Что такое сетка памяти при развитие ребенка

Что такое сетка памяти при развитие ребенка thumbnail
Разные люди по разному воспринимают поступающую информацию. Визуалы лучше запоминают то, что видят, аудиалы – посредством слуха, а кинестетики – через ощущения. Не всегда можно чётко определить, к какому типу относится ребёнок и конечно полезнее стараться развиваться разносторонне, предлагая ребенку игры, направленные на развитие разных типов памяти. Но бывает и так, что что-то не идет. Тогда возвращаемся в пункту первому методики Шичиды – любовь и никакого насилия)

К играм методики Шичиды, направленным на развитие зрительной памяти (фотопамяти) относятся:

  1. Сетка памяти (Memory Grid).
  2. Цепочка памяти (Linking Memory).
  3. Похожие картинки (Photo Memory Game).
  4. Мандала.
  5. Что исчезло, что появилось.


Сетка памяти это идеальное упражнение для начала. Оно подойдет детям чуть старше года (мы начали в 1.3). Упрощенный вариант таков. Рассказываете ребенку, что к нему в гости пришли карточки с животными, раскладываете их перед ним и знакомите с каждым. Даете время рассмотреть, потом еще раз всех называете и говорите, что сейчас животные хотят играть в прятки и быстро переворачиваете карточки. А теперь давай их искать! Где спрятался носорог? Именно в такой форме у нас идет эта игра и вызывает бурю восторга!
Начинать лучше с минимального количества карточек, например, даже с 2х, постепенно увеличивая их количество. И еще момент по поводу раскладки. Если ребенку интересно, но он часто ошибается, попробуйте разные варианты раскладки карточек: например, положить все в горизонтальную линию, а не раскладывать рядами, или положить их столбцами.

Вариант по-сложнее и более соответствующий методике, когда раскладываются карточки в хаотичном порядке на разлинованном клетчатом поле. Тут желательно иметь два одинаковых поля и два одинаковых набора карточек. Первые раз вы сами выкладываете карточки на поле, показываете и называете их ребенку, а потом накрываете свое поле вторым экземпляром и по одной даете ребенку изображения, которые нужно расположить по памяти в тех же клетках поля.
И самый сложный вариант, когда изображения на поле заменяются геометрическими фигурами разных цветов и нужно уже запомнить, например, где какого цвета круг стоял.

Цепочка памяти это забавная абсурдная история. На мой взгляд это упражнение идеально подходят детям, которые уже говорят и которые понимают абсурдность истории. Если ребенок говорит, но абсурдность пока не понимает, то лучше будет рассказать ему более-менее нормальную историю (сказки, стихи и т.п.), сопровождая ее выкладыванием соответствующих картинок. Единственное требование – история должна быть услышана впервые. После того как карточки разложены, на них налетает ветерок и ребенку приходится помогать панде (жирафу/кукле/машинке) собрать их в том же порядке, вспоминая рассказанную историю.

Почему абсурдность? Она хорошо развивает воображение, показывая, что оно безгранично и учит мыслить вне стандартных рамок. Вспомните, как в детстве вам говорили (а может быть и вы своему ребенку): “Почему у тебя солнце зеленое? Так не бывает! Возьми желтый, это же неправильно”. В фантазиях возможно все. Как иначе японцы стали выращивать квадратные арбузы? А ведь такого тоже не бывает! Умение мыслить нестандартно, поможет в будущем быстрее находить решение, а не ходить по прямой туда-сюда. Ну и к тому же абсурдная история смешна, что тоже является отличным элементом игры и больше понравится детям, чем строгая атмосфера учебы.
Почему я против абсурдных историй до момента, когда абсурд понятен? Потому, что это бессмысленно. Ребенок все равно не понимает того, что так не бывает, поэтому все плюсы, о которых я писала выше, и которые работают для более старшего возраста, исчезают. Зато прибавляется минус: вы сможете его запутать такой околесицей, что он не будет знать, где правда в жизни, а где вымысел. Ну это я конечно утрирую)) Просто это бессмысленно. Расскажите лучше сказку в картинках, в которой есть логика, но в то же время и элемент волшебства.

Похожие картинки или Photo Memory Game это по сути упрощенный вариант всем известной игры “Найди отличия”. Ребенку показывают сначала одну картинку, потом ее убирают и показывают сразу два очень похожих, одна из которых ему не знакома, а вторую он только что видел. Задача ребенка показать, какую он уже видел. Здесь важно, как задать вопрос. Некоторые дети предпочитают показывать новую картинку, тогда вопрос придется задавать иначе. Эта игра отлично развивает наблюдательность, внимание к деталям и зрительную память. Для детей по-старше кроме этого можно использовать уже упомянутый выше вариант с поиском отличий и еще аналоги зарубежной игры I spy, когда среди хаотично нарисованных на листе картинок нужно найти и показать, например, все цветы, все машинки и т.д. Для школьников отлично подойдет вариант с нахождением и порядковым счетом хаотично нарисованных разноцветных цифр от 1 до 100.

Мандала. В этом варианте ребенку предлагается не просто тыкнуть пальчиком в то, что он уже видел, а воспроизвести увиденное. Для детей по-младше подойдет вариант с трафаретами из цветной бумаги, которые надо наложить друг на друга для получения того же узора (наложить круг на квадрат и т.п. простые действия). Или же можно дать цветные карандаши/фломастеры и задачей ребенка будет просто черкнуть нужным цветом в нужном секторе черно-белой мандалы. Но тут все осложняется развитием моторики и точностью нанесения штриха, так что либо ребенок должен быть чуть старше, чем в варианте с цветными трафаретами, либо печатайте картинки покрупнее (на а5 или а4), чтобы точно не промахнулся))
Ну а детям старшего возраста предлагаем классическое полное раскрашивание мандал по памяти.

Что исчезло, что появилось – игра чем-то похожая на сетку памяти, только если в сетке ребенок должен вспомнить, где располагались все изображения и они у него даны, то в данном случае, ребенок не знает, что исчезнет, поэтому в вопросе есть элемент неожиданности. Вариант для младших детей: располагаем карточки в ряд, называем, потом закрываем их листом бумаги, так чтобы ребенок не видел и докладываем или убираем что-то одно (ну или два, три… в зависимости от опыта и развития памяти). Спрашиваем, что исчезло, а что появилось.
Вариант для детей по-старше: на разлинованном поле (как для сетки памяти) раскладываем карточки, знакомимся, потом закрываем листом бумаги и тихонько убираем что-то или добавляем. Спрашиваем что изменилось, если чего-то не хватает, то чего именно.
Еще один вариант: раскладываем карточки в ряд (рядами если их уже много), знакомимся, закрываем листом и перекладываем местами (сначала несколько, потом все больше и больше). Задача ребенка – навести первоначальный порядок.

Наверняка я что-то забыла и написала не обо всем) Но когда вспомню, это будет поводом написать еще!
Приятных вам игр и помните, что главное в методике Шичиды это любовь и следование интересам конкретно вашего ребенка. И не надо его ни с кем сравнивать! Каждый ребенок талантлив, но в своем.

Источник

В современном мире, поток информации, которую должен освоить ребёнок, огромен. Как запомнить все и при этом не перегрузить его? В этом как раз и поможет такая методика обучения, как эйдетика.

Эйдетика «эйдос» с греческого переводится как образ. От сюда понятно, что методика основана на запоминание образов.

Эйдетика – это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Основоположник метода учёный Виктор Урбанчич из Сербии. В 1907 году, он открыл феномен запоминания информации через зрительные образы, и способности воспроизвести информацию через время. В Советском союзе в 1936 году эйдетика была запрещена и только в 90е годы “вернулась” в страну.

Многие считают, что фотографическая память (а она и есть основа эйдетики ) даётся только некоторым людям от природы, но это не совсем верно. Учёные доказали, что задатки отличной памяти есть у всех, их просто необходимо развивать, чтобы с возрастом не утратить эту способность. А развивать можно уже с 3-4 лет, главное, чтобы ребёнку было интересно. Дети как раз лучше запоминают информацию через образы.

Плюсы эйдетики не только в умении хорошо запоминать информацию, она еще развивает: внимание, воображение, мышление, помогает в изучении иностранных языков, речи, фантазии, повышает работоспособность, также может использоваться и как способ подачи учебной информации.

Способы тренировки памяти с помощью метода эйдетики:

1.Зрительная прорисовка образа

С помощью этого способа хорошо запоминаются цифры, буквы. Представляем их в образе других предметов, которые ребёнку напоминают какие-либо предметы.

2. Мысленная прорисовка образа

Поможет запомнить длинное стихотворение. Необходимо погрузить в его атмосферу, представить написанное.

3. Способы запоминания точной информации

  • мнемотехника

Более подробно, о мнемотехнике можно прочитать здесь >>>

  • ассоциативная цепочка

Этот способ запоминая слов, основан на цепочке образов, которые всплывают один из другого.

Радостная девочка с сумкой идёт в лес собирать фрукты с дерева, которые видела по телевизору летом, когда был дождь, сидя на стуле.

– акровербальная техника

В основе технике лежит преобразования информации в необычные стихотворения. Такая техника поможет запомнить иностранный язык.

Игры, которые помогут тренировать образное мышление и память:

Подойдут разнообразные игры на установления ассоциаций (цветовых, тактильных, вкусовых, обонятельных, предметных, графических, а также связанных с геометрическими фигурами). Главный вопрос ребёнку в играх “О чём ты подумал?”

Например игра “Цветовые ассоциации”, взрослый показывает карточку с изображением пятна любого цвета. Ребёнок должен выбрать картинку с предметом, который у него ассоциируется с этим цветом. Аналогично проходит игры “На что похожи геометрические фигуры”, “На что похож этот звук”(вместо исходных карточек используем аудиозаписи), “Тактильные ассоциации” (с использованием тактильных карточек), “Что за предмет?”(называем признаки предмета) и т.д.

“Волшебные мешочки”

Аналог всеми знакомой игры на тактильное восприятие предмета.

В несколько мешочков кладём различные предметы, издающие звуки (камешки, монетки, бумага, полиэтиленовый пакет и т.д.). “Помогите” мешочку издать звук, спросите ребёнка, о чем он подумал.

Сочиняем сказку

Ребёнку даём несколько карточек с изображением предметов в определённой последовательности, и предлагаем ему сочинить сказку, рассказ, а возможно и даже стихотворение.

“Что пропало?”

Выкладываемкарточки с изображениемразличных предметов (количество зависит от возраста и индивидуальных способностей ребёнка), даём время на запоминание. Просим отвернуться, убираем одну или две, затем ребёнок должен вспомнить чего не хватает.

“На что похож”

Даём ребёнку любой предмет и просим назвать как можно больше его признаков (форма, цвет, размер, материал, недостатков и т.д.).

“Запомни движение”

Предложите малышу выучить с Вами танцевальные движения. Используйте для их запоминания ассоциации.

“Повтори за мной”

Из конструктора (мозаики или просто нарисовать) делаем какую либо фигуру (узор). Выдаём ребёнку набор таких же деталей, прячем и просим ребёнка изобразить такую же фигуру. Постепенно усложняйте её.

Друдлы

это визуальные загадки, помогают развить ассоциативное мышление.

Эйдетика выдающаяся методика для развития памяти, внимания и мышления. Подходит не только для детей, но и для взрослых.

Хорошая память залог – качественного обучения!

Вам может быть интересно:

Развиваем внимание у ребёнка. Простые, интересные игры и упражнения.

Как научить ребёнка быстро запоминать?

Развитие и воспитание детей. Каталог статей.

Источник

Память у детей: особенности, проблемы и коррекция

Мозг человека способен сохранять информацию об окружающем мире. Детская память своеобразна.

Характеристика

Память характеризуется способностью сохранения следов каких-то фактов и явлений в хранилище головного мозга с последующим воспроизведением.

У детей сначала проявляется наглядно-образная память. За время обучения в школе происходит формирование остальных видов.

Личности свойственно регулирование процесса закрепления в мозгу новых сведений. Только человек способен управлять формированием, развитием мыслительной деятельности и пополнением объёма памяти.

Основные этапы:

  • запоминание начинается с мысленного кодирования поступающей информации;
  • сохранение сведений в архиве мозговых структур происходит посредством организации и распределения новых знаний;
  • воспроизведение извлекаемых из памяти нужных данных зависит от основы структуры, в составе которых они фиксировались.

Что такое сетка памяти при развитие ребенка

Виды

Произвольность и непроизвольность запоминания определяется конкретными условиями: намеренно или случайно человек усвоил информацию. Произвольная память срабатывает при желании индивидом запечатлеть факты в голове. Непроизвольная память представляет собой механическое фиксирование воспринятых мозгом сведений.

Оперативной памятью называют короткую мыслительную деятельность на период удержания в голове исходных данных при выполнении определённых действий, например, во время решения задачи.

По длительности сохранения различной информации бывает кратковременная и долгосрочная память. У детей в возрасте от 5 до 11 лет существенно улучшается краткосрочная память. Способы восприятия сведений позволяют вычленить другие её разновидности.

  • Образная память сохраняет новые данные, полученные с помощью органов чувств. Она подразделяется на осязательную, обонятельную, зрительную, слуховую и вкусовую.
  • Словесно-логическая память направлена на закрепление в мозгу текстов, представленных словами. Этот вид мозговой деятельности свойственен только человеку. При его реализации задействуется слухоречевой аппарат.
  • Двигательная память отвечает за запоминание разных движений. Этот вид мыслительной деятельности формирует у детей моторику пальцев, письмо, ходьбу, бег.
  • Эмоциональное запечатление событий тесно связано с различными переживаниями: радостью, страхом, огорчением и другими эмоциями.
  • Мозговая деятельность может отличаться феноменальной особенностью запоминания информации и точностью воспроизведения.

Что такое сетка памяти при развитие ребенка

Особенности механизма запоминания

В раннем детстве преобладает непроизвольный вид памяти. Малыш запоминает сильные эмоции и то, на что взрослые направляют его внимание. В отличие от раннего периода жизни, у младших школьников память регулируется и управляется психической деятельностью. В первом классе дети начинают усваивать новые знания осмысленно. Отличительные черты запоминания у детей школьного возраста связаны с попытками мысленной систематизации информации.

Организация учебной деятельности в школе благоприятствует развитию различных анализаторов, помогающих хорошей усвояемости учебного материала.

Психологические установки на длительное его сохранение в голове способствуют эффективности процесса обучения. Исследование развития детской памяти позволило выделить несколько возрастных этапов.

До 2 лет

У новорождённых детей двигательные впечатления имеют очень большое значение. Сначала начинает развиваться моторная память. Младенец запоминает движения, воспроизводит их. Его знакомство с миром тесно связано с тактильными ощущениями. Первым признаком запоминания является узнавание крохой звуков, издаваемых погремушкой. Младенец пытается повторить их, удерживая и покачивая в руках игрушку. Он трогает предметы, облизывает их, перебирает руками. Через прикосновения происходит активизация мозговой деятельности, появляются новые нейронные связи.

Что такое сетка памяти при развитие ребенка

Малыш узнаёт членов семьи. Младенец улыбается им. К концу первого года жизни формируется умение самостоятельно передвигаться в пространстве. Приобретаемый двигательный опыт способствует формированию памяти. Дети помнят происходящие события совсем непродолжительное время. Ранние воспоминания у людей обычно отсутствуют.

До 6 лет

Большинство людей запоминает фрагменты своей жизни с 2-3 лет. В это время малыш учится умываться, застёгивать пуговицы, зашнуровывать обувь. Возраст характеризуется формированием социальных навыков и развитием долговременной памяти. Ребёнок начинает говорить и понимать речь окружающих.

Особенно надолго сохраняются в архиве мозга яркие события, вызвавшие наибольший интерес у малыша.

Лучше всего запоминаются сведения, связанные с определённым сюжетом или игрой. Дошкольник разбирается в цветовых оттенках, знает цифры и буквы. В данный отрезок времени включается воображение и образное мышление, которое отличается от мыслительной деятельности более раннего возрастного периода своей прочностью.

Что такое сетка памяти при развитие ребенка

До 12 лет

Перед началом учебного процесса ребёнок способен совершать простые математические действия. Долгосрочная память развивается естественным образом, улучшается её качество. У первоклассников происходит значительная перестройка в структурах головного мозга при закреплении учебного материала.

В начальной школе начинает формироваться произвольное внимание. Ребёнок способен запоминать информацию осмысленно.

В этот период совершенствуется словесно-логическая мыслительная деятельность.

Установка второклассника на длительность удержания в голове информации связана с систематической проверкой учителями знаний, полученных в 1 классе. Для лучшего усвоения и запоминания информации нужно регулярно её повторять. Ребёнок учится запоминать целенаправленно.

Что такое сетка памяти при развитие ребенка

Старше 12 лет

После того как ребёнку исполнится 12 лет, мозг начинает работать в полную силу. Мозговая деятельность мало чем отличается от работы мозга взрослого человека. В это время особенно рекомендуется посещение школьниками различных кружков и секций.

Причины плохой памяти

Очень важно начинать тренировку процесса запоминания с младенческого возраста. В дальнейшем полная или недоразвитая важнейшая психическая функция отражается на усвоении учебного материала, успеваемости школьника.

Недостаточный объём памяти и низкий уровень запоминания приводит ребёнка к потере веры в собственные силы и способности.

Симптомы нарушения прослеживаются в забывании имён знакомых людей, сложности воспроизведения сюжета неоднократно прочитанной сказки, выпадение из памяти недавних событий. Насторожить должна неспособность распознания своих вещей среди рядом лежащей одежды посторонних людей.

Что такое сетка памяти при развитие ребенка

Каждый родитель способен справиться самостоятельно с небольшим снижением объёма усваиваемого ребёнком учебного материала. При возникновении серьёзных проблем необходимо обратиться к психологу или неврологу. Стойкие нарушения возникают крайне редко.

Слабая продуктивность детской памяти объясняется разными причинами. Нарушение процесса запоминания может быть вызвано нерегулярным выполнением домашних заданий. Такие дети не владеют приёмами запоминания и воспроизведения нужной информации. Проблемы с запоминанием могут возникать из-за рассеянного внимания школьника.

Причинами нарушения мыслительных процессов служат сильные переутомления.

Необходимо чередовать учебную деятельность с отдыхом. Слабая продуктивность запоминания может быть следствием заболеваний и черепно-мозговых травм. Фиксационная амнезия приводит к потере способности запоминать полученные сведения. Иногда происходит непреднамеренная замена реальных событий ложными воспоминаниями, которые заполняют провалы в памяти.

Что такое сетка памяти при развитие ребенка

Описание развивающих методик

Есть много средств развития памяти у детей. Самыми популярными методиками являются методы, разработанные Гленном Доманом и Монтессори. Первая методика первоначально была разработана как способ коррекции детской памяти, имеющей отклонения в области запоминания информации. Затем она была адаптирована для всех малышей.

Методика Монтессори предполагает форму обучения в игровой форме с проявлением детской самостоятельности.

Рекомендуется полный отказ от роли учителя и ученика. Особенностью техники является самостоятельный выбор малыша, чем он будет заниматься. Родитель только наблюдает.

Что такое сетка памяти при развитие ребенка

Существует множество интересных и эффективных развивающих методик. Рассмотрим некоторые из них.

  • Пазлы помогают развить моторику, усидчивость, внимание и память у детей любого возраста. Собираемое изображение должно соответствовать возрастному периоду. Регулярная сборка разрозненных кусочков в единое панно способствует достижению хороших результатов в процессе развития внимания и запоминания.
  • Малыши очень любят рассматривать перепутанные картинки. Предложите ребёнку определить несоответствие персонажа и изображённого действия. Затем пусть расскажет, как можно исправить ошибки. Малыш должен заметить, что вместо медвежонка в летящую ступу следует поместить Бабу Ягу, Красной Шапочке надо поменять головной убор, а стрелу нужно передать Ивану Царевичу.
  • Слуховую память можно улучшить с помощью аудиозаписей. Включайте несколько раз в неделю интересные рассказы, сказки. Лучше всего устраивать совместные прослушивания. Малышам хорошо подходят детские песенки и коротенькие стихи. Предлагайте ребёнку пересказывать тексты максимально правильно. Аудиозапись можно заменить чтением вслух.

Развитие с помощью игр

Вовлечение детей в игровые занятия помогают им увеличить объём памяти, ускорить процесс извлечения нужной информации. Игры позволяют ребёнку справиться с имеющимися проблемами при запоминании.

Хорошо улучшает слуховую память групповая игра в снежный ком. Сначала один малыш называет любое слово, другой ребёнок повторяет его и добавляет своё слово. Следующий малыш повторяет произнесённые двумя предшествующими детьми слова и придумывает ещё одно. И так поочерёдно каждый дополняет словесную цепочку, которая нарастает, как снежный ком.

Прекрасно развивает внимание, усидчивость и память игра в лабиринт.

Головоломка предполагает поиск пути через прохождение большого количества тупиков и запутанных ходов, преодоление которых приводит к конечной точке.

Что такое сетка памяти при развитие ребенка

Детям можно предложить определить на ощупь мелкие предметы в мешке. Подглядывать запрещается. Малыш берёт в руку любую попавшуюся вещь и угадывает, что он держит, а затем вытаскивает из мешка.

После просмотра мультфильма нужно включить его ещё раз без звука. Ребёнок должен сам описывать происходящие события и воспроизводить диалоги.

Существует много специальных мультипликационных фильмов, развивающих интеллект малышей.

В них содержится большое количество головоломок и задач, требующих от ребёнка проявления интеллектуальных способностей.

Предложите ребёнку делать зарисовки предметов, названия которых произносит вслух родитель. Сначала для рисования предлагают простые вещи: стол, платье, трактор. Затем берут более сложные понятия: полёт, радость, детство. Периодически предмет, действие или явление дополняют определением: модное платье, тёмно-синий трактор, счастливое детство.

Что такое сетка памяти при развитие ребенка

Еще одно задание – воспроизведение рисунка по памяти после рассматривания в течение 30 секунд предложенной родителем картинки. Можно предложить малышу посмотреть на квадрат с нарисованными точками внутри него, через несколько секунд картинку убрать и положить на стол лист с пустым квадратом, в котором ребёнок должен правильно расставить точки.

Рекомендации специалистов

В психологии известно немало способов эффективного улучшения детской памяти с учётом индивидуального подхода к малышу. Начинайте с более лёгких заданий. Когда ребёнок уяснит все инструкции, можно потихоньку усложнять тренировки. Стимулируйте малыша призами, внедряйте соревновательные и игровые моменты. Придумывайте игры, в которые будут вовлечены все члены семьи.

Не тревожьтесь и не отчаивайтесь, если у ребёнка получается не всё. Учитывайте его настроение, добавляйте новые задания.

Помните, что чересчур сильная нагрузка на детский мозг приводит к отрицательному результату, поэтому малышу необходимо вовремя отвлечься от тренировочного материала и хорошо отдохнуть.

Обязательно делайте с детьми дыхательную гимнастику, помогающую снять лишнее телесное напряжение и насытить мозг кислородом. Следите за соблюдением ребёнком распорядка дня. Он должен хорошо спать для восстановления сил. Обеспечьте малышу полноценное питание. Все микроэлементы и витамины, полезные для работы мозга, должны усваиваться организмом в достаточном количестве.

Что такое сетка памяти при развитие ребенка

Источник