Что такое психо моторное развитие ребенка
«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.
В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.
В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».
Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.
Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.
Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.
Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.
Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.
Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.
Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.
Психомоторное развитие детей первого года жизни
Новорожденный
Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.
Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.
Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.
Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.
1 месяц
Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.
Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.
Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».
Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).
2 месяца
Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.
Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
Речь – в конце второго месяца появляется гуление.
Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.
3 месяца
Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.
Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.
Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.
Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.
Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.
4 месяца
Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).
Слух – различает голоса близких.
Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.
Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.
Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.
5 месяцев
Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.
Слух – прислушивается к музыке.
Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.
Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.
Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.
6 месяцев
Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.
Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).
Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.
Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
Игра – манипулирует с игрушками.
7 месяцев
Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.
Речь – элементы лепетной речи.
Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.
Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.
8 месяцев
Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.
Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».
Речь – активный лепет, слоговая речь.
Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».
Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.
9 месяцев
Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.
Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».
Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).
Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.
Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.
10 месяцев
Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.
Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.
Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.
Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.
Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.
11 месяцев
Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).
Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.
Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.
Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.
Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.
12 месяцев
Зрение – узнает многие предметы на картинке.
Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).
Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.
Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.
Эмоции – появляется сопереживание.
Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.
Источник: https://www.baby.ru/
Источник
«Ребенок никому ничего не должен!», «Нормы развития давно поменялись по сравнению с советскими!», — слышу на консультациях от некоторых родителей. К сожалению, ничего не поменялось, и сбор анамнеза требует узнать основные вехи психомоторного развития ребенка. Данная информация действительно часто проясняет картину, помогает выстроить определенные диагностические гипотезы.
Психомоторное развитие ребенка
При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. – их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.
2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.
3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление – воспроизведение гласных звуков.
4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки – начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.
5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться – с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма – до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.
6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» – с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания – 9.5 мес.).
6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.
7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.
8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста – до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.
9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.
11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.
Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие — залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Источник
Любимый, долгожданный ребенок для родителей – не только радость, но и ответственность. Ведь до тех пор, пока малыш не в состоянии самостоятельно передвигаться, делать выбор, разговаривать, именно мама с папой становятся его опорой и стимулом для развития. Какую информацию необходимо знать взрослым о психомоторном развитии ребенка, чтобы иметь возможность вовремя отреагировать на возникшие трудности?
Как определить нормальное развитие младенца
Важность периода внутриутробного развития и появления на свет велика. К моменту рождения многие системы и органы находятся в состоянии развития, и до функциональной зрелости еще очень далеко. Для выживания ребенка в новой (агрессивной) среде необходимо обеспечить соответствующий уход и условия.
Адаптация ребенка к окружающей среде и его физиологическая сформированность оцениваются в первые минуты появления на свет по шкале Апгар (названа по фамилии врача, создавшего ее). Замеры проводятся на первой, пятой и десятой минутах жизни. Если показатели изменяются в сторону увеличения, констатируется факт хорошей адаптации малыша к окружающей обстановке. В таблице отражено пять показателей жизнеспособности организма новорожденного: цвет кожи, сердцебиение, рефлексы, дыхание, мышечный тонус. Оценка от семи до десяти баллов подразумевает хорошее, своевременное психомоторное развитие ребенка в будущем. Если оценка после первого и второго замера осталась на низком уровне, врачи диагностируют нарушенное развитие и назначают соответствующее медицинское сопровождение.
Этап появления на свет ребенка влияет на формирование всей последующей жизни человека, поэтому недооценивать его нельзя.
Что включает в себя термин “психомоторное развитие”
Созревание нервной системы и центров головного мозга у детей проходит от рождения до семи лет. Окончательное физиологическое формирование завершается к юности. В связи с этим отмечается гетерохронность развития психического и физического развития.
В педагогике и психологии фраза «психомоторное развитие» подразумевает своевременное формирование таких характеристик, как моторика, статическая работа мышц, сенсорные ощущения, мышление, речь, социальная адаптированность. Для составления достоверной картины актуального развития ребенка сравнивают его показатели с достижениями нормально развивающегося одногодки. Шкалы нормативного психомоторного развития для каждого периода жизни ребенка разработаны на основе многолетних наблюдений врачей и педагогов, основаны на практических исследованиях. Однако очень часто слова специалиста о несоответствии развития малыша нормативному минимуму разбиваются о стену непонимания и протеста родителей.
Почему важно следить за психомоторным развитием ребенка и вовремя коррегировать его:
- дети, способности и умения которых формируются вовремя (по шкале), стопроцентно успешно справляются с обучением, имеют хорошую базу для становления самодостаточной личности, хорошо адаптируются в социальной среде;
- если отклонение в психомоторном развитии происходит по всем параметрам в сторону уменьшения, то в данной ситуации для выравнивания процессов необходима помощь специалистов (часто узкопрофильных), сами родители с такой проблемой справиться не в состоянии;
- в случае если способности и умения малыша опережают возрастную норму, также не стоит расслабляться, ведь с талантливыми детьми работать нужно с учетом их индивидуальных особенностей.
Периодизация развития ребенка
Наступление кризисных периодов в детстве имеет прямую корреляцию с формированием новых умений, навыков, созреванием нервной системы и отделов головного мозга. Одним словом, это скачкообразная перестройка организма, которая и вызывает у малыша определенный «дискомфорт», и не только у него. Родителям приходится переживать вместе с детьми шесть этапов взросления:
- новорожденность (адаптация к среде обитания);
- кризис одного года (связан со сменой положения в пространстве, началом хождения);
- кризис трех лет (условно этот период может начаться с полутора до трех лет, связан с выделением ребенком своего «Я»);
- кризис семи лет (начинается с шести и может проявляться до восьмилетнего возраста, связан с формированием словесно-логического мышления);
- кризис пубертатного периода (с одиннадцати до пятнадцати лет, имеет физиологическую основу);
- кризис юности (наступает с пятнадцати и может длиться до восемнадцати лет, связан с формированием личности).
Прослеживается закономерность: чем лучше готовы родители к проявлению новых навыков у детей, тем благополучнее протекают кризисные этапы для воспитанников. Конечно же, нельзя забывать, что мальчики и девочки формируются и развиваются «на разных скоростях» благодаря отличию физиологической природы.
Шкала нормативного физического и психомоторного развития детей учитывает все особенности формирования ребенка. В большинстве случаев достаточно вовремя уделить немного внимания формированию того или иного навыка, не упуская сенситивного периода, и малыш даже не вспомнит, что сталкивался с какими-то проблемами.
Если же у малютки наблюдается системная задержка психомоторного развития, то полумерами положение не исправить. Обычно такая картина наблюдается при серьезном нарушении формирования органических процессов, следовательно, выровнять развитие ребенка без помощи специалистов практически невозможно.
Формирование личности ребенка до трех лет
Для простоты использования шкалы нормального развития малыша ее размещают практически во всех «Дневниках развития ребенка». Существуют разные виды, формы и издания этого пособия, но суть неизменна: помощь родителям.
Общение, речь, мышление и самообслуживание также формируются на протяжении длительного времени и имеют свои возрастные вехи. Психомоторное развитие до года проходит очень активно, подготавливая организм ребенка к прямохождению. К трехлетнему возрасту малыш уже готов к коммуникации с окружающими людьми. В случае задержки психомоторного развития такой эффект, в зависимости от тяжести нарушения, наблюдается в возрасте 4-5 лет.
Личностные особенности дошкольника
С 3 до 7 лет дети активно осваивают пространство через подвижные игры, разные виды деятельности и спорта. Самостоятельное передвижение дает возможность изучать пространство и предметы окружающего мира. Стоит отметить, что уровень психомоторного развития дошкольников зависит не только от способностей детей, но и от желания взрослого обучать ребят. Навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в это время, носят больше социальный характер и зависят от правильного научения. Роль взрослого в формировании личности ребенка только возрастает.
В повседневной жизни ребенок становится более самостоятельным, усваивает навыки самообслуживания (умывается, одевается, убирает за собой, правильно ест). При помощи взрослых осваивает и научается независимому выполнению многих физических упражнений (ездит на двухколесном велосипеде, играет в теннис и другие подвижные игры, требующие координации движений). Научается различать основные сенсорные эталоны (форма, цвет, фактура, объем и т.д.), овладевает графическими навыками. При условии нормы развития к семи годам ребенок овладевает образной стороной высказывания (не только понимает образное сравнение, но и применяет самостоятельно), умеет правильно артикулировать все звуки родной речи и интонационно выстраивать высказывание.
Что значит готовность к школе
Успешно пройдя период «почемучки» и «фантазера», ребенок готовится к поступлению в школу. С целью изучения особенностей психомоторного развития детей психологи и логопеды проводят тесты, по результатам которых рекомендуют поступление в первый класс или другие варианты обучения. К сожалению, родители редко прислушиваются к рекомендациям специалистов, надеясь на «авось перерастет», «впереди целое лето, повзрослеет» и т.д.
Одно дело, если у малыша выпадают 1-2 функции, которые при должной педагогической поддержке выравниваются достаточно быстро. Но если ребенку рекомендована программа по компенсации задержки психомоторного развития у детей, то приоритет просто очевиден. Опять же, к сожалению, не для всех родителей.
Важность выбора образовательного маршрута
Часто нарушение психомоторного развития вызвано такими факторами, как развивающаяся глухота, слепота, дементные процессы нервной системы, тяжелые заболевания нервной системы (например, ДЦП, органическая форма ЗПР), педагогическая запущенность. В таких случаях детям рекомендуют разные образовательные маршруты, которые подбираются специалистами в соответствии с существующими проблемами. Стоит заметить, что программы адаптированы к обучению детей с разными образовательными потребностями, но родители часто не в состоянии оценить реальное положение вещей мотивируя свой отказ фразой «мой ребенок не хуже остальных».
На самом деле он не хуже и не лучше, просто у него другие потребности, которые он не удовлетворит, обучаясь по обыкновенной школьной программе. Обучение в итоге для ребенка в лучшем случае станет настоящей каторгой, если не вызовет сопутствующего заикания. Но об этом взрослые задумываются редко.
Дети с особенным развитием
Первое, в чем нуждаются особенные дети – это понимание взрослыми этой особенности и предъявления требований с учетом существующей ситуации. Одинаковых людей нет, поэтому что благо для одного, для другого – смерти подобно. Принцип «быть как все» работает только во вред ребенку. Дети все разные, но им одинаково хочется испытывать радость победы, прикосновения к чему-то новому, безусловную любовь родителей. Поэтому взрослым стоит взвесить все за и против? принимая решение о дальнейшей судьбе особенного ребенка.
Младший школьник: нужна ли ему помощь
Поступление в первый класс – это, прежде всего, стресс. Ожидаемый, контролируемый, дозированный (в определенной степени), но все же… Если в детском саду ребенок чувствовал себя как рыба в воде, то в школе на первое место выходит процесс обучения, поэтому помощь взрослых просто необходима. Иногда поддержка и уверенность родителей в успехах ученика позволяют «дышать свободнее».
Рекомендации для родителей
Психомоторное развитие малышей должно проходить под пристальным контролем родителей. В возрасте от 0 до 3 лет многие проблемы можно снять при помощи детского массажа. Специалистов такого класса найти трудно, но возможно.
Проблемы, возникающие в раннем детстве, в основном достаточно быстро коррегируются благодаря обилию сенситивных периодов на этом промежутке жизни. Поэтому решение их нельзя откладывать на потом – будет уже поздно.
Выбор образовательного маршрута ребенка должен обосновываться не требованиями родителя к ребенку, а потребностями последнего в развитии и образовании.
Во время принятия какого-либо решения помните: дети рассчитывают на безусловную любовь родителей.
Одинаковых людей нет, поэтому берегите неповторимый мир своего ребенка.
Источник