Чтобы ребенок не отставал в развитии

Чтобы ребенок не отставал в развитии thumbnail

Чтобы вовремя отреагировать на сигналы, при помощи которых малыш расскажет о своём состоянии, маме нужно знать, к чему стоит присмотреться, и быть внимательной к своему малышу.

После рождения малыш постепенно познает окружающий мир и овладевает навыками: учится сидеть, ходить, говорить и многими другими. Все эти процессы контролирует центральная нервная система: головной и спинной мозг. 

К сожалению, под воздействием неблагоприятных факторов клетки центральной нервной системы могут повреждаться:

* Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период беременности или родов.

* Гидроцефалия — накопление жидкости в головном мозге.

* Травма спинного и/или головного мозга во время родов.

* Нарушение тонуса сосудов, питающих головной мозг.

* Черепно-мозговые травмы.

* Перенесенные инфекционные заболевания — например, менингит (воспаление оболочек головного и спинного мозга).

В чём опасность и когда бить тревогу?

Допустимы небольшие отклонения в развитии ребёнка от общепринятых норм. Однако в некоторых ситуациях не обойтись без поддержки специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии.

Нарушение речевого развития

Для каждого из нас речь имеет огромное значение: на протяжении всей жизни мы отдаем и получаем информацию, овладеваем новыми навыками и знаниями.

Что же происходит при задержке или расстройстве становления речи? Ребёнок трудно поддается обучению и воспитанию, у него нарушается формирование интеллекта и общее развитие.

Критический период — возраст до шести лет.

Интересный и доказанный факт

«Дети джунглей», возвращённые в общество, с трудом осваивают язык и контактируют с окружающими, не достигают нормального умственного развития.

Когда имеются поводы для беспокойства:

– В возрасте от двух до четырех месяцев малютка не гулит.

– С шести и до одиннадцати месяцев жизни малыш не выговаривает слоги.

– В годовалом возрасте кроха произносит менее трёх простых слов — например, «мама», «баба», «дай».

– В 2-2,5 года ребёнок не выговаривает осмысленные простые фразы: «мама ушла», «мишка бух» и другие.

– В три года малыш понимает обращённую к нему речь, но не разговаривает. Общаясь с окружающими, говорит на «своём языке», мычит или использует жесты. Складывается впечатление, что он «не хочет» говорить.

– Ребёнок не разговаривает и не понимает, обращённую к нему речь.

– Развитие речи останавливается на определённом этапе — например, у трёхлетнего крохи словарный запас соответствует годовалому возрасту.

– Малыш в четыре-пять лет говорит не отчётливо, картавит, шепелявит или гнусавит.

– Дошкольник или школьник во время чтения переставляет местами слова, попускает или добавляет буквы/слоги.

– Нарушена письменная речь: ребёнок пишет мимо строк, добавляет, пропускает, переставляет местами или не дописывает слоги/буквы.

– Изменения в письменной речи возникают после черепно-мозговой травмы.

– Ребёнок медленно или быстро говорит, заикается, заменяет или искажает произношение звуков (наиболее часто смягчает).

Нарушение двигательного развития

– Повышается либо понижается тонус мышц.

– Ограничивается объём и снижается сила движений.

При таких изменениях малыш может позже удерживать голову, переворачиваться, самостоятельно сидеть или ходить.

Нарушение психического развития

Ребёнок плохо запоминает информацию, рассеян, заторможен или излишне активен, разговаривает не связанно, эмоционально неустойчив, имеет небольшой словарный запас. 

Аутизм или аутистическое поведение

Расстройства возникают до трёхлетнего возраста:

* Нарушено речевое развитие: изменена интонация и ритм речи, во время разговора ребёнок использует жесты и/или меняет выражение лица. 

* Затруднено общение с окружающими: малыш предпочитает одиночество или расторможен.

* Изменено поведение: ребёнок погружен в свой мир, у него ограничены интересы (выбирает одну игрушку или передачу) либо повторяются действия (раскачивает двери, пересыпает песок). Вмешательство в привычную жизнь может вызвать у малыша приступ агрессии или отчаяния.

Если вы заметили у своего ребёнка тревожные симптомы, своевременно обращайтесь за помощью к специалистам. Чем раньше начинается лечение этих состояний, тем выше шансы на успех!

Микротоковая рефлексотерапия — одна из существующих методик для комплексного решения проблем

Это воздействие сверхмалыми электрическими импульсами (они сродни естественным микротокам, на которых между собой «разговаривают» зоны головного мозга при нормальной работе) на речевые зоны головного мозга. Используется для восстановительного лечения детей с задержками развития и поражениями центральной нервной системы. 

Микротоковая рефлексотерапия: ожидаемые результаты лечения

Оказывает положительное влияние на течение многих процессов. 

При задержке или нарушении речевого развития:

  • Улучшается понимание обращённой речи.
  • Расширяется словарный запас, появляются фразы и/или сложные предложения.

При перинатальном поражении центральной нервной системы и детском церебральном параличе:

  • Улучшается речевое развитие.
  • Понижается тонус мышц и в дальнейшем не возвращается.
  • Повышается двигательная активность.
  • Лучше осваиваются двигательные навыки: способность самостоятельно переворачиваться, сидеть, ходить и другие.
Читайте также:  Ведущая тенденция в развитии ребенка второго и третьего года жизни

При повышенном внутричерепном давлении:

  • Уменьшаются или устраняются головные боли.
  • Улучшается память, сон и концентрация внимания.
  • Истерические проявления становятся менее выраженными либо вовсе исчезают.
  • Дошкольники и школьники легче усваивают программу обучения. 

При проявлениях аутизма:

  • Улучшается развитие речи и расширяется словарный запас.
  • Уменьшаются проявления агрессии, расторможенности или погруженности в свой мир. 
  • Ребенок лучше идет на контакт с окружающими, постепенно приобретает бытовые, игровые и гигиенические навыки.

Методика хорошо сочетается с лекарственными препаратами, логопедическим массажем, артикуляционной гимнастикой, тейпированием артикуляционной мускулатуры, занятиями с дефектологом или логопедом, линейным массажем с элементами лечебной физкультуры.

Где можно получить помощь?

Микротоковая рефлексотерапия — достижение российских специалистов. Технология разработана сотрудниками самарского терапевтического комплекса «Реацентр». 

В «Реацентре» используется комплексный подход к ведению детей с задержками развития.

Цели: воздействовать и на причину заболевания, и на её последствия.

Перед началом лечения выполняется тестирование на программно-аппаратном комплексе «МЭКС» и подбирается индивидуальная программа лечения для каждого маленького пациента.

Ребёнком занимаются врачи разных специальностей и педагоги: неврологи, педиатры, рефлексотерапевты, логопеды, дефектологи и психологи.

Услуга доступна в Екатеринбурге

Для получения первичной бесплатной консультации и проведения комплексного лечения обращайтесь в «Реацентр» в Екатеринбурге:

г. Екатеринбург, ул. Баумана, 28Б, т. (343) 300-12-50

Бесплатный звонок по России: 8-800-2222-602

Веб-ресурс: www.reacenter.ru

Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистами.

Источник

Чтобы ребенок не отставал в развитии

 «Отставание в развитии» — безусловно, страшные слова для каждого родителя, за которыми стоит состояние, когда у малыша отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляющиеся в положенном возрасте. За этим понятием могут стоять серьезные диагнозы, проходящие с возрастом неврологические проблемы, а также пережитый ребенком или его матерью сильный стресс.

Причины, по которым дети начинают отставать в развитии:

  1. Неправильный педагогический подход. Эта причина, пожалуй, одна из самых главных. Говорить о ней стоит, когда мать и отец не находят времени для обучения своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок.

Такая педагогическая запущенность чревата множеством последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это прослеживается его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаясь что-то навязать своему ребенку, заставляют его общаться с детьми, когда он предпочитает находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если ребенок не похож на своих родителей, то это не значит, что нужно насильно переделывать его, это значит, что нужно принять малыша таким, какой он есть.

  • Психическое отставание. Это детки с нормально работающим мозгом, которые ведут полноценную жизнь, но инфантильность сопровождает их на протяжении всей жизни. И если в детстве это просто малоактивные дети, которые не любят шумных игр и больших компаний, то в старшем возрасте такие люди быстро устают, да и вообще имеют низкий уровень работоспособности. На протяжении жизни их сопровождают неврозы, они часто впадают в депрессии, зафиксированы даже случаи психозов. Решить эту проблему можно, но только при помощи психиатра.
  • Биологические факторы нередко оставляют след именно на уровне развития ребенка. К ним относятся тяжелые роды или же различные заболевания, которыми могла переболеть женщина, будучи беременной. Детки с синдромом Дауна тоже относятся сюда. Но здесь уже большую роль играет генетический фактор. Отличие этих детей от других будет заметно от рождения и на протяжении всей жизни. Но не стоит путать понятия, когда ребенок отстает в развитии на 2 недели, еще находясь в утробе матери, поскольку это совершенно другой диагноз, который требует отдельной статьи. Тем более судить о возможностях еще не родившегося малыша не стоит. Часто УЗИ ошибается, напрасно пугая будущую маму.
  • Социальные факторы. Здесь большую роль играет, прежде всего, окружение ребенка. На появление задержек в развитии могут повлиять взаимоотношения в семье, особенности воспитания детей, отношения со сверстниками и многое другое.
  • Ребенок с отставанием в развитии, какой бы диагноз за этим ни стоял, может родиться в результате благополучной беременности и благополучных родов и в первые месяцы жизни вести себя, как обычный ребенок. Однако существуют симптомы, которые говорят о проблеме еще на первом году жизни. Важно понимать, что не так у ребенка.

    Необходимо обращать внимание на симптомы, показывающие, что у ребенка нарушено социальное взаимодействие: снижена способность выстроить равноправный диалог, плохо работает жестовая система, может быть нарушена способность к установлению обычного контакта, проблемы с границами, со способностью имитировать действия, понимать их смысл. При отставании в психическом развитии малыш будет плохо понимать вашу речь. В случае нечувствительности к социальным сигналам у ребенка будет появляться тревога из-за непонимания, как устроено все вокруг. По этой причине он старается держаться одинаковой обстановки или одинаковых ритуалов, чтобы снизить тревогу [4].

    Читайте также:  Как дополнительное образование влияет на развитие личности ребенка

    Конечно, допускаются некоторые отклонения от общепринятых норм в развитии того или иного ребёнка. Однако в некоторых ситуациях необходима поддержка специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии. Существуют нарушения речевого, двигательного и психического развития.

    Задержка психического развития ребенка может проявляться очень вариативно. Но всегда эту особенность можно распознать по нюансам поведения, которые позволяют отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых выявлена задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

    Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

    Внимательно наблюдая за малышом в возрасте от 6 месяцев, всегда можно заметить, что с ребенком «что-то не так».

     Стоит забить тревогу,

    – если ребенок всегда плачет одинаково, вы не можете заметить вообще никаких оттенков плача;

    – если ребенок не отвечает вам на своем языке, когда вы с ним говорите, обращаясь к нему;

    – если ваш плачущий ребенок не успокаивается и не расслабляется, когда вы берете его на руки;

    – если он не дает трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»;

    – если он не тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас;

    – если на руках он слишком расслаблен, «как тряпочка», либо наоборот скован и напряжен, совсем не расслабляется;

    – если ребенок не дает себя подмывать, мазать кремом, массировать, менять подгузник;

    – если ребенок не проявляет пищевого интереса к прикорму, к нарезанным овощам или фруктам на столике;

    – если малыш, умеющий ползать, не проявляет интереса к ярким игрушкам на полу, которые находятся в зоне его внимания, и не пытается подползти к ним;

    – если умеющий ползать ребенок не следует за вами по квартире, не ищет вас по комнате;

    – не проявляет активного интереса к тому, что вокруг него, не тянет руки, чтобы все трогать, дергать и пробовать;

    – если малыш не смотрит на вашу реакцию, оглядываясь на ваше лицо в случае какого-либо происшествия;

    – если ребенок, стоя на четвереньках, раскачивается, бьется спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас, бурно и подолгу мотает головой;

    – если на его личике отсутствует широкий спектр эмоций: испуг, восторг, удивление, любопытство, отвращение;

    – если он резко кричит ночью, когда он будто не узнает вас, или сразу после сна [1, с. 25].

    Если ваш ребенок в более позднем возрасте (от года до двух):

    – не говорит «мама», а к полутора годам в его речи нет десяти первых слов (мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай), и он даже и не пытается их сказать;

    – ребенка абсолютно не беспокоит, что его не понимают;

    – он не отвечает на вопросы кивками или мотанием головой;

    – если вам приходится поворачивать его голову руками, чтобы привлечь внимание к чему-либо;

    – он не понимает простейшие просьбы («дай мяч», «сядь», «пойдем со мной»);

    – малыш не интересуется изображениями детей и животных в первых детских книгах;

    – даже не пытается жевать еду;

    – если при вашем зевании, глядя на вас, ребенок не зевнет в ответ;

    – если у него нет здоровой настороженности к чужим людям и он не прячется за спину мамы;

    – он не слушает вас и не смотрит на вас;

    – не проявляет беспокойство от мокрых штанов;

    – не показывает носик, ушки, ручки, ножки ни у себя, ни у вас, ни у мишки;

    – не узнает членов семьи на недавних фотографиях;

    – утратил какие-либо навыки в период от полутора до двух с половиной лет;

    Читайте также:  Проблема психического развития нормального аномального ребенка

    – предпочитает играть сам по себе;

    – если у него слишком сильное желание порядка и чистоты, то это  повод заподозрить, что существуют отклонения в развитии.

    Кроме того, одним из ярких симптомов являются самоповреждения в случае любой негативной ситуации, когда ребенок может кусать или бить сам себя. Также плохо, если ребенок ни на какие раздражители не реагирует вообще [1, с. 31].

    До 4 лет необходимо отслеживать следующие проявления:

    – у ребенка отсутствует чувство опасности и чувство страха, например, когда он, не задумываясь, готов шагнуть на проезжую часть с большим потоком машин;

    – забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на присутствующего там человека (воспитателя, врача и пр.), а бросается к случайному предмету;

    – ребенок не боится потерять вас и не отзывается на свое имя на прогулках;

    – он никогда не придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали;

    – он никогда не подбежит к вам, чтобы поделиться чем-то, что произвело на него впечатление;

    – он плохо держит равновесие и плохо скоординирован, поэтому с трудом спускается по  ступенькам;

    – он избегает ходить с вами за руку, сразу же выдергивая ее;

    – ребенок «залипает» на однообразные действия и кружения;

    – он не проявляет интереса к новой еде;

    – ребенок проявляет тревогу при каких-либо изменениях в комнате или внешности (передвинули мебель, сменили обувь) и стремится вернуть все «как было»;

    – не понимает смысла совместной игры в мяч;

    – ребенок отказывается от одежды определенного цвета или определенной текстуры, предпочитая ходить голым или, наоборот, постоянно только в колготах;

    – когда ребенку предлагается понятный и интересный ему по возрасту вариант игры, он не слушает объяснения и игнорирует другой сценарий игры, даже если вы покажете ее ему;

    – ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал, ставя в рядочек;

    – ребенок любит играть, лежа на полу, и предпочитает только одну игрушку (например, катая машинку туда-сюда);

    – проснувшись утром, он не зовет вас;

    – его словарный запас очень мал, он не знает, как попросить «дай» или ответить «да»;

    – малыш говорит сам с собой на «эльфийском» языке, не повторяет за вами слово;

    – не чувствует боль и никогда не жалуется, например, на больное горло, однако при вашем прикосновении может реагировать так, будто ему очень больно;

    – ребенок чересчур проявляет самостоятельность и предпочитает все делать сам, явно избегая взаимодействия, либо, наоборот, ничего не пытается делать сам, впадая в младенчество;

    – ребенок не просится в туалет;

    – не может ни показать на пальчиках, ни сказать, как его зовут и сколько ему лет;

    – если он повторяет слова, как попугай, не понимая смысл;

    – если у ребенка чересчур долго сохраняется сосательный рефлекс или у него текут слюни;

    – ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: может врезаться в людей и расталкивать всех, словно другие люди всего лишь кегли для него;

    – не различает «своих» и «чужих» людей: может спокойно забраться на колени к незнакомому человеку;

    – если ребенок избегает детские площадки, потому что не хочет общаться с другими детьми.

    Если таких симптомов много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Конечно, не всегда выявленные проблемы говорят о каком-то стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и пропадут с возрастом. Но все равно будут тормозить развитие ребенка [2, с. 129]. Вот почему так важно с первых месяцев жизни контролировать поведение малыша и, если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы, а, не откладывая, обращаться к грамотному специалисту. Ведь, к счастью, многое еще можно успешно компенсировать, если коррекция была начата своевременно и грамотно.

    Список литературы

    1. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; Под. ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. М.: Академия, 2002.
    2. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
    3. От нуля до двух: Дневниковые записи / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. СПб., 1997.
    4. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.

    Источник