Что такое развитие голоса ребенка
Одним из главных естественных богатств человека является его голос, который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение. Именно поэтому ответственные родители должны знать этапы развития детского голоса и помогать своему малышу. Важно понимать анатомические и физиологические изменения, происходящие в гортани, органах дыхания и артикуляционном аппарате, от которых зависят тембр, высота, диапазон голоса.
Этапы формирования
Человек появляется на свет с голосовым аппаратом, уже полностью готовым к работе, однако необходимо научить ребенка управлять им, то есть добиться того, чтобы работа органов координировалась мозгом.
Голосовой аппарат включает в себя несколько частей:
- легкие;
- гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука;
- совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат.
Все эти части находятся в постоянном взаимодействии.
Этапы и стадии развития детского голоса напрямую связаны с ростом малыша, что важно учитывать и родителям, и педагогам.
Принято выделять следующие стадии развития голоса у детей.
- Пренатальная – начинается до появления на свет.
- Младенчество – от рождения до достижения 2 лет.
- Ранний детский возраст – 2-5 лет.
- Средний детский возраст – 5-9 лет.
- Позднее детство – с 9 лет до вступления в пубертатный период.
- Ранний взрослый период – 12-15 лет.
- Средний взрослый период – 15-18 лет.
- Окончательное взросление – 19-21 год.
На каждом этапе происходят свои изменения в голосовом аппарате, что необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений на развитие голоса.
Стадии развития голосового аппарата принято подразделять на три типа:
- обычную;
- интенсивную;
- замедленную.
Протекают они по-разному, смена может быть как равномерной, так и скачкообразной. Кроме того, стадии могут чередоваться и сменять друг друга.
Дошкольники и младшие школьники имеют детский голос – легкий и нежный. Называют его фальцетным, или высоким резонированием. При этом сам голосовой аппарат очень хрупок, звуки, формирующиеся в гортани, образуются колебанием связок, между которыми имеется щель, в 7–8-летнем возрасте связки полностью не смыкаются. Голос ребенка пока слабый, высокий, сильно напрягать его нельзя, поскольку может образоваться хрипота.
Особенности голоса в первые месяцы жизни
Ребенок слышит звуки и пытается их воспроизвести, однако в первые месяцы жизни это получается не всегда успешно. Первые «сигналы» малыша – это крики, которые он издает в качестве реакции на внутренние или внешние раздражители. Постепенно они становятся различными по тембру, протяженности, высоте.
В три первые недели своей жизни кроха издает всего три вида крика:
- от голода;
- от боли;
- при лишении (например, если у него забирают пустышку).
Потом появляется новый вид – крик одиночества, который издает малыш, оставленный без присмотра в кроватке. Это первый социальный сигнал. Ранние звуки, которые воспроизводят младенцы, довольно просты – это гласные [а], [э], а также дифтонг [əа].
Интересно, что по сигналам детей этого возраста можно выявить наличие у них проблем.
- Крик здорового малыша громкий, отличается небольшим вдохом и более продолжительным выдохом.
- При проблемах ЦНС он становится очень громким, визжащим или же, напротив, тихим, всхлипывающим, часто на вдохе.
Поэтому очень важно внимательно прислушиваться к первым звуковым сигналам ребенка. Отметим, что малыши слышат звуки, издаваемые родителями, и пытаются их повторить, то есть толчком к развитию речи является развитие слуха. Вот почему глухие малыши также остаются и немыми.
Стадии гуления и лепета
Важнейшей стадией доречевого периода является гуление, посредством которого малыш общается с родителями. Достигший 2 месяцев кроха начинает реагировать на голоса мамы и папы, поэтому до 6 месяцев специалисты рекомендуют активно общаться с ним – это будет способствовать развитию фонематического восприятия. Кроме того, звуки гуления являются основой для формирования речевого дыхания. На этой стадии начинается развитие интонации.
Именно сейчас малыши испытывают повышенный интерес к собственному голосу, словно проверяя его возможности. В этот период становятся наиболее заметными индивидуальные различия детских голосов.
К третьему месяцу начинается стадия лепета – количество издаваемых звуков постепенно увеличивается, а со временем появляются так называемые «лепетные псевдослова». Это очень важное время для развития дошкольников, поскольку включает в себя не только тренировку голоса, но и развитие необходимых для нормальной речи двигательных и слуховых реакций, а также способность органов артикуляции складывать звуки в слоги. В отличие от гуления, лепет включает не только гласные звуки, но и отдельные согласные. Возрастает роль слуха – дети начинают подражать и родителям, и самим себе. Вот почему в звуковой среде малыша должна обязательно присутствовать речь родителей, четкая и правильная, обращенная к детям, в противном случае неизбежны дефекты и зажимы, отсутствие интонации, даже боязнь собственного голоса.
Развитие от 1 до 5 лет
Ребенок начинает издавать осмысленные звуки к концу 12-го месяца жизни. Прислушиваясь к своим родителям, он постепенно осознает взаимосвязь предмета и его звуковой оболочки, поэтому именно в это время произносит свои первые простейшие слова. Ко второму году жизни кроха осваивает вопросительную интонацию, уже более четко выражает голосом свои эмоции, подражая речи взрослых.
До 5 лет вполне возможны проблемы с выговариванием отдельных звуков – чаще всего согласных, особенно вибрантов и шипящих. У большинства детей дефекты полностью пропадают лишь в 6-7 лет.
Развитие голоса
Родителям надо сделать все от них зависящее, чтобы развивать слух и голос малыша, но следует быть очень осторожными, поскольку чрезмерная нагрузка столь же вредна, как и полное игнорирование. Особую значимость играет постановка дыхания, которую самостоятельно, без музыкально-педагогического образования выполнить сложно. Но в домашних условиях можно внести посильный вклад, предложив малышу выполнить дыхательную гимнастику Стрельниковой, которая благоприятно скажется на звучании голоса. Полезной будет и артикуляционная гимнастика – она подготовит речевой аппарат крохи к правильному произнесению отдельных звуков, а также позволит проработать мышцы лица, челюсти, губ, языка и щек.
Родителям следует помнить, что помочь ребенку в развитии голоса они смогут только при соблюдении следующих условий.
- Детям нужен положительный пример, поэтому крайне важно, чтобы взрослые сами говорили правильно, эмоционально, соблюдая необходимую интонацию.
- Положительный эмоциональный фон. Если мама будет кричать на малыша, нервничать из-за того, что у него не получается выполнить задание, то польза от подобных занятий будет минимальна, ребенок быстро утратит к ним интерес. Поэтому нужно хвалить кроху хотя бы за приложенные старания.
- Многие педагоги сходятся во мнении, что самое полезное упражнение для развития голоса – это пение, поэтому можно смело петь с ребенком его любимые песенки. Музыка благотворно скажется на способности правильно строить фразы и произносить звуки.
Выполнение этих несложных рекомендаций поможет приблизиться к цели.
Основные методики работы
Многие исследователи и педагоги подходили к вопросу развития голоса у детей дошкольного возраста. Например, Д. Е. Огороднов предлагает стимулировать не просто развитие голосовых связок малышей, но и его эмоциональные и речевые способности, умение воспринимать форму. Методика полностью отрицает фальцетное звучание, признавая его неполноценным. Она позволяет развить гибкость, тембр и большое количество интонаций, однако затрудняет переход в высокий регистр. При подобных занятиях голоса малышей менялись, кроме того, наблюдалась пестрота в произнесении гласных. Голос развивался вниз, поскольку Огороднов считал высокие звуки некрасивыми.
Программа Емельянова имеет противоположную направленность. Она называется «Фонопедический метод развития голоса» и направлена на формирования певческого голосообразования и на развитие голосового аппарата.
Подобные упражнения подразделены на несколько уровней.
- Подготовительный. Работа с различными видами голосовой активности (писк, сип, крик, хрип, стон).
- Развитие академического певческого голосообразования. Происходит работа над улучшением владения интонацией, эмоционального и фонематического слуха.
- Формирование академического певческого тона. На этом этапе устраняется неравномерность развития голосового аппарата, происходит подготовка к изменениям пубертатного периода.
Еще одна методика – написание музыки специально для детей, позволяющей развить их вокальные способности.
Упражнения на развитие голоса для детей
Рассмотрим некоторые эффективные упражнения, которые родители смогут взять на вооружение. Прежде всего, это речевые игры, их существует достаточно много.
- Прослушивание с малышом сказок, в которых используются доречевые коммуникативные элементы (шумы, визг, скрипы, писки).
- Чтение стихов в различных регистрах – ребенку будет проще, если попросить его рассказать стих так, как это сделал бы медведь (грудной регистр) и ежик (фальцет).
- Когда предыдущее упражнение станет получаться без проблем, можно немного его усложнить, переходя из фальцетного регистра в грудной в одном четверостишии.
- Научиться менять высоту голоса можно при помощи такого упражнения. Изображать голосом картину, одновременно «рисуя» рукой по воздуху. Чем выше движется рука, тем более высоким становится голос. Таким образом можно, например, изобразить высокую ель.
- Катание на лифте. Ребенок произносит звук, одновременно перемещает руку вверх и вниз (имитируя движение кабины лифта), соответственно, меняет и тембр голоса.
- Подвижность голоса хорошо улучшает пение с закрытым ртом.
- Для развития умения говорить громче поможет такая игра. Родитель предлагает малышу позвать мишку пить чай. Но мишка не слышит, он далеко, надо позвать громче. Важно следить за тем, чтобы дети не кричали, а именно говорили более громко.
- Еще одна игра противоположна, задача малыша – говорить тихо, чтобы не разбудить мишку. Но необходимо не переходить на шепот, а делать голос более тихим.
- Далее задание усложняется. Родитель подбирает парные игрушки, например, машинки, большую и маленькую. Затем просит ребенка изобразить, какой звук издает большая машинка (он должен быть громким). А маленькая, напротив, сигналит тихо. Затем ситуация повторяется со второй парой игрушек. Малыш должен научиться быстро и правильно менять громкость голоса.
- Развить умение говорить «тонким» и низким голосом поможет такая игра: мама просит ребенка изобразить, какие звуки издает кошка, а какие – котенок. Во втором случае «мяу» ребенок должен произносить более низко, чем в первом. Аналогичным образом обыгрывается ситуация с птицами.
- Можно прочитать ребенку сказку «Три медведя», а после – попросить его передать особенности речи каждого из героев: Михаил Иваныч отличается грубым, низким голосом, голос Настасьи Потаповны – немного ниже, а Мишутка говорит звонким, высоким голоском.
- Мальчикам будет интересно имитировать езду на автомобиле, который едет по дороге, потом – объезжает лужу, мчится по кочкам. Затем задание изменяется – езда на большой машине сменяется поездкой на маленькой.
Такие игры доставят малышу подлинное удовольствие, если проводить их в легкой ненавязчивой форме. Кроме того, они очень полезны для улучшения работы голосового аппарата, особенно гортани. Постепенно положительный результат будет заметен – дети научатся выражать в речи эмоции, использовать звуки различной силы и высоты, а дефекты речи, напротив, станут менее очевидными.
Источник
Вокальные данные даются нам при рождении, но они развиваются с течением жизни. Редко рождаются гении сразу с уникальным слухом и голосом, в большинстве случаев эти качества поддаются тренировке. Опытный педагог способен улучшить вокальные данные. Если уж ваш ребенок и не станет новым Паваротти, то красиво петь научится точно. Кроме того, занятия вокалом полезны для здоровья, но обо всем по порядку.
Становление вокальных данных
Выделяют следующие этапы развития и становление голоса у детей:
- Дошкольный, который длится с рождения и до 7 лет. В течение этого этапа вокальные данные несколько раз изменяются и совершенствуются. Обычно к концу стадии дошкольник может воспроизводить 5-6 нот. При рождении тембр у девочек и мальчиков одинаков. С каждым годом происходит развитие тембра голоса у детей. Он все больше отличается у мальчика и девочки, в нем появляются вопросительные и восклицательные интонации.
- Домутационный, который продолжается с дошкольного возраста и до 13 лет, т.е. до начала периода полового созревания. К концу периода ребенок уже способен расширить диапазон до 12 нот.
- Мутационный этап, рамки которого могут определяться несколькими месяцами или годами, однако, как правило, он длится с 13 до 15 лет. Во время этого периода голосовой аппарат под влиянием эндокринной системы изменяется. Причем у мальчиков это происходит быстро и неравномерно, а у девочек – медленно. К концу стадии женская и мужская гортань имеют совершенно разное строение. Диапазон у мальчиков сильно колеблется от баса до фальцета. У девочек же колебания незаметны: вокал, скорее, не мутирует, а эволюционирует, становясь ниже и приобретая женские черты.
- Послемутационный этап – время около двух лет после мутационного периода, ориентировочно до 17 лет. На этой стадии происходит окончательное становление и закрепление вокальных данных, установление индивидуального тембра, силы, его высоты.
Когда нужно начинать заниматься пением и зачем это нужно
Говорят, что учиться пению не поздно никогда: можно даже в 60 лет. Различают понятия занятий музыкой и именно вокалом. Последним рекомендуют начинать заниматься лет с пяти, когда маленький певец уже может осознанно выполнять и понимать просьбу учителя. Однако на уроки музыки можно начинать ходить с 2 или 3 лет. Это будут упражнения, которые помогут малышу научиться слушать и воспринимать мелодию, копировать звуки, шумы, говорить высоким и низким голосом. Даже после тяжело дня я способен возбудиться буквально за пару секунд от одного только вида проституток с ufasex.me..
Даже если вы не ставите перед собой цель вырастить оперного или эстрадного певца, музыкальные упражнения полезны потому, что:
- тренируют правильное дыхание и особенно рекомендованы дошкольникам и школьникам с хроническим бронхитом, бронхиальной астмой, частыми ангинами;
- улучшают эмоциональное состояние, настроение;
- прекрасно развивают память и речь.
Но занятия принесут пользу только в том случае, если малышу будет интересно и от уроков он будет получать удовольствие. Уделите время развитию голоса у детей дошкольного возраста, если:
- сын или дочка любит музыку разных стилей и направлений;
- часто поет во время выполнения прочих дел;
- легко запоминает слова песни и поет близко к оригиналу;
- любит внимание и с удовольствием устраивает вам концерты.
Упражнения для развития голоса для детей
Улучшение вокальных данных нужно доверять опытному педагогу, однако дома также можно заниматься с малышом. Вы не вырастите профессионального певца, но толк и польза от таких уроков будут непременно.
Выполняйте следующие упражнения на развитие тембра голоса у детей:
- слушайте различные звуки, аудиосказки, классическую музыку;
- рассказывайте с малышом стихи от лица разных героев (медведя, мышки, лисы);
- предложите петь с закрытым ртом, т.е. напевать мотив;
- пусть попробует рисовать вокалом, как кистью: когда она поднимается, меняется диапазон;
- сыграйте в игру, когда кроха говорит тихо, но не переходя на шепот;
- выберите одинаковые игрушки разного размера, например, машинки, и попросите озвучить обоих: большая говорит более громко и грубо, а маленькая – звонко и тихо.
Эффективным считается выполнение вокальных упражнений для развития голоса детей, заключающихся в пении простых народных песенок-распевок. Педагоги выстраивают их в четкую последовательность для правильной постановки звуков и артикуляции. Им должно соответствовать музыкальное сопровождение.
Занятия, если они доставляют удовольствие, чрезвычайно полезны как для развития слуха и таланта к пению, так и для решения других проблем (со здоровьем, общением, замкнутостью). Лучше заниматься в группе с педагогом и другими учениками, однако мама или папа также может уделить внимание развивающим упражнениям и провести время с сыном или дочкой за интересными играми.
Источник
Голос
человека оказывает весьма существенное влияние на коммуникационное
взаимодействие людей, на реализацию конкретным индивидом его
коммуникативных функций, так как в случае его нарушений снижается
разборчивость и внятность речи и, следовательно, затрудняется ее
восприятие окружающими. Рассматривая значение голоса в процессе общения,
невозможно умалить его роль в передаче интонации, которая определяет не
только эмоциональную, но во многом и смысловую сторону высказывания.
Голосовая функция неразрывно связана с экспрессивной речью. Способность
говорить и выражать свои мысли не может осуществляться без полноценного
развития голоса.
Здоровый ребенок овладевает нормой правильного звукопро-изношения на
основе речевого опыта, постепенно прилаживая органы артикуляции для
получения продукта, соответствующего воспринимаемым слуховым образцам.
На формирование индивидуального голоса влияют не только анатомические и
физиологические данные самого человека (ребенка). Во многом становление
голоса складывается по подражанию, наиболее действенного в возрасте до 7
лет, и зависит от того, какими были голос и манеры его использования у
окружающих — родителей, воспитателей, педагогов и, нередко, сверстников.
Безусловно, рефлекторный крик новорожденного — это первая фонация. Голос
новорожденных различается по силе, но имеет одинаковую высоту, по
данным Дж. Киттеля (Kittel G., 1978) 425—435 Гц, и не различается по
тембру. Он строится на непрерывном звучании гласного. С двух-,
трехнедельного возраста функциональное назначение и способ подачи голоса
начинают изменяться. Ребенок выражает голосом протест против своих
ощущений боли, голода и любого дискомфорта, а также потребность во
внимании. При виде матери голос ребенка свидетельствует об удовольствии и
способ его подачи становится более мягким. При чувстве голода или боли
ребенок издает более резкие крики на твердой голосовой атаке.
Строение и формирование отдельных органов голосового аппарата ребенка
имеет ряд особенностей, сказывающихся на их физиологии. Этими
особенностями являются:
1) диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата;
2) отсутствие постепенности развития и наличие скачков в этом процессе;
3) существование в общем периоде развития голосового аппарата таких
интервалов, когда формирование отдельных его органов протекает почти
незаметно, ничем не проявляясь;
4) неодновременность завершения процесса роста отдельных органов голосового аппарата.
Развитие любого органа голосового аппарата характеризуется тремя
приблизительными степенями роста — интенсивным, обычным и пониженным. Их
преобладающее влияние проявляется в разные периоды жизни ребенка.
Например, легкие более интенсивно развиваются только в течение первых
двух месяцев после рождения, а далее до периода полового созревания их
рост протекает в обычном темпе. Гортань новорожденных обоего пола
интенсивно растет в первый год жизни. У мальчиков это наблюдается в
первые три месяца, а также на 8—9-м месяцах, а у девочек в 1-й месяц,
затем на 4—7-м месяцах. Носовая полость, придаточные пазухи и носоглотка
интенсивно растут в первые шесть месяцев жизни. Затем они продолжают
развиваться в обычном темпе: придаточные пазухи до трех лет, а
носоглотка до шести лет. Бронхи и трахея интенсивно растут в течение
всего первого года жизни ребенка. Гортань увеличивается только первые
шесть месяцев, а голосовые складки продолжают расти до конца 1-го года
жизни. Формирование носоглотки и придаточных пазух носа в основном
завершается к началу полового созревания, т.е. к 14 годам; все остальные
органы голосообразования прекращают рост с окончанием полового
созревания, к 19 годам.
Период формирования голоса условно разделяется на несколько этапов:
дошкольный — до 6—7 лет, домутационный — до 13—14 лет, мутационный —
13—15 лет и послемутационный — до 17—19 лет.
У детей дошкольного возраста фонация осуществляется за счет краевого
натяжения коротких тонких голосовых складок, состоящих из соединительной
ткани и желез. С пяти лет начинают формироваться отдельные пучки
вокальных мышц. Голос имеет высокое звучание, его диапазон составляет
5—6 нот.
В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов
голосообразования формируется рецепторный аппарат гортани. М. С. Грачева
(1956) описала три рефлексогенные зоны гортани — участки слизистой
оболочки гортани, обильно снабженные рецепторами, которые обеспечивают
ее функционирование как органа дыхания, защиты дыхательных путей и
голосообразования. Первая зона расположена вокруг входа в гортань, на
поверхности надгортанника и по краям черпало-надгортанных складок.
Вторая занимает всю переднюю поверхность черпаловидных хрящей. Третья
зона прикрыта голосовыми складками, т.е. находится в подскладочном
пространстве гортани на внутренней поверхности перстневидного хряща. Две
первые зоны лежат на пути вдыхаемого воздуха и обеспечивают защитную и
дыхательную функции. Третья — на пути выдыхаемого воздуха и обеспечивает
фонаторную функцию.
В слизистой оболочке гортани 7-летнего ребенка все эти рефлексогенные
зоны уже выделяются и начинается формирование голосовой мышцы. К 12
годам заканчиваются и формирование голосовых мышц, и развитие
рецепторного аппарата гортани. При сокращении мышц, при движении хрящей
гортани чувствительные нервные окончания (рецепторы) сигнализируют в
центральную нервную систему о положении хрящей, о степени напряжения
мышц голосового аппарата, о состоянии голосовых складок.
Обратная связь (внутренние ощущения) играет во время речи и пения
большую роль. И в том и в другом случае мышечные ощущения лежат в основе
усвоения навыков голосоподачи.
Постепенно детский голос развивается; его диапазон достигает 11—12 нот.
Наиболее звучным является отрезок от фа’ до до”, т. е. пять нот. Голос
отличается нежностью окраски, звонкостью, «серебристостью». Важное
условие правильного, нормального развития голоса — использование его в
рамках возрастного диапазона. Это относится и к пению, и к разговорной
речи.
Для полноценного голосообразования требуется правильное строение и
функционирование артикуляционного аппарата, звуки речи должны
соответствовать нормам фонетической системы языка. У здорового
маленького ребенка левая и правая половины тела симметричны, это
касается и внутренних органов. Приблизительно с пяти лет развивается
легкая асимметрия, что является физиологической нормой. Е. Н. Малютин
(1934) указывал на менее активную функцию левой голосовой складки. Но
значительная асимметрия гортани уже свидетельствует о патологических ее
изменениях. В научной литературе имеется описание резко выраженной
асимметрии гортани у знаменитого Энрике Карузо, однако это не помешало
ему стать непревзойденным певцом.
Железы внутренней секреции оказывают влияние на голос человека не только
в период полового созревания, но и в течение всей жизни. Процесс
окостенения гортани (кальцинации) зависит от функций паращитовидных
желез. Кальцинация начинается с 20 лет и у мужчин заканчивается к 50
годам, у женщин значительно позже. Снижение функций половых желез с
возрастом меняет голос: женский голос понижается, становится грубее,
мужской теряет силу и нередко повышается. Деятельность всех желез
внутренней секреции прямым или косвенным образом влияет на
голосообразовании, и их нарушения вызывают специфические изменения
голоса. Для формирования голоса с особыми свойствами в Европе в
XVII—XVIII вв. прибегали к кастрации. Операции подвергали хорошо поющих
мальчиков 7—8 лет. При этом изменений гортани, свойственных пубертатному
периоду, не наступало, а грудная клетка, легкие увеличивались в
размерах больше обычного. Сочетание детской гортани с могучей
дыхательной системой создавало условия для формирования особых голосов —
женских по тоновому диапазону с нейтральным тембром. При
целенаправленной тренировке голоса кастратов приобретали красивый тембр,
большую силу, выносливость и широко использовались в оперных партиях.
Хорошо известна зависимость голоса от психического состояния человека.
При таких заболеваниях, как шизофрения, эпилепсия, при умственной
отсталости голос теряет звучность, нарушается его мелодика. По мнению И.
Максимова (1987), если у грудных детей продолжительное время
наблюдаются крики на высокой тональности (750 Гц) и они и не имеют
тенденции к понижению, то это может свидетельствовать о психическом
нарушении. Взаимозависимость между патологией голоса и
нервно-психическими расстройствами будет рассмотрена в последующих
разделах пособия.
Лаврова Е. В
Источник