Что такое вербальное развитие ребенка

Что такое вербальное развитие ребенка thumbnail

Вербальный интеллект определяет способность ребенка воспринимать значение слов, а затем, по прошествии некоторого времени, повторять их в устной и письменной форме, понимать более сложные словесные структуры., включая словосочетания, фразы, выражения, параграфы и целые книги, а так же разбираться во всех усложняющихся формах взаимосвязей различных понятий типа: «Собака-кошка», «Щенок-котенок».

Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г. Айзенка.

 Со следующей подборкой простых игр вы сможете создавать условия для развития вербального мышления своего ребенка. Играм можно выделить специальное время дома, а можно с помощью них коротать минуты в дороге или в очереди. Хороши они и тем, что играть в них можно пока родитель отдыхает на диване, либо одновременно с другим взрослым занятием.

  1. Игра «ЧТО ЭТО?»

          Называете предмет, а ребенок должен сказать к какой логической категории он относится. Например, стакан – посуда, яблоко – фрукт и т.п. Можно усложнить игру предлагая исключить лишнее. Например: яблоко, картошка, капуста, огурец. При этом ребенок может выбрать огурец, потому что он один не круглый.  Или картошку, потому что она одна не зеленая. Не называйте ответ не верным. Посмейтесь вместе с ребенком и похвалите за его находчивость. Но назовите признак, который вы имели ввиду, когда загадывали слова.

  1. Игра «ЧТО ДЕЛАТЬ»

          Вы называет животное (профессию, вид транспорта, имя человека…). Ребенок называет какое-либо действие этого животного: как голос подает, как передвигается и т.п. Так же с профессией, транспортом и прочим. Затем ребенок дает задание Вам.

  1. Игра «ХОЛОДНО-ЖАРКО»

Ребенок отвечает словом с противоположным значением на сказанное ему наречие: высоко – низко, быстро – медленно, тихо – громко и т.п. Позвольте ребенку дать задание вам.

  1. Игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Попросите ребенка внимательно послушать и исправить ошибку: Букварь потерял Ирину. Фонарик светит Борей. У грибов в ведре много ребят. На ребятах ныряет река. На репке растет грядка. А затем ребенок пробует составить сам не правильное предложение, а Вы исправляете.

  1. Игра «СРАВНИ»

Попросите ребенка сравнить кошку и собаку, старого человека и молодого и т. п. Сравнивайте по очереди, на своем примере показывая образец. Сначала выделяйте существенные признаки, затем второстепенные. Можно сначала находить только схожести, затем только отличия. Когда ребенок натренируется сравнивать можно, указывая и сходства, и различия.

  1. Игра «ОТГАДАЙ О КОМ РЕЧЬ»

Загадываете любое одушевленное существо, а ребенок, задавая вопросы, на которые можно отвечать только ДА или НЕТ, отгадывает его. Затем загадывает ребенок.

  1. Игра «ПЕРЕВЕРТЫШ»

Перевернуть все слова в песне (стихотворении) наоборот, а ребенок должен отгадать песню (стих). Затем переворачивает ребенок.

  1. Игра «КРОКОДИЛ СЛОВАМИ»

Описать загаданное слово, не используя однокоренных слов  и жестов! Можно играть с картинками, вытягивая их по очереди.

  1. Игра «Сочини сказку»

Каждый ребенок сочинит предложение, а последующий продолжение. И так пока не надоест. Можно сочинять сказки, а можно пересказывать известные ребенку, но на другой лад.

УСПЕХОВ!

Источник

Вербальное и невербальное мышление: особенности, различия и развитие

Каждый человек в своём мыслительном процессе опирается на наглядные образы, использует определённые понятия или концепции. Помимо этого, он способен думать с помощью слов. Таким образом, люди применяют оба способа мышления: с невербальным и вербальным компонентом.

Что это такое?

Все люди размышляют об одном и том же действии, явлении или предмете по-разному. Каждый интеллектуальный стиль мышления напрямую зависит от умения думать с привлечением наглядных образов (невербальный тип) или отвлечённых знаковых структур (вербальный вид).

В психологии считается, что вербальное (абстрактное) и невербальное (пространственное) мышление зависит от типа интеллекта. Вербальный интеллект позволяет индивиду систематизировать и тщательно анализировать приобретённые знания с помощью набора слов, овладевать чтением, письменной и устной речью. Он отражает словесно-логическое мышление. Невербальный интеллект оперирует пространственными объектами и зрительными образами.

Оба вида мышления взаимосвязаны. Снижение одного из них влияет на другой вид. Недоразвитое вербальное мышление отражается на восприятии и понимании информации. Низкий уровень невербального мыслительного процесса тормозит развитие речи. Например, если человек плохо ориентируется при распознавании формы, размера и соотношения предмета, то он может путаться в буквах, схожих по изображению.

Без наличия пространственного мышления невозможно развить речевой аппарат.

Что такое вербальное развитие ребенка

Невербальное мышление

Этот вид мыслительного акта основывается на базе наглядных объектов. С его помощью человек может находить сходства и различия изображённых предметов и точно определять их положение. Представление предметов и наглядно-чувственные образы возникают в процессе восприятия.

Вербальное мышление

Основой этого вида мыслительной деятельности выступает речь. Она может осуществляться в процессе внутреннего или внешнего размышления. Человеку свойственно отражать объективный мир в словесной форме. Хорошее владение словом даёт возможность человеку донести нужную мысль до другой личности. Неумение выражать словами свои мысли затрудняет контактирование с окружающими.

Люди с хорошо развитой словесно-логической мыслительной деятельностью имеют гибкий ум, могут легко переключаться с одной задачи на решение другой проблемы. Они обладают богатой фантазией и высоким эмоциональным уровнем, могут свободно оперировать понятиями, суждениями и умозаключениями.

Вербальные способности проявляются в умелом применении речевых навыков для выражения мыслей, полученных в результате словесно-логического мышления. Люди могут анализировать, обобщать, строить теории и гипотезы.

Что такое вербальное развитие ребенка

Отличия

Психологи полагают, что людям, обладающим невербальным мышлением, сложно справляться даже с простейшими задачами, представленными в знаковой форме. Индивидам с вербальным типом мыслительной деятельности труднодоступны задачи, требующие оперирования наглядными образами. Но они имеют способности к изучению иностранных языков.

Люди с невербальным мышлением имеют наклонности в области черчения и живописи. Они хорошо разбираются в схемах и чертежах, могут создавать различные конструкции. При наглядном мышлении в мозговых структурах человека всплывают чёткие образы предметов и явлений, при вербальном мыслительном процессе – отвлечённые знаковые структуры.

Мышление формируется в процессе общения с другими людьми. Оба вида мышления способствуют передаче информации от одного человека другому. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью языка жестов, мимики и движений. Вербально-речевые формы создаются посредством языковых конструкций.

Речевая деятельность осуществляется устно и письменно в виде монолога или диалога. Для её реализации важно изучить грамматические и синтаксические особенности языка, освоить лексический (словарный) состав.

Для осуществления устной речи важно овладеть фонетикой, то есть способностью различать звуки на слух, и правильностью произношения.

Что такое вербальное развитие ребенка

Как развить?

Словесное мышление помогает людям познавать и совершенствовать себя, общаться и взаимодействовать с другими людьми. Развивать его нужно у детей с младенческого возраста. Малышам свойственно наглядно-образное мышление, то есть преобладает невербальный компонент. Маленькие дети обращают внимание на внешние и часто несущественные признаки. Неумение выразить свою мысль словами означает, что вербальный образ ещё не сформирован.

Для развития словесно-логического мыслительного процесса дошкольникам нужно предлагать сочинение сказок, разгадывание загадок, пересказ мультфильмов. Они должны решать несложные логические задачки, объяснять значение поговорок и пословиц. Со временем ребёнок приобретает способность пересказывать смысл полученной информации. От уровня, сложившегося в младшем возрасте, зависит дальнейшее обучение. Чем раньше начинается формирование вербального мышления, тем легче даётся ребёнку усвоение учебного материала.

Развитие мыслительной деятельности у младших школьников проходит ряд этапов.

  • Сначала дети свои умозаключения строят на основе наглядных предпосылок, полученных непосредственно в наблюдении.
  • Затем умозаключения создаются на базе абстрактных постулатов. При этом школьники опираются на знакомые примеры и наглядный материал.
  • И, наконец, ученики обучаются самостоятельному обобщению данных и извлечению соответствующих выводов.

Что такое вербальное развитие ребенка

Результативность прохождения всех этапов напрямую зависит от развития вербального мышления. Речь ребёнка складывается под влиянием общения с окружающими. Развитие речи отражается на формировании мыслительного процесса. Существует немало эффективных способов его совершенствования. Незатейливые групповые игры хорошо подходят для детей и взрослых.

  • Организация мыслей с помощью кластеризации подразумевает подбор темы, которая фиксируется на листке и обрамляется. Затем записываются ассоциации и эмоции, связанные со словом. Каждую из них заключают в рамку и стрелками указывают связь между ними.
  • Объяснение инопланетянину значения слова является эффективным упражнением для развития вербального мыслительного процесса. Участникам игры предлагают представить разговор с инопланетным существом. Надо доступным языком раскрыть содержание какого-нибудь явления или предмета. Начинают с объяснения смысла простых слов таких, как «пчела», «мёд», «полёт». Затем берут более сложные понятия: «успех», «удача», «счастье».
  • Скороговорки знакомят с богатством русского языка, помогают ощутить красоту чистой речи, вникнуть в новые поэтические образы. Для совершенствования вербального мышления рекомендуют придумывать продолжение 3–4 скороговорок. Коллективная игра строится на передаче скороговорки по цепочке. Хорошо развивает этот вид мышления самостоятельное придумывание новой скороговорки.
  • Инакомыслие предполагает переименование предмета. Например, шкаф – хранилище, радио – громкоговоритель. Допускаются несуществующие слова. Лучше всего задание выполнять в процессе соревновательной игры. Выигрывает команда, которая сочинит больше слов для предмета.
  • Существует игра «Аббревиатура». Заранее на карточках записывают любые не слишком длинные слова, выполняющие роль аббревиатуры. Игроки вытягивают одну из них. Через минуту выдают расшифровку слова. Например, в итоге составленная фраза может выглядеть так: «фонтан» – фокусник оригинально напилил трубочками ароматные нарциссы.
  • Внутренний диалог с самим собой в различных бытовых ситуациях хорошо тренирует вербальный мыслительный акт. Присутствие внутреннего собеседника может быть при выполнении уборки квартиры, приготовлении пищи, выборе одежды для прогулки.
  • Тренировочное чтение, сопровождающееся охватом большого обзора слов, способствует развитию этого вида мышления.
  • Шахматы заставляют личность размышлять и просчитывать ходы на несколько шагов вперёд.

Что такое вербальное развитие ребенка

Что такое вербальное развитие ребенка

Источник

Добрый день, подружки-бебирушки! Прошу прощения за такой долгий перерыв, только добрались мои руки до статьи)

Итак, как и было обещано, сегодня мы поговорим о начальном вербальном этапе. Этот этап многие логопеды условно делят от 1 года до 2,5 лет, кто-то от 9 месяцев до 2-3 лет. Я считаю, что идеально от 1 года до 3 лет. От появления первых слов до появления развернутой, грамматически правильно построенной связной речи.

Если в довербальном этапе преобладало эмоциональное общение с ребенком, то в данном этапе прибавляется еще и правильная речь окружающих ребенка людей.

Что это значит? Мы любим искажать слова, коверкать, сюсюкать, подражать малышу, не задумываясь о том, что малыш перенимает наше речевое поведение… Об этом подробнее в конце, а пока посмотрим как же развивается в норме речь ребенка от 1 года до 3 лет.

Итак. 1 год. Переломный момент. Малыш все лучше понимает инструкции, обогащает свой пассивный словарь. В его активе имеется 3-4 лепетных слова с соотнесением. Ребенок в этом возрасте понимает простую инструкцию взрослого, дополненную жестом. «Подай мяч», «Принеси куклу», «Выкинь бумажку» — это может быть игрой для него и Вас.

В 1 год 3 месяца активный словарь ребенка возрастает до 6 слов. Теперь малыш может понять инструкцию и без помощи жеста. Ребенок понимает названия отдельных предметов, может легко узнать их на сюжетных картинках.

1 год 6 месяцев. Ребенок может показать хотя бы одну часть тела, словарный запас колеблется от 7 до 20 слов. Ребенок изображает животных, подражает их звукам, узнает на картинках.

1 год 9 месяцев. Малыш может показать 3 части тела, появляются первые фразы из двух слов «Дай пить», «Хочу есть», «Мяч упал». Словарный запас минимум 20 слов. Словарный запас пополняется постоянно, поэтому обратите внимание на свою речь. Говорите правильно, не «бибика», а «машина»; не «куп-куп», а «купаться». Ребенок и без того упрощает сложные для него слова и, если при этом он еще и от вас-родителей слышит подобное, у него создается впечатление, что так и есть правильно.

2 года. Ребенок показывается минимум 5 частей тела, словарный запас 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию: «Подними куклу и принеси ее мне», неправильно применяет местоимения «я», «ты», «мне», строит предложения из двух слов, как минимум.

2 года 6 месяцев. Начинает адекватно использовать местоимения Я, Ты, Мне. Повторяет две цифры в правильной последовательности, появляется понятие «Один».

3 года. В три года мы с вами имеем дело с вполне себе сформировавшейся личностью, со свои характером и причудами. В этом возрасте словарный запас ребенка составляет как минимум 250 слов (какой качественный скачок в развитии речи за один год!). Ребенок овладел множественным числом существительных и глаголов. Малыш может назвать свое имя, пол и возраст, правильно употребляет простые предлоги (НА стол, В коробку и т.д.). В этом возрасте ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее.

1-3 года невероятно важный период становления речи вашего ребенка. Он подражает вам, учится чему-то новому самостоятельно, умеет самостоятельно играть, учится придумывать сюжеты для игр, истории, фантазирует. Вот поэтому я всегда говорю родителям: Будьте хорошим и правильным примером своим детям! Так они быстрее и лучше научатся всему тому, что должны уметь. Чем важен начальный вербальный этап? Именно здесь происходит становление почти всех звуков, именно на этом этапе происходит интуитивное освоение родного языка, именно здесь происходит такой невероятно качественный скачок в развитие ребенка в целом и речи, в частности.

Играйте вместе с ним, фантазируйте, выдумывайте, любите и поддерживайте! Это все, что ему нужно от вас!

Следующая статья будет посвященасвязной речи ребенка и нормам в произношении тех или иных звуков.

Спасибо за внимание и терпение!

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

Источник

Автор Ирина Кирьянова На чтение 7 мин. Просмотров 77 Опубликовано 25.11.2017

Вербально-логическое мышление имеет свои особенности и более присуще людям с математическим складом ума. Данный вид мышления можно развить в себе самостоятельно при помощи специальных тренингов. Вербальное мышление – грамотное использование слов, для выражения собственных чувств и эмоций. К сожалению, законам формальной логики в этом случае уделяется мало внимания. Формальные операции начинают совершаться человеком в возрасте одиннадцати лет. В этом возрасте ребенок уже способен систематизировать полученные знания и определять последствия, зная причины определенного явления.

Некоторые исследователи данного явления пришли к выводу о том, что между уровнем развития интеллекта и школьной успеваемостью имеется определенная связь. Американский психолог Дэвид Векслер в своем докладе говорит о том, что сила взаимосвязи учебной успеваемости с вербальным интеллектом гораздо сильнее, чем с невербальным.

вербальные способности этоВербальный вид интеллекта основывается на простейших для каждого понятиях, речь, письмо, чтение

Что такое вербальный тип мышления

Для начала давайте определимся с тем, что такое вербальный и невербальный интеллект. Интеллектом называется способность человека к обучению и адаптации к различным ситуациям. Вербальный тип интеллекта дает способность человеку изучить и провести тщательный анализ полученной информации. После систематизации человек получает возможность повторно воспроизвести полученные знания в виде набора слов. Вербальный тип способностей отвечает за отражение выраженности словесно-логического мышления. Именно этот вид способностей определяет грамотность применения различных речевых оборотов, для демонстрации своих мыслей.

Чем выше уровень вербального мышления, тем легче человеку получить новые знания и использовать их в дальнейшей жизни. Таким образом, люди с вербальным типом мышления являются прекрасными ораторами и с легкостью разбираются в гуманитарных предметах. При проведении психологической диагностики и оценки мышления, используются специальные методы, которые имеют направленность на анализ возможностей человека в сравнении, обобщении, исключении лишнего и поисков синонимов.

Зная об уровне развития вербального мышления можно определить склонность к изучению иностранных языков и способностью усвоить изучаемый материал. Данный тип мышления развивается в детские годы, в то время, когда ребенок пытается связать изученные слова в первые, самостоятельно произнесённые предложения. Определенная ступень развития данного вида интеллекта – изучение письменной грамоты. Для того чтобы облегчить процесс обучения чтения для ребенка, следует правильно подойти к анализу усвоения полученной информации. В большинстве случаев, ребенок проявляет признаки готовности к этой форме обучения в возрасте от пяти до семи лет.

Вербальное мышление — это неотъемлемая составляющая успешного усвоения полученных знаний. Это касается как гуманитарных, так и технических предметов. Когда уровень развития ребенка имеет определенное значение, процесс усвоения новых знаний протекает достаточно легко. Ребенок не только понимает смысл полученной информации, но и обладает способностью пересказать усвоенное своими словами.

что такое вербальные способностиКаждый из видов интеллекта, будь то вербальный интеллект или невербальный, обладает высоким значением для человека

Невербальный вид интеллекта – основывается на базе пространственных объектов и зрительных образов. Здесь оперируют наглядные объекты. Умение найти сходство и различие предметов и изображений, а также способность правильно определить их положение, является ярким примером невербального мышления. Данный вид развития помогает человеку читать различные схемы и чертежи, создавать конструкции и писать живопись.

Упор на развитие вербальных способностей способствует освоению различных языковых систем. Каждая из языковых систем состоит из определенных элементов и правил создания конструкций из этих деталей. Большинство языковых систем включает в себя:

  • синтаксис;
  • фонетику;
  • лексику;
  • грамматику.

Фонетика – звуковая составляющая языка. При развитых вербальных способностях, человек демонстрирует легкость в различении звуков и способность с первого раза правильно произнести незнакомое слово. Грамматика подразумевает правильное построение фраз, где слова имеют согласованность между собой. Синтаксис – правильное оформление предложений, позволяющее связать их между собой. Таким образом, вербальные способности — это одна из главных составляющих богатого словарного запаса.

Все вышеперечисленное позволяет человеку наладить коммуникацию с другими людьми. Высокое развитие интеллекта дает возможность не только грамотно объяснить свои мысли собеседнику, но и обосновать свою точку зрения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей приводит к затруднению в общении с другими людьми. Невербальная коммуникация также имеет огромное значение, так как жесты, мимика и положение тела является частью выражения собственных эмоций.

Оба вида коммуникаций — единственный способ передачи информации от человека к человеку.

вербальный интеллект этоВербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию

Методы диагностики развития мышления

На сегодняшний день существует несколько методик проверки вербального и невербального развития. Главные отличия этих методик заключаются в материале, используемом для тестов и самих заданиях. Анализ уровня вербального развития проводится на основе сравнений, синтеза и анализа словесных материалов. Во время проведения диагностики, в обязательном порядке следует учитывать возраст человека, проходящего испытания. Для проверки уровня вербального развития применяется специальный тест, разработанный Г.Айзенком.

Уровень развитости невербального мышления определяется с помощью тестов, основанных на наглядных предметах. Во время прохождения подобных заданий, человек должен напрямую взаимодействовать с различными предметами, составляя из них сложные конструкции и проводя аналогии между отдельными элементами. Данный метод диагностики включает себя применение таких предметов, как доска форм Сегена, «Куб Коса» и матрица Равена.

Существуют диагностические методики, которые позволяют дать оценку обеим формам мышления одним приемом. К таким методам диагностики относится тест на развитие, имени Векслера. Следует обратить внимание, что для прохождения этого теста, требуется длительный временной промежуток, равный двум часам.

Как связана успеваемость с вербальными способностями

Мышление, основанное на образах и ассоциативном ряде, имеет свои достоинства. Люди с этим типом мышления имеют гибкий ум, способный в течение нескольких минут переключить внимание с одной задачи на другую. Также эта категория людей проявляет богатую фантазию и высокий уровень эмоциональности. Таких людей часто называют лириками, из-за отсутствия возможной объективной оценки окружающего мира. Для лириков, мир — окружающий человека, необычайно интересен и волнующий.

Говоря об этом, следует упомянуть о том, что лирики и логики извечные противоположности друг друга. Для того чтобы определить к какой категории людей относится конкретный человек, используются специальные тесты. Во время тестирования выявляется уровень эрудиции, а также способность выявить общие признаки в написании конкретных слов. Обычно в данных тестах имеются определенные подвохи в написании конкретных слов. Если найти определенный вариант шифра, то в дальнейшем справиться с подобными тестами не составит труда.

Разбирая вопрос о том, что такое вербальные способности, нужно обратить внимание на тот факт, что каждую секунду человек пребывает в потоке различных мыслей. Мысли, не дающие покоя, препятствуют достижению эффекта и получению результата. Мыслительный процесс может вызвать серьезную усталость по окончании трудового дня. Это означает, что умение отбросить второстепенные задачи и сосредоточиться на выполнении главного задания, является одним из проявлений наличия вербальных способностей.

вербальное мышление этоВербальные способности — это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление

Заключение

Вербальный интеллект — это способность проявить на практике полученные знания. Следует сделать небольшое отступление и сказать о том, что между невербальным мышлением и вербальным интеллектом существует явная взаимосвязь. Снижение уровня развития одного из этих качеств, автоматически отражается на втором типе мышления.

Недостаток развитости пространственного мышления, проблемы с определением формы и размеров окружающих предметов, приводят к проблемам с развитием речевого аппарата. Этот может выражаться в путанице слов и неправильном воспроизведении звуков. Недостаток вербального развития приводит к нарушению восприятия информации.

Источник