Дефицитарное развитие у ребенка это

Дефицитарное развитие у ребенка это thumbnail

НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ, ИХ ВИДЫ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗПР И ДРУГИХ ВИДОВ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Для дифференциальной диагностики нарушений речи у детей при ЗПР и отличия их от нарушений речи у детей с другими формами дизонтогенеза необходимо уточнить сущность дизонтогенеза и различных форм нарушений пси­хического развития.

Термин «дизонтогенез» обозначает отклонения от нор­мального возрастного развития, т. е. различные формы на­рушений онтогенеза. Синонимом термина «дизонтогенез» является термин «аномалия развития».

Когда говорят о психическом дизонтогенезе, то речь идет о нарушении психического развития.

Существуют различные классификации наруше­ний психического развития.

Г. Е. Сухарева различает 3 вида психического дизонто­генеза: задержанное, поврежденное и иска­женное развитие.

Более развернутой является классификация психичес­кого дизонтогенеза (нарушений психического развития), разработанная В. В. Лебединским. Автор выделяет следу­ющие виды психического дизонтогенеза:

1) психическое недоразвитие;

2) задержка психического развития;

3) поврежденное психическое развитие;

4) дефицитарное психическое развитие;

5) искаженное психическое развитие;

6) дисгармоническое психическое развитие.

Таким образом, задержка психического развития являет­ся лишь одной из форм нарушений психического развития.

Кратко рассмотрим характеристику различных форм на­рушений психического развития (по В. В. Лебединскому).

Психическое недоразвитие

Наиболее типичной формой психического недоразвития является олигофрения.

Этиология олигофрении подразделяется на 2 группы: эндогенную (генетическую) и экзогенную. Олигоф­рения вызывается ранним органическим поражением моз­га, связанным с генетическими пороками развития, диф­фузным повреждением мозга в результате внутриутробных, родовых и ранних постнатальных вредностей.

Симптоматика олигофрении связана с явлениями общего недоразвития мозга с преимущественной незрелостью коры головного мозга.

Для олигофрении характерны две особенности:

1) тотальность нервно-психического недоразвития;

2) его иерархичность.

Тотальностьозначает, что при олигофрении недоразви­тыми оказываются все нервно-психические функции, на­блюдается несформированность сенсорной и моторной сфе­ры, эмоций, недоразвитие высших психических функций, особенно таких, как мышление, речь.

Иерархичностьнедоразвития означает, что различные функции при олигофрении страдают неравномерно. Наиболее грубо страдают высшие психические функции, в меньшей степени — базальные. Интеллект нарушается в большей мере, чем речь, а речь страдает больше, чем восприятие, память, моторная сфера.

Одним из проявлений дизонтогенеза при олигофрении является недоразвитие речи (В. Г. Петрова, Г. А. Ка­ше, Д. И. Орлова, В. В. Воронкова, Р. И. Лалаева и др.). При этом отмечается недоразвитие речи как системы, страдают все компоненты речи: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи. Нарушается как импрессив-ная, так и экспрессивная речь.

Исследования А. Р. Лурия, В. И. Лубовского выявили у де­тей с олигофренией и нарушения регулирующей функции речи. Оказывается нарушенным у детей с олигофренией как смысловой, языковой, так и сенсомоторный уровень речи. В большей мере страдает смысловой и языковой уровни как наиболее сложные звенья в структуре речевой деятельности.

Поврежденное развитие

Оно имеет ту же этиологию, что и органическое недораз­витие психики (наследственные заболевания, внутриутроб­ные, натальные и постнатальные инфекции и травмы ЦНС). Основное отличие заключается в том, что при поврежден­ном развитии воздействие патологических факторов на мозг происходит в более поздние сроки (после 2-3 лет), когда многие мозговые системы уже сформированы.

Типичным примером поврежденного развития является органическая деменция.

При повреждении мозга в относительно раннем возрасте наблюдается сочетание грубого повреждения некоторых сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически молодых функций (в частности, лобных систем).

Во многих случаях особенности психического развития определяются прогрессирующим заболеванием мозга (менингиты, энцефалиты, опухоли, прогрессиру­ющий склероз мозга, эпилепсия).

Особенности нарушений речи у детей при органической деменции практически не изучены.

Дефицитарное психическое развитие

Этот вид психического дизонтогенеза связан с п е р в и ч -ной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Первичный анализаторный дефект обусловливает, во-первых, недоразвитие тех функций, которые связаны с ним наиболее тесно; во-вторых, он приводит к замедлению раз­вития ряда других функций, связанных с деятельностью пострадавшего анализатора опосредованно. Нарушения от­дельных психических функций искажают психическое раз­витие в целом. Таким образом, в этом случае происходит нарушение развития «снизу вверх».

Для этого вида психического дизонтогенеза характерна асинхрония, проявляющаяся в разной степени недораз­вития одних анализаторных систем при сохранности других.

Читайте также:  Общие закономерности психики развития ребенка выготский

Особенности психического развития при нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата связаны с глуби­ной поражения функции, а также с потенциальной сохранностью интеллекта, сенсорных и моторных функций.

Особенности психического развития у детей с нарушения­ми слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата достаточно глубоко изучены в отечественной дефектологии (Р. М. Бос-кис, Ф. Ф. Pay, Т. А. Власова, Ж. И. Шиф, Н. Г. Морозова, А. П. Гозова^ Т. В. Розанова, М. С. Певзнер, М. И. Земцова, К. Г. Коровин, Л. И. Солнцева, А. Г. Литвак и др.)

Большое значение для возникновения нарушений пси­хического развития имеют такие факторы, как время по­явления, а также степень выраженности сенсор­ного дефекта.

Особенно значимым фактором является степень выра­женности сенсорного дефекта.

Так, незначительный дефект слуха позволяет ребенку самостоятельно овладеть речью, общаться с помощью речи. Однако даже небольшой дефект слуха обусловливает раз­личные отклонения в речи, нарушения просодических ком­понентов речи, трудности дифференциации фонем, смешения акустически близких звуков, ограниченность словарного запаса, вербальные парафазии, аграмматизмы.

У слабовидящих детей также имеются большие потен­циальные возможности нервно-психического развития, чем у слепых детей. И все же нарушения зрительного восприя­тия при слабовидении характеризуются замедленностью, узостью зрительного поля, недостаточной четкостью вос­приятия и т. д.

Психическому развитию детей с нарушением сенсорной сферы свойственна неравномерность развития, д и с -гармонияв развитии отдельных систем.

Так, в исследовании Л. И. Солнцевой отмечаются свое­образные отклонения в игровой деятельности слепого ре­бенка. Игровые действия слепого ребенка носят глобальный характер и несут очень мало информации о предмете. Игро­вые действия осуществляются в виде примитивных мани­пуляций, однообразно повторяющихся движений. Однако они сопровождаются более развернутой речью. Таким обра­зом, своеобразие игровой деятельности заключается в соче­тании примитивного моторного компонента игры и более сложной речевой деятельности, т. е. имеется разрыв между речью и предметным действием. Это подтверждает асинх-ронию развития, при которой нарушается нормальная по­следовательность в развитии иерархии психических функ­ций (сначала — низшие, затем — высшие).

У детей с нарушением сенсорной сферы страдает, прежде всего, усвоение информации, адресованной к по­раженному анализатору. Однако часто имеется недоразви­тие способности к переработке информации, получаемой и сохранными анализаторами (И. М. Соловьев, В. И. Лу-бовский и др.). Так, у глухих детей отмечается замед­ленность, ограничение объема и зрительно воспринима­емой информации (Ж. И. Шиф, А. П. Гозова, Т. В. Розанова и др.).

Следствием особенностей ряда психических процессов у этих детей является тенденция и к определенному замед­лению темпа развития мышления, особенно процес­сов обобщения и отвлечения.

Общей особенностью развития детей при сенсорных на1 рушениях является недоразвитие речи, а также не­достаточность словесного опосредования.

Для дифференциальной диагностики нарушений речи у детей с ЗПР особенно важно уточнить особенности наруше­ний речи у слабослышащих (Р. М. Боскис, Л. И. Тигранова, Л. Г. Парамонова) и слабовидящих детей (С. Л. Жильцова, М. И. Земцова, Н. С. Костючек, Н. А. Крылова, Л. И. Сол­нцева, Л. С. Волкова).

Р. М. Боскис выделяет следующие основные факторы, влияющие на уровень развития речи: степень снижения слуха, время поражения слуха, индивидуальные особенности детей, условия раннего воспитания и обучения детей.

По уровню развития речи слабослышащие дети делятся на две группы:

1) слабослышащие дети с незначительным недораз­витием речи (недостатки произношения отдельных зву­ков, частичные нарушения словоизменения и словооб­разования, ошибки в письме);

2) слабослышащие дети, имеющие глубокое недораз­витие речи (тяжелое нарушение звукопроизношения, не-сформированность грамматического строя, грубые рас­стройства чтения и письма).

Неточность, недифференцированность речеслухового восприятия обусловливает своеобразие речевых нарушений у слабослышащих детей. Среди дефектов звукопроизноше­ния наиболее характерными являются замены акустически близких звуков (ц-с, ч-ть, щ-сь). Реже наблюдаются иска­жения произношения звуков, которые также бывают свя­заны с нечеткостью слуховой дифференциации звуков.

Нарушения слухового восприятия приводят и к своеоб­разным искажениям звукослоговой структуры слова (моло­ток лоток, стакан такан).

Читайте также:  Методологические принципы работы группы развития ребенка перед школой

Трудности различения на слух окончаний приводят к на­рушению согласования и управления, к аграмматизмам в устной речи (к стола, на столом и т. д.).

Нечеткость слуховых образов форм слова приводит к тому, что у детей нарушается связь между грамматическим зна­чением и формой слова, т. е. задерживается практическое овладение языковыми обобщениями.

Сходство звукослогового состава слов приводит к их сме­шению, к ограничению объема словаря (гребень ребенок, бочка почка, сутки шутки).

По данным Л. И. Солнцевой, Л. С. Волковой, значимую роль в недоразвитии речи у слепых и слабовидящих детей играют ограниченные возможности общения ребенка, труд­ности формирования предметной деятельности.

У детей с глубокими нарушениями зрения часто выяв­ляются системные нарушения речи, разнообразные по своей структуре. При нарушениях зрения отмечается недостаточ­ное понимание смысловой стороны слова из-за трудностей соотношения слова со зрительным образом предмета, верба-лизм, эхолалии, трудности употребления некоторых слож­ных логико-грамматических конструкций, связанных с ана­лизом зрительных впечатлений.

Л. С. Волкова выявила 4 уровня сформированнос-тиречи у детей с глубокими дефектами зрения:

Первый уровень — хорошо сформированная экспрес­сивная речь. У детей наблюдаются лишь единичные нару­шения звукопроизношения.

Второй уровень — удовлетворительно сформирован­ная экспрессивная речь. У детей отмечаются выраженные нару­шения звукопроизношения, недостаточная сформированность фонематического анализа, лексико-грамматическая сторона речи характеризуется лишь единичными затруднениями.

Третий уровень — неудовлетворительно сформи­рованная экспрессивная речь. Кроме нарушений фонетико-фонематической стороны речи, у детей имеются и проявле­ния недоразвития лексико-грамматического строя речи. Словарный состав беден, особенно страдают обобщающие понятия. Связная речь характеризуется обилием аграмма-тизмов, отсутствием развернутых рассказов.

Четвертый уровень — глубоко нарушенная речь. У детей отмечаются тяжелые нарушения звукопроизноше­ния, несформированность процессов фонематического ана­лиза и синтеза, грубые нарушения лексико-грамматичес-кой стороны речи. Связные высказывания отсутствуют.

У детей с нарушением двигательной сферы (при детских церебральных параличах), кроме тяжелых нарушений общей, ручной и речевой моторики, имеется и недоразвитие ряда психических функций, связанных с дефектностью двига­тельной сферы (М. В. Эйдинова, Е. И. Кириченко, К. А. Се­менова, Е. М. Мастюкова и др.)

В связи с дефектностью двигательного компонента у де­тей с ДЦП имеются нарушения зрительного вос­приятия, недостаточность зрительно-пространственого гнозиса, трудности восприятия формы, величины, соотно­шения элементов в пространстве. Отмечается недоразвитие схемы тела, запаздывание формирования доминантности, пальцевая агнозия.

Из-за дефектности моторики у детей нарушается фор­мирование ориентировочных реакций, прак­тических действий, игровой деятельности.

Для детей с ДЦП характерна психическая исто-щаемость, неравномерность психического развития, за­держка интеллектуального развития.

Исследования выявляют у этих детей особенности эмо­циональной сферы. Им свойственны невротические и не-врозоподобные расстройства. У детей с ДЦП отмечается задержка эмоционального развития. «Органический инфан­тилизм» проявляется в недостаточной дифференцирован -ности эмоций, отсутствии самостоятельности.

Следствием двигательной недостаточности является ог­раничение общения, ограниченность социальных контактов, что обусловливает аутизацию, пассивность, особенности формирования личности.

Отрицательную роль играют и явления депривации и ги­перопеки. Эти явления приводят к пассивности, к госпита-лизму, к нарушению мотивации деятельности.

При двигательных расстройствах тяжело страдает и фу нк -ция речи.В большинстве случаев расстройства речи обус­ловлены моторными нарушениями и проявляются в дизар-триях. Тяжелые нарушения фонетической стороны речи приводят к задержке формирования лексики, грамматичес­кого строя речи, к недоразвитию языковых обобщений, к нарушениям в овладении письменной речью.

Тяжелые нарушения двигательной сферы, недо­развитие некоторых высших психических функций (зрительных, зрительно-пространственных), явления психи­ческой истощаемости, нарушения речи обусловливают и задержку интеллектуального развития у детей с ДЦП.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

В рамках дефицитарного типа развития в соответствии с имеющейся в коррекционной педагогике и специальной психологии классификацией выделяют детей с отклонениями в формировании сенсорных (в первую очередь слуховой и зрительной) и двигательных (особенности функционирования опорно-двигательного аппарата) функций. В отдельный вид дефицитарного развития имеет смысл выделить детей с сочетанными (множественными) нарушениями (сложным дефектом), когда эти отклонения присутствуют в различных сочетаниях, иногда с присоединением дисфункций других психических и соматических систем ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 лет дома распечатать

Основной критерий выделения данного типа отклоняющегося развития — наличие возникшей в раннем возрасте (или даже пре- натально) недостаточности отдельных анализаторных систем, в том числе проприоцептивной системы, ее центрального звена (нарушения опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе). То есть с раннего возраста[1] у ребенка наблюдается дефицит (разной степени выраженности и модальности) информации, поступающей через соответствующий дефицитарный анализатор. В случае анализа двигательных нарушений к недостаточности проприоцептивного анализатора присоединяется недостаточность моторного компонента деятельности (что значительно осложняет процесс развития ребенка и работу специалистов). Формируется своеобразный тип психического развития, специфичный для дефицитарных по различным модальностям психофизиологических систем.

Виды и основные варианты дефицитарного развития

Рис. 7.5. Виды и основные варианты дефицитарного развития

Рассматривать изолированные нарушения речи в качестве варианта дефицитарного развития означает допускать серьезную методологическую ошибку. Нарушения речи не отвечают вышеприведенным закономерностям хотя бы уже потому что процесс речевого развития как психической функциональной системы в значительной степени отставлен по времени по сравнению с истинно дефицитар- ными вариантами развития. Нельзя отнести нарушения речи к этому типу и по критерию коррекционной работы: при дефицитарном развитии невозможно ликвидировать дефицитарность анализатора, его первичную недостаточность. В то время как при речевом недоразвитии в результате коррекционной работы процесс развития речи можно не просто частично компенсировать, но даже и полностью вернуть в нормативное русло. Поэтому в рамках нашего подхода речевое недоразвитие отнесено к типу недостаточного развития.

Случаи позднего повреждения различных анализаторных систем традиционно рассматриваются в рамках дефицитарного развития, хотя строго по всем критериям должны быть отнесены к категории локально поврежденного развития. Это важно, например, в ситуации дифференциальной диагностики истинно детского церебрального паралича и маскирующихся под ДЦП более поздних нарушений двигательной активности. Такое разграничение имеет принципиальное значение для оценки степени интеллектуальной сохранности, которая в последнем случае гораздо выше и не только позволяет по-иному строить образовательный маршрут, но и давать более благоприятный прогноз дальнейшего развития.

Прогноз для этого типа развития может быть разным из-за большого разнообразия вариантов и форм дефицитарного развития, к которым следовало бы относить детей с дефицитарностъю не только сенсорных и опорно-двигательной, но и иных систем (например, различными иммунодефицитами, врожденной дефицитарностью болевой и холодовой чувствительности и т.п.). Возможно, со временем дети этой категории также войдут в образовательное пространство и потребуют специальной психологической помощи.

Следует отметить, что типологический подход, основанный на выделении базовой структурной организации психического развития, для категории дефицитарного развития на настоящий момент разработан недостаточно. Можно говорить лишь о гипотетических построениях его психологических механизмов, возможности использования конкретных отработанных технологий в оценке психического развития этих детей и в коррекционной работе. Можно предположить, что формирование отдельных базовых структур, взаимосвязей их отдельных уровней для различных видов дефицитарного развития будет специфичным по сравнению с нормативным, и профиль сформированное™ всей системы как особого звена в структуре развития будет специфичным для каждого варианта дефицитарного развития.

В то же время мы считаем необходимым привести имеющуюся на настоящий момент в специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике психолого-педагогическую классификацию дефицитарного развития и, насколько это возможно, типологи- зировать эту очень неоднородную категорию.

Все разнообразие дефицитарного развития представлено следующими видами (рис. 7.5):

  • • Дефицитарность дистантных анализаторных систем.
  • • Дефицитарность опорно-двигательного аппарата.
  • • Сочетанная (множественная) дефицитарность.
  • • Дефицитарность иных функциональных систем.

В свою очередь, дефицитарность дистантных анализаторных систем подразделяется на варианты:

  • • дефицитарность слухового восприятия;
  • • дефицитарность зрительного восприятия.

А дефицитарность опорно-двигательного аппарата (ОДА) включает в себя такие варианты, как:

  • • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • • иные нарушения опорно-двигательного аппарата (нецентрального характера), произошедшие в пренатальном или раннем возрасте.

Как будет показано ниже, существует и значительно более дробная дифференциация в рамках каждого из вариантов дефицитарного развития.

Источник