Что влияет на развитие ребенка

Что влияет на развитие ребенка thumbnail

Екатерина Ушахина

Основное время роста нашего физического мозга — до четырех лет. Легкость, с которой мы учимся в детстве, и траектория всей жизни в значительной степени предопределены тем, что происходит в эти первые годы.

От рождения примерно до трех лет каждую секунду образуется от семисот до тысячи дополнительных нейронных связей. Невероятная, многосложная нейронная сеть и есть та архитектура мозга, которая влияет на все его функции, включая память, эмоции, поведение, моторику и, конечно, речь.

Профессор Дана Саскинд много лет изучала этот феномен и написала книгу «Тридцать миллионов слов», в которой рассказала о факторах, которые влияют на мозг ребенка, в том числе родительская речь, стрессы, похвала и другие.

Поговорим о них.

Своевременное развитие речи

Язык оказывается главным стимулятором развивающегося мозга. Обработка словесной информации у ребенка, чье раннее языковое окружение оставляет желать лучшего, идет медленнее и менее эффективно.

Невозможно бегать, не научившись ходить. Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. В первые три года жизни родительская речь способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для социального, эмоционального и когнитивного развития.

Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.

Постоянная беседа с ребенком очень важна, но важно и ее качество.

Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже.

Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание.

Источник

Стресс

Второе необходимое условие нормального развития мозга, — стабильность. Растущий мозг обладает повышенной чувствительностью ко всем внешним раздражителям.

Как было доказано, «токсичное» окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители. Они действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.

Стресс, конечно, присутствует в жизни всех, даже младенцев, например, когда их кормят с опозданием или когда они плачут перед сном. Но когда уровень стресса неизменно высокий, кортизол и другие гормоны стресса промывают мозг маленького ребенка, навсегда меняя его архитектуру.

Источник

Последствия изменения мозга из-за стресса — хронические проблемы с поведением, проблемы со здоровьем и трудности в учебе. Ирония в том, что дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненной турбулентностью, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.

Когда дома создается постоянная стрессовая обстановка, когда вербальное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, спасением для детского мозга становится сверхбдительность, то есть режим постоянной защиты от неизбежного нападения.

«Бей или беги» — это всегда готовая система обороны, просто попытка мозга организовать самозащиту. Проблема в следующем: она настолько здорово охраняет, что мозг в итоге теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы в принципе. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед лицом неизвестности, и это серьезно влияет на его развитие.

Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.

На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.

Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Телевизор и развитие ребенка

Исследование психолога Патриции Кул подтверждает тот факт, что телевизор не помогает развитию малышей.

Девятимесячные американские младенцы слушали китайскую речь. Половине малышей мама произносила слова с теплой материнской интонацией, а другие дети слышали те же китайские слова, с такой же материнской интонацией, но записанные на аудио- или видеопленку.

После двенадцати лабораторных сеансов младенцы, слышавшие речь непосредственно от живого человека, могли распознавать звуки китайского языка. А как же те, кто слушал запись? Вы уже догадались. Ничего не могли.

Источник

Правильная похвала

Психологи из Чикагского университета Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу изучали последствия похвалы, полученной в раннем детстве. Они анализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех.

Пять лет спустя ученые проверили, соотносится ли тип мышления ребенка, например пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. Связь оказалась поразительной.

Первый этап исследования показал, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.

Через пять лет выяснилось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за процесс, то есть за усердие и усилия, в семь-восемь лет с более высокой вероятностью были склонны к расширению кругозора. Еще более удивительным оказалось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.

Как было доказано, такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом и преодолением препятствий, а способности можно улучшить благодаря старанию.

Вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.

Источник

Влияние плача

Все больше исследований подтверждают, что новорожденные, плач которых остается без внимания, страдают от «токсичного» стресса. Если он сохраняется в течение некоторого времени, то негативно и постоянно влияет на нейронные связи мозга малыша.

В результате ребенок вырастает обремененный проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям. Такие дети также более склонны к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.

Прямой противоположностью будут дети, чьи родители были внимательны к ним в первые годы жизни, реагировали на плач оперативно и доброжелательно. Помимо развития детского мозга такие родители помогают заложить основу для привязанности, которую ребенок пронесет через всю жизнь.

По материалам книги «Тридцать миллионов слов».

Обложка поста The Pled.

Источник

  • search

“Весь в отца! Хоть воспитывай, хоть нет”, – в сердцах заявляют мамы в ответ на очередные кульбиты сыновей. “Вся в мать пошла”, –­ вторят им отцы дочерей. Но такую ли большую роль играют гены в формировании характера ребенка? Или все зависит от воспитания? Профессор и основатель отечественной психологии материнства Галина Филиппова поможет разобраться от чего зависит развитие ребенка.

Fotobank / Getty Images

Для начала давай возьмем за аксиому, что все дети разные. И эта разница зависит от врожденных свойств нервной системы: как быстро нервные клетки увеличивают или снижают активность, как долго они могут находиться в состоянии напряжения, как быстро переключаются между разными процессами. Набор этих свойств мы привыкли называть “темпераментом”. Повлиять на него нельзя, он обусловлен биологически и зависит от питания, стрессов, болезней и генетической предрасположенности. Кстати, о генетике. Представители этой науки часто заявляют, что поведение и личность людей чуть ли не на 80% зависят от наследственной предрасположенности и воспитанием это не исправить. Что ж, можно бесконечно спорить, что влияет на развитие ребенка сильнее: гены или ближайшее окружение. Но все дискуссии на эту тему сводятся к одной простой мысли: нужно учитывать то, что дано природой, и развивать то, что возможно. То есть если малыш спокойный и меланхоличный, любит тихо собирать конструктор, не стоит выталкивать его в театральную студию и всеми силами лепить из него эксцентричного экстраверта.

А что же тогда можно воспитывать? Привычки, поведение, отношение к другим людям и к себе. Умение понимать, регулировать и выражать свои эмоции, ставить цели и добиваться результата. Только вот желательно реализовать свои педагогические таланты до того, как ребенку исполнится 7 лет. Потому что примерно к этому возрасту у него сформируются все системы мозга. И в дальнейшем взрослые смогут лишь влиять на ценности и установки растущего человека. Поэтому предлагаем сдать в библиотеку умные книжки и больше внимания уделять малышу – ведь он сам покажет, как развивается. А мы подскажем, что именно и как можно воспитывать.

С самого рождения младенец развивается стремительно по биологически заложенной программе: физически и умственно. До трех лет эта программа довольно конкретная, и родители должны помочь ребенку ее пройти. В этом, собственно, и заключается воспитание на данном этапе.

Физическое развитие. Дети учатся двигаться. До полугода – ползать, примерно до полутора лет – ходить, к двум годам осваивают все виды перемещения. Ловко держатся руками за стенки кроватки – конечно, чтобы выбраться из нее. Сначала просто хватают игрушки, а к трем годам учатся более точным движениям – скажем, держать в руках вилку и ложку. После четырех лет с удовольствием начинают экспериментировать – танцевать рэп и ламбаду, бегать-прыгать, стоять на голове и выполнять прочие акробатические этюды. Так малыши осваивают координационно сложные движения. Кстати, именно поэтому отдавать детей в танцевальные и спортивные секции рекомендуют ближе к пяти годам. До этого они все равно не смогут выполнить никаких специальных упражнений.

Интеллектуальное развитие. Бешеными темпами развиваются интеллект и мышление. Прежде всего – память. Ее объем у младенцев грандиозен! Еще бы, столько всего нужно держать в голове: как выглядят мама, папа, комната, игрушки и все предметы, которые окружают дома. Дети превосходно запоминают цифры и буквы. Родителям может показаться, будто ребенок научился читать или считать, но это не так. Малыш просто запомнил сочетания звуков и картинок. Вообще, не нужно торопить ребенка и учить его грамоте. До трех лет маленький человек учится прежде всего двигаться сам и оценивать предметы и их свойства: пластиковый кубик – квадратный и легкий, металлический шар – круглый, гладкий и холодный. Шар можно катить, кубики – ставить друг на друга. Уже феерия!

Чтобы научиться читать и считать, ребенок должен понять, что такое символы. Способность воспринимать метафоры возникает после трех лет, ближе к 4-5. Этот момент легко отследить, наблюдая за тем, как малыш играет. Когда в играх появляется элемент фантазии – вот верный признак. Если обычная палка стала саблей или полицейским жезлом, ура, настало время показывать буквы. 

Роль родителей. Главная задача в этот период – просто наблюдать за ребенком, понимать, чего он хочет, и помогать ему в достижении этих целей. Поддержать малыша могут мама, папа, бабушка или тетя, то есть любой взрослый, часто бывающий рядом. Это не значит, что придетс­я постоянно следить за каждым движением маленького исследователя. Нужно помогать ему решать эволюционно заложенные задачи развития. Например, пока ребенок не научился ходить, мама становится его главным средством передвижения: берет на руки и показывает все, что его интересует. Малыш хочет потрогать фиалки на подоконнике – папа разрешает. Не понимает, как собрать пирамидку, – бабушка объясняет. 

А когда наши дети становятся взрослее, перед ними возникают новые задачи. Например, дошколята 6 лет все еще не умеют ставить цели и достигать их, соблюдать режим дня, управлять своими эмоциями. Все это делают родители: за них и вместе с ними. И учат самым важным вещам, которые пригодятся в жизни. Например, вот таким…

Это качество означает, что ребенок может выполнить какое-то дело от начала до конца: будь то раскрашивание картинки или строительство дома из кубиков. Только вот проблема: дети до 3 лет совсем не умеют ставить цели, а до 7 лет – только очень краткосрочные. Потому что они живут здесь и сейчас. И, видимо, поэтому они – самые счастливые создания в мире. 

Как воспитать. Использовать детский интерес к процессу. Догадываешься, чем ребенок может заниматься бесконечно? Конечно, играть. Дошколята именно через игры познают мир. Так что если сумеешь любое дело превратить в развлечение, ребенок сам не заметит, как все выполнит. Согласись, странно ожидать от малыша рвения в том, что ему совершенно не интересно. Это приходит куда позже!

Внимание как психический процесс – это способность долгое время сосредотачиваться на чем-то одном: разглядывать игрушки, слушать колыбельную в исполнении бабушки, рассматривать и сравнивать картинки, чтобы найти десять отличий, а позже – умение прочитать, понять задание в учебнике и выполнить его. 

Как воспитать. Очень легко. Нужно всего лишь предлагать ребенку не больше одной цели за раз. Развесив вокруг кроватки мобили и гирлянды, разложив кучу игрушек, мы только рассеиваем его внимание. Покажи малышу не более трех простых предметов, причем отличаться они должны максимум двумя признаками: цветом, формой. Ребенок станет их разглядывать и сравнивать еще охотнее, если с этими предметами будет что-то происходить. Сначала сама поверти их в руках, потом дай чаду потрогать и погрызть. Опять же нужно вызвать любопытство – показать, что с этой дивной вещью можно делать. А позже ему на смену придет интерес – он еще укрепит внимание. 

Современные родители мечтают вырастить детей, которые бы читали книги, а не играли в игрушки на планшете. Вот и начинают обучать алфавиту трехлеток. И совершают ошибку. Да, ребенок запомнит буквы. И да, даже безграмотного взрослого можно научить грамоте за неделю. Но взрослый понимает, что за символом стоит смысл. У детей это понимание формируется вместе с развитием мышления, после четырех лет, как мы писали выше. Поэтому нужно не учить читать, а прививать любовь к чтению.

Как воспитать. Совсем маленьким детям в принципе интересно, когда взрослый им читает вслух. Это значит, мама или папа рядом, уделяют внимание. Ближе к двум годам, когда развивается память, ребенок находит новый интерес: запоминать любимые сказки наизусть. Мучает родителей, заставляет читать одно и то же десятки раз. Сразу заметит и непременно исправит, если те хоть что-то перефразировали (сказали “хрустальный башмачок”, а не “хрустальная туфелька”). Не надо предлагать новых книг – учите наизусть истории, которые нравятся малышу. 

И только ближе к трем годам у юного литературоведа возникает интерес к содержанию книги. Какие там герои? Что они делают? Почему поступают так или иначе? Вот тут пора подключать воображение: ребенок любит, когда родители сочиняют дополнительные истории про персонажей, покупают игрушки, находят книги с продолжением. Ближе к школе можно читать по вечерам всей семьей – по очереди, по одной главе, книги, которые будут интересны всем: “Чук и Гек” и “Денискины рассказы”, например. 

И конечно, со временем ребенок станет интересоваться книгами родителей. Поэтому неплохо, если в вашей семье взрослые тоже любят читать. И не только ленты соцсетей… 

Сосредоточенно делать что-то не очень интересное, как ты уже поняла, детям сложно. Но есть хорошая новость: любовь к труду возникает сама по себе, в возрасте 3-4 лет. И, к сожалению, многие взрослые этого не замечают, не помогают ребенку развивать ее. Не повторяй их ошибок. Постарайся обратить внимание, когда твои сын или дочка с удовольствием включаются в любые хозяйственные дела: подметают, моют посуду, протирают пыль. Делают они это для того, чтобы быть рядом и проводить время с тобой, но у них возникает иллюзия, что они помогают. Вот ее и нужно поддерживать!

Как воспитать. Не говори: “Иди поиграй, пока я помою посуду”, а предложи маленькому мойдодыру поучаствовать. Он научится держать тарелку, пенить губку. Да, посуду придется мыть час. Но все это время ты занимаешься с ребенком, и не надо ломать голову, какими развивающими играми занять скучающее чадо. Потому что в процессе мытья посуды развивается самое главное – умение делать руками разную работу.

Талант – это совокупность способностей, интереса и умения трудиться. Безусловно, способности во многом обусловлены биологически: зависят от того, как развились органы чувств – слух, зрение, ощущения. А вот интерес и умение трудиться – компоненты таланта, которые можно и нужно развить.

Как воспитать. Просто быть внимательными к тому, что у ребенка получается хорошо и что ему нравится. И, конечно, помогать ему ставить краткосрочные цели, чтобы поддерживать интерес к регулярным занятиям. Ведь даже самые яркие способности могут остаться невостребованными, если их не разглядеть и не сдобрить щедрой порцией трудолюбия.

А еще родители, конечно, хотят, чтобы дети были послушными. Что ж, при правильном воспитании будут. И послушными в хорошем смысле: не теми, кто слепо выполняет команды, а теми, кого понимают. Важно видеть, к чему готов и не готов ребенок и не требовать невозможного. Когда мама и папа внимательны к своему чаду, они сами становятся лучшими в мире воспитателями.

Источник

С первых дней жизни развитие ребенка определяется не только общением с мамой, но и множеством других внешних факторов. На психологическом состоянии вашего крохи могут сказаться неправильная организация пространства в детской, шум, несбалансированное питание и нехватка общения со взрослыми и сверстниками. Мы расскажем о ключевых факторах, влияющих на психологическое здоровье вашего малыша.

Как физиологические факторы влияют на детскую психику?

Пища является одной из базовых потребностей плода в материнской утробе, потому врачи так строго контролируют питание беременных женщин. Неправильное питание во время беременности, невозможность грудного вскармливания и отсутствие сбалансированного питания могут привести к негативным последствиям для психики вашего чада. Нехватка питательных веществ, в особенности белка, нарушает правильный ход формирования мозга, что, в свою очередь, замедляет интеллектуальное и психологическое созревание крохи.

Здоровый микроклимат в детской также играет огромную роль в становлении детского интеллекта и психики. Комната должна быть светлой и чистой со свежим, прохладным и влажным воздухом. Если в собственной детской крохе будет тяжело дышать, все ресурсы организма будут расходоваться не на развитие, а на поддержание жизнедеятельности и сохранение здоровья.

Негативно сказывается на детской психике и избыток шума. Постоянный шумовой фон большого города и оживленных дорог вызывает перевозбуждение головного мозга, препятствуя его нормальному созреванию. Поэтому важно оборудовать детскую комнату звукоизолирующими окнами и дверьми, чтобы свести уровень шума к минимуму. С другой стороны, постоянная гробовая тишина также нежелательна, иногда можно баловать малютку мелодичной музыкой или записями звуков природы.

Роль семьи в развитии ребенка

Каждый малыш рождается на свет с огромным потенциалом и заложенными предыдущими поколениями способностями. Однако далеко не каждый ребенок становится гениальным художником или выдающимся инженером, поскольку для выявления и развития врожденных способностей требуется благоприятная внешняя среда, которая включает не только физиологические, но и социальные факторы.

В младенчестве и младшем возрасте ключевое значение в жизни малютки имеет семья: мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Теплая семейная атмосфера помогает крохе быстро и гармонично развиваться не только физически, но и эмоционально, интеллектуально и психологически.

Малышу важно получать достаточно внимания и заботы от мамы и других взрослых. Ведь именно благодаря общению у ребенка формируется желание познавать окружающий мир, набираться знаний и опыта. Детишки, испытывающие нехватку общения со взрослыми, безразличны к своему окружению, апатичны и малоподвижны. Из-за нехватки внимания их психологическое развитие замедляется, а способности остаются на зачаточном уровне, не получая стимулов для укрепления.

Сегодня многим малюткам общение с папой и мамой заменяет телевизор, из-за чего в детском характере усиливается раздражительность, нервозность и агрессивность. Помните, что живое общение с близкими гораздо благоприятнее влияет на психику ребятни, чем просмотр мультфильмов. Даже если вы разрешаете своему крошке смотреть телевизор, ограничивайте время перед экраном и тщательно отбирайте материал для просмотра, чтобы исключить зрелища жестокости и агрессии.

Именно в семье ребенок примеряет на себя первые социальные роли. Он чувствует себя сыном, братом или внуком, осваивает допустимое поведение для каждой из этих ролей, благодаря чему повышается его способность к адаптации. Важно, чтобы у малыша было как можно больше положительных примеров социальных ролей, и как можно меньше — отрицательных. В попытке имитировать поведение взрослых кроха может невольно перенять дурные привычки, от которых вам будет тяжело его избавить.

Родители могут влиять на психологическое развитие ребенка и его социальную адаптацию при помощи всевозможных воспитательных приемов. Важно помнить, что с возрастом ваш отпрыск становится все более самостоятельным, потому возможности родительского воспитания снижаются. На его место приходит внутреннее стремление маленького человечка к развитию и совершенствованию собственной личности — самовоспитание.

Социальная адаптация в коллективе

Становясь старше, кроха расширяет круг своих знакомств, особенно заметными перемены становятся после поступления в детский сад. На этом этапе у него появляется новый авторитет среди взрослых — воспитатель. От манеры обращения воспитателя с детьми во многом зависит психологическое развитие вашего дошкольника, потому подходите к выбору группы детского сада особенно аккуратно.

Одновременно, ваше чадо становится частью своего первого коллектива и осваивает новые социальные роли: друга, партнера по игре, лидера. С возрастом навыки, приобретенные дошкольником будут эволюционировать, помогая ему адаптироваться к школьному классу, университетской группе и рабочему коллективу.

Если малыш легко влился в группу, он будет расти счастливым и уверенным в своих силах. Если же коллектив плохо воспринял ваше чадо, появляется риск заниженной самооценки, неуверенности и безынициативности. Негативизм, агрессивность и повышенное самомнение могут развиваться у малыша, который сильно отличается от других членов коллектива и испытывает отторжение со стороны сверстников.

В комплексе внешние факторы среды, отношения в семье, воспитание, самовоспитание и социальная адаптация формируют личность ребенка. Задача родителей заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для роста своего малыша, выявления его способностей и их развития.

Источник