Что такое уровень актуального развития ребенка

Картинка взята с сайта smartprogress.do

Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.

Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.

Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может “прыгнуть выше головы”. Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.

Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.

Источник

Первым ученым-психологом, начавшим разработку вопросов о связи детского развития и обучения, был Л. С. Выготский. В рамках своей исследовательской традиции, получившей название культурно-исторической теории, ученый вырабатывал собственные пути познании высших психических функций у детей.

Он сформировал две конструкции – зона ближайшего развития, сокращенно ЗБР, и зона актуального развития, сокращенно ЗАР. Эти конструкции используются для опосредования связей между обучением детей и их психическим развитием.

Обучение по сути сводится к приобретению навыков, а навыки связаны с развитием психики. Поэтому обучая ребенка, взрослый развивает его психику, делает его восприимчивым все к новым и к новым знаниям.

Что такое зона актуального развития

ЗАР понимают, как комплекс знаний, навыков и умений, которыми ребенок владеет на конкретный момент. Этот комплекс – резерв ребенка, то, что он может использовать в своей деятельности без помощи и организации взрослого. Например, навык держать карандаш и наносить линии на бумагу – это отработанный навык, привычное действие из ЗАР. Малыш может сам брать карандаш и черкать им в альбоме. Для него еще не имеют значение ни цвет карандаша, ни качество бумаги – он просто реализует полученное умение.

Рисование сюжетной картинки, например, солнышка с лучиками, требующее помощи взрослого, в ЗАР пока не входит. По примеру взрослого или ведя руку вслед за его рукой, ребенок может изобразить круг и черточки за внешним краем круга – солнечный диск и лучи. Однако, сам он не в силах еще найти решение. При этом потенциал ребенка в рисовании солнышка должен учитываться при организации занятий с ним.

Читайте также:  Мяч для развития ребенка в год

Для организации процесса обучения таким образом необходимо учитывать не только уже отработанные навыки, но и потенциально возможные в ближайшее время, находящиеся пока что на пределе трудностей ребенка. Так решаются сразу две задачи: диагностическая – понимание того, что ребенок может, и педагогическая — понимание того, как научить ребенка большему на основе реальных знаний.

Что такое зона ближайшего развития

Л.С. Выготский в качестве синонима конструкции ЗБР использовал словосочетание «зона интеллектуального подражания». Но подражание понимается не как бессмысленное повторение действия, а опознаваемое действие, совершаемое с заинтересованностью в процессе или в результате. Ребенок пользуется интеллектом для формирования ЗБР, он сотрудничает со взрослым, а не копирует его.

В нее входят задачи, которые по силам ребенку, но он нуждается в помощи или подсказке. Пример с рисованием солнышка показывает, что, используя навык держания карандаша и навык нанесения линий из ЗАР, ребенок потенциально готов при правильной организации со стороны взрослого создать сюжетную картинку.

То, с чем ребенок справляется при помощи наводящих вопросов, под руководством взрослого или с его помощью, составляет ЗБР. По мере роста и развития ребенка – а дети растут довольно быстро – знания из ЗБР переходя в ЗАР, сменяясь другими потенциальными навыками и умениями.

Отличия между ЗАР и ЗБР

Граница между ЗАР и ЗБР пролегает через первое задание, выполнение которого затрудняет ребенка. Последнее, самостоятельно выполненное малышом задание списывается в ЗАР, а первое, на котором он, условно говоря, споткнулся, — уже относится к ЗБР.

Что касается элементов ЗАР, то здесь ребенок не испытывает затруднений. Его деятельность по-своему упорядочена и организована. В условиях ЗБП ребенок находится в замешательстве, но справляется с ситуацией при содействии взрослого.

Содействие взрослого для отработки с ребенком навыков из ЗБР сводятся к следующему:

  • Личный пример,
  • Совместная работа с ребенком,
  • Руководство действиями ребенка,
  • Работа с ребенком, для которого данный навык уже лежит в сфере ЗАР, в присутствии ребенка, не отработавшего еще навык. При этом корректно и правильно будет сравнивать не способности и уровень развития двух разных детей, а способности и уровень развития одного ребенка в различные моменты его жизни. При таком подходе налицо будет прогресс.

Область ЗБР, во-первых, всегда ограничена, во-вторых, всегда непостоянна. С одной стороны, она ограничена областью ЗАР, которая все время расширяется за счет освоения ребенком новых «ближайших» навыков. С другой стороны, перечень «ближайших» навыков небесконечен в данный конкретный момент.

За границами ЗБР лежит область актуально недоступного, то есть того, что ребенок не в состоянии сделать даже при содействии взрослого. Так, научившийся стоять на ногах малыш делает первые шаги, держа за руку другого человека. Умение стоять для него актуально, а умение ходить – ближайший к освоению навык. Но бежать сейчас ребенок не может даже при содействии взрослого, так как в силу физических особенностей не может подражать бегающим. Умение бегать на данный момент ля него актуально недоступно.

При этом неосвоенные навыки ЗБР постоянно переходят в ЗАР по мере освоения, а им на смену приходят неосвоенные навыки из числа актуально недоступных. В ЗБР переходят только те навыки, которые ребенок интеллектуально осознает, но ему требуется помощь. в сфере актуально недоступных лежат навыки, неосознаваемые ребенком, не понимаемые им, не поддающиеся осмыслению.

Например, восьмимесячный ребенок получил коробку шахмат. Он может взять фигурки в ручки – это действие ему уже доступно на протяжении нескольких месяцев и входит в его ЗАР. Он может попытаться поставить фигурку на шахматную доску, стол или другую горизонтальную поверхность, если взрослый покажет, как это делается. Этот навык из сферы ЗБР будет отрабатываться какое-то время, но вполне успешно усвоится.

Но если взрослый, манипулируя руками ребенка, расставит фигуры в игровом порядке, то ребенок ничего не поймет в этом процессе. Даже после освоения навыка постановки фигурки на стол так, чтобы она не падала, младенец не поймет логики и значения расстановки фигур в игровом порядке. Это умение попадет в его ЗБР очень нескоро и только при условии, что взрослый станет пробуждать у ребенка интерес к игре в шахматы.

Читайте также:  Правила развития мозга вашего ребенка fb2 скачать

Применение понятий ЗАР И ЗБР в обучении ребенка

Эффективное обучение ребенка строится следующим образом. Его познавательная деятельность организовывается так, чтобы он задействовал свои силы и возможности, пользовался твердо усвоенными навыками и знаниями из ЗАР, но стремился к освоению элементов ЗБР.

Научив ребенка надевать колготки, убедившись, что он надевает их самостоятельно, правильно определяя, где пятка, а где носок, и ориентируется в пресловутых «полосках», взрослый показывает, как вывернуть колготки лицевой частью, если они были сняты наизнанку. Поскольку малыш умеет надевать колготки, то вскоре он освоил их выворачивание, которое пока находится в рамках ЗБР.

Помощь взрослого сводится к многократной демонстрации процесса выворачивания и поощрению попыток самостоятельно вывернуть одежду. Помощь тогда эффективна, когда ребенок приобретает способность справляться с тем, что было для него недоступно. Если ребенок долгое время не осваивает новый навык, взрослому следует пересмотреть свои методы помощи.

Психика человека устроена таким образом, что каждое небольшое усилие – физическое, умственное, волевое, — которое ему приходится прикладывать, стимулирует его к деятельности. Взрослый может вообще никак не сотрудничать с ребенком, но ребенок все равно, движимый природными силами, неосознанно копирует его навыки и развивается, хотя и гораздо медленнее тех детей, с которыми взрослые намеренно занимаются отработкой навыков.

При этом навыки более прочно усваиваются у тех детей, с которыми организованно занимались, полученные в условиях сотрудничества со взрослым знания также более глубокие, чем схваченные случайно.

Ребенок тогда гармонично развивается, когда имеет возможность получить помощь взрослого во всякое время. Но задача взрослого не только оказать помощь, но и удержаться от ее оказания тогда, когда ребенок ее еще не просит. Зачастую взрослые в спешке или по каким-то иным причинам делают за ребенка не только то, что лежит для него в ЗБР и только подлежит освоению, но также то, что он давно усвоил и поместил в багаж ЗАР.

Например, ребенок делает поделку для детского сада. Он умеет приклеивать детали, может определять место элементов поделки, создавать сюжетную композицию. Эти умения состоят в его ЗАР. Но с ножницами ребенок обращается неуверенно и ему требуется помощь взрослого. С первого, второго и нескольких последующих раз вырезать деталь у ребенка не получится.

Но после экспериментов с несколькими заготовками он более-менее справится с задачей. Но взрослый не хочет ждать, пока ребенок сам вырежет ножницами деталь и приклеит ее. К тому же взрослый знает, что вырезанный элемент будет непропорциональным, неправильной формы, с неровными линиями разреза. Взрослый сам вырезает нужный элемент, лишая ребенка возможности отработать навык из ЗБР.

Желая, чтобы предназначенная для садика поделка выглядела аккуратно, взрослый сам приклеивает ее, точно отмерив количество клея и определив место приклеивания. Так он лишает возможности ребенка реализовать знакомый навык из ЗАР. Обычно ребенок теряет интерес к поделке, поскольку испытывает разочарование: он бесполезен. Особо впечатлительный ребенок еще и потеряет интерес к освоению навыка владения ножницами. В данном случае сотрудничества нет, поскольку участие малыша сведено к простому наблюдению без возможности участвовать.

Обучение в условиях сотрудничества со взрослым крайне благоприятно сказывается на развитии психики ребенка. Организовывая совместную с ребенком деятельность в ЗБР, взрослый активизирует у него познавательные процессы. Но участие взрослого должно быть ровно таким, чтобы ребенок смог реализовать все полученные ранее навыки для полноценного освоения «ближайшими» навыками.

Если деятельность ребенка и взрослого лежит за пределами ЗБР, в зоне актуально недоступного, то ее не только нельзя назвать обучающей, но можно охарактеризовать как угнетающую, более вредную, чем отсутствие организованных занятий. Ребенок ничего не понимает и может принимать посильного участия. Это укрепляет в нем уверенность в собственной несостоятельности и неспособности к познанию. Постепенно познавательный интерес у такого ребенка угасает.

Важным моментом обучения выступает так называемая работа над ошибками. Мало показать ребенку образец и объяснить, как его сделать. Нужно проанализировать то, что привело несколько раз к неудаче, и обратить на это внимание ребенка. Он сам должен прийти к выводу, как ему изменить алгоритм действий. Маленькому ребенку можно предложить на выбор две схемы – с исправленным алгоритмом и с неисправленным – и мягко подвести к нужно выбору. Так ребенок получает важнейший опыт самостоятельного преодоления трудностей и принятия решений.

Читайте также:  Занятия с трехлетним ребенком по развитию речи

Таким образом, содействие взрослого выражается разнообразно: как демонстрация примера для подражания, как совместное решение проблемы, как совместный поиск ошибки в действиях, как предложение альтернативы.

Источник

Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка, определяемым самостоятельными достижениями ребенка, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития». «Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.

Зона ближайшего развития – логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции. Возможности обучения во многом определяются зоной ближайшего развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения.

Между этими порогами и находится оптимальный период обучения. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», – писал Л. С. Выготский. Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития может вести развитие вперед, ибо то, что лежит в зоне ближайшего развития, в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя.

Понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития – симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще несозревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации.

Определение обоих уровней развития – актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития – составляет вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использован; как показатель индивидуальных различий детей.

У детей с одинаковым актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем решает самостоятельно все похожие задачи. Другому трудно выполнить задание даже с помощью взрослого. Поэтому, оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только его актуальный уровень (результаты тестирования), но и «завтрашний день» — зону ближайшего развития.

Источник