Что тормозит психологическое развитие ребенка

Что тормозит психологическое развитие ребенка thumbnail

В детских магазинах можно купить множество вещей, придуманных для удобства родителей: от специальных укачивающих качелей до пустышки и ниблера. Не все эти приспособления идут на пользу ребенку. Иногда это просто бизнес, уверена психолог и мама Анна Демина. 
 

Кокон, качели и шезлонг

Психолог советует использовать их до 2-3 месяцев и только при острой необходимости.

— Эти вещи тормозят физическое развитие малыша, а значит, и психическое тоже. У современных детей в целом наблюдается снижение двигательной активности, ведь значительную часть времени они проводят в коляске или автокресле, которые вынужденно ограничивают движение. Не стоит дополнительно ограничивать ребенка с помощью современных аксессуаров типа кокона или шезлонга. Когда ребенку по возрасту пора переворачиваться и готовиться к ползанию, местом его обитания должен стать пол. Это безопасно и соответствует потребностям развития детей. 

Еще больше опасений у психолога вызывает использование автоматических укачивающих качелей, в которые детей укладывают на сон, чтобы они подольше поспали. Но это мешает установлению естественных ритмов сна, убеждена Анна. Ребенок может привыкнуть спать только в движении. Кроме этого, с помощью качелей родители искусственно продлевают сон и в итоге смещают циклы сна и бодрствования (ребенок будет спать днем, а бодрствовать ночью).

— Ребенок должен научиться сам регулировать свой сон: засыпать и переключаться между фазами сна. А качели мешают этому процессу, ведь это искусственно созданные условия, к которым ребенок привыкает и по-другому спать уже не может. 

Манежи и высокие стульчики для кормления

Все устройства, в которых ребенок зафиксирован на долгое время, ограничивают его физическую активность. Когда родители сажают ребенка в высокий стульчик не для кормления на 10-15 минут, а на несколько часов, это мешает ему естественным образом изучать окружающую среду и развивать тело. При этом физическое развитие ребенка на первом году жизни является залогом умственного развития в будущем, убеждена психолог. 

— Так устроен мозг: именно двигательная активность ребенка в младенчестве стимулирует его развитие. На полу ребенок развивается естественным образом, учится быть аккуратным в своих движениях, начинает понимать, как правильно обращаться с предметами. «Закрывая» ребенка в ограниченном пространстве, мы лишаем его важного опыта.
 

Кроме того, постоянные ограничения приводят к тому, что у ребенка появляется ощущение несвободы.  

— «Я ничего не могу» — такой может быть реакция на постоянное нахождение в стульчике или манеже. А ведь главная цель у малыша в первый год жизни — это исследование окружающего мира и познание своих сил и возможностей. 

Прыгунки и ходунки

Эти любимые родителями приспособления также мешают адекватному физическому развитию ребенка. Более того, ранняя вертикализация может приводить к деформациям в области таза, излишним нагрузкам на позвоночник, то есть речь идет о том, что мы сознательно вредим здоровью малыша. 

— Пока ребенок тренируется самостоятельно вставать и учится ходить, он проделывает огромную работу — его мышцы становятся сильнее и учатся удерживать весь скелет. У малыша налаживается координация, мозг учится управлять телом. И это залог не только физического, но и психического развития, ведь в этот момент создаются нужные нервные связи. А еще малыш получает опыт постепенного освоения навыка, у него появляется ощущение «Я могу», ведь это его первые победы, — поясняет Анна Демина. 

Иногда ходунки и прыгунки приводят к тому, что ребенок пропускает этап активного ползания на четвереньках или недостаточно осваивает этот навык, что может негативно сказаться на его будущем развитии, уверена психолог.

— В процессе ползания ребенок делает сложные перекрестные движения рук и ног, это помогает развивать межполушарные связи в головном мозге. А тренировка угла зрения при ползании готовит ребенка к работе за столом и партой, когда постоянно нужно будет смотреть то на тетрадь и свои руки при письме, то на доску. Вспомните, как малыш ползет — именно так все и происходит. Потому я считаю, что ограничения в раннем детстве могут привести к некоторым сложностям в школе.

Пустышка

Долгое использование пустышки может привести к нарушению речевого развития ребенка, убеждена специалист. 

— Сосание пустышки принципиально отличается от сосания груди. Работают совершенно другие мышцы, в то время как мышцы, необходимые для говорения, не тренируются. Также пустышка оказывает излишнее давление на мягкое небо ребенка. Все это мешает адекватному формированию речевого аппарата. 

Если родители позволяют ребенку постоянно сосать пустышку (не только во время сна, например), то это автоматически тормозит его интерес к вербальному общению. Все просто: чтобы заговорить, ребенку нужно освободить рот от пустышки. 
 

Ниблер

Это приспособление для прикорма, состоящее из ручки и насадки с дырочками. Внутрь родители кладут кусочки еды, плотно закрывают и дают малышу, а он деснами их обсасывает и получает еду через отверстия — без риска поперхнуться большими кусочками. Казалось бы, это весьма удобный аксессуар для введения прикорма. При этом важно понимать, что измельчение еды зубами и деснами развивает мышцы речевого аппарата. При использовании ниблера этого не происходит, предостерегает психолог.

— Также ребенок не получает нового сенсорного опыта от различной еды, ведь в ниблере еда вся примерно одинаковая. Ребенок не распознает форму, текстуру и плотность продукта в такой же степени, как если бы он пытался жевать кусочек банана или яблока. Кроме того, использование ниблера мешает малышу учиться есть самостоятельно. Это может привести к тому, что подросший ребенок будет просить измельченную еду и требовать покормить его, будет давиться кусочками.

Психолог советует не затягивать знакомство ребенка с твердой пищей. Конечно, это важно делать под родительским присмотром и в соответствии с возрастом. 

Поводки, защитные накладки на голову и другие части тела

Чтобы ребенок не упал при освоении навыков ходьбы, родители иногда используют специальные поводки. Есть и те, кто надевает на ребенка защитные накладки, чтобы малыш вдруг не ударился при падении. Но все эти приспособления не нужны ребенку, убеждена Анна Демина. 

— Природой заложено так, что падая с высоты своего роста, ребенок не способен принести себе значительного вреда. Наоборот, так он учится управлять собственным телом. А дополнительные приспособления искажают восприятие собственного тела, мешают малышам становиться ловкими и аккуратными. А потом родители удивляются, почему дети постоянно ударяются обо что-то, не чувствуют опасности.

Читайте также:  Книги раннее развитие ребенка до года

Музыкальные и интерактивные игрушки

Психолог уверена, что многие современные игрушки направлены не на развитие ребенка, а на то чтобы его развлечь и переключить внимание. 

— Я говорю о громких музыкальных игрушках, которыми сейчас завалены полки магазинов. Эти игрушки развлекают ребенка, но никак не развивают у него мышление, не учат его концентрировать внимание, не делают его более наблюдательным. Такие игрушки очень просты: достаточно нажать на кнопку, чтобы включилась музыка. Совсем другое дело — игрушечные музыкальные инструменты (бубен, маракас, барабан). Чтобы получить звук, ребенок должен выполнить достаточно сложные для него действия: подуть, постучать палочками, побить ладошкой. Благодаря этому у него развивается речевой аппарат, а также крупная и мелкая моторика.

Не вызывают восторга у психолога и всевозможные интерактивные игрушки — куклы или животные, которые поют песни или рассказывают сказки после нажатия на кнопку. По мнению Анны, пользы от них немного. Ребенок просто нажимает на кнопки и переключает внимание вместо того, чтобы выполнять более сложные действия и извлекать тем самым результат из игры с окружающими предметами или простыми игрушками.

— Ребенок, у которого много интерактивных и музыкальных игрушек, быстро начинает скучать, не знает, чем себя занять, требует все больше и больше легких впечатлений и развлечений. При этом он не готов прикладывать усилия, а постоянно дергает родителей: просит их внимания, требует, чтобы его развлекали. А все потому что он не научился выполнять какие-то простые действия и сам себя развлекать простой игрушкой. Вроде бы ребенок подрос, с ним должно стать легче, но этого не происходит. И это проблема современности, на которую родителям стоит обратить внимание.

Коляска

Многие семьи с маленькими детьми не представляют свою жизнь без коляски. Психолог советует использовать ее как можно реже, при острой необходимости.

— До 6-8 месяцев долгое пребывание в коляске может стать испытанием для психики ребенка. Природой заложено так, что ребенок должен быть рядом с мамой: чувствовать ее запах и тепло. Тогда он находится в состоянии спокойствия, потому что мама — гарант его безопасности. А если ребенок постоянно чувствует себя в опасности и напряжении, у него закрывается познавательный интерес (согласно пирамиде Маслоу). Как альтернативу я советую использовать слинги, в которых малыши находятся рядом с мамой и чувствуют себя комфортно. 

Когда ребенок подрастет, психолог тоже советует не удерживать его в коляске, ведь ограничение двигательной активности тормозит его развитие.

— Использовать коляску можно только как быстрый транспорт, когда нужно добраться до площадки или сходить в магазин, но не стоит возить в ней ребенка по 2 часа. 

Понятно, что отказаться от всех «гаджетов», которые придуманы для удобства родителей, будет сложно. Психолог советует хотя бы ограничивать использование этих вещей по времени, чтобы не нанести вреда физическому и психическому здоровью ребенка.

Источник

Как и любая современная мама, я хочу дать своему ребенку как можно больше. Но, будучи перфекционисткой, мне постоянно кажется, что я что-то делаю не так. Поэтому на семейном совете было решено пойти к психологу, чтобы во всем разобраться.

Один из вопросов, которые меня интересовали, было мое любимое вождение ребенка на различные кружки и секции – оказалось, что это очень хорошо, и никак ему не навредит (а мы очень любим посещать такие мероприятия – я считаю, что ребенок должен уметь всего понемножку).

Но вот есть вещи, которые любой родитель хоть раз в своей жизни мог делать, и некоторые из них очень даже негативно влияют на развитие ребенка. Тут бы мне хотелось рассказать поподробнее, так как это очень впечатлило меня.

Бесконечные запреты

Я не имею такой привычки, но вот некоторые мамочки ничего не разрешают своим детям, так как слишком за них боятся. Ничего страшного не случится, если ваш малыш попрыгает по лужам или попробует пожевать песок – это будет лишь очередной опыт для ребенка.

Ни минуты отдыха

А вот тут я уже узнала и себя: если вижу, что ребенок перестал рисовать, сразу же даю ему в руки пластилин. Надоел пластилин – предлагаю конструктор.

Оказывается, что это только мешает ребенку развивать свою инициативность и творческое мышление.

Поэтому нужно предоставлять своим детям делать то, что хотят они (или ничего не делать – это тоже нормально).

Телесные наказания

Никогда не нужно бить своих детей. Если хочется как-то их наказать, то ищите более гуманные способы это сделать.

Телесные наказания увеличивают риск отставания детей в развитии и ухудшают ваши отношения с ними.

«Знай свое место»

Ребенок имеет право знать, что происходит в семье, так как это напрямую касается его. Даже если вам кажется, что он не поймет ваших взрослых дел, то постарайтесь объяснить их суть простым языком, и даже узнайте его мнение. Это даст ребенку понять, что он равноправный член семьи.

Максимальная защита

Иногда у меня включается желание никуда не отпускать сына, так как в большом мире его поджидает много опасностей. Но это не правильно, так как он должен знакомиться с миром и получать новый опыт каждый день.

Слишком активная похвала

Конечно, своих детей можно и нужно хвалить, но не стоит перебарщивать – это может сыграть с вами плохую шутку. Ребенок просто перестанет стараться, так как будет знать, что его в любом случае похвалят – а это ведь не то, чего вы добивались своей похвалой.

Никаких самостоятельных решений

Попробуйте довериться своему ребенку и разрешить ему выбрать себе шапку или печенье к чаю – это научит его принимать решения и сделает самостоятельным и уверенным в себе.

Предугадывание желаний

Да, маленькие дети могут всем своим видом показывать, чего именно они хотят. Но нужно давать ребенку высказаться, сначала жестами, потом уже словами, так как это прекрасный способ развития навыков общения.

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам

Запреты на «взрослые» вещи

Мой сын раньше обожал играть с ложками и кастрюльками – он делал из них очаровательный оркестр.

Вам нужно только присматривать за свои малышом, и «взрослые» вещи не будут предоставлять для него никакой опасности.

Неуверенность в возможностях ребенка

Нужно всегда поддерживать начинания своих детей, и всячески им помогать – это ваша главная задача, как родителя.

После того посещения психолога я в скором времени избавилась от всех этих привычек, чего и желаю вам, ведь они слишком усложняют жизнь.

Попробуйте просто отказаться от некоторых из вышеприведенных пунктов, и ваши отношения с ребенком станут намного лучше – вот увидите!

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал. А мы будем радовать самыми интересными статьями.

Источник

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Читайте также:  Книги для занятий с ребенком для развития речи

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник