Что такое развитие ребенка википедия
Что такое развитие ребенка:
Развитие ребенка – это процесс обучения, с помощью которого дети приобретают и улучшают различные когнитивные, двигательные, эмоциональные и социальные навыки.
Приобретая определенные способности, ребенок начинает демонстрировать определенное поведение и действия (например, произносить первое слово, делать первые шаги и т. Д.), Которые ожидаются с определенного возраста.
Развитие ребенка оказывается набором обучения, которое постепенно делает ребенка все более независимым и автономным.
Типы развития ребенка
В процессе развития ребенок развивается в разных аспектах своего обучения.
Эволюция происходит не только в физическом росте ребенка, но также в познавательной и социальной части, среди других.
Проверьте ниже различные аспекты, связанные с развитием ребенка.
Аффективное развитие
Аффективное развитие связано с чувствами и эмоциями и ощутимо со стороны ребенка с фазы ребенка.
Ребенок способен понимать восприятие любви и привязанности, а также любить и создавать аффективные связи с родителями и другими близкими им людьми, особенно с теми, с кем они больше общаются.
Установление этих отношений имеет фундаментальное значение, так что ребенок развивает свой эмоциональный интеллект и не имеет аффективных проблем в будущем.
Когнитивное развитие
Когнитивное развитие относится к самой интеллектуальной части человека. Это касается внимания, рассуждений, памяти и умения решать проблемы.
Познание человека развивается со временем. В детстве у человека не очень острая память. В общем, у людей нет, например, воспоминаний о событиях, которые произошли до того, как им исполнилось два года.
Детское когнитивное развитие позволяет ребенку интерпретировать, ассимилировать и соотносить со стимулами окружающей среды и со своей собственной сущностью.
Узнайте больше о когнитивных и когнитивных.
Физическое развитие
Физическое развитие – это развитие у детей двигательных навыков и способностей, таких как сидение, ходьба, стоя, прыжки, бег и т. Д.
В видах деятельности, требующих большей точности, таких как письмо, физическое развитие также зависит от когнитивного развития.
Социальное развитие
С социальным развитием ребенок учится взаимодействовать в обществе.
Именно на основе этого типа развития ребенок устанавливает с другими своего рода обмен информацией, который позволяет приобрести культуру, традиции и социальные нормы.
Важность игры в развитии ребенка напрямую связана с этим типом развития, поскольку благодаря социализации с другими детьми развиваются определенные способности взаимодействия и представления о границах.
Узнайте больше о социализации.
Фазы развития ребенка
Этапы развития ребенка были главной темой изучения швейцарского психолога Жана Пиаже .
Жан Уильям Фриц Пиаже (9 августа 1896 года – 16 сентября 1980 года)
Работая в школе, Пиаже интересовался рассуждениями, которые дети использовали для ответов на вопросы своих учителей.
Впоследствии он также начал наблюдать за своими детьми, и таким образом он в конечном итоге разделил фазы детства.
Теория Пиаже предполагает, что развитие ребенка состоит из четырех фаз в отношении познания: сенсомоторная, предоперационная, конкретная оперативная и формальная .
Проверьте ниже этапы развития ребенка по возрасту.
Сенсорно-моторный: от 0 до 2 лет
На этой стадии развития у ребенка развивается способность фокусироваться на ощущениях и движениях.
Ребенок начинает осознавать движения, которые ранее были непроизвольными. Например, он понимает, что, протягивая руки, он может достичь определенных объектов.
В этот период развивается координация движений.
Младенцы в этой возрастной группе знают только то, что они могут видеть, и поэтому они плачут, когда мать покидает поле зрения, даже если она очень близко.
До операции: от 2 до 7 лет
Это период, в который происходит представление реальности собственных мыслей.
На этом этапе иногда ребенок не имеет реального восприятия событий, а, скорее, своей собственной интерпретации.
Например, глядя на тонкое высокое стекло и низкое широкое стекло, в котором хранится такое же количество, ребенок полагает, что в высоком стекле содержится больше.
В этот период также можно заметить довольно заметную фазу эгоцентризма и необходимость давать жизнь вещам.
Это фаза «почему» и исследование воображения, то есть упомянутого рассказа .
Узнайте больше об эгоцентризме.
Бетонные операции: от 8 до 12 лет
На этом этапе начинается конкретное логическое мышление, и социальные нормы уже начинают иметь смысл для ребенка.
Например, ребенок может понять, что тонкий высокий стакан и маленький толстый стакан могут содержать одинаковое количество жидкости.
В этой возрастной группе развитие ребенка уже включает в себя знания о социальных правилах и чувство справедливости .
Формальная хирургия: с 12 лет
В 12 лет ребенок уже способен понимать абстрактные ситуации и переживания других людей .
Даже если у ребенка никогда не было определенного опыта или чего-то подобного, у него есть способность понимать через ситуации, переживаемые другими, то есть понимать абстрактные ситуации.
Предподростковый возраст также способен создавать гипотетические ситуации, теории и возможности и становиться автономным существом.
Основные этапы развития ребенка
Вехи развития ребенка состоят из определенного поведения или способностей, которые ожидаются от детей в определенных возрастных группах.
Важно отметить, что у некоторых детей эти этапы могут наступить раньше, чем у других, но чрезмерно большое изменение во времени может означать некоторые нарушения развития.
Проверьте ниже характеристики развития ребенка в каждом возрастном периоде.
Развитие ребенка от 0 до 6 месяцев
Спящий новорожденный
- Сразу после рождения : ребенок спит большую часть времени, плачет, когда чувствует дискомфорт и имеет привычку сосать рот.
- 1 месяц : двигает головой, взгляд способен сопровождать движущийся объект, реагирует на звуки, обладает способностью фокусироваться на лице другого человека с помощью взгляда.
- 6 недель : улыбаться во время общения с другими людьми, лежать на животе.
- 3 месяца : он открывает и закрывает руки, твердо держит голову, когда сидит, и поднимает его, лежа на животе, пытается достать подвешенные предметы, начинает лепетать звуки.
- 5-6 месяцев : катит тело в положении лежа, распознает людей, умеет сидеть (с поддержкой), издает звуки, похожие на мелкие крики, чтобы выразить радость.
Развитие ребенка от 7 месяцев до 1 года
Детские бутылочки
- 7 месяцев : он может сидеть (без поддержки), держит бутылку, передает предметы из одной руки в другую, узнает свое имя, поддерживает часть веса своего тела, когда стоит.
- 9 месяцев : реагирует, когда у него забирают игрушки, может стоять (с поддержкой), может сидеть спереди, заговорить «папа» и «мама» («папа» и «мама»), ,
- 12 месяцев : способен ходить с поддержкой и делать шаг или два без поддержки, учиться хлопать и «прощаться», говорить несколько слов, учиться пить жидкость через стакан.
Развитие ребенка от 1 года и 6 месяцев до 3 лет
Девушка гуляет на спидометре
- 1 год и 6 месяцев : ребенок более безопасно ходит, поднимается по лестнице, поддерживая себя, способен самостоятельно есть определенную пищу, устанавливает связь с помощью словарного запаса из приблизительно 10 слов, рисует вертикальные линии,
- 2 года – 2 года и 6 месяцев : безопасно бегать, передвигаться по мебели, обращаться с книгой или журналом может переворачивать одну страницу за раз, составлять предложения, открывать двери, подниматься и спускаться по лестнице без поддержки, пойти в ванную
- 3 года : может ездить на велосипеде, ходить в ванную один, часто задавать вопросы, считать до 10, умеет составлять множественное число из нескольких слов, распознавать некоторые цвета.
Развитие ребенка от 4 до 6 лет
Девушка прыгает через скакалку
- 4 года : умеет прыгать на одной ноге, научиться бросать мячи, уметь умывать руки и лицо, подниматься и спускаться по ступеням поочередно
- 5 лет : он может схватить мяч, брошенный другим человеком, нарисовать людей, умеет прыгать, умеет надевать собственную одежду, а также раздеваться, знает большее количество цветов.
- 6 лет : знает, как написать свое имя, ходит прямо, свободно говорит (правильно использует времена, множественное число и местоимения), способен запоминать истории, начинает по-настоящему учиться делиться, начинает проявлять интерес к знанию того, где дети приходят.
Что может повлиять на развитие ребенка?
Несмотря на определение концепции этапов развития Пиаже, сам Пиаже утверждает, что это развитие может извлечь выгоду из определенных стимулов и среды, подходящей для детей.
Основными факторами, которые могут повлиять на развитие ребенка, являются:
- Среда, в которой живет ребенок.
- Наследственность.
- Мощность.
- Физические проблемы
Психология развития ребенка
Психология развития ребенка отвечает за изучение изменений, которые происходят в поведении человека в детстве, и утверждает, что для того, чтобы в конечном итоге приобрести определенные способности, необходимо пройти некоторые этапы обучения.
Это исследование охватывает не только эмоциональное / аффективное развитие (эмоции и чувства), но также когнитивное (знание / разум), социальные (социальные отношения) и психомоторные (моторные и психические функции).
Узнайте больше о психомоторных.
Психология развития также стремится изучать факторы, которые способствуют поведенческим изменениям, которые приводят к определенной цели.
Швейцарский психолог Жан Пиаже провел аналогию между развитием ребенка и развитием эмбриона: он считал, что развитие ребенка состоит из этапов и что завершение определенного этапа является необходимым условием для перехода к следующему этапу, Утверждалось, что развитие происходило последовательно, без пропусков этапов.
Пиаже определил когнитивное развитие как разновидность психической эмбриологии .
Конструкция ребенка как личности напрямую связана с окружающей средой. Спрос на окружающую среду может напрямую влиять на достижение определенных возможностей.
Это условие устанавливает некоторые взаимосвязи развития ребенка с обучением: ребенок, который не страдает от раздражителей, может, например, позже развить определенные способности или даже не развить их.
Другими словами, если среда не требует, ребенок может не «реагировать» и не «строить».
Короче говоря, психология развития ребенка предполагает, что построение происходит посредством взаимодействия с окружающей средой .
Важность игры в развитии ребенка
Игра и игра – фундаментальная часть процесса развития ребенка.
Благодаря игре у детей есть возможность исследовать свои чувства и эмоции, а также свои страхи и тревоги.
Игра также позволяет детям создавать гипотетические ситуации, которые помогают в развитии способности размышления, анализа, рассуждения, воображения и творчества.
Например, игра с другими детьми учит ребенка делиться игрушкой или даже пространством. Таким образом, социализация помогает ребенку преодолеть фазу эгоцентризма.
Теория Пиаже против Теория Выготского
В области психологии Жан Пиаже и Лев Выготский были великими учеными развития ребенка.
Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 г. – 11 июня 1934 г.)
Оба считаются конструктивистами и интеракционистами, потому что они защищают то, что ничто не происходит без взаимодействия, и что все должно пройти через процесс строительства, чтобы достичь конца.
Разница между теорией Пиаже и теорией Выготского заключается в посредничестве, используемом для взаимодействия.
Пиаже считает, что взаимодействие происходит через действие ребенка. Таким образом, происходит обмен со средой; ребенок действует и учится на собственном опыте, нет человека, который учит.
Для Выготского медиация происходит через культурные инструменты, то есть обучение происходит, когда ребенок взаимодействует или сотрудничает с людьми, которые являются частью их среды. Впоследствии эти учебные процессы усваиваются и становятся частью самостоятельного развития ребенка.
Другими словами, для Выготского развитие ребенка является результатом социального взаимодействия.
Источник
Лена Даниловаметодист, автор более 60 книг по раннему развитию, мама пятерых детей
Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием “раннее развитие”. Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.
Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот “раннее развитие”? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее… Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.
Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.
Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.
Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.
Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать “ранним развитием” ребенка.
Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).
Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.
Исходя из этого, можно дать второе определение термину “раннее развитие” – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, “садовско-школьными” способами обучения. Это нечто совсем другое.
Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.
Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
Это неограниченная физическая активность, “подкрепляемая” оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.
Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).
Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.
Это кубики с буквами ( или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.
Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.
Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной “включенности” в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.
Раннее развитие – это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.
Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.
Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.
Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.
Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.
Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.
Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.
Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.
Все игры и занятия вводите по принципу “от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному”. Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.
Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.
Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.
Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку “мероприятие”. Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.
Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.
Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.
Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.
Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа “Ребёнок и его окружение” и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.
Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте “запасы знаний”, живите сегодняшним днем.
Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.
Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.
Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.
Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.
Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.
А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.
Пусть у Вашего малыша будет активная мама!
Источник