Деформация личности в развитии ребенка
Под термином «деформация личности ребёнка» родители обычно подразумевают ситуации, в которых на чадо оказывается давление со стороны других людей и влияние разных вещей. Отсюда и пошли такие высказывания, как «спорт травмирует ребёнка», «компьютерные игры деформируют личность малыша», «педагог загоняет ребёнка в рамки» и пр. При этом чётко выделяется непричастность родителя к формированию нестабильной психики чада.
Безусловно, вышеуказанные и многие другие вещи и люди воздействуют на юную психику, внося в неё коррективы. Однако истинную личностную деформацию оказывают на ребёнка «главные взрослые», и в большинстве семей это родители.
Что подразумевается под термином «деформация»
Чаще это понятие применяют к людям-специалистам, профессионалам своего дела. Например, говоря о враче-терапевте, утверждают, что он слишком безучастен к проблемам пациента и чересчур спокоен – кажется, что со временем врач превратился в циничного человека.
На самом деле, спустя годы работы, человек просто привык ко многим аспектам специальности и стал профессионалом, но уж точно не «потерял чувствительность». Однако пациенты считают, что у врача произошла профессиональная деформация – то есть, развитие одних качеств в ущерб другим.
К сожалению, редко говорят о сильнейшей деформации, оказывающей влияние на всю нашу дальнейшую сознательную жизнь. Это психические изменения, произошедшие в первые семь лет жизни человека. Деформации, пришедшиеся на этот период, принято называть личностными расстройствами, поскольку они носят тяжёлый и постоянный характер.
Детская деформация: жизненный пример
Высказывание «Каждый человек – уникальная личность» не является голословным. Мы рождаемся с определённым набором качеств, впоследствии приобретая и развивая новые. Кто-то от природы медлителен, кто-то – чересчур быстр и постоянно спешит. Один человек любит быть в одиночестве, другой жизни не представляет без шумных посиделок в компании друзей. Именно характер, особенности и привычки делают каждого человека неповторимой личностью.
Для гармоничного роста и развития личности следует (в идеале) найти то, к чему лежит душа, и заниматься этим. Надо сказать, что это повсеместная и распространённая проблема большинства людей в мире – найти занятие по душе, хобби, которое не будет идти в разрез с мнением окружающих людей, особенно – родителей. Именно из детства произрастают корни деформаций, которые в будущем накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь уже взрослого человека. Для простоты понимания представим простую и, к сожалению, типичную ситуацию.
Дано: семья из двух родителей и одного ребёнка 5 лет. Мама и папа – успешные люди, карьеристы с двумя высшими образованиями, точно знающие, чего они хотят от жизни. Ребёнок смотрит на родителей и восхищается ими, хочет им подражать, не может им воспротивиться. В один день родители говорят: переставай играть вечерами в футбол с друзьями на улице, мы записали тебя на уроки фортепиано! Ребёнок, видевший фортепиано, может быть, раз в жизни, и тот – по телевизору, сначала возмущается, но, встретившись глазами с грозным папой, через силу соглашается. Ведь родители успешны, а ребёнок их любит и немного побаивается.
Какое-то время чадо усердно трудится, а родители одобряют его работу. Однако сам ребёнок не чувствует радости: его поддерживает только одобрение родителей. Малыш хочет играть в футбол: он, возможно, был лучшим голкипером на площадке, но теперь учится игре на фортепиано.
Как правило, через какое-то время «нервы сдают»: ребёнок решает бросить занятия музыкой. Родители в тихом ужасе, пытаются его образумить, в том числе манипуляторскими способами: «Мы отнимем у тебя карманные деньги», «Ты не увидишься с друзьями», «Больше ни в чём не будем тебе помогать» и пр. Но ребёнок, невзирая на это, прекращает занятия на фортепиано.
Как видно, диалог в этой семье отсутствует. Родители не пытались спросить малыша: «Что тебе нравится?», «Чем бы ты хотел заниматься?», «Расскажи подробно, что у тебя хорошо получается?». Родители навязали свою модель жизни и заставили ребёнка жить именно так. Такое поведение становится настоящим психическим насилием над малышом. Однако родители этого не понимают – ведь с ними в детстве общались точно так же.
Фразы, деформирующие личность ребёнка
Сюда относят несколько категорий высказываний:
- Фразы-установки в приказной форме: «Ты должен», «Сделай», «Учись», «Не противься», «Ты обязан» и пр.
- Фразы-условия не в пользу ребёнка по типу «Если, то…»: «Если ты не пойдешь на занятия музыкой, то мы отберём у тебя карманные деньги», «Если ты не станешь учиться хорошо, то я лишу тебя возможности играть в компьютер» и пр.
Итак, вид и сила деформации ребёнка (бесчувственность, зависть, эгоистичность, нарциссизм и пр.) зависит от того, насколько часто, строго и бескомпромиссно родители навязывали свои желания чаду. Помимо классических деформаций, у ребёнка наверняка разовьётся чувство вины – ведь он противится воле родителей, значит, не уважает их.
Возможно ли скорректировать деформации
К сожалению, личностные расстройства, полученные в период от 0 до 7 лет, не подвергаются изменениям. Можно только контролировать их влияние на нашу жизнь: то есть сознательно решить, будем мы поддаваться им или нет. А на это уходит не один час работы над собой.
Поэтому гораздо проще не допускать деформации вовсе, и ответственность за их появление у ребёнка лежит, в первую очередь, на родителях.
Источник
Главная»Статьи»Причины деформации и условия личностного развития ребенка
Опубликовано: 29 июня 2016 в 23:31
Развитие человека — процесс неоднозначный, сложный и не всегда поступательный, прогрессирующий и управляемый. Каждый ребенок имеет свою индивидуальную траекторию развития, которая отличает его от сверстников.
Причины отличия одного человека от другого в источниках и механизмах процесса развития.
Источники и механизмы развития ребенка
На процесс развития человека оказывают влияния различные условия.
- Половые различия. Различия полов не характеризуются только собственно половыми характеристиками. Среди половых различий определены следующие:
— девочки быстрее развиваются и раньше созревают;
— мальчики более чувствительны к воздействиям среды;
— девочки превосходят мальчиков в развитии вербальных способностей;
— мальчики превосходят девочек в развитии пространственного мышления и математических способностей;
— мальчики более агрессивны;
— девочки лучше и быстрее адаптируются к новым условиям.
Перечисленные особенности – это далеко неполный список половых различий. Важно понимать, что мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному. Эти различия обнаруживаются уже с 1,5 – 2 лет и с возрастом проявляются в большей степени.
- Темперамент. Поведение человека во многом определяется типом его темперамента, который характеризуется несколькими характеристиками:
- Активность: энергетический потенциал, определяющий динамику деятельности человека.
- Эмоциональность – характеристика возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений. Это качество проявляется в большей или меньшей степени.
- Динамичность нервной системы – скорость образования условных связей.
- Подвижность нервной системы – скорость смены торможения возбуждением и наоборот.
- Лабильность нервной системы – скорость образования и прекращения нервных процессов.
- Соматические заболевания и физические дефекты также оказывают влияние на развитие ребенка. Некоторые из них могут активно переживаться, а другие непосредственно влиять на развитие человека.
- Кризисы развития, которые приводят к переходу на новый этап развития при условии правильной социальной ситуации развития.
Перечисленные факторы одновременно являются источниками и механизмами развития человека. Кроме того, они прогнозируют индивидуальные отличия каждого человека.
Условия развития ребенка
Развитие ребенка во многом определено социальной ситуацией развития – психической жизнью на определенной ступени развития. В свою очередь, социальная ситуация является условием развития ребенка. Важное место в создании условий занимает семья и школа.
- Эмоциональный контакт с близкими – важное условие благоприятного развития ребенка. Любовь, понимание, принятие, сопереживание – главные составляющие эмоционального развития ребенка.
- Психологический климат школы – комфортность отношений со сверстниками и педагогами, возможность усвоения материала, адекватная самооценка в процессе обучения определяют процесс ведущего вида деятельности.
Причины отклонений в развитии детей
Проблемы детского развития приводят к проблемам взрослых людей. Современные медики определяют две основные группы причин:
- Эндогенные причины (внутренние) – обусловленные генетическими факторами.
- Экзогенные причины (внешние) – факторы среды, оказывающие влияние на развитие ребенка.
К эндогенным причинам относят: заболевания, передающиеся по наследству, заболевания, связанные со структурой и численностью хромосом. Заболеваний, обусловленных этими причинами, достаточно много.
Факторы среды (экзогенные причины) вызывают отклонения на разных стадиях развития:
- во внутриутробный период развития оказывают влияние заболевания матери, недостаток питания, инфекции, резус-конфликты, травмы, влияние лучевой энергии, лекарственных препаратов, вредных привычек;
- в родовой период: асфиксия, родовые травмы, удушье, инфекции;
- постнатальный период: последствия заболеваний, травмы, интоксикации, несоблюдение санитарно-гигиенические норм;
- отсутствие благоприятных психологических условий воспитания и обучения.
Развитие ребенка зависит от целого ряда внутренних и внешних условий. Люди отличаются не только по внешности, но и по темпу развития и восприимчивости к окружающим воздействиям. То, что не оказывает влияния на одних, может оказывать необратимое воздействие на других людей.
Родителям нужно знать не только физические и психические особенности своего ребенка, но и его восприимчивость к окружающему и генетические особенности. Только в этом случае можно наиболее точно спрогнозировать возможные проблемы и создать благоприятные для развития условия.
Источник
Психология и
социология/9. Психология развития
К.пс.н. Королева Ю.А.
Оренбургский государственный педагогический университет, Россия
Проблема деформаций развития
личности в условиях дизонтогенеза
Увеличение численности детей и подростков
с отклонениями в развитии существенно изменяет характер отношения к ним со
стороны общества, обостряя проблемы социально-психологической адаптации и
интеграции лиц этой категории, актуализируя интерес к вопросам формирования
личности. Актуальность изучения развития личности при нарушениях в развитии
детерминирована, с одной стороны, недостаточным вниманием к проблеме на
протяжении длительного времени, с другой стороны, расширением поля специальной
психологии, в силу увеличивающейся вариативности неблагоприятных внешних и внутренних
условий и их сочетаний, продуцирующих
деформации развития личности.
Понятие «личность»
рассматривается в отечественной психологии во всех направлениях и в разных
контекстах. Приведем лишь несколько определений. По мнению А.Н. Леонтьева,
личность – это особое качество, которое природный индивид приобретает в системе
общественных отношений. Е.В. Шорохова предлагает следующее определение:
личность это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств,
определяющих социально-значимые формы деятельности и поведения. Словарь под
ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского трактует данное понятие следующим
образом: это индивид как субъект социальных отношений и сознательной
деятельности; определяемое включенностью в общественные отношения, системное
качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
На основании предложенных определений,
можно сказать, что личность формируется и проявляется в процессе деятельности,
поведения, общения и в то же время определяет форму деятельности и поведение.
При отсутствии необходимых условий для
развития личности или же под влиянием
патологических факторов длительно и интенсивно воздействующих, к которым в том числе относится и нарушение
онтогенетического процесса, могут возникать деформации развития личности.
В
психологической науке понятие «деформация» чаще всего рассматривается в русле
проблем профессиональной деятельности или личностно-типологических особенностей.
Под развитием понимаются позитивные динамические изменения, приводящие к возникновению
новообразований. Проблема развития личности является, пожалуй, наиболее сложной
и многомерной, пронизывающей не только психологию, но и междисциплинарные
области знаний.
Известно, что формирование сложно
организованной психики и ее дальнейшее функционирование возможно только при
определенных социальных и биологических условиях. Отсюда извечным вопросом при
рассмотрении процессов развития, их динамики и качества является вопрос
соотношения биологического и социального, наследственного и средового.
Сторонники «социальной» детерминации
утверждают, что развитие ребенка происходит исключительно под влиянием
социального окружения. Вспоминаем определение А.Н. Леонтьева, личность – это
особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений. По мнению Л.И
Анцыферовой, развитие личности во многом зависит от образа жизни индивида,
который определяется ею как устоявшиеся, типичные для исторически конкретных
социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей,
которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада мышления в
сферах труда… быта и досуга [1]. Действительно, ребенок в процессе своих
отношений с социальным окружением копирует манеры, модели поведения, усваивает
разные социальные роли, получает новые знания о мире. Их направленность
определяется образом жизни семьи и самого
ребенка в ней.
Однако представители «наследственной»
детерминации развития личности традиционно интерпретируют развитие и поведение
личности врожденными задатками, конституцией человека. Концепции двойной
детерминации развития личности, в поисках компромиссов, предлагают
рассматривать человека социально-генетическим существом.
Деформация развития личности в самом общем плане понимается как изменение качеств личности (стереотипов восприятия,
ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые
наступают под влиянием определенных условий. По отношению к детям и подросткам
с врожденными и рано приобретенными отклонениями в развитии речь скорее будет
идти не столько об изменениях по отношению к исходному, сколько об искажениях и
ограниченности условий самого процесса развития. К таковым можно отнести как
внутренние, так и внешние условия, а также их детерминацию, что можно
проиллюстрировать формулой С.Л. Рубинштейна «внешние причины действуют,
преломляясь через внутренние условия» или же вариацией данной формулы у А.Н.
Леонтьева: «внутреннее… действует через внешнее и этим само себя изменяет».
В формулировании предмета
исследования специальной психологии в
современной трактовке заложено изменение этих условий (В.М. Сорокин). Все дети и подростки с отклонениями в
развитии имеют деформированные внутренние, либо внешние условия (а зачастую и
их сочетание), в которых происходит само развитие.
Биологическая природа человека выступает
необходимым условием протекания, развертывания психических процессов.
Оптимальным состоянием для умственного и физического развития является
соматическое и психофизиологическое здоровье. Так, Б.С. Братусь подчеркивает,
что серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических
функций, тем самым так или иначе влияя на эти функции [2]. Наличие каких-либо
отклонений, ограничений в здоровье, особенно в психическом, сужает условия
протекания развития, накладывая свои ограничения. Однако, по мнению многих
ученых, создаваемые психическими, интеллектуальными нарушениями рамки, являются
только условиями, в которых осуществляется процесс развития, а не обязательными
факторами формирования аномалии личности.
Вопросы оказания прямого или косвенного
влияния первичного нарушения на процесс формирования личности в специальной
психологии рассматриваются относительно недавно. В.М. Сорокин анализирует в
связи с этим 3 принципиальные позиции. Первая состоит в отрицании какого бы то
ни было негативного влияния ядерного расстройства на процесс становления личности
особого ребенка. Представители этой точки зрения ссылаются на социальный
характер детерминации этого, отрицая роль биологического фактора. Условия
социальной и других видов депривации, в которых так или иначе находится любой
ребенок с отклонениями в развитии
качественно и количественно обедняют
контакты с окружающим миром.
Сторонники второго подхода отстаивают идею
о дифференцированном влиянии основного патогенного фактора. Предполагается, что
одни стороны развивающейся личности подвержены негативному воздействию
первичной патологии в большей степени, чем другие. При этом подчеркивается, что
существуют определенные структурные компоненты личности, характеризующиеся
особой толерантностью в этом отношении. Наконец, представители третьего
направления считают, что развитие личности в целом должно с неизбежностью испытывать
на себе негативное влияние основного нарушения [3] .
Системный характер строения человеческого
сознания предполагает, что нарушение одного из его компонентов с неизбежностью
должно сказаться на остальных. Если говорить о проекции нарушения в развитии на
формирование личности ребенка, то большинство механизмов влияния будут
социально опосредованными, нежели биологически обусловленными. К таковым можно
отнести реакцию личности на болезнь или нарушение, направленность и характер отношения
микросоциума к ребенку. Известно, что неблагополучие ребенка часто провоцирует
специфическое отношение к нему со стороны родителей и других окружающих его
лиц. Отсутствие знаний о возможностях ребенка, потеря веры в его силы, да и
превышающая все возможные границы жалость к ребенку, формируют условия излишней
опеки. Родители, сужая рамки проявления активности ребенка, ограничивают его
при выборе моделей поведения, снижают его потребность в самостоятельности,
препятствуют тем самым созданию условий для его активной деятельности и общения,
необходимых для развития личности.
Таким образом, нарушения в развитии могут
определять специфику развития личности благодаря как социальным, так и
биологическим детерминантам дизонтогенеза, повышая вероятность деформации
развития личности ребенка.
Литература
1.
Анцыферова, Л.И.
Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Л.И. Анцыферова //
Вопросы психологии. 1978. № 1. С.
33-40.
2.
Братусь, Б.С. Аномалии личности
/ Б.С. Братусь — М.: Мысль,
1988.- 301 с.
3.
Сорокин, В.М.
Специальная психология: Учеб.
Пособие / Сорокин В. М. / под науч. ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: «Речь», 2004. – 216
с.
Источник