Что вы думаете о перспективах развития ребенка

Развитие ребенка на перспективу

Педагоги и психологи сегодня имеют все доказательства, чтобы утверждать: развитие ребенка должно начинаться в раннем возрасте и служить основой для перспектив последующего развития, обучения в течение всей жизни. Прогрессивные центры для детей (в том числе Семейный центр «Азбука для родителей») предлагают развивающие занятия с 6 мес. Задача родителей – содействовать этому развитию ребенка, думая о его будущем. Как же осуществлять развитие ребенка на перспективу?

  • Чтобы видеть перспективы ребенка, нужно понимать, на каком этапе он находится сейчас, осознавать его «багаж». Соответственно важно знать и нормы развития данного возрастного периода. Должна быть четко установлена зона ближайшего развития. Не всегда возможно это оценить самостоятельно – поговорите с педагогом по развитию. Перспективное развитие должно опираться на имеющуюся базу у ребенка. Иначе все планы будут слабо реализуемы.
  • Если ребенок хорошо освоил ту или иную информацию, навыки, ему легче будет раскрыть свои творческие способности, оперируя изученным и создавая новую ступень для перспектив.
  • Перспективы открываются только тому ребенку, чьи возможности заведомо не занижаются родителями.
  • Для перспективы развития ребенка должен быть простор. Создавайте каждый раз условия для развития новых умений после уже освоенных.
  • Давайте ребенку выбор. Даже развивающие игры и игрушки нужно предлагать в разных вариантах. В том числе игры и игрушки должны немного отличаться и по уровню сложностью – в бóльшую степень сложности. Пусть ребенок выберет то, что ему сейчас интересно. Умственная активность ребенка значительно возрастает, если он осуществляет самостоятельный выбор занятия, действия, партнера для деятельности. Для перспективного развития поощрять это особо важно.
  • Перспективное развитие ребенка включает не только конкретные знания, умения, навыки, но и формирование социально значимых качеств, основ мировоззрения, познавательных способностей, многообразных отношений с окружающим миром.
  • Развитие ребенка с перспективой легче осуществлять с активным использованием художественных средств познания окружающего мира (в том числе детских книг), с познанием природы в разнообразии, в знакомстве с запахами, красками, звуками, в движении и с изменениями. Идеален игровой подход в развитии и обучении.
  • С перспективой должны решаться все образовательные задачи: развитие внимания, речи, памяти, наблюдательности, формирование представлений о мире, первоначальных математических, географических и исторических понятий.
  • Перспективное развитие ребенка должно дать главный результат – саморазвивающуюся и самоопределяющуюся личность, которая открыта к творческому взаимодействию с обществом, со всем окружающим миром.
  • Следите, чтобы ребенка не перевозбуждало и не утомляло развитие и обучение – должен быть регулярный отдых. Перспективы у детей индивидуальны и не стоит добиваться большего за счет здоровья ребенка.

Будьте уверены, что развитие ребенка на перспективу станет надежной базой его успешного будущего.

Что вы думаете о перспективах развития ребенка

Новости портала

20.02.2020

Масштабные исторические конные баталии пройдут под Киевом 8 и 9 августа в Древнем Киеве в Княжестве Киевская Русь («Парк Киевская Русь») пройдет конно-исторический фестиваль «Былины Древнего Киева». подробнее

16.06.2020

Захватывающее путешествие во времена Киевской Руси Приглашаем совершить захватывающее путешествие в прошлое на 1000 лет назад и провести день с пользой для здоровья, весело и познавательно в Древнем Киеве подробнее

Источник

Мартынович Раиса Валентиновна
Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»

Дошкольное образование будущее и перспективы развития.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»

«Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон. Мир не может стоять на одном месте. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Перед нами появляются новые задачи, которые необходимо решать в современных условиях.

Дошкольное образование является самой первой общественно – государственной формой. А детский сад – это модель устройства мироздания, в центре которого – развитие человека, ребенка. Дошкольный же возраст является важнейшим период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.

В Древней Руси детей называли «зёрнышками». В этом был глубокий смысл. Чтобы зёрнышко проросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать.

Я считаю, что содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Сегодня мы, педагоги, чутко реагируем на те изменения, которые происходят в стране. Мне кажется, что именно инновация в ДОУ позволяет обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентироваться на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Активное внедрение инновационных технологий позволит обеспечить современное качества образования. Инновационная деятельность создаст условия для духовного развития детей, повышают профессиональный уровень педагогов.

Инновационное учреждение — это учреждение, работающее в режиме развития. Признаками инновационной деятельности являются актуальность проводимой работы, включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, эффективность результатов. Инновационным можно назвать учреждение, которое стремится в своей деятельности использовать достижения современной педагогической науки, новые технологии дошкольного образования, где реализуются творческие возможности всех членов коллектива ДОУ.

К примеру, это может быть разработка новой модели будущего детского сада «Сенсорный детский сад» по направлению деятельности социокультурное развитие личности ребёнка средствами здоровьесберегающих технологий. Основной целью которого является – разработка и создание действующей экологически безопасной модели дошкольного образовательного учреждения нового типа через социально – экологический проект, обеспечивающей оптимальный маршрут развития каждого ребенка.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка методы оценки физического развития организма

Особый интерес будут представлять – сенсорные маршруты, созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. Каждый маршрут планирует развивать определенный вид восприятия в большей степени с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей. Спланированный общий маршрут “Сенсорного сада” объединит все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны). На основе этого же принципа необходимо организовать работу по маршруту «Сенсорного сада» в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов возможны сенсорные центры в групповых комнатах, сенсорная комната, функциональные зоны и многое другое обеспечивающие реализацию инновации в будущем. Выработка такого подхода к новому детскому саду можно реализовать через проектную модель «Педагогический портфель», который будет направлен на обсуждение и распространение лучших идей и опыта педагогического труда.

Предполагаю, что в будущем в результате пошаговых действий по созданию новой модели дошкольного учреждения и основных направлений деятельности по реализации становления «Детского сада будущего»будет способствовать:

-изменение образовательной деятельности, выбор более качественных подходов работы педагогического коллектива;

-заинтересованность родителей в качестве предоставляемых услуг детям;

-создание имиджа детского сада как одного их лучших и обеспечение его конкурентоспособности.

В ФГОС дошкольного образования отмечено, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.Сегодня родители переживают значительные трудности: личные проблемы, усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога в связи со снижением безопасности жизни, событийные кризисы и др. В этих условиях семье необходима поддержка и сопровождение. Следует придать дошкольному учреждению открытость, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.

Кроме того, необходимо помочь родителям подготовить к школе детей, не посещающих по какой-либо причине дошкольные образовательные учреждения. Возникает новая задача – расширение спектра вариативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это могут быть группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, семейные группы, центры игровой поддержки, службы ранней помощи, клубы будущего родителя, оказывающих помощь родителям, воспитывающим дошкольников на дому, в обеспечении равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу.

Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в целом. Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т. д.

Главная задача воспитателя – преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и настроится на сотрудничество, взаимодействие.При организации дифференцированного подхода к родителям должны соблюдаться следующие условия: соблюдение такта, чуткости, отзывчивости; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы и др.

Сегодня можно отметить, что наше дошкольное образование делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов к переходу нового дошкольного учреждения на высоком уровне. Коллективы детского сада с уверенностью смотрят в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду – чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент основной задачей является развитие системы дошкольного образования, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.

Источник

В настоящее время значительно усилился интерес к исследованию многообразных тенденций развития современных детей, детей нового поколения, новой технологической эры.

Естественно, это изменило взгляд на картину детства. Педагоги и психологи подчеркивают, что ребенок 21 века стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим! На основе теоретического анализа современных исследований детства нами были определены следующие типы развития детей: одаренные; цифровые, агрессивные, играющие, одинокие, инфантильные, с особенностями в развитии.

Представим особенности обозначенных групп в соотнесенности с возможностями дополнительного образования, которое мы рассматриваем в контексте создания дополнительных условий для развития личности.

Читайте также:  Игры на развитие мышления для 5 летнего ребенка

Первая группа – одаренные дети. По данным психолого-педагогических исследований на современном этапе развития человеческого общества, наблюдается рост числа одаренных детей. При этом необходимо уточнить, что данная тенденция относится к категории «нормальная одаренность», в то время как количество детей с явной или исключительной одаренностью остается неизменным, оно составляет порядка 1-2% от общего количества.

В современной науке нет единого подхода к определению феномена «одаренность». Например, Борис Михайлович Теплов рассматривает одаренность как сочетание способностей, определяющих успешность в осуществлении какой-либо деятельности; в рамках американской психологической школы одаренными и талантливыми детьми считают тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения, а авторы «Рабочей концепции одаренности» указывают на то, что одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Во всех представленных сущностных характеристиках исследователи выделяют в качестве определяющего критерия одаренности высокую результативность деятельности.

Чаще всего, исследователи одаренности в своих работах опираются на «модель человеческого потенциала», предложенную американским психологом Джозефом Рензулли, он делает акцент на трех характеристиках, отражающих понятие «потенциал личности». К ним относятся: доминирующая мотивация, выдающиеся способности (интеллект) и креативность. В графическом виде они представляют собой три взаимно пересекающиеся окружности. По утверждению автора, люди, имеющие способности к развитию взаимодействия выделенных факторов, требуют широкой вариативности образовательных возможностей. Анализируя современную образовательную практику, он подчеркивает, что обычно педагогика таких возможностей не предлагает. Мы полагаем, что дополнительное образование имеет значительный потенциал по созданию условий для развития детей с различными типами одаренности.

Стоит подчеркнуть, что исследователями московской научной школы одаренности из классификации типов одаренности была исключена творческая одаренность и дополнена такими типами как академическая, предметная и социальная. Еще одной важной характеристикой одаренности, требующей внимания и учета в образовательной практике, являются особенности ее проявления. На наш взгляд, предметом повышенного педагогического внимания должна являться скрытая одаренность, проявляющаяся незаметно, ее практически невозможно оценить. Скрытая одаренность зачастую не становится явной вследствие наличия психологических барьеров на пути ее проявления – ребенок может иметь к чему-либо талант, но бояться проявить его, испугавшись быть непонятым или непринятым окружающими. Катализатором ее развития может стать дополнительная, отличная от школьной, иная среда, где ребенок получает уникальные возможности по освобождению от психологических барьеров и страхов, зачастую обусловленных предыдущим негативным образовательным опытом.

Мы представили позитивные и негативные стороны в развитии данной категории детей, которые требуют учета при постановке и реализации педагогических задач.

Позитивные стороны развития одаренных детей включают:

Высокую познавательную потребность.

Оригинальность мышления.

Гибкость мышления.

Метафоричность.

Способность к прогнозированию.

Отличную память.

Самостоятельность.

К негативной стороне развития, осложняющей процессы эффективного взаимодействия с миром одаренного ребенка, относят:

Социальную автономность – обусловленную непринятием одаренного ребенка в коллективе сверстников.

Низкий уровень социальной адаптивности – примерно треть из них проявляют беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.

Эгоцентризм – как следствие осознания своей успешности, превосходства по сравнению с другими людьми.

Низкий уровень физического развития (исключительная одаренность) – как одна из сторон гетерохромности (неравномерности) развития.

Вторая группа – цифровые дети.

По мнению современных исследователей Джона Палфри, Урса Гассера, «люди, которые оказались в цифровом мире в самом начале своей жизни и знают этот мир только таким, являются «цифровыми аборигенами», а представителей старшего поколения данные авторы определяют как «цифровые мигранты». По прогнозам ученых, дети цифровой эры создадут свое общество, в котором изменится: психология, этические нормы, политическое устройство, творческий процесс. Особую тревогу у педагогов и психологов вызывает подмена творческого процесса т.н. «креативом». Цифровые аборигены не видят разницы между жизнью в сети и жизнью вне ее.

Безусловными положительными сторонами развития данной категории детей являются умения быстрого поиска информации и высокий уровень мотивации к изучению информационных средств.

К негативным проявлениям развития цифровых детей относят:

– подмену реальной жизни виртуальной;

– искаженные представления о творчестве и этических нормах и ценностях (По наблюдениям педагогов, все меньше ребят выбирают в качестве приоритетных ценностей, такие как правдивость, щедрость, сопереживание и сочувствие к другому.

– низкий уровень информационной культуры;

– низкая читательская компетентность;

– «экранная зависимость».

Обратимся к аналитике, заострив внимание на двух последних особенностях. Согласно социологическому опросу, организованному Российской государственной детской библиотекой совместно с Московским институтом открытого образования в 2011–2012 гг., 92% подростков читают в Сети самое разное: новости, информацию о фильмах, музыкальных группах, компьютерных играх, юмор, спорт, блоги, рекламу и т.п. Книги читает 21%.

Подросткам был задан вопрос: «В каком виде ты читаешь книги из интернета?» Выяснилось, что новые читательские практики школьников разнообразны. 42% равно девочек и мальчиков сегодня, точнее вчера, на день проведения анкетирования, ответили, что читают книги на экране компьютера. 23% скачивают их из интернета, а потом распечатывают; какая-то часть читает на телефоне или на другом специальном устройстве (планшете, букридере, iPad…). Не читает – одна треть (34%).

Читайте также:  Формирование и развитие у ребенка причинно следственных связей

Чтение с экрана привлекательно не для всех школьников. Сошлюсь на результаты одного из проектов последних лет, осуществлённого Русской ассоциацией чтения. Эксперты хотели проверить, какой вид чтения (с листа или с экрана) предпочтителен для подростков, особенно для мальчиков. Почти никто не сомневался, что они выберут экран. Результаты исследования, однако, удивили. Оказалось, что «слабочитающие школьники 7–8-х классов, которые ещё читают шёпотом или помогают себе движением пальца по строке (а таких в обычных классах почти четверть), не выбирают экранное чтение текста. Оно для них является слишком сложной задачей. Они выбирают чтение с листа как более привычный способ деятельности». И наоборот: «Те, кто хорошо читает печатный текст, хорошо читают и с экрана» (Н.Н. Сметанникова).

Современная наука фиксирует феномен «экранной зависимости». Ребенок, который привык получать информацию с экрана, нуждается в постоянной внешней стимуляции во время обучающих действий, жаждет готовых развлечений, не стремится к живому общению со сверстниками или взрослыми.

Третья категория детейагрессивные дети. Понятие агрессии связывают с деструктивным поведением личности по отношению к окружающим. Зачастую именно данная категория вызывает трудности взаимодействия особенно у молодых педагогов. Проблемное поле связано с рядом негативных тенденций в развитии:

– эмоциональный мир агрессивного ребенка недостаточно богат, в палитре чувств преобладают мрачные тона;

– количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно;

– наблюдается неадекватная оценка своего поведения и низкий уровень эмпатии.

Вместе с тем у данной категории детей наблюдается нацеленность и способность к отстаиванию своей независимости, прямолинейность и честность.

Четвертая категория – играющие дети.

Играющий ребенок оформляет свою жизнь в виде игры, чтобы уйти от неприглядной действительности. В процессе игры сложно переоценить роль игрушки для развития ребенка как основы духовно-нравственного начала. Анализируя игрушечную «моду» от ведущих производителей, можно сделать вывод, что практически утрачена традиция изготовления образной игрушки, несущей духовно-нравственное начало: привязанность, умиление, заботу. Как отмечает И.М. Резниченко: «…исчезли улыбчивые пропорциональные куклы (на смену им пришли куклы барби, куклы дауны с бессмысленным взглядом), исчезла детская деревянная двигающаяся игрушка, развивающая любознательность, заинтересованность, познавательные способности ребенка.

Анализ игровых предпочтений современных детей показывает, что наибольшей востребованностью пользуются: игры-бродилки, военные игры, квесты, сетевые игры, интеллектуальные, игры на основе готовых сюжетов, архетипические игры. Следует особо подчеркнуть, что в представленном перечне игровых предпочтений современных детей отсутствует сюжетно-ролевые игры, в то время как именно этот вид игр стимулирует развитие коммуникативных умений и навыков, эмпатии, способствует сотрудничеству и взаимопониманию у ее участников.

Придерживаясь выбранной логики изложения, представим позитивные особенности развития играющих детей:

– овладение личностной ролью;

– развитие познавательных процессов;

– осознание идеальных мужских и женских качеств.

К отрицательным отнесем: чувство оторванности от общества; ощущение пустоты; высокая потребность во внимании и ласке; низкий уровень коммуникативной компетентности.

Пятая группа – одинокие дети. К причинам одиночества современного ребенка следует отнести невнимание, вызванное со стороны взрослых; игнорирование ребенка в семье, занятость родителей.

Одиноких детей отличает глубина восприятия окружающего мира; высокий уровень рефлексии; проявление перфекционизма; чувство оторванности от общества; ощущение пустоты; высокая потребность во внимании и ласке; низкий уровень коммуникативной компетентности.

Шестая группа – дети с особенностями в развитии. Создание условий для развития данной категории детей в системе общего и дополнительного образования вызывает наибольшее количество трудностей. Пожалуй, главной является низкая готовность педагогов дополнительного образования к работе с данной категорией детей, в то время как ограниченные возможности реализации их образовательных потребностей ведут к потере обществом уникальных человеческих ресурсов.

И наконец, седьмая категория – инфантильные дети. Их отличает личностная незрелость преимущественно эмоционально-волевых свойств. Сильной стороной развития является их непосредственность, которая может выступать одним из показателей творческой личности. К сложностям развития детей с проявлением инфантильных черт относят:

– неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей;

– повышенная подражаемость и внушаемость;

– относительная слабость абстрактно-логического мышления;

– быстрая пресыщаемость любой деятельностью, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения.

На основании анализа особенностей ребенка 21 века представим условия его развития в системе ДО. На наш взгляд, в данном случае следует опираться на законы развития способностей и систему ключевых потребностей, реализация которых ведет развитие. Ниже представлены законы развития способностей в соотнесенности с условиями реализации потребностей в системе ДО.

Что вы думаете о перспективах развития ребенка

Таким образом, развитие современного ребенка – это сложный многогранный процесс, который подлежит тщательному исследованию и учету в образовательной практике, он требует поиска новых педагогических подходов, идей, нового педагогического мышления.

Приложение. Презентация «Ребенок XXI века: проблемы, перспективы развития»

Источник