Что значит индивидуальное развитие ребенка по фгос до

Индивидуальная карта развития ребёнка –

составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

заведующий МДОУ Детский сад № 45 «Журавлик»

О.Б. Ромазанова

В настоящее время образовательные учреждения согласно требованиям ФГОС, должны изменить стандартные, «усреднённые» нормы в оценке своей деятельности и поменять на более гибкие критерии личностного развития ребенка. Любое образовательное учреждение стремится к успешности, результативности своей деятельности. Сегодня результативностью является не обученность  ребенка, не готовность его  к обучению к школе, а  социализация, т.е. духовные ценности, представления о мире, развитие мотивационной сферы, потребности в творчестве, достижениях.

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Чтобы «управлять» процессом развития, прежде всего, необходима информация, наиболее полно отражающая состояние этих процессов.

Поэтому возникла необходимость создания такой карты индивидуального развития, которая должна помочь в длительном и систематическом изучении индивидуальных особенностей каждого ребенка, помочь определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости.

Таким образом, будет осуществляться мониторинг процесса освоения программы с целью оптимального проектирования траектории образовательного процесса для каждого воспитанника индивидуально, так как карта развития позволяет выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, а также обеспечить полноценное социально-личностное развитие  воспитанника.

Творческая группа нашего педагогического коллектива разработала свою карту развития ребенка. Созданная нами карта поможет получить объективные данные о личностном развитии, обеспечит накопление банка данных о каждом ребенке с момента его зачисления в ДОУ, с целью выявления личностных особенностей. У педагогов появится возможность при использовании карты выстраивать индивидуальную траекторию развития в соответствии с личностными способностями и интересами ребенка.

Индивидуальная карта развития дошкольника разработана на основе:

1.Планируемых целевых ориентиров дошкольного образования, к которым относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, взятые за основу из ФГОС.

2. Возрастных психических особенностей детей, которые лежат в основе социально-личностного развития ребенка в целом.

Карта состоит из следующих разделов:

  1. Общие сведения о ребенке.
  2. Семейный портрет.
  3. Лист адаптации.
  4. Лист здоровья.
  5. Мониторинг обученности.
  6. Личные достижения.
  7. Сведения о посещении дополнительных занятий.
  8. Методические рекомендации по использованию ИКР

Индивидуальная карта развития используется:

Воспитателями

для наблюдения за результатами обучения, создания и корректировки оптимальных условий развития личности ребенка;

 Музыкальным руководителем

для осуществления личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании ребенка;

Руководителем   образовательной организации

для проведения анализа качества образования, планирования деятельности образовательной организации, а также выбора оптимальных образовательных технологий, проведения педагогических советов;

Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выступают для педагога в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др.

                Таким образом, внедрение индивидуальной карты позволит планировать и корректировать деятельность педагога по развитию социально-нормативных характеристик возможных достижений ребенка,         которые являются целевыми ориентирами дошкольного образования.

Источник

Консультация для педагогов        

«Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Подготовила                  

старший воспитатель

Дадурова М.И.                

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Назовем это основополагающее положение ФГОС ДО принципом индивидуализации дошкольного образования.

           Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования  и спектр поставленных задач, Стандарт устанавливает, что любая основная образовательная программа дошкольного образования  (т.е. образовательная программа дошкольной  организации)  формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.  Следовательно, для реализации ФГОС  дошкольного образования необходимо не только определить содержание дошкольного образования , соответствующее  пяти образовательным областям , но и раскрыть для педагогов возможности реализации в педагогической практике  такой принципиально важной составляющей  дошкольного стандарта, как индивидуализация дошкольного образования.

             Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что  и его индивидуальные особенности принимаются и  уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем  будет «окультурено» дополнено не лишней (на вырост), а актуальной – здесь и сейчас информацией. Это вызывает необходимость поддержки развития и реализации потенциала конкретного ребенка  безотносительно какого бы то ни было заранее установленного (программой, общественными стереотипами) идеала.

             Разнообразие, разность – важные характеристики понимания и принятия мира людей. Вместе с тем, в постоянно изменяющемся мире людей каждому человеку важно оставаться самим собой. Самосознание, самосохранение, самоопределение самоосуществление позволяют ощущать устойчивость своего мира и себя в нем, преодолевать и использовать его вызовы.

 Индивидуализация

         «Индивидуализация-процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности».

          Таким образом, индивидуализация – это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация – не потакание собственным капризам, это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями , интересами, соотнесение их со своими «могу – не могу», «можно-нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.

          В целом индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором, что создает особую психологическую ситуацию между выбирающим (ребенком) и тем, кто стремится повлиять на его выбор. Ребенку важно иметь реальную возможность свободного выбора, чувствовать уверенность в своих силах. Тот, кто пытается помешать этому, доказывая обратное, вольно или невольно закрывает путь к развитию ребенка. Тот, кто целенаправленно сохраняет эту возможность, помогая сделать выбор, принять решение, проявить себя в действии, пусть даже ошибочном, оказывает поддержку его развитию.

         Индивидуальный подход.    

Организация педагогом воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных, чаще всего, или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции и дальнейшего развития.

Индивидуализация образования – основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности, характер и темперамент, интересы и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка, а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения.

Индивидуализация, как подход к обучению, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы, обеспечивает место и реальный процесс введения демократических ценностей  (как для детей, так и для взрослых). Кроме повышения эффективности развития каждого ребенка, индивидуализация  укрепляет атмосферу терпимости и равновесия в группе.        Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей, педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно.

Что представляет собой индивидуализированное обучение?

Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться  на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество  с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно.

         Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок  действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты. Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

         Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке  и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь инструменте.  Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющие потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.

Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится  к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.  

Цели обучения

Вопрос определения целей обучения в ситуации образования – это вопрос о том, что позволяет ребенку приобретать (сохранять) чувство собственной целостности (самоценности, права на то, что и как он думает, чувствует, делает) в ситуации, когда весь учебный процесс, в том числе и игра, организуется взрослым. Прежде всего, индивидуализация образования означает, что взрослые воспринимают ребенка не как «пустую корзину», которую нужно наполнить информацией, а как изначально способного, компетентного, имеющего все возможности для того, чтобы самостоятельно и вместе с взрослыми и другими детьми  сформировать основы своего миропонимания. Таким образом, основная цель индивидуализации обучения- содействовать возможно более полной реализации имеющегося у ребенка потенциала развития.

Цели дошкольного образования формулируются как надпредметные, не зависящие от возрастной категории и от конкретного учебного содержания (областей знаний).

В этом случае ЗУНы являются внутренним содержанием, условием, средством становления и проявления ребенком компетенции в конкретной ситуации. Например, если два ребенка вместе строят башню (дом, гараж) из кубиков, то один из них, предлагая идеи, обсуждая действия, называя предметы, но, не производя действий, практикуется в коммуникативной компетентности, в то время как его партнер, выслушивая и принимая идеи, действует, выбирая лучшие способы крепления деталей, практикуясь в деятельной компетенции. Содержание одно и то же, а компетенции у детей развиваются  разные.

Надпредметное формулирование целей не исключает наличия конкретных задач обучения ребенка в конкретных направлениях деятельности (музыкальной,  физической, изобразительной). Например, общая надпредметная цель может быть сформулирована как «содействие становлению начал социальной компетентности».

Задачи развития формулируются применительно к ситуации развития конкретного ребенка (подгруппы, группы детей), а не к возрасту группы. Задачи: учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми; учиться понимать мотивы собственных действий и действий других людей; управлять своим поведением и способами общения; делать выбор и принимать решения; организовывать свою работу и так далее.

Цели воспитания

В гуманистической педагогике, а педагогика индивидуализации именно таковой и является, воспитание определяется как привнесение в сознание подрастающего поколения идей возможности существования и развития  общности людей на принципах равенства, уважения и ответственности через совместный опыт построения такой общности.

         Какими умениями и навыками нужно обладать, чтобы жить в обществе, взаимодействовать с разными людьми и не терять при этом своей индивидуальности? Умением понимать эмоциональное состояние свое и других людей, сопереживать и сорадоваться, умением договориться о совместных действиях, правилах, например, очередности пользования какими-либо предметами, игрушками; умением видеть хорошее прежде плохого и не скупиться на добрые слова. Какие черты личности востребованы, приняты? Доброта, оптимизм, инициативность, активность. Соответственно цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста не могут быть освобождены от общечеловеческих норм и правил.

Отличие целей индивидуализации образования от цели всестороннего и гармоничного воспитания и обучения.

Всестороннее и гармоничное воспитание и обучение, как цель дошкольного образования девальвировано временем и несколько дискредитировано общественной образовательной практикой. Содержание образования может быть неактуальным для одного ребенка (или многих детей) в силу своей оторванности от реальных интересов и возможностей, в силу разности социальной ситуации развития детей, обусловленной в том числе и расслоением по социально-экономическому признаку. В том и другом случае обучение (образование) будет  неэффективным.

Индивидуализация образования подразумевает индивидуальный (личный) результат, полученный как следствие влияния совокупности факторов. Признается вариативность информированности и практических умений, а не овладение стандартизированным объемом ЗУНов.  

Отличие целей индивидуализации образования от целей индивидуального подхода.

Чаще всего предметом индивидуального подхода становятся какие-либо проблемы, дефицитарные состояния в развитии ребенка (несформированая структура речи, поведенческие особенности и так далее). Нередко предметом индивидуального подхода выбирается «академическая успеваемость», что в принципе  противоречит сущности дошкольного образования и его основного постулата «Ребенок может быть любым, и знания, умения, навыки не являются самоцелью».  

В отличие от индивидуального подхода индивидуализация образования исходит, во-первых, из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе, «по своей программе»; во-вторых, из принципов безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, каков он есть; в-третьих, из понимания того, что  не только и не столько обучение, сколько учение ведет за собой         развитие. В деятельности (самостоятельной или совместной, игровой или учебной, результативной или процессуальной, успешной или не успешной) ребенок всегда поступает в соответствии со своими возможностями, потребностями, индивидуальным стилем. Это не означает, что ему не нужно помогать в преодолении каких-либо трудностей. «Целое всегда больше суммы частей», – писал Л.С.Выготский, тем самым определяя оптимистичный взгляд на развитие ребенка.

Источник

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

В настоящее время образовательные учреждения согласно требованиям ФГОСа, должны изменить стандартные, «усреднённые» нормы в оценке своей деятельности и поменять на  более гибкие критерии личностного развития ребенка.  Любое образовательное учреждение стремится к успешности, результативности своей деятельности. Сегодня результативностью является не обученность  ребенка, не готовность его  к обучению к школе, а  социализация, т.е. духовные ценности, представления о мире, развитие мотивационной сферы, потребности в творчестве, достижениях.

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Чтобы «управлять» процессом развития, прежде всего,  необходима информация, наиболее полно отражающая состояние этих процессов.

Ситуативная диагностика не даёт целостное представление о  ребёнке, не формирует «сквозные» характеристики, позволяющие оценить успешность деятельности детского образовательного учреждения.

Поэтому возникла необходимость создания такой карты индивидуального развития, которая должна помочь в длительном и систематическом изучении индивидуальных особенностей каждого ребенка, помочь определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости. «Индивидуальная карта развития должна отражать личностные особенности каждого ребенка, неповторимые в своём своеобразии…» (И.С. Якиманская).

Таким образом, будет осуществляться мониторинг процесса освоения программы  с целью оптимального проектирования траектории образовательного процесса для каждого воспитанника индивидуально, так как карта развития позволяет выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, а также обеспечить полноценное социально-личностное развитие  воспитанника.

Творческая группа нашего педагогического коллектива разработала проект карты развития ребенка. Созданная нами карта поможет получить объективные данные о личностном развитии, обеспечит накопление банка данных о каждом ребенке с момента его зачисления в ДОУ, с целью выявления личностных особенностей. У педагогов появится возможность при использовании карты простраивать индивидуальную траекторию развития в соответствии с личностными способностями и интересами ребенка.

Индивидуальная карта развития дошкольника разработана на основе:

1. Планируемых целевых ориентиров дошкольного образования, к которым относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, взятые за основу из ФГОС.

2. Возрастных психических особенностей детей, которые лежат в основе социально-личностного развития ребенка в целом. Карта состоит из следующих разделов:

1. Общие сведения о ребенке.

2. Мониторинг достижений ребенка планируемых результатов по модулям.

3. Параметры психического развития.

4. Мониторинг планируемых целевых ориентиров.

Основное содержание разделов карты.

  1. Общие сведения о ребенке заполняется по мере необходимости, в случае изменений. Сюда входят такие сведения, как:

– Дата поступления в сад

– Откуда прибыл

– Особенности здоровья

– Учёт у медицинских специалистов

– Уровень адаптации к детскому саду

– Семейный портрет

  1. Результаты педагогических наблюдений  ребенка по каждому модулю.

Для наблюдений за развитием ребенка для ориентира мы взяли образовательные области и перечислили в каждой из них предполагаемые результаты развития (умения, навыки, достижения) по каждому модулю. Педагог ежедневно в процессе различных видов деятельности: образовательной, игровой, совместной, наблюдает за своими детьми, кто в каком объеме и качестве воспринимает и усваивает всю информацию в рамках модуля, просматриваются ли эти знания и навыки в свободной деятельности детей. На основании своих наблюдений педагоги по окончании каждого модуля выставляют ребенку баллы исходя из трехбалльной шкалы оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика уровня достижений ребёнка:

1-  низкий уровень: не понимает, слабо ориентируется;

2-  достаточный (средний) уровень: частично понимает, либо с помощью взрослого, либо в конкретной ситуации;

3-  оптимальный (высокий) уровень: хорошо понимает, осознаёт, применяет.

  1. Параметры психического развития.

Для успешной реализации образовательной программы, согласно ФГОС, одним из условий является: «использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)». Исходя из этого, важно наблюдать у детей и за развитием базовых возрастных характеристик, т.е., параметров психического развития, согласно определённому возрасту. Определить возрастные параметры психического развития сможет любой педагог-психолог учреждения.

Уровень развития возрастных параметров развития поможет педагогам и специалистам ориентироваться, может ли ребенок в полном объёме и на хорошем уровне воспринимать и усваивать материал программы, или эти знания для него ещё недоступны, и для него нужны пока другие задания. Таким образом, образовательная программа будет ориентироваться на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая особенности его развития.

  1. Мониторинг планируемых целевых ориентиров.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Мы взяли из Стандарта целевые ориентиры образования в раннем возрасте как промежуточный результат,  в развитии детей 3-4 лет и три раза в год планируем выставлять ребенку баллы исходя из трехбалльной шкалы оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика уровня достижений ребёнка:

1-  низкий уровень: не понимает, слабо ориентируется;

2-  достаточный (средний) уровень: частично понимает, либо с помощью взрослого, либо в конкретной ситуации;

3-  оптимальный (высокий) уровень: хорошо понимает, осознаёт, применяет.

                Таким образом, внедрение индивидуальной  карты позволит планировать и корректировать деятельность педагога по развитию социально-нормативных характеристик возможных достижений ребенка,          которые являются целевыми ориентирами дошкольного образования.

Источник