Что такое социально реабилитационный центр развития ребенка
Вашему ребенку поставлен непростой пожизненный диагноз — ДЦП, аутизм, синдром Дауна или Вильямса, любое другое генетическое нарушение… Или же вы пока только замечаете, что с вашим малышом «что-то не так» — он явно отстает в развитии от сверстников, значит надо как можно скорее установить диагноз и немедленно вступать на путь реабилитации и коррекции развития ребенка. Возможностей для этого много.
Если диагноз неизвестен
Вы замечаете, что ваш ребенок позже других своих ровесников встал на ножки, пошел, заговорил, если у него проблемы с приучением к горшку, энурез (ночное недержание мочи) — это верные сигналы к тому, чтобы обратиться к участковому врачу, чтобы он направил вас:
- во-первых, к неврологу;
- во-вторых, к генетику;
- в-третьих, к психиатру.
Родителям не стоит занимать позицию страуса: «Нет, этого не может быть! Почему это произошло с моим ребенком?!» Пока вы рефлексируете, страдаете или сомневаетесь, вы упускаете драгоценное время. Чем раньше будет установлен диагноз, тем скорее надо приступать к реабилитации. В этом случае выше вероятность, что ваш малыш, когда вырастет, станет социально адаптированным человеком, сможет обслуживать себя сам и идти по жизни самостоятельно.
Диагноз известен? Приступаем к реабилитации
Врачи, когда выносят родителям суровый приговор в виде неизлечимого диагноза, как правило, говорят следующее: «Чем больше вы вложите в своего ребенка, чем больше будете его развивать, тем лучше будет результат, тем больше отдача». Да, это касается абсолютно каждого ребенка! Но развитием «особого ребенка» надо заниматься в 10 или в 100 раз больше. Ведь ваша задача – как бы это сурово ни прозвучало — сделать его самостоятельным человеком до того момента, как вы уйдете из жизни. Сейчас без вас ребенок не может одеться-раздеться, помыть посуду, приготовить себе еду, распоряжаться деньгами, делать необходимые покупки… Такие дети могут быть безмерно добры, сочувственны, чистосердечны и при этом абсолютно беспомощны в быту. Ваша задача научить их обслуживать себя. И кроме того, научить их радоваться жизни, находить в ней прекрасное! Для этого жизненно необходимы не только занятия лечебной физкультурой, но и творчеством — рисованием, лепкой, пением, игрой на музыкальных инструментах — в меру сил и возможностей, разумеется.
Методики коррекции и развития индивидуальны
Рекомендовать конкретную программу развития в данном случае невозможно, потому что диагнозы и нарушения у всех особых детей настолько разные, что и подход к их реабилитации и коррекции развития сугубо индивидуален. Методики определяет только специалист, в каждом конкретном случае.
Вот список проблем в развитии или диагнозов с их аббревиатурами:
ДЦП — детский церебральный паралич;
ЗПР — задержка психического развития;
ЗРР — задержка речевого развития;
ММД — минимальная мозговая дисфункция;
ОДА — опорно-двигательный аппарат;
ОНР — общее недоразвитие речи;
РДА — ранний детский аутизм;
СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
ОВЗ — ограниченные возможности здоровья.
Главное — не воспринимать любой из диагнозов или отклонений в развитии как окончательный приговор, который «изменению и обжалованию не подлежит». Медицина и наука не стоят на месте. Врачи, психологи и педагоги, их опыт убеждают: и правильные методики, и родительская любовь творят чудеса.
Одна из ошибок родителей особых детей заключается в том, что они надеются вылечить болезнь лекарствами — дорогими, привезенными из-за границы, чудодейственными… Пытаются применять и стволовые клетки, и новейшие препараты — тщетно. Например, если ребенок не держит в руке карандаш, тут никакие таблетки не помогут — только занятия, занятия и еще раз занятия. И в результате ребенок, пусть и позже своих ровесников, но все-таки научится писать!
Куда обращаться?
В первую очередь к лечащему врачу — педиатру или психиатру. Если ребенку положена инвалидность — оформляйте и проследите, чтобы в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) были заполнены все важные для вашего диагноза пункты (ортопедическая обувь, слуховой аппарат, инвалидное кресло). Тогда все необходимое органы соцзащиты будут выдавать вам бесплатно. Кроме того, в ИПР должны написать и меры реабилитации — например, массаж, услуги логопеда, психолога и дефектолога. Услуги всех этих специалистов вам должны предоставить в районной детской поликлинике. Только не ждите, что вам оттуда позвонят и скажут: «Приходите на занятия с логопедом и психологом». Скорее всего, вам надо будет взять с собой ИПР, удостоверение ребенка-инвалида и пойди в поликлинику, чтобы выяснить, в какие дни недели и часы с вашим ребенком будут заниматься специалисты.
Итак, детская поликлиника — первое место, где вам обязаны предложить помощь. Кроме того, в тоже каждом районе округа есть Центры социального обслуживания. Найдите в интернете их адреса, например, наберите в поисковике: ЦСО «Коптево» — и выпадет адрес и телефон, куда можно обратиться.
Затем обратитесь в окружное управление образования, в ведомстве которого находятся центры развития особых детей. В управлениях образования работают знающие специалисты — они знают каждого особого ребенка лично! Если, конечно, родители обращаются к ним за помощью и советом. Там вам порекомендуют и центр развития и реабилитации, и дошкольное учреждение, куда принимают особых детей, и коррекционную школу, подходящую именно вашему чаду. Есть инклюзивные школы (инклюзия — от слова «включение», это когда одного или двух особых детей) принимают в обычный класс. Но пока, скажем честно, инклюзия не очень-то приживается на нашей почве: настолько велика разница в способностях и возможностях детей, что трудно становится всем — и здоровым детям, и особым, и главное — учителям, которым надо, по сути, разрываться на части между одними учениками и другими.
В каждом округе есть Центр социальной помощи — постучитесь и в эти двери! Там тоже занимаются с детьми творчеством, играют в развивающие игры, психологи консультируют семьи в разных ситуациях.
Поскольку особых детей с каждым годом почему-то рождается все больше, то и центров для их развития, коррекции и реабилитации возникает достаточно: как государственных, так и частных. В приложении к этому тексту дан длинный список адресов, где указаны развивающие центры, работающие в каждом округе. Пообдерите, какой именно подходит вашему ребенку.
Чем там занимаются?
Обязательно проходят занятия с дефектологом, логопедом, психологом. Важный предмет — социальная адаптация, где ребенку в игровой форме объясняют, как вести себя в обществе, прививают навыки общения. Развитие речи, расширение кругозора, познание мира — все происходит в доступной для особых детей форме. Разработка мелкой моторики полезна для развития мозговой деятельности, поэтому с детьми обязательно занимаются лепкой из пластилина или соленого теста. Потом игрушки из текста раскрашивают красками — получаются очень милые поделки! В некоторых центрах с детьми занимаются даже иностранными языками. Театр и музыкальные занятия неотъемлемы, потому что педагоги готовят с детьми утренники и праздники. В таких центрах делают все, чтобы дети не чувствовали себя на обочине жизни.
Предварительно позвоните в центр, расспросите условия приема: там, например, могут специализироваться на работе со слабослышащими детьми, а у вас может быть совершенно другая проблема.
Выбирайте центр поближе к дому. Особенность таких деток — быстрая утомляемость. Не стоит испытывать их силы и ездить через весь город. Залог успеха ваших занятий — стабильность, регулярность. А если ребенок будет утомляться, он начнет часто болеть, и тогда ожидаемого результата от занятий не будет.
Со здоровыми детьми — вместе!
Конечно, выбирая центр для развития своего ребенка, вы должны трезво оценить его способности, таланты и физические возможности. Дети со сложными диагнозами порой настолько разные по уровню своего развития, что иногда удивляешься, как они вообще могут, например, учиться в одном классе? Ведь их учебные знания и навыки — просто небо и земля. Скажем, у одного речь развита, а другой почти не разговаривает…
Поэтому, хорошенько подумайте, стоит ли вам вообще обращаться в центр реабилитации. Тот, у кого проблемы с речью в обществе детей, которые почти не говорят или заикаются, начнет подражать, следовать их примеру, по сути деградировать. Вам это надо?
Может, вашего ребенка можно отдать в обычную музыкальную школу? Пусть он не станет великим музыкантом, но для общего развития будет заниматься. Игра на любом музыкальном инструменте — это развитие координации, мелкой моторики, а значит — и головного мозга. Или может ваш ребенок, имеющий задержку речевого развития, прекрасно рисует? Тогда может отдать его в обычную художественную школу?
Ведь — давайте смотреть правде в глаза — в центрах развития и коррекции подбирается довольно трудное общество. С гиперактивными или, наоборот, аутичными детьми общаться непросто даже взрослому человеку. Очень непросто. Так зачем же тогда держать вашего ребенка в таком трудном обществе, если сам он социально адаптирован, не агрессивен, адекватен, умеет вести себя в обществе и главное — не мешает учебному процессу в классе с обычными здоровыми детьми? Пусть даже сам он чего-то недопонимает, главное — не мешает окружающим!
Если ваш ребенок именно такой — боритесь за то, чтобы его приняли в любое учреждение дополнительного образования — будь то Дом детского творчества, музыкальная или художественная школа. Не будут принимать — обращайтесь в Департамент образования города Москвы. Пока у нас действительно далеко не все люди готовы к тому, чтобы принять всех «немного странных» в свой круг. Наше с вами дело — постепенно стремиться к тому, чтобы ситуация изменилась.
В цивилизованном обществе давно поняли: пользу от такого общения получают обе стороны. Здоровые дети становятся более заботливыми, добрыми, внимательными. А проблемные детки совершают рывок в своем развитии, потому что пытаются следовать примеру здоровых.
Упорные занятия и интеграция, внедрение в здоровую среду — вот верный путь социальной адаптации и реабилитации особых детей.
Так что вы должны трезво оценить возможности вашего ребенка и понять, куда ему лучше направиться, где ему скорее помогут — в учреждении дополнительного образования или в центре реабилитации и коррекции.
Интернет вам в помощь!
Немного полезных ссылок:
www.osoboedetstvo.ru — сайт и форум, посвященные детям с особенностями развития;
www.terevinf.ru — сайт издательства, специализирующегося на лечебно-педагогической литературе для родителей и специалистов;
www.infodisability.org — база информационных ресурсов о помощи детям с нарушениями развития;
www.2008.childpsy.ru — сайт «Детский психолог»;
www.autism.ru — различные материалы, касающиеся раннего детского аутизма;
www.dorogavmir.ru — сайт родительской ассоциации «Дорога в мир»;
www.adhd-kids.narod.ru — сайт родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
www.acpp.ru — материалы Ассоциации детских психиатров и психологов;
www.sunchildren.narod.ru — сайт о синдроме Дауна;
www.infodisability.org — о методах коррекции;
www.terevinf.ru — сайт издательства, литература о помощи особому ребенку;
www.osoboedetstvo.ru/biblioteka/text/ — электронная библиотека литературы о помощи особым детям;
www.lekoteka.edu.ru — сайт «Новые формы дошкольного образования». Информация о службах ранней помощи, консультативных пунктах, центрах игровой поддержки, группах «Особый ребенок», лекотеках для дошкольников.
Лилия Ященко
См. также:
- Как оформить
инвалидность ребенку - Обучение
детей с ограниченными возможностями здоровья - Коррекционные
школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают - Как записать
ребенка-инвалида в летний лагерь, какие льготы положены и куда обращаться?
Источник
Социальный приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначены для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Основными направлениями деятельности этих учреждений являются:
· профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
· обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
· обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социо-культурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности, обеспечивает социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации. Центры создаются из расчета один на 5 – 10 тысяч детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается один Центр.
Социально-реабилитационный центр может включать в себя следующие структурные подразделения:
· отделение диагностики социальной дезадаптации;
· отделение реализации программ социальной реабилитации;
· отделение социально-правовой помощи;
· семейную воспитательную группу.
В качестве структурного подразделения социально-реабилитационного центра может быть образован социальный приют для детей и подростков. При этом в штатное расписание центра целесообразно вводить дополнительную должность заместителя директора центра – директора приюта.
Социальный приют для детей и подростков предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Приют создается из расчета один на 5 – 10 тысяч несовершеннолетних, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается один Приют.
Социальный приют для детей и подростков может включать в себя следующие подразделения:
· приемное отделение;
· отделение реализации программ социальной реабилитации;
· отделение социально-правовой помощи;
· семейную воспитательную группу.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначен для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 16 лет и оказания содействия в их дальнейшем устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может включать в себя следующие подразделения:
· приемное отделение;
· отделение реализации программ социальной реабилитации;
· отделение социально-правовой помощи;
· семейную воспитательную группу.
Отделение диагностики социальной дезадаптации предназначено для:
· выявления и анализа факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;
· определения форм и степени дезадаптации, особенностей личностного развития и поведения детей и подростков;
· разработки индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.
Приемное отделение предназначается для:
· проведения первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетних, направления их при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение;
· оказания первичной психологической помощи;
· изучения особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних;
· разработки индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков.
В отделении целесообразно предусматривать хранение набора продуктов для оказания экстренной помощи несовершеннолетним в течение суток.
Отделение реализации программ социальной реабилитации предназначается для:
· организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;
· оздоровления системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановления их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятия психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;
· содействия подросткам в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;
· включения детей и подростков в разнообразные виды деятельности, проводимые в учреждении и за его пределами;
· оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи.
Индивидуальная программа социальной реабилитации реализуется в условиях дневного или круглосуточного (стационар) пребывания ребенка в учреждении либо в семейной воспитательной группе. По завершении реализации программ социальной реабилитации сотрудники отделения осуществляют патронаж семей, где проживают несовершеннолетние.
В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних с учетом формы и степени их социальной дезадаптации. Количество детей и подростков в реабилитационной группе рекомендуется устанавливать:
· при условии дневного пребывания в учреждении – от 5 до 10 человек;
· при условии круглосуточного пребывания в учреждении – до 7 человек.
Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. В одном отделении целесообразно образовывать не более 5 реабилитационных групп.
Отделение социально-правовой помощи предназначается для:
· защиты прав и законных интересов воспитанников, в том числе, находящихся в семейных группах;
· оказания содействия органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в учреждении, в семью, интернатное учреждение, на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью и т.п.;
· формирования банка данных о потенциальных усыновителях, опекунах, попечителях, приемных семьях;
· организации психолого-педагогической, правовой подготовки к приему в семью неродных детей;
· наблюдения за адаптацией несовершеннолетних в принявших их семьях.
Семейная группа обеспечивает оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних и осуществляет свою деятельность на основании примерного положения о семейной группе специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Несовершеннолетний, помещаемый в семейную группу, остается воспитанником учреждения. Принимающая семья подбирается для каждого несовершеннолетнего индивидуально, проходит испытательный срок и подготовку. Семейная группа открывается приказом директора учреждения. Воспитатель семейной группы несет ответственность за здоровье, воспитание, развитие и обучение несовершеннолетнего.
Учреждение обязано осуществлять материальное обеспечение несовершеннолетнего в семейной группе по нормам, установленным для воспитанников учреждения, с учетом пожеланий воспитателя либо в форме выдачи продуктов питания и предметов вещевого довольствия, либо в форме денежной компенсации, а также осуществлять постоянный психолого-медико-социальный патронаж несовершеннолетних. Семейная группа может быть ликвидирована приказом директора учреждения в случае невыполнения воспитателем своих обязанностей по отношению к воспитаннику либо по заявлению воспитателя семейной группы, ребенок при этом переводится в учреждение.
Источник