Что влияет на развитие разговорной речи ребенка

Что влияет на развитие разговорной речи ребенка thumbnail

Мой сын заговорил поздно, уже ближе к трем годам, но я не переживала по этому поводу – современные тенденции развития детей таковы, что в связи с обилием различных гаджетов и средств информации дети стали сегодня говорить позже. Они понимают нас, копят пассивный словарь, но вот говорить начинают не очень рано. Хотя есть и исключения, поэтому, вопросам речевого развития родители уделяют особенно много внимания. И виной тому еще и пресловутое сравнение своего кровинушки с детьми друзей, соседей, и постоянные упреки и подколки родных: «А наш-то Васенька уже стихи читает, а ваш все молчит!»

Дайте с вами поговорим о том, какие причины приводят к тому, что дети длительно молчат, почему у них возникают проблемы с речью. Прежде всего, изначально, только врач может определить наличие задержки речевого развития и ни соседка, ни воспитатель в садике, ни ваши родственники в этом вопросе – не эксперты и не специалисты, их субъективное мнение в расчет брать не нужно вовсе. Сроки возникновения фразовой и активной речи сильно варьируют у детей как по возрасту, так даже и по полу. Обычно у девочек речь развивается активнее, чем у мальчиков, и они говорить начинают немного раньше, зато мальчишки физически развиваются активнее. Но, опять же, могут быть индивидуальные особенности.

Почему может страдать речь?

Причины появления стойких патологий в речи ребенка обычно разделяются на врожденные или приобретенные. Особенно часто на речь влияют различного рода неблагоприятные внутриутробные факторы, различные влияния в процессе родов или повреждения нервной системы и речевого аппарата в раннем возрасте малыша. К таким факторам можно отнести:

– целую группу наследственных факторов в виде умственной отсталости, развития психических заболеваний, резкие изменения в обмене веществ, расстройства гормонального обмена, влияющие на развитие мозга и всей нервной системы, проблемы с речью у родителей ребенка, передающиеся по наследству;

– различного рода осложнения беременности, влияющие на развитие нервной системы малыша;

– особенности течения родов в виде стремительных или затяжных родов, осложненные роды с тяжелыми травмирующими акушерскими вмешательствами – наложением щипцов, экстренным кесаревым сечением, вакуум-экстракцией, что в результате привело к травмам мозга или развитию у плода асфиксии с поражением речевых центров;

– различные послеродовые влияния – тяжелые инфекции и заболевания у малыша в раннем возрасте (сепсис, пневмонии, неврологические болезни, соматические тяжелые патологии);

– негативные влияния окружающей среды на ребенка в виде длительных и тяжелых психотравмирующих ситуаций, двуязычные семьи, психологические травмы, запущенность педагогическая и социально-бытовая, противоречивая система воспитания в семье.

Однако, стоит помнить о том, что далеко не каждый из указанных мною факторов будет обязательно являться определяющим для того, чтобы возникали патологии развития. При этом, внутриутробные факторы, нарушающие правильное развитие плода и вызывающие у него недоразвитие определенных структур и основных физиологических систем в организме, а также поражения головного мозга (энцефалопатии), особенно с поражением определенных зон, не пройдут совершенно бесследно для малыша. И также, влияния во время беременности и в процессе родов оставят более негативные последствия, нежели влияния в дальнейшей жизни малыша, так как клетки мозга в этот период менее зрелые, чем уже у подрастающего крошки. Чаще сего в проблемах речи виноватыми оказывается целая комбинация из нескольких вредных моментов сразу, которые в результате формируют не только речевые, но и психолого-педагогические проблемы у ребенка.

Но на каких же конкретно этапах в развитии ребенка могут происходить изменения, при каких обстоятельствах и при создании каких условий можно ожидать повреждения речевого аппарата, что будет вызывать дефекты речи? Кроме того, только ли повреждения в самом речевом аппарате приводят к тому, что возникают речевые расстройства или могут быть проблемы с речью при вполне здоровых речеобразующих органах? Давайте в этом разберемся поподробнее.

Становление речи и влияние на него негативных факторов

Итак, давайте с вами разберемся с самого начала, что может повлиять на речь наших малышей в период, когда мы еще только-только планируем малышей и вынашиваем их в своем животе?
Ваш малыш может быть еще даже не рожденным, и еще даже не планирован, а негативные факторы, которые в дальнейшем могут на него повлиять, уже работают в вашем организме на полную катушку, формируя влияние как непосредственно на речевые его функции, так и на многие иные патологии. Как же так? Все это легко объясняется влиянием на здоровье будущих детей нашей неблагоприятной наследственности и ведения неправильного образа жизни будущими родителями. Передаться от родителей к детям могут некоторые из особенностей в нервно-психическом развитии, особенности работы как центральных, так и периферических отделов нервной системы. Так, малыш может унаследовать ваши особенности строения органов артикуляции, а значит – и особенности речи.

Читайте также:  История развития ребенка медицинская карта обложка

Причем могут быть унаследованы расщелины неба, своеобразное его строение, а также работа тех нервных структур, которые отвечают за осуществление речевых функций. Проще говоря, ваши дети будут говорить примерно так же как вы, и дефекты вашей речи могут наследоваться. Для нервной системы в целом, и для речи в частности, важными будут такие факторы, влияющие еще до наступления беременности как профессиональные вредности, поражающие спермии папы и яйцеклетки мамы, вибрационные нагрузки, ионизирующие лучи, прием наркотиков, даже немного и даже легких, алкоголь, курение. Будут негативно влиять прерывания беременности, физическое и нервное истощение.

Во время беременности

На нормальный процесс внутриутробного развития и значит, на формирование речевых центров и содружественных с ними других участков мозга, а также на развитие самого речевого аппарата, могут влиять токсикозы беременности и гестозы, острые или хронические заболевания матери во время беременности. Особенно в ранних сроках перенесенные краснуха, грипп, эндокринные нарушения, проблемы печени и почек, резус-конфликты, травмы живота при беременности. Не менее важны прием медикаментов, влияющих на слух и нервную систему, профессиональные вредности, негативные эмоции беременной женщины и ее стрессы. Все эти факторы могут нарушить как строение головного мозга, так и разорвать формирующиеся особые связи между нервными центрами, повлиять на дальнейшую работу нервной системы.

Особым вопросом во влиянии на будущую речь и интеллект в целом является курение матери при беременности. Естественно, все знают, курить при беременности вредно, но не все осознают насколько это вредно, и что конкретно страдает у малыша. Ученые провели в экспериментах УЗИ женщинам, как во время курения, так и сразу после него. Во время затяжек сердцебиение плода резко ускоряется, в то время как его движения постепенно замирают, ребенок как бы задыхается, и у него в этот момент отмирает по одной-две сотни клеточек в головном мозге. Дети таких мамочек после рождения ослаблены, они хуже развиваются, подвержены постоянным заболеваниям, что естественно приводит и к задержкам речи у детей. При курении более 10 сигарет в день коэффициент умственного развития детей снижается на 9-10 пунктов из-за резкой гипоксии мозга плода. Плюсом к тому идет целый набор вредных веществ самого табачного дыма.

Осложненное протекание родов может приводить к повреждениям структур головного мозга травматического характера. Обычно это бывают гипоксия в родах, ишемия мозга или кровоизлияния из разорвавшихся сосудиков, травмы шейного отдела позвоночника с нарушением мозгового кровообращения, которые могут повреждать речевые центры. Как результат – развиваются они гораздо медленнее положенных сроков.

После родов

После рождения влияние негативных факторов на формирующиеся речевые центры все также актуально. Особенно негативно будут влиять на растущий мозг малыша травмы головы (как результат падений), приводящие к сотрясениям и ушибам мозга, воспалительные поражения мозга в виде энцефалитов и менингоэнцефалитов, пневмонии, дизентерии, любые заболевания, резко ослабляющие организм и тормозящие общее развитие.

Не меньше на речь влияют постоянные проблемы с ушами, так как слух непосредственно влияет на речевые функции. Могут влиять некоторые нерационально применяемые лекарства, особенно токсичные для слухового нерва антибиотики. Также могут нарушить речь и аномалии зубочелюстного аппарата из-за травм, сосания пальца или соски, постоянное общение с людьми, у которых имеются выраженные дефекты речи.

Все это в комплексе может существенно повлиять как на срок формирования речи, так и на ее правильность. Поэтому, нужно уделять внимание здоровью малыша, чтобы его первые слова и фразы вы услышали вовремя. Завтра мы будет говорить о речи и ее развитии далее:

Формирование речи ребенка – как помочь?

ЗРР – в чем она проявляется?

Помощь родителей при ЗРР у детей

Источник

Что влияет на развитие разговорной речи ребенка

Развитие речи ребенка зависит от ряда разнообразных причин и факторов, но, в первую очередь, формирующее влияние на данный процесс оказывает социальное окружение, эмоционально благоприятная среда, обеспечивающая ребенку возможности коммуникации в широком смысле слова. В отличие от детей более старшего возраста, например, младших дошкольников, социальную среду которых составляют не только родители, но и другие взрослые, а также сверстники, окружение младенца в большинстве случаев в первый год жизни ограничено взаимодействием с матерью.

Условия, которые оказывают непосредственное влияние на развитие речи младенцев, являются тесно связанными со спецификой и этапами формирования речи.

Так, в частности, поскольку одним из ключевых моментов в развитии речи новорожденного является реакция на звуковые раздражения, то, следовательно, условием ее эффективного формирования будет создание таких раздражений, прежде всего, при помощи голоса матери. При этом доказано, что новорожденный ребенок гораздо лучше реагирует на пение матери, чем просто на произносимые ею обычным голосом слова. Возможно, ребенку проще уловить ритм и мелодику в ситуации, когда смысла он еще не понимает. Быть может, ритмические структуры – это первые структуры, которые наше сознание одним из первых начинает различать. 

Читайте также:  Индивидуальная работа психолога по развитию эмоциональной сферы ребенка

Здесь недооценить роль матери, вряд ли,возможно. Отмечено, что ребенок уже в первые недели жизни остро реагирует на то, что говорит мать. Именно так начинается его обучение речи. В качестве сигналов, символизирующих о включенности в речевое взаимодействие с матерью, может служить вздрагивание ребенка всем телом, мигание, изменение дыхания и пульса.

Через некоторое время, как правило, на второй неделе жизни, звуковые раздражения начиняют вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных рефлексов, а также они указывают на то, что первичным условием развития речи ребенка является непосредственное и постоянное присутствие матери. 

Н.М. Аксарина указывает на значение не только социальных, но психофизиологических условий развития речи младенцев. Она указывает на то, что с момента рождения и до 2,5-3 месяцев у ребенка появляется зрительное и слуховое сосредоточение, в этот же период формируется эмоционально положительное поведение в виде улыбок и комплекса оживления. В возрасте от трех месяцев до полугода у детей развивается зрительная и слуховая дифференциация, формируется умение отыскивать источник звука, развивается умение хватать игрушку из рук матери, возникает гуление и лепет. Эти этапы служат подспорьем для понимания речи взрослого, которое оформляется в полной мере лишь на последующих этапах.

Наиболее значимыми в возрасте от 9—10 мес. до года становятся дальнейшее развитие понимания речи взрослого и подражания ему, формирование первичного обобщения и образование в активной речи ребенка первых простых слов, а также развитие первичных действий с предметами и самостоятельной ходьбы. Ходьба здесь имеет статус фактора, влияющего на развитие речи, поскольку с изменением положения тела ребенка, он оказывается способен видеть больший ареал пространства вокруг себя, а значит и предметов, которые нуждаются в именовании. 

Таким образом, условием развития речи младенца выступает не только создание благоприятной эмоциональной обстановки и наличие контакта с матерью, но и психофизиологические особенности развития организма самого ребенка. Полноценное развитие речи возможно только тогда, когда зрительный, слуховой анализаторы, а такжедвигательные функции ребенка будут развиваться в правильном направлении.

Ряд исследователей, среди которых следует назвать имена М.И. Кольцовой, Е.И. Исениной, A.B. Антаковой-Фоминой и других в своих работах обращают внимание на то, что развитие мелкой моторики пальцев рук у ребенка имеет положительные последствия для становления и развития речи младенца. Это обусловлено тем, что движения, включающие мелкие действия пальцамирук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в более взрослом (дошкольном) возрасте нередко приводит к возникновению у них заикания.

Здесь важно обратить внимание на то, что,проводя длительное время с ребенком, именно мать способствует развитию у ребенка мелкой моторики. Она прикасается к нему, трогает его ручки, следит за тем, с чем играет ребенок, предлагая ему тот или иной предмет. Ребенок, испытывающий привязанность к матери, доверительно относится к ее стимулирующим воздействиям, в результате чего, идет его развитие.

Исследователь Е.И. Тихеева выделила факторы, максимально способствующие развитию речи младенцев. К таким факторам она отнесла следующие:

– обеспечение детям социального речевого окружения, соответствующего интересам их возраста,  

– постепенное расширение и обновление их социальных связей за счет включение во взаимодействие не только матери, но и других значимых людей из окружения ребенка (отца, братьев, сестер, других родственников);

– предоставление детям возможности часто слышать речь и целенаправленно говорить с ними, сопровождая речью все виды обслуживания ребенка;

– осуществлять всяческую стимуляцию и побуждение ребенка к выражению своих чувств звуками, мимикой, движениями;

– предоставление детям обстановки, содействующей развитию их восприятия и накоплению представлений; 

– предоставление воспитания лицам, владеющим грамотной, правильной речью и мастерством в деле методического руководства развитием речи детей.

Таким образом, в качестве ключевых факторов, влияющих на процесс формирования речи младенца, выступают:

– психофизиологические факторы;

– социальные факторы развивающего окружения.

Подводя итог данному рассмотрению, сделаем вывод, что развитие речи ребенка, начиная с периода младенчества, осуществляется и детерминируется социальными факторами в виде бессознательно осуществляемых обучающих воздействий на него матери, испытывающей привязанность к малышу, а потом и других взрослых. 

Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать развитию речи ребенка и, напротив, могут его тормозить.

Таким образом, развитие речи ребенка представляет собой сложный процесс, включающий в себя различные аспекты. В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. Становление устной речи происходит как становление взаимодействия, прежде всего, с материю как значимым субъектом. С психологической точки зрения речь ребенка в своем развитии проходит определенные этапы, без становления которых невозможно дальнейшее ее формирование.

Источник

Парадокс: развивают нынешних детей все лучше, а говорят они все хуже. У меня на эту тему уже была статья (про физическое здоровье, но к речи тоже относится). Сегодня пишу о том, что нужно для успешного и своевременного развития речи.

Читайте также:  Возрастная периодизация и сенситивный периоды развития ребенка

У ребенка не должен быть поврежден мозг. Не любое повреждение – тяжелое. Гипоксия бывает у многих и обычно потом компенсируется, хотя в первые годы может вызвать отставание в речи. Ну, а какая-то другая органика может привести к расстройствам, при которых речь вообще не появится ни в 3, ни в 4 (без долгих занятий со специалистом).

Ребенок должен жить в разнообразной речевой среде. Я знаю, что с младенцем не очень интересно разговаривать, он вряд ли поддержит беседу о новом фильме, но это необходимый этап. Надо читать стихи, петь песенки, во время еды рассказывать про ложечку, а в ванной про уточку. Меня лично это утомляло просто ужасно. Но молчаливая среда негативно сказывается на развитии речи. В этом смысле чем больше народу в семье, тем проще.

Ребенок должен жить в разнообразной (тактильно) среде. Многие мамы опасаются песка, луж, и предпочли бы чистого ребенка в нарядной одежде, который играет в развивающие кубики. Но дети не согласны, они почему-то любят грязь, а камни и палки им нравятся больше дорогих развивашек. Грязь им нужна для иммунитета и для развития.

Дети любят лужи и грязь

Совсем крошкам лучше не надевать распашонки с закрытыми ручками. Любые контакты разных предметов с пальчиками, пальчиковые игры, все это помогает речи. А еще – свободное перемещение по дому. Что тоже неудобнее для мамы, чем ограничитель в виде манежика, надо же следить.

Мне кажется, проще 1 раз обезопасить дом, чем все время следить за ребенком. Убрать все опасное, и пусть ползает везде.

Ребенок должен испытывать эмоции. Если все ровно и гладко, вокруг стены и прутья кроватки, о чем ему захочется поговорить? Когда малыш садится, он должен смотреть на мир на прогулках. С ним надо играть, подбрасывая или кружа его, показывать интересные штуки, чтобы от радости захотел “высказаться”. Моя дочь начала активно лопотать после бассейна, и потом почти каждое посещение вызывало у нее желание пообщаться вербально.

Вау, какая штука! Надо поговорить об этом

Ребенок должен жевать. Блендер до 3 лет вредит, об этом часто говорят логопеды. Кусочки многие не хотят давать из-за страха, что ребенок подавится. С кусочками придется кормить не отвлекаясь ни на секунду (давятся молча, в тишине!), но жевание важно для речи. Сюда же отнесу питание с ложки, а не из бутылки (любое пюре и кашу – сразу с ложки).

Нужны кусочки, а не только пюрешки

Ребенок должен испытывать нужду. У меня есть подруга, пожизненная отличница, которая так прыгает перед своим ребенком, что он даже не успевает рта открыть, а ему уже дают все, что нужно. Нет потребности – нет и мотивации, зачем говорить “дай”, если мама и так стоит как солдат навытяжку? Я много раз слышала, что у ленивых мам дети развитые и самостоятельные. Только надо быть правда ленивой, а не читать, как прилежная ученица, 500-страничные инструкции, как ей стать.

Женщина с потенциалом к лени такую книгу даже не возьмет в руки, потому что лень.

А в такой обстановке вообще нет стимула говорить:

Ни на что мотивации не хватит, если все за тебя делают

Это все касается малышей. Детям постарше для развития речи также нужны эмоции, поэтому их нужно водить в театр, музеи, на интересные мероприятия – чтобы было, что обсудить.

Но запрос от читателя был именно про то, что я думаю о связи ГВ/долгого ГВ и развития речи. Как думаете, в списке выше на какое место поставить ГВ?

Я думаю, ни на какое. Я не знаю, на какой % процесс ГВ влияет на речь. Подозреваю, что все выше перечисленные факторы даже по отдельности весомее, чем ГВ. Даже не буду комментировать ГВ взрослых, ходячих детей. Но в особом влиянии на речь я сомневаюсь (насколько могу оценить доступную информацию) даже если говорить о первых 6 месяцах. Вообще если бы ГВ на что-то влияло, уже было бы видно по детям. А этого никто не видит.

Спасибо за лайк! Почитать еще:

Неручной ребенок и аутизм

Не вовремя. Что делать, если сейчас пора в роддом?

Пропустили прививки, а теперь карантин. Как догнать календарь?

Мой нелюбимый совет мамам

Источник