Циклы силы стадии развития ребенка и человека
Обзор
Автор утверждает, что каждый из нас обладает внутренними «часами развития», которые задают паттерн и организуют всю нашу жизнь. «Часы природы» — это мощный и универсальный цикл Природы, который состоит из шести стадий развития и возвращается в свое начало во время прохождения седьмой стадии. Об этом, в частности, свидетельствуют предания американских индейцев, книга Перемен И Цзинь и другие источники. Таким образом, рост, развитие и изменения — суть основа нашей жизни.
На основании многолетних клинических исследований Памела Левин делает вывод о том, что повторение тех же самых детских стадий развития во взрослом возрасте абсолютно нормально и естественно. Более того, мы можем осознать свои нерешенные проблемы детства, свои блоки, свой самосаботаж, которые препятствуют нашей нормальной жизни, радости и счастью, и навсегда избавиться от них. Звучит невероятно. Но это так! КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ИМЕТЬ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО, независимо от своего реального возраста. Кроме того, при желании он может найти в себе силы завершить вопросы, которые не решил в детстве, и вновь обрести СИЛУ, принадлежащую нам всем по праву рождения.
«Циклы Силы» дают читателю путеводную нить к глубинным струнам его души, предлагая свежий взгляд на мир и свое место в нем. Написанная в неформальном стиле, книга навеяна мудростью природы, которая передается через личные истории людей, испытавших удивительные изменения в своей жизни. Вы можете научиться тому, как жизненные кризисы можно трансформировать в спокойные и эффективные изменения, наслаждаясь зрелостью и мудростью.
Памела Левин получила престижную Научную награду Эрика Берна за свои выдающиеся клинические исследования. Она также является вторым в истории ТА «Почетным членом» (Emeritus) Международной Ассоциации Транзактного Анализа.
Благодарность: Алле Ивановой (научная редакция), Ивану Князюку (рисунок), Анне Лазаревой (редактирование и корректура), Инге Луценко (дизайн обложки), Марии Ухаровой (верстка), Атекандре Самульцовой (печать книги).
Предисловие……………………………………………………………………7
ЧАСТЬ I Как природа устроила жизнь……………….17
Глава 1. Цикл………………………………………………………………19
Глава 2. Цикл саботажа…………………………………………….33
Глава 3. Семена Силы……………………………………………….53
ЧАСТЬ II Семь стадий цикла…………………………………61
Глава 1. Стадия Один: Сила Быть…………………………………………………….65
Глава 2. Стадия Два: Сила Делать…………………………………………………89
Глава 3. Стадия Три: Сила Думать………………………………………………116
Глава 4. Стадия Четыре: Сила Индивидуальности…………………………140
Глава 5. Стадия Пять: Сила Мастерства……………………………………..167
Глава 6. Стадия Шесть: Сила Регенерации…………………………………….189
Глава 7. Стадия Семь: Сила Рециркуляции…………………………………211
ЧАСТЬ III Развивающие упражнения……………..229
Глава 1 Создание образа «Я»………………………………231
Глава 2. Сценарный опросник по стадиям развития…………………………………234
Глава 3 Использование техники «Структура мысли» для создания личных развивающих аффирмаций………239
Глава 4. Упражнения для развития Силы Быть………………………………………………..244
Глава 5. Упражнения для развития Силы Делать……………………………………………….252
Глава 6. Упражнения для развития Силы Думать…………………………………………….259
Глава 7. Упражнения для развития Силы Индивидуальности………………………268
Глава 8. Упражнения для развития Силы Мастерства………………………………………………276
Глава 9 Упражнения для развития Силы Регенерации……………………………………………..283
Глава 10. Упражнения для развития Силы Рециркуляции……………………………….293
Заключение………………………………………………………………..301
Словарь терминов…………………………………………………….304
Список использованной литературы…………………….309
Послесловие издателя……………………………………………..313
Характеристики
Автор | Левин Памела |
Тип обложки | Мягкая обложка |
Источник
Поскольку в моей практике появляется все больше запросов на работу с детьми и подростками, делюсь важной практической информацией, которая может быть полезна для родителей. Это рекомендации по воспитанию на разных стадиях развития ребенка от транзактного аналитика Памелы Левин.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):
Полезное поведение родителей
- Поддерживать детей в выполнении задач развития
- Обеспечивать любящую, последовательную заботу
- Реагировать на потребности ребенка
- Думать за ребенка
- Держать на руках и смотреть на ребенка во время кормления
- Говорить ребенку и повторять звуки, которые издает ребенок
- Выражать заботу в том, что прикасаться, смотреть на ребенка, говорить и петь ему
- Искать помощь, когда не уверены, как заботься о ребенке
- Быть надежным и заслуживающим доверия
- Организовывать заботу о себе со стороны других взрослых
Вредное поведение родителей
- Не реагировать на зов ребенка
- Не прикасаться и не держать на руках достаточное время
- Реагировать сурово, гневно, возбужденно
- Кормить раньше, чем ребенок даст знать, что он голоден
- Наказывать ребенка
- Не обеспечивать здоровую окружающую обстановку
- Не обеспечивать достаточной защиты, в том числе от старших братьев и сестер
- Критиковать ребенка за что-либо
- Игнорировать ребенка
СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):
Полезное поведение родителей
- Поддерживать детей в выполнении задач развития
- Продолжать создавать атмосферу любви и безопасное окружение для детей
- Защищать ребенка от повреждений
- Продолжать обеспечивать ребенка питанием, заботливыми прикосновениями и поощрениями
- Говорить по два “да” на каждое “нет”
- Обеспечивать ребенка разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, игры в “ку-ку” и горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.)
- Воздерживаться прерывать ребенка, когда это возможно
- Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: “Тебе нравится смотреться в зеркало”
- Вместо этого называть поведение ребенка: “Юля смотрит в зеркало”
- Повторять звуки, которые издает ребенок
- Много говорить ребенку
- Реагировать, когда ребенок затевает игру
- Заботиться о собственных потребностях
Вредное поведение родителей
- Не обеспечивать защиту ребенка
- Ограничивать подвижность ребенка
- Критиковать или стыдить ребенка за исследование или за что-нибудь еще
- Ругать или наказывать
- Ожидать, что ребенок не будет трогать “ценные” вещи
- Ожидать, что ребенок будет ходить на горшок
- Игнорировать ребенка
СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):
Полезное поведение родителей
- Поддерживать детей в выполнении задач развития
- Продолжать создавать атмосферу любви, ласки, безопасности и обеспечивать защиту
- Помогать ребенку переходить от одного занятия к другому
- Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения
- Учить ребенка основным командам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, иди, сядь, встань)
- Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением
- Радоваться способности детей думать
- Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребенка
- Поощрять причинно-следственное мышление
- Давать информацию для чего делать что-либо, как это делать и т.д.
- Позволять детям выражать как позитивные. так и негативные чувства
- Учить как выражать чувства иначе, чем ударив кого-либо или что-либо
- Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребенка, не уступать и не злоупотреблять властью
- Ожидать, что ребенок будет думать о собственных чувствах и начнет думать о чувствах других людей
- Объяснять “почему”, “как” и обеспечивать ребенка другой информацией
- Говорить как что называется
- Воздерживаться от споров кто прав, кто виноват
- Относиться к ребенку как к “удивительному двухлетке”
- Заботиться о собственных потребностях
Вредное поведение родителей
- Говорить слишком много “не делай” и недостаточно “делай”
- Втягиваться в борьбу за власть с ребенком
- Считать, что будут хорошими родителями, если у них ребенок послушный
- Относиться к ребенку как к “ужасному двухлетке”
- Отказываться устанавливать границы и требования к поведению детей
- Ожидать слишком многого от детей
- Ожидать, что ребенок будет играть с другими детьми, прежде чем научится играть “около” других
- Не наказывать за недумание
- Стыдить и игнорировать ребенка
СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):
Полезное поведение родителей
- Поддерживать детей в выполнении задач развития
- Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
- Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств
- Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши
- Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением
- Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию
- Отвечать на вопросы
- Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка
- Использовать такой язык, чтобы было ясно кто за что отвечает
- Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности
- Хвалить за хорошее поведение
- Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками
- Сохранять контакт с людьми, которые помогают родителям заботиться о себе
- Разрешать собственные проблемы, возникшие на этой стадии, по мере их проявления
Вредное поведение родителей
- Дразнить
- Проявлять непоследовательность
- Не ожидать, что дети будут думать самостоятельно
- Не желать отвечать на вопросы
- Высмеивать ролевые игры или фантазии
- Реагировать на фантазии ребенка как на реальность
- Использовать фантазии, чтобы пугать или смущать ребенка
- Вступать в споры кто прав, а кто не прав и кто или что лучше или хуже
- Игнорировать ребенка
СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):
Полезное поведение родителей
- Поддерживать детей в выполнении задач развития
- Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
- Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов
- Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по своему
- Давать много поощрений при обучении новому
- Быть надежным источником информации о людях, мире и вопросах, связанных с полом
- Бросать вызов негативному поведению и решениям, поощрять причинно-следственное мышление
- Не соглашаться с искажениями действительности
- Быть четким относительно того, кто за что отвечает
- Поощрять способности ребенка думать логично и творчески
- Предлагать способы решения проблем
- Обсуждать с ребенком как и когда убегать, плыть по течению или стоять на своем
- Устанавливать и поддерживать необходимые необсуждаемые и обсуждаемые правила
- Позволять ребенку испытывать неопасные естественные последствия своих действий
- Давать понять, что Вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с Вами
- Поощрять отделение реальности от фантазии, поощряя ребенка рассказывать Вам о них
- Быть внимательным к проявлениям подросткового поведения и не поощрять, чтобы ребенок рос слишком быстро
- Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства
- Способствовать развитию навыков ребенка, находя учителей в области его интересов: сначала такого, который поощряет и полон энтузиазма, потом такого, который учит навыкам и требует качественного исполнения, только позднее, возможно ближе к юности, того, кто послужит образцом для подражания
Вредное поведение родителей
- Быть непоследовательным в поддержании правил
- Настаивать на совершенстве
- Ожидать, что ребенок научится необходимым навыкам без инструкций. помощи и стандартов
- Заполнять все время ребенка уроками и занятиями, так что ребенку не хватит неструктурированного времени для своих интересов и усвоения полезных правил
- Потворствовать ребенку, не настаивая на выполнении работы по дому и том, чтобы он был полезным членом семьи
- Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время
- Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их
- Не желать или не иметь способности обсуждать верования и ценности, переоценивать правила и не ожидать, что ребенок будет развивать навыки личной ответственности
- Игнорировать ребенка
СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):
Полезное поведение родителей
- Поддерживать подростков в выполнении задач развития
- Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
- Принимать все чувства подростков и говорить как это было, когда у Вас появились сексуальные чувства
- Конфронтировать неприемлемому поведению
- Ясно выражать свою позицию относительно наркотиков и сексуального поведения
- Не соглашаться с искажениями действительности
- Определять способы, которыми подросток отделяется от семьи и поощрять те из них, которые поддерживают его и являются независимыми
- Понимать и поощрять проработку задач ранних стадий развития
- Радоваться и приветствовать взросление подростка
- Поощрять растущую независимость, принимать ту идентичность, которую приобретает подросток и стремиться, чтобы подросток был честен перед собой и осваивал приемлемое в обществе поведение. Это может отличаться от ожиданий и мечтаний, которые родители имеют по отношению к ребенку
- Участвовать в общественных мероприятиях по поддержанию безопасности в школе и на улице
Вредное поведение родителей
- Не откликаться на потребности, не проявлять заботу
- Удерживаться от заботливых прикосновений
- Реагировать сексуально на сексуальное созревание подростка
- Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их, проявлять непоследовательность в поддержании правил или отказываться обсуждать правила
- Не ожидать, что подростки будут думать и решать проблемы
- Грубо шутить о сексуальности, интересах, фантазиях, мечтах, внешности или друзьях
- Не препятствовать деструктивному или саморазрушающему поведению — от наркотиков до ограниченных друзей и интересов
- Пытаться удерживать ребенка от отделения
- Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время
- Игнорировать ребенка
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):
- Я рад, что ты живешь
- Ты принадлежишь этому миру
- Твои потребности важны для меня
- Я рад, что ты — это ты
- Ты можешь расти в своем темпе
- Ты можешь чувствовать все свои чувства
- Я люблю тебя и охотно забочусь о тебе
СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):
- Ты можешь исследовать и экспериментировать, а я буду поддерживать и защищать тебя
- Ты можешь использовать все свои чувства, чтобы исследовать мир
- Ты можешь делать что-нибудь столько, сколько тебе нужно
- Ты можешь знать, что ты знаешь
- Ты можешь интересоваться всем
- Мне нравится, как ты проявляешь инициативу, растешь и учишься
- Я люблю тебя и когда ты активен, и когда ты спокоен
СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):
- Я рад, что ты начинаешь думать сам
- Ты можешь сердиться, и я не позволю тебе ранить себя или других
- Ты можешь говорить нет и проверять границы столько, сколько тебе нужно
- Ты можешь учиться думать за себя, и я буду думать за себя
- Ты можешь думать и чувствовать одновременно
- Ты можешь знать, что тебе нужно и просить о помощи
- Ты можешь отделяться от меня, и я буду продолжать тебя любить
- СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):
- Ты можешь исследовать кто ты и кто — другие люди
- Ты можешь быть сильным и в то же время просить о помощи
- Ты можешь попробовать разные роли и способы как быть сильным
- Ты можешь понять результаты своего поведения
- Все твои чувства приемлемы для меня
- Ты можешь понять, где фантазия и где реальность
- Я люблю тебя таким, какой ты есть
СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):
- Ты можешь подумать прежде чем сказать да или нет и учиться на своих ошибках
- Ты можешь доверять своей интуиции, чтобы решить что делать
- Ты можешь найти тот способ что-то делать, который годится для тебя
- Ты можешь научиться правилам, которые помогут тебе жить с другими
- Ты можешь научиться, когда и как не соглашаться
- Ты можешь думать за себя и получать помощь вместо того, чтобы быть несчастным
- Я люблю тебя, даже когда мы разные, мне нравится расти вместе с тобой
СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):
- Ты можешь знать — кто ты и учиться навыкам независимости
- Ты можешь понять разницу между сексом и заботой и отвечать за свои потребности, чувства и поведение
- Ты можешь развивать собственные интересы, представления и взаимоотношения
- Ты можешь научиться использовать старые навыки по-новому
- Ты можешь становиться все более мужественным или женственной и все же иногда быть зависимым
- Я буду рад увидеть тебя взрослым
- Моя любовь всегда с тобой, я доверяю тебе просить моей поддержки.
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Эти послания особенно важны от рождения до шести месяцев, в раннем подростковом возрасте, для людей больных, усталых, пострадавших и ранимых, а также для всех остальных.
ПРИМЕРЫ:
НОВОРОЖДЕННОМУ ПОДРОСТКУ 12 ЛЕТ ВЗРОСЛОМУ
ты имеешь полное право быть здесь
Доброе утро, Петя. Как хорошо, что ты у нас есть! | Привет! (с объятием) | Рад тебя видеть, здравствуй! |
твои потребности важны для меня
О, ты снова голоден. Сейчас тебя покормлю. | Я готов тебе помочь. | Ты горюешь, что твой отец умер. Я сочувствую и готов тебе помочь. |
я рад, что ты мальчик/девочка
Я так и надеялся, Петя, что ты будешь мальчиком. | Ты меняешься. Мне нравится как ты выглядишь. | В этом платье ты выглядишь очень женственно. |
тебе не нужно спешить (спешить расти)
Ничего, ты будешь сидеть сам, когда будешь готов. | Конечно, я помогу тебе сложить одежду. | Ты можешь это делать просто для удовольствия, не спеши! |
мне нравится держать (обнимать и т.д.) тебя
Мне нравится держать тебя на руках, Петя | Давай пообнимаемся! | Хочешь, помассирую тебе спину? |
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ
Эти послания особенно важны от 6 до 18 месяцев, для 13-14 летних, для людей начинающих новую работу или вступающих в новые взаимоотношения, для людей начинающих осваивать новые навыки, а также для всех остальных.
ПРИМЕРЫ:
РЕБЕНКУ 6-18 МЕСЯЦЕВ ПОДРОСТКУ 13-14 ЛЕТ ВЗРОСЛОМУ
тебе не нужно хитрить (быть находчивым, остроумным. глупым, больным, счастливым, упрямым, хрупким, занятым), чтобы получить поддержку
Что ты делаешь, Саша? О, это очень интересно! | Ты, конечно, сдашь экзамен! И помни — я тебя люблю какая бы ни была оценка. | Тебе не нужно так уставать. чтобы о тебе позаботились; я могу тебе помочь! |
можно действовать(пробовать, проявлять инициативу, быть любопытным, инициативным) и получать поддержку и защиту в то же время
Привет, Саша! Куда это ты идешь с этим большим ведром воды? Давай я помогу вынести его на улицу! | Я знаю, что это страшно пойти помогать в больнице, но я думаю, что это хорошее дело. Я помогу, чем смогу. | Ты можешь пойти на эти вечерние занятия. Я помогу тебе с работой по дому. |
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ МЫШЛЕНИЯ
Эти послания особенно важны для детей от 18 месяцев до 3 лет, для среднего подросткового возраста, а также для всех остальных.
ПРИМЕРЫ:
РЕБЕНКУ 18 МЕС — 3 ЛЕТ ПОДРОСТКУ 15-16 ЛЕТ ВЗРОСЛОМУ
я рад, что ты растешь
О, тебе нужны новые ботинки — ты вырос! | Ты выглядишь очень взрослой в этом новом платье! | Ты можешь начать новую карьеру сейчас! (от себя) |
я не боюсь твоего гнева
Ты выглядишь сердитым! Я готов тебе помочь. | Для меня нормально, когда ты сердишься. | Слушай и не меняй тему пока я не договорю! (от супруга) |
ты можешь думать о своих чувствах
Сердиться это нормально, но я не разрешу тебе бить Мишу. | Когда ты сердишься, тебе не нужно быть беспомощной. Думай! | Мне тоже страшно. Давай подумаем, что мы можем сделать. (от учителя детей) |
тебе не нужно заботиться обо мне думая за меня
Ты можешь делать умные вещи, когда ты захочешь — я горжусь тобой все равно. | Ты не обязана получать хорошие оценки только, чтобы твои родители выглядели хорошо | Твой успех и мое самоуважение — это разные вещи. (от супруга) |
ты можешь знать что ты хочешь и что тебе нужно и думать
Скажи мне, когда тебе что-нибудь будет нужно. | Подумай, что тебе нужно и скажи мне. | Я могу научиться тому, что мне нужно, даже, если другие считают, что это ни к чему. (от себя) |
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ИДЕНТИЧНОСТИ
Эти послания особенно важны для детей от 3 до 6 лет, для подростков, для людей решившихся быть самими собой и просить прямо то. что им нужно, для людей, отказывающихся от устаревшего и неадекватного образа жизни, отказывающихся от костылей и осваивающих более здоровый образ жизни, а также для всех остальных.
ПРИМЕР:
РЕБЕНКУ 3-6 ЛЕТ ПОДРОСТКУ 16-17 ЛЕТ ВЗРОСЛОМУ
ты можешь быть сильным и в то же время нуждаться в поддержке
Я вижу, что ты пробуешь делать много нового. Я здесь, если я тебе буду нужен. | Если ты просишь то, что тебе нужно, ты становишься более независимым, а не менее. | Я могу конкурировать на работе и все же иногда просить, чтобы меня поддержали. (от себя) |
тебе не нужно быть испуганным, больным, грустным, или сердитым, чтобы о тебе позаботились
Если ты кончишь хныкать и скажешь, что тебе нужно, я помогу тебе. | Сегодня важная игра, а ты опять заболел. Ты можешь найти лучший способ, чтобы тебя заметили, чем болеть. | Я могу понять, когда я устал, и отдохнуть до того, как заболею! (от себя) |
ты можешь выражать свои чувства прямо
Ты можешь сказать мне, что ты чувствуешь сейчас. Сердиться нормально. | Я лучше бы услышал, что ты чувствуешь, чем видел как ты дуешься. | Скажи мне, что ты чувствуешь сейчас; меня это не шокирует. (от друга) |
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ СТРУКТУРЫ
Эти послания особенно важны для детей от 6 до 12 лет, для старшего подросткового возраста, для людей всех возрастов попадающих в новые общественные условия (организации, новый бизнес, группы, семьи, на пенсию), а также для всех остальных.
ПРИМЕР:
РЕБЕНКУ 6-12 ЛЕТ ПОДРОСТКУ 17-20 ЛЕТ ВЗРОСЛОМУ
ты можешь подумать, прежде чем сделать это правило своим
Ты можешь решить, согласен ли ты с учителем. Следуй его правилам в школе, но ты не обязан делать это везде. | Будь собой! Посмотри годятся ли тебе ценности других людей. | Я не обязана соглашаться с супругом. Я могу не соглашаться, не пытаясь изменить его. (от себя) |
ты можешь доверять своим чувствам, чтобы понять что делать
Когда ты не уверен, что делать, прислушайся к своим чувствам. | Подожди немного — ты поймешь что лучше всего сделать. | Ты пытался использовать логику. Теперь доверься своим чувствам. (от себя) |
ты можешь делать это по-своему
Мне нравится, что у тебя свой собственный способ письма. | Мне нравится твой стиль! | Главное, чтобы работа была сделана! (от начальника) |
ты можешь не соглашаться
Мне нравится, что у тебя свое мнение. Мы не всегда должны соглашаться. | Мы видим это по-разному. | Давай выслушаем разные мнение прежде чем решим что-нибудь. (от семьи) |
тебе не нужно страдать, чтобы получить то, что тебе нужно
Я тебе приготовлю пирог. Ты не обязательно должен заболеть, чтобы я для тебя что-то приготовила. | Ты можешь найти новых друзей. Ты не обязан выносить оскорбления за то немногое хорошее, что ты получаешь от этого человека. | Тебе не нужно работать все время, чтобы порадовать нас. Мы тебя будем любить такой, какая ты есть. (от семьи) |
Источник: https://www.docme.ru/doc/150155/koncepciya-vozrastnyh-stadij-razvitiya-pamely-levin
Источник