Цветовое развитие ребенка до 3 лет
- 22 Апреля, 2019
- Дошколята
- Светлана Фунтова
Когда речь идет о развитии ребенка, большинство родителей становится, мягко говоря, зацикленными. Переживают по поводу того, когда малыш должен начать ходить, говорить, в каком возрасте дети должны знать цвета и формы. Такая характеристика, как цвет, не достаточно обособлена, поэтому ребенку требуется время на ее освоение. Благодаря следующим рекомендациям и представленным играм у любого родителя получится быстро научить чадо различать и называть оттенки.
Когда учить ребенка различать цвета
О том, что предметы имеют свой цвет, дети знают еще с младенчества. Однако они не могут этого поведать до тех пор, пока не научатся разговаривать. Следовательно, хорошо различать и называть цвета малыши способны только тогда, когда достигнут определенного уровня развития.
Педиатры и специалисты детской психологии рекомендуют начинать процесс обучения как можно раньше, поскольку это способствует активной работе мозга и интенсивному накапливанию информации, которая впоследствии будет лучше усваиваться и применяться. Чтобы правильно подойти к вопросу обучения, родители должны знать, с какого возраста дети различают цвета:
- черный и белый – первые 1-2 месяца;
- желтый и красный – с 3-4 месяцев;
- зеленый и синий – с 4 месяцев;
- освоение пространства и понимание цвета, находящегося далеко, – 5-8 месяцев;
- в 9-12 месяцев ребенок видит все цвета на любом расстоянии, может отдавать предпочтения какому-либо оттенку.
Именно с четырехмесячного возраста малыш может различить яркие и тусклые оттенки, крупные и маленькие предметы. В это время ребенок уже четко ориентируется, есть цвет или нет. Мы разобрали, когда ребенок начинает различать цвета. Но когда же учить, как они называются?
Можно начинать запоминать оттенки детям в возрасте от двух лет, при этом многие малыши еще не разговаривают. Если в этом возрасте ребенок не способен сортировать предметы по форме, размеру и цвету, не стоит беспокоиться. При регулярных занятиях к трем годам малыш сможет называть предметы и давать им простейшее описание по цвету и форме. В пределах нормы, если он путается или ошибается.
По мнению психологов, у дошколят могут проявляться нарушения касаемо цветовосприятия. Поводом для беспокойства является то, что к 7 годам ребенок не научился различать цвета.
Рекомендации по знакомству с цветом
Психологи и воспитатели могут рассказать родителям, в каком возрасте дети должны знать цвета, и помочь с индивидуальными занятиями с конкретным малышом. В некоторых случаях дети не способны правильно различать оттенки до трех или четырех лет. Однако начиная с полутора лет можно пробовать задания на определение цветов.
Изучение цветов можно разделить на несколько этапов. Прежде чем приступать к изучению названий оттенков, нужно убедиться, что малыш может их различать.
В два года детям предлагают простые упражнения сортирования предметов по цвету. Начинают с 2-3 цветов, к примеру черного и белого, при этом важно, чтобы предметы были одинаковыми. То есть малыш должен пытаться разделить кружки 2 цветов, красную и белую фасоль и т. д. Кстати, это упражнение хорошо развивает моторику.
После освоения такой сортировки приступают к более сложным упражнениям. Одним из них является сортировка разноцветных предметов ложкой или пинцетом. Данное занятие подходит детям в возрасте от 3 лет, когда достаточно хорошо развита координация движений.
Этапы обучения цветам
Когда родители уверены, что кроха освоил основные цвета, приступают к изучению их названий. Педагогика по методу Монтессори предлагает обучение по трем этапам. Для этого понадобятся три предмета, отличных по цвету, но схожих по форме и размеру:
- Взрослый показывает предмет и называет цвета каждого из них.
- Затем спрашивает: где синий? Желтый? Красный?
- Взрослый берет предмет и спрашивает, какого он цвета.
Если ребенок отвечает неверно, значит, рано переходить к следующему этапу и нужно освоить предыдущую ступень.
Родители часто спрашивают, в каком возрасте дети должны знать цвета и выполнять этапы без ошибок. Считается, что ребенок в 3-4 года должен знать основные цвета и уметь их отличать и ассоциировать. Например, желтый ассоциируется с солнцем и цыпленком.
Игры для обучения
Мы рассмотрели, в каком возрасте дети должны знать цвета. Это 3-4 года. Чтобы малышу было проще освоить знания, педагоги предлагают играть в такие игры:
- Яркие коробки. Суть игры довольно проста: нужно взять две обувные коробки и оклеить цветной бумагой. Малышу предлагают собрать игрушки определенного цвета в соответствующую коробку.
- Пирамидка. Приобретают пирамиду с разноцветными кольцами и собирают вместе с ребенком. Нанизывая каждое кольцо, малыш проговаривает цвет. Эта игра поможет ребенку выучить не только цвета, но и понятия “больше”, “меньше”.
- Конструктор. Ребенку предлагают не обычное строительство, а сортировку блоков по цветам. Можно соорудить желтую дорогу, красные и зеленые дома, коричневые башни.
- Карточки. Данный метод лежит в основе развития для детей младшего возраста, разработан Гленом Доманом. Из цветной бумаги вырезают карточки и наклеивают на картон для плотности. Малышу показывают цвет и четко произносят его название. Преимуществом этой игры является то, что обучение можно начинать с раннего возраста. Позже, когда ребенок освоит речевые навыки, можно налаживать обратную связь и спрашивать названия цветов.
- Мозаика. В магазинах можно найти напольную мозаику, работая с которой ребенок научится определять цвет и разовьет мелкую моторику.
- Чудо-бабочки. Из цветного картона вырезают по четыре бабочки и цветка. Цветы раскладывают на столе, а бабочек дают ребенку. Затем озвучивают задание: «Посади желтую бабочку на желтый цветок, красную – на красный» и так далее. Со временем задачу усложняют, делая цветы и бабочек двухцветными.
- Волшебная радуга. Большой ватман расчерчивают на семь полос. Это будущая радуга. На каждую полосу приклеивают разные детали в виде кусочков ткани, листики, пуговки определенного оттенка.
Игрушки для изучения цвета
Уже в полтора года, когда дети начинают различать цвета, родителям стоит начинать знакомство.
В процессе обучения лучше всего использовать яркие игрушки и пособия. Некоторые из них уже были упомянуты: конструктор, мозаика, пирамида, однако есть и другие, не менее увлекательные игрушки:
- кубики;
- фрукты и овощи из пластика;
- мячи для сухого бассейна;
- цветные пуговицы;
- карандаши и раскраски.
Игра «Цветные дни»
Если вы уже знаете, во сколько лет ребенок должен знать цвета, и хотите начать обучение, предлагаем интересную игру. Она получила широкое распространение среди мам, смысл ее заключается в том, что в течение одного дня либо недели ребенок постоянно знакомится с одним цветом.
С помощью данного метода изучения цветов малыш быстро и без лишнего давления выучит оттенки. К примеру, в «зеленый день» ребенок играет с игрушками этого цвета и надевает одежду в зеленых тонах.
Как еще сконцентрировать внимание ребенка на определенном цвете:
- во время прогулки нужно обращать внимание малыша на предметы соответствующего дню цвета;
- лепить из пластилина фигурки или картинки такого оттенка;
- находить и играть с игрушками выбранного цвета;
- включить в рацион больше продуктов такого цвета;
- играть в цветное лото.
Другие игры для деток 4-5 лет
Мы выяснили, когда ребенок должен знать цвета. Это возраст 3-4 лет. Но закреплять полученные знания нужно и позже. Процесс обучения детей проходит легче и интересней, если превратить его в игру. Представленные игры не только понравятся ребенку, но и позволят выучить цвета:
- “Путаница”. Для игры понадобятся несколько цветных ручек с колпачками либо фломастеры. Задача – подобрать к каждой ручке соответствующий колпачок. Взрослый может намерено перепутать цвета, малыш непременно заметит и исправит ошибку.
- “Лишний”. Ребенку дают несколько предметов одного цвета и один – другого, к примеру 5 желтых кубика и один зеленый. Малыш должен показать лишний кубик и назвать его цвет. Для детей постарше усложняют игру, предоставляя двухцветные предметы.
- “Пара”. Эта игра особенно нравится детям. Ребенку предлагают найти пару предмету соответствующего цвета. К примеру, колеса для машины, крышу для домика. Есть и другая вариация игры: перед ребенком выкладывают неправильно скомпонованные в пары носочки или ботинки, вырезанные из цветной бумаги, и просят исправить ошибки.
Карточки Домана
Один из самых простых и эффективных способов научить ребенка отличать цвета – это использовать карточки Домана. Молодым родителям не нужно будет тратить много усилий и времени на обучающий процесс, результат будет заметен в кратчайшие сроки. Тем не менее время от времени его нужно закреплять.
Что делать, если малыш путается?
Зачастую, несмотря на все усилия родителей развить у ребенка цветовосприятие, все заканчивается впустую. Кроха продолжает путать цвета или вовсе забывает их названия. Тогда родители обращаются к специалистам с вопросом, в каком возрасте ребенок различает цвета и как решить проблему.
Причины, почему это случается у детей, могут быть самые разные. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
- Каждый ребенок развивается по-разному. Один малыш в полтора года складывает предложения, другой в два с половиной года молчит. Нельзя сравнивать всех детей, каждый индивидуален.
- Позднее обучение. Чем раньше начать процесс обучения с малышом, тем быстрее он осилит базовую информацию.
- Дальтонизм – это довольно редкое заболевание, которое свойственно только мальчикам. Если ни один из родителей не страдает этой болезнью, маловероятно, что она проявится у ребенка.
Одни дети легко запоминают цвета, другие – форму и размер, поэтому, обучая ребенка, следует проявлять терпение, не давить и не заставлять, рано или поздно он их все равно освоит. Кроме того, при любом взаимодействии с малышом важен не только результат, но и время, проведенное вместе.
Источник
Ирина Сизова
Восприятие цвета детьми раннего возраста
Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с детства. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета.
Для начала, следует отметить, что количество «основных» цветов в разных культурах различно. Древний Восток предполагал наличие 5-элементного мира, в Европе фиксировали 3 «основных» цвета (сначала — красный, жёлтый, синий, а позже — красный, зеленый и синий). А со времен Ньютона часто говорят о 7 цветах.
Наиболее «древними» цветами, первыми появившимися в человеческой культуре, обычно считаются белый, чёрный и красный.
Именно такие цвета первыми начинает различать ребенок.
Чувство красоты цвета можно и необходимо развивать, и желательно с детства!
Развитие чувственного восприятия цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями для каждой возрастной группы: детского мышления, воображения, сенсорики и т. п.
Особенности восприятия цвета детьми 2-3 лет.
Глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета. Он неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам и предметам.
По современным данным, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.
Точность цветоразличия повышается с возрастом. Так как познание ребёнком окружающего мира начинается с ощущений, на втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету.
Исследования Е. А. Аркина и 3. М. Истоминой показывают, что в 2-3 года у детей хорошо сформирован зрительный анализатор, т. е. дети легко различают все основные цвета. Тем не менее, как и в постижении других свойств, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали.
Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей. В этом возрасте отношение детей к цвету неустойчиво. В то же время дети способны найти подходящий цвет к образцу и правильно воспринимать основные качества цветов.
К 3 годам дети уверенно и точно различают некоторые звуки, тембр голоса близких людей, различают некоторые вкусы и запахи, но особенно хорошо они уже узнают цвета. Они часто знают названия некоторых из них. Различать цвета детям значительно легче чем их называть и даже чем отбирать цвета, названные взрослыми. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями.
Малыши любят цвет, он доставляет им «эстетическое наслаждение». Рисуя красками, маленький ребенок не столько занят цветовым изображением предмета, сколько краской своего рисунка в тот цвет, который его особенно привлекает. Он пользуется цветом, как выразительным средством (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит).
Позже цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета или явления. Цвет, его сочетания приобретают для ребенка такое же сигнальное значение, какое они имеют и для взрослого. Он узнает морковку, потому что она красная, сливу – потому что она синяя. Только по оттенкам цветачеловек определяет изображенное на картине время дня: утро или ночь; по цветовым оттенкам определяется свежесть листьев на деревьях или их увядание, приближение грозы или яркость солнечного дня. Этому всему и необходимо научить малыша.
Однако без специального обучения этот процесс у детей может затянуться и даже в старшем дошкольном возрасте они не смогут избавиться от употребления в сознании «предметных цветов» (небо синее, трава зеленая) – своеобразных шаблонов.
Также без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся эталоны: красный, зеленый, желтый и т. д. Названия цветов – серый, голубой, розовый – устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания.
Вследствие небольшого опыта, особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сперва к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим,употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д.
Имея представление о желтом и красном цветах, но не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. То, что усвоенные эталоны влияют не просто на называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета.
Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному – красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому – и голубые, и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета – ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают, как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует желтый.
Исключение в восприятии малышами цвета составляет цветовая слепота – дальтонизм – неспособность различать некоторые цвета, большей частью красный и зелёный. Но существуют методики, которые определяют дальтонизм у детей после достижения ими трёх лет.
Одно из главных направлений развития цветовосприятия
Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. В развитии восприятия цвета детей 2-4 лет помогают настольно-печатные и словесные игры, специально организованные занятия и дидактические игры со специалистами (воспитателями, педагогами развивающих центров и т. д.) В играх формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами.
Файл “/upload/blogs/detsad-186373-1521910039.jpg” не найден!
Файл “/upload/blogs/detsad-186373-1521910111.jpg” не найден!
Но в этом важном, систематически развивающемся процессе – чувственного восприятия цвета и цветоразличия — без внимания и непосредственного участия родителей не обойтись. Необходимо родителям каждого малыша ежедневно во время наблюдений в окружающей среде многократно проговаривать названия цвета предметов и явлений, поощрять ребенка в его успехах и стремиться к тому, чтобы ребенок достиг умения вычленять цветовой признак самостоятельно.
Всего комментариев: 10.
Источник
Опытные психологи и профессиональные дизайнеры утверждают, что детское зрение восприимчиво к окружающим цветам с первых дней жизни. Формирующееся мышление связано напрямую со зрительным восприятием. Именно поэтому мягкий, теплый цвет в дизайне детской комнаты рекомендуют для очень маленьких детей, такие оттенки успокаивают. В то время как яркие, сочные тона, обилие декора отлично подходят для более взрослого возраста, когда малыши становятся подвижными и эмоциональными. Желая сделать ремонт в детской, необходимо учитывать множество нюансов.
Восприятие цвета – это одна из первых способностей, которая появляется у новорожденных.
Детская любовь к ярким цветам: причины
Восприятие цвета – это одна из первых способностей, которая появляется у новорожденных. Некоторые оттенки вызывают смех, другие же раздражают или пугают. Как не навредить ребенку, подбирая наиболее подходящий цвет в дизайне интерьера детской комнаты? Большинство практикующих детских психологов едины во мнении, что цвета способны влиять не только на эмоциональное состояние, но и на развитие интеллекта. Даже цвет в одежде у детей постарше, может вызвать неоднозначно реакцию. Не говоря о комнате, в которой он проводит большую часть времени. Распознавать цвета малыши начинают в возрасте от 2 мес. Но, если мамам нравятся приглушенные тона (бежевый, песочный, серый, голубой), то их чад привлекают более яркие и сочные:
- синий;
- желтый;
- оранжевый;
- зеленый;
- розовый;
- красный;
- фиолетовый.
В детском неокрепшем сознании воспринимаются только яркие цвета, которые ассоциируются с радостью жизни, желанием познавать новое. Блеклые, белые, серые практически не вызывают эмоций. Это отчетливо просматривается в детских игрушках, которые чаще всего производят в цветах из вышеперечисленного перечня. Серая мышка или коричневый медвежонок обязательно должны иметь яркий акцент.
Выбирая дизайн интерьера для детской, также важно учитывать сочетание цвета. Комната не должна быть выдержана только в тусклых оттенках.
Разные оттенки, сочетание цветов в дизайне интерьера не могут одинаково влиять на психику ребенка.
Цвет и детские эмоции
Разные оттенки, сочетание цветов в дизайне интерьера не могут одинаково влиять на психику ребенка. Если в первые два месяца его сознание еще не сильно воспринимает цвета, то ближе к двухмесячному возрасту ситуация меняется. Делая ремонт в преддверии рождения, необходимо соблюдать рекомендации специалистов.
Синий
- Синий, ни слишком яркий цвет успокаивает, снимает напряжение, концентрирует внимание.
Желтый
- Желтый ассоциируется с солнцем. От него веет теплом. Оттенок способен активизировать работу головного мозга, пробуждает творческие способности. Такая теплая гармония цвета в дизайне интерьера делает его легким и позитивным.
Оранжевый
- Оранжевый такой же теплый, как и предыдущий. Сочетание такого цвета с желтым поможет воспитать жизнерадостного ребенка, ценящего гармонию в отношениях.
Зеленый
- Зеленый ассоциируется с пробуждением природы. Цвет способен свести к минимуму негативные эмоции, полученные за день, успокоить и нормализовать сон. Но насыщенный оттенок лучше не использовать.
Розовый
- Розовый рассчитан для чувствительных, нежных девочек. Снижает агрессивность, нормализует работу нервной системы. Создает ощущение тепла, комфорта, уюта. Более благоприятны нежные оттенки.
Красный
- Красный возбуждает нервную систему. Поэтому его лучше использовать лишь для небольших акцентов. Это предметы декора, портьеры.
Фиолетовый
- Фиолетовый настраивает на отдых, успокаивает, снимает усталость. Этот цвет вдохновляет на творчество, развивает интуицию.
Выбирая гамму для детской комнаты, нельзя отдавать предпочтение только одному цвету. Здесь важно правильное сочетание. Например, неяркие оттенки для стен и более насыщенные для мебели и игрушек. Идеальное решение – зонирование комнаты при помощи цвета. Зону отдыха лучше выдержать в более спокойных тонах. Территория для игр и занятий выделяется сочными оттенками, которые активизируют.
Обои наиболее интересны для детских комнат, так как могут содержать различные элементы.
Обои, краски и элементы декора
Нельзя сказать однозначно, что в детской комнате лучше покрывать стены только специальными красками, которые рассчитаны для мытья. Современные обои также рассчитаны на мытье. И они наиболее интересны для детских комнат, так как могут содержать различные элементы – цветочки, геометрические фигуры, полоски, изображения мультипликационных героев, насекомых, животных, а так различную сказочную тематику. Это все сделает интерьер более гармоничным, веселым и интересным.
Также стоит обратить внимание на элементы декора для детской. Шторы желательно выбирать немного ярче, чем стены. И дополнить интерьер интересными фресками, изготовленными специально для детских комнат.
Опытным дизайнерам, которые имеются в штате компании, хорошо известны все тонкости подбора цветов для детских комнат.
Заключение
Опытным дизайнерам, которые имеются в штате компании, хорошо известны все тонкости подбора цветов для детских комнат. Они бесплатно и с удовольствием поделятся своими знаниями с каждым, кому захочется создать неповторимый интерьер для своего малыша. И помните, что делать ремонт «на вырост» нецелесообразно. То, что радовало в 3 года, будет раздражать в 7 или 9 лет.
Находите еще больше полезных статей в нашем блоге на сайте компании “Авальремонт”.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!!!
Пишите комментарии, нам важно знать Ваше мнение!
Источник