Дефицитарное развитие у ребенка это
НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ, ИХ ВИДЫ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗПР И ДРУГИХ ВИДОВ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Для дифференциальной диагностики нарушений речи у детей при ЗПР и отличия их от нарушений речи у детей с другими формами дизонтогенеза необходимо уточнить сущность дизонтогенеза и различных форм нарушений психического развития.
Термин «дизонтогенез» обозначает отклонения от нормального возрастного развития, т. е. различные формы нарушений онтогенеза. Синонимом термина «дизонтогенез» является термин «аномалия развития».
Когда говорят о психическом дизонтогенезе, то речь идет о нарушении психического развития.
Существуют различные классификации нарушений психического развития.
Г. Е. Сухарева различает 3 вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие.
Более развернутой является классификация психического дизонтогенеза (нарушений психического развития), разработанная В. В. Лебединским. Автор выделяет следующие виды психического дизонтогенеза:
1) психическое недоразвитие;
2) задержка психического развития;
3) поврежденное психическое развитие;
4) дефицитарное психическое развитие;
5) искаженное психическое развитие;
6) дисгармоническое психическое развитие.
Таким образом, задержка психического развития является лишь одной из форм нарушений психического развития.
Кратко рассмотрим характеристику различных форм нарушений психического развития (по В. В. Лебединскому).
Психическое недоразвитие
Наиболее типичной формой психического недоразвития является олигофрения.
Этиология олигофрении подразделяется на 2 группы: эндогенную (генетическую) и экзогенную. Олигофрения вызывается ранним органическим поражением мозга, связанным с генетическими пороками развития, диффузным повреждением мозга в результате внутриутробных, родовых и ранних постнатальных вредностей.
Симптоматика олигофрении связана с явлениями общего недоразвития мозга с преимущественной незрелостью коры головного мозга.
Для олигофрении характерны две особенности:
1) тотальность нервно-психического недоразвития;
2) его иерархичность.
Тотальностьозначает, что при олигофрении недоразвитыми оказываются все нервно-психические функции, наблюдается несформированность сенсорной и моторной сферы, эмоций, недоразвитие высших психических функций, особенно таких, как мышление, речь.
Иерархичностьнедоразвития означает, что различные функции при олигофрении страдают неравномерно. Наиболее грубо страдают высшие психические функции, в меньшей степени — базальные. Интеллект нарушается в большей мере, чем речь, а речь страдает больше, чем восприятие, память, моторная сфера.
Одним из проявлений дизонтогенеза при олигофрении является недоразвитие речи (В. Г. Петрова, Г. А. Каше, Д. И. Орлова, В. В. Воронкова, Р. И. Лалаева и др.). При этом отмечается недоразвитие речи как системы, страдают все компоненты речи: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи. Нарушается как импрессив-ная, так и экспрессивная речь.
Исследования А. Р. Лурия, В. И. Лубовского выявили у детей с олигофренией и нарушения регулирующей функции речи. Оказывается нарушенным у детей с олигофренией как смысловой, языковой, так и сенсомоторный уровень речи. В большей мере страдает смысловой и языковой уровни как наиболее сложные звенья в структуре речевой деятельности.
Поврежденное развитие
Оно имеет ту же этиологию, что и органическое недоразвитие психики (наследственные заболевания, внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции и травмы ЦНС). Основное отличие заключается в том, что при поврежденном развитии воздействие патологических факторов на мозг происходит в более поздние сроки (после 2-3 лет), когда многие мозговые системы уже сформированы.
Типичным примером поврежденного развития является органическая деменция.
При повреждении мозга в относительно раннем возрасте наблюдается сочетание грубого повреждения некоторых сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически молодых функций (в частности, лобных систем).
Во многих случаях особенности психического развития определяются прогрессирующим заболеванием мозга (менингиты, энцефалиты, опухоли, прогрессирующий склероз мозга, эпилепсия).
Особенности нарушений речи у детей при органической деменции практически не изучены.
Дефицитарное психическое развитие
Этот вид психического дизонтогенеза связан с п е р в и ч -ной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Первичный анализаторный дефект обусловливает, во-первых, недоразвитие тех функций, которые связаны с ним наиболее тесно; во-вторых, он приводит к замедлению развития ряда других функций, связанных с деятельностью пострадавшего анализатора опосредованно. Нарушения отдельных психических функций искажают психическое развитие в целом. Таким образом, в этом случае происходит нарушение развития «снизу вверх».
Для этого вида психического дизонтогенеза характерна асинхрония, проявляющаяся в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других.
Особенности психического развития при нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата связаны с глубиной поражения функции, а также с потенциальной сохранностью интеллекта, сенсорных и моторных функций.
Особенности психического развития у детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата достаточно глубоко изучены в отечественной дефектологии (Р. М. Бос-кис, Ф. Ф. Pay, Т. А. Власова, Ж. И. Шиф, Н. Г. Морозова, А. П. Гозова^ Т. В. Розанова, М. С. Певзнер, М. И. Земцова, К. Г. Коровин, Л. И. Солнцева, А. Г. Литвак и др.)
Большое значение для возникновения нарушений психического развития имеют такие факторы, как время появления, а также степень выраженности сенсорного дефекта.
Особенно значимым фактором является степень выраженности сенсорного дефекта.
Так, незначительный дефект слуха позволяет ребенку самостоятельно овладеть речью, общаться с помощью речи. Однако даже небольшой дефект слуха обусловливает различные отклонения в речи, нарушения просодических компонентов речи, трудности дифференциации фонем, смешения акустически близких звуков, ограниченность словарного запаса, вербальные парафазии, аграмматизмы.
У слабовидящих детей также имеются большие потенциальные возможности нервно-психического развития, чем у слепых детей. И все же нарушения зрительного восприятия при слабовидении характеризуются замедленностью, узостью зрительного поля, недостаточной четкостью восприятия и т. д.
Психическому развитию детей с нарушением сенсорной сферы свойственна неравномерность развития, д и с -гармонияв развитии отдельных систем.
Так, в исследовании Л. И. Солнцевой отмечаются своеобразные отклонения в игровой деятельности слепого ребенка. Игровые действия слепого ребенка носят глобальный характер и несут очень мало информации о предмете. Игровые действия осуществляются в виде примитивных манипуляций, однообразно повторяющихся движений. Однако они сопровождаются более развернутой речью. Таким образом, своеобразие игровой деятельности заключается в сочетании примитивного моторного компонента игры и более сложной речевой деятельности, т. е. имеется разрыв между речью и предметным действием. Это подтверждает асинх-ронию развития, при которой нарушается нормальная последовательность в развитии иерархии психических функций (сначала — низшие, затем — высшие).
У детей с нарушением сенсорной сферы страдает, прежде всего, усвоение информации, адресованной к пораженному анализатору. Однако часто имеется недоразвитие способности к переработке информации, получаемой и сохранными анализаторами (И. М. Соловьев, В. И. Лу-бовский и др.). Так, у глухих детей отмечается замедленность, ограничение объема и зрительно воспринимаемой информации (Ж. И. Шиф, А. П. Гозова, Т. В. Розанова и др.).
Следствием особенностей ряда психических процессов у этих детей является тенденция и к определенному замедлению темпа развития мышления, особенно процессов обобщения и отвлечения.
Общей особенностью развития детей при сенсорных на1 рушениях является недоразвитие речи, а также недостаточность словесного опосредования.
Для дифференциальной диагностики нарушений речи у детей с ЗПР особенно важно уточнить особенности нарушений речи у слабослышащих (Р. М. Боскис, Л. И. Тигранова, Л. Г. Парамонова) и слабовидящих детей (С. Л. Жильцова, М. И. Земцова, Н. С. Костючек, Н. А. Крылова, Л. И. Солнцева, Л. С. Волкова).
Р. М. Боскис выделяет следующие основные факторы, влияющие на уровень развития речи: степень снижения слуха, время поражения слуха, индивидуальные особенности детей, условия раннего воспитания и обучения детей.
По уровню развития речи слабослышащие дети делятся на две группы:
1) слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (недостатки произношения отдельных звуков, частичные нарушения словоизменения и словообразования, ошибки в письме);
2) слабослышащие дети, имеющие глубокое недоразвитие речи (тяжелое нарушение звукопроизношения, не-сформированность грамматического строя, грубые расстройства чтения и письма).
Неточность, недифференцированность речеслухового восприятия обусловливает своеобразие речевых нарушений у слабослышащих детей. Среди дефектов звукопроизношения наиболее характерными являются замены акустически близких звуков (ц-с, ч-ть, щ-сь). Реже наблюдаются искажения произношения звуков, которые также бывают связаны с нечеткостью слуховой дифференциации звуков.
Нарушения слухового восприятия приводят и к своеобразным искажениям звукослоговой структуры слова (молоток — лоток, стакан — такан).
Трудности различения на слух окончаний приводят к нарушению согласования и управления, к аграмматизмам в устной речи (к стола, на столом и т. д.).
Нечеткость слуховых образов форм слова приводит к тому, что у детей нарушается связь между грамматическим значением и формой слова, т. е. задерживается практическое овладение языковыми обобщениями.
Сходство звукослогового состава слов приводит к их смешению, к ограничению объема словаря (гребень — ребенок, бочка — почка, сутки — шутки).
По данным Л. И. Солнцевой, Л. С. Волковой, значимую роль в недоразвитии речи у слепых и слабовидящих детей играют ограниченные возможности общения ребенка, трудности формирования предметной деятельности.
У детей с глубокими нарушениями зрения часто выявляются системные нарушения речи, разнообразные по своей структуре. При нарушениях зрения отмечается недостаточное понимание смысловой стороны слова из-за трудностей соотношения слова со зрительным образом предмета, верба-лизм, эхолалии, трудности употребления некоторых сложных логико-грамматических конструкций, связанных с анализом зрительных впечатлений.
Л. С. Волкова выявила 4 уровня сформированнос-тиречи у детей с глубокими дефектами зрения:
Первый уровень — хорошо сформированная экспрессивная речь. У детей наблюдаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.
Второй уровень — удовлетворительно сформированная экспрессивная речь. У детей отмечаются выраженные нарушения звукопроизношения, недостаточная сформированность фонематического анализа, лексико-грамматическая сторона речи характеризуется лишь единичными затруднениями.
Третий уровень — неудовлетворительно сформированная экспрессивная речь. Кроме нарушений фонетико-фонематической стороны речи, у детей имеются и проявления недоразвития лексико-грамматического строя речи. Словарный состав беден, особенно страдают обобщающие понятия. Связная речь характеризуется обилием аграмма-тизмов, отсутствием развернутых рассказов.
Четвертый уровень — глубоко нарушенная речь. У детей отмечаются тяжелые нарушения звукопроизношения, несформированность процессов фонематического анализа и синтеза, грубые нарушения лексико-грамматичес-кой стороны речи. Связные высказывания отсутствуют.
У детей с нарушением двигательной сферы (при детских церебральных параличах), кроме тяжелых нарушений общей, ручной и речевой моторики, имеется и недоразвитие ряда психических функций, связанных с дефектностью двигательной сферы (М. В. Эйдинова, Е. И. Кириченко, К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова и др.)
В связи с дефектностью двигательного компонента у детей с ДЦП имеются нарушения зрительного восприятия, недостаточность зрительно-пространственого гнозиса, трудности восприятия формы, величины, соотношения элементов в пространстве. Отмечается недоразвитие схемы тела, запаздывание формирования доминантности, пальцевая агнозия.
Из-за дефектности моторики у детей нарушается формирование ориентировочных реакций, практических действий, игровой деятельности.
Для детей с ДЦП характерна психическая исто-щаемость, неравномерность психического развития, задержка интеллектуального развития.
Исследования выявляют у этих детей особенности эмоциональной сферы. Им свойственны невротические и не-врозоподобные расстройства. У детей с ДЦП отмечается задержка эмоционального развития. «Органический инфантилизм» проявляется в недостаточной дифференцирован -ности эмоций, отсутствии самостоятельности.
Следствием двигательной недостаточности является ограничение общения, ограниченность социальных контактов, что обусловливает аутизацию, пассивность, особенности формирования личности.
Отрицательную роль играют и явления депривации и гиперопеки. Эти явления приводят к пассивности, к госпита-лизму, к нарушению мотивации деятельности.
При двигательных расстройствах тяжело страдает и фу нк -ция речи.В большинстве случаев расстройства речи обусловлены моторными нарушениями и проявляются в дизар-триях. Тяжелые нарушения фонетической стороны речи приводят к задержке формирования лексики, грамматического строя речи, к недоразвитию языковых обобщений, к нарушениям в овладении письменной речью.
Тяжелые нарушения двигательной сферы, недоразвитие некоторых высших психических функций (зрительных, зрительно-пространственных), явления психической истощаемости, нарушения речи обусловливают и задержку интеллектуального развития у детей с ДЦП.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
В рамках дефицитарного типа развития в соответствии с имеющейся в коррекционной педагогике и специальной психологии классификацией выделяют детей с отклонениями в формировании сенсорных (в первую очередь слуховой и зрительной) и двигательных (особенности функционирования опорно-двигательного аппарата) функций. В отдельный вид дефицитарного развития имеет смысл выделить детей с сочетанными (множественными) нарушениями (сложным дефектом), когда эти отклонения присутствуют в различных сочетаниях, иногда с присоединением дисфункций других психических и соматических систем ребенка.
Основной критерий выделения данного типа отклоняющегося развития — наличие возникшей в раннем возрасте (или даже пре- натально) недостаточности отдельных анализаторных систем, в том числе проприоцептивной системы, ее центрального звена (нарушения опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе). То есть с раннего возраста[1] у ребенка наблюдается дефицит (разной степени выраженности и модальности) информации, поступающей через соответствующий дефицитарный анализатор. В случае анализа двигательных нарушений к недостаточности проприоцептивного анализатора присоединяется недостаточность моторного компонента деятельности (что значительно осложняет процесс развития ребенка и работу специалистов). Формируется своеобразный тип психического развития, специфичный для дефицитарных по различным модальностям психофизиологических систем.
Рис. 7.5. Виды и основные варианты дефицитарного развития
Рассматривать изолированные нарушения речи в качестве варианта дефицитарного развития означает допускать серьезную методологическую ошибку. Нарушения речи не отвечают вышеприведенным закономерностям хотя бы уже потому что процесс речевого развития как психической функциональной системы в значительной степени отставлен по времени по сравнению с истинно дефицитар- ными вариантами развития. Нельзя отнести нарушения речи к этому типу и по критерию коррекционной работы: при дефицитарном развитии невозможно ликвидировать дефицитарность анализатора, его первичную недостаточность. В то время как при речевом недоразвитии в результате коррекционной работы процесс развития речи можно не просто частично компенсировать, но даже и полностью вернуть в нормативное русло. Поэтому в рамках нашего подхода речевое недоразвитие отнесено к типу недостаточного развития.
Случаи позднего повреждения различных анализаторных систем традиционно рассматриваются в рамках дефицитарного развития, хотя строго по всем критериям должны быть отнесены к категории локально поврежденного развития. Это важно, например, в ситуации дифференциальной диагностики истинно детского церебрального паралича и маскирующихся под ДЦП более поздних нарушений двигательной активности. Такое разграничение имеет принципиальное значение для оценки степени интеллектуальной сохранности, которая в последнем случае гораздо выше и не только позволяет по-иному строить образовательный маршрут, но и давать более благоприятный прогноз дальнейшего развития.
Прогноз для этого типа развития может быть разным из-за большого разнообразия вариантов и форм дефицитарного развития, к которым следовало бы относить детей с дефицитарностъю не только сенсорных и опорно-двигательной, но и иных систем (например, различными иммунодефицитами, врожденной дефицитарностью болевой и холодовой чувствительности и т.п.). Возможно, со временем дети этой категории также войдут в образовательное пространство и потребуют специальной психологической помощи.
Следует отметить, что типологический подход, основанный на выделении базовой структурной организации психического развития, для категории дефицитарного развития на настоящий момент разработан недостаточно. Можно говорить лишь о гипотетических построениях его психологических механизмов, возможности использования конкретных отработанных технологий в оценке психического развития этих детей и в коррекционной работе. Можно предположить, что формирование отдельных базовых структур, взаимосвязей их отдельных уровней для различных видов дефицитарного развития будет специфичным по сравнению с нормативным, и профиль сформированное™ всей системы как особого звена в структуре развития будет специфичным для каждого варианта дефицитарного развития.
В то же время мы считаем необходимым привести имеющуюся на настоящий момент в специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике психолого-педагогическую классификацию дефицитарного развития и, насколько это возможно, типологи- зировать эту очень неоднородную категорию.
Все разнообразие дефицитарного развития представлено следующими видами (рис. 7.5):
- • Дефицитарность дистантных анализаторных систем.
- • Дефицитарность опорно-двигательного аппарата.
- • Сочетанная (множественная) дефицитарность.
- • Дефицитарность иных функциональных систем.
В свою очередь, дефицитарность дистантных анализаторных систем подразделяется на варианты:
- • дефицитарность слухового восприятия;
- • дефицитарность зрительного восприятия.
А дефицитарность опорно-двигательного аппарата (ОДА) включает в себя такие варианты, как:
- • детский церебральный паралич (ДЦП);
- • иные нарушения опорно-двигательного аппарата (нецентрального характера), произошедшие в пренатальном или раннем возрасте.
Как будет показано ниже, существует и значительно более дробная дифференциация в рамках каждого из вариантов дефицитарного развития.
Источник