Что такое ребенок с ускоренным развитием
2.3. Ускоренное психическое развитие
Синоним – акселерация (лат. acceleratio – ускорение). Ускоренным считается физическое, психическое и/или сексуальное развитие, опережающее норму в среднем на 1–2 года. Общая акселерация касается всех аспектов психологического развития, парциальная акселерация – каких-то отдельных его сторон.
При гармоничной акселерации, встречающейся достаточно редко, сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом.
Дисгармоническая акселерация, намного более частая, представлена рядом вариантов, некоторые из них хорошо известны. Так, ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием. Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями в виде врожденной нервности (в раннем детстве), а позднее – эндокринными нарушениями. Неравномерность развития может обнаруживаться в самой психической сфере, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своем развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). Иногда соматическая акселерация опережает психическую или ускоренное психическое развитие сочетается с психическим инфантилизмом.
Акселерация стала известной лишь в XIX веке, хотя отдельные ее случаи, несомненно, наблюдались всегда и повсеместно. Природа ее остается неустановленной. Предполагается, что она может быть связана с урбанизацией, смешанными межэтническими браками, улучшением питания, психическим расстройством, влиянием радиации, гаметическими мутациями, излишне интеллектуализированным воспитанием одновременно с изоляцией от детского коллектива. Психическая акселерация может развиваться и как гиперкомпенсаторный феномен у детей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, например при ДЦП, клапанных пороках сердца.
Распространенность акселерации и динамика ее показателей остаются неизвестными.
Акселерация в раннем детстве имеет некоторые особенности. Ускорение психического развития годовалого ребенка хотя бы на 0,5–1 год часто делает ребенка трудным для воспитания, хрупким, сверхчувствительным к стрессовым ситуациям. Психическая акселерация не всегда является показателем высоких интеллектуальных и креативных способностей. Дети могут рано начать говорить, правильно пользоваться местоимениями, задавать вопросы, обнаруживать отдельные аспекты пространственного гнозиса, фантазировать, но их интеллектуальная деятельность остается при этом на среднем уровне, например из-за однообразия содержания умственной деятельности или неспособности использовать для самостоятельной переработки реальный опыт.
Акселерация у ребенка может быть самостоятельным клиническим феноменом и наблюдаться, в частности, на доманифестном этапе течения шизофрении. Нередко она находится в рамках определенных психопатологических синдромов, например синдрома патологического фантазирования, синдрома гиперактивности и др. При психоэндокринном синдроме встречаются «маленькие старички», склонные поучать, читать нотации, предаваться воспоминаниям.
Прогноз при акселерации чаще, по-видимому, благоприятный. В том плане, что с возрастом проявления акселерации сглаживаются. В некоторых случаях после периода ускоренного психического развития, длящегося от 1 до 20 лет и более, наступает манифестная стадия психического заболевания (чаще, вероятно, шизофрении). В других случаях, частота которых остается неизвестной, вундеркинды или дети-индиго становятся выдающимися деятелями науки и искусства, всегда в чем-то своеобразными, но в психиатрическом плане вполне адекватными и адаптированными в своей среде людьми.
При психической акселерации иногда встречаются случаи с необычайно ранним развитием психологических функций, таких как сознание, самосознание, мышление, интеллект, творческие способности, и исключительной интеллектуальной продуктивностью. Например, девочка 2,5 лет, из неблагополучной семьи, родители лишены родительских прав, находится на воспитании в детдоме. Она прекрасно говорит и понимает обращенную к ней речь, самостоятельно читает, пересказывает прочитанное, очень любознательна, задает много вопросов, причем достаточно сложных. В детдоме быстро освоила компьютер, пользуется интернетом.
Поразительный случай психической акселерации у мальчика приводит М. Критчли (1974): «В 4 месяца ребенок начал произносить отдельные слова, а в 6 месяцев неожиданно, но адекватно сказал матери «поставь другую пластинку» (put on another record). В 12-месячном возрасте он прочитал букварь. В 22 месяца играл по слуху вторую Венгерскую рапсодию Листа. Когда ему было 6 лет, он поступил в 6-й класс школы. Два года спустя закончил свою первую симфонию. Отличившись по математике и химии, в возрасте 10 лет поступил в университет, а когда ему было 14 лет, окончил учебу и получил диплом».
Вопросы терапии, реабилитации и профилактики применительно к акселерации разработаны недостаточно.
Вернуться к Содержанию
Источник
Ëþáîé ðîäèòåëü ãîðäèòñÿ ñâîèì ðåáåíêîì è ðàäóåòñÿ, êîãäà îí àêòèâíî ðàñòåò. Âñïîìíèòå, êîãäà ó âàøåãî ìàëûøà ïðîðåçàëñÿ ïåðâûé çóá, êîãäà îí ñåë è ïîøåë.
Âðåìÿ èäåò, è âîò âîñüìèêëàññíèê ïåðåãîíÿåò ïàïó íà ïîëãîëîâû… Ïðèøëî âðåìÿ çàäóìàòüñÿ íàä òàêèì ÿâëåíèåì, êàê àêñåëåðàöèÿ. Õîðîøî ýòî èëè ïëîõî, êîãäà âàø ìàëûø ðàçâèò íå ïî ãîäàì?
Àêñåëåðàöèÿ – óñêîðåíèå ðîñòà è ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ ïî ñðàâíåíèþ ñ ïðåäøåñòâóþùèìè ïîêîëåíèÿìè. Åå òåìïû çíà÷èòåëüíî âûðîñëè â ýêîíîìè÷åñêè ðàçâèòûõ ñòðàíàõ â ïîñëåäíèå äâà âåêà. Çà ýòî âðåìÿ, ñîãëàñíî äàííûì ñòàòèñòèêè, ÷åëîâåê ïîäðîñ â ñðåäíåì íà 10-15 ñì è ïðèáàâèë â âåñå 10-12 êã.
Íîâîðîæäåííûå ñåãîäíÿ ïðèìåðíî íà ñàíòèìåòð áîëüøå, ÷åì 30-40 ëåò íàçàä. À ìîëî÷íûå çóáû ó ñîâðåìåííûõ ìàëûøåé ñìåíÿþòñÿ ïîñòîÿííûìè íà ãîä ðàíüøå, ÷åì âåê íàçàä. Ðàíüøå íà÷èíàåòñÿ è ðàíüøå çàêàí÷èâàåòñÿ ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ – çà ïîñëåäíèå 100 ëåò îí ñäâèíóëñÿ íà 2-3 ãîäà.
Ñðàâíèòå ñâîè íàáëþäåíèÿ ñ ïðèìåðíûìè íîðìàìè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà:
* ïîÿâëåíèå ïåðâûõ çóáîâ äîëæíî ïðîèçîéòè â òå÷åíèå ñåäüìîãî ìåñÿöà (ñåé÷àñ áûâàåò è â òðè ìåñÿöà),
* ðåáåíîê ñàäèòñÿ – â øåñòü ìåñÿöåâ, à â ãîä íà÷èíàåò óâåðåííî õîäèòü.
* â 6 ëåò ìåíÿþòñÿ ìîëî÷íûå çóáû,
* â 12-13 ëåò ó äåâî÷åê íà÷èíàþòñÿ ìåíñòðóàöèè.
×òî êàñàåòñÿ íîðì ðîñòà è âåñà, òî òóò âñå î÷åíü èíäèâèäóàëüíî. Îíè çàâèñÿò îò òîãî, êàêèì ìàëûø ðîäèëñÿ, îò åãî íàñëåäñòâåííîñòè, ïèòàíèÿ è ïðî÷åãî. Ïîýòîìó ÷òî äëÿ ðåáåíêà íîðìàëüíî, à ÷òî – íåò, ðåøàåò â êîíå÷íîì èòîãå âðà÷-ïåäèàòð.
Ó÷åíûå ïîêà íå çíàþò åäèíñòâåííîé ïðè÷èíû àêñåëåðàöèè, à âîò âåðñèé äîñòàòî÷íî ìíîãî. Ñóùåñòâóåò ìíåíèå, ÷òî àêñåëåðàöèÿ èäåò ëèøü òàì, ãäå ëþäè êà÷åñòâåííî ïèòàþòñÿ.
Êðîìå òîãî, íåêîòîðûå ó÷åíûå ñ÷èòàþò, ÷òî óñêîðåííîå ðàçâèòèå ëþäåé âûçâàë íàó÷íî-òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ – ýëåêòðè÷åñêèé ñâåò, ýëåêòðîííàÿ òåõíèêà è ïðî÷èå äîñòèæåíèÿ öèâèëèçàöèè. Ïîÿâëåíèå àêñåëåðàöèè íåêîòîðûå ó÷åíûå îáúÿñíÿþò ïðèðîäíûìè ÿâëåíèÿìè – öèêëè÷íîñòüþ ñîëíå÷íîé àêòèâíîñòè.
Îêàçûâàåòñÿ, ïî ìíåíèþ ïåäèàòðîâ, åñëè ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ óñêîðåííûìè òåìïàìè, ýòî îòíþäü íå ïîâîä äëÿ ãîðäîñòè çà ñâîå ÷àäî. Àêñåëåðàöèÿ, êàê è äåöåëåðàöèÿ (îòñòàâàíèå â ðàçâèòèè), – ýòî îòêëîíåíèå îò íîðìû â ñðåäíåì íà 3-5 ëåò.
Ïðè÷åì óñêîðåííûé ðîñò îðãàíèçìà äàæå áîëåå îïàñåí. Äåëî â òîì, ÷òî èíòåíñèâíûå ïðèáàâêè ðîñòà ñîçäàþò ïîâûøåííûå íàãðóçêè íà îðãàíèçì (â îñíîâíîì – íà ñåðäöå, ñîñóäû, îðãàíû ïèùåâàðåíèÿ). À â ðåçóëüòàòå ìîëîäåþò ìíîãèå çàáîëåâàíèÿ, â íîðìå ïðèñóùèå ëþäÿì çðåëîãî âîçðàñòà: ãèïåðòîíèÿ, ñàõàðíûé äèàáåò, àòåðîñêëåðîç.  ñîâðåìåííîé ìåäèöèíå äàæå èçâåñòíû ñëó÷àè ñìåðòè äåòåé è ïîäðîñòêîâ îò îñòðîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.
Ìåäèêè êîíñòàòèðóþò, ÷òî âñå ÷àùå ïîÿâëÿþòñÿ íà ñâåò äåòè ñ âåñîì áîëåå 4 êã, ÷òî íåðåäêî ïðèâîäèò ê îñëîæíåííûì ðîäàì, à ïîòîìó è ó ìàëûøà âûøå ðèñê ïîëó÷èòü òðàâìó.  äàëüíåéøåì òàêîãî ðåáåíêà ìîãóò ïîäñòåðåãàòü ðàõèò è àíåìèÿ, ïîñêîëüêó ó ðàñòóùåãî ñâåðõ íîðìû îðãàíèçìà ïîòðåáíîñòü â ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâàõ ãîðàçäî âûøå, à âîò âîçìîæíîñòü óäîâëåòâîðèòü åå ó ìîëîäîé ìàìû åñòü íå âñåãäà.
Îäíàêî ñàìà ïî ñåáå àêñåëåðàöèÿ – íå áîëåçíü, à ôàêòîð ðèñêà. Åå íåâîçìîæíî ëå÷èòü (âåäü ðîñò è ðàçâèòèå îðãàíèçìà îñòàíîâèòü íåëüçÿ), íî åå íóæíî ó÷èòûâàòü. Äåòåé ñ óñêîðåííûì ðàçâèòèåì íåîáõîäèìî áîëåå òùàòåëüíî îáñëåäîâàòü, âîâðåìÿ âûÿâëÿòü ó íèõ íàìå÷àþùèåñÿ íåïîëàäêè ñî çäîðîâüåì è çàíèìàòüñÿ ïðîôèëàêòèêîé.
Ïîëîæèòåëüíûõ ïîñëåäñòâèé àêñåëåðàöèè ãîðàçäî ìåíüøå. Åñòü ìíåíèå, ÷òî áëàãîäàðÿ åé ðåæå âîçíèêàþò íåêîòîðûå íåèíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ìî÷åïîëîâîé ñèñòåìû, ïå÷åíè è æåë÷íûõ ïóòåé.
Ïåðâîå ïðàâèëî äëÿ ðîäèòåëåé, ÷åé ðåáåíîê ñòðåìèòåëüíî îáãîíÿåò ñâåðñòíèêîâ – ñëåäèòü çà åãî ïèòàíèåì.  åãî òàðåëêå äîëæíî áûòü äîñòàòî÷íî è ìÿñà, è ðûáû, è îâîùåé, è äðóãèõ ïîëåçíûõ ïðîäóêòîâ. Äåôèöèò âèòàìèíîâ è ìèêðîýëåìåíòîâ äëÿ äåòåé ñ óñêîðåííûì ðàçâèòèåì áîëåå îïàñåí, ÷åì äëÿ îñòàëüíûõ.
Áûòóåò ìíåíèå, ÷òî þíûé àêñåëåðàò áîëåå âûíîñëèâ.  äåéñòâèòåëüíîñòè âñå íàîáîðîò. Âñå îðãàíû è ñèñòåìû îðãàíèçìà è áåç òîãî èñïûòûâàþò ïîâûøåííûå íàãðóçêè, à ÷ðåçìåðíàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü çàáîëåâàíèå. Ýòî îòíþäü íå çíà÷èò, ÷òî âàøåìó ÷àäó ôèçêóëüòóðà ïðîòèâîïîêàçàíà âîâñå – êàòàòüñÿ íà ëûæàõ, êîíüêàõ, ïëàâàòü î÷åíü äàæå ïîëåçíî.
È åùå îäèí ïðîñòîé ñîâåò äëÿ ðîäèòåëåé – èíòåðåñîâàòüñÿ ðåçóëüòàòàìè ïëàíîâûõ äèñïàíñåðèçàöèé.  èäåàëå íóæíî õîäèòü ê âðà÷ó âìåñòå ñ ðåáåíêîì, äàæå åñëè îí óæå îêîí÷èë íà÷àëüíóþ øêîëó.
Èñòî÷íèê: pravda.ru
Источник
Пришло на почту письмо: «Расскажите о воспитании одаренных детей. А то из ваших материалов, простите, но складывается такое впечатление, что всяких там слабоумных и с отклонениями вы нежно любите, а про одаренных детей если и пишете, то только про то, как это опасно и как родители делают все неправильно. Почему вы их не любите? И напишите же, наконец, как правильно, чтоб мы знали».
Получив это письмо (видимо, от родителя одаренного ребенка?), я сначала, конечно, посмеялась. Потом пожалуй что разозлилась. Потому что в очередной раз убедилась в том, что идея «правильного» воспитания крепко засела в современных родительских мозгах. Может быть, они думают, что и для взрослого человека, и для любого общества есть единственный «правильный» способ существования и функционирования? И к нему-то как раз и должно подготовить «правильное» воспитание?
Потом я перестала и смеяться, и злиться и решила написать про вундеркиндов. Тем более что я их достаточно много видела.
Итак.
Во-первых, вундеркиндов, то есть детей, которые могут, знают, умеют то, что еще не умеют их сверстники, можно искусственно выращивать из детей самых обычных. Для этого есть методики и масса экспериментальных данных. Один из самых известных русско-советских экспериментов — семья Никитиных. Благодаря продуманному методическому комплексу, изобретенному Никитиным-отцом, и поддержке его жены, все семеро совершенно обычных детей этой пары довольно долго развивались весьма ускоренно. Очень рано начали читать, писать, брать интегралы, подтягиваться на турнике и пр. В результате получилось семеро нормальных, ничем не выдающихся взрослых людей с весьма специфическим детством. Хорошо это или плохо? Да никак! Если родителю хочется развлекаться с подобными методиками, он, разумеется, имеет на это право. Почему нет? Надо просто понимать, что конкретно мы делаем. Проезжаем часть детства, очень быстро крутя педали. Потом, разумеется, оказываемся все в том же, запланированном природой месте — в итоге получается обычный взрослый человек. Никаких одаренных детей в этом случае на сцене не присутствует. Есть энергичный или педагогически одаренный (как в случае с Никитиным) родитель.
Во-вторых, нам может достаться ребенок с ускоренным от природы развитием. Так случается. Этого ребенка не нужно учить читать по методикам — он сам в четыре года научится. И знания будет сам запрашивать, и всякие учебные навыки обретать скорее, чем его сверстники. Но одеваться, вероятнее всего, научится тогда же, когда и все, и кровать за собой убирать — тоже. Такому ребенку нужно дополнительное внимание. Интеллектуальное развитие не педалировать (он сам возьмет), а вот что у него с физическим, социальным и, особенно, эмоциональным развитием — смотреть внимательно и при необходимости корректировать. Учить общаться со сверстниками, учить понимать свои и чужие чувства.
И наконец, в-третьих, настоящий вундеркинд — ребенок, который развивается не ускоренно, а по-другому, и это «по-другому» никак не назовешь нарушением.
Оставим в стороне всем известные «специальные ранние детские одаренности» — художественную и музыкальную. Я о них когда-то писала, да и с ними, в общем-то, все ясно — их ни с чем не перепутаешь. А если не они?
Когда-то знакомая учительница начальных классов принесла мне работу своего ученика, мальчика-второклассника. Она задала им написать два завершающих тему абзаца текста на тему сказок Пушкина. Дословно я, конечно, не помню, но суть работы была такая: когда я читаю сказки Пушкина, мне страшно. Потому что я вижу, понимаю: он всегда знал, что его убьют, и именно — застрелят. Тюк — и все. Он, как и всякий писатель, видел себя в своих героях. Часть от него — в каждом. У него высокая самооценка: «и назовет меня всяк сущий в ней язык». Он — царь, он — священник. И везде у него это, от которого мне страшно. Царя Дадона до смерти клюнул петух. Попа — до смерти щелкнул Балда. Мы не проходили «Руслана и Людмилу», но я ее читал и видел портрет Натальи Гончаровой и хотел бы знать — с кем из героев Пушкин ассоциировал себя? Не с Черномором ли?»
Понятно, что способность к подобным умозаключениям невозможно развить никакой методикой, и понятно, что они естественны и уместны скорее не в проверочной работе второклассника, а в публичной лекции Дмитрия Быкова.
— И что мне с ним делать? — спросила меня моя знакомая (обычный класс, обычная школа). — Он всегда так пишет, а главное — так думает. Я говорила с матерью, там обычная семья, мать — продавщица, отец — столяр, двое детей, и они необычности сына просто не замечают. Она — за пределами их восприятия. Говорят: «Придумывает он что-то такое чуть ли не с самого начала, и читать любит, это да, мы ему книжки всегда покупали. Это ведь не вредно? А вот поесть его не дозовешься, двадцать раз скажешь. Вы думаете, нам к врачу надо?»
Еще случай — девочка 11 лет. Пишет невероятно взрослые стихи. К тому же обладает встречающейся, но достаточно редкой способностью рифмовать все подряд, чуть ли не говорить стихами. Умеет это с трех лет. Влюбилась в друга отца. Написала обращение к нему на трех страницах, рифмованное, помню несколько строчек: «Моя дрожащая рука в твоей руке дрожать устала, но я сперва не понимала, чего и как мне было мало, и начала издалека: мне кажется, что немая и кто-то мимо пробегая, то ли в насмешку, то ль играя, мой голос спрятал, отобрал, и я осталась безъязыкой, и моего не слышат крика…»
Девочку привели ко мне встревоженные образованные родители: мы знаем, такое бывает, они, вундеркинды, пишут такие стихи, а потом подростками кончают жизнь самоубийством…
Я их успокоила:
— Они кончают жизнь самоубийством не потому, что пишут такие стихи, а потому что с детства им внушают их особенность, а потом эта особенность — темповое ускорение развития — заканчивается, и вот этого «я как все» они перенести уже не могут. А у вас сочетанный вариант — любовно-меланхолические стихи она пишет как в 15–17 (темповое ускорение), а вот способность рифмовать жизнь — это дар, он ей дан и никуда не денется, если его поддерживать.
Они мне:
— А вы можете ей самой все это объяснить?
— Могу. С таким-то ускоренным развитием она меня, скорее всего, поймет.
Поняла, конечно. И мне довелось наблюдать дальнейшее развитие этой девочки (в отличие от мальчика-второклассника, дальнейшая судьба которого мне неизвестна): она сейчас старший подросток, была готом, потом от этого отошла, стихи пишет, как и ожидалось, самые для ее возраста обычные, а сохранившейся и еще развившейся способностью рифмовать научилась зарабатывать в интернете — ей присылают вводные (к празднику, к юбилею, девушке, парню, жене и т. д.), а она им за час пишет рифмованную страничку. Деньги пока небольшие, но все равно приятно. Очень спокойная, уверенная в себе девушка. Хочет стать кинологом.
Но что же, действительно, делать родителю, если ему вдруг достался настоящий вундеркинд?
Мое собственное мнение, разумеется, нисколько не претендующее на статус абсолютной истины: к такому дару нужно относиться как к беременности на ранних сроках. Не болезнь, но особое состояние и потенциальная возможность. Может закончиться ничем (выкидыши на ранних сроках — самое обычное дело, так природа избавляется от неспособных к развитию зародышей). А может и получиться что-то. И то, и другое — нормальный исход событий. Помните, у беременных бывают странные вкусы и желания? Вот и у вундеркиндов — тоже. И их надо удовлетворять. Просит знаний? Дайте. Просит оставить в покое? По возможности оставьте. Хочет научиться чему-то необычному? Если это не опасно для жизни, создайте условия. И наблюдайте, любите, разговаривайте, будьте где-то рядом. Но это, последнее, всем нужно, не только вундеркиндам.
Источник
Марина Вишнякова
Консультация «Дети с опережающим психическим развитием»
Феномен гениальности имеет место во всех столетиях,и каждый раз это бывает по-своему уникально и неповторимо: будь то в области математики или физики, поэзии или прозы, музыки или живописи и т. д.
Читая жизнеописание высокоодаренных от природы людей, можно увидеть, что их уникальность почти всегда проявлялась очень рано. Гениальные дети по темпераменту, эмоциональным проявлениям мало отличаются от большинства малышей. Но выделяет их, пожалуй, одно – они уже в ранние годы могут выполнять то, что не удается их сверстникам даже в более зрелом возрасте. Многие одаренные дети рано поступают в институт – и, заканчивая его, делают свои собственные открытия!
Конечно, неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности.Однако стоит задуматься: как далеко следует идти по пути интенсификации темпов развития? Каковы пределы разумного использова-ния детских возможностей? Очень часто родители, лелея честолюбивые замыслы, стремятся воспитать из своих малышей вундеркиндов, чрезмерно перегружая их мозг. Наука убедительно доказывает, что такое воспитание бесперспективно, а главное – опасно для детской психики. Феномен одаренности не имеет ничего общего с искусственным «обогащением» маленького ребенка знаниями, несвойственными раннему периоду детства.
Поскольку одаренные дети отличаются от своих сверстников, они требуют не только особого внимания к себе, но и особой педагогики. Рассмотрим эту проблему. Но прежде дадим общую характеристику ребенка, опережающего в развитии своих сверстников.
Известно, интеллектуальные и творческие возможности детей носят индивидуальный характер. Одаренный ребенок уже в раннем возрасте отличается более быстрым темпом психического развития, высокой познавательной активностью и любознательностью. Дети с опережающим развитиемчутко реагируют на все происходящее в окружающем мире: им интересно знать, отчего мир устроен так, а не иначе и что было бы, если бы внешние условия изменились. Этим детям свойственно интересоваться многим. Их внимание приковывают, казалось бы, обычные предметы и события.
Практика работы с такими детьми показала, что они очень активны, всегда могут сами себя занять – часто делами, которые требуют умственного напряжения. Часто мамы и папы жалуются на то, что их трехлетний ребенок не хочет гулять, играть, бегать и прыгать со сверстниками. А дома любимыми занятиями одаренных детей являются компьютерные и интеллектуальные игры (географическое лото, плоскостные и объемные пазлы и др., а также чтение книг, предназначенных скорее для взрослых, чем для детей.
Все родители одаренных малышей отмечают раннюю речь, в том числе с использованием сложных слов, а также ранний интерес к чтению и раннее освоение чтения.
Как же объяснить феномен одаренности? По мнению известного специалиста в области раннего детства А. М. Фонарева, у таких детей происходит резко уплотненная во времени и, по всей вероятности, необременительная для них эксплуатация памяти в области накопления речевых навыков, навыков чтения, счета.
Дети с высокой умственной активностью уже в раннем возрасте отличаются наблюдательностью, логикой мышления, умением хорошо излагать свои мысли.Для них характерна настойчивость в достижении результата: с удовольствием занимаясь сложными, а иногда даже не имеющими практического применения задачами, они, как правило, не терпят, когда им навязывают готовый ответ. При этом запрещение или отсрочка выполнения не мешает ребенку вернуться к начатому делу, искать пути его осуществлена, невзирая на первые неудачи. Последнее говорит прекрасном качестве – целеустремленности.
Одаренных детей с раннего возраста отличает избирательность в выборе занятий и игр. Они очень любят игры с элементами соревнования.
Не менее существенным признаком раннего развития является наитие в интеллекте одаренных детей творческого начала. Такие малыши часто удивляют окружающих неожиданными ассоциациями, яркими метафорами, смелыми аналогиями; обладают изобретательностью в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов. Они способны продуцировать оригинальные идеи, по-разному подойти к проблеме, находить оригинальные ответы, склонны к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что иногда опережение в динамике развития одних психических функций у одаренного ребенка может сочетаться с некоторым отставанием других (за исключением одаренных детей с гармоничным типом развития, что встречается редко). Эта неравномерность развития называется диссинхронией.
Распространенным примером диссинхронии являются сложности в развитии моторных функций. У некоторых интеллектуально одаренных дошкольников они могут быть выражены не только в несформированности общих движений, но и в нарушениях мелкой моторики. Мелкая моторика является важнейшим компонентом развития письма и условием успешного освоения правописания в младших классах, поэтому интеллектуально одаренный ребенок с таким нарушением может оказаться в начальных классах плохо успевающим, а его особые возможности и потребности – невостребованными. Как результат, потеря учебной мотивации и отвращение к школе. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно раньше выявить индивидуальные особенности крохи, показав его специалистам, и устранить имеющиеся отставания в развитии.
Итак, повторим наиболее существенные характеристики детей с опережающим психическим развитием.
• Раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности.
Быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и исключительной памятью.
• Опережающее речевое развитие.
• Выраженная установка на творческое выполнение задания, высокоразвитые творческое воображение и мышление.
Казалось бы, ребенку, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, будет особенно легко учиться. Однако в действительности это не так. У детей с ранним умственным развитием возникают сложности со-циального характера как в семье, так и в образовательных учреждениях.
Детям с опережающим темпом развития, с очень высокой умственной активностью трудно учиться в коллективе; их непросто воспитывать. Они зачастую бывают нетерпеливы и порывисты, более остро реагируют на окружающее. Наиболее развитый малыш нередко является возмутителем спокойствия в группе детского сада. Он старается полностью овладеть вниманием взрослого, требуя каких-нибудь совместных действий, подавая частые реплики и без конца задавая вопросы. А даже самый лучший педагог, имея дело с группой детей, лишен возможности ориентироваться на того, кто идет впереди всех, кто уже оторвался в своем развитии от сверстников.
Кроме того, у одаренного ребенка возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Вундеркинды не имеют высокой «популярности» в детском коллективе, их не любят за желание доминировать, нетерпимость по отношению к менее интеллектуально развитым сверстникам,а также за стремление демонстрировать собственные достоинства: интеллектуальные способности, творческое воображение, высокий уровень речевого развития.
В связи с этим у детей с опережающим развитием важно формировать способность к эмпатии, т. е. учить их сочувствовать и сопереживать. Используйте для этого художественную литературу.
Помните: одаренный ребенок требует особого внимания уже в дошкольном возрасте, когда возникающие проблемы еще можно пре-дотвратить или устранить. Он нуждается в специальном подходе, ему необходима психологическая помощь и поддержка. Иначе либо такой ребенок приспосабливается к общим требованиям и становится менее самостоятельным, тормозит свою любознательность и порывы к творчеству, либо у него возрастает агрессия, и он становится конфликтным, либо закрывается и уходит в себя. А это в свою очередь мешает самоактуализа-ции, реализации интеллектуального и творческого потенциала. В дальнейшем все это может стать причиной более серьезных проблем.
В заключение хотелось бы дать родителям еще несколько советов.
-Необходимо помнить, что одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребенка.
-Постарайтесь, видя отличия вашего малыша, внутренне согласиться с его правом быть не таким, как все.
-Адекватно оценивайте его поступки, старайтесь понять его поведенческие проявления.
-Одаренность – это большая индивидуальная и социальная ценность, она нуждается в поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения вашего престижа либо в качестве компенсации ваших неудач и проблем.
-Нельзя «эксплуатировать» способности ребенка в ущерб другим его интересам и возрастным потребностям, нельзя превращать его в узкоспециализированную высокопроизводительную машину.
-Подарите ребенку радость детства, не делая его «заложником» своих уникальных способностей.
-Не следует форсировать интеллектуальные возможности ребенка, предлагая информацию бессистемно из разных областей знаний, не-свойственных раннему и дошкольному периодам детства. В педагогике широко используется амплификация (обогащение) ребенка системой знаний об окружающем мире на уровне его психологического возраста.
Помня, что интеллектуальный труд требует больших физических сил и здоровья, следует обращать особое внимание на физическое воспитание одаренных детей, не забывая об их нравственном и эстетическом развитии.
Одаренные дети чаще, чем другие, испытывают социально-психологические трудности в общении с окружающими, построении близких доверительных отношений. Эти трудности могут быть причиной более серьезных проблем, возникающих в разных аспектах деятельности человека в последующем.
Поэтому старайтесь без необходимости не демонстрировать его уникальные способности, не называйте лишний раз «вундеркиндом», побеждайте в себе желание «похвастаться» ребенком. Это убережет его от чувства собственного превосходства и гордыни по отношению к окружающим его сверстникам.
Если малыш одарен от природы уникальными способностями, их следует развивать с первых лет жизни под руководством специалистов (начните с визита к психологу, участковый врач всегда подскажет, куда нужно обратиться за помощью, помня, что одаренный ребенок нуждается в помощи и поддержке не менее, чем дошкольник, требующий коррекционной педагогики.
Источник