Данные о ходе развития речи ребенка

Говоря о функциональных обязанностях учителя
 – логопеда, можно выделить одну очень значимую и
 не менее важную обязанность, чем все остальные.
 Это – оформление необходимой документации по
 установленной форме. Ее ведение является одним
 из существенных показателей профессионализма.
Много времени отводит логопед написанию
 логопедических заключений, характеристик,
 представлений, оформлению речевых карт и должен
 рационально использовать своё рабочее время.
Логопед общеобразовательных школ принимает
 участие в работе школьных ПМПК. Выявляя детей с
 особенностями не только речевого развития, он
 дает необходимые рекомендации для дальнейшего
 успешного развития ребенка или направляет при
 необходимости к врачу специалисту
 (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и
 др.)
Чтобы не тратить дополнительного времени на
 подбор необходимых фраз, специальных выражений,
 формулировок в данных рекомендациях
 предлагаются некоторые варианты готовых
 ответов, которые упрощают заполнение документов,
 сохраняя их содержательность и правильность. Это
 помогает повысить свою компетентность в области
 нормативно – правовых материалов, более
 эффективно организовать свою работу.
В рекомендациях нет жесткой
 последовательности. Они могут быть использованы
 учителями – логопедами общеобразовательных и
 коррекционных школ, логопедами детских
 поликлиник, учителями-дефектологами, логопедами
 – новичками, психологами и студентами
 дефектологических и психологических
 факультетов.
Заполняя документ на ребенка, необходимо знать
 содержание нормативных документов, касающихся
 данного вопроса, помнить о возрастных и
 индивидуальных особенностях ребенка,
 основываться на его диагностические данные и
 учитывать результаты речевого развития.
Автор этих методических рекомендаций надеется,
 что они помогут учителям – логопедам в их
 повседневном нелегком труде.
| Рассматриваемый аспект | Варианты ответов | 
| Данные о ходе речевого развития | 
  | 
| Состояние и подвижность артикуляционного аппарата  | 
  | 
| Состояние мелкой моторики | 
  | 
| Состояние общей моторики | 
  | 
| Понимание речи | 
  | 
| Звукопроизношение | 
  | 
| Фонематические процессы | 
  | 
| Владение звуко – буквенным анализом и синтезом  | 
  | 
| Воспроизведение слов сложного звукового состава  | 
  | 
|  Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания  | 
  | 
| Проявления заикания | 
  | 
| Словарный запас | 
  | 
| Грамматический строй | 
  | 
| Связная речь | 
  | 
| Письмо | 
  | 
| Чтение | 
  | 
| Координация и пространственная ориентировка  | 
  | 
| Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)  | 
  | 
| Логопедическое заключение | 
  | 
| Основные причины трудностей усвоения учебного материала  | 
  | 
| Результаты речевого развития | 
  | 
| Рекомендации | 
  | 
Источник

Рассматриваемый аспект. Варианты ответов
Данные о ходе речевого развития
- Речевое развитие по возрасту;
 - без особенностей;
 - доречевое развитие с задержкой;
 - раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;
 - в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
 - поздно начал говорить;
 - до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
 - ранее психомоторное развитие с задержкой;
 - фразовая речь – с 3 лет.
 
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата
- Анатомическое строение без аномалий;
 - не удерживает позу закрытого рта;
 - может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
 - движение языка замедленные, с затруднениями;
 - основные движения языком, губами выполняет;
 - губы толстые, малоподвижные;
 - наблюдается замена движений и синкенезии;
 - язык вялый, массивный, объем движений неполный;
 - переключаемость движений нарушена;
 - тонус нормальный, активность движений достаточная;
 - кончик языка малоактивный;
 - при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
 - прикус – прогения;
 - отмечается повышенная соливация;
 - твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
 - точность выполнения движений сохранна;
 - зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
 - мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
 
Состояние мелкой моторики
- Движение рук неточное;
 - пробы Хеда выполняет выборочно;
 - с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
 - навыками самообслуживания не владеет;
 - недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
 - произвольная моторика не сформирована;
 - ведущая рука – правая;
 - предпочитает работать левой рукой;
 - все движения выполняет правильно;
 - мышечный тонус повышен;
 - неправильно держит карандаш;
 - моторная неловкость при работе с пластилином;
 - испытывает трудности при овладении графическими навыками;
 - наблюдается замедленный темп письма;
 
Состояние общей моторики
- Двигательно неловок, медлителен;
 - ограничен объем активных движений;
 - отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
 - испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;
 - мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
 - отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
 - замен движений и синкенезий не наблюдается;
 
Понимание речи
- Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
 - понимание речи затруднено;
 - выполняет задания по словесной инструкции;
 - нуждается в неоднократном повторении задания;
 - с опозданием реагирует на обращение учителя;
 - речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
 - понимание речи связано с незнанием русского языка.
 
Звукопроизношение
- Имеются недостатки произношения;
 - нарушено произношение звуков …;
 - дефектно произносит оппозиционные звуки;
 - недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
 - изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
 - отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
 - полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.
 
Фонематические процессы
- Фонематический слух недостаточно сформирован;
 - фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
 - фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
 - затрудняется придумать слово на заданный звук;
 - слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
 - неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
 - фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
 - при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;
 
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом
- Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
 - допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
 - имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
 - определение места звука в слове сформировано;
 - место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
 - имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;
 
Воспроизведение слов сложного звукового состава
- Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;
 - количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;
 - переставляет слоги местами;
 - слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.
 
Темп,
внятность речи,
характеристика голоса и дыхания
- Темп высказываний замедленный;
 - речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
 - звуки произносятся нечетко;
 - голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
 - дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
 - темп и ритм речи в пределах нормы;
 - словесное ударение употребляет правильно;
 - интонационная речь недостаточно выразительна.
 
Проявления заикания
- Не заикается;
 - иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;
 - наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);
 
Словарный запас
- Объем словарного запаса соответствует возрасту;
 - словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
 - не всегда точно использует слова;
 - испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
 - в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
 - не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
 - часто использует слова не по назначению;
 - допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
 - страдает понимание и употребление обобщающих понятий.
 
Грамматический строй
- Недостаточно сформирован для данного возраста;
 - в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
 - допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
 - имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
 - неправильно употребляет предлоги, падежи;
 - имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
 - в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
 - допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
 - имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
 - допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
 - есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).
 
Связная речь
- Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
 - в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
 - неотчетливо произносит слова;
 - оречевление затруднено;
 - при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
 - наблюдается высокий уровень речевого развития;
 - опыт речевого общения беден;
 - самостоятельно высказаться затрудняется;
 - устная форма речи недостаточно сформирована.
 - грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
 
Письмо
- Имеются многочисленные ошибки разного характера;
 - испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);
 - при списывании наблюдаются единичные ошибки;
 - при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).
 
Чтение
- Способ чтения побуквенно – слоговой;
 - чтение замедленное, послоговое, словами;
 - понимание прочитанного с неточностями;
 - чтение послоговое, простые слова читает целостно;
 - делает запинки при чтении многосложных слов;
 - чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
 - не отвечает на вопросы по тексту;
 - при чтении слова произносит неотчетливо.
 
Координация и пространственная ориентировка
- Нечеткая координация движений;
 - затрудняется определить правую, левую сторону;
 - зрительно – пространственные представления сформированы недостаточно;
 - причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;
 - неправильно располагает написанное на листе бумаги;
 - схема тела не сформирована;
 - правильно определяет части тела.
 
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)
- Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;
 - охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;
 - легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;
 - имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;
 - испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;
 - внимание неустойчивое, часто отвлекается;
 - значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;
 - с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
 - запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;
 - инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.
 
Логопедическое заключение
- Показаний для занятий на логопункте нет;
 - фонематическое недоразвитие речи;
 - общее недоразвитие речи;
 - нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
 - нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
 - недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
 - лексико-грамматическое недоразвитие;
 - полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;
 - сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);
 - имеется нерезко выраженная дисграфия;
 - аграмматическая дислексия и дисграфия;
 - фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
 
Основные причины трудностей усвоения учебного материала
- Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
 - трудности адаптации в школьном учреждении;
 - нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;
 - незрелость эмоционально – волевой сферы;
 - педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
 - гиперопека родителей;
 - недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
 - двигательная расторможенность, гиперактивность;
 - ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
 - трудности начались со второго полугодия, после болезни;
 - недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
 - трудности овладения учебными терминами, понятиями;
 - слабо развито словесно-логическое мышление;
 - недостаточное развитие связной речи;
 - трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);
 - невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)
 
Результаты речевого развития
- Динамика речевого развития незначительная;
 - при положительной динамике развития выпущен из группы;
 - рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
 - динамики в развитии не наблюдается;
 - логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.
 
Рекомендации
- Диагностическое обследование ребенка и сбор данных;
 - избегать интеллектуальные и психологические нагрузки;
 - ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;
 - перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;
 - в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе);
 - систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире;
 - пополнение и уточнение имеющихся знаний;
 - систематизация умения и навыков;
 - рекомендуется консультация у специалистов…;
 - во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста;
 - рекомендован дополнительный отдых;
 - уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;
 - посещение занятий с психологом и логопедом;
 - устранение пробелов в имеющихся знаниях;
 - довести до необходимого уровня учебную деятельность;
 - стимулировать самооценку;
 - создание возможности выбора…;
 - повышение личной ответственности;
 - создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.;
 - оказание помощи в обретении веры в свои силы;
 - рекомендован повторный курс обучения;
 - проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития;
 - восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;
 - ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;
 - для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”;
 - единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для логопедического пункта
Речевая карта для работы с детьми на доршкольном логопедическом пункте. Приемущества этой карты полнота и скорость заполнения, что очень важно в условиях логопунка….
- Мне нравится
 
Источник