Деятельность в психологическом развитии ребенка и подростка

Деятельность в психологическом развитии ребенка и подростка thumbnail

Психологическое развитие — формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.

Психологическое развитие и деятельность ребенка — главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.

Свойства психологической деятельности:

  1. Толчок к формированию иных видов деятельности;
  2. Преобразование личных психических процессов;
  3. Психологические видоизменения личности ребенка.

Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.

Периоды развития и свойственные им виды деятельности:

  • С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность — социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и ходить, ползать и сидеть).

Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).

Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.

Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.

  • С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей,
    которые показывают принцип работы с этим предметом.

Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

  • С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь — становится более сложной в структуре предложений.

  • С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).

Задача родителей в подготовке:

  1. Памяти;
  2. Речи;
  3. Чтения и математике;
  4. Логического мышления;
  5. Коммуникабельности;
  6. Дисциплины и режима дня.
  • С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.

Произошедшие изменения:

  1. Расширение круга авторитетов — учитель;
  2. Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
  3. Ученик — объект оценивания;
  4. Партнерские взаимоотношения.

С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.

Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия.
В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.

  • С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.

Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.

Психологическое развитие и обучение ребенка

Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.

Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.

Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.

В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.

Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.

Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.

При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.

Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:

  • Задать подсказывающие вопросы;
  • Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
  • Подсказать общую его суть.

Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.

Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.

Деятельность и обучение играют большую неразрывную роль в психологическом развитии . Все имеет свое место и время, и наша задача (родителей) вовремя предоставить ребенку необходимые знания, которые он может воспринять благодаря определенной деятельности.

Источник

Ïî äàííûì ÂÎÇ, çà ïîñëåäíèå 30 ëåò íàáëþäàåòñÿ çàìåòíûé ðîñò ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, â òîì ÷èñëå è òÿæåëûõ. Ïîíÿòíî, ïî÷åìó êíèãà Îòòî Êåðíáåðãà, ïîñâÿùåííàÿ èññëåäîâàíèþ ñåðüåçíûõ ëè÷íîñòíûõ ïàòîëîãèé, î÷åíü àêòóàëüíà è ñâîåâðåìåííà ñåé÷àñ.

Îòòî Ôðèäìàíí Êåðíáåðã (Otto F Kernberg)

Îòòî Êåðíáåðãà íå çðÿ â ðàçíûõ èñòî÷íèêàõ, îáó÷àþùèõ ïðîãðàììàõ íàçûâàþò æèâûì êëàññèêîì. Ñ 1997 ïî 2001 ãã. îí âîçãëàâëÿë Ìåæäóíàðîäíóþ Ïñèõîàíàëèòè÷åñêóþ Àññîöèàöèþ. Áûë ïðîôåññîðîì ïñèõèàòðèè Êîðíóýëëñêîãî Óíèâåðñèòåòà. Ïî÷åòíûé äîêòîð, àâòîð è ñîàâòîð áîëåå 20 êíèã, ëàóðåàò ìíîæåñòâà ïî÷åòíûõ ìåæäóíàðîäíûõ ïðåìèé, ðåãàëèé è íàãðàä. Îí âíåñ áîëüøîé âêëàä â èçìåíåíèå è ðàçâèòèå ñîâðåìåííîãî ïîäõîäà ê òåðàïèè òÿæåëûõ ðàññòðîéñòâ ëè÷íîñòè [2, Ñ. 201].

Èìåííî òàê è íàçûâàåòñÿ îäíà èç åãî êíèã: «Òÿæåëûå ëè÷íîñòíûå ðàññòðîéñòâà», âûøåäøàÿ íà ðóññêîì ÿçûêå â èçäàòåëüñòâå «Êëàññ» [1].

Êåðíáåð㠖 âñåìè ïðèçíàííûé àâòîðèòåò â ýòîé íåïðîñòîé òåìå. Î÷åíü ìíîãî âíèìàíèÿ îí óäåëèë èññëåäîâàíèþ ðàññòðîéñòâ ëè÷íîñòè, áîëåå òÿæåëûõ, ÷åì íåâðîçû. Ñàì ðàçðàáîòàë íîâûé ïîäõîä ê òåðàïèè òàêèõ íàðóøåíèé. Ýòî ïîçâîëèëî ïîëó÷àòü õîðîøèå, ñòîéêèå ðåçóëüòàòû òàì, ãäå êëàññè÷åñêàÿ àíàëèòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ è òåì áîëåå ïñèõîàíàëèç íå ïîìîãàëè.

«…íåò ñîìíåíèé, ÷òî ïðî÷åñòü ýòó êíèãó ïðîñòî íåîáõîäèìî êàæäîìó çàíèìàþùåìóñÿ ïñèõîòåðàïèåé, è îñòàåòñÿ ñîæàëåòü, ÷òî åå ïåðåâîä ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî ñåé÷àñ. Äî ñèõ ïîð åå îòñóòñòâèå îùóùàëîñü êàê ñâîåãî ðîäà “áåëîå ïÿòíî” â ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé è ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ëèòåðàòóðå íà ðóññêîì ÿçûêå.»

«Õî÷åòñÿ îáðàòèòü âíèìàíèå ðîññèéñêîãî ÷èòàòåëÿ åùå íà îäèí ìîìåíò, äåëàþùèé ýòó êíèãó îñîáåííî àêòóàëüíîé èìåííî äëÿ íàñ. Óâåëè÷åíèå ÷èñëà íåíåâðîòè÷åñêèõ (ò. å. áîëåå íàðóøåííûõ) ïàöèåíòîâ â ïñèõîòåðàïèè è ïñèõîàíàëèçå õàðàêòåðíî äëÿ âñåãî ìèðà è èìååò ðàçëè÷íûå ïðè÷èíû, íî â íàøåé ñòðàíå ýòà òåíäåíöèÿ åùå áîëåå âûðàæåíà ïî ïðè÷èíå ïñèõîëîãè÷åñêîé íåãðàìîòíîñòè íàñåëåíèÿ. Ê ñîæàëåíèþ, ïîêà âñå åùå “íå ïðèíÿòî” îáðàùàòüñÿ çà ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùüþ, è ê ïñèõîòåðàïåâòàì ïðèõîäÿò òå, êòî óæå íå ìîæåò íå îáðàòèòüñÿ.»

Ìàðèÿ Òèìîôååâà ─ ïñèõîàíàëèòèê, äåéñòâèòåëüíûé ÷ëåí Ìîñêîâñêîãî Ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî Îáùåñòâà, ÷ëåí Ìåæäóíàðîäíîé Ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé Àññîöèàöèè (Èç ïðåäèñëîâèÿ ê ðóññêîìó èçäàíèþ)

Îñòàíîâèìñÿ íà íàèáîëåå âàæíûõ òåìàõ êíèãè Êåðíáåðãà

 êíèãå àâòîð î÷åíü äîñêîíàëüíî ðàññìàòðèâàåò âîïðîñû äèàãíîñòèêè òÿæåëûõ ëè÷íîñòíûõ ðàññòðîéñòâ. Êåðíáåðã ïîäðîáíî çíàêîìèò íàñ ñî ñòðóêòóðíûì ïîäõîäîì è ñòðóêòóðíûì èíòåðâüþ â ñâîåé ðàáîòå.

Îí î÷åíü õîðîøî îïèñûâàåò è ñðàâíèâàåò îñîáåííîñòè òåðàïèè ïîãðàíè÷íîé ëè÷íîñòè, ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ðàáîòå, òåõíèêó ðàáîòû ñ ïåðåíîñîì â ðàçíûõ òèïàõ ïñèõîòåðàïèè.

Îñîáûì èíòåðåñîì Êåðíáåðãà âñåãäà áûëà íàðöèññè÷åñêàÿ ëè÷íîñòü, åå ñòðóêòóðà, ôîðìèðîâàíèå, àíàëèç õàðàêòåðà, àôôåêòû è âëå÷åíèÿ, îñîáåííîñòè òåðàïèè è ðàáîòû ñ ïåðåíîñîì. Îí ðàññìàòðèâàåò ðàçíûå ïîäõîäû â èññëåäîâàíèè íàðöèññèçìà, íîðìàëüíûé è ïàòîëîãè÷åñêèé íàðöèññèçì. Àâòîð âûäåëÿåò íàðöèññè÷åñêóþ ëè÷íîñòü â îñîáóþ êàòåãîðèþ, îòäåëüíóþ îò ïîãðàíè÷íîé, íåâðîòè÷åñêîé è ïñèõîòè÷åñêîé.

 ñâîåé êíèãå îí îïèñûâàåò åùå ðÿä âàæíûõ òåì, òàêèõ êàê ãëóáîêàÿ ðåãðåññèÿ, åå äèàãíîç è òåðàïèÿ. Ðàññìàòðèâàåò ñëîæíûå ñèòóàöèè â òåðàïèè. Äèàãíîñòèêó è ðàáîòó ñ ïàöèåíòàìè, ó êîòîðûõ íàáëþäàåòñÿ ñóèöèäàëüíûé ðèñê. Îñòàíàâëèâàåòñÿ íà ïàöèåíòàõ ñ ñèëüíûìè íàðóøåíèÿìè Ñóïåð Ýãî, ðàçáèðàåò ïàðàíîèäíóþ ðåãðåññèþ è çëîêà÷åñòâåííûé íàðöèññèçì.

Êåðíáåðã îñòàíàâëèâàåòñÿ íà òîì, êàê ïðîòåêàåò òåðàïèÿ â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà, êàê ïðîõîäèò ëå÷åíèå òÿæåëûõ ïàòîëîãèé ïðè äëèòåëüíîì íàõîæäåíèè â áîëüíèöå.

Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà Êåðíáåðãà

Íåñîìíåííî, âíà÷àëå, ñàìûé âàæíûé âîïðîñ – ýòî äèàãíîñòèêà. Íóæíî îïðåäåëèòü, ñ ÷åì ìû èìååì äåëî? Ýòî íå òàê ïðîñòî, åñëè ðå÷ü èäåò î ðàññòðîéñòâàõ ëè÷íîñòè è åñòü ïîäîçðåíèÿ íà ïîãðàíè÷íóþ ïàòîëîãèþ. Ê ñîæàëåíèþ, ýòèõ íàðóøåíèé ñòàíîâèòñÿ âñå áîëüøå, â ñðàâíåíèè ñ áîëåå ñîõðàííûìè íåâðîòè÷åñêèìè óðîâíÿìè, äëÿ êîòîðûõ è áûë ðàçðàáîòàí àíàëèç.  ñâîåé ðàáîòå àâòîð îïèñûâàåò ñâîé îñîáûé ïîäõîä ê äèàãíîñòèêå.

Ñòðóêòóðíûé ïîäõîä â äèàãíîñòèêå Êåðíáåðãà

Êåðíáåðã ïîä÷åðêèâàåò îñîáåííóþ çíà÷èìîñòü äèôôåðåíöèàëüíîãî äèàãíîçà ïðè ðàáîòå ñ ïîãðàíè÷íûìè íàðóøåíèÿìè. Âàæíî õîðîøî ïîíèìàòü, ñ ÷åì ìû èìååì äåëî, íå ïóòàòü ïîãðàíè÷íûå ðàññòðîéñòâà íè ñ íåâðîçàìè, íè ñ ïñèõîòè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè ëè÷íîñòè. Ðàíåå â ïñèõèàòðèè áûë ðàñïðîñòðàíåí îïèñàòåëüíûé ïîäõîä. Îí, êîíå÷íî, èìååò ñâîè ïëþñû, íî ñèëüíî ïðîèãðûâàåò ïðåäëàãàåìîìó àâòîðîì ñòðóêòóðíîìó ïîäõîäó. Òàê æå íåäîñòàòî÷åí è ãåíåòè÷åñêèé ïîäõîä, ïîòîìó ÷òî îí íå ïîìîãàåò ðåøèòü êëèíè÷åñêóþ ïðîáëåìó. Îñîáåííî íåîáõîäèì ñòðóêòóðíûé ïîäõîä, åñëè èäåò ðå÷ü î ñëîæíûõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ïîñòàâèòü äèàãíîç íå ïîëó÷àåòñÿ ñðàçó.

Àâòîð ïðèçíàåò, ÷òî ýòîò ïîäõîä áîëåå òðóäíûé, â ìåòîäå åñòü ðÿä ñëîæíîñòåé, îò ñïåöèàëèñòà, ïðîâîäÿùåãî åãî, íóæíî áîëüøå óñèëèé, ëó÷øàÿ ïîäãîòîâêà è áîëåå äëèòåëüíàÿ ïðàêòèêà. Îäíàêî, îí îáëàäàåò ðÿäîì íåñîìíåííûõ äîñòîèíñòâ è ïðåèìóùåñòâ, îñîáåííî åñëè ìû èìååì äåëî ñ íåîäíîçíà÷íûì, ñëîæíûì ñëó÷àåì.

Ñòðóêòóðíûé ïîäõîä ïîìîãàåò:

Ïîíèìàòü, êàê îòíîñèòñÿ ãåíåòè÷åñêàÿ ïîäâåðæåííîñòü ê íàðóøåíèþ è ïðîÿâëåíèÿì íàðóøåíèé.

Ïðîÿñíèòü ñîîòíîøåíèå è ñâÿçü ðàçíûõ ñèìïòîìîâ è íàðóøåíèé.

Ïðîãíîçèðîâàòü õîä ðàáîòû ñ ïàöèåíòîì è ëó÷øå åå ïëàíèðîâàòü.

Ëó÷øå ïîíÿòü çàïóòàííûå ñëó÷àè, êîãäà åñòü ïðîáëåìû ñ ïîñòàíîâêîé äèàãíîçà.

Íà ÷åì ñòðîèòñÿ ñòðóêòóðíûé ïîäõîä Êåðíáåðãà?  îñíîâå åãî – ðàçâèòèå òåîðèè êëàññèêà ïñèõîàíàëèçà Ç. Ôðåéäà ïðî ñòðóêòóðû Ýãî, ÑóïåðÝãî è Èä, îí ðàññìàòðèâàåò ïîäñòðóêòóðû Ýãî, òàêæå èìåþùèå ñëîæíîå ñòðîåíèå. Ýòè ïîäñòðóêòóðû òîæå, â ñâîþ î÷åðåäü, îáðàçîâàíû èíòåðíàëèçîâàííûìè îáúåêòíûìè îòíîøåíèÿìè.

Äëÿ îïðåäåëåíèÿ òèïà ëè÷íîñòè (íåâðîòè÷åñêîé, ïîãðàíè÷íîé è ïñèõîòè÷åñêîé) îöåíèâàþò:

Óðîâåíü èíòåãðàöèè èäåíòè÷íîñòè.

Çàùèòû.

Ñïîñîáíîñòü ê òåñòèðîâàíèþ ðåàëüíîñòè.

Äîïîëíèòåëüíî äëÿ äèôôåðåíöèàöèè íåâðîòè÷åñêîé è ïîãðàíè÷íîé ñòðóêòóðû ëè÷íîñòè èñïîëüçóþò îöåíêó:

ñëàáîñòè èëè ñèëû Ýãî;

ñïîñîáíîñòè âûíîñèòü òðåâîãó;

ñïîñîáíîñòè ê êîíòðîëþ ñâîèõ èìïóëüñîâ;

ñïîñîáíîñòü ê ñóáëèìàöèè;

íàëè÷èÿ (îòñóòñòâèÿ) ïåðâè÷íûõ ïðîöåññîâ ìûøëåíèÿ.

Ðàáîòà Êåðíáåðãà ïîìîãëà ñèëüíî ïðîäâèíóòüñÿ â ïîíèìàíèè òÿæåëûõ ëè÷íîñòíûõ ïàòîëîãèé. Åãî âçãëÿä íà äèàãíîñòèêó è ëå÷åíèå âîøåë â ó÷åáíèêè ñîâðåìåííîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî ïîäõîäà, èçó÷àåòñÿ ñïåöèàëèñòàìè âî âñåõ ñòðàíàõ. Îí ïîìîã äîñòèãíóòü ãðîìàäíîãî ïðîãðåññà â îêàçàíèè ïîìîùè ëþäÿì ñ ïîãðàíè÷íûìè è íàðöèññè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè ëè÷íîñòè, êîòîðûå ðàíüøå ïëîõî ïîääàâàëèñü òåðàïèè.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ:

Êåðíáåðã Îòòî Ôðèäìàíí. Òÿæåëûå ëè÷íîñòíûå ðàññòðîéñòâà. Ñòðàòåãèè ïñèõîòåðàïèè— Ì.: Êëàññ, 2001. — 464 ñ.

Ïñèõîàíàëèç. Ó÷åáíèê äëÿ áàêàëàâðèàòà è ìàãèñòðàòóðû. Ïîä ðåäàêöèåé ïðîôåññîðà Ì. Ì. Ðåøåòíèêîâà . — Ì. : Èçäàòåëüñòâî Þðàéò, 2015. — 315 ñ [201] c.

Àâòîð: Èñàåâà Îëåñÿ, ïñèõîëîã

Ðåäàêòîð: ×åêàðäèíà Åëèçàâåòà Þðüåâíà

Èñòî÷íèê: https://psychosearch.ru/masters/750-otto-kernberg

Источник

Тема 7. Психология подросткового возраста

1. Физическое и психическое развитие подростка.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте.

1. Физическое и психическое развитие подростка

Хронологические рамки (возрастные границы). 10 (11) – 13 (14) лет.

Для физического развития характернаактивизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопровождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызывает перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Социальная ситуация характеризуется тем, чтопоявляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.

Ведущая деятельность ‑ особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них.

Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми.

Психическое развитие. Восприятие. Происходит интеллектуализация восприятия, которая зависит от усложняющегося обучения.

Формируется произвольное внимание. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом, приобретает характер увлекательной деятельности.

Происходит интеллектуализация памяти. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. Подростком активно осваиваются мнемические приемы.

Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Операции становятся формально-логическими. Подросток способен рассуждать гипотетико-дедуктивно, умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Происходит осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Формируется установка на развитие мышления. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

Происходит сближение воображения с теоретическим мышлением, что дает импульс к развитию творчества. Также на активное развитие воображения влияют потребности, эмоции, чувства, переполняющие подростка, все это выплескивается в воображаемые ситуации. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Более контролируемой и управляемой становится речь. Расширяется богатство словаря. Легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи. Обнаруживает нарушение правил письменной и устной речи. Интересуется значением незнакомых слов. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Понимание подростком значения и смыслов языка, индивидуализирует самосознание подростка.

В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг. В подростковом возрасте развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте

Личностное развитие, развитие самосознания. Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания.Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь. Это происходит благодаря новым отношениям с окружающими, и с миром ценностей. Самосознание выполняет социально-регуляторную функцию. Желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей.

Взрослый выступает труднодосягаемым образцом, а сверстник – меркой, позволяющей подростку оценить себя. Самооценка оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Для подросткового возраста характерно явление «воображаемой аудитории» ‑ представляют, что другие люди постоянно наблюдают за ними, оценивают их.

Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.

Центральную роль в формировании самосознания и становлении личности играет так называемый образ тела. У девочек образ тела гораздо аффективно окрашен и распространяется на весь образ «Я», чем у мальчиков.

Отрочество характеризуется знаменитыми изменениями в представлении о самом себе. Психологи связывают это со становлением «Я» – идентичности.

Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.

В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности.

Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.

В подростковой группе как психологическом пространстве возникают основные новообразования подростков.

Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Новообразования: абстрактное мышление (связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций по Пиаже); рефлексия (способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей); воображение (опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий»); самооценка и Я-концепция (способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту).

Центральное новообразование ‑ чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Кризис в подростковом возрасте напоминает кризис 3 лет («Я сам»). Становление человека как субъекта собственного развития. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм – отталкивается от среды, враждебен, склонен к спорам. Одновременно испытывает внутренне беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, самоизоляции.

Задание для самостоятельной работы

1. Дополните список современных исследований по проблемам подросткового возраста. Определите основную тематику исследований в данном возрасте. Напишите аннотацию к прочитанной вами статье.

  1. Алешина Ю. Е., Коноволова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №3. – С.64.Макунина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. -2002.
  2. Фельдштейн Д. И. Психические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.31.
  3. Шахова И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №6. – С.23.
  4. Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 2000. ‑ №2. – С.69.
  5. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №6. – С.54.

Список рекомендуемой литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва—Воронеж 1997
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 2001.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  5. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
  6. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002.

Источник