Что вас радует в развитии ребенка

«Что меня радует и что огорчает в моем ребенке».

Упражнение для родителей

Цель: знакомство с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. 

Родителям предлагается заполнить таблицу, перечисляя качества или особенности поведения своего ребенка:

Что меня огорчает в моем ребенке

Что меня радует в моём ребёнке

Можно предложить заполнение этой таблицы и другим членам семьи.

Обсуждение: обмен мнениями, впечатлениями, чувствами, которые вызвало выполнение этого задания. Каждый родитель рассказывает о своем содержании таблицы. Психолог задает вопрос родителям о том, какую часть таблицы им было труднее заполнить, где у них получилось больше записей. 

Психолог  также обращает внимание на связанность некоторых характеристик ребенка из левой и правой частей таблицы, на то, что продолжением достоинства ребенка часто являются его недостатки. Бывает, что предпочитаемые особенности ребенка тесно связаны, как две стороны одной медали, с теми качествами, которые родителям не нравятся (любознательный — увлекающийся).

Информационная часть. Психолог рассказывает о зонах принятия и от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка.

Родителям рассказывают, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», и о том, что означают:

  • оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
  • временный язык (« Сегодня у тебя это задание не получилось ») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);
  • невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).

Совместно с родителями составляется список элементов «языка принятия» и «языка непринятия», по ходу дискуссии проясняя представления родителей о принятии и непринятии. Родители как бы отвечают на вопрос: «Как ребенок узнает, что мы принимаем или, наоборот, не принимаем его?»

Родителям предлагаются фразы для тренировки «языка принятия»,  они  могут быть связаны с конкретными проблемами, которые стоят перед ними. Вот примеры таких наиболее типичных высказываний. В скобках приводятся варианты ответов на «языке принятия».

  • Тебе все можно, а мне ничего нельзя. (Давай поговорим, чего бы тебе хотелось, меня очень расстраивает, что ты так считаешь.)
  • Не надену куртку, даже если холодно. (Мне не хотелось бы, чтобы ты простудился, а куртка тебе нравится?)
  • Почему я должна выносить ведро? (У каждого из нас есть свои обязанности по дому, ты уже достаточно взрослая, чтобы тоже их иметь.)
  • He буду ложиться спать. (Да, наверное, тебе хочется еще поиграть, но уже поздно. Сколько времени тебе надо, чтобы подготовиться ко сну?)
  • Мама, купи... (Мне очень хочется купить эту вещь, но у меня нет денег)

У каждого родителя существует определенная сфера (или зона) его принятия ребенка и сфера непринятия. То, какая сфера больше представлена в отношениях с ребенком, на самом деле зависит от многих факторов. Их условно можно разделить на три группы:

1.     личность родителя (его характер, темперамент, ожидания к ребенку, стереотипы и установки в воспитании, собственный детский опыт и отношение к родителям и т. д.);

2.     личность ребенка (его воспитуемость, болезненность, способность к научению, интеллект, активность, нарушения психики и т. д.);

3.     особенности ситуации (присутствие других людей, ситуация экзамена, проверки каких-то знаний, появление новых членов семьи и т. д.).

Соотношение этих сфер может меняться в зависимости от разных условий. Например, в ситуации посещения гостей мать более внимательна к поведению сына за столом, чем дома, и зона ее непринятия расширяется за счет попадания туда тех действий ребенка (например, облизывание пальцев), на которые дома она не обращает никакого внимания.

Одним из критериев диагностики собственного отношения к ребенку в аспекте принятия может стать то, насколько быстро и легко заполнялась графа «Что меня огорчает в моем ребенке». Если родителю легко перечислять недостатки ребенка, но трудно вспоминать его достоинства, то вряд ли можно назвать его принимающим. Однако даже те родители, которые отнесли себя к таковым, далеко не всегда могут показать ребенку свое принятие. Принятие должно быть продемонстрировано. Именно поэтому очень важно научиться говорить на «языке принятия»

Источник

Не добрый Хрюн.15 октября 2015, 20:49

А если двое детей и больше?

Friкаделька15 октября 2015, 20:49

ребенку ровно 3г. На все вопросы ответ был бы: всё.

=Наталинка=15 октября 2015, 21:45

На 2-й вопрос тоже – “все”?

Friкаделька15 октября 2015, 21:48

да и на 2й тоже. Вот смотришь на ребенка вроде полы моет, старается. Но вместо тряпки мамин новенький косметический спонж. В такой момент посещают очень противоречивые чувства

=Наталинка=15 октября 2015, 21:52

Гадя)15 октября 2015, 20:50

может вечером на детскую площадку??? что за психолог без живого общения??? какой потом специалист…

Friкаделька15 октября 2015, 20:51

вот именно такой: выполняющий за пару часов до урока то что надо было подготовить заранее((

Гадя)15 октября 2015, 20:59

вот именно такой: выполняющий за пару часов до урока то что надо было подготовить заранее((

видАла я такого “психолога”.. который будет с моей звездочкой разговаривать.. начитавшись инета(((
сделаю скидку на молодой возраст, сами такие же зеленые пришли на работу, но на отсутствие интереса и стремления развития в профессии… это нонсенс.

я отвечу на 4 вопроса и она даст рекомендации????

Не добрый Хрюн.15 октября 2015, 20:56

Вот такой… онлайн который..

Гадя)15 октября 2015, 21:05

Вот такой… онлайн который..

сексопатолог на пенсии))) тренер)))

Не добрый Хрюн.15 октября 2015, 21:06

Тренеров не трогать!)))
В моем окружении они классные)

Гадя)15 октября 2015, 21:08

опять аву поменяла!! ветреная девушка!!!

Не добрый Хрюн.15 октября 2015, 21:10

Мне тут ссылку дали, на фб, я оттуда себе накачала уйму картинок, мне жизни не хватит все их на аву ставить)))))

Гадя)15 октября 2015, 21:28

ну я тогда тоже уже из полотенца после бани выберусь) кудри накручу)))

Не добрый Хрюн.15 октября 2015, 21:32

PolinaSergeevna15 октября 2015, 20:51

Ох и психологи пошли

Зайка-добрая душа15 октября 2015, 20:52

Да уж и правда

Татьяна Зудова 15 октября 2015, 20:56

А что такое? Это задание для разбора, на занятии, практику отдельно будут проходить

Викуся solnishko15 октября 2015, 20:52

Сыну 2г8м
1 всё
2 ничего
3 удивляет каждый день выдавая новые фразы.

Татьяна Зудова 15 октября 2015, 20:54

Подскажите а где учат на дет психологов? Радует улыбка, от смеха я просто ликую!!!. Огорчяет что долго не засыпает, по долгу на тите висит, болеет, капризничает. Удивляет ее радость жизни, искренность. Мне 33. Ей 10 мес

мама трёх погодок15 октября 2015, 20:54

нам с мужем по 25 лет.
дочка 4 года
сын 2 года
дочка 10мес

1)что вас радует в вашем ребёнке?
радует то, что все детки относительно здоровы, что сохранен интеллект.
2)что вас огорчает в вашем ребёнке?
непослушание, неаккуратность.
3)что вас удивляет в вашем ребёнке?
то, как они похожи на нас..

Радует все! )))
Огорчает, когда приготовишь все к занятию, а малявка понеслась играть во все это по своему. Понятно, что надо ее как-то завлекать и т.п., но приемов не хватает в голове.
Удивляет – тоже все )) Это ж чудо, когда ребенок развивается ))

VirrTa15 октября 2015, 20:56

1) все
2) категорическое нежелание есть брокколи))) у старшей, наверное, больше всего огорчают проблемы с артикуляцией.
3) что они вообще есть. Из 2х наших с мужем клеточных наборов и моего организма в течение 9 месяцев получились 2 автономных существа со своим характером, темпераментом, мыслями.
Возраст детей на линеечке, мне – 27, мужу – 45.

К вам прицеплюсь, автор завтра будет обсуждать как помочь мамам в том, что их огорчает. Мне интересно как вопрос с брокколи они решат. Сам брокколи обожаю.

Источник

Главный научный сотрудник Института возрастной физиологии, профессор Марьяна Михайловна Безруких назвала для каждого этапа дошкольного возраста свои актуальные задачи развития. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли умными, любознательными, развитыми, демонстрировали различные таланты и умения. И все мы решаем эту задачу по-своему: кто-то с трех лет учит с ребенком пару иностранных языков, кто-то водит на танцы… А между тем самые основные, базовые задачи развития остаются как бы за кадром.

По мотивам лекции «Познавательное развитие детей-дошкольников» в рамках марафона «Энциклопедия родителей дошкольника»

????1–3 года. Движение — жизнь!

Навык управления собственным телом. Основная задача ребенка в три года — освоить собственное тело, двигаться как можно больше и разнообразнее. Речь идет пока не столько о мелкой моторике, сколько о крупной: об умении ходить, бегать, прыгать, лазить, ползать, играть с мячом, кататься на самокате, носить в руках предметы, наклоняться… Между прочим, формально ребенок учится ходить до 9–10 лет: для него может оставаться непростой задачей соблюдать ровный темп, не шататься, одинаково уверенно ходить по асфальту и по кочкам, по песку и камням. То же касается и бега: активный, «правильный» бег — это навык, который приходит к ребенку не в три года, а много позже. В общем, стоит помнить о том, что для дошкольника базовая задача — активно осваивать движение как в три года, так и в шесть, и в семь.

Эмоциональный интеллект. Работа над ним уже началась в самом раннем возрасте, и сейчас она должна продолжаться. Эмоциональный интеллект нельзя взять и развить за год в рамках общей подготовки к школе: это определенный образ жизни и модель отношений. Ребенок с трех месяцев различает выражение лица мамы и папы, отвечает на улыбку оживлением, настораживается, если у взрослого сдвинутые брови… В три года он продолжает учиться эмоционально реагировать на все происходящее, справляться с негативными проявлениями в свой адрес, понимать, что он сейчас чувствует, и проживать разные эмоции.

Учтите, что гнев и раздражение взрослых имеют свойство парализовать ребенка и тормозят его развитие; так что, если попытки обучить ребенка чему угодно заканчиваются вашим раздражением, лучше отложите занятия или передайте эту задачу кому-то другому, а с ребенком занимайтесь только тем, что вас радует.

Развитие речи. Именно речи! Не письмо и не буквы, не зазубривание алфавита и выучивание названий всех видов животных и деревьев. Все это потом, а пока разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы и выслушивайте его ответы. Учите ребенка строить предложения, выражать свои мысли, помогайте подбирать слова, развивайте словарный запас. Это — программа максимум; она достаточно сложна, чтобы бросить на нее все силы и не забивать ребенку голову другими вещами.

????3–4 года. Дорогу почемучкам!

Актуальные задачи развития — все то же самое, но еще добавляется несколько.

Расширение кругозора, познавательное развитие. Ребенок начинает постепенно наполнять свою «копилку» знаний. По сказкам он выучивает времена года, праздники, различные блюда, виды животных и растений, занятий, виды транспорта… Хорошо усваивает информацию в игре и в деятельности: не торопитесь усаживать его за парту и читать длинные лекции на 20 минут (для четырехлетнего 20 минут — это действительно длинные). Лучше давайте ему потрогать, пощупать, попробовать, предложите последить за тем, как тает лед на улице во время оттепели, как замерзает вода в морозилке, как различаются по весу предметы из разных материалов, что вы чувствуете, когда едете в трамвае, метро и автобусе… Рассказывайте обо всем, о чем ребенок спросит: к счастью, сейчас не нужно быть энциклопедистом — любой ответ можно в крайнем случае нагуглить и изучить вместе с ребенком.

Эмоции. В этом возрасте ребенок очень внимателен к эмоциям взрослых, он постоянно считывает родителей и других значимых взрослых. Может испытывать страх в общении и начинает понимать, почему «Та тетя ему нравится, а эта — нет». Пора понемногу учить ребенка ждать, откладывать желаемое: мороженое купим сейчас, а съедим дома; папа придет вечером, и вы с ним поиграете в машинки. Вообще дети в 3–4 года не умеют ждать «по умолчанию»: их придется терпеливо, спокойно обучать этому навыку.  

Коммуникация. До трех-четырех лет дети играют рядом, но не вместе; теперь наступает пора взаимодействия. Это крайне серьезная задача: выбирать себе партнера, учиться приглашать в игру, проситься в игру, распознавать суть игры (Что делают дети? Что я должен делать, чтобы у нас получилась общая игра? Что я могу придумать в рамках данной игры?). Здесь потребуется ваша помощь: разыгрывайте сюжеты, проговаривайте, что можно сказать другому ребенку в одной, в другой ситуации.

Ребенок также начинает осваивать коммуникацию с другими взрослыми: азы этикета, навык слушания, понимания и ответа на вопрос, а также важнейшее умение защищать свои личные границы и правильно выходить из ситуации, когда коммуникация для тебя опасна или просто навязана.  

????4–5 лет. Освоение мира

Актуальные задачи развития — все то же самое (что уже немало!) и еще несколько.

Запас сведений и знаний. Продолжаем помогать ребенку активно накапливать знания о себе и о мире. По-прежнему лучше получать эти знания «в полевых условиях», на реальном практическом опыте, в процессе игровой деятельности. 4–5 лет — это тот самый возраст, когда родители начинают загружать в голову ребенка массивы энциклопедических знаний; это не хорошо и не плохо, но это серьезная нагрузка на ребенка. В зависимости от того, как он справляется с базовыми задачами (эмоции, движение, речь), можно давать больше или меньше знаний, но лучше всего руководствоваться правилом: отвечай, если ребенок спрашивает. Для учебной мотивации крайне важно, чтобы ребенок мог получать информацию по запросу, именно о том, что его интересует, а все остальное может и подождать.

Творчество. Для ребенка 4–5 лет крайне важна свобода действий. Постарайтесь найти время и пространство для свободного самовыражения: пусть ребенок создает все, что ему вздумается, и пробует все, что ему может быть интересно. Можно сходить на пробные занятия по музыке, танцам, рисованию, лепке или устроить все то же самое дома.

Свободная игра. Иногда у нас возникает иллюзия, что ребенок, когда не ест, не спит и не на занятиях — бездельничает. На самом деле в эти драгоценные минуты и часы он творчески созревает, в его голове рождается импульс к свободной игре, он начинает смело и ярко выражать себя. Все это необычайно ценно, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка каждый день оставалось время на «безделье» и полноценную игру.

Движение. Последите за тем, чтобы самая основная задача развития — активное движение — не ушла на второй план. Ребенку очень важно оставаться активным, двигаться, бегать, лазать, и если любые интеллектуальные занятия отнимают у него возможность активно двигаться, подумайте, так ли они вам нужны.  

????5–7 лет. Предшкольная пора

Актуальные задачи — все то же самое (а это уже буквально полный рабочий день), плюс к этому:

Активное развитие речи. Это то, на что точно нужно обратить внимание: речь — хлеб будущего первоклассника. Сейчас многие дети приходят в школу с несформированной речью, и это становится серьезным препятствием для освоения чтения и письма, а также для общения со сверстниками.

Если есть проблемы с произношением, фонематическим слухом, если ребенок путает или переставляет слоги в слове, обратитесь к логопеду. Как можно больше общайтесь с ребенком на любые интересные ему темы, инициируйте полноценные диалоги (то есть вы делитесь мнениями, каждый задает вопросы, каждый высказывается, даются аргументы, возникают споры и т.д.). Больше читайте ребенку вслух: это настоящий живой родник для его собственной речи.   

Читайте также:  Как эпилепсия тормозит развитие ребенка

Больше акцента на мелкую моторику. Вот тут самое время заняться графическими движениями. Это движения ручкой на плоскости листа: водить пальцем по планшету или мелком по асфальту тоже важно, но это другой тип движения. Продолжайте играть с бусинами, пуговицами, шнуровками, гайками и винтиками, мелкими машинками, счетными палочками и любыми другими доступными мелкими предметами.  

Личностное развитие. Помимо активного развития мышления, памяти, внимания, о которых так много и справедливо говорят современные педагоги, у ребенка возникает сложнейшая актуальная задача: понять и познать себя. Что мне нравится и что нет? Чем я могу удивить других? Что есть во мне такого, чего нет в Маше или Сереже? Почему со мной может быть интересно играть, а почему не очень? Что я люблю? Из чего я состою: из каких эмоций, слов, воспоминаний, увлечений? Это очень тонкая внутренняя работа, которая начинается сейчас и будет продолжаться долгие годы.  

Социализация. Первые споры, первые конфликтные ситуации, первые недопонимания и, возможно, разочарования в процессе общения со сверстниками. Ребенок постепенно осваивает навык играть по заданным правилам, слушать инструкцию воспитателя или педагога — и действовать по инструкции. Быть частью группы, оставаясь собой.

????Пробегитесь глазами по всем описанным выше задачам.

Согласитесь, это очень много, и это то, без чего ребенку будет очень сложно радовать вас своими достижениями потом, когда дошкольная пора закончится.

Все эти задачи требуют ресурсов: времени, сил, внимания взрослых. Вы уверены, что сможете добавить математику и английский, балетную или музыкальную школу, чтобы это было не во вред базовым задачам развития? Если уверены, пробуйте, если нет, не спешите. У вас будет время познакомить ребенка со всеми интересными делами, которые есть в жизни.

Марьяна Безруких

Источник

Фото взяты из доступных источников.

Дети быстро растут. Ещё год назад малыша привезли из роддома, а он уже бегает по дому, проявляет любопытство, говорит некоторые слова и начинает показывать характер. Весь этот год мамочку беспокоили вопросы, а правильно ли моя малютка всё это время развивалась? Развитие детей не обязано проходить по шаблону — каждый человек индивидуален. Не нужно пугаться незначительных отклонений в развитии, малютка обязательно наверстает упущенные навыки, просто нужно немного подождать. В статье раскрываются особенности правильного развития ребёнка по месяцам до года, которые помогут молодым родителям разобраться в таком волнительном вопросе.

Новорождённый

У здорового младенца развиты слух, зрение, ярко выражены врождённые рефлексы. Он по запаху может отыскать грудь, а также глотает, моргает и даже хватает, что выражается с первых секунд его жизни. Новорождённые не могут переворачиваться, не держат головку, но при положении на животике у них прекрасно срабатывает инстинкт самосохранения – они поворачивают головку на щёчку, что видно на многочисленных фотографиях родителей.

1 месяц: знакомство с родителями, адаптация

Первый месяц – период адаптации грудничка к новой окружающей среде. Если новорождённый родился здоровым, отсутствуют причины беспокойства, то большую часть дня будет спать. Режим простой: покушал и поспал. В короткое время бодрствования новорождённый водит глазками, хаотично двигает ручками, поджимает ножки в коленях. Дети в этом возрасте сильно реагируют на резкие звуки, из-за которых могут заплакать.

Физическое развитие:

  • набирает в весе около 600-700 гр.;
  • 70 %времени спит;
  • вздрагивает во сне;
  • хорошо развит хватательный рефлекс, если мама вложит свой палец в ладонь крохи, то почувствует, как младенец крепко его сжимает;
  • наблюдается рефлекторное сосание;
  • даже закрытыми глазами может найти грудной сосок.

Психомоторное развитие:

  • спустя 10 дней после рождения, новорождённый удерживает в поле зрения движущийся предмет, резкие звуки заставляют кроху вздрагивать, наблюдается непроизвольная улыбка;
  • через 18-30 дней грудничок успокаивается при появлении голоса или громкого звука;
  • происходят значительные изменения в развитии: сосредоточив своё внимание на движущемся предмете, грудничок провожает его глазками, поворачивая головку;
  • улыбка становится явной;
  • пытается поднять головку, лёжа на животе;
  • слушая разговор мамы или папы, грудничок отвечает кряхтением;
  • подносить свои кулачки к лицу.

Во время кормления грудью не нужно торопить кроху: он должен не только полноценно покушать, но и насладиться теплом матери.

2 месяц: маму ни с кем не спутаю

Двухмесячного грудничка можно назвать Мастером Перевоплощения. Взглянув на фото первых дней жизни младенца, можно увидеть, как поразительно изменился его облик — малыша словно подменили! Он проявляет себя как социальная личность, радуется присутствию близких ему с рождения людей, изучает окружающее пространство, широко раскрыв глазки, а маленькие губки складываются в улыбку.

Если в первые дни жизни грудничка было совсем не слышно, то сейчас он становится шумным, любит слушать речь взрослых, отвечая уже не кряхтением, а отдельными звуками.

Двухмесячный кроха становится великим имитатором – сменяющееся выражение лица взрослых, нравится грудничку и у него возникает желание подражать.

Движения крошечного создания становятся менее резкими, поскольку малыш начинает постепенно обретать контроль над своим крошечным телом. Плотно сжатые кулачки обретают свободу – пальчики разжимаются, открывается ладошка.

Физическое развитие:

  • прибавка в весе на 800 гр, рост увеличивается на 3 см;
  • после кормления не засыпает, а бодрствует на протяжении 2-х часов;
  • спит 4 раза в день;
  • держит головку несколько секунд;
  • его интересует обстановка;
  • плавно двигает ножками, ручками;
  • может сознательно дотрагиваться до игрушки.

Психомоторное развитие:

  • поворачивает голову в сторону появившегося звука;
  • успокаивается на руках у родителей;
  • может произнести «а-га», «у-гу»»
  • рассматривает собственные руки.

С этого месяца нужно больше общаться с малюткой. «Гулюканье» грудничка – первые уроки речи, которые нужно развивать. Необходимо часто менять положение крохи, чтобы тело не подвергалось деформации.

3 месяц: давай, «поговорим»!

Трёхмесячный грудничок меняется каждый день. Он заметно подрос, окреп, с удовольствием общается со знакомыми ему людьми. Чужие голоса вызывают у крохи любопытство или страх. Проснувшись, малютка может подолгу лежать в своей кроватке, рассматривать окружающие её игрушки, яркие пелёнки, люстру на потолке. У трёхмесячного ребёнка много достижений: он сам с собою воркует, агукает.

Обоняние крохи обострилось, чувства стали ярко выражаться. Плач малютки означает не только голод, дискомфорт, но и боль в животике, усталость.

Физическое состояние:

  • вес прибавляется минимум на 850 гр, рост увеличивается на 2 см;
  • приподымает голову, лёжа на животе и опирает её на предплечья;
  • в вертикальном положении удерживает головку, но не уверенно;
  • 3 месяца – возраст, когда беспокоят колики;
  • лёжа на спине, поворачивается на бочок.

Психомоторное развитие:

  • осознанно тянется ручками к понравившейся игрушке;
  • активно изучает своё тело: сосёт пальчики и не только на руках, трогает лицо;
  • в речи появляются гласные звуки;
  • «самостоятельный» человечек может вытаскивать из рта соску, а потом пытается запихать её обратно в рот;
  • может отталкиваться от твёрдой поверхности и сучить ножками.

В период бодрствования нужно брать младенца на руки, целовать, обнимать, разговаривать и гулять. Правильное развитие грудничка в этом периоде благополучно повлияет на дальнейшее состояние.

4 месяц: головку держим прямо!

Карапуз становится всё забавнее. У него достаточно окрепли мышцы шеи, и теперь он уверенно держит голову в вертикальном положении. Без посторонней помощи дотягивается до игрушки, перекладывает её. Ему нравится изучать предметы вблизи и хочется попробовать их на вкус. Поле зрения расширяется, а маму он ни с кем не спутает.

Физическое состояние:

  • вес увеличивается на 700 гр, к росту прибавляется 2,5 см;
  • положив карапузика на бок, он быстро переворачивается на спинку, без помощи взрослых;
  • высоко поднимает голову, приподымается на ручках, когда лежит на животе;
  • дотягивается до подвешенных над ним игрушек;
  • делает первые попытки, чтобы присесть или ползать;
  • успешно приподымает верхнюю часть тела.

Психомоторное состояние:

  • моментально узнаёт маму, радуется её появлению;
  • громко хохочет во время общения;
  • подолгу гулит;
  • во время кормления трогает, придерживает грудь;
  • ему интересно своё отражение в зеркале;
  • фиксирует взгляд, отслеживает движущийся субъект;
  • затихает или засыпает, когда слышит музыку;
  • начинает капризничать, когда не видит родителей;
  • реагирует на своё имя;
  • настораживается на посторонние звуки, лица;
  • проявляет свою активность, не стоит пугаться, если кроха просыпается ночью. Тихая колыбельная песенка, нежные поглаживания способствуют засыпанию;
  • в течение дня малыш предпочитает спать около 5 часов.
Читайте также:  Развитие грудного ребенка массаж и гимнастика

Крох на искусственном вскармливании нужно постепенно приучать к прикорму. Детям, питающимся материнским молоком, рано вводить прикорм.

5 месяц: пора учиться ползать

Пятимесячный карапуз становится всё любопытнее. Он обращает внимание на все предметы, окружающие его, кроме этого, он пытается попробовать их на вкус. Грудничок прекрасно держит головку, но полноценно сидеть ещё не может, спинка к этому не готова. У карапуза появляются интересные упражнения: лёжа на животе, он высоко поднимает голову и вытягивает в стороны ручки, поднимает ножки. Ещё одно упражнение под названием «мостик» позволяет крохе разглядеть, что происходит на заднем плане: лёжа на спине, грудничок упирается головой и ногами в поверхность, приподымая туловище.

В это время у деток перестают косить глазки, но если они всё ещё «бегают», то нужно сообщить об этом детскому окулисту. С помощью специальной гимнастики, проблему можно устранить.

В этом возрасте дети прекрасно различают близких им людей и чужих – это важная стадия в развитии. Зрительная память пятимесячного чада хорошо развита, но после долгого отсутствия члена семьи, дитё на время забывает его.

Некоторые дети учатся ползать, лёжа в кроватке или сидя на попе.

Дитё постоянно требует общения и внимания, сообщая об этом громкими звуками, активными движениями. Грудничок подолгу изучает игрушки, может осознанно трясти погремушкой, перекладывать её из рук в руки, выбрасывать на пол, привлекая внимание мамы. В это время у детей начинают прорезываться первые зубки. На фоне этого они часто капризничают.

Пора учить ребёнка говорить слова мама, папа, деда, баба.

Физические достижения:

  • к весу прибавилось 700 гр, рост на 2 см больше;
  • некоторые детки могут сидеть в специальном детском кресле;
  • легко переворачивается со спины на животик;
  • упирается на ладони и приподымается всем телом;
  • с помощью взрослых устойчиво стоит на ножках.

Психомоторное развитие:

  • понимает интонацию мамы;
  • протягивает ручки, просясь к родителям;
  • кушает с маленькой ложечки, пьёт с кружечки;
  • время кормления превращается в забавную игру;
  • дневной сон становится всё реже. Малыш долго гулит, любит общаться со взрослыми, но если беседа прерывается, то проявляет своё недовольство громким плачем;
  • с интересом рассматривает красочные иллюстрации;
  • засматривается на экран телевизора.

Ребёнок учится ползать, поэтому нужно подумать о его безопасности. Не нужно его оставлять одного на кровати, а если это необходимо, то можно делать барьеры из подушек или одеяла. Главная развивающая игра – различные коробочки с крышками, в которых будет что-нибудь находиться. Ребёнку нравится открывать крышки, доставать и складывать предметы в ёмкость.

6 месяцев: самостоятельно сидим

Первый маленький юбилей грудничка. Из спокойного комочка он превращается в непоседливое создание, которому некогда лежать, а нужно добиваться новых достижений, радовать всех вокруг. Малыш прекрасно ворочается с боку на бок, приподымается в кроватке на колени, подползает к игрушке на животе. Дети хорошо сидят, но педиатры не рекомендуют оставлять кроху в таком положении надолго, чтобы не спровоцировать искривление позвоночника.

Достижения в физическом плане:

  • вес прибавляется на 650 гр, а рост на 2 см;
  • ухватив кого-нибудь за руки, малыш может присесть и даже встать на ноги;
  • стоя на ногах, делает шаги;
  • стоя на четвереньках, раскачивается вперёд-назад;
  • ребёнок хорошо владеет своим телом.

Психомоторное состояние:

  • гуление превращается в слоги: «ба», «ма», «па», «да»;
  • поднимает выпавшую из рук игрушку;
  • если спросить у крохи, где мама, папа, кроватка, то ребёнок может отыскать объект глазками;
  • любит играть с музыкальными игрушками.

Детям, находящимся на грудном вскармливании, вводят прикорм.

7 месяцев: учимся ползать

Семь месяцев – серьёзный скачок в развитии. У маленького человечка развивается характер, темперамент. Он воспринимает информацию, исходящую от родителей и пытается применять её в повседневной жизни. Кроха исследует окружающий мир, ползая на четвереньках. Может недолго стоять на ножках, держась за перила кроватки.

Появляются нижние резцы, но бывает и так, что зубки не прорезаются до года. По такому поводу не нужно волноваться, каждая личность индивидуальна.

Достижения крохи проявляются и в речи, которая становится громкой, продолжительной, чёткой. Нужно помнить, что семимесячный карапуз во всём подражает взрослым, копирует мимику, настроение.

Крохе всё интересно, поэтому он выгребает содержимое из шкафов и начинает их исследовать. Пора водить систему запретов, но их не должно быть много, в противном случае ребёнок запутается, что ему можно, а что нельзя.

Достижения в физическом плане:

  • наблюдается прибавка в весе на 600-700 гр, к росту прибавляется 2 см;
  • активно и уверенно переступает ножками;
  • ползает быстро и уверенно сидит, и иногда опирается на руку.

Психомоторное развитие:

  • любит играть с игрушками, а также ломать, бросать, трясёт, складывать в коробку, пытается присоединить две части от игрушки, и т.д.;
  • хорошо знаком с предметами и правильно их показывает;
  • знаком со своими частями тела;
  • развивается мелкая моторика рук, играет в «Ладушки», «Сорока-белобока»;
  • в речи появляются новые слоги;
  • самостоятельно листает книжки;
  • понимает слово «нет» и «да»;
  • наблюдается избыточное слюноотделение из-за зубов, которые должны вот-вот появиться.

У родителей появилась новая обязанность – каждый день следить за чистотой пола и игрушек. Ведь малыш пробует всё на вкус, а вокруг много микробов. Нужно помнить, что чистота – залог здоровья для малыша.

8 месяц: уверены в движениях

Этот период, когда родителям нужно особенно внимательно следить за своим чадом, теперь его не оставишь в манеже, в кроватке или на кровати. Многие мамы рассказывают, что активные ребята умудряются выпадывать из своей кроватки. Это неудивительно! Кроха самостоятельно сидит, ползает, встаёт и делает шаги, держась за опору, а если мама долго отсутствует, то малютка начинает беспокоиться и проявляет так называемые чудеса.

Малютка встречает широкой улыбкой с четырьмя зубками знакомых ему людей. Проявляет восторг, хлопая в ладоши. У некоторых детей наблюдается успех в произношении коротких слов. В этот период взросления нужно читать малютке сказки, петь песенки, рассказывать стихи и потешки.

Физическое развитие:

  • масса достигает 9 кг, а рост увеличивается на 3 см;
  • ползает, хорошо ориентируется в пространстве;
  • прекрасно встаёт, садится, ложится.

Достижения в психомоторике:

  • выполняет лёгкие поручения, может принести игрушку;
  • правильно играет с пирамидкой, кубиками;
  • диапазон эмоций расширяется: ребёнок не только радуется или плачет, но и удивляется, проявляет недовольства, настойчивость;
  • растёт словарный запас;
  • танцует под музыку, хлопает в ладоши, топает ножками;
  • может брать двумя пальчиками мелкие предметы.

9 месяцев: долгожданные шаги

После двух удачных шагов малютка проявляет свою настойчивость и с большими трудностями, плачем, небольшими синяками учится ходить. Кроха падает и снова встаёт. Так проходят дни. К концу месяца он научится удерживать баланс и равновесие. Прекрасно пьёт из поильника и взрослой кружки. А ещё, это время, когда малютка произносит первые слова мама, папа, баба.

Физические особенности:

  • масса тела прибавляется на 600 гр, рост на 2 см;
  • встаёт из положения сидя, ходит в ходунках или с помощью родителей;
  • может разворачиваться во время ползания;
  • пытается залезть на стул, диван, открывает ящики.

Психомоторные особенности:

  • активно проявляет эмоции, манипулирует родителями с помощью плача, крика;
  • пытается самостоятельно надеть штанишки, шапку;
  • сам кушает ложкой;
  • умеет рвать бумагу, мять в руках пластилин;
  • любимое занятие – засовывать пальчики в дырочки;
  • запоминает названия предметов;
  • радуется, когда его хвалят;
  • понимает значение простых слов: дай, иди, кушай, пей;
  • у крохи формируется индивидуальный «язык «речи, который понятен только родителям.
  • неподдельный интерес вызывают домашние животные, телефон, пульт;
  • в общении появляется жестикуляция.

Малютка умеет прощаться, махая рукой. Начинает понимать, как катать машинку, ставить кубики друг на друга. С удовольствием ищет потерявшиеся игрушки, сортирует их по форме, цвету.

10 месяцев: всё больше удивляем ?