Дефект и его влияние на развитие ребенка

Причины психофизических

Причины появления психофизических дефектов, как правило, обусловлены биологическимифакторами, и их принято подразделять на эндогенныеиэкзогенные. К эндогенным факторам причисляют те, которые находятся внутри растущего организма, т.е. внутренние факторы.К эндогенным факторам относятся:

наследственные факторы, когда аномалия развития является следствием заболевания, переданного от родителей к ребенку ввиду патологической наследственности;

мутации генов, наступившие в течение жизни родителей под воздействием каких-либо неблагоприятных факторов.

Наследственностьюмогут бытьобусловленытакие нарушения развития, как умственная отсталость (существуют более 450 наследственных заболеваний, одним из клинических признаков которых является умственная отсталость). Часто связаны с наследственностью и нарушения слуха (25% населения планеты являются носителями гена глухоты, более 90% наследования идет по рецессивному типу, заболевание проявляется только при дополнительном влиянии тератогенов, и всего около 2% случаев наследования по доминантному типу); нарушения зрения (врожденная катаракта, микрофтальм); нарушения опорнодвигательного аппарата(кроме ДЦП);ЗПР конституционального происхождения; общее недоразвитие речи.

Мутации генов возникают под воздействием различных патогенных факторов (интоксикации, алкоголизм, наркомания, радиация, возраст матери) и могут быть причиной таких нарушений развития, как умственная отсталость, нарушения двигательной сферы и некоторых других.

К экзогенным относят факторы, влияющие на развитие ребенка извне.

Экзогенные факторы могут влиять на организм ребенка в разные периоды его развития, в зависимости от этого их в свою очередь подразделяют на факторы:

пренатального периода развития;

интранатального периода развития;

постнатальногопериода развития.

Рассмотрим более подробно экзогенные факторы. Изучая пренатальную фазу развития, ученые ввели в обиход понятие – тератогены. Тератогены– это болезни или вещества, влияющие на формирование плода и способные вызвать неблагоприятные для его дальнейшего развития изменения. К тератогенамотносятся:

Интоксикации:наркотические, алкогольные, лекарственные, химические. Наркотические и алкогольные интоксикации могут вызвать умственную отсталость, задержку психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата церебрального происхождения и другие серьезные патологии. Из лекарственных препаратов наиболее опасны талидомид (зафиксировано более 7000 случаев рождения детей с множественными ампутациями конечностей, обусловленными приемом матерью во время беременности данного препарата) и ототоксичные антибиотики (приводят к нарушениям слуха от легкой тугоухости до полной глухоты). Из химических реагентов особенно опасны: свинец, хлор, ртуть, мышьяк. Соединения хлора содержатся в таких привычных для нас средствах бытовой химии, как стиральные порошки и отбеливатели, краски, удобрения. Диоксин, содержащий хлор, выделяется из пластиковой тары, особенно при многократном ее использовании и нагревании. Контакт с этими веществами в некоторых случаях может приводить к нарушению памяти, общему недоразвитию речи. Свинец, который в виде двуокиси содержится в выхлопных газах, может вызвать задержку психического развития, умственную отсталость. Ртуть вызывает умственную отсталость, задержку психического развития, детский церебральный паралич, а также задержку роста. Рентгеновское излучение может вызвать задержку роста, умственную отсталость, задержку психического развития, лейкемию.

Заболевания матери:краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, сифилис, цитомегаловирусмогут быть причинами умственной отсталости, нарушений слуха, зрения, вызывать детские церебральные параличи и задержку психического развития.

Психотравмы,перенесенные матерью во время беременности оказывают тератогенное воздействие через изменение гормонального статуса и сокращение поступления кислорода к плоду. В этом случае в центральной нервной системе ребенка могут происходить изменения, приводящие к возникновению умственной отсталости, нарушений зрения и слуха, задержки психического развития и детского церебрального паралича.

Также тератогенное воздействие на плод оказывают такие факторы, как: травмы плода, недоношенность, фактор многоплодия, несовпадение по резус-фактору, токсикоз беременных.

Установлены следующие принципы действия тератогенов:

1. Воздействие тератогена зависит от генотипа организма. Одно и то же вещество может быть вредным для одного организма и безопасным для другого.

2. Воздействие тератогенов изменяется на разных этапах внутриутробного развития.

– С 3 по 16 неделю формируется ЦНС.

– С 3 по 6 неделю – сердце.

– С 4 по 5 неделю – верхние и нижние конечности.

– С 4 по 8 неделю – зрение.

– С 4 по 9 неделю – слух.

Именно поэтому период с 3 по 16 неделю развития плода особенно уязвим по отношению к тератогенам.

3. Каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития. Они не повреждают все системы организма, а действуют избирательно.

4. Повреждения тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут проявиться в дальнейшем.

Следующая группа факторов экзогенного характера воздействует на ребенка в процессе родов, в так называемуюинтранатальнуюфазу его развития. К вредоносным факторам этого периода относятся асфиксии плода, полученные вследствие стремительных (обвитие пуповиной) или затяжных родов. Опасны также роды с наложением щипцов. Любой из этих видов родовой патологии может быть причиной таких аномалий развития, как умственная отсталость, задержка психического развития, детский церебральный паралич, нарушения слуха и зрения разной степени тяжести, речевые нарушения.

Читайте также:  Индивидуальный подход в развитии личности ребенка

При рождении общее состояние ребенка оценивается по шкале Апгар. Первая оценка дыхания, сердцебиения, рефлексов, цвета кожных покровов и мышечного тонуса производится на первой минуте жизни ребенка. Вторая – на пятой минуте. Чем выше показатели ребенка по этой шкале, тем благоприятнее прогноз его развития. Как правило, здоровые доношенные дети получают оценки от 7 до 10 баллов. Максимальный показатель – 10 баллов. Если ребенок набрал по шкале Апгар 4-6 баллов и ниже его состояние оценивается как средней тяжести – тяжелое. В этом случае высока вероятность нарушения умственного и физического развития.

Постнатальнаяфаза развития наступает с рождением ребенка. Опасности, подстерегающие ребенка с точки зрения возникновения психофизических дефектов:

Заболевания: грипп, скарлатина, корь, отиты, другие соматические заболевания при тяжелом и длительном течении. Особую опасность представляют нейроинфекции – менингиты и энцефалиты. Эти заболевания, перенесенные в раннем постнатальном периоде, могут вызвать такие нарушения развития как: умственная отсталость, задержка психического развития, детский церебральный паралич, нарушения зрения и слуха, речевые дефекты.

Интоксикации: химические (мышьяк, ртуть, свинец), лекарственные. Химические интоксикации могут вызвать весь спектр дефектов, а лекарственные чаще всего провоцируют слуховую недостаточность, обусловленную приемом ототоксических антибиотиков.

Физические травмыв раннем постнатальном периоде могут быть причиной нарушений зрения, слуха, вызывать дефекты опорно-двигательного аппарата, приводить к умственной отсталости и задержке психического развития.

Психотравмымогут вызвать задержку психического развития психогенного происхождения, быть причиной заикания, вызывать расстройства эмоционально-волевой сферы ребенка.

К настоящему времени наука располагает некоторыми статистическими данными относительно частоты проявленийаномального развития. Примерно 4,5% всей детской популяции относятся к категории детей с теми или иными аномалиями развития и нуждаются в специальном образовании. Среди них первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%), второе место – с нарушениями интеллекта (около 20%), третье – с нарушениями речи (около 20%). Остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%. В мире, в среднем, приходится 3 слепых на одну тысячу человек, а затруднения со слухом встречаются у 5% населения. На каждые 100 школьников от 7 до 15 лет приходится 4 – 5 человек, имеющих нарушения интеллекта или испытывающих образовательные затруднения. На каждые 800 новорожденных приходится один ребенок с синдромом Дауна.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какими причинами может быть вызван первичный дефект? Могут ли социальные условия, в которых находится ребенок усугубить отклонения в его развитии?

2. Сравните понятия «эндогенный» и «врожденный». Объясните, чем они различаются.

3. Назовите периоды в жизни ребенка, когда он может быть подвергнут влиянию патогенных экзогенных факторов.

4. Дайте определение тератогенам. Назовите основные принципы их действия.

5. Сравните, какие заболевания могут вызывать психофизические дефекты в пренатальном периоде развития, и какие заболевания опасны в раннем постнатальном периоде.

6. Сравните перечень и влияние химических интоксикаций в разные периоды развития ребенка.

7. Ознакомьтесь со шкалой Апгар и объясните, почему низкие баллы опасны с точки зрения возникновения психофизических дефектов.

8. Назовите возможные, на ваш взгляд, социальные причины психофизических дефектов.

Источник

· Роль зрения в жизнедеятельности человека

· Понятие «дефект зрения»

· Структура «вторичных отклонений» в психическом развитии слепых и слабовидящих детей

· Особенности проявления закономерностей отклоняющегося развития в психическом развитии детей с дефектом зрения

В процессе филогенеза человек сформировался как «существо по преимуществу оптическое» [48, с.241]. Зрение является основным источником информации в сфере чувственного познания, благодаря тому, что оно представляет собой весьма «совершенную дистантную сенсорную способность» [14, с.226]. Оно дает человеку весьма широкого диапазона и тонко дифференцированные данные об окружающем мире. Зрение обеспечивает относительно адекватное восприятие предметов, явлений, ситуаций, соответствующее их объективным характеристикам. Это достигается тем, что глаз, как это точно отметил Сеченов В.М., различает 8 категорий признаков: форму, величину, цвет, удаление (расстояние до объекта), направление (расположение объекта относительно себя, других объектов, сторон света и пр.), телесность, покой, движение. К выше перечисленным признакам, выделяемым визуально, следует добавить еще один – освещенность (светлоту).

Зрительное восприятие – наиболее «опредмеченное» [48, с.215] объективированное восприятие. В форме, цвете и других зрительно воспринимаемых признаках отыскиваются качества, свойства, характеризующие предмет, т.е. совершается акт объективации, который состоит в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Читайте также:  Карта развития ребенка школы 8 вида

Вместе с тем, как отмечал Л.С.Рубинштейн, «зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания» [48, с.215]. Независимо от состояния удовольствия или неудовольствия субъекта через зрительные ощущения и восприятие реализуется связь его сознания с окружающим миром.

Зрение – неисчерпаемый источник эстетических переживаний. Это особенно характерно для цветового зрения; предметы, воспринимаемые в цвете, да и сам цвет в состоянии оказывать на человека сильное эмоциональное воздействие. Гете писал: «Люди в общем очень радуются цветам. Глаз чувствует потребность видеть цвет. Вспомним о том приятном оживлении, которое мы испытываем, когда в пасмурный день лучи солнца упадут на часть видимого пейзажа и цвет освещенных предметов делаются для нас хорошо видимыми» (цитата по книге: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2002, с. 216). Совершенство формы и цвет могут «радовать глаз» человека.

Совершенно очевидно, что слепота и слабовидение обуславливают серьезные, в отдельных случаях невозместимые потери в области чувственного познания, а потому могут повлиять на развитие психики и ее проявления.

Вероятность влияния нарушенных зрительных функций на психическое развитие ребенка зависит от степени тяжести зрительного недостатка. Она особенно высока, в том случае, когда зрительное нарушение достигает уровня зрительного дефекта. В тифлопсихологии под зрительным дефектом понимается зрительный недостаток определенной степени тяжести, показателем которой в первую очередь является состояние остроты зрения и поля зрения, позволяющее отнести ребенка к категории слепых или слабовидящих.

Свое конкретное выражение зрительный дефект находит в нарушениях зрительных ощущений и особенностях зрительного восприятия, составляющих, по-Выготскому, первичный дефект. Причиной первичного дефекта является соматический дефект – патология зрительной анализаторной системы.

Следует помнить, что «всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением отдельных функций» [15, с.3]. Первичный дефект, проявляющий себя как тяжелое нарушение зрительных ощущений и восприятия, обуславливает вторичный дефект, выраженный в нарушении развития представления. Указанные выше дефекты могут обуславливать возникновение дефекта третьего порядка, представленного нарушениями в развитии памяти, мышления, речи. Перечисленные выше дефекты развития провоцируют появление дефекта четвертого порядка – нарушения в развитии личности.

Таким образом, сложная структура дефекта развития обуславливается взаимосвязью возникающих у ребенка негативных отклонений от нормы в психическом развитии. Между соматическим дефектом и другими аномалиями психофизического развития складываются сложные структурные функциональные связи: нарушения в психическом развитии могут составлять длинные цепи последовательно возникающих и взаимодействующих между собой физических и психических недостатков. В связи с этим данное психическое явление обозначается в современной специальной психологии термином «дефект развития» (ЕрмаковВ.П., Якунин Г.А., Сорокин В.М. и др.).

В возникновении нарушений развития из-за дефекта зрения проявляется ряд закономерностей, свойственных всем категориям детей с отклоняющимся развитием. Первая из них: «чем ближе вторичные отклонения в психическом развитии к первичному нарушению, тем массивнее их проявления, и тем сильнее они сказываются на различных видах деятельности ребенка» [15, с.3].

Первичный дефект при тяжелом нарушении зрения локализуется в чувственной сфере познания человеком окружающего мира, осуществляемого посредством ощущений и восприятия. Продуктами данных психических процессов являются образы материальных предметов и их частей, их физических внешних качеств, а также образы элементарных внешних связей между материальными предметами: функциональных, пространственных. Возникающие образы ощущения и восприятия откладываются в памяти как «образ-представление» [48, с.329], который также входит в сферу чувственного познания. Образы ощущений, восприятия и представления, а также перцептивная и мнемическая деятельности в процессе их развития испытывают влияние ограниченных возможностей зрительной анализаторной системы при слепоте и слабовидении.

Вторая закономерность отклоняющегося развития проявляется в том, что нарушения психического развития не только в их количественном, но и качественном выражении находятся в зависимости от «степени выраженности первичного нарушения» [15, с.4], т.е. от степени тяжести зрительного дефекта и времени его возникновения. Тем больше своеобразия в развитии, чем раньше произошло нарушение зрительных функций и чем оно тяжелее. С учетом такого влияния аномального фактора лица с дефектом зрения подразделяются на слепых и слабовидящих (в зависимости от состояния остроты зрения и поля зрения), слепорожденных и ослепших (в зависимости от времени утраты зрения). Слепорожденными считаются лица, потерявшие зрение до становления речи, т.е. приблизительно до трех лет, и не имеющие зрительных представлений. К ослепшим относятся лица, потерявшие зрение после трех лет. На современном этапе развития специальной психологии выделяется группа поздноослепших, временные показатели утраты зрения которой пока точно не обозначены. В настоящее время у подавляющего большинства слепых и слабовидящих (до 90%) дефект зрения является врожденным или рано приобретенным.

Читайте также:  Тренинг раннего развития в паре мама ребенок

Вместе с тем, как указывает А.И.Зотов, Л.И.Солнцева, Ю.А.Кулагин и др., нарушения в развитии, обусловленные прямо, непосредственно, или опосредованно влиянием дефекта зрения, не устраняют общих закономерностей, свойственных нормальному психическому развитию. «…сохраняются все стадии психического развития, наблюдаемые в норме» [15,с.4], сменяющие друг друга с той же последовательностью; наличествуют те же самые сенситивные периоды в развитии определенных функций; в той же последовательности и на основании тех же закономерностей сменяются формы ведущей деятельности; темп и результаты процесса развития психики зависят от индивидуальных и личностных особенностей ребенка; психическое развитие ребенка с дефектом зрения, также как и нормально видящего, находится в зависимости от условий воспитания и обучения.

Особенности проявления этих закономерностей в процессе отклоняющегося развития заключаются в следующем: изменяются временные границы стадий психического развития; сдвигаются сроки наступления и окончания сенситивных периодов; возникают специфические трудности в овладении соответствующей возрасту ведущей деятельностью; индивидуальные особенности в состоянии оказывать положительное или отрицательное влияние на реализацию процессов компенсации и коррекции; развитие личности ребенка с дефектом зрения имеет свои особенности; воспитание и обучение, и в первую очередь, их коррекционно-развивающая направленность, в большей степени, чем для нормально видящих детей, определяют психическое развитие слепого или слабовидящего ребенка.

Отклонения в развитии ребенка не могут оцениваться только, как отрицательные. В противном случае была бы невозможна компенсация зрительного дефекта, понимаемая в тифлопсихологии как «универсальная способность организма в той или иной мере возмещать нарушение или утрату определенных функций» [41, с.39]. Зрительный дефект благодаря возможности его компенсации, по мнению Солнцевой Л.И., «еще не предрешает тяжести аномального развития», дефект развития не является «фатальным» в данном случае [54, с.10]. А.Г.Литвак отмечает, что даже «у тотально слепых можно сформировать адекватные представления и понятия, воспитать необходимые волевые качества и т.д., которые принципиально ничем не будут отличаться от нормы» [41, с.19]. Однако процесс достижения таких результатов, по заключению А.Г.Литвака, будет не только растянут во времени, но в ряде случаев специфичен.

Специфические особенности психического развития слепых и слабовидящих детей проявляются в следующем: «во-первых, ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представление, оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические функции (цветоощущение, скорость восприятия и пр.) зависят также от характера патологии; во-вторых, имеются психические процессы и состояния, на которые нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (например, мышление, развитие которого до определенного момента зависит от нарушений в области восприятия и представлений), и, в-третьих, имеются такие структурные компоненты психики, которые оказываются независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения (мировоззрение, убеждение, темперамент, за исключением его внешних проявлений, моральные черты характера и т.д.) [41,с.18].

Вопросы и задания к самопроверке

1. Объясните значение следующих ключевых терминов: чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, мышление, память, зрительный дефект, развитие, нормальное развитие, аномальное (отклоняющееся) развитие, дефект развития, первичный дефект, вторичный дефект, дефект развития третьего порядка, дефект развития четвертого порядка, закономерности развития.

2. Почему С.Л.Рубинштейн называл человека оптическим существом?

3. В каких случаях при патологических изменениях зрительного анализатора говорят о наличии зрительного дефекта?

4. Объясните содержание понятий «дефект развития».

5. Докажите, что при слепоте или слабовидении ребенка дефект его развития имеет сложную структуру. Что является причиной первичного дефекта и каковы особенности его проявления у слепых и слабовидящих детей? Объясните взаимосвязь между первичным и вторичным дефектом, вторичным дефектом и нарушениями в развитии третьего, четвертого порядков.

6. Согласны ли вы с заключением авторов учебного пособия «Основы специальной психологии», что взаимодействие компонентов в сложной структуре дефекта развития идет как «снизу вверх, так и сверху вниз» [53, с.34].

7. Можно ли говорить о том, что между психическим развитием нормально видящих и детей с дефектом зрения нет ничего общего? Если есть общие закономерности, то объясните, как они проявляются?

8. Объясните, как закономерности отклоняющегося развития проявляются в развитии детей с дефектом зрения?

9. В чем, по мнению А.Г.Литвака, состоит специфическое в развитии слепых и слабовидящих детей?

10. Почему современная тифлопсихология не считает, что дефект развития является неизбежным для детей с нарушением зрения?

Литература для аннотирования и конспектирования

1. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петроа В.Г. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. – 1983. – №6. с.3-6.

2. Общие закономерности отклоняющегося развития // Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002. С. 37-43.

Источник