Деятельность детей раннего возраста в центре развития ребенка
Физическое развитие
Физкультурно – оздоровительный центр
«Чудо-уголок»
Маски для подвижных игр.
Гимнастические палки.
Обручи.
Мячи, мячи массажные.
Мешочки с песком.
Кольцеброс.
Массажный коврик.
Флажки, султанчики
Кегли
Мат
Шведская стенка
Гамак
Речевое развитие
Центр «Мир книги»
Центры активности
Содержание
Речевой центр
детские книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок);
предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.);
разрезные картинки, наборы парных картинок;
серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);
лото, домино;
Центр книги
Наименование
В наличии
Одинаковые по содержанию книги (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания.
Художественно – эстетическое развитие
Центр детского творчества
Центры
активности
Содержание
Центр
изобразительной
деятельности
наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков
краски (гуашь, акварель, пищевые красители)
кисти для рисования, для клея
палитра, емкости для воды, красок, клея
салфетки для вытирания рук и красок
бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций
глина, пластилин (не липнущий к рукам)
трафареты для закрашивания
фартуки и нарукавники для детей
картинки с красочными иллюстрациями, репродукции
Познавательное развитие
Центр строительных игр
Центры
активности
Тип
оборудования
Наименование
Центр конструктивной деятельности
Строительный
материал
Крупногабаритный напольный конструктор (из дерева; аналогичные из полимерных материалов)
В наличии
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали
(кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, от 62до 83 элементов)
Конструкторы
Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое
творчество и мальчикам, и девочкам: модульные конструкторы и конструкторы, соединяющиеся по
принципу ЛЕГО или иным образом, например, шарнирно или за счет вхождения пластин в пазы
Плоскостные
конструкторы
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования
Мозаики
Крупная мозаика (элементы основных цветов и форм 3 см каждый или более в количестве 60 шт. и более) с основой для выкладывания фигур
Познавательное развитие
Центр природы
В центре природы – дети знакомятся с доступными явлениями природы, ежедневно отмечается календарь погоды. Постоянно выставляются и вывешиваются объекты по сезону (плакаты, иллюстрации, поделки детей и родителей и др.)
Познавательное развитие
Центр сенсорного развития
Центры
активности
Тип
оборудования
Наименование
Центр сенсорного развития
Пирамидки (6 – 10 элементов),
окрашенные в основные цвета
В наличии
Объемные вкладыши из 5 -10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы)
Матрешки (5 – 7 элементов)
Матрешка-семья из 5 элементов (от 5 до 15 см высотой)
Доски с вкладышами (с основными формами, разделенными на 2 – 3 части)
Рамки-вкладыши с цветными (4 цветов) монолитными и составными формами, разными по величине
Набор плоскостных геометрических форм
Набор для забивания: молоточек с втулками(пластмассовые)
Сортировочный ящик с прорезями разной формы
Рамки с 2 – 3 видами застежек
(шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки)
Панно или дидактическое пособие, выполненное в виде мягконабивного животного или предмета (черепахи, крокодила, божьей коровки, машины и т.д.) с разнообразными застежками и съемными элементами
Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм (5 – 7 элементов)
Красочное панно (коврик) или крупная мягконабивная игрушка из тканей различной фактуры (дидактическая юбка)
Игрушки-головоломки (сборно- разборные из 2 – 3 элементов)
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия: народные игрушки, механические заводные (Ванька-Встань-ка и другие неваляшки, клюющие курочки, двигающиеся животные, волчки, прыгающие лягушки и т.п.)
Набор шумовых баночек
Художественно – эстетическое развитие
Центр театрализованной деятельности
Центры
активности
Содержание
оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)
фланелеграф с набором персонажей и декораций
различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскости ной, магнитный, теневой)
Социально – коммуникативное развитие
Игровой центр (зоны)
Центры
активности
Содержание
Игровой
центр
игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов;
стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.);
стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.);
игрушки для разыгрывания различных сюжетов:
– кормления кукол (посуда, столовые приборы);
– укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца);
– купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки);
– прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки);
– игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы);
– игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др.)
детские телефоны;
предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.);
Направления
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально – коммуникативное
развитие
Художественно – эстетическое развитие
Центры
®Двигательный центр
®Центр конструктивной деятельности
®Центр экологии и экспериментирования
®Центр сенсорики и мелкой моторики
®Речевой центр
®Центр книги
®Центр игр
®Центр социально – эмоционального развития
®Центр изобразительной деятельности
®Центр музыки и театра
Источник
Социальное развитие детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки
Ст. воспитатель Кальченко Ю.Л.
МБДОУ д/с № 53
Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в целом.
ФГОС ДО предусматривает создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, одним из которых, является игра. Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка, способствует включению семьи ребенка в систему дошкольного образования.
Родители, безусловно, заинтересованы в развитии ребенка, но понимают его чаще как обучение каким-либо навыкам – счету, письму и т.д. Ведущую же детскую деятельность – игровую – считают в большинстве своем скорее развлечением. Однако, значение детской игры неоценимо в воспитании и развитии ребенка. Именно в игре развивается мышление, общение, воображение и эмоции. Игра – это естественная потребность ребенка, и в ней он развивается как личность, и именно она в дошкольном, и тем более в раннем возрасте является самым активным методом обучения и воспитания.
У большинства малышей раннее детство проходит в семье. И действительно, любовь близких, общение с родственниками являются необходимыми условиями для нормального развития малыша и его благоприятного эмоционального самочувствия. Но, к сожалению, не все родители понимают возрастные особенности детей этого возраста и не всегда умеют найти правильные педагогические методы. Кроме того, многие современные родители испытывают потребность в повышении психологической и педагогической культуры, которая существенно помогла бы им продуктивно взаимодействовать со своими маленькими детьми, осмысливать и обогащать свой жизненный опыт их воспитания.
Все выше сказанное актуализирует проблему развития альтернативных форм дошкольного образования, которые представляют собой взаимодействие семейного и общественного воспитания детей, на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду.
Исходя из запроса родителей, анализа потребностей социума, имеющихся условий в ДОУ, может быть выбрана одна из таких форм – Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР), которая призвана стать первой ступенью дошкольного образования для малышей, не посещающих детский сад. Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.
Целью ЦИПР является содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения на основе использования современных игровых технологий.
Одной из основных задач ЦИПР является оказание содействия в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности. Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка, укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей, формированию партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Важно отметить, что специфика ЦИПР заключается в том что, для детей, которые приходят в детский сад несколько раза в неделю, образовательный процесс организован максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. Игровые занятия в ЦИПР построены с учетом возрастных психологических особенностей раннего возраста, а именно специфики социальной ситуации развития, которую можно обозначить формулой «ребенок-предмет-взрослый», причем имеется ввиду именно близкий взрослый, прежде всего мать. Именно она способствует формированию у ребенка чувства безопасности и защиты, и первой социальной адаптации. В соответствии с этим деятельность ЦИПР строится на основе принципа взаимодействия ребенка с родителем при участии специалиста. В модели «ребенок-родитель-специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, а специалист выступает в роли консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам игрового взаимодействия с ребенком.
Предметно-развивающая среда ЦИПР организована в соответствии с интересами и потребностями ребенка и направлена на обогащение и развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Игровые занятия Центра организуются по следующим направлениям:
• Развитие познавательных способностей;
• Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;
• Развитие представлений об окружающем мире;
• Развитие речи;
• Развитие мелкой моторики;
• Развитие творческих способностей;
• Развитие сенсорных ощущений;
• Развитие двигательной активности;
• Развитие музыкального слуха и ритма.
Основными формами работы Центра игровой поддержки с детьми являются индивидуальные и групповые игровые сеансы (занятия). Игры в Центре – это не просто веселые развлечения вместе с мамой, но и забота о правильном развитии опорно-двигательной системы, мелкой и крупной моторики, развитие речи и коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире, стимулирование познавательной активности, развитие сенсорных ощущений, творческих способностей, формирование первой социальной позиции ребенка раннего возраста. Ребёнок начинает интересоваться окружающим его миром: людьми, то, как они взаимодействуют друг с другом, с объектами. Именно это влияет на социальное развитие детей раннего возраста.
Игровые занятия, организованные в течение дня, включают в себя несколько видов деятельности, объединенных единой темой и имеет определенную структуру:
1.Свободные совместные игры детей с родителями и друг другом, освоение игрового пространства.
2. Приветствие.
3. Игры, способствующие развитию взаимодействия между ребенком и взрослым (пальчиковые, игры на руках и коленях, игровые массажи); коммуникативные игры.
4. Сенсорные игры или художественное творчество.
5. Двигательные игры и упражнения, развивающие общую моторику ребенка, музыкальные игры.
6.Прощание.
Такой алгоритм помогает малышам легко переходить от одного вида деятельности к другому, чередуя активный отдых с продуктивной деятельностью.
На встречах ЦИПР родители и дети учатся взаимодействовать друг с другом в различных видах игровой деятельности: коммуникативных, двигательных, сенсорных, музыкальных и творческих играх; лучше понимать друг друга и получать удовольствие от совместной деятельности.
Родителидетей, принятых в группы ЦИПР активно включены в творческий процесс создания оптимальных условий для развития ребенка.
Сотрудники Центра (старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и др.) проводят для родителей консультации, тренинги, беседы, которые помогают сформировать у родителей умение взаимодействовать с детьми в игровой деятельности.
Кратковременное, но систематическое посещение малышей раннего возраста ЦИПР обеспечивает устойчивые результаты:
- социальное развитие ребенка – основу формирования личности,
- адаптация детей к условиям детского сада и плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию в условиях образовательного учреждения;
- формирование коммуникативных навыков в процессе совместных игр со сверстниками и взрослыми;
- получение квалифицированной психолого-педагогической помощи родителями по вопросам воспитания и развития;
- развитие компетенций и повышение квалификации педагогических работников ДОУ.
Детей, посещавших Центр игровой поддержки, отличает наличие познавательного интереса, позитивное отношение к детскому коллективу, педагогам, они легко адаптируются в дальнейшем к дошкольному образовательному учреждению.
Список литературы.
- АфонькинаЮ., ОмельченкоЕ. Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста. Организация деятельности. Конспекты игровых дней. Издат: Учитель Серия: Развитие дошкольникаISBN 978-5-7057-2938-8; 2013 г.с. 208
- Выродова И.А. Организация и содержание игровых сеансов с детьми первого года жизни в условиях ЦИПР. / Управление ДОУ №8, 2011г., с. 100
- Касаткина Е.И Игровые технологии в образовательном пространстве ДОУ./ Управление ДОУ №5, 2012г., с. 24.
Источник
Опубликовано: 26.08.2019
Автор: Носова Ольга Юрьевна, воспитатель МДОУ ЦРР – детского сада № 3, г. о. Орехово-Зуево
С самого рождения
ребенок начинает развиваться и познавать окружающий мир. Для
того чтобы малыш воспринимал яркий,
насыщенный впечатлениями мир, необходимо создать определенные условия. Самым главным условием для
полноценного развития
ребенка является организация в группе предметной пространственной развивающей
среды. Она, в свою очередь, является для
малыша носителем информации.
Создавая предметно-развивающую среду в группе раннего возраста, мы попытались
сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того, чтобы
максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду,
создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное
и гармоничное развитие ребенка.
В нашей группе предметно-развивающее пространство разделено на центры активности.
Игровой центр
Игра является основным видом деятельности наших малышей, поэтому в группе оборудован игровой центр, который создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся игрушки для сюжетной игры: «Семья». Это — куклы, кроватки и коляски для них, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом, стиральная машина, сушилка для белья. Для игры в «Доктор» в наличии имеются: столик, ширма, белые халаты и медицинские приборы (инструменты), пузыречки и коробочки от лекарств. Для игры в «Парикмахерскую» – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки. В «Магазине» находится касса, витрина с набором овощей и фруктов, тележки для продуктов, сумочки, корзиночки. Для поддержания интереса игровой деятельности, обеспечиваем сменяемость материала.
Центр «Нарядись-покажись!»
Зона для перевоплощения в группе оборудована для создания положительного эмоционального настроя (например, занятия в уголке ряженья — прекрасный способ отвлечь малышей младшей группы от переживаний по поводу утреннего расставания с мамой); формирования коммуникативных навыков в процессе игры (маленькие артисты учатся слушать и слышать не только речь своих персонажей, но и друг друга в процессе переодеваний, выбора костюмов или атрибутов роли); развития подражательности, фантазии, креативных способностей малышей (дети проявляют свои творческие задатки не только в передаче образа, но и в умении подобрать одежду, аксессуары для роли).
Малыши наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Наполнение уголка происходит в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.
Уголок уединения
Каждому ребёнку необходимо свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями. В группе есть такой уголок, который отделен от других центров легкой струящейся ширмой. Диванчик с мягкими подушками, кресло – всё это позволяет ребёнку комфортно расположиться в нем и отдохнуть.
Центр сенсорики
Дидактические пособия, которые представлены в центре сенсорики – разнообразные
втулочки, вкладыши, балансиры, пособия с застёжками и шнуровками, бизиборд,
геометрические кубы и многое другое — доступны для детей. Они яркие,
разнообразные, а также полифункциональные.
При их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.
Центр песка и воды
Для игр –
экспериментов в группе оборудован центр «Песок – вода», с необходимым набором
предметов и оборудования: наборы предметов по теме: «плавает-тонет», чашечки,
стаканчики, лейки, трубки, черпачки, песочные наборы, ситечки. Занятия в этом
центре помогают детям развивать мелкую моторику; открывать
широкий простор для проявления фантазии; регулировать механизмы мышления; лучше
выражать свои мысли, объясняя природные явления; развивать самооценку;
преодолевать последствия психологических травм.
Особое значение использованию воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в адаптационный период, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к условиям ДОУ.
Центр «Уголок природы»
Центр «Уголок природы» служит не только украшением группы. Благодаря ему дети получают первоначальное представление о мире растений и животных, учатся наблюдать, рассуждать, логически мыслить. В центре находятся: природный материал (шишки, желуди, листочки), настольные игры экологического содержания, леечки, фигурки домашних и диких животных, муляжи овощей и фруктов, художественная литература о природе и её обитателях. Дети с удовольствием экспериментируют, рассматривают наглядный материал, который находится в свободном доступе, играют в настольные игры. Таким образом, формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений.
Центр художественного творчества
Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Перед нами стоит задача — пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Разнообразный материал (карандаши, фломастеры, мелки, раскраски, трафареты) находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение.
Центр музыки
В центре музыки располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты (барабаны, бубен погремушки, деревянные ложки, дудочки, колокольчики), которые доставляют детям много радостных минут, а так же, развивают фонематический слух и чувство ритма у малышей.
Центр двигательной активности
В пространство группы гармонично вписывается центр двигательной активности, оснащенный спортивным оборудованием, разнообразным физкультурным инвентарем. В центре имеется дорожка с камешками для профилактики плоскостопья у детей, гимнастические палки, мячи, веревочки, кубики для проведения утренней гимнастики, мячи-прыгуны, кегли, мешочки с песком. Все это позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.
Центр книги
Особую роль в приобщении детей к художественной литературе отводится книге. При оформлении центраучитывали возрастные особенности детей. Яркие, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей.
Центр «Дом сказок»
Рядом расположился «Дом сказок». Любимые и знакомые сказки обыгрываем вместе с детьми при помощи различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе. Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.
Такая организация
предметно-пространственной развивающей среды способствует установлению, утверждению чувств
уверенности в себе, дает возможность малышу испытывать и использовать свои
способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности,
творчества.
Источник