Деятельность как детерминанта психического развития ребенка

Деятельность как детерминанта психического развития ребенка thumbnail

Возрастные новообразования в психическом развитии ребенка происходят не спонтанно, а в процессе ее деятельности. Деятельность является системой, которая имеет строение, внутренние переходы, преобразования и развитие.

Деятельность – активность субъекта, направленная на взаимодействие с окружающей средой с целью удовлетворения собственных потребностей.

Стать человеком – значит научиться действовать, достойно вести себя с другими людьми, предметами. Овладение ребенком под руководством взрослых общественным опытом, достижениями человеческой культуры свидетельствует об усвоении ею умение правильно использовать предметы, общаться с другими людьми с помощью речи, вести согласно правилам общественной морали, используя соответствующие способы запоминания, мышления и др. Именно в процессе овладения человеческими действиями и человеческим поведением ребенок приобретает необходимые психических качеств и свойств личности.

Действие – структурный элемент деятельности, процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (с тем, на что она направлена), воплощенный в деятельности, в которую это действие включена.

Предметом действия является осознанная непосредственная цель. Между предметом и действием существует определенное отношение: мотив деятельности может изменяться и переходить на предмет (цель) действия. В результате действие превращается в деятельность, которая является формой бытия, способом существования человека, его активностью, направленной на целесообразное изменение и преобразование мира. На этой основе возникают изменения ведущей деятельности, происходит переход от одной стадии развития к другой.

Жизнь ребенка состоит из выполнения различных действий. Малыш большую часть своей жизни проводит в играх. Он также рисует, лепит, конструирует, танцует, учится выразительно читать стихи, петь, считать, ухаживать за растениями и животными, слушает и рассказывает сказки помогает дома и тому подобное. Все эти действия можно сгруппировать, отнести к различным видам деятельности. Например, действия ребенка в сюжетно-ролевой игре могут быть весьма разнообразными (одно – создавать образ врача, другое – воспитателя), но все они нужны для разыгрывания той или иной роли и стимулируются интересом ребенка к жизни взрослых.

Деятельность включает как внешние (практические) действия, так и внутренние (психические). Практические действия ведут к получению внешнего результата. Им может быть умение ребенка вытираться полотенцем, есть ложкой, пить из чашки, рисовать карандашом, строить из кубиков и тому подобное. В то же время у ребенка формируются и внутренние действия, с помощью которых она рассматривает предметы, познает их свойства, устанавливает взаимосвязи, создает замысел игры, рисунка или строения, запоминает и др. Формирование таких внутренних действий (восприятия, памяти, мышления, воображения) составляет основное содержание психического развития ребенка. Они обеспечивают ориентировку ребенка в окружающем мире, ознакомление с условиями, в которых необходимо выполнять практические действия, а потому называются ориентировочные действиями.

В течение раннего и дошкольного возраста ребенок овладевает новыми внутренними психическими действиями, которые дают ей возможность выполнять сложные и разнообразные задачи. их источником являются внешние ориентировочные действия.

Ребенок, овладевая новым для нее видом деятельности, постепенно усваивает и необходимые ей действия. Так, во время усвоения новой ориентировочной действия ребенок выполняет ее не во внутренней, а во внешней форме – результат достигается путем пробных движений, прикладыванием предметов друг к другу, перемещением их подобное. Позже задача решается не с помощью попыток, а с помощью выполненной подумать десятки действия.

Новые задачи ставит перед ребенком и деятельность, ее захватывает, которой она хочет заниматься, например сделать рисунок ярче и детальнее, отразить в играх больше событий окружающей жизни.

Внутренние действия не возникают непосредственно. Сначала все действия усваиваются во внешней форме, а затем некоторые из них становятся внутренними, психическими. Это можно проследить в действиях ребенка с предметами. Наблюдая, как она выполняет одни и те же задачи, можно обнаружить, что внешние воздействия переходят во внутренние. Они возникают в результате перехода внутрь тех внешних форм ориентировочной действия, с помощью которых задача каждого типа выполняются на предыдущих этапах. Этот процесс в психологии называется интериоризацией.

Интериоризация (лат. Иnterior – внутренний) – процесс перехода внешних реальных действий с предметами во внутренние.

Благодаря интериоризации усвоение внешних действий, которое происходит под руководством взрослых, обусловливает возникновение и совершенствование внутренних психических действий, сдвиги в психическом развитии личности.

Согласно разработанной отечественным психологом Петром Гальпериным (1902-1988) теории поэтапного формирования умственных действий можно выделить следующие этапы процесса интериоризации:

1) формирование мотивационной стороны речи;

2) составление схемы ориентировочной основы действия;

3) формирование действия в материальной (материализованной) форме;

4) “громкое социализированное речи”;

б) постепенное исчезновение внешней стороны речи;

6) исчезновение процесса вещания из сознания, в которой остается только конечный результат – предметное содержание действия.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, сворачивается.

Деятельность способствует психическому развитию ребенка, является предпосылкой возрастных новообразований.

Источник

Развитие
человека происходит в форме присвоения
социокультурного опыта. Деятельность
– движущая сила развития, она понимается
как осмысленная и предметная, связанная
с системой соц практики.

ВЕДУЩАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— деятельность, выполнение которой
определяет возникновение и формирование
основных психологических новообразований
человека на данной ступени развития
его личности. Человек в любом возрасте
реализует не один вид деятельности, но
есть ведущий. ВД появляется изза ведущего
на данном этапе отношения ребенка к
действительности, а также предписывается
обществом (напр дошкольники должны
играть) Внутри В. д. происходит подготовка,
возникновение и дифференциация др.
видов деятельности.

Леонтьев,
три осн признака ВД: новообразования
психических процессов, новообразования
личности, возникновение и развитие
новых видов деятельности, одна из кот
в последствии стан ведущей. Мех-м
формирования новых видов д-ти – сдвиг
мотива на цель.

Эльконин
добавил: ВД задает ведущий для данной
стадии тип отношения и форму общения
со взр и сверстниками; ВД связывает
ребенка с теми элементами соц среды,
кот на данной стадии явл источниками
развития.

Значение
ВД для психического развития зависит
прежде всего от ее содержания, от того,
какие стороны действительности человек
открывает для себя и усваивает в процессе
ее выполнения. Современные данные об
особенностях развития психики человека
в онтогенезе позволяют выделить следующие
виды ВД.:

  1. непосредственное
    общение младенца со взрослыми;

  2. предметно-манипулятивная
    деятельность, характерная для раннего
    детства; в процессе ее выполнения
    ребенок усваивает исторически сложившиеся
    способы действий с определенными
    предметами;

  3. сюжетно-ролевая
    игра, характерная для дошкольного
    возраста;

  4. учебная деятельность
    школьников;

  5. профессионально-учебная
    деятельность, характерная для периода
    юности; в ходе ее происходит подготовка
    к будущей профессии.

В.
д. не возникает сразу в развитой форме,
а проходит определенный путь становления.
Ее формирование происходит под
руководством взрослых в процессе
обучения и воспитания.

Возникновение
в каждом периоде психического развития
новой В. д. не означает отмены той, которая
была ведущей на предшествующем этапе.
Тот или иной период психического развития
характеризуется своеобразной системой
различных видов деятельности, но в этой
сложной системе В. д. занимает особое
место, определяя возникновение основных
изменений в психическом развитии на
каждом отдельном этапе.

Эльконин
подчеркнул, что причиной развития
является система
видов деятельности.

30. Роль наследственности и среды в психическом развитии в онтогенезе

Социальная
среда понимается как источник развития,
в ней содержатся все материальные и
духовные ценности, воплощающие в себе
человеческие родовые способности,
которыми субъект дол­жен овладеть.
Наследственность выступает как
необходимое, но недостаточ­ное условие
психического развития. Необходимое
условие в силу того, что наследственность
обеспечивает необходимые предпосылки
развития. Необходимость органической
наследственности для психического
развития человека доказывается: 1)
опытами по воспитанию высших приматов
с целью формирования у них человеческих
спо­собностей; 2) случаями нарушения
психического развития при повреждении
наследственности.

Наследственность—недостаточное
условие, поскольку даже при сохранной
наследственности в условиях социальной
депривации при ограничении общения
ребенка со
взрослым мы наблюдаем нарушения в
психическом развитии ребенка (Авейронский
дикарь, дети-Маугли, воспитанники домов
ребенка). Это положение хорошо отражено
в крылатой фразе Рене Заззо: «Волчонок
всегда волк, ребенок — только кандидат
в человека».

Что
составляет органическую наследственность?
Прежде всего, особое анатомофизиологическре
строение; Генотип, определяющий
последовательность и темп созревания
органов и структур, вклю­чая ЦНС;
темперамент как сложное системное
образование (цик­личность потребностей,
уровень активности, реакция на новизну,
скорость адаптации к раздражителям и
т. д.), свойства нервной системы, общие
законы развития ЦНС (дифференциация и
интег­рация) и др. Теория хорошего
соответствия, получившая призна­ние
в современной психологии развития,
устанавливает; что нет хорошей или
плохой наследственности, а есть хорошее
или плохое соответствие между врожденными
особенностями ребенка и сре­дой. Любые
особенности ребенка должны быть
уравновешены и компенсированы
особенностями среды, соответствующим
поведе­нием взрослого и характером
его сотрудничества с ребенком. Ком­пенсация
органического дефекта ребенка — проблема
социальная (Л. С. Выготский).

1)
В биогенетическом
направлении
ребенок рассматривается как существо
биологическое, наделенное от природы
определенными способностями, чертами
характера, формами поведения.
Наследственность определяет весь ход
его развития – и его темп, быстрый или
замедленный, и его предел – будет ребенок
одаренным, многого достигнет или окажется
посредственностью. Среда, в которой
воспитывается ребенок, становится всего
лишь условием такого изначально
предопределенного развития, как бы
проявляющим то, что дано ребенку до его
рождения.
а) В рамках биологизаторского
направления возникла теория
рекапитуляции,
основная идея которой заимствована из
эмбриологии. Эмбрион (человеческий
зародыш) во время своего внутриутробного
существования проходит путь от простейшего
двуклеточного организма до человека.
Эта теория основана на законе Геккеля:
онтогенез (индивидуальное развитие)
представляет собой сокращенное повторение
филогенеза (исторического
развития).
Перенесенный в возрастную
психологию, биогенетический
закон позволил
представить развитие
психики ребенка как повторение основных
стадий биологической эволюции и этапов
культурно-исторического развития
человечества.
В.
Штерн
описывает развитие ребенка так: ребенок
в первые месяцы своей жизни находится
на стадии млекопитающего; во втором
полугодии достигает стадии высшего
млекопитающего – обезьяны; затем –
начальных ступеней человеческого
состояния; развития первобытных народов;
начиная с поступления в школу усваивает
человеческую культуру – сначала в духе
античного и ветхозаветного мира, позже
(в подростковом возрасте) фанатизма
христианской культуры и лишь к зрелости
поднимается до уровня культуры Нового
времени.
б) Теория трех ступеней
развития (Карл
Бюллер):
-инстинкт;
-дрессура;
-интеллект.
Биологический
фактор
включает в себя, прежде всего,
наследственность.
Нет единого мнения по поводу того, что
именно в психике ребенка генетически
обусловлено. Отечественные психологи
считают, что наследуются, по крайней
мере, два момента – темперамент
и задатки способностей.
ВЫВОД:
основным фактором считается
наследственность, ребенок рассматривается
как пассивный объект.
2)
Противоположный подход к развитию
психики ребенка наблюдается в
социологизаторском
(социогенетическом)
направлении.
Его истоки – в идеях философа ХУII века,
Джона
Локка.
Он считал, что ребенок появляется на
свет с душой чистой, как восковая доска
(или чистый лист бумаги). На этой доске
воспитатель может написать все, что
угодно, и ребенок, не отягощенный
наследственностью, вырастет таким,
каким его хотят видеть близкие
взрослые.
ВЫВОД: в качестве основного
фактора рассматривалась среда, активность
ребенка не учитывалась.
Очевидно, что
оба подхода – и биологизаторский, и
социоло-гизаторский – страдают
односторонностью, преуменьшая или
отрицая значение одного из двух факторов
развития.

3)
Вильям
Штерн
выдвинул принцип
конвергенции
двух факторов
.
По его мнению, оба фактора в равной мере
значимы для психического развития
ребенка и определяют две его стороны.
Эти стороны развития (одна – созревание
наследственно данных способностей и
черт характера, другая – развитие под
влиянием ближайшего окружения ребенка)
пересекаются, т.е. происходит
конвергенция.
Эта теория рассматривала
вопрос соотношения среды и наследственности
(Айзенк считал, что развитие на 20%
определяется средой, а на 80%
наследственностью).
Но теория
конвергенции не рассматривала:
-внутренние
причины психического развития;
-активность
ребенка, считая, что он пассивен,
приспосабливается)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Деятельность как детерминанта психического развития ребенка
Возрастные новообразования в психическом развитии ребенка происходят не спонтанно, а в процессе ее деятельности. Деятельность является системой, которая имеет строение, внутренние переходы, преобразования и развитие.
Деятельность – активность субъекта, направленная на взаимодействие с окружающей средой с целью удовлетворения собственных потребностей.

Стать человеком – значит научиться действовать, достойно вести себя с другими людьми, предметами. Овладения ребенком под руководством взрослых общественным опытом, достижениями человеческой культуры свидетельствует об усвоении ею умение правильно использовать предметы, общаться с другими людьми с помощью речи, вести согласно правилам общественной морали, используя соответствующие способы запоминания, мышления и др..
Именно в процессе овладения человеческими действиями и человеческим поведением ребенок приобретает необходимые психических качеств и свойств личности.

Действие – структурный элемент деятельности, процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (с тем, на что она направлена), воплощенный в деятельности, в которую это действие включено.

Предметом действия является осознанная непосредственная цель. Между предметом и действием существует определенное отношение: мотив дея-е может изменяться и переходить на предмет (цель) действия. Впоследствии это действие превращается в деятельность, которая является формой бытия, способом существования человека, его активностью, направленной на целесообразную изменение и преобразование мира. На этой основе возникают изменения ведущей деятельности, происходит переход от одной стадии развития к другой.

Жизнь ребенка состоит из выполнения различных действий. Малыш большую часть своей жизни проводит в играх. Он также рисует, лепит, конструирует, танцует, учится выразительно читать стихи, петь, считать, ухаживать за растениями и животными, слушает и рассказывает сказки помогает дома и тому подобное. Все эти действия можно сгруппировать, отнести к различным видам деятельности. Например, действия ребенка в сюжетно-ролевой игре могут быть весьма разнообразными (одно – создавать образ врача, другой – воспитателя), но все они нужны для разыгрывания той или иной роли и стимулируются интересом ребенка к жизни взрослых.

Деятельность включает как внешние (практические) действия, так и внутренние (психические). Практические действия ведут к получению внешнего результата. Им может быть умение ребенка вытираться полотенцем, есть ложкой, пить из чашки, рисовать карандашом, строить из кубиков и т.п.. Одновременно у ребенка формируются и внутренние действия, с помощью которых он рассматривает предметы, познает их свойства, устанавливает взаимосвязи, создает замысел игры, картинки или строения, запоминает и др..

Формирование таких внутренних действий (восприятия, памяти, мышления, воображения) составляет основное содержание психического развития ребенка. Они обеспечивают ориентировку ребенка в окружающем мире, знакомство с условиями, в которых необходимо выполнять практические действия, а потому называются ориентировочными действиями.

На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок овладевает новыми внутренними психическими действиями, которые дают ей возможность выполнять сложные и разнообразные задачи. их источником являются внешние ориентировочные действия.
Ребенок, овладевая новым для нее видом деятельности, постепенно усваивает и необходимые ей действия. Так, во время освоения новой ориентировочной действия ребенок выполняет ее не во внутренней, а во внешней форме – результат достигается путем пробных движений, прикладыванием предметов друг к другу, перемещением их подобное. Позже задача решается не с помощью попыток, а с помощью выполненной мысленно действия.
…. Новые задачи ставит перед ребенком и деятельность, и увлекает, какой она хочет заниматься, например сделать рисунок ярче и детальнее, отразить в играх больше событий окружающей жизни.
Внутренние действия не возникают непосредственно. Сначала все действия усваиваются во внешней форме, а затем некоторые из них становятся внутренними, психическими. Это можно проследить в действиях ребенка с предметами. Наблюдая, как она выполняет одни и те же задачи, можно обнаружить, что внешние действия переходят во внутренние. Они возникают в результате перехода внутрь тех внешних форм ориентировочных действия, с помощью которых задача каждого типа выполняются на предыдущих этапах. Этот процесс в психологии называется интериоризацией.

Интериоризация (лат. interior – внутренний) – процесс перехода внешних реальных действий с предметами во внутренние.
Благодаря интериоризации усвоение внешних действий, которое проходит под руководством взрослых, обусловливает возникновение и совершенствование внутренних психических действий, сдвиги в психическом развитии личности.

Согласно разработанной отечественным психологом Петром Гальпериным (1902-1988) теорией поэтапного формирования умственных действий можно выделить следующие

этапы процесса интериоризации

:
1)

формирование мотивационной стороны речи;
2) составление схемы ориентировочной основы действия;
3) формирование действия в материальной (материализованной) форме;
4) «громкие социализированы речи»;
5) постепенное исчезновение внешней стороны речи;
6) исчезновение процесса вещания из сознания, в которой остается только конечный результат – предметное содержание действия.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, свертывается.
Деятельность способствует психическому развитию ребенка, является предпосылкой возрастных новообразований.

Источник