Деятельностный подход к развитию личности ребенка

Анна Петрова
Деятельностный подход к развитию детей дошкольного возраста.

Деятельностный подход к развитию детей дошкольного возраста.

Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. Важнейшим условием успешной реализации всестороннего развития детей является деятельностный подход.

Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы; живущая в согласии с природой, людьми, культурами; способная делать выбор и отвечать за него перед собой, семьей, Отечеством.

Система дошкольногообразования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Обновление содержания образования требует от нас, педагогов, поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих ребенка, развивающих его личность в процессе различных видов деятельности.

Речевая деятельность ребенка имеет ту же структуру, как и любой другой вид деятельности. И, прежде всего, это мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность. Мотивы у детей старшего возраста самые разнообразные:

Коммуникативный – потребность в речевом общении.

Экспрессивный – желание передать свои эмоции, впечатления, желания.

Познавательно – побудительный – спросить, почему так происходит.

Одним из основных мотивов является информационный – потребность поделиться своими знаниями, впечатлениями со сверстниками.

Изобразительное творчество – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.

Развивая творческие способности своих воспитанников, всегда помню, что ребёнок – не пустой сосуд, который я наполняю, а субъект творчества, маленький творец. В совместной с ним работе главное исходит от него, хотя сам он пока не имеет об этом представления. Никто, кроме меня, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. А моя цель – вести занятия так, чтобы перед маленьким художником всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная.

Важным стимулом развития художественного творчества у дошкольников считаю соблюдение определённых условий,таких как:

а) создание доброжелательной атмосферы, широкое использование игровых приемов обучения,

б) пополнение опыта детей художественными впечатлениями от образов искусства;

в) расширение знаний, умения в области разных видов изодеятельности;

г) организация творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, с использованием средств разных видов искусства;

д) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («На что похоже», «Закончи оформление» «Что общего между.?», «Где это можно применить?», «Хорошо-плохо» и другие) .

Поэтому я ставлю задачу: обогатить творческий, познавательный, литературный, деятельностный опыт ребенка. Ведь чем больше информации получит ребенок, тем сильнее будет его потребность поделиться ею со сверстниками и со взрослыми.

Организуя образовательный процесс, обеспечиваю детям потребность в получении новых знаний, используя вербальные методы и приемы обучения с проблемно-поисковой и прогностической направленностью. Проблемно-игровые, развивающие ситуации, разнообразные видеофильмы познавательного содержания, слайдовые презентации, используемые в работе, побуждают детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделится своими знаниями с детьми.

При формировании у детей мотивационной готовности к художественно-творческой деятельностиреализую следующие педагогические условия:

1. Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, нетрадиционными материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию детского творчества.

2.Создание атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом:

• проявление доброжелательности к детям, создание атмосферы сотрудничества в процессе продуктивной деятельности, отказ от резкой критики и отрицательных оценок творческой деятельности ребенка;

• поощрение высказываний и реализации детьми оригинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию, самовыражению;

• учет и формирование в художественно-творческой деятельности продуктивного мышления каждого из детей.

Когнитивный компонент творческой активности обеспечиваю с помощью соблюдения системы мер,таких как:

• рациональное соотношение объяснительно-иллюстративных и исследовательских, эвристических методов обучения;

• расширение кругозора детей за счет самостоятельного, творческого использования ими различных источников информации (книга, компьютер, телевизор, беседы и т. д.) ;

• контроль усвоения сообщаемых дошкольникам знаний на каждом из этапов проводимых занятий;

• использование тренинговых заданий, направленных на применение ранее изученного материала в новых условиях;

• комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей при освоении предлагаемого содержания (с коммуникативной, игровой, театрализованной и другими видами детской деятельности) .

Читайте также:  Проведение антропометрии оценка по таблице физического развития ребенка

Внедряя в практику своей работы деятельностный подход, стараюсь уйти от сообщения детям знаний в готовом виде за счет привлечения их к самостоятельному, инициативному поиску информации.Этому способствуют:

• решение дошкольниками «открытых» задач, предполагающих возможность поиска и нахождения нескольких правильных ответов (например, «сегодня у нас на занятии нет пластилина, но зато в своем волшебном сундучке, я нашла муку и соль. Как при помощи этих продуктов можно слепить одуванчик?»,

• нахождение сходств и отличий между предметами,

• определение эксцентрических возможностей использования хорошо знакомого предмета,

• установление взаимосвязей между видовой принадлежностью материала и его особенностями в процессе проведения совместных элементарных опытов-экспериментов и пр.

Главное, что необходимо помнить при организации работы – это предоставления ребенку возможности для поиска «правильного» решения. В случае возникновения затруднения ему нужно дать дополнительное время для размышления, лишь косвенно поддерживая интерес к возникшей проблеме.

Я организую образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний и умений.

При формировании у воспитанников компонента активности использую следующие методы и приемы:

• эвристическая беседа;

• инструктаж с пропущенным действием

• тренировочные упражнения на креативное применение умений;

• решение дивергентных задач;

• проблемно-игровые ситуации

• вариативные задания на поиск рациональных способов действия;

• экспериментирование с художественными материалами и способами их обработки;

• выполнение интегративных творческих работ, их анализ и оценка;

• игровые задания с креативной динамикой, мозговой штурм при проектировании замысла.

• вопросы поискового характера,такие как: «Подумай, как выполнить данную работу, с чего ты начнешь?», «Что можно предпринять, чтобы работа получилась неповторимой, оригинальной?», «Из какого материала можно изготовить это изделие, как его лучше оформить?» и т. д. ,

• прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали

Еще раз подчеркну, чтобы дети не повторяли последовательность заранее заданных операций, получая готовые рецепты по воссозданию конкретного образа, необходимо строить занятия так, чтобы, выполняя работу, они старались сами находить способы решения поставленной задачи.

Исходя из выше сказанного в нашем ДОУ, на основании деятельностного подхода, определенна следующая структура образовательной деятельности:

• создание проблемной ситуации,

• целевая установка,

• мотивирование к деятельности,

• проектирование решения проблемной ситуации,

• выполнение действий (заданий,

• анализ результатов деятельности,

• подведение итогов.

Внедряя в практику работы деятельностный подход, учу детей проявлять активность и самостоятельность, творчество и фантазию в изодеятельности; находить новые способы для воплощения художественного замысла; передавать в рисунках свои чувства, отношение к окружающему миру, экспериментировать с цветом, использовать различные способы действий с изобразительным материалом, применять нетрадиционные техники лепки и рисования. Результаты педагогической диагностики показали положительную динамику развития у воспитанников вышеизложенных умений и навыков, что говорит о качестве предоставляемых образовательных услуг.

Источник

Доклад по теме: «Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных интересов»

Липатова Ирина Михайловна.

2012 год.

Цель: 1.Применение деятельностного подхода на уроках в начальной школе.

           2.Влияние деятельностного подхода на развитие  у детей              познавательных процессов.

        Слайд №1.

Урок есть важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики. Ему несколько  сотен лет и ещё долгое время он будет служить воспитанию и образованию подрастающего поколения. Однако общественность начала выражать всё более усиливающееся беспокойство по поводу качества развитости и знаний.

Уроки стали более походить на схватки учителей с учениками. Когда первые отчаянно пытаются их образумить, а вторые упорно не хотят образумиться.
                                                 
        Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. 

Слайд №2
              Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Великая цель образования – это не знания, а действия». 

Личность ребёнка измеряется тем, как он ведёт себя на уроке, в чём и как себя проявляет, с чем приходит на урок и с чем уходит. И надо чтобы они дети и урок любили друг друга. Вот некоторые высказывания из сочинений учеников  7 классов на тему «Здравствуй урок!» я прочитала в книге Ш.А. Амонашвили

-Здравствуй урок и давай тут же прощаться.

-Что мне делать, урок, если всё время смотрю на часы, когда ты кончишься?

-Урок, тебя надо отправить на заслуженную пенсию.

– Ты мой мучитель, мой плохой сон, мой испорченный день.

-Мне тебя жаль, урок, ты –  жертва учителей.
             
      Вот  почему происходит системный переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

Что же он означает?

Слайд №3.

Заинтересованность учащихся в учебной деятельности, получение удовольствия от достигнутых результатов.

Читайте также:  Как определить что у ребенка отклонения в развитии

Слайд 4.

Методологической основой ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено А.Г Асмоловым с целью интеграции системного и деятельностного подходов, до определенного времени  находившихся в оппозиции друг к другу.

Прежде всего что же даёт  системно – деятельностный подход учителю

Слайд №5. 

Что дает системно-деятельностный подход учителю?

  1. Систематизировать знания об активизации деятельности учащихся
  2. «Увидеть» себя, свой педагогический  опыт в новой системе обучения
  3. Приходить к новому способу обучения  поэтапно
  4. Уже на первых этапах повысить  качество образования
  5. Включиться в инновационный процесс
  6. Вырасти профессионально
  7. Обеспечить достаточную полноту и качество формирования УУД .  

Слайд № 6.

Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. 

Слайд №7.

Очевидно, что знание, которое ребенок сам «открыл», наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено… Включение ребенка в деятельность…активизирует его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию». В.В. Давыдов

Слайд № 8.

Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, то, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.  Это может быть, как создание проблемной ситуации. Ведь как принято любая проблема требует решения.

Каковы же пути реализации деятельностного подхода

Слайд №9.

А)организация работы над  понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи – к ее решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний; 

  Б) целенаправленная организация речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.  

Слайд №10.

Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели прежде всего это:

– создание и постоянное поддержание у детей   познавательного мотива;

 – осознание того вопроса, на который   требуется, интересно найти ответ.

Слайд №11.

Какие при этом должны быть выполнены действия для приобретения недостающих знаний.

«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска, поставить перед детьми какую- то проблему…» 

 «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления».

Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции использую на уроках

Слайд №12.

1.Задания, для выполнения которых недостаёт знаний. 

2. Заголовки-вопросы.

3. Наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения. 

4. Вопросы, суждения, ошибки  персонажей.

Проблемные ситуации присутствуют и в учебниках УМК «Начальная школа XXI века» это введение  персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая различные точки зрения. Вопросы: «Кто прав?» становятся отправной точкой дальнейшего поиска.

К примеру на уроках русского языка при изучении темы : «Речевые ситуации». Где встаёт проблема, как вежливо уметь отказать другу или знакомому, если он просит у тебя книгу, а книга не твоя и ты её не можешь дать.

На уроках математике или  русского языка упражняемся в поиске и исправлении специально допущенных ошибок. Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься.

Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть.

  Большая роль в развитии личности отводится игре. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя решают проблемы, выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

   В учебный материал можно включить содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания. Такие как: отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах,   быстрее нарисуй, найди, кто спрятался, найди сходство и различие.

Слайд №13.

Какой способ позволяет выполнить указанное условие.

Это правильная постановка учебной задачи, т.е. создание проблемной ситуации на уроке.

Если  представить эти возможности, обеспечить их как фактор школьной жизнедеятельности, то образование в корне изменит свое содержание и формы, станет по-настоящему современным и динамичным. 

Читайте также:  Цели развития ребенка в детском саду

Источник

Личностно–деятельностный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. (Е. Н. Степанов)

Деятельностный подход – это:

• Субъектно-ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие коммуникативную, предметную и другие виды компетентностей ребенка и его самого как личность.

• Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Ставит следующие задачиперед педагогом:

• Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

• Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

• Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка, т.е. в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.

Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода: в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, он создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

«Ведущая деятельность» – деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.

Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней.

Специфика дошкольного образования: процесс обучения является, по сути, процессом усвоения знаний в других видах деятельности.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, Он определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса.

Создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, обеспечивается как через использование форм, методов и приемов, уже апробированных в российской образовательной практике, так и через авторские технологии.

Под личностным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностный подход имеет много общего с индивидуальным подходом, но отличается тем, что преследует главную цель – развитие личности, «принятие ее такой, какая она есть», а не ее «переделывание» под заданный стандарт и подавление. Личностный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Личностный подход как основа организации образовательного процесса означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым ребенок осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях: взрослых и сверстниках.

Принципы личностного подхода: принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление детей к их проявлению и развитию.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и воспитателя – главная задача дошкольного образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их развитию.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Воспитанник должен развиваться и воспитываться в условиях постоянного выбора, обладать субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательного процесса и жизнедеятельности в группе.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка и уникальность группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности.

Принцип доверия и поддержки.

Технологическая составляющая личностного подхода: диалогичность; деятельностно – творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление детям необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов деятельности и поведения.

Источник