Деятельность психолога в центре развития ребенка

Психолого-педагогическое сопровождение МБУДО «Центр детского технического творчества» г. Белгорода
Деятельность учреждения дополнительного образования детей – это согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, методической, управленческой, обслуживающей и др.), осуществляемой субъектами, входящими в структуру конкретного учреждения.
Своеобразие дополнительного образования заключается в «добровольном, целенаправленном использовании ребенком свободного времени для полного развития своих потенциальных возможностей, в вариативности образовательных областей, видов деятельности, обучающих и развивающих программ. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное личностное развитие». А. Г. Асмолов рассматривает дополнительное образование как зону ближайшего развития образования в России и подчеркивает, что это – «вариативное образование, в основе которого лежат идеи педагогики развития».
Исходя из исследований в области педагогики дополнительного образования детей, можно констатировать, что изменения социально-экономических условий жизни и деятельности российских граждан изменяют интересы, потребности и ориентации детей и родителей определяют содержательные приоритеты и функциональную направленность дополнительного образования детей. Вовлечение ребенка в изучение основ знаний из разных областей деятельности общества способствует его социальной ориентации и адаптации, формированию осознанного выбора будущей профессии, удовлетворению широких познавательных потребностей. В то же время, предоставляя каждому ребенку свободу выбора области и специализации деятельности, учебного заведения и педагога, дополнительное образование создает условия для становления и развития творческой личности, имеющей сформированную систему социально-значимых ценностей, способной к постоянному самосовершенствованию.
С возрастанием потребности в дополнительном образовании детей расширяется ее сфера деятельности.
Особенности организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования обуславливают специфику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, которая заключается в необходимости: владения организацией иного (отличного от общего образования) способа познания окружающего мира; осуществление интегративных функций, обусловленных сущностью дополнительного образования, в соответствии с многообразием его конкретно-практических целей; опыта адаптации к меняющимся потребностям и запросам детей, семьи, социума; создание условий для свободного развития личности ребенка, принятия его как индивидуальности; компенсации отсутствующих в основном образовании развивающих видов деятельности (ценностно-ориентированной, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической, спортивной и других интересующих детей областей науки и деятельности), опираясь на склонности, личностные и возрастные особенности детей, гарантируя каждому ребенку ситуацию успеха; содействия ребенку в выборе индивидуальной образовательной траектории; расширение диапазона удовлетворения творческих и познавательных потребностей ребенка; использование более широкого спектра форм и методов организации учебно-воспитательного процесса; необходимость создания научно-обоснованной, социально и экономически целесообразной, психологически и педагогически эффективной системы подготовки учащихся к разносторонней самостоятельной жизнедеятельности; способствования социализации ребенка путем введения его в постоянно расширяющийся круг социального общения и взаимодействия; прогнозирования промежуточных и конечных результатов воспитания в целом и воспитательного воздействия на ребенка и детский коллектив в частности; изучение индивидуальных особенностей детей и учет их в повседневной деятельности; влияние на мотивационную сферу ребенка; использование силы общественного мнения, традиций и настроения детского коллектива и другие.
Осуществление деятельности педагога дополнительного образования обусловливается уровнем профессионального сознания педагога, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой.
Профессиональная ориентация педагогов дополнительного образования должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, развитие её профессиональных возможностей, формирование профессиональной и личностной мобильности. Для оптимизации проблемы профессиональной самореализации педагогов дополнительного образования большое значение имеет изучение эффективности учебного процесса, которое осуществляется посредством педагогического мониторинга образовательной деятельности педагога дополнительного образования. Это позволяет оценить уровень освоения избранной профессии и педагогического мастерства педагога дополнительного образования, представляющего собой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельности и развитию педагогических способностей которые указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса.
Полноценное развитие обучающегося на всех ступенях жизни складывается из двух составляющих:
– реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;
– реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.
Главной целью психолого-педагогического сопровождения является предоставление возможности педагогу помочь каждому обучающемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым обучающимся.
Задачами деятельности педагога-психолога в Центре являются:
– оказание психологической помощи в успешной адаптации каждого ребенка в новых социальных условиях;
– создание атмосферы безопасности и доверия в системе педагог – ребенок – родитель;
– способствовать формированию умений и навыков ребенка, лежащих в зоне его ближайшего развития.
– развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
Деятельность Центра непосредственно связана со всеми субъектами образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами, администрацией и осуществляется в свободное время.
Это:
– развитие творческого потенциала,
– социализация,
– выявление способностей, художественных и интеллектуальных талантов,
– успешная социальная адаптация,
– расширение общего кругозора,
– возможность раннего профессионального самоопределения.
Педагог – психолог осуществляет свою работу по следующим направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительское, коррекционное, профилактическое. Каждое направление включено в единый процесс сопровождения и имеет свою специфику.
Так же, как и в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования особое внимание уделяется психологическому просвещению и профилактике различных видов зависимостей, асоциального и девиантного поведения.
Основные направления работы педагога-психолога Центра с детьми младшего школьного возраста:
Диагностическая работа:
– диагностика социальной адаптации детей в учреждении дополнительного образования;
– диагностика детей групп риска;
– изучение удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования;
– изучение психологического климата в коллективе Центра.
Консультативная работа:
– консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики и реализации коррекционных программ работы с детьми;
▪ консультирование родителей по актуальным проблемам развития ребенка;
▪ психологическое консультирование по профессиональным вопросам.
Коррекционная и тренинговая работа:
▪ коррекция социальной дезадаптации детей;
▪ реализация программ по профилактике вредных привычек,
▪ реализация программ по профилактике асоциального поведения детей,
▪ тренинг для педагогов, направленный на создание благоприятного психологического климата в коллективе Центра;
Просвещение:
▪ родительские собрания по проблемам профилактики развития кризисных состояний у детей, профилактике вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, по особенностям общения с детьми;
▪ обучающие семинары для педагогов по работе с превентивными программами.
Профилактика:
– профилактика и разрешение конфликтных ситуаций;
– профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
– семинары для педагогов по профилактике дезадаптации ребенка в учреждении дополнительного образования.
Направления работы педагога-психолога Центра с детьми подросткового и раннего юношеского возраста:
Диагностическая работа:
▪ диагностика подростков групп риска;
▪ диагностика профессиональной направленности подростков (выбор образовательного профиля),
▪ изучение удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования;
▪ изучение психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования.
Консультативная работа:
– консультирование подростков по результатам диагностики и проблемам межличностного взаимодействия;
▪ консультирование родителей и педагогов по актуальным проблемам развития подростов;
▪ психологическое консультирование по профессиональным вопросам;
Коррекционная и тренинговая работа:
▪ реализация программ по профилактике вредных привычек,
▪ реализация программ по профилактике асоциального поведения подростков,
– тренинг профессионального самоопределения подростков;
▪ тренинг для педагогов, направленный на создание благоприятного психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования;
Просвещение:
– родительские собрания по проблемам профилактики развития кризисных состояний у подростков, профилактике вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, особенностям общения и дружбы;
▪ семинары для педагогов по вопросам современного воспитания.
Профилактика:
– обучение подростков по программам управления стрессом при критических инцидентах, проведение обучающих семинаров для педагогов и родителей;
– профилактика и разрешение конфликтных ситуаций;
– профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
▪ профилактика подростковой наркозависимости.
Выявление и поддержка одаренных детей является важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в МБУДО «Центр детского технического творчества». Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, можно выделить следующие:
— разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
— формирование адекватной самооценки;
— охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
— развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ.
У педагога-психолога 36 – часовая рабочая неделя; из этих часов.
18 часов предусмотрено использовать на индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную, развивающую работу с обучающимися.
18 часов – на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, обработку, анализ, обобщение, комментарий полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и воспитателями, заполнение аналитической и отчетной документации, на организационно-методическую работу, повышение квалификации, самообразование и др.
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно на рабочем месте (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы с учетом специфики и требований профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Ниже приведено ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога для определения количественных показателей его деятельности.
Виды работ | I | II | ||
Время, затраченное на один прием (мероприятие) | На месяц | Время, затраченное на подготовку или анализ одного приема (меропр-ия) | На месяц | |
Индивидуальное психологическое обследование | 1 -1,5 часа | 15 часов | 0,5 – 1 час | 10 часов |
Групповое психологическое (скрининговое) обследование | 1 – 1,5 часа | 3 часа | 3 – 3,5 часа | 7 часов |
Индивидуальная консультация | 1- 1,5 часа | 15 часов | 0,3 часа | 3 часа |
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие | 0,5-1,5 часа | 15 часов | 0,3 часа | 3 часа |
Групповое развивающее и коррекционное занятие | 1-1,5 часа | 20 час | 1 час | 20 часов |
Просветительская работа | 0,5-1,5 часа | 4 часа | 0,5 часа | 2 часа |
Экспертная работа | 2,5-3 часа | 3 часа | 2 часа | |
Организационно-методическая работа | 7 часов в неделю | 28 часов | ||
ВСЕГО | 75 часов | 75 часов |
Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательном учреждении, то время, отведенное на их выполнение, распределяется по усмотрению психолога и согласованию администрации на другие, более необходимые виды работ.
Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которым оно располагает.
Для работы педагога-психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.
Оформление и содержание кабинета оплачивается педагогу-психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Педагог-психолог, работающий в образовательном учреждении, ведет учет проводимой работы и представляет отчетность по административной и профессиональной линиям в соответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности.
Источник
Детский психолог – это специалист, который помогает родителям разрешать проблемы и трудности, возникающие на пути развития и взросления детей, в детско-родительских отношений, при возникновении у ребенка проблем психологического характера.
Именно детский психолог чаще всего становится незаменимым посредником между родителями и ребенком и помогает прийти родителям к лучшему пониманию состояния своего ребёнка, наладить эмоциональную связь с ребёнком и установить более доверительные отношения в семейной паре родитель-ребёнок насколько это возможно и насколько это позволяют сделать сами родители.
Чем занимается детский психолог?
Детский психолог занимается проблемами психически здоровых детей, оказывает психологическую помощь детям на основании полученных знаний о функционировании детской психики с учетом возрастных особенностей.
Детский психолог обязательно должен иметь высшее образование по специальности «психология» и дополнительно пройти специализацию по детской психологии. В ходе своего обучения он получает углубленные знания об особенностях формирования и функционирования детской психики на разных возрастных этапах, а также осваивает необходимые практические навыки для дальнейшей работы с детьми и их родителями.
Часто после специального обучения детские психологи начинают обучаться другим специализациям (арт-терапия, песочная терапия, психоанализ, системная семейная терапия и др.) для большей своей эффективности и пополнения своего профессионального багажа различными методиками и инструментарием.
Бывает так, что психолог, проходя какое-то направление углубляется в тему работы с детьми в рамках выбранного направления и тем самым выбирает работу с детьми.
Детский психолог работает с детьми, как правило, начиная с 3 лет до подросткового возраста включительно. Иногда детские психологи специализируются на определённом возрасте детей: кто-то работает только с дошколятами, кто-то со школьниками, а кто-то предпочитает работать только с подростками.
Вопреки распространенному заблуждению, детский психолог не лечит психические расстройства или заболевания – этим занимаются детские психиатры, врачи – психотерапевты, психоневрологи.
Когда и в каких случаях надо обращаться к детскому психологу?
Родители и другие взрослые родственники порой не понимают почему ребёнок стал неуправляемым, почему у него возникают конфликты со сверстниками, почему он плохо успевает в школе, устраивает истерики и не слушается дома.
Причин такого поведения или состояния ребёнка может быть много – опытные родители помогают своим детям, а молодые родители чаще рады бы помочь ребёнку, но не знают как или возникают сомнения в правильности своих действий.
Родительская некомпетентность, растерянность, тревога, бессилие, безысходность, безрезультатность ранее предпринятых действий родителями и желание понять что происходит с вашим ребёнком является основанием для записи на консультацию к детскому психологу.
В вопросах с детьми важно вовремя заметить изменения в поведении и эмоциональном состоянии своего ребенка и своевременно обратиться к специалисту, который поможет выявить причину частых капризов, слез, непослушания и негативного поведения и начать работу над имеющимися проблемами. Пренебрегать неблагополучное психологическое состояние ребенка ( подростка) опасно, так как это впоследствии чревато развитием психических и психосоматических заболеваний.
Помощь детского психолога необходима в следующих случаях:
- психологическая готовность к школе,
- неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, замкнутость,
- повышенная обидчивость, ревность, капризы, истерики, агрессивность,
- упрямство, тревожность, страхи,
- чрезмерная активность ребенка ( гиперактивность или расторможенность ребёнка),
- невротические привычки неадекватные возрасту ребёнка- кусание или грызение ногтей, сосание предметов, и т.д.,
- ЗПР- задержка психического развития – отставание в развитии,
- ребенок долго не может привыкнуть к детскому саду, к школе,
- плохие отношения с родителями, с воспитателями, педагогами в школе,
- сложности в учебе:не хочет учиться, не усваивает материал, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность, испытывает трудности при решении математических задач, испытывает трудности в пересказывании текста, неусидчив, плохая работа в классе при отличной работе дома, и т.д.;
- конфликты с одноклассниками, отсутствие друзей.
Психолог необходим, если ребенок оказался в сложной или кризисной для него жизненной ситуации:
- смерть близких или домашних питомцев
- острые или постоянные конфликты в семье,
- развод родителей,
- переезд, смена школы или детского сада
- рождение сиблинга
- дети, пережившие домашнее насилие или стихийное бедствие, военные действия или другие чрезвычайные события.
Детский психолог может помочь в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Часто родители хотят перед школой оценить уровень и особенности развития ребенка, чтобы понять готов ли ребенок к школе или стоит ещё год подождать и тогда детский психолог проведет диагностику психологической готовности к школе.
Консультация с целью диагностики состоит ориентировочно из 5 этапов и 3-5 сессий в зависимости от возраста ребёнка.
Чем детский психолог может быть полезен родителям?
Как правило, инициаторами обращения к детскому психологу являются родители и во многих ситуациях работа психолога ориентирована на изменение поведения родителей. Почему? Родители являются главными взрослыми определяющими микроклимат и атмосферу в семье, дети – второстепенные члены семьи и они только подстраиваются под поведение родителей или дети, как в зеркале, отражают семейные отношения и проблемы. И сколько бы психолог ни работал с ребенком его работа даст временный результат. Поскольку ребенок каждый раз возвращается в семью, члены которой не меняются или не считают нужным менять что-то в своём поведении, которое, может быть, и явилось причиной нежелательного детского поведения или состояния. Ребёнок через какое-то время регрессирует и опять возвращается к привычному поведению. И тогда родители начинают думать, что зря потратили время и деньги на работу с ребёнком и к психологам больше ни ногой. При заинтересованности в стойких результатах родителям надо включаться в работу и менять своё поведение и отношение к ребёнку.
В этом случае детский психолог может помочь родителю:
- наладить отношения с ребенком и быть на одной волне с ним,
- лучше разобраться в проблемах детей и понимать мотивы их поступков,
- выработать оптимальную стратегию и тактику взаимодействия с ним,
- повысить свою родительскую компетентность и самооценку,
- сделать отношения в семье более доверительными и теплыми,
- научиться управлять своими чувствами и эмоциями,
- найти свой стиль взаимодействия с ребенком, который определяется личностными особенностями ребенка и родителя.
Как работает детский психолог?
Первичная консультация у специалиста начинается с налаживания контакта между ним, ребенком и родителями, сбором информации для выявления причин возникших трудностей и проблем. Психолог задаёт вопросы родителям, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с ситуацией в семье и общается с ребёнком.. Иногда первая консультация проводится только с родителями. Затем проводится психодиагностика ребенка, результаты которой показывают наличие или отсутствие психических отклонений и психологические особенности его личности.
Во время первых двух консультаций также определяют дальнейший план работы с ребенком и сколько приблизительно времени необходимо для устранения психологической проблемы. На консультации у детского психолога родители получают нужную информацию о состоянии психики малыша и рекомендации по воспитательному процессу, улучшению взаимоотношений в семье.
Для достижения желаемого результата детский психолог и родители работают вместе.
Детские психологи располагают множеством специальных методик, направленных на коррекцию психологических проблем ребенка:
- игротерапия
- арт-терапия
- сказкотерапия
- песочная терапия и др.
Занятия могут быть индивидуальными, групповыми, вместе с родителями в зависимости от актуальных задач и проходят в непринужденной, комфортной атмосфере, игровой форме и форме активного диалога.
Если в ходе работы у детского психолога появятся подозрения на более серьезные проблемы, то он может порекомендовать родителям обследование ребенка у детского психиатра.
Если у малыша не обнаружили серьёзных проблем, то регулярные занятия с детским психологом и активная помощь и участие родителей помогут справиться с любой детской психологической проблемой.
Существуют другие формы работы детских психологов в помощь родителям:
1. Ответы детских психологов нашего проекта здесь и в группе для родителей в соцсетях на различных родительских форумах.
2. Тренинги, лекции,трансляции, вебинары, программы для родителей.
3. Статьи и публикации на страницах и сайтах детских психологов.
4. Если уже проблема назрела и вы хотите решить её профессионально, оперативно, комплексно и разносторонне, то команда специалистов и преподавателей по детской и подростковой психологии, психокоррекции и психотерапии проекта “Психологический консилиум онлайн” готовы помочь вам!
Каждый ребенок – это маленький человечек и полноценная личность со своими эмоциями, чувствами, тревогами, страхами и переживаниями.
Помните, бережное отношение к детской психике и своевременное подключение специалистов в этой сфере позволит избежать многих неприятных последствий в будущем!
Источник