность, терпение к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
Появилась необходимость совершенствования педагогической практики с целью существенного повышения качества психологических условий обучения, воспитания и развития учащихся, а также создания психологической комфортной среды для сохранения здоровья учащихся и учителя и наиболее полной реализации их способностей.
В связи я этим актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности.
Целью процесса обучения становится обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.
Достижение данной цели осуществляется через последовательное решение следующих задач.
Задачи:
систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения;
увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;
переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом в соответствии со своими возможностями;
обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций;
уже на первых этапах перехода повысить качество обучения в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;
включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;
вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым Госстандартам образования;
создание условий для повышения качества обученности, воспитанности школьников, интенсификация их общего развития.
Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении:
пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;
изменение психологических условий обучения;
создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
создание психологической комфортности;
равенство всех участников учебного процесса;
не принудительное привлечение детей к деятельности;
возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
вера в каждого ребенка;
способствовать речевому развитию;
максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
Итак, движущей силой развития ребенка является деятельность.
Для осуществления поставленных задач проводится формирование и отработка следующих видов деятельности:
Социальная – д еятельность, способствующая осознанию ребенком самого себя в окружающей действительности, развивающая навыки самообразования .
Учебно-познавательная – деятельность, направленная на овладение знаниями, развитие познавательных процессов.
Организационные – развитие коммуникативных навыков, формирование общих ценностей коллектива, развитие нравственных качеств ребенка.
Виды деятельности | Социальная | Учебно-познавательная | Организационная |
Приемы и формы организации | коллективное, межгрупповое взаимодействие; деловое сотрудничество. | индивидуальная; фронтальная; коллективная; групповая. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее понятие цели. Происходит опора на внутренние мотивы. Выбор способа действия осуществляется совместно с учащимися. У учащихся появляется вариативности, индивидуального выбора действия. Происходят позитивные внутренние изменения. Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения. | планирование и прогнозирование своей деятельности; самоконтроль; самооценка; обобщение. |
Обучить ребенка – значит постоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, его опыт. Новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.
Для увеличения эффективности путей активизации учения школьников, обеспечения их делового и речевого взаимодействия, возникла необходимость переосмыслить типовую схему учебного занятия. Таким образом, происходит формирование упомянутых выше видов деятельности. Урок включает следующие этапы:
1. Самоопределение к деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. | Высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке. Возможна самопроверка домашнего задания. |
2. Актуализация знаний. Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Помощь ученикам при включении в работу; организация живого диалога; создание проблемы перед изучением нового материала. | Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят; проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс. |
3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Создание настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного. | Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации. |
4. «Открытие» детьми нового знания. Цель: решение задачи, обсуждение проекта ее решения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация диалога; использование приемов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала. | Ведение диалога; групповая или парная работа. |
5. Первичное закрепление . Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация фронтальной работы; организация работы в парах по выполнению продуктивных заданий; исправление ошибок; при необходимости повторение материала заново. | Фронтальная работа, работа в парах; решение продуктивных задач; ведут обсуждение (учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения); учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность за результат учебного труда. |
6. Независимая самостоятельная практика учащихся. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Дает небольшой объем самостоятельной работы (2-3 задания); организация самоконтроля и самопроверки. | Самостоятельная работа (выполнение письменных работ); самопроверка по эталону. |
7. Самоконтроль и самооценка результатов. Цель: каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Применение индивидуальных эталонов в оценке труда. | Активизация оценочной деятельности через самооценку полученных результатов. |
8. Подведение итогов учебного занятия. Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Определение перспектив последующей работы; обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Осознание результатов своей учебной деятельности; Самооценка результатов своей работы и работы всего класса. |
Время, отводимое на каждый этап урока, может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией. Любое занятие представляет собой систему, создаваемую учителем для достижения конкретной цели.
Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:
1. «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).
2. Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).
3. Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).
4. Межгрупповое взаимодействие (при общении, введении общих закономерностей, формулировании фундаментальных для данного возраста детей оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения, самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).
5. «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
6. Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).
Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно отобрать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.
1. Использование дифференцированных заданий.
Мы считаем необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в первом классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35 минутного урока не пропала даром, чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе.
Включение в образовательный процесс ИКТ.
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития, а также средством управления образовательным процессом и обеспечением профессиональной деятельности учителя.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения, усилить мотивацию учения;
снижению дидактических затруднений у учащихся;
повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобщение школьников к достижениям информационного общества.
приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности;
развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности;
активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.
Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:
проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;
подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер;
самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
Продуктивность таких уроков очень высока.
2. Использование метода проектов.
В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.
Приведем пример проектного урока по предмету «Мир вокруг нас» в 4 классе.
Опыт нашей работы сопровождался мониторинговыми исследованиями благодаря которым происходило получение оперативной, точной и объективной информации о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса, что позволяло своевременно проводить коррекцию деятельности учителя и учащихся.
Цель мониторинга:
проанализировать и оценить результативность обучения;
оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей имеющегося контингента;
обобщить опыт данной работы, критически осмыслить, внести необходимые коррективы.
Проводимые на протяжении последних лет исследования уровня познавательных процессов показывают динамику и положительные результаты.
Рассмотрим динамику сформированности заявленных видов деятельности. Для обеспечения педагогической поддержки уровни сформированности достаточно определить как низкий, средний и высокий.
Диаграмма 1
«Динамика уровня сформированности социальных видов деятельности».
Диаграмма 2.
«Динамика уровня сформированности учебно-познавательных видов деятельности».
Диаграмма 3.
«Динамика уровня сформированности организационных видов деятельности».
Проводилось непрерывное отслеживание за состоянием уровня качества обученности школьников. Были разработаны тестовые задания по русскому языку и математике.
Учебный год предмет | Качество % | |
2016/2017 уч.год | Литературное чтение | 62 |
Русский язык | 77 | |
Математика | 60 | |
2017/2018 уч.год | Литературное чтение | 78 |
Русский язык | 80 | |
Математика | 84 | |
2018/2019 уч.год | Литературное чтение | 92 |
Русский язык | 85 | |
Математика | 92 | |
2019/2020 уч.год (итоги 1 четверти) | Литературное чтение | 95 |
Русский язык | 86 | |
Математика | 95 |
Современное начальное образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития ребенка. Опыт нашей работы способствует приобретению учащимися опыта разнообразной деятельности (учебно-познавательной, коммуникативной, практической и др.) как основы для развития личностных качеств и способностей. Это позволяет не только обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы, но и сформировать у учителя новый взгляд на начальное образование.
Источник
Системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника
Начальная школа дает сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать, говорить, но и формирует устойчивую потребность в саморазвитии и самообразовании. Каждому человеку, вступающему в этот сложный мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Поэтому учителю необходимо научить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий, развить его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, – формировать умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
В методологическую основу новых стандартов начального общего образования нового поколения положен системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Реализация системно-деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующими дидактическими принципами:
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности).
Уроки системно-деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это возможно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у учащихся возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию. Чтобы решить ее, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек формируется как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни. Это и есть системно-деятельностный подход.
Таким образом, системно-деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний. У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе; интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет познания ребёнка в области данной науки. Чтобы обеспечить развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений — от отношений в классе и до включения в общественно политическую жизнь взрослых.
Применяя системно-деятельностный подход на уроках и во внеурочной деятельности, я добилась значительных результатов в развитии своих учеников. Дети научились мыслить логически, не ждут готовых знаний, а добывают их сами; умеют работать в группах, парах, выслушивать позицию других и отстаивать собственное мнение. Я уверена, что проведенная мною работа поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.
Источник