Что такое сенсорно математическое развитие ребенка

Екатерина Шашнова
Образовательная область «Сенсорно-математическое развитие»

Пояснительная записка

обеспечивает развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию через организацию образовательной деятельности: использование обследования, группировки, действий по увеличению, уменьшению и отображению количества в овладении математическими умениями, использование этих навыков в повседневной жизни.

Задачи образовательной деятельности:

1. Привлекать внимание детей к освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, зависимостей между предметами в повседневных видах деятельности

2. Развивать использование освоенных умений с целью совершенствования игр, разнообразных практических действий; развивать активность и самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы;

Цель: формирование и развитие элементарных математических представлений у детей раннего возраста, овладение понятиями, свойствами, действиями предметов. Непосредственно образовательная деятельность должна реализовываться через самостоятельную детскую, совместную деятельность педагога с детьми.

Содержание образовательной области:

Работа по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помощь им в обследовании предметов, выделении цвета, величины, формы.Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч).

Формировать умение называть свойства предметов.

Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.Формировать умение различать количество предметов: много — один (один – много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.)

Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Ориентировка в пространстве.

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Целевые ориентиры:

-Успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие

признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

-Группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и

другим свойствам при выборе из четырех разновидностей.

-Активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения

формы.

-Начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще

в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый

предметы).

.

Комплексно-тематическое планирование «Сенсорно-математическое развитие» (2-3)

Месяц Неделя Тема ОД Цель Форма организации совместной образовательной деятельности Методическая литература

сентябрь 3 неделя

«Любимые игрушки» различение и называние предметов ближайшего окружения (игрушки);

развитие умения играть с игрушками;

Беседа с детьми о любимых игрушках; показ воспитателем знакомых игрушек, игры, подведение итога. Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№1 стр 10

4 неделя «Большие и маленькие игрушки» группировка игрушек по размеру (большой, маленький);

Двигательная импровизация «Большие ноги,шли по дороге», предложить детям отыскать в групповой комнате, большие и маленькие игрушки Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№2 стр. 12

октябрь 1 неделя «Одинаковые-разные игрушки» сравнение игрушек с использованием слов «одинаковые», «разные»;

различение и называние предметов ближайшего окружения (игрушки, овощи, фрукты);

Загадывание загадки и чтение стихотворения, игровая мотивация, самостоятельная работа детей; подведение итога. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№3 стр. 14

2 неделя «Круг» различение и называние геометрической фигуры (круг);

развитие умений находить игрушки круглой формы, называть круг по цвету (синий, красный, по размеру (большой, маленький);

Создание игровой мотивации; предложить детям отыскать вокруг себя, похожие на круг предметы, игра «Соберем шарики»

Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№4 стр. 16

3 неделя «Разноцветные круги» группировка игрушек, овощей и фруктов по размеру (большой, маленький, цвету (красный, синий, зелёный); Рассматривание с детьми картинки с разноцветными кругами; из разноцветных кругов; подведение итога. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№4 стр. 17

4 неделя «Собираем урожай овощей и фруктов»различение и называние овощей и фруктов: помидоры, огурцы, капуста, морковь, слива, груша, яблоко;

развитие умения сравнивать овощи и фрукты с использованием слов «одинаковые», «разные»; группировка овощей и фруктов по форме и размеру (большой круглый, маленький круглый), по цвету (красное яблоко, синяя слива, зеленый огурец);

Рассматривание игрушечных овощей и фруктов;

игра «Не зевай- собирай урожай!» Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№5 стр. 18

ноябрь 1 неделя «Весёлые предметы» развитие умений детей различать предметы по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый, по размеру (большой, маленький, создавать и изменять группы предметов путём увеличения или уменьшения предметов; Создание игровой мотивации; дидактическая игра «Что на чем?»; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№6 стр. 20

2 неделя «Много-один» закрепление навыков в умении различать предметы круглой формы; с использованием слов «много», «мало», «один»;

Загадывание загадок ; рассматривание иллюстрации; игра «Один-много». Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№7 стр21

3 неделя «Много, мало, один» сравнение игрушек с использованием слов «одинаковые-разные»; «большие-маленькие»; Создание игровой мотивации; выполнение детьми заданий по теме. Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№8 стр. 22

4 неделя «Квадрат» различие и называние геометрической фигуры (квадрат);

развитие умений находить и называть квадрат по цвету (синий, красный, зелёный, жёлтый, по размеру (большой, маленький);

Объяснение нового материала, игра – танаграм «Собери квадрат», подведение итога. Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№9 стр. 23

декабрь 1 неделя «Посуда». знакомство с назначением посуды, группировка предметов посуды по цвету, форме;Создание игровой мотивации: беседа о назначении посуды; сколько посуды у нас на игрушечной кухне, подведение итога. Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№10 стр. 25

2 неделя «Одежда. Мебель»

различение предметов одежды по цвету, размеру;

знакомство детей с последовательностью (алгоритмом) одевания на прогулку;

Рассматривание кукольной одежды, и мебели соревнование между мальчиками и девочками; игра «Оденем куклу на прогулку»; подведение итогов.

Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№11 стр. 27

январь

3 неделя «Живые предметы вокруг нас» закрепление знаний о назначении предметов;

создание и изменение групп предметов путём увеличения и уменьшения их количества с использованием слов «много», «один», «мало»;Создание игровой мотивации: беседа «Во что вы любите играть зимой на улице?»; рассматривание зимующих птиц, за окном. Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№12 стр. 29

4 неделя «Группировка предметов по размеру» нахождение предметов и сравнение их по форме (как мячик, как кирпичик, как квадратик); группировка предметов ближайшего окружения по размеру (большой, поменьше, маленький); Игра – сортировка «Мячики и кубики».; беседа по теме. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№13 стр. 31

февраль 1 неделя «Сравнение предметов» определение цвета, размера, формы предмета, геометрических фигур путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; Создание игровой мотивации; показ предметных картинок; дидактическая игра «Теневой театр»; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

2 неделя «Сравнение предметов по количеству. Счёт 1,2» освоение способа складывания узора из кубиков по образцу;

закрепление умений подбора предметов одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький) и их группировка;

Загадывание загадки об аквариуме; рассматривание аквариума или его иллюстрации; игра с кубиками. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№14 стр. 32

3 неделя «Столько-сколько», «поровну»группировка предметов по количеству: 2 машины, 2 зайца с использованием слов «столько», «столько-сколько», «много», «мало», «один», «поровну», «здесь столько же, сколько и там»; Беседа по теме ;игра с машинами, постройка гаража из строительных кубиков Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№15 стр. 34

4 неделя «Победный салют. Шар» знакомство с шаром и его свойствами;

Объяснение нового материала: выполнение заданий детьми; подведение итога. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№16 стр. 35

март 1 неделя «Счёт до 3» подбор и складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

развитие умений, сосчитывать предметы в пределах трёх составление композиции из фигурок; подведение итога;

дидактическая игра «Зоопарк из Тарамбукки»; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

2 неделя

«Куб» освоение простейших геометрических фигур (шар, куб) Беседа по теме, рассматривание картинок ;игра со строительными кубиками. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№17 стр36

3 неделя «Сравнения совокупностей предметов по количеству. Столько же» выделение части совокупности – «поровну», «здесь столько же, сколько и там» показ предметных картинок; создание игровой мотивации; показ предметных картинок; дидактическая игра «Геометрические фигуры»; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№18 стр. 38

4неделя «Длинный-короткий»сравнивать предметы по признакам: длинный-короткий двигательная импровизация «По узенькой дорожке»; чтение стиха по теме ;игровая ситуация, соревнование между мальчиками и девочками, подведение итогов Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№19 стр. 40

апрель 1 неделя «Птицы. Разноцветные полоски-хвостики».

развитие умений различать предметы по размеру; осваивать простейшие геометрические фигуры (шар, куб). рассматривание прилетевших на участок птиц, за окном; аппликация «Хвостик для птички» Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№20 стр. 41

2 неделя «Шар и куб. Космос»сравнение геометрических фигур: куба и шара;

выделение части совокупности-«поровну», «здесь столько же, сколько и там»;

закрепление умения называть предметы ближайшего окружения предложить детям отыскать в групповой комнате, круглые и квадратные предметы,

самостоятельная работа детей; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№21 стр. 42

3 неделя «Числовая оценка предметов» объединение предметов в совокупность по общему признаку.

Беседа по теме; настольная игра «Тактильные ладошки»; дидактическая игра «Скажи сколько матрешек». Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№23 стр. 44

4 неделя «Высокий-низкий» знакомство детей со словами обозначающими высоту;

развитие умения сравнивать предметы по высоте;

Создание игровой мотивации; выполнение детьми аппликации «Высокий и низкий домики» ; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№24 стр. 45

май 1 неделя «Сравнение предметов по высоте»

развитие умений сравнивать предметы по высоте, длине и находить их в группе, используя предлоги (над, на под, за, в); Рассматривание плаката с игрушками, беседа по теме. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№25стр. 46

2 неделя «Весёлый магазин» закрепление умений сосчитывать предметы и сравнивать их по количеству, называть предметы и группировать их по общим признакам;

ориентирование в помещении группы;

Игра «Чудесный мешочек»,

беседа по теме; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№26 стр. 47

3 неделя «Найти нужный предмет»

развитие навыков игрового и речевого умения; развитие внимания, памяти.

Создание игровой мотивации; игра на тренировку внимания и памяти «Чего не стало?» Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№27 стр. 49

4 неделя Диагностика. Определение уровня развития интегративных качеств личности ребенка, уровень развития сенсорно-математических способностей ребенка. Индивидуальная работа по тестированию; подведение итога. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№28 стр. 51

Источник

Ирина Михальченко
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание и формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

Тема:”Сенсорное воспитание и формирование элементарных математических представлений у дошкольников

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. В программе по ФГОС формирование элементарных математических представлений у дошкольников входит в область познавательное развитие.

Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка и также неразрывно связано с формированием элементарных математических представлений у дошкольников.

Основой умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание и ориентировка в окружающем мире. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Также способствует усвоению сенсорных эталонов.Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый, формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д., величины (большой, маленький, самый маленький, вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный, обоняния; времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето, эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево, эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.).

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием и развитием элементарных математических представлений стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

Во второй младшей группе продолжаем создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Закрепляем умения выделять их как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.Учим детей ориентироваться в расположении частей своего тела и различать пространственные направления от себя: впереди — позади (сзади, вверху — внизу, справа (слева) — направо (налево).Учим ориентироваться в частях суток: день — ночь, утро — вечер. Продолжаем демонстрировать способы обследования предметов. Совершенствуем восприятие детей, активно включая все органы чувств.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Учить соотносить форму предмета с геометрическими фигурами. Расширять представления детей о частях суток, их последовательности. Объяснить значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Обозначать словами положение предмета по отношению к себе («передо мной стол», «справа от меня дверь», «слева — окно», «сзади на полках — игрушки»).

В старшем дошкольном возрасте, знакомим детей с количественным составом числа из единиц на конкретном примере. Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей (на две, на четыре). Учить детей ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, сверху, внизу, в середине). Учить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками – указателями маршрутов; определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов («Я стою между Машей и Леной, за Никитой»). Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире. Так в игре «Больница» – врач, проводя «медицинский осмотр» измеряет рост детей и кукол, употребляет такие выражения, как высокий и низкий. При организации игры в «Магазин» обращаем внимание на количественные отношения – один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы – заместители, например, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов. Благодаря математике дети применяют знания, полученные в непосредственной образовательной деятельности в повседневной жизни. Например, во время накрывания столов, надо положить столько ложек, сколько тарелок. Выясняем, поровну ли ложек и тарелок. Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами,ребенок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки, стоит только присмотреться и прислушаться. Наблюдая за небом, дети замечают, как светятся розоватым цветом края облаков, за которыми спряталось солнце, как ярко-голубой цвет неба переходит почти в серый и т. д. Постепенно в изобразительной деятельности ребенок усваивает цвета и оттенки. Воспитатель, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей.

В конструктивной деятельности ребенок упражняется в различении формы, величины, пространственных отношений, свойств поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая); при выполнении движений под музыку различает темп, ритм, характер музыки. На занятии по лепке педагог обращает внимание детей младшего возраста на то, что пластилин мягкий, из него удобно лепить. Через чувственное восприятие ребенок усваивает понятия «твердый» и «мягкий». Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления,используют его в повседневной жизни: «Давай польем песок: он будет сырой, и мы из него будем строить тоннель», «Не поднимай это ведро: в нем песок, он очень тяжелый».

Таким образом, воспитатель использует различные возможности для осуществления сенсорного воспитания. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

В заключение можно сделать следующий вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Источник