Цвета и формы для развития ребенка в 2 года
Методическая разработка «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» (2–3 года)
Период раннего возраста является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития человека.
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Процесс восприятия, как ощущения, представления о чём-либо относится к сенсорному процессу, которые неразрывно связаны с деятельностью органов чувств человека: вкуса, звука, ощущений, запаха, образа. Недостаток впечатлений о предметном окружении приводит к так называемому «сенсорному голоду», который ведёт к существенным задержкам в формировании личности ребенка в раннем возрасте, дошкольном периоде, а так же и к отдалённым результатам при обучении в школе, во взрослой жизни.
В каждом возрастном периоде человека перед сенсорным развитием стоит определённый ряд задач и формируется определенное звено сенсорной культуры.
Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предмета всеми анализаторными системами человека: тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной.
Восприятие сенсорных эталонов происходит в процессе многократного повторения, упражнений с дидактической игрушкой и пособиями. При этом важен аспект создания условий для становления, формирования и дальнейшего развития восприятия ребенка.
Этому способствуют 2 формы деятельности – самостоятельная деятельность детей в режимные моменты и непосредственно совместная образовательная деятельность педагога с детьми.
Непосредственно образовательная деятельность на группах раннего возраста имеет свою специфику.
Система образовательной работы позволяет планомерно насыщать, усложнять дидактические цели и задачи перед ребенком, позволяет закрепить имеющийся сенсомоторный опыт, наметить зоны ближайшего развития на перспективу.
При работе с маленькими детьми важно учитывать ещё один принцип путь познания должен быть от простого к более сложному, с многократным повтором уже пройденного содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Для развития у детей восприятия форм, величин, цвета одних игр-занятий явно недостаточно. Ребёнку важнее не теоретически, а многократно практически, ежедневно соприкасаться с набором дидактических задач, а это возможно в правильно организованной предметно-развивающей среде ДОУ.
Существует рекомендованный перечень игрового дидактического материала для групп раннего возраста для освоения детьми сенсорных эталонов цвета, форм, величин.
Любая тематическая работа должна на начальных этапах иметь цели, задачи.
Успешной работой по сенсорному развитию можно считать, если у детей на конец учебного года сформировано:
-дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий
-дети умеют группировать предметы в соответствии с образцом по цвету, форме, величине при выборе из нескольких разновидностей
-дети соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из нескольких разновидностей
-узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы и явления, имеющие характерный цветовой признак: снег- белый, травка- зелёная, солнышко- жёлтое
-дети активно используют «опредмеченные слова»-как яичко (овал, как апельсин (круглое, как слон (большое)
-отбирают предметы необходимой формы, цвета, величины из множества нужные для определенных действий с ними
В итоге педагогической деятельности мы должны выйти на реализацию поставленных задач, на освоение детьми определенных умений, целевых ориентиров.
Для этих целей используется мониторинг развития детей, проводимый 2 раза в год: на начало-конец учебного года.
ВЫВОД:
Положительную динамику сенсорного развития детей группы обеспечивает систематическая педагогическая деятельность педагогов группы, а так же активное содействие со всеми остальными участниками образовательного процесса: специалистами МБДОУ, родителями.
Коррекционная работа, основанная на итогах нервно-психического развития детей раннего возраста, и намеченная в индивидуальных образовательных маршрутах, позволяет обеспечить освоение ООП ДО, образовательных стандартов, целевых ориентиров развития детей раннего возраста.
Положительная динамика возможна при:
-Включение семьи в воспитательно – образовательную деятельность с детьми.
-Построения образовательного процесса с опорой на темп, особенности развития ребенка, склонности, интересы.
Источник
Татьяна
Формирование восприятия цвета и формы у детей раннего возраста
1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги.Сегодня мы рассматриваем достаточно интересную и важную тему: формирование восприятия цвета и формы у детей раннего возраста. Мне, как педагогу-психологу хотелось бы показать Вам небольшую часть своей работы с детьми в этом направлении.
2 слайд. Психология восприятия цвета
Существует такое понятие, как психология восприятия цвета. Так как ощущение цвета зависит от комплекса физиологических,
психологических и культурно-социальных факторов. Зрительные рецепторы по праву считаются «частью мозга, вынесенной на поверхность тела». Неосознаваемые обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивает «правильность» зрения, и она же является причиной «ошибок» при оценке цвета в определённых условиях.
3 слайд. Возрастные особенности восприятия цвета.
Исследования, проведённые с детьми в возрасте 4 месяцев, показали, что они хорошо различают четыре группы цветов (красный, жёлтый,
зелёный и синий, не дифференцируя их по оттенкам. Глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета.
4 слайд. На втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету.
К 2-3 годам у ребенка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети различают все основные цвета.
К 3-4 годам возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов.
Хочу учесть, что эти показатели являются нормой развития.
Поэтому без специального обучения этот процесс может затянуться и в старшем дошкольном возрасте дети не смогут избавиться от употребления в сознании «предметных цветов»например: небо синее, трава зеленая. То есть у детей происходит некое формирование своеобразных шаблонов.
5 слайд. Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сперва к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим,употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д.
Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, рассматривается в связи с особенностями развития ВПФ (мышления, воображения и др.)
Так, к примеру, ребенок имеющий задержку психического развития в 4-5 лет испытывают трудности при определении названия цвета.
А у детей с умственной отсталостью цветоразличение формируется значительно позже.
Некоторые умственно отсталые дети 6-7 лет не знают названий цветов.
Так для педагогов это может стать первым тревожным звоночком. Если Вы наблюдаете, что ребенок не различает цвета, то Вам необходимо оповестить своего психолога, для того чтобы он провел диагностику восприятия и выявил с чем связано данное нарушение.
Поэтому в своей работе на первом этапе я определяю способность ребенка соотносить и дифференцировать цвета, а так же названия основных цветов.
6 слайд. Самый эффективный метод работы с детьми это, конечно же, игротерапия. И вся моя работа, в том числе и формирование у детей восприятия цвета и формы, построена на игре. Самый мой любимый инструмент это игровой набор «Дары Фребеля». Я предполагаю, что такими наборами сейчас оснащены практически все сады. Я использую этот набор не только в диагностике для того что бы определить способность детей соотносить, дифференцировать, называть цвета, выявить уровень наглядно-образного мышления, но и в коррекционной и развивающей работе он мой главный помощник.
На данном слайде мной представлены цветные палочки с которыми дети играют с огромным удовольствием. Какую игру мы можем предложить детям? Здесь возможности безграничны. Как правило, я ориентируюсь на тему недели и прочитанную литературу в группе. Например, мы можем попросить детей помочь зайчику (петушку, уточке) найти палочку такого же цвета для того, чтобы построить домик, так как лиса поселилась в его избушке и жить ему теперь негде. В ходе игры диагностируем может ли ребенок соотносить цвета.
7 слайд. Здесь представлены другие дары. Грибочки и геометрические фигуры. Принцип игры может быть такой же, как и с предыдущими дарами. Только на втором этапе мы уже попросим ребенка показать желтый, зеленый, красный, синий… цвет. Соответственно то же самое правило действует и относительно фигур.
8 слайд. Мне очень нравится сочетать игровой набор «Дары Фребеля» с элементами песочной терапии. На этом слайде мы играли в игру «Зернышки для курочки». Детям нужно было найти зернышки определенного цвета, разложить их по тарелочкам соответствующих цветов и покормить курочку.
На третьем диагностическом этапе мы просим детей называть цвета, которыми они хотят покормить свою курочку.
9 слайд. Игровой набор «Цветные деревья». Этот набор я изготовила самостоятельно. Он состоит из разноцветных деревьев и набора разноцветных фигурок. Его очень любят малыши 1 младшей группы и дети имеющие нарушения ВПФ. Игра называется «Волшебный лес». Детям предлагается выбрать себе дерево и поселить в лесу сказочных жителей в соответствии с выбранным цветом. Это дети могут сделать самостоятельно, выбрав фигурки соответствующих цветов, но первоначально я рекомендую педагогу вести игру по правилам лото. (У кого живет зеленый гном? У кого живет желтая кошечка? И т. д.)
10 слайд. Эту игру вы можете использовать как с группой детей, так и индивидуально. Это в рамках нашего РМО. А если вы, к примеру, добавите зеленую кисть и зеленый мольберт. То потом в конце игры можно узнать кем же работает зеленый гномик. И самое главное преимущество этой игры в том, что она позволяет нам уйти от шаблонов. Это то о чем мы говорили ранее, что трава трава зеленая, а небо голубое.
11 слайд. Следующий Игровой набор «Цветные корзинки» Этот набор я позаимствовала у Вохринцевой с демонстрационного материала. В данный набор входят цветныекорзинки и наборы карточек: овощи, фрукты, животные, мебель, одежда и так далее.
12 слайд. В ходе игры необходимо наполнить свои корзинки картинками соответствующих цветов.
13 слайд. Игровой набор «Разноцветные квадраты». Эту игру я начинаю использовать на заключительных занятиях формирования восприятия цвета, так как она усложнена оттенками. Здесь необходимо разложить картинки в соответствии с цветом. Играть в нее можно так же по принципу лото.
Игра достаточно интересная как для младшего возраста, так и для старших дошкольников, только для них она усложняется еще и классификацией предметов.
Хотелось бы отметить, что все развивающие игры мы обязательно заканчиваем рефлексией. Очень важно проговорить, что мы делали, для чего мы это делали, и какие цвета или формы мы использовали во время своей игры.
14 слайд. Как известно цвет влияет не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу малышей. Цвет стимулирует все познавательные процессы.
Дети с малой дифференцированностью, недостаточной активностью и целенаправленностью восприятия имеют дополнительные трудности в обучении.
Поэтому очень важно своевременно (в сенситивный период) установить и развивать способность ребенка воспринимать такие признаки объектов, как цвет, форма, а так же величина и расположение в пространстве.
Именно поэтому в детские развивающие игры рекомендуется включать упражнения по цветовосприятию.
15 слайд. В заключении своего выступления, хотелось бы обратиться непосредственно к педагогам.
Уважаемые коллеги, развивая способности детей, не забывайте, что педагог не переделывает никого. Даже если очень сильно просят. Даже если очень хочется самим. Дети имеют право не знать цвета и формы, а так же бегать и кричать. Потому что это соответствует их возрастным особенностям. Детям необходимо двигаться, чтобы быть внимательными, они слышат Вас даже тогда, когда сидят к Вам спиной.
Вы должны знать и помнить, что мозг детей работает иначе, нежели мозг взрослого человека, но при этом он уникален и удивителен.
Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
16 слайд. Огромное спасибо за ваше внимание.
Источник
- 22 Апреля, 2019
- Дошколята
- Светлана Фунтова
Когда речь идет о развитии ребенка, большинство родителей становится, мягко говоря, зацикленными. Переживают по поводу того, когда малыш должен начать ходить, говорить, в каком возрасте дети должны знать цвета и формы. Такая характеристика, как цвет, не достаточно обособлена, поэтому ребенку требуется время на ее освоение. Благодаря следующим рекомендациям и представленным играм у любого родителя получится быстро научить чадо различать и называть оттенки.
Когда учить ребенка различать цвета
О том, что предметы имеют свой цвет, дети знают еще с младенчества. Однако они не могут этого поведать до тех пор, пока не научатся разговаривать. Следовательно, хорошо различать и называть цвета малыши способны только тогда, когда достигнут определенного уровня развития.
Педиатры и специалисты детской психологии рекомендуют начинать процесс обучения как можно раньше, поскольку это способствует активной работе мозга и интенсивному накапливанию информации, которая впоследствии будет лучше усваиваться и применяться. Чтобы правильно подойти к вопросу обучения, родители должны знать, с какого возраста дети различают цвета:
- черный и белый – первые 1-2 месяца;
- желтый и красный – с 3-4 месяцев;
- зеленый и синий – с 4 месяцев;
- освоение пространства и понимание цвета, находящегося далеко, – 5-8 месяцев;
- в 9-12 месяцев ребенок видит все цвета на любом расстоянии, может отдавать предпочтения какому-либо оттенку.
Именно с четырехмесячного возраста малыш может различить яркие и тусклые оттенки, крупные и маленькие предметы. В это время ребенок уже четко ориентируется, есть цвет или нет. Мы разобрали, когда ребенок начинает различать цвета. Но когда же учить, как они называются?
Можно начинать запоминать оттенки детям в возрасте от двух лет, при этом многие малыши еще не разговаривают. Если в этом возрасте ребенок не способен сортировать предметы по форме, размеру и цвету, не стоит беспокоиться. При регулярных занятиях к трем годам малыш сможет называть предметы и давать им простейшее описание по цвету и форме. В пределах нормы, если он путается или ошибается.
По мнению психологов, у дошколят могут проявляться нарушения касаемо цветовосприятия. Поводом для беспокойства является то, что к 7 годам ребенок не научился различать цвета.
Рекомендации по знакомству с цветом
Психологи и воспитатели могут рассказать родителям, в каком возрасте дети должны знать цвета, и помочь с индивидуальными занятиями с конкретным малышом. В некоторых случаях дети не способны правильно различать оттенки до трех или четырех лет. Однако начиная с полутора лет можно пробовать задания на определение цветов.
Изучение цветов можно разделить на несколько этапов. Прежде чем приступать к изучению названий оттенков, нужно убедиться, что малыш может их различать.
В два года детям предлагают простые упражнения сортирования предметов по цвету. Начинают с 2-3 цветов, к примеру черного и белого, при этом важно, чтобы предметы были одинаковыми. То есть малыш должен пытаться разделить кружки 2 цветов, красную и белую фасоль и т. д. Кстати, это упражнение хорошо развивает моторику.
После освоения такой сортировки приступают к более сложным упражнениям. Одним из них является сортировка разноцветных предметов ложкой или пинцетом. Данное занятие подходит детям в возрасте от 3 лет, когда достаточно хорошо развита координация движений.
Этапы обучения цветам
Когда родители уверены, что кроха освоил основные цвета, приступают к изучению их названий. Педагогика по методу Монтессори предлагает обучение по трем этапам. Для этого понадобятся три предмета, отличных по цвету, но схожих по форме и размеру:
- Взрослый показывает предмет и называет цвета каждого из них.
- Затем спрашивает: где синий? Желтый? Красный?
- Взрослый берет предмет и спрашивает, какого он цвета.
Если ребенок отвечает неверно, значит, рано переходить к следующему этапу и нужно освоить предыдущую ступень.
Родители часто спрашивают, в каком возрасте дети должны знать цвета и выполнять этапы без ошибок. Считается, что ребенок в 3-4 года должен знать основные цвета и уметь их отличать и ассоциировать. Например, желтый ассоциируется с солнцем и цыпленком.
Игры для обучения
Мы рассмотрели, в каком возрасте дети должны знать цвета. Это 3-4 года. Чтобы малышу было проще освоить знания, педагоги предлагают играть в такие игры:
- Яркие коробки. Суть игры довольно проста: нужно взять две обувные коробки и оклеить цветной бумагой. Малышу предлагают собрать игрушки определенного цвета в соответствующую коробку.
- Пирамидка. Приобретают пирамиду с разноцветными кольцами и собирают вместе с ребенком. Нанизывая каждое кольцо, малыш проговаривает цвет. Эта игра поможет ребенку выучить не только цвета, но и понятия “больше”, “меньше”.
- Конструктор. Ребенку предлагают не обычное строительство, а сортировку блоков по цветам. Можно соорудить желтую дорогу, красные и зеленые дома, коричневые башни.
- Карточки. Данный метод лежит в основе развития для детей младшего возраста, разработан Гленом Доманом. Из цветной бумаги вырезают карточки и наклеивают на картон для плотности. Малышу показывают цвет и четко произносят его название. Преимуществом этой игры является то, что обучение можно начинать с раннего возраста. Позже, когда ребенок освоит речевые навыки, можно налаживать обратную связь и спрашивать названия цветов.
- Мозаика. В магазинах можно найти напольную мозаику, работая с которой ребенок научится определять цвет и разовьет мелкую моторику.
- Чудо-бабочки. Из цветного картона вырезают по четыре бабочки и цветка. Цветы раскладывают на столе, а бабочек дают ребенку. Затем озвучивают задание: «Посади желтую бабочку на желтый цветок, красную – на красный» и так далее. Со временем задачу усложняют, делая цветы и бабочек двухцветными.
- Волшебная радуга. Большой ватман расчерчивают на семь полос. Это будущая радуга. На каждую полосу приклеивают разные детали в виде кусочков ткани, листики, пуговки определенного оттенка.
Игрушки для изучения цвета
Уже в полтора года, когда дети начинают различать цвета, родителям стоит начинать знакомство.
В процессе обучения лучше всего использовать яркие игрушки и пособия. Некоторые из них уже были упомянуты: конструктор, мозаика, пирамида, однако есть и другие, не менее увлекательные игрушки:
- кубики;
- фрукты и овощи из пластика;
- мячи для сухого бассейна;
- цветные пуговицы;
- карандаши и раскраски.
Игра «Цветные дни»
Если вы уже знаете, во сколько лет ребенок должен знать цвета, и хотите начать обучение, предлагаем интересную игру. Она получила широкое распространение среди мам, смысл ее заключается в том, что в течение одного дня либо недели ребенок постоянно знакомится с одним цветом.
С помощью данного метода изучения цветов малыш быстро и без лишнего давления выучит оттенки. К примеру, в «зеленый день» ребенок играет с игрушками этого цвета и надевает одежду в зеленых тонах.
Как еще сконцентрировать внимание ребенка на определенном цвете:
- во время прогулки нужно обращать внимание малыша на предметы соответствующего дню цвета;
- лепить из пластилина фигурки или картинки такого оттенка;
- находить и играть с игрушками выбранного цвета;
- включить в рацион больше продуктов такого цвета;
- играть в цветное лото.
Другие игры для деток 4-5 лет
Мы выяснили, когда ребенок должен знать цвета. Это возраст 3-4 лет. Но закреплять полученные знания нужно и позже. Процесс обучения детей проходит легче и интересней, если превратить его в игру. Представленные игры не только понравятся ребенку, но и позволят выучить цвета:
- “Путаница”. Для игры понадобятся несколько цветных ручек с колпачками либо фломастеры. Задача – подобрать к каждой ручке соответствующий колпачок. Взрослый может намерено перепутать цвета, малыш непременно заметит и исправит ошибку.
- “Лишний”. Ребенку дают несколько предметов одного цвета и один – другого, к примеру 5 желтых кубика и один зеленый. Малыш должен показать лишний кубик и назвать его цвет. Для детей постарше усложняют игру, предоставляя двухцветные предметы.
- “Пара”. Эта игра особенно нравится детям. Ребенку предлагают найти пару предмету соответствующего цвета. К примеру, колеса для машины, крышу для домика. Есть и другая вариация игры: перед ребенком выкладывают неправильно скомпонованные в пары носочки или ботинки, вырезанные из цветной бумаги, и просят исправить ошибки.
Карточки Домана
Один из самых простых и эффективных способов научить ребенка отличать цвета – это использовать карточки Домана. Молодым родителям не нужно будет тратить много усилий и времени на обучающий процесс, результат будет заметен в кратчайшие сроки. Тем не менее время от времени его нужно закреплять.
Что делать, если малыш путается?
Зачастую, несмотря на все усилия родителей развить у ребенка цветовосприятие, все заканчивается впустую. Кроха продолжает путать цвета или вовсе забывает их названия. Тогда родители обращаются к специалистам с вопросом, в каком возрасте ребенок различает цвета и как решить проблему.
Причины, почему это случается у детей, могут быть самые разные. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
- Каждый ребенок развивается по-разному. Один малыш в полтора года складывает предложения, другой в два с половиной года молчит. Нельзя сравнивать всех детей, каждый индивидуален.
- Позднее обучение. Чем раньше начать процесс обучения с малышом, тем быстрее он осилит базовую информацию.
- Дальтонизм – это довольно редкое заболевание, которое свойственно только мальчикам. Если ни один из родителей не страдает этой болезнью, маловероятно, что она проявится у ребенка.
Одни дети легко запоминают цвета, другие – форму и размер, поэтому, обучая ребенка, следует проявлять терпение, не давить и не заставлять, рано или поздно он их все равно освоит. Кроме того, при любом взаимодействии с малышом важен не только результат, но и время, проведенное вместе.
Источник