Деятельность как фактор психического развития ребенка

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

СРЕДА

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: “Происходит ли оно извне или изнутри?”, а нужно спрашивать: “Что в нем происходит извне? Что изнутри?”» {Штерн В., 1915, с. 20). Да, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Фенотип — совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.

АКТИВНОСТЬ

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем… она является самой главной и определяющей…»

На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию… пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455). Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Читайте также:  Беременность 16 недель развитие плода фото узи пол ребенка фото

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

Влияние на развитие наследственности, среды и воспита­ния дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором — деятельностью личности. Под этим понимается все многообра­зие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не достиг»; «Сколько пота — столько успеха»; «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано вста­ет, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т. п. Словом, очевидна прямая связь между результа­тами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а оп­ределяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельно­сти и другими.

В процессе деятельности происходит всестороннее и цело­стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формиро­ванию запроектированного образа личности, ее нужно органи­зовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспи­танники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельно­сти, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение го­товых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков — игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремес­ленническая, гедоническая (направленная на получение удоволь­ствия) деятельность. Особый вид деятельности — общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже са­мый маленький ребенок уже проявляет себя как активное су­щество. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повы­шаться, так и снижаться. Можно привести сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Ра­зумеется, такая деятельность к высоким результатам не ведет. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоцио­нально окрашенной деятельностью, в которую человек вклады­вает всю душу, в которой полностью реализует свои возмож­ности, выражает себя как личность. Такая деятельность прино­сит удовлетворение, становится источником энергии и вдохно­вения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляю­щаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и ус­пешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей дей­ствительности. Познавательная активность обеспечивает ин­теллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходи­мость применять полученные знания на практике. Трудовая ак­тивность стимулирует быстрое и успешное формирование ду­ховного и нравственного мира личности, определяет готов­ность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоян­ный источник — потребности. Многообразие человеческих по­требностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности — по­стоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в пе­риод интенсивного становления человека очень подвижны и пе­ременчивы. На различных возрастных ступенях должны опера­тивно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Активность самого человека — непременное условие разви­тия его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собствен­ного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект пе­дагогического воздействия, сколько субъект, т. е. активный участник собственного воспитания.

Активность личности, как и деятельность, имеет избира­тельный характер. Развитие личности происходит под воздей­ствием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обра­щены к его личности, опираются на его собственное отноше­ние к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн, — чтобы тыся­чами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблю­дателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда им все ста­новится нипочем».

Читайте также:  Программа развития мелкой моторики слепого ребенка

Активность личности не только предпосылка, но и резуль­тат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творчес­кую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьни­ка обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, воору­жать его такими способами деятельности, которые дают воз­можность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возмож­ности — таковы функции воспитателя, разумно направляюще­го процесс развития личности.

VI. Донецкий учитель В.Ф. Шаталов успешно обучает всех учеников независимо от способностей и домашних условий. Секрет своих успехов Виктор Федорович выражает словами: «Ученик должен учиться победно!» Что играет решающую роль в достижении высоких школьных успе­хов его учеников?

1. Хорошая наследственность.

2. Благоприятная среда.

3. Воспитание в семье.

4. Правильно организованная познавательная деятель­ность.

5. Отношение к учебе.

6. Интерес к учебному предмету.

7. Личность учителя.

Диагностика развития

В педагогической практике все больше ощущается потреб­ность в оперативной диагностике достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, тем­пов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крыла­тые слова К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — как нельзя лучше объясняют не­обходимость диагностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Диагностика (от греческого «диа» — прозрачный и «гно-зис» — знание) — общий способ получения опережающей ин­формации об изучаемом объекте или процессе. Значение диа­гностики в области развития аналогично значению хорошо по­ставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причи­ны возникновения, то можно надеяться на благоприятный ис­ход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к психическому здоровью, а поэтому диа­гностика в области развития — чрезвычайно важное дело, тре­бующее высокой квалификации и ответственности.

Физическое развитие человека диагностируется сравнитель­но просто. Для этого во всем мире применяются специально разработанные тесты (нормативы), измеряющие степень разви­тия как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как человек справляется с предложенными заданиями, делается вывод о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с воз­растными возможностями. Примером теста физического разви­тия можно назвать хорошо известный комплекс ГТО, в кото­ром содержатся конкретные задания и нормативные показате­ли для каждой возрастной группы.

Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычай­но трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны и громоздки, не всегда обеспечивают безошибочные заключе­ния. Для повышения надежности диагноза используют ком­плексное обследование состояния здоровья, сбор и сопоставле­ние антропометрических, социальных и психологических дан­ных, что требует специально оборудованных клиник и лабора­торий, подготовленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований, од­нако, нельзя давать общую оценку компонентов развития.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых — важный компонент профессио­нальной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и многих других важных качеств. Наиболее распро­страненный метод изучения выделенных качеств — тестирова­ние.

Тесты с нами

На практике обычно применяется, не один, а комплекс тестов для всестороннего изучения определенных качеств. Для примера познакомимся с тестом чешского психолога Й. Йырасека, составленным для диагностики уровня вер­бального (словесного) мышления шестилетних детей. Этот тест входит в комплекс тестов для определения школьной зрелости.

Читайте также:  Теория о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка

Тест ВМ (вербальное мышление)

1. Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.

2. Утром мы завтракаем, а в полдень …?

Обедаем = 0, полдничаем, ужинаем, спим и т. д. = -3.

3. Днем светло, а ночью …?

Темно = 0, неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава …?

Зеленая = 0, неправильный ответ = -4.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки … это что?

Фрукты = 1, неправильный ответ = -1.

6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

Чтобы никто не попал под поезд и т. д. = 0, неправиль­ный ответ = -1.

7. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмо­го, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)

Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает = 0.

8. Что такое Прага, Бероун, Плзень?

Города = 1, станции = 0, неправильный ответ = -1.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это …, маленькая овечка — это…?

Щенок, ягненок = 4, только одно из двух = О, неправильный ответ = -1.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового?

На кошку (достаточно одного признака) = 0, на кошку (без приведения признаков подобия) = 1, на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, остановиться и т.д.) = 1, одна причина = 0, неправильный ответ = -1.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающее, или приведение двух общих признаков (четыре ноги, хвост и т.д.) = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал? У винта нарезка = 3, винт завинчивается или у винта гайка = 2, неправильный ответ = 0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание … это? Спорт (физкультура) = 3, игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2, неправильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4, после подсказки = 2, неправильный ответ = 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Три признака = 4, одно или два различия = 2, неправильный ответ (у него палка. Он курит) = 0.

18. Почему люди занимаются спортом? Две причины = 4, одна причина = 2, неправильный ответ = 0.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? Правильный ответ =2, неправильный ответ = 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Так платят за пересылку = 5, чтобы не платить штраф = 2, неправильный ответ = 0.

Результат теста — это сумма баллов (+ и -), достигнутых по от­дельным вопросам. Классификация результатов:

Отлично……………………………………….+24 и более

Хорошо………………………………………..+14 до+23

Удовлетворительно………………………+0до +13

Плохо…………………………………………..-1 до -10

Очень плохо…………………………………-11 и хуже.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы I II III IV V VI
Ответы 3,5,6 4,5

Контрольный тест

1. Что такое развитие личности ?

2. Что является движущей силой развития?

3. Какие противоречия относятся к внутренним, а какие к внешним ?

4. Как формулируется биогенетический закон? В чем его смысл?

5. Какими факторами обусловливается развитие личности?

6. Что такое наследственность?

7. Какие части темы включают наследственные программы раз­вития?

8. Какие признаки передаются по наследству от родителей к детям?

9. Что такое задатки ? Наследуются ли они ?

10. Какие специальные задатки наследуются детьми ?

11. Наследуются ли нравственные и социальные качества?

12. Что такое среда?

13. Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?

14. Вы разделяете биологизаторскую или социологизаторскую точку зрения?

15. Как влияет на развитие личности воспитание?

16. Можно ли воспитанием полностью изменить человека ?

17. Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития» ?

18. Как влияет деятельность на развитие личности? Какие ос­новные виды деятельности школьников вы знаете?

19. Зависит ли развитие от активности личности ? Как ?

20. Что такое диагностика развития? Как она осуществляется?

Литература для самообразования

Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы педагогики. — М., 1969.

Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М., 1980.

Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комп­лексного подхода в процессе воспитания школьников. — М., 1983.

Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Пра­га, 1978.

ТЕМА 4



Источник