Что такое сенсорное развитие ребенка с дцп

Сенсорное развитие детей с ДЦП в домашних условиях.

(Рекомендации  родителям)

Сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия. Оно имеет большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших психических функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе. Зрительное восприятие у ребенка с церебральным параличом может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения остроты зрения и т. п., поэтому ему трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать перемещение. Развивая зрительное восприятие у ребенка, надо помнить о тренировке движений глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной фиксации его. Для этого в поле зрения ребенка медленно перемещают яркую игрушку: вначале по горизонтали, затем по вертикали и по диагонали, добиваясь плавного движения глаз. Позже эти же движения можно выполнять по словесной инструкции, например, попросить ребенка найти глазами в комнате окно, дверь, часы.

Важно научить различать цвета предметов и понимать их названия. Ребенка учат подбирать одинаковые по цвету предметы, группировать их.  

Упражнения на узнавание геометрических фигур тренируют зрительное внимание и способствуют развитию пространственных представлений у ребенка. Используются разнообразные доски с предметными вкладками,   ящички с прорезями различной формы, в которые нужно опускать фигуры.

Различение и закрепление понятий “большой” – “маленький” проводится в различных играх с пирамидками, матрешками, строительным материалом.

У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность.   Необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений. Например, полезно проводить игру “Чудесный мешочек”. В мешочек из ткани помещаются различные предметы, ребенок должен опустить внутрь руку и достать заданный (мягкий, круглый и др.) предмет. Аналогично проводятся игры с различными крупами, песком. В этом случае малыш отыскивает мелкие предметы, игрушки в емкости с крупой или песком.

Ребенок может испытывать значительные затруднения в обучении из-за несформированности пространственных представлений.

Сначала у ребенка формируют пространственную дифференциацию самого себя, представление о схеме тела, перемещении его в пространстве, учат ориентации в пространстве. Затем формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности.

Упражнения для развития представлений о схеме тела:

Ребенка сажают лицом к зеркалу и просят потрогать глаза, нос, колено, стопу. Затем действие переносится на взрослого, и ребенок показывает на нем глаза, нос, лоб, уши, плечи. При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (он дотрагивается рукой ребенка до указанных частей тела). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами.  Далее эти упражнения проводятся на кукле, потом на картинках. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, рта, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.

Путем специальных упражнений ребенка учат ориентироваться. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: “Мяч влево, вправо, вверх, вниз”. Ребенок копирует движения и тоже проговаривает их. Затем взрослый проделывает упражнения молча, ребенок копирует их и проговаривает. Далее ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции.

Для детей, владеющих навыками ходьбы, проводят упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют линии и ребенок передвигается по ним в заданных направлениях (справа налево, назад). Затем эти же линии рисуются на листе (доске), и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.

Источник

Сенсорное  воспитание

детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

(детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью).

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Сенсорное развитие у детей с ОВЗ отличается качественным своеобразием. В своей работе мы  не будем рассматривать категории детей с нарушениями анализаторов (зрения, слуха), напрямую приводящих к инвалидности. Мы считаем целесообразным остановиться на особенностях сенсорно-перцептивной сферы детей с ДЦП и интеллектуальными  нарушениями разной степени выраженности (задержкой психического развития и умственной отсталостью).

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка в условиях семьи

        В коррекционной педагогике сенсорному воспитанию данной категории детей отводится значительное место. В работах по специальной психологии подчеркивается, что основным признаком интеллектуальной недостаточности является недоразвитие познавательной стороны деятельности, проявляющееся в первую очередь в сенсорно-перцептивном освоении детьми данной категории окружающего мира. Недоразвитие перцептивной деятельности, в свою очередь, весьма неоднородно. Имея формально сохранные анализаторы как анатомо-физиологические предпосылки для получения сенсорной информации, такой ребенок « слушает, но не слышит, смотрит, но не видит» (Э. Сеген). Зачастую глубокое недоразвитие познавательной деятельности усугубляется госпитальными  факторами, скудностью и ограниченностью внешних впечатлений. Если мир внешних впечатлений, раздражителей как один из стимулирующих психику факторов недостаточен, дети становятся безынициативными. Это приводит к своеобразию в формировании предметной, речевой, игровой, изобразительной деятельности.

        У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. Нарушение или задержка формирования двигательных функций требует соответствующей коррекции: необходимо формирование правильных представлений о движении, пространственно-временной организации, воздействие на процесс формирования и развития речи, психических и познавательных процессов.

        Поэтому в специальной литературе сформулированы основные задачи сенсорного воспитания детей с ДЦП:

  • Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т.д.).
  • Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.
  • Формирование полноценных представлений об окружающем мире.
  • Развитие сенсорной культуры ребенка.
  • Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.
  • Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень,      обогащение словаря ребенка.

        В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП и интеллектуальной недостаточностью  в программно-методических рекомендациях выделяются следующие разделы:  

1. Развитие зрительного восприятия и внимания коррекция его нарушений:

– развитие целостного зрительного восприятия;
–  формирование представлений о цвете предметов;
–  формирование представлений о форме предметов;
–  формирование представлений о величине предметов;
– формирование и коррекция пространственных представлений.
2. Развитие и коррекция слухового восприятия и внимания.
3. Развитие и коррекция  тактильно-двигательного восприятия.

4. Развитие вкусовой чувствительности.

В образовательной программе для детей с глубокой умственной отсталостью  авторы предлагают раздел «сенсорная стимуляция».

        Реализация поставленных задач невозможна без создания оптимальных условий для обучения. Создание данных условий прежде всего предполагает учет психологических особенностей детей при подборе пособий и игрушек. Детям вялым, пассивным целесообразно предлагать крупные, яркие, блестящие  и звучащие игрушки (воздушные шары, надувные  мячи, неваляшки различных модификаций, крупные предметы «клоун» и пр., электромузыкальные  игрушки с бодрыми веселыми мелодиями). Такого рода игрушки малоприемлемы для легковозбудимых детей: они провоцируют возбуждение,  повышают и без того высокую двигательную активность. Поэтому для детей с двигательной расторможенностью лучше использовать игрушки более «спокойные» – из мягких материалов, окрашенные в приглушенные тона, приятные на ощупь; электромузыкальные игрушки, используемые в работе с возбудимыми детьми, должны воспроизводить плавные, спокойные мелодии.

        Для занятий с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью целесообразно использовать несколько видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкциях:

1. игрушки для нанизывания (кольца, втулки, шары, кубы, полусферы, имеющие отверстия для нанизывания и предназначенные для сбора пирамид);

2. геометрические тела (шары, кубы, призмы, параллелепипеды и пр., предназначенные для прокатывания, проталкивания в отверстия, для выполнения действий по группировке и соотнесению их по цвету, форме и величине);

3. дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладыши (кубы, конусы, цилиндры полусферы предназначенные для вкладывания и накладывания, подбор по цвету и форме) ;

4. народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, «бочата», яйца и пр., которые применяются для вкладывания, ознакомления детей с величиной предметов, а при подборе их по цвету и величине – для закрепления навыка группировки);

5. небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, елочки, грибочки, фигурки животных) и предметы, подобранные по определенным признакам (коробочки, шашечки и пр.).

        Кроме того, можно использовать модификации досок Сегена и Монтессори как материал проведения тренировочных упражнений.

Читайте также:  Для развития ребенка тема обувь

        В литературе по специальной педагогике сформулированы основные принципы коррекционно-развивающей работы по сенсорному воспитанию детей с ОВЗ:

  • Реализация задач развития сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется во взаимосвязи со всеми сторонами воспитания.
  • Деятельностный подход к планированию работы.
  • Последовательное нарастание требований к восприятию детей.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
  • Учет конкретных условий (особенности местности, в которой проживает ребенок; особенности быта семьи; тип учреждения, в котором воспитывается ребенок с интеллектуальной недостаточностью, и пр.).
  • Систематичность и комплексность воздействия на все органы чувств ребенка.
  • Коррекционная направленность процесса обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • Учет необходимости взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в решении задач сенсорного воспитания дошкольников.

       Таким образом, исследования сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с ОВЗ (ДЦП и интеллектуальной недостаточностью), проведенные отечественными педагогами и психологами, позволили наметить основные подходы к сенсорному воспитанию данной категории детей при создании специальных условий в дошкольных учреждениях.

Список литературы:

1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М., 1986.

2. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2005.

3. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений. Методическое пособие. / Под редакцией  Л.М.Шипицыной. – СПб., 2006.

Источник

«О РОЛИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП»

Зверева И.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» г.Лесосибирска

Аннотация: В статье описаны особенности развития познавательных процессов детей с ДЦП. Значение и возможности сенсорного воспитания детей с ДЦП.

Ключевые слова: ДЦП, сенсорное воспитание.

        В настоящее время в большинстве стран отмечается тенденция к увеличению числа больных детей детским церебральным параличом. В условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Дети с ДЦП имеют серьёзные проблемы в психологическом развитии и нуждаются в особой коррекционно-развивающей работе.  Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

        Термином «детский церебральный паралич» (ДЦП) обозначают синдромы, возникающие в результате повреждения мозга на разных этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения.

        ДЦП – составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

        Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

– нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционирование всей познавательной системы ребенка, т.к. нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

– повышенная истощаемость всех психических процессов;

– повышенная инертность и замедленность психических процессов, приводящих к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой.

        Внимание детей с ДЦП характеризуются рядом патологических особенностей: обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Отмечаются также трудности в переключении внимания, застревание на отдельных элементах. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания.

        Восприятие детей с ДЦП имеет своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции, т.е. поворот головы в сторону источника звука или света. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникает защитно- оборонительные реакции: вздрагивание, плач и испуг. У таких детей перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а также мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза. У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изображений. У некоторых детей отмечается снижение слуха, что отрицательно влияет на становление и развития слухового восприятия, в том числе и фонематического. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития. Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей, нарушения пространственных представлений, формирования схемы тела, развития моторики детей.

Читайте также:  Курсы для психологов по раннему развитию ребенка

        Также при ДЦП часто наблюдаются отклонения в интеллектуальном развитии. Это выражено в нарушении связности психических процессов между нормально развитым абстрактным мышлением и слабо развитыми функциями пространственного анализа и синтеза, в нарушении счетных способностей. Низкие способности к пространственному анализу появляются в трудностях при составлении представлений о понятиях, определяющих положение предметов и частей своего тела в пространстве, сложности при идентификации геометрических фигур. У дошкольников с ДЦП часто вербальное мышление развивается достаточно удовлетворительно, а наглядно-образное часто недостаточно развито. Дополнительно нарушаются пространственные и временные представления. Большинство детей с ДЦП с трудом рисуют, плохо ориентируются в пространстве, не могут верно скопировать предмет, его форму, пересовать направление стрелок. Иногда они изображают их в зеркальном изображении.  

Учитывая все вышеперечисленные нарушения познавательных процессов детей с ДЦП, мной, как одной из наиболее эффективных форм работы при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП, используется сенсорное воспитание детей с ДЦП.

Сенсорное воспитание – это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Используя этот метод работы с детьми с ДЦП, я стараюсь учитывать уровень сенсорного развития ребенка с ДЦП: насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания он может выразить в речи.

Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП можно выделить несколько разделов.

1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений: формирование представлений о цвете предметов; формирование представлений о форме предметов; формирование представлений о величине предметов; формирование и коррекция пространственных представлений; формирование временных представлений.

2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.

3. Развитие и коррекция слухового восприятия.

Особо хотелось бы отметить важность группы упражнений,  направленных на воспитание дифференцированного зрительного восприятия детей с ДЦП. Эти упражнения предполагают анализ контурных, перечеркнутых, перевернутых и недорисованных изображений. Большой успех у детей имеют дидактические игры, направленные на узнавание целостного образа по деталям, нахождение изображения предмета на зашумленном фоне. Развитие дифференцированного зрительного восприятия является профилактикой нарушений чтения и письма, которые выявляются у большинства детей с ДЦП при овладении навыками чтения и письма.

Также в силу двигательной депривации и корковых нарушений у подавляющего большинства детей, особенно при тяжелой двигательной патологии, пространственные представления недостаточно сформированы. В связи с этим, важнейшую роль в сенсорном воспитании играет формирование пространственных представлений, которое следует начинать с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве. Ориентировка по основным пространственным направлениям формируется в упражнениях с мячом, флажком, при перемещении в пространстве.

        Таким образом, коррекционная работа с детьми с ДЦП должна быть направлена не только на формирование двигательных навыков, но и на активизацию работы сенсорной системы. Также важно при коррекционной работе учитывать не возраст ребенка, а уровень его психо-речевого развития, однако проводить данную работу считаю необходимым в форме ведущего для данной возрастной группы вида деятельности.

Библиографический список:

  1. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений. – М.: Педагогическое сообщество России, 2009. – 320 с.
  2. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П. Пузанова – Москва: Новая школа, 2006. – 276с.
  3. Коноваленко С.В. Детский церебральный паралич: Конструктивная деятельность детей. – М.: Издательство “Книголюб”, 2007. – 88с.
  4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва: Просвещение, 2008. – 231с.
  5. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева и др.- Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 576с.

Источник