Чувственного познания в психическом развитии ребенка

Чувственного познания в психическом развитии ребенка thumbnail

Познание окружающего внешнего и внутреннего мира ребенком начинается с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств) и восприятия (отражение предметов в целом в совокупности их свойств и отношений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств).

Ощущение и восприятие относятся к чувственному познанию потому, что они возникают в процессе непосредственного взаимодействия с объектами внешнего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.).

В ориентировочно-исследовательской сенсорной деятельности ребенка (первого — второго года особенно) решаются одновременно три основополагающие задачи человеческого развития:

  • • запускаются, созревают, совершенствуются органы чувств ребенка — органы непосредственного отражения окружающего мира;
  • • накапливается сенсорный опыт (образное отражение окружающего мира), который является основой интеллектуальной, когнитивной, умственной деятельности ребенка;
  • • функционирование органов чувств и накопление сенсорного опыта развивает у ребенка регулирующую функцию. Именно сенсорный опыт является основой появления у ребенка возможности управлять самим собой, проявления его настойчивости, самостоятельности, ловкости, умелости.

Какими особенностями отличается чувственное познание ребенка первых лет жизни? Первые три месяца — это только проявление ощущений. Первые восприятия связаны с образом матери и других близких людей. Поскольку в любом действии маленького ребенка участвуют одновременно несколько органов чувств (анализаторов), то очень быстро появляются первоначально слитные, ситуационные восприятия. Например, в 5-6 месяцев ребенок узнает (воспринимает) взрослых по голосу. Но слитность, ситуативность восприятия будет продолжаться у ребенка достаточно долго. Например, ребенок не узнает, не реагирует на человека, знакомого ему, но изменившего одежду. Даже мать в незнакомой для него одежде настораживает. Осмысленность восприятия (показателем ее является нахождение ребенком предмета по словесному указанию) появляется в конце первого, в начале второго года жизни при условии полноценного речевого развития. Речь является важнейшим условием для развития таких особенностей восприятия ребенка, как целостность (узнавание по какой-то части всего предмета), осмысленность (название предметов и явлений), константность (узнавание предмета при изменившихся условиях, например, белый лист мы воспринимаем как белый даже в темноте, когда он кажется серым; если мама в любом наряде остается мамой — значит, есть константность).

Развитие восприятия формы предмета, восприятие сюжета картины, сюжета сказки и рассказа, восприятие пространства (удаленности предметов), восприятие времени во многом будут зависеть от развития познавательной активности ребенка, от накопления его опыта, взаимодействия с миром вещей, людей, природы. Особая роль в развитии восприятия будет принадлежать совместной деятельности ребенка со взрослыми по восприятию окружающего мира. Например, для развития сенсорики ребенка важно, чтобы все свойства предметов, с которыми ребенок сталкивается в процессе манипулирования и положительно или отрицательно на них реагирует (удивляется, наслаждается, морщится, брезгливо отталкивает и т.д.), обозначались взрослыми словами: «кислое яблоко», «сладкая ягодка», «пушистая шерсть у кошки», «круглый мячик», «много, мало, один…», «острый», «горький», «звонкий» и т.д. Делается это именно в тот момент, когда ребенок заинтересованно действует с этими предметами. Почему необходимо, удовлетворяя познавательную потребность ребенка, разрешать ему находиться рядом с вами в несложных домашних делах, быть с вами вместе при ознакомлении с новыми предметами в незнакомой обстановке, необычных условиях. Взрослые вместе с ребенком, находясь в «позиции рядом», но только никак не «сверху», познают окружающий мир.

Источник

У детей в отличие от взрослых преобладает чувственное, а не рациональное познание. Чувственное познание более яркое, изменчива менее дифференцированное, труднее отличимое от представлений образов реальной действительности.

Сенестопатии выявляются не ранее 3-4 лет, что бывает редко, вследствие ограниченных возможностей осмысления и передачи информации, сложности вербализации сенестопатии. У детей младших возрастных групп (раннего, дошкольного, младшего школьного, препубертатного возраста) характерны упрощенность и скудость жалоб («в животе бурчит», «что-то переливается»), трудности в описании патологически ощущений, преимущественно сенестоалгическая форма сенестопатий, рудиментарность ипохондрических и субдепрессивных опасений, отсутствие отчетливых ипохондрических версий. С увеличением возраста у детей усложняются сенестопатические жалобы, увеличивается удельный вес аффективных и ипохондрических объяснений, страхов, которые могут достигать уровня отрывочного ипохондрического бреда. В препубертатном возрасте сенестопатии иногда приближаются к патологическим ощущениям у взрослых.

О., 12лет. Жаловалась, что «голова онемела, замерзла, распадается, мозг стал совсем маленьким, начал прыгать и перекатываться при ходьбе».

Иллюзии у детей возникают не ранее 4-5 лет.

Иллюзорное восприятие в детском возрасте бывает чаще, чем у взрослых. Этому способствуют общая психическая незрелость, меньшая точность восприятия, повышенная внушаемость и самовнушаемость, пугливость, склонность к фантазированию и воображению, нечеткое разграничение восприятий и представлений, слабость критических суждений. Кроме того, возникновение иллюзий у детей связано с недостаточной освещенностью, болезнями зрения и слуха, переутомлением, сонливостью, переходными состояниями от сна к бодрствованию. Аффективные иллюзии у дете бывают чаще, чем у взрослых вследствие их склонности к образованию страхов В более младшем возрасте преобладают зрительные иллюзии в более старшем – слуховые. Бывают парейдолические иллюзии.Возможны тактильные и обонятельные иллюзии (Ковалев В.В., 1985).Иллюзии возникают и у практически здоровых детей. Патологические илюзорные восприятия отличаются стереотипностью, своеобразием, “странностью” необычностью содержания. Наряду с иллюзиями у детей встречаются неправильные восприятия формы, размеров, взаимного располокения предметов и явлений действительности, ошибки пространственного восприятия, нарушения схемы тела, метаморфопсий, :цветоощущения, ощущение невесомости и другие нарушения восприятия , кторые преимущественно возникают при лихорадочных состояниях острых детских инфекциях, нейроревматизме.

Истинные галлюцинации. Незрелость, недостаточная дифференциированность, слабость критических способностей, нечеткое разграничение сна и бодрствования, реальных представлений от кажущихся, одушевление неживых предметов – частый источник незавершенности галюцинаций, существования промежуточных феноменов между истинными и псевдогаллюцинациями. Эпизодические, изолированные галюцинации удается распознать не ранее 3-4-летнего возраста. Возможны истинные зрительные мнимовосприятия, которые часто просматриваются, не диагностируются вследствии психической незрелости, частоты просоночных состояний и других особенностей детской психики. К промежуточным состояниям, не завершенным галлюцинациям, относятся галлюцинации воображения, гипнагогические, псевдогаллюцинации.

У дошкольников доминируют зрительные и осязательные галлюцинации. преимущественно встречающиеся в просоночных состояниях. Нередко возникают зоологические, микроптические, множественные галюцинации: дети жалуются на множество мух, тараканов, мышей, испытывают страх, требуют их прогнать. В других случаях дети видят устрашающие образы: «двухголовую собаку», «людей с песьими лицами «Змея-Горыныча».

Возможны элементарные слуховые мнимовосприятия: слышатся свистки поезда, крики животных. У старших дошкольников встречаются преходящие, неполностью оформленные вербальные галлюцинации: слышится неясный разговор, удается разобрать лишь отдельные слова. Бывают императивные обманы восприятия: «не делай уроки», «порви дневник». В препубертатном возрасте мнимовосприятия носят преходящий, рудиментарный характер. Не всегда удается с уверенностью разграничить истинные и псевдогаллюцинации, вследствие расплывчатости образов, нечеткости проекции и частого отсутствия чувства вызванности, насильственности.

У подростков 15-17 лет истинные мнимовосприятия не отличаются от галлюцинаций взрослых. В детско-подростковом возрасте псевдо-галлюцинации возникают относительно чаще, чем у взрослых.

Псевдогаллюцинации. Как уже отмечено, у детей и подростков обманы восприятия отличаются незавершенностью. Галлюцинации воображения, гипнагогические галлюцинации, обманы восприятия, возникающие в просоночных состояниях, по клиническим особенностям относятся в большей мере к ложным, а не истинным галлюцинациям. Галлюцинации воображения понимают как непроизвольные, красочные, чувственные образы, содержание которых во многом определяется направленностью воображения, представлений, аффективной насыщенностью, фантазиями.

Гипнагогические галлюцинации относительно часто развиваются у детей и подростков. Они возникают в просоночном состоянии, в период засыпания, чувства сонливости, при закрытых глазах на темном поле зрения. Непроизвольно появляются те или иные образы разной четкости. Часто всплывают головы знакомых или незнакомых животных, людей, частей тела. При включении света, открытых глазах видения исчезают.

У детей приходится нередко разграничивать псевдогаллюцинации сновидения (Г.К.Ушаков). Псевдогаллюцинаторные представления отличаются стереотипностью, повторяемостью сновидений, странностью, необычностью содержания, его эмоциональной насыщенностью сопровождающейся тревогой и страхами. Иногда дети активно отмечают «особый» характер снов, хотя не могут сформулировать их. Старшие подростки в 15-17 лет нередко обладают полным набором клинических особенностей, свойственных псевдогаллюцинациям

Источник

Александра Назарук
Особенности эмоционально-чувственной сферы детей с ЗПР

Особенности эмоционально-чувственного развития детей с ОВЗ

1. Понятие эмоций и чувств.

2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР в зависимости от вида ЗПР.

3. Методы коррекция и развития эмоционально-чувственной сферы детей с ОВЗ.

4. Методы, используемые в рамках логопункта (фото слайды).

1. Понятие эмоций и чувств.

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает – виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

В настоящее время эмоциональная сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми.

Особым этапом эмоционального онтогенеза считается дошкольное детство, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание, формируется устойчивая система эмоциональных отношений, появляется эмоциональная децентрация – способность к сопереживанию другому человеку, совершенствуется способность к распознаванию эмоций, усложняются речевые характеристики переживаний, начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях, возникает эмоциональная коррекция поведения.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.

Ключевыми моментами эмоциональногоразвития ребенка дошкольного возраста являются:

• освоение социальных форм выражения эмоций;

• благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоции и чувства – понятия синонимичные, но не равнозначные. Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Чувства – это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР в зависимости от вида ЗПР.

У детей с ЗПР в целом отмечаются следующие особенности эмоционально-чувственной сферы:

• незрелость эмоционально-чувственной сферы, тормозящая развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля;

• некритичность, неадекватность самооценки;

эмоции детей поверхностны и неустойчивы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности;

• проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

• появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям, агрессии;

• детям свойственен инфантилизм (в зависимости от преобладания эмоциональногофона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения);

• ситуативность поведения, нестойкость, нестабильность эмоциональных проявлений;

• недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций; неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды;

• нескоординированность эмоциональных процессов;

• преобладает эмоциональный мотив поведения, слабость волевого усилия, непосредственность, поверхностность переживаний, лабильность настроения, несамостоятельность и внушаемость, т. е. те качества, которые характеризуют личностную незрелость.

• дети испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения;

• недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний;

• в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;

• однообразии эмоций;

• недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных.

• они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление). Недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное состояние, серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность.

• У детей с ЗПР отмечаются повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения.

Многие авторы рассматривают эмоциональные особенности детей данной категории соответственно классификации задержки психического развития (К. С. Лебединская, Заширинская)

1. ЗПР конституционального происхождения – эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая эмоциональную сферу детей младшего возраста. Характерными чертами при такой форме ЗПР являются непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость.

2. ЗПР соматического происхождения – эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. У таких детей могут возникать трудности в адаптации, они долго не могут освоиться в новом коллективе, могут быть пассивны, бездеятельны и безынициативны.

3. Психогенная форма ЗПР – эмоционально-волевая сферамогут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности:

• по типу психической неустойчивости – встречается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений;

• по типу «кумира семьи» – в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку;

• по невротическому типу – в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения – эмоции характеризуются отсутствием живости, яркости и тонкости оттенков. В плане эмоционального развития характерны недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценках окружающих людей, однообразие и ограниченность эмоциональных контактов. В зависимости от преобладающего эмоционального фона у таких детейвыделяются два основных клинических варианта типа личности:

• неустойчивый – с эйфорическим оттенком настроения, психомоторной расторможенностью,

• тормозимый – с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: • недостаточность эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; • недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате – нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.

Причины:

1. Незрелость мозга.

2. Замедленное созревание лобных структур головного мозга.

3. Нарушение развития эмоциональной сферы происходит как за счет замедленного созревания эмоционально- волевой сферы, так и за счет нейродинамических и энцефалопатических расстройств, вторично тормозящих темп развития познавательной деятельности.

3. Методы коррекция и развития эмоционально-чувственной сферы детей с ОВЗ.

Принципы работы с детьми:

1. Постоянные игры на развитие всех психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления).

2. Неоднократное повторение одного и того же материала.

3. Простые, понятные инструкции.

4. Давать положительный характер даже проблемной ситуации.

5. Не допускать формирование агрессивного поведения, давать выход негативным чувствам,

6. предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).

7. В процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, форми-ровать необходимые навыки учебной деятельности;

8. Проявлять особый педагогический такт — постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий.Основными ее направлениями являются:

• Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

• Повышение их активности и самостоятельности;

• Устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, страхи и другие.

Методы коррекции:

1. Музыкотерапия (занятия по логоритмике совместно с музыкальным руководителем и психологом).

2. Сказкотерапия.

3. Арттерапия.

4. Пескотерапия.

5. Игратерапия (сюжетно-ролевая игра, игры-драматизации, режиссёрские игры)

6. Артпедагогика

7. Релаксационные методы.

8. Коммуникативные игры

9. Психогимнастические

игры

10. Кинезиотерапия.

В рамках логопункта используются лишь элементы перечисленных методов, так же активно используется массаж и самомассаж для снятия внутреннего напряжения, расслабления детей (традиционные и нетрадиционные): массажные валики, шарики, рукавицы, суджог-шарики, платочки, карандаши, коврики, природный материал и т. д)

Слайды с методами, которые используются.

Вывод: Таким образом необходима комплексная работа по постепенному формированию осознания и контроля своих переживаний, понимания эмоциональных состояний других людей, развития волевого поведения родителями и всеми специалистами ДОУ.

Источник