Деятельностный подход к развитию ребенка
Анна Петрова
Деятельностный подход к развитию детей дошкольного возраста.
Деятельностный подход к развитию детей дошкольного возраста.
Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. Важнейшим условием успешной реализации всестороннего развития детей является деятельностный подход.
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы; живущая в согласии с природой, людьми, культурами; способная делать выбор и отвечать за него перед собой, семьей, Отечеством.
Система дошкольногообразования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Обновление содержания образования требует от нас, педагогов, поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих ребенка, развивающих его личность в процессе различных видов деятельности.
Речевая деятельность ребенка имеет ту же структуру, как и любой другой вид деятельности. И, прежде всего, это мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность. Мотивы у детей старшего возраста самые разнообразные:
Коммуникативный – потребность в речевом общении.
Экспрессивный – желание передать свои эмоции, впечатления, желания.
Познавательно – побудительный – спросить, почему так происходит.
Одним из основных мотивов является информационный – потребность поделиться своими знаниями, впечатлениями со сверстниками.
Изобразительное творчество – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.
Развивая творческие способности своих воспитанников, всегда помню, что ребёнок – не пустой сосуд, который я наполняю, а субъект творчества, маленький творец. В совместной с ним работе главное исходит от него, хотя сам он пока не имеет об этом представления. Никто, кроме меня, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. А моя цель – вести занятия так, чтобы перед маленьким художником всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная.
Важным стимулом развития художественного творчества у дошкольников считаю соблюдение определённых условий,таких как:
а) создание доброжелательной атмосферы, широкое использование игровых приемов обучения,
б) пополнение опыта детей художественными впечатлениями от образов искусства;
в) расширение знаний, умения в области разных видов изодеятельности;
г) организация творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, с использованием средств разных видов искусства;
д) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («На что похоже», «Закончи оформление» «Что общего между.?», «Где это можно применить?», «Хорошо-плохо» и другие) .
Поэтому я ставлю задачу: обогатить творческий, познавательный, литературный, деятельностный опыт ребенка. Ведь чем больше информации получит ребенок, тем сильнее будет его потребность поделиться ею со сверстниками и со взрослыми.
Организуя образовательный процесс, обеспечиваю детям потребность в получении новых знаний, используя вербальные методы и приемы обучения с проблемно-поисковой и прогностической направленностью. Проблемно-игровые, развивающие ситуации, разнообразные видеофильмы познавательного содержания, слайдовые презентации, используемые в работе, побуждают детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделится своими знаниями с детьми.
При формировании у детей мотивационной готовности к художественно-творческой деятельностиреализую следующие педагогические условия:
1. Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, нетрадиционными материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию детского творчества.
2.Создание атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом:
• проявление доброжелательности к детям, создание атмосферы сотрудничества в процессе продуктивной деятельности, отказ от резкой критики и отрицательных оценок творческой деятельности ребенка;
• поощрение высказываний и реализации детьми оригинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию, самовыражению;
• учет и формирование в художественно-творческой деятельности продуктивного мышления каждого из детей.
Когнитивный компонент творческой активности обеспечиваю с помощью соблюдения системы мер,таких как:
• рациональное соотношение объяснительно-иллюстративных и исследовательских, эвристических методов обучения;
• расширение кругозора детей за счет самостоятельного, творческого использования ими различных источников информации (книга, компьютер, телевизор, беседы и т. д.) ;
• контроль усвоения сообщаемых дошкольникам знаний на каждом из этапов проводимых занятий;
• использование тренинговых заданий, направленных на применение ранее изученного материала в новых условиях;
• комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей при освоении предлагаемого содержания (с коммуникативной, игровой, театрализованной и другими видами детской деятельности) .
Внедряя в практику своей работы деятельностный подход, стараюсь уйти от сообщения детям знаний в готовом виде за счет привлечения их к самостоятельному, инициативному поиску информации.Этому способствуют:
• решение дошкольниками «открытых» задач, предполагающих возможность поиска и нахождения нескольких правильных ответов (например, «сегодня у нас на занятии нет пластилина, но зато в своем волшебном сундучке, я нашла муку и соль. Как при помощи этих продуктов можно слепить одуванчик?»,
• нахождение сходств и отличий между предметами,
• определение эксцентрических возможностей использования хорошо знакомого предмета,
• установление взаимосвязей между видовой принадлежностью материала и его особенностями в процессе проведения совместных элементарных опытов-экспериментов и пр.
Главное, что необходимо помнить при организации работы – это предоставления ребенку возможности для поиска «правильного» решения. В случае возникновения затруднения ему нужно дать дополнительное время для размышления, лишь косвенно поддерживая интерес к возникшей проблеме.
Я организую образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний и умений.
При формировании у воспитанников компонента активности использую следующие методы и приемы:
• эвристическая беседа;
• инструктаж с пропущенным действием
• тренировочные упражнения на креативное применение умений;
• решение дивергентных задач;
• проблемно-игровые ситуации
• вариативные задания на поиск рациональных способов действия;
• экспериментирование с художественными материалами и способами их обработки;
• выполнение интегративных творческих работ, их анализ и оценка;
• игровые задания с креативной динамикой, мозговой штурм при проектировании замысла.
• вопросы поискового характера,такие как: «Подумай, как выполнить данную работу, с чего ты начнешь?», «Что можно предпринять, чтобы работа получилась неповторимой, оригинальной?», «Из какого материала можно изготовить это изделие, как его лучше оформить?» и т. д. ,
• прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали
Еще раз подчеркну, чтобы дети не повторяли последовательность заранее заданных операций, получая готовые рецепты по воссозданию конкретного образа, необходимо строить занятия так, чтобы, выполняя работу, они старались сами находить способы решения поставленной задачи.
Исходя из выше сказанного в нашем ДОУ, на основании деятельностного подхода, определенна следующая структура образовательной деятельности:
• создание проблемной ситуации,
• целевая установка,
• мотивирование к деятельности,
• проектирование решения проблемной ситуации,
• выполнение действий (заданий,
• анализ результатов деятельности,
• подведение итогов.
Внедряя в практику работы деятельностный подход, учу детей проявлять активность и самостоятельность, творчество и фантазию в изодеятельности; находить новые способы для воплощения художественного замысла; передавать в рисунках свои чувства, отношение к окружающему миру, экспериментировать с цветом, использовать различные способы действий с изобразительным материалом, применять нетрадиционные техники лепки и рисования. Результаты педагогической диагностики показали положительную динамику развития у воспитанников вышеизложенных умений и навыков, что говорит о качестве предоставляемых образовательных услуг.
Источник
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.
Я хочу познакомить вас с моим опытом работы по проблеме «Использование технологии деятельностного подхода детей дошкольного возраста».
Педагоги должны готовить своих воспитанников к переменам, развивая у них такие качества как креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность. Очень часто, стремясь «ПОДГОТОВИТЬ ребенка к школе», и педагоги и родители считают, что в детском саду ребенка надо научить читать, считать, писать буквы и т.д. То есть, ребенок должен делать то, что для него сейчас не имеет никакого практического и эмоционального значения, а значит не интересно. Детей можно воспитывать и обучать, но нельзя заставить жить и развиваться. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Цель моего выступления: рассказать о технологии деятельностного подхода, о том, как можно использовать технологию деятельностного подхода на практике.
В процессе реализации этой технологии ребёнок не получает знания в готовом виде от взрослого, а добывает их самостоятельно, хочу обратить ваше внимание, что в этом и заключается сущность технологии деятельностного подхода, который способствует повышению уровня обученности, воспитанию положительного отношения к интеллектуальному труду, формирует умение организовать свою деятельность и последовательно добиваться своей цели.
Деятельностный подход-это целенаправленный процесс, когда деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития ребёнка.
Деятельностный подход к образованию предполагает
– наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)
– наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить),
– умение контролировать свои действия по достижению поставленного результата, то есть высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию.
В дошкольных учреждениях следует использовать приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Например:
- Метод проектов.
Цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития деятельности детей.
С помощью этого метода:
– Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы.
– развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия.
- ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).
Цель ТРИЗ – развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Игры:
«Хорошо – плохо»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» – идут по цепочке.
Ход игры:
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
«На что похоже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.
Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … – все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
– все учебники
– все спички
– ручки
– ластики.
Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Игра «маятник» (Хорошо-плохо)
(со средней группы)
Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.
Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.
Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.
Например:
Укол | |
(+) | (-) |
Лечит Быстро выздоравливаешь | Больно Лекарство дорогое страшно |
Дождь | |
Растут растения Пьют воду Моются водой Пыль сбрызгивает Красиво холодит | Промокнешь Лужи появляются Гулять нельзя Белье намокло |
Игра «Изобретатель»
(со старшей группы)
Цель: учить пользоваться приемом разделения – соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.
Ход: 10 картинок предметных.
- рассмотреть каждый предмет и его функцию.
- «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
- Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
- Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.
Затем обсудить функцию нового предмета.
3)Мнемотехника.
Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Цели:
– развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;
– освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;
– развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
– развитие творческих способностей: фантазии, воображения;
– развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4) Эксперементирование.
Цели :
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
5) Развивающие игры В.В.Воскобовича.
Цель методики «Сказки Фиолетового Леса» – развитие познавательно-творческих способностей детей 4-5 лет в условиях организации этого процесса в игровой форме.
Содержание методики «Сказки Фиолетового Леса», организация детской деятельности направлены на развитие творческих способностей, гибкости и подвижности ума у детей. Проблемные ситуации в игровом сюжете развивают у детей самостоятельность мышления, способность находить решение, иногда нестандартное или фантастическое, и попробовать доказать его правильность. Вопросы «почему» помогают детям устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В методике используются элементы технологии ТРИЗ, которые направлены на развитие у детей среднего дошкольного возраста творческого воображения, гибкости мышления, способности видеть знакомый предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоположные свойства привычных предметов и явлений. Приемы ТРИЗ придают игровым ситуациям занимательность и дополнительную мотивацию. Взрослый создает чувство внешней и внутренней безопасности, не высказывая отрицательной оценки и критических замечаний, и ребенок может свободно высказывать свое мнение, предлагать варианты решения задачи, выбирать способы действия.
В игровом общении детей друг с другом и взрослым развиваются речь и коммуникативная культура, создается ощущение свободы и комфорта. Дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют простые сюжетные рассказы (например, на тему «Что увидел сказочный герой во время путешествия?»), беседуют друг с другом и со взрослым.
Методика разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнять физические упражнения, поучаствовать в экспериментировании, нарисовать придуманный предмет, представить себя персонажем и от его лица рассказать, показать, как он действует.
Первый вариант игры – это организация реально существующей среды в отдельной комнате или игровом уголке на тему «Фиолетовый Лес». Это мир фантазии и творчества, населенный необычными существами, в котором есть сказочные поляны, города, озера, ручьи, острова, школы и др., связанные с играми определенной направленности и линиями усложнения.
Второй вариант – это использование воображаемого Фиолетового Леса в совместной деятельности детей и взрослых. В этом случае используются только сюжетные линии сказок и фигурки персонажей к ним.
6) Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение в детском саду – это такая организация
взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под
руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную
самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Проблемный вопрос – это не просто воспроизведение знания, которое уже
знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей.
Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
7) Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре
дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально
создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или
моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой
игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных
черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития,
решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в
сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами
устанавливают игровые правила, следят за выполнением,
регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
8)Интерактивная технология (ИКТ).
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Данные технологии предполагают самостоятельную деятельность детей,
радость открытия, саморазвитие.
Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников
- Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).
- Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
- Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» – это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).
- Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).
- Играйте с детьми каждый день.
- Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …».
- Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №47»
Использование деятельностного подхода в совместной деятельности с дошкольниками(выступление на педагогическом совете).
Подготовила
Бартенева Д.А.
Воронеж 2015
Используемая литература:
- Петерсон Л.Г., Абдиллина Л.Э. Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников// Управление ДОУ.- 2013.-№ 2
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.- с.60-65
- https://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-100699.html
- Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов.
Источник