Что значит среднее развитие ребенка

Что значит среднее развитие ребенка thumbnail

Первый вопрос, который задают счастливой паре после рождения малыша, касается пола младенца, во вторую очередь уточняют вес и рост новорожденного.
  Нормой для новорожденного считаются: Рост: от 46 до 56 см Вес: от 2600 до 4000 г.
Кроме того, имеет значение соотношение этих величин, так называемый индекс Кетле I: отношение массы тела к его длине.
  По этому показателю судят о том, достаточно ли питания получал малыш в период внутриутробной жизни.
  Значение индекса в пределах от 60 до 70 считается нормой. Определяется это следующим образом: например, ребенок при рождении имеет вес 3250 г и рост 50 см., нужно разделить 3250 на 50. Получается 65.
  Снижение этого показателя может свидетельствовать о наличии внутриутробной гипотрофии — дефиците массы по отношению к росту ребенка.
  Однако все это верно лишь по отношению к младенцу, рожденному в срок. А вот вес и рост ребенка, родившегося преждевременно, рассчитывают исходя из времени появления на свет.
  Например, средняя масса малыша, родившегося на сроке 32 недели, — от 1520 до 2020 г. Дети, рожденные с массой тела 4000 г и более, считаются крупными.
  До сих пор от некоторых врачей можно услышать, что у такого ребенка возможен в будущем сахарный диабет.
  Но большой вес – это не признак диабета. Скорее, подобная масса тела новорожденного может рассматриваться как настораживающий фактор в отношении маминого здоровья, а именно – нарушений углеводного обмена у женщины, родившей «богатыря».
  Впрочем, это тоже необязательно. Кроме того, как показывают современные массовые исследования, возможность развития сахарного диабета выше как раз у маловесных детей (менее 2500 г при рождении).
  А самый низкий риск – у малышей, родившихся с массой 4300 г. и выше. В данном случае имеет значение целый комплекс причин: большая структурная и функциональная зрелость органов и систем у крупного ребенка, и возможное наличие патологии у ребенка, недобравшего массу к положенному сроку (то есть с задержкой внутриутробного развития).

  Первые дни после рождения

Многие мамы наверняка замечали: масса тела ребенка к концу его пребывания в роддоме обычно бывает меньше той, с которой он родился, – оба показателя указываются в документах, выдаваемых маме при выписке.
Такое «похудение» — естественный процесс, так называемая физиологическая убыль веса.
А связана она с потерей воды через кожу и легкие при дыхании, усыханием пуповинного остатка, выделением мекония (это содержимое кишечника ребенка, накопившееся перед родами) и мочи, а также тем, что младенец пока получает от матери маленькое количество молока.
  Максимальная потеря веса у большинства новорожденных происходит к 3-5 дню и в норме составляет не более 6-8 % массы тела при рождении.
А уже к 7-10 дню жизни у здоровых детей происходит восстановление массы тела.
  Более высокие показатели потери веса или затянувшееся восстановление, как правило, свидетельствуют о неблагополучии в здоровье малыша, например, об инфекции или врожденной патологии.
  Помимо контроля за массой тела, врачи оценивают и другие антропометрические параметры новорожденного. В частности, производят измерение окружности головы ребенка.
  В среднем эта цифра составляет 34-36 см, но это не означает, что малыш, у которого окружность головы при рождении равна 33 см, не укладывается в нормальные показатели. Наличие возможной патологии определит врач-неонатолог, а при отсутствии таковых можно считать, что енбольшая окружность головы – индивидуальная особенность ребенка.
  Окружность груди новорожденного тоже измеряется в обязательном порядке и обычно бывает меньше, чем окружность головы (32-34 см.). С того момента, как мама с ребенком выписались домой, контроль за физическим развитием малыша осуществляет участковый педиатр.
  Рост, вес, окружность груди и головы ребенка на первом году жизни должны измеряться 1 раз в месяц, поскольку малыш в это время очень интенсивно растет.

Внимание – росту

Показатель того, насколько вырос ребенок, в большей степени, нежели все остальные параметры, должен соответствовать возрасту.
  Наиболее простой способ оценить рост малыша – расчет по так называемым эмпирическим формулам.
  Известно, что в возрасте 6 мес. длина тела в среднем равна 66 см. Если ребенок младше, из этой величины нужно вычесть по 2,5 см за каждый месяц, а если старше – прибавить по 1,5 см за тот же период.
  Например, для расчета примерного роста ребенка 4 месяцев нужно из 66 см вычесть разницу – по 2,5 см за два «недостающих» месяца (в сумме 5 см). Итак, 66-5 = 61 см
  К сожалению, этот метод не учитывает, что рост при рождении может варьироваться в достаточно широких пределах. Поэтому лучше оценивать рост малыша на первом году жизни с учетом ежемесячных прибавок (см. таблицу 1).
  За первый год жизни ребенок вырастает в среднем на 25 см.

 таблица 1
Прибавки в росте на первом году жизни Сроки Ежемесячная прибавка в росте Прибавка в росте всего (за квартал)
1-3 мес.(1 квартал) по 3-3,5 см 9-10,5 см
3-6 мес.(2 квартал) по 2,5 см 7,5 см
6-9 мес.(3 квартал) по 1,5-2 см
4,5-6 см 9-12 мес.(4 квартал) по 1 см 3 см

  Конечно, в практической деятельности для более точного суждения о росте ребенка врачи пользуются и другими методами: в частности, центильным. Те, кто уже посещал поликлинику с малышом, наверняка заметили, что, измерив ребенка, врач открывает таблицы с длинными рядами цифр, сверяет с ними показатели ребенка, а затем пишет рядом с ними цифру — от 1 до 7.
  Не будем вдаваться в подробности методики, отметим лишь, что врач сравнивает рост конкретного малыша со среднестатистическими показателями роста детей того же пола и того же возраста.
  Что же означают эти цифры?
1 – очень низкий рост
 2 – низкий рост
3 – рост ниже среднего
4 — средний рост
 5 – рост выше среднего
6 – высокий рост
7 – очень высокий рост

Понятно, что большинство детей имеет средний рост. Но не нужно впадать в панику, если будет выставлена оценка «ниже среднего» или «выше среднего», так как по 15 % здоровых детей этого возраста и этого пола имеют такие же показатели роста.
  Настораживают лишь самые крайние величины: «очень низкий рост» или «очень высокий рост», так как они встречаются лишь у 3 % здоровых детей. В этих случаях необходимо обследовать ребенка дополнительно для выявления возможной патологии.
  Причинами задержки роста ребенка могут быть: нерациональное, несбалансированное, недостаточное, не соответствующее возрасту питание, наследственность (низкий рост родителей), хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, мочевой системы, печени и других органов, а также врожденные пороки сердечно-сосудистой и нервной систем, аномалии почек, эндокринные заболевания, хромосомные болезни.
  Следует отметить, что рост и развитие ребенка подчиняются определенным закономерностям.
  Например, известно, что с возрастом скорость роста снижается (и это отчетливо прослеживается на первом году жизни).
  Кроме того, существует сезонная и суточная периодика. Это значит, что прибавка в росте преимущественно происходит в летние месяцы, а также в ночное время суток.
  Быстрее растут те части тела, которые наиболее удалены от головы (то есть, стопа малыша растет быстрее, чем голень, а голень, в свою очередь, — быстрее, чем бедро), с этим связано возрастное изменение пропорций тела ребенка.
  Выделяют периоды, когда рост ребенка в длину преобладает над прибавками в массе: период первого «вытягивания» происходит примерно с 5 по 7 год жизни, второго – с 10 до 14 лет у девочек и с 12 до 17 лет у мальчиков. Заглянем в будущее?
  Существуют способы приблизительного расчета роста ребенка, когда он станет взрослым. Это делается исходя из роста его родителей.
  Формула очень проста: прогнозируемый конечный рост ребенка составляет половину от суммы показателей роста его родителей, только для мальчиков к полученному результату прибавляют 5 см, а для девочек – вычитают 5 см.
  Например, если рост мамы составляет 165 см, а рост папы – 185 см, конечный рост сына может составить: (165 + 185): 2 + 5 = 180 см, а дочери: (165 + 185): 2 — 5 = 170 см. Однако, есть семьи, собственным примером опровергающие данный способ расчета.
  Кроме этого, весьма приблизительного метода, существуют и другие: определение костного возраста ребенка по рентгенограмме костей запястья с прогнозированием длительности роста ребенка в длину.

Следим за весом

  Изменения массы тела ребенка в первый год жизни тоже можно контролировать, воспользовавшись уже известными эмпирическими формулами.
 В 6 месяцев младенец в среднем должен весить 8200 г. На каждый «недостающий» месяц из этой массы нужно вычесть по 800 г., а на каждый последующий – прибавить к ней по 400 г.
  Так, примерная масса тела у малыша 9 месяцев рассчитывается по формуле 8200 + (400 г Ч 3) и составляет 9400 г.
  Но, учитывая недостаток этого метода в оценке развития конкретного ребенка, лучше обратиться к средним показателям прибавки массы. В первый месяц жизни, принимая во внимание наличие физиологической убыли массы тела, ребенок прибавляет не так много – 400-600 г.
  Зато во второй месяц происходит своеобразная компенсация: малыш, в среднем, набирает 900 – 1100 г.
  В течение третьего месяца вес младенца становится больше примерно на 750 г.
  Таким образом, средняя ежемесячная прибавка в первые три месяца жизни составляет около 750 г (см. таблицу 2).

таблица 2
Прибавка в весе на первом году жизни
Сроки Ежемесячная прибавка в весе Прибавка в весе всего (за квартал)
1-3 мес.(1 квартал) по 750 г 2250 г
3-6 мес.(2 квартал) по 700 г 2100 г
6-9 мес.(3 квартал) по 550 г 1650 г
9-12 мес.(4 квартал) по 350 г 1050 г

  При оценке массы тела нужно учитывать, что вес ребенка должен соответствовать его росту (и – в меньшей степени – возрасту). Только оценивая вес младенца относительно роста, можно судить о состоянии упитанности ребенка. Кроме того, при осмотре малыша педиатр обращает внимание на выраженность подкожно-жирового слоя и его распределение. Здесь тоже можно взять за основу эмпирические формулы.
  Итак, при росте 66 см полугодовалый малыш должен весить 8200 г. На каждый недостающий сантиметр роста вычитаем по 300 г, на каждый дополнительный сантиметр -прибавляем по 250 г.
  Например, для расчета массы тела ребенка, имеющего рост 68 см, нужно к 8200 г прибавить по 250 г за каждый дополнительный сантиметр. В итоге получается 8700 г.
  При помощи центильного метода, уже упомянутого в связи с контролем за показателями роста, можно получить гораздо более точную оценку состояния питания малыша.
  Сравнив показатели веса и роста конкретного ребенка со среднестатистическими, педиатр может выявить какое-то неблагополучие в его развитии. Например, низкий или высокий уровни упитанности, так называемые дистрофии (нарушения питания).
  К дистрофиям относятся гипотрофии, представляющие собой дефицит массы тела относительно роста ребенка и паратрофии — избыток массы тела относительно роста малыша.
  Среди возможных причин дистрофий следует назвать недостаточное или избыточное, несбалансированное, питание, а также заболевания органов пищеварения, инфекции, болезни эндокринной системы, хромосомные болезни, врожденные пороки развития. Перечисленные состояния могут вызывать и задержку роста ребенка.

 Догоним и перегоним!

  Окружности груди и головы, как правило, становятся одинаковыми к 4 месяцам жизни. После этого грудь в окружности растет быстрее и опережает окружность головы. У ребенка в возрасте в 6 мес. окружность груди составляет 45 см.
  Рассчитывая этот показатель для младшего возраста, нужно вычесть по 2 см на каждый месяц, а для малыша постарше – прибавить по 0,5 см за тот же период времени.
  Например, средний показатель окружности груди у малыша 5 месяцев рассчитывается так: 45 — 2 = 43 см. У годовалого ребенка окружность груди равна примерно 48 см. По аналогии с ростом или уровнем упитанности, при центильной оценке грудная клетка может иметь средние параметры, а также – развиваться ниже или выше среднего, но это укладывается в возрастные нормативы.
  Широкая или очень широкая грудная клетка может сочетаться с избыточной массой тела и выраженным развитием подкожно-жирового слоя, а может быть и особенностью телосложения ребенка.
  Что касается узкой грудной клетки, это также может быть особенностью телосложения или результатом скудного питания, но может и указывать и на некоторые пороки развития (например, со стороны костной или дыхательной систем). Окружность головы у ребенка 6 мес. составляет 43 см.
  Расчеты для детей более старшего или младшего возраста производятся по уже известному принципу: на каждый предшествующий месяц вычитается по 1,5 см, на каждый последующий — прибавляется по 0,5 см.
  Например, окружность головы для ребенка 9 месяцев рассчитывается по формуле: 45 см + (0,5 см Х 3). Получается 44,5 см.
  К году окружность головы составляет примерно 46-47 см. Однако при осмотре педиатра интересуют не столько абсолютные величины окружности головы, сколько их темповые прибавки.
  Слишком быстрый или очень медленный рост головы малыша может свидетельствовать о патологии в развитии головного мозга, и в этом случае требуется консультация невролога.

Что-то «не так»?

 Во время осмотра может оказаться, что некоторые показатели физического развития малыша отступают от нормы. Например, ребенок должен весить 8200 г, а весит всего 8000 г.
 Что делать?
  Срочно увеличивать число кормлений?
  Или их объем? Ни то, ни другое.
  Нужно помнить, что все дети разные, и не обязательно каждому младенцу к 6 месяцам достигать веса 8 кг 200 г. Тем более что вес, как следует из сказанного выше, в большей степени зависит от роста, нежели от возраста. Кроме того, существуют пределы допустимых колебаний показателей роста, веса, а также окружностей груди и головы (см. таблицу 3).

таблица 3
Предел допустимых колебаний антропометрических показателей на первом году жизни ребенка
Предел допустимых колебаний
Длина тела ± 4 см
Масса тела ± 1 кг
Окружность груди ± 3 см
Окружность головы ± 2,5 см

Педиатр также может охарактеризовать развитие маленького пациента как «гармоничное» или «дисгармоничное». Что это такое? Врач оценивает антропометрические показатели и делает вывод о соответствии их друг другу. Например, при средних показателях роста и развития грудной клетки, но низком уровне упитанности, можно говорить о дисгармоничном развитии малыша. Оценив уровень физического развития ребенка на данный момент, специалист сравнивает полученные данные с результатами более ранних измерений и может сделать вывод о том, стабильно, ускоренно или замедленно развивается ребенок.

Источник

Физическое развитие детей крайне важно периодически контролировать. Это позволяет выявить на ранней стадии нарушения в здоровье ребенка и своевременно их исправить. Для оценки физического развития были определены соответствующие нормы и стандарты.

Темпы роста ребенка по возрасту

Скорость изменения длины тела наиболее велика в самом начале жизни ребенка и постепенно снижается по мере его взросления. Эта зависимость проявляется при последовательном рассмотрении начальных стадий развития:

  1. Внутриутробная. За 9 месяцев организм из одной клетки превращается в младенца ростом 49-54 см и весом в 2,7-4 кг.
  2. Первый месяц жизни. Прибавляет 3 см и 700-1000 г в весе.
  3. Первый год жизни. К концу этого периода младенец вырастает до 73-76 см и набирает вес 10 кг.

В дальнейшем скорость роста постепенно снижается, и к 16-18 годам этот процесс останавливается вовсе.

Темпы изменения длины тела меняются неравномерно. Поочередно наступают следующие этапы физического развития:

  • вытяжения;
  • округления.

Этапы вытяжения и округления

Продолжительность каждого этапа — 1,5-3 года. Из всех периодов округления наиболее выраженный приходится на возраст 3-5 лет, а вытягивается человек сильнее всего в подростковом возрасте.

Этапы развития

В начальном периоде жизни человека до 18 лет выделяют такие этапы:

  1. Грудной возраст. На втором месяце жизни ребенок начинает держать голову. В течение первого месяца его еженедельно осматривает патронажная медсестра. В 3 месяца младенец переворачивается на живот, начинает хватать предметы, в 4 — подтягивается. 5-месячный ребенок кратковременно задерживается в сидячем положении, а полугодовалый — садится, ползает, встает на ноги, держась за опору. От 1 месяца до года ребенка ежемесячно приносят на прием к педиатру.
  2. От 6 месяцев до 2 лет. Ребенок начинает ходить, а к концу этого периода подпрыгивает, переступает на носочках, поднимается по лестнице. В это время важно следить за развитием стоп и осанкой. Дети от 1 до 3 лет осматриваются врачом ежеквартально.
  3. Третий год жизни. Ребенок способен стоять на одной ноге, ловит брошенный с большой дистанции мяч и бросает его так же далеко. Осмотр у врача дети старше 3 лет проходят ежегодно.
  4. Старший дошкольный возраст. Физическое развитие детей дошкольного возраста отслеживается медработником детского сада, особенно во время выполнения упражнений. В случае обнаружения отклонений информация об этом доводится до родителей.
  5. Младший и средний школьный возраст. Процесс биологического созревания контролируется детским врачом при ежегодных осмотрах и учителем физкультуры. К 12-летнему возрасту завершается формирование скелета, потому правильная осанка приобретает особо важное значение. Если физическое развитие детей раннего возраста предсказуемо, то для периода 9-14 лет нормы длины тела и веса условны.
  6. Старший школьный возраст. В этот период происходит завершение онтогенеза организма.

В организме младших и средних дошкольников наблюдается гормональная перестройка, и невозможно предугадать, в какой момент уровень веществ спровоцирует интенсивный рост. В качестве ориентиров педиатры берут усредненные показатели, но, если ребенок им не соответствует, это еще не говорит о нарушениях. Кроме того, в этом возрасте уже проявляется наследственность: у низких родителей и ребенок, скорее всего, будет невысоким, и наоборот.

Осанка у ребенка

В России действует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Это обязательные к выполнению в школах и детсадах методические указания, касающиеся биологического созревания детей. Например, в отношении дошкольников норматив предписывает выполнять утреннюю гимнастику, периодически проводить в ходе учебных занятий физкультурные разминки, делать пробежки, играть на свежем воздухе и пр.

Задача ФГОСа как «технологии воспитания» — вырастить молодежь с высокими морально-волевыми качествами, развить в ней способность к активной деятельности и привычку заниматься спортом, закаливанием, прочими оздоравливающими процедурами.

Как изменяются пропорции тела

Части тела растут неравномерно, и, как следствие, соотношение между ними все время меняется. Их длина с момента рождения до завершения формирования увеличивается следующим образом:

  • голова (высота): вдвое;
  • туловище (длина): втрое;
  • руки: в 4 раза;
  • ноги: в 5 раз.

Пропорции тела в процессе развития меняются так:

  1. Новорожденный. Руки и ноги — короткие. Четверть длины тела приходится на голову, а середина тела — на пупок.
  2. Взрослый. На голову приходится 10% роста, середина тела — на уровне лобка.

Вычислив соотношение между частями тела, врачи по специальным методикам определяют индексы пропорциональности, дающие важную информацию о человеке. По таким индексам, например, определяют истинный возраст ребенка.

Изменение тела

Применяют и другие способы анализа пропорциональности. Например, ребенка просят дотянуться рукой через макушку головы до противоположного уха. Не дотягивается — значит, в школу идти пока рано.

Гармоничность телосложения

Критерием гармоничности телосложения служит наибольшая разность между номерами коридоров центильной шкалы, определяемая по результатам измерений роста, веса и окружности груди. В зависимости от этого параметра развитие признается следующим:

  • от 0 до 2: гармоничное;
  • 3: дисгармоничное;
  • от 4 до 7: резко дисгармоничное.

Определение соматотипа

Выявление соматотипа возможно исключительно при гармоничном развитии. С этой целью суммируют номера коридоров центильной шкалы, определенные по результатам измерений тела. Далее анализируют результаты:

  • от 3 до 10: микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»;
  • от 11 до 16: мезосоматический тип, «средний уровень развития»;
  • от 17 до 24: мезомакросоматический тип, «физическое развитие выше среднего».

Типы телосложения

Мезосоматический тип содержит подтипы: мезомикросоматический (11-13) и мезомакросоматический (14-16).

Таблица роста органов и тканей

В ходе исследований были выявлены закономерности в изменении не только внешних признаков — роста и веса, — но и размеров внутренних органов. Взаимосвязь их и длины тела ребенка отражена в таблице:

Длина тела, смПравая доляЛевая доляПоджелудочная железаСелезенкапочка
головкателохвостдлинаширинадлинаширина
35-4936,0-51,426,7-42,56,2-9,84,3-7,15,6-8,034,9-47,518,1-26,536,1-45,717,8-23,0
49-5948,3-58,921,9-36,56,0-9,04,1-5,97,3-9,540-46,219,9-29,546,2-54,422,1-27,7
60-6953,0-66,026,4-40,86,4-9,04,5-6,78,1-10,747,8-61,422,6-29,850,5-58,324,5-29,7
70-7962,6-73,832,7-48,18,7-11,75,9-8,910,4-14,056,3-67,924,5-32,355,5-63,726,8-32,2
80-8967,5-78,940,2-55,68,7-12,96,4-9,210,5-15,362,1-72,127,7-34,761,8-72,229,1-33,7
90-9973,9-85,347,4-63,810,4-14,87,4-10,011,6-17,063,8-78,030,4-38,063,9-74,130,6-36,8
100-10979,6-92,645,5-65,912,6-15,88,2-11,013,0-17,865,9-80,332,6-40,068,5-76,731,3-37,9
110-11975,3-97,557,0-73,013,2-17,27,9-10,715,4-19,870,8-83,033,8-41,671,9-81,732,9-39,3
120-12988,4-102,261,1-79,115,1-18,78,7-11,916,4-21,076,6-91,436,7-44,576,8-86,534,3-40,7
130-13987,8-104,867,2-81,814,1-18,38,7-11,515,7-19,979,6-98,236,1-47,781,2-90,035,8-43,0
140-14997,2-112,661,0-83,814,6-19,08,7-12,115,8-20,883,0-101,439,5-50,585,3-94,737,3-45,5
150-159101,8-125,666,7-87,115,0-19,49,5-12,515,9-21,188,5-107,741,3-51,786,6-102,238,3-46,9
160-169105,3-127,764,9 -93,315,5-20,39,1-12,517,8-22,093,8-111,054,6-43,494,5-109,541,0-50,2
170 и выше107,3-128,770,1-92,316,8-21,29,8-12,818,8-23,699,2-117,844,8-58,498,3-110,143,0-53,2

Измерение ребенка

Оценить уровень физического развития поможет метод антропометрических стандартов. Он состоит в определении размеров характерных частей тела (антропометрических величин) и сравнении их со среднестатистическим значением в данном регионе.

Измерение роста ребенка

Замеры проводят при плановом осмотре.

Показатели роста

Способ измерения длины тела зависит от возраста:

  1. До 2 лет — лежа, на специальном столе. Макушка головы касается неподвижной перегородки, подвижную подводят к стопам с развернутыми вверх пальцами.
  2. Старше 2 лет: стоя, на специальном приспособлении — стадиометре. На платформу ребенок становится без обуви, спиной к стойке со шкалой. Стопы полностью стоят на платформе, колени разогнуты. Вдоль шкалы опускается подвижная рейка до тех пор, пока не коснется макушки головы.

Масса тела

Взвешивают утром, способ зависит от возраста:

  1. До 2 лет — лежа. Ребенок взвешивается голым либо в чистом подгузнике.
  2. Старше 2 лет — стоя.

Окружность груди

Измеряется на выдохе. Измерительной лентой охватывают грудь так, чтобы сзади сантиметр оказался под лопатками.

Как оценить антропометрические показатели

Существуют наборы статистических данных по антропометрическим величинам для разных возрастных групп детей. Их называют центильными таблицами. Для оценки результатов определяют, к какой колонке таблицы относятся полученные антропометрические величины.

Центильная таблица

Центильные таблицы

Центиль — это доля, выраженная в процентах. Правила формирования центильной шкалы удобно пояснить на примере. Измерен рост мальчиков определенной возрастной группы числом 100 человек, и данные отсортированы в порядке возрастания. Их разделяют на диапазоны:

  1. Аномально низкие: таковыми считаются 3 самых низких мальчика (3%).
  2. Низкие: от 3 по 10 (7%).
  3. Ниже среднего: дети с 10 по 25 (15%).
  4. Среднего роста: от 26 по 75 (50%).
  5. Выше среднего: от 75 по 90 (15%).
  6. Высокие: от 90 по 97 (7%).
  7. Аномально высокие: от 97 до 100, т. е. этот диапазон определен тремя самыми высокими мальчиками (3%).

В реальности производят не 100, а гораздо больше измерений. Центильные таблицы могут включать в себя такие шкалы:

  • вес мальчиков;
  • вес девочек;
  • рост мальчиков;
  • рост девочек;
  • окружность головы мальчиков;
  • то же для девочек;
  • окружность грудной клетки у мальчиков;
  • то же у девочек;
  • зависимость веса ребенка от длины тела (мальчики);
  • то же для девочек.

Своя шкала формируется для каждой возрастной группы.

Выполнив обмеры, смотрят по центильным таблицам, к какому диапазону относятся данные. Всего их 3:

  • средний (50%) и примыкающие к нему с обеих сторон по 15% считаются нормальными;
  • по 7% ближе к краю шкалы — зона внимания: необходимо поставить в известность врача, чтобы тот проверил, нет ли патологии;
  • по 3%: большая вероятность патологии.

Центильная таблица для ребенка

Со временем центильные таблицы устаревают. Это объясняется тем, что люди из поколения в поколение в силу ряда причин становятся все более высокими (акселерация). Наиболее современными считаются таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения в 2005 г. Основанием послужило 6-летнее многофокусное исследование по эталонам роста (МЭИР, 1997-2003 гг.). Его особенности:

  • охвачено большинство регионов мира;
  • условие отбора детей: уход соответствует принятым ВОЗ правилам охраны здоровья (грудное вскармливание, мать не курит и не употребляет алкоголь и т.д.).

Эти таблицы — общепризнанный мировой стандарт.

Как спрогнозировать окончательные результаты

Есть несколько способов рассчитать, насколько вырастет ребенок:

  1. Для мальчиков: Рр = (Ро + Рм)/2 + 5 см, где Рр, Ро и Рм — рост ребенка, отца и матери, см. Для девочки: Рр = (Ро + Рм)/2 — 5 см.
  2. Формула Таннера. Для мальчиков: Рр = (Рз * 1,27) + 54,9 см, где Рз — высота в 3 года. Для девочек: Рр = (Рз * 1,29) + 42,3 см.
  3. По таблицам ученых Гарна и Романа на основании полуроста родителей.
  4. По костному возрасту. Нужен рентген лучезапястного сустава.

Используя специальные таблицы и формулы, на основании данных о размерах костей определяют рост.

Источник