Что значит устойчивое развитие ребенка
Ольга Новоселова
Устойчивое развитие цивилизации и экологического образования дошкольников
“Устойчивое развитие цивилизации и экологического образования дошкольников“
Что означает понятие «Устойчивое развитие» и какое отношение оно имеет к отечественному дошкольному образованию? С какими глобальными проблемами цивилизации оно связано? Вот об этом мы сегодня будем с вами говорить.
-Устойчивое развитие – это действительно новое понятие, возникшее в последней четверти прошлого столетия.
Его смысл в том, что жизнь, человеческая цивилизация не может развиваться по тем же законам и по тем же нормам и путям, которые она уже прошла в своей истории! Люди привыкли удовлетворять свои потребности, повышают комфортность своей жизни за счет определенных изъятий из природы и за счет того, что существующая технология заставляет что-то в эту природу выбрасывать как ненужный продукт, сопутствующий получению нужного.
На заре зарождения человечества, когда людей на земле было мало, природе это было безразлично, незаметно, потому что живое вещество природы, живые организмы все перерабатывали, возвращая в цикле на круги своя. Но с увеличением количества людей на Земле, сейчас 6 млрд. 700 миллионов человек, с развитием цивилизации начались процессы, представляющие опасность для существования всего живого на Земле и в первую очередь ведущие к уменьшению комфортности. Каждый год площадь пахотной земли уменьшается на несколько миллионов гектаров. Каждый год на десятки миллионов гектаров сокращаются леса, главный производитель кислорода. Из-за выброса диоксида углерода – углекислого газа, резко меняется климат, так что это заметно каждому человеку.
Мы знаем, что, если озоновый слой не прекратит своего сокращения – это грозит гибелью всему живому на Земле. Правда, последние данные говорят о том, что вроде процесс остановился.
Все эти факты заставили людей задуматься, есть ли другой путь развития цивилизации.
Основная идея устойчивого развития – это гармоничное развитие общества и окружающей среды, когда при решении экономических, социальных проблем учитываются и законы природы.
50-е – 60-е годы прошлого века считаются периодом экономического роста, процветания большинства западных стран. В те годы многие думали, что так будет вечно, а человечество ждет исключительно светлое будущее, но экономический рост породил комплекс энергетических, экологических, продовольственных и демографических проблем.
Можно ли считать богатым человека, у которого есть замечательный дом, автомобиль и все другие признаки достатка, если этот человек не имеет возможности дышать свежим воздухом, пить чистую воду, наслаждаться природой? Поэтому уже в 70-е годы прошлого столетия появились люди, которые осознавали важность проблем охраны окружающей среды. В начале 70х годов зародилось широкое экологическое движение «Гринпис».В 1968 году произошло важное событие: впервые в мире промышленники и ученые объединились, чтобы сформулировать проблемы и искать их решения. Так родилась известная общественная организация «Римский клуб». Уже в то время пришло понимание того, что истощение ресурсов, деградация окружающей среды связаны с устаревшей системой образования и неграмотностью: «Проблема в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение связано с ним». Так говорил Аурелио Печчеи — итальянский ученый, предприниматель и общественный деятель, основатель и президент «Римского клуба».Главное в этом документе:право человека на жизнь в гармонии с природой: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и адекватные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет жить в достоинстве и благополучии» – говорится в одном из первых документов, связанных с устойчивым развитием.
В 1992 году в Рио-де-Жанейро, Конференция по проблемам окружающей среды и развитию начиналась так: «Все люди – взрослые и дети – имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой». Именно эта конференция определила основные направления для осуществления идей устойчивого образования во всем мире. Для их реализации нужны усилия всех стран, всех слоев населения. Ведь речь идет об изменении нашего отношения к потреблению ресурсов. Съесть всю нефть, уничтожить газ, испортить воду, создать климат, к которому непривычны ни животные, ни растения – все это возможно.
Недавно ушедший от нас писатель Владимир Солоухин в «Камушках на ладонях» сказал, что, если бы какая-то внеземная цивилизация хотела завоевать Землю и послала бы сюда своих коммандос, ничего лучшего, чем портить систему жизнеобеспечения, эти коммандос придумать бы не могли. То есть портили бы воду, воздух, снижали фотосинтез. Но именно этим и занимается сейчас человек в реальной жизни.
Вот поэтому мы сейчас говорим о необходимости общих усилий по сохранению природы, вырабатываем совместные с другими странами документы, участвуем в международных акциях. Дело в том, что идеи устойчивого развития могут быть осуществлены только тогда, когда все люди станут «мыслить глобально, а действовать локально» и понимать, что на земном шаре все взаимосвязано.
Длительное время считалось,что можно наносить окружающей среде локальный ущерб: где-то вырубить лес, где-то сбросить сточные воды в реку и т. д. Однако со временем опасные удобрения, внесенные на поля Северного полушария, стали обнаруживать в антарктических морях. Пришло понимание того, что в природе все взаимосвязано.
В Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году, уважение к природе возведено в ранг наиболее важных фундаментальных ценностей, признанных определить облик и суть XXIвека: «В основу охраны природы и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам природой».
Значительным событием для всех стран стал всемирный саммит «Рио+10» (Поханнесбург, 2002г., на котором было отмечено, что за последние десять лет было много сделано в области устойчивого развития, но в целом эта идея пока еще не стала реализуемой философией выживания. Исправить ситуацию должно помочь и десятилетие образования для устойчивого развития.
Десятилетие образования для устойчивого развития – это период, в течение которого самые разные организации и учреждения, общественные объединения, правительство, частный сектор, местные сообщества во всем мире смогут внести свой вклад в образование для устойчивого развития. План международной декады (десятилетия) предполагает взаимодействие правительств, обучающих и обучаемых в стремлении объединить свои усилия на всех уровнях. ЮНЕСКО работает с общественными организациями, частным сектором, средствами массовой информации, чтобы донести важность проблемы до как можно большего числа людей. С этой точки зрения детский сад может рассматриваться как своеобразный центр, который сотрудничает с самыми разными учреждениями и организациями – библиотеками, музеями, школами, вузами и т. п.
Обязанность нашего поколения – подготовить экологически грамотным следующее поколение. Мы живем за счет природы, она создает нам систему жизнеобеспечения на Земле. Наука экология дает нам повод для оптимизма, потому что к настоящему времени, когда мы столкнулись с огромным количеством экологических катастроф, человечество уже обладает системой знаний, позволяющих понять, как нужно строить свои взаимоотношения с природой. Для того чтобы настроить природу на такое состояние, которое было бы для человечества нужным, выгодным и привело не только к сохранению человеческого общества, но и к новому витку процветания, нужна согласованная деятельность множества людей на планете. Для этого мы с самого раннего возраста обязаны давать детям представления о самых основных экологических законах.
Современная экология – наука бездонная конечно, полностью дать экологическое воспитание детям мы не можем. Наша задача не только изучить природу и рассказать о ней, а постараться, чтобы это вошло в сознание, в плоть и в кровь следующего поколения. Чтобы у ребенка сложилось мировоззрение, которое будет определять его поведение в дальнейшем. Наш предмет – основы экологического воспитания. Соблюдение экологических законов имеет отношение ко всему. Тут и отношение человека к другому человеку, и отношение человека к живому существу в любых формах, к воде, к воздуху, к дереву. Нам нужно подготовить экологически грамотным подрастающее поколение – в этом наша главная обязанность сейчас.
Чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных и нашим государством, и отдельными странами, учеными, общественными деятелями предпринимаются гигантские усилия.
С тем, что здоровье и окружающая среда тесно связаны, не спорит никто. Все соглашаются с тем, окружающая среда становится для людей все более опасной, все менее пригодной для проживания. Но почему тогда практически ничего не меняется. Достаточно выйти в ближайший парк или сквер, не говоря уже о лесах и лугах – везде обнаруживаются следы деятельности людей. Видимо, труднее всего изменить систему ценностей людей, их поведение и стремления.
Наша задача уже в дошкольном возрасте сформулировать у ребенка определенную систему ценностей, которая во многом определит его поступки и действия в будущем. И к этой работе мы должны обязательно привлекать родителей. Экологическое воспитание, образование и формирование экологической культуры нужно проводить и с детьми и со взрослыми. Это необходимость нашего времени. Живущие среди асфальта и высотных зданий, занятые постоянной заботой о своем жизнеобеспечении, и материальном благополучии, люди в прямом смысле уходят от природы, прерывают корневую связь с ней. Поэтому, детям и взрослым надо раскрывать законы природы, ее гармонизацию и красоту, возможность ее самоорганизации и самовосстановления лишь при ограниченном вмешательстве человека, развивать трепетное отношение к уникальности и многообразию форм жизни на Земле. Ведь суть формирования экологической культуры заключается в правильном отношении к природе ближайшего окружения, т. е. к природе, входящей в пространство их жизнедеятельности. И тут уж без семьи не обойтись. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, к своей школе. Эта любовь постепенно расширяется, переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и будущему, а затем ко всему человечеству, к природе. Поэтому в экологическом воспитании детей важна тесная связь с семьей.
Ведь это с родителями дети отдыхают на природе, это с родителями они ходят в лес на шашлыки. И часто из рассказов детей мы видим, как потребительски взрослые относятся к природе.
Наша задача, не только как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему, вот тогда у детей будет правильное представление о назначении Красной книги.
Источник
Главная ->
Блоги ->
Как объяснить детям, что устойчивый образ жизни – это не только важно, но и интересно
Устойчивость слово, которое сегодня мы слышим очень часто. И на то есть веская причина. Но, что означает устойчивость в контексте семьи? Семья, пожалуй, является самым важным сообществом. И каждое такое сообщество имеет уникальную силу – менять мир. Небольшие, казалось бы действия, имеют большое значение, особенно когда вы прикладываете совместные усилия. И, когда речь заходит об устойчивости для нашей планеты, семья — это хорошее начало для того, чтобы помочь сделать мир чуточку лучше.
Но, как совместить устойчивость со множеством других приоритетов, которые у вас есть как у родителя и просто человека? Как любой из нас может сосредоточиться на экологичном будущем, когда мы уделяем все возможное время воспитанию детей: приготовить школьный обед для старшего, забрать младшего из детского сада и запланировать ужин, и еще множество других повседневных дел захватывает нас в свой водоворот.
Эта статья поможет вам понять, что вы можете реально сделать, и как вы можете воспитывать своих детей прививая им любовь к устойчивости. Ваши небольшие усилия могут означать большие перемены. И это не должно быть бременем — на самом деле это может быть легко, доступно и весело.
1. Начните с рециркуляции
Учите ваших детей сортировке, например при уборке можно бумагу класть в один ящик, пластмассу в другой, металл в третий. Если у вас есть контейнер для компоста, вы можете научить ребенка выбрасывать самостоятельно остатки пищи в него, объясняя, как работает компост и почему он помогает уменьшить количество отходов.
2. Приучите выключать свет
Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы дотянуться до выключателя света, включение и выключение становится расширением прав и новой игрой. Почему бы не использовать это, и не поручить своему ребенку работу по проверке света перед тем, как вы уходите из дома? Он или она будет относиться к игре серьезно, чувствовать гордость и значимость, а вы выработаете хорошую привычку, которой будет придерживаться ваш маленький гражданин мира.
3. Научите экономить воду
Если ваши дети достаточно взрослые, чтобы принимать душ – это будет прекрасной экономией воды. Объясните им почему это лучше для нашей планеты, чем принятие ванны.
4. Расскажите о правильной еде
Независимо от того, намерены ли вы употреблять в пищу как можно больше органических продуктов или выберете, например, понедельники как день без мяса, осознавать и делиться этим осознанием со своими детьми, — полезно для здоровья вашей семьи и планеты. Важно также обращать внимание детей на то, откуда взялась ваша пища и как она была сделана? Задавайте эти вопросы и общайтесь со своей семьей, чтобы они знали, почему вы делаете выбор в пользу того или иного продукта.
5. Сократите количество отходов
Это большое дело, а значит, вы можете сделать многое. Опять же, начните с одной или двух перемен и медленно встраиваете новые привычки в вашу жизнь. Дайте себе неделю, чтобы понять, что именно занимает больше всего места в вашем мусоре. Скорее всего, это упаковка от еды и напитков. Поменяйте воду в бутылках и используйте многоразовые бутылки воды для каждого члена семьи. Купите многоразовые контейнеры для завтрака, для сэндвичей и закусок. Если вы готовы к бОльшим переменам, подумайте о покупке многоразовых сумок для продуктов и покупке риса, зерна и муки оптом.
Помните о том, что никогда не будет поздно для того, чтобы ваши дети были в восторге от спасения планеты. А каждое небольшое изменение помогает защитить природу и сделать наш мир немного лучше!
Источник
27 принципов устойчивого развития сформулированные в декларации, утвержденной на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992
Принцип 1
Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
Принцип 2
В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.
Принцип 3
Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.
Принцип 4
Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
Принцип 5
Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности – необходимого условия устойчивого развития – в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.
Принцип 6
Особому положению и потребностям развивающихся стран, в первую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых стран, придается особое значение. Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.
Принцип 7
Государства сотрудничают в духе глобального партнёрства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учётом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, и технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.
Принцип 8
Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.
Принцип 9
Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниям и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии.
Принцип 10
Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан – на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.
Принцип 11
Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряжёнными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности в развивающихся странах.
Принцип 12
Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.
Принцип 13
Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции.
Принцип 14
Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека.
Принцип 15
В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьёзного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.
Принцип 16
Национальные власти должны стремиться содействовать интернализации экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.
Принцип 17
Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа.
Принцип 18
Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает всё возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.
Принцип 19
Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.
Принцип 20
Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития.
Принцип 21
Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодёжи мира в целях формирования глобального партнёрства, с тем, чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех.
Принцип 22
Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития.
Принцип 23
Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.
Принцип 24
Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития.
Принцип 25
Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.
Принцип 26
Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
Принцип 27
Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнёрства в выполнении принципов, воплощённых в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.
Источник