Деятельность по развитию ребенка начальной школы

Деятельность по развитию ребенка начальной школы thumbnail

Дадакина Любовь Дмитриевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

город Березники

dadakinald@mail.ru

учитель начальных классов

Развитие личности ребёнка как основная цель образования в условиях внедрения ФГОС в начальной школе

1слайд. Обратимся к тексту ФГОС основного общего образования. Важность проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося подтверждается следующими аргументами.

2. слайд Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «портрет выпускника основной школы».

3слайд. Есть такая индийская пословица звучит так: “Можно привести коня к водопою, но нельзя заставить пить” Почему нельзя заставить его пить? Потому что он не хочет пить или потому что его привели принудительно?

4слайд . Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать? Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

5слайд. Личность, характеризуюет такие качества: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применение знаний на практике, исполнительность, инициативность, самоуважение, уверенность, чувствительность к добру, эстетическое восприятие природы и человека,  добросовестность, стыдливость, бодрость, привычка к режиму, навыки гигиены, естественность поведения, умение согласовывать личное и общественное, заботливость, аккуратность, старательность, искренность, правдивость. Все эти характеристики можно разделить.

6слайд 1.Самоопределение «Учусь успеху» внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка;

2.Смыслообразование «Хочу учиться» мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;

3.Нравственно-этическая ориентация
Личностные«Расту хорошим человеком»
«В здоровом теле здоровый дух!»
«Что такое хорошо и что такое плохо» : ориентацию на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Децентрация т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы.

7 слайд Существуют разные формы и методы способствующие развитию личностных УУД.

8 слайд Педагогический проект «Шаг к успеху».

Цель: Повысить интерес учащихся к своим достижениям, к активной жизненной позиции в первый год обучения, через оформление портфолио.

Задачи:

Можно наблюдать за собственным успехом, повышается интерес к учёбе и внеурочной деятельности, дети сами контролируют свой успех, видят позитивную динамику развития успехов, родители первые помощники по оформлению портфолио ребёнка.

Проект длится один год с сентября по май 1класс.

9 слайд Актуальность проекта .Большинство родителей запечатлевают различные моменты из жизни ребёнка на фотографиях в семейных альбомах, видеосъёмках, отмечают антропометрические данные (рост, вес). Но порой не замечают внутренний мир детей их интересы, их успехи в первый безотметочный год обучения. Отличным направлением в данной ситуации может стать портфолио ученика, созданное совместно в сотворчестве педагог-ребёнок-родитель.

В процессе оформления портфолио ребёнок постоянно учится общаться, договариваться, творить, создавать. Собирая портфолио можно не только зафиксировать успехи, но и отследить динамику, увидеть положительные стороны ребёнка, наметить пути развития. Качественно оформленное портфолио , предоставит возможность учителю начальной школы ,а впоследствии учителям среднего и старшего звена получить всестороннюю информацию о ребёнке . В сотрудничестве детей, родителей и педагога родители получат наиболее полную информацию о развитии своего ребёнка, педагоги – об интересах и успехах его. Всё это даст толчок к развитию ребёнка,а значит к повышению качества образования.

  1. слайд Ожидаемый результат.

Активность в развитии ребёнка и в жизни первого года обучения. Готовое портфолио в конце первого года обучения.

  1. слайд 1этап подготовительный. На родительском собрании познакомить родителей со схемой оформления и функциях портфолио. Показать готовое портфолио.

  2. слайд 2 этап выполнение проекта.

Проявить творчество в оформлении, зафиксировать успехи детей. Подбор материала к оформлению. Активное участие детей на всех уроках, качественное выполнение работ в прописях, а потом в тетрадях, участие в школьных мероприятиях, городских, краевых, российских. Копилка официальных наград.

  1. Слайд 3 этап результаты.

Подведение итогов проекта.

Презентация портфолио родителям.

Выявление одарённых детей.

  1. Слайд В реализации ФГОС перед учителем стоит основная задача –
    способствовать развитию каждой личности.
    Поэтому важно установить уровень способностей и
    их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь
    правильно осуществлять их развитие.

  2. слайд .Что лучше «давать знания ученикам?» или
    «учить учеников открывать для себя нов

  3. Слайд «Мозг, хорошо устроенный,
    стоит больше, чем мозг,
    хорошо наполненный» М.Монтень

Библиографический список:

1. Цылева Т. В. Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС [Текст] // 

Источник

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Мельничная основная общеобразовательная школа»

Согласованно:

Заместитель директора по ВР

МОБУ «Мельничная оош»

«___» ____________________ 20___ г.

________________________________

Утверждено:

Приказом МОБУ «Мельничная оош»

От «___» _________________ 20___ г.

___________________________________

Директор школы: _Лунегова Е.Ф.______

Читайте также:  Социальной ситуации развития ребенка презентация

Программа

внеурочной деятельности

художественно – эстетической направленности

Театральный кружок «Монпансье»

Срок реализации 3 года

(1-4 классы)

Разработана учителем:

Шадриной Г.П.

с.Мельничное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной.

Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является организация театрального кружка «Монпансье».

Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро.

Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном Объединении в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса. Искусство театра тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Так как основная задача кружка – создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Но самое яркое отражение театральное представление находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, театральный кружок имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру театрального искусства.

Задачи:

• Формировать интерес к театральному искусству.

• Расширить кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.

• Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.

• Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.

• Обогащать опыт детей через просмотр видеофильмов, спектаклей.

• Совершенствовать артистических навыков детей.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Отличительными особенностями программы является:

– деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

– принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология);

– принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Читайте также:  Занятия для развития речи ребенка видео

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Результатом освоения программы является:

  • Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

  • Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

  • Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

  • Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя: подбор грима, костюма, прически.

  • Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

  • Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

  • Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников кружка в самом различном качестве.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

  • игра

  • беседа

  • иллюстрирование

  • изучение основ сценического мастерства

  • мастерская образа

  • мастерская костюма, декораций

  • инсценирование прочитанного произведения

  • постановка спектакля

  • работа в малых группах

  • актёрский тренинг

  • выступление

Программа рассчитана на 102 часа (3 года), 1 год – 34 часа, 2 год – 34 часа, 3 год – 34 часа (1 час в неделю) и состоит из следующих тематических разделов:

  1. «Мы играем – мы мечтаем!»

  2. Театр

  3. Основы актерского мастерства

  4. Просмотр театральных постановок

  5. Наш театр

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Мы играем – мы мечтаем

Игры на развитие внимания и воображения

10

2

Театр

Как создается спектакль

21

3

Основы актерского мастерства

Мимика. Пантомима

9

4

Просмотр театральных постановок

Просмотр спектаклей на видеодисках

18

5

Наш театр

Работа над спектаклями по различным сказкам

44

Всего

102

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мы играем – мы мечтаем! Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр театральных постановок. Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

10

10

1-10

Игры на развитие внимания и воображения.

10

10

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах (на видеодисках)»

8

8

11-16

Просмотр спектаклей видеодисках.

1. «Муха-Цокотуха».

2. «Тараканище».

3. «Айболит».

4. «Бармалей».

5. «Мойдодыр».

6. «Чудо-дерево».

6

6

17-18

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

2

2

Раздел «Наш театр»

16

16

19-34

Инсценирование сказок Корнея Чуковского.

1. «Муха-Цокотуха».

2. «Тараканище».

3. «Айболит».

Отчётные спектакли.

16

16

Всего

34

34

2 год

4

6-10

Мимика. Пантомима

5

1

4

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках»

5

5

11-13

Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.

1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. «Чиполлино и его друзья».

3. «Приключения Братца Кролика и Братца Лиса».

3

3

14-15

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

2

2

Раздел «Наш театр»

18

18

16-22

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

6

6

23-28

Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари. Отчётный спектакль.

6

6

29-34

Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. Отчётный спектакль.

6

6

Итого

34

7

27

3 год

Раздел «Театр»

15

11

4

1-3

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор

3

2

1

4

Древнегреческий театр.

1

1

5

Театр «Глобус».

1

1

6

Театр под крышей.

1

1

7

Современный театр.

1

1

8

Театральный билет.

1

1

9

Театр кукол.

1

1

10-11

Музыкальный театр

2

2

12-13

Цирк

2

2

14

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

1

1

15

Зритель в зале.

1

1

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках»

5

5

16-18

Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.

1. «Кот в сапогах».

2. «Золушка».

3. «Сказки Андерсена».

3

3

19-20

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

2

2

Раздел«Основы актёрского мастерства»

4

1

3

21-24

Театральный этюд.

4

1

3

Раздел«Наш театр»

10

10

25-29

Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. Отчётный спектакль.

5

5

30-34

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. Отчётный спектакль.

5

5

Всего

34

12

22

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». https://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

Список рекомендованной литературы:

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: «Первое сентября», 2000.

2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

4. Как развивать речь с помощью скороговорок? https://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать речь с помощью скороговорок.

5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

Читайте также:  Развитие ребенка два года три месяца

6. Сборник детских скороговорок. https://littlehuman.ru/393/

Источник

Любовь Чижикова
Развивающее обучение в начальной школе

В условиях реализации требований ФГОС ООО актуальной становится технология развивающего обучения.Цель технологии: формирование у детей устойчивого интереса к знаниям, стремление к самообразованию. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие школьника. При таком обучении дети учатся способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.

Стержневая идея развивающего обучения — опережающее развитие мышления. Это обеспечивает готовность ребёнка самостоятельно использовать свой творческий потенциал. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания. Перед учащимися ставится проблема.Дети при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения: строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трёх основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Учитель оценивает труд школьников по индивидуальным результатам. Это создает ситуации успеха каждому из них. Вводится содержательная самооценка достигнутого результата, производимая с помощью чётких критериев, полученных от учителя. Самооценка школьника предшествует оценке учителя, при большом расхождении она согласуется с ним.

Усвоив методику самооценки, школьник сам определяет, соответствует ли результат его учебных действий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, ещё не изучавшийся на уроке. Это позволяет оценить сформированные умения учиться, определить способность детей оценивать, что они знают и что не знают. Учебная деятельность организуется в атмосфере коллективного размышления, совместных поисков вариантов решения проблемы. В основе обучения фактически заложено диалоговое общение.

Функции учителя:

1. Функция обеспечения понимания школьником того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться.

2. Функция сопровождения. Педагог должен стать участником общего учебного поискового действия.

3. Функция обеспечения рефлексивных действий учеников. Цели рефлексии — вспомнить изученный материал.

В центре внимания учителя оказывается поиск приёмов эффективной организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Основой структуры учебного процесса в системе развивающего обучения является учебный цикл. Учебный цикл представляет собой систему задач, направляющих деятельность учеников, начиная от постановки цели до моделирования теоретических обобщений и их применения при решении частных практических вопросов.

Учебный цикл состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково-исследовательского, практического и рефлексивно-оценочного этапов.

Ориентировочно-мотивационный этап включает совместную с детьми постановку учебной задачи, мотивацию учащихся на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у детей ощущения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема.

На поисково-исследовательском этапе педагог приводит учащихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания, формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания.

Рефлексивно-оценочный этап предполагает создание условий, когда ученик сам предъявляет к себе требования. Результатом рефлексии является осознание учеником недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний.

Методическая цель любого урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников.Особенностями урока являются:

1. Организация познания — «от учеников», т. е. того, чего они знают или не знают.

2.Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

3. Самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества.

4. Коллективный поиск, направляемый учителем.

5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу.

6. Гибкая структура.

Учебный процесс направлен на получение внутренних результатов, характеризующихся достижением абстрактного уровня мышления. Ученик в учебном процессе занимает позицию исследователя.

Проблемное обучение. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Особенности методики в этой системе опираются на организацию целенаправленной учебной деятельности. Она направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, а решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия.

При развивающем обучении качество и объём выполненный учеником заданий оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать персональное его развитие, совершенство учебной деятельности. Темпы развития личности глубоко индивидуальны. Задача учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития.

Источник