Что такое перинатальное развитие ребенка

Перинатальный период – это период, который начинается с двадцать восьмой недели внутриутробного развития и заканчивается первой неделей жизни ребенка.
Характерно, что с двадцать восьмой недели развитие ребенка настолько становится совершенным, что он чувствует, как бьется сердце его матери, различает оттенки ее голоса. Поэтому очень важно постоянно обращаться к ребенку как можно более ласковым и спокойным голосом. Нужно постоянно легонько поглаживать живот, потому что любое прикосновение он тоже чувствует и очень часто на него по-своему реагирует, улыбаясь или хмурясь при этом. Легкие ребенка еще недоразвиты, но если он пожелает родиться, то больших проблем для него не будет, ведь ему всегда помогут справиться с трудностями опытные специалисты.
Перинатальный период развития ребенка характеризуется его активностью на двадцать девятой и тридцатой неделе. Он уже свободно двигает ручками и ножками, умеет потягиваться и даже морщиться. Если ребенка что-то тревожит, он реагирует на это более сильными толчками, и это должно насторожить маму.
Очень быстро начинает крепнуть организм ребенка, и к концу тридцать первой недели он начинает накапливать мышечную массу. Но все же еще не совсем развиты некоторые органы. Пупок еще расположен низко. У мальчиков еще не опускаются в мошонку яички, а у девочек половые губы не совсем закрыты. Благодаря появлению слоя эпителиальных клеток в альвеолярных мешочках, у ребенка расправляются легкие, и он уже может вполне самостоятельно дышать. Кровь матери имеет уникальную особенность. Несмотря на очень тонкую плаценту, она никогда не попадает в кровь ребенка и не смешивается с ней, хотя питательные вещества, вода и отходы свободно проникают через плаценту.
Перинатальное развитие плода на тридцать второй неделе примечательно тем, что он располагается головкой вниз, то есть в такой позе он и приготовился уже родиться. Эта поза для свершения родовой деятельности считается правильной, и называется это головным предлежанием. Но бывает и так, что ребенок может повернуться ягодицами вниз. Это уже сопряжено с определенными трудностями и считается патологией, поэтому здесь уже требуется специальная помощь акушеров.
Тридцать третья и тридцать четвертая недели характерны тем, что ребенок уже вовсю готовится к своему рождению. Вес его доходит примерно до двух килограммов. Волосы на голове становятся все более густыми. Если бы ребенок родился сейчас, то недоношенным он бы уже не считался, дышал бы он уже самостоятельно и большого беспокойства не вызывал.
Перинатальный период на тридцать пятой неделе характерен тем, что у ребенка уже полностью выросли ноготки, причем они бывают такие длинные, что он может даже поцарапать себя еще до своего рождения. Постоянно откладывается жировая клетчатка, благодаря которой плечики ребенка приобретают округлость и мягкость. Цвет глаз у всех новорожденных одинаковый – голубой. Но по истечении некоторого времени он меняется.
Тридцать шестая неделя обусловлена тем, что личико уже имеет все формы настоящего младенца. Щечки полненькие и гладенькие, мышцы губ достаточно развиты, так как ребенок еще в утробе матери интенсивно сосет пальчики. Череп у него мягкий и при рождении имеет свойство немного сплющиваться, но ничего страшного в этом нет.
А появление на свет младенца стремительно приближается. Растет он, как говорится, «не по дням, а по часам». Наступает тридцать седьмая неделя, в период которой жировые клетки интенсивно продолжают накапливаться и отложение жира составляет примерно четырнадцать граммов в день. Ребенок постоянно увеличивается в объеме и опускается все ниже и ниже в тазобедренную область тела матери. В этот период она чувствует, что ей становится легче дышать. Матка с большой силой давит на мочевой пузырь, поэтому опорожнять его приходится намного чаще.
Наиболее интенсивное развитие в перинатальный период наблюдается на тридцать восьмой и тридцать девятой неделе. Вес плода доходит приблизительно до трех килограммов.
Роды могут наступить в любой момент. Шейка матки может начать раскрываться, и плод в любой момент может появиться на свет. Поэтому постоянно надо реагировать на любые, даже малейшие изменения организма.
Итак, наступает долгожданная сороковая неделя, беременность подходит к своей завершающей стадии. Плод окончательно готов к появлению на свет.
Новорожденный, обычно, имеет длину от сорока восьми до пятидесяти одного сантиметра и вес около трех с половиной килограмма.
При первом вздохе ребенка легкие заполняются воздухом, кровь постепенно обогащается кислородом. Основные системы жизнеобеспечения полностью перестраиваются. Главным источником получения питательных веществ является материнское молоко. Масса тела ребенка в первые дни после рождения может незначительно снизиться. Это обусловлено тем, что организм не готов сразу приспособиться к новым условиям внешней среды.
Перепады температуры тоже неблагоприятно сказываются на состоянии организма младенца. Но очень скоро организм приспосабливается к внешнему миру перинатальный период на этом заканчивается.
Источник
ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (греч, peri вокруг, около + лат. natus рождение; син. окодородовой период) — период, начинающийся от 28 недель беременности, включающий период родов и первые 7 суток жизни новорожденного.
Продолжительность П. п. различна и зависит от целого ряда факторов, определяющих наступление родов (см. Перенашивание беременности, Преждевременные роды). Напр., у ребенка, рожденного в 28 нед. беременности, П. п. складывается из периода родов и первых семи суток жизни. Наибольший по продолжительности П. п. обмечается при перенашивании беременности.
П. п. является важнейшим этапом, обусловливающим физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка.
В П. п. происходит созревание функций, необходимых для самостоятельного существования организма новорожденного. По данным П. К. Анохина (1966) у плода к 28-й неделе происходит объединение в функциональные системы (в систему пищеварения, дыхания и др.) разрозненных локальных реакций (см. Плод).
Вероятность серьезных неврологических и соматических нарушений в П. п. значительно большая, чем в другие периоды жизни. В период от 28 до 40-й недели беременности происходит дальнейшая подготовка плода к родам и к постнатальной жизни. Функциональные системы плода к моменту родов хотя и несовершенны, но достаточны для обеспечения его жизнеспособности в ходе родов, когда плод испытывает воздействие изгоняющих сил матки и недостаток кислорода. Во время физиол, родов наблюдается выраженная активация гипофизарнонадпочечниковой системы матери и эндокринных желез плода, что проявляется в повышении концентрации суммарных кортикостероидов и гормонов роста, особенно выраженной при гипоксии плода.
Роды (см.) оказывают существенное воздействие на состояние функциональных систем плода и являются своеобразным испытанием их биол, надежности. Характер родов и способ родоразрешения определяют степень и характер реакций адаптации плода (см.) и новорождённого (см.). При родах через естественные родовые пути наблюдается последовательная активация функций коры надпочечников, щитовидной железы и гипофиза. У новорожденных, извлеченных путем кесарева сечения, наблюдается одновременная активация функций коры надпочечников и щитовидной железы, усиленный выброс в периферическое русло эритроцитов и лейкоцитов в первые же минуты после рождения. Быстрая реакция эндокринной системы и крови после кесарева сечения компенсирует еще не развивающуюся адаптацию ц. н. с. В случаях, когда плод не испытывает воздействия физиологических родов (при кесаревом сечении до начала родовой деятельности), не наблюдается своевременного включения системы дыхания; становление его происходит без напряжения функции внешнего дыхания, в результате чего оно становится адекватным только к концу первого часа жизни. Когда плод во время родов испытывает особо интенсивные воздействия (при быстрых родах, острой кратковременной гипоксии), адаптационнокомпенсаторные реакции системы дыхания, кроветворения и эндокринной системы выражены наиболее ярко. Легкая и кратковременно действующая гипоксия способствуют более раннему развитию реакций адаптации плода. Тяжелая и длительная гипоксия ведет к угнетению реакций адаптации. Первичная адаптация к окружающей среде жизненно важных систем у доношенного новорожденного завершается в первые 7 сут. жизни. У недоношенных детей (см.) процессы адаптации протекают медленнее: они тем менее совершенны, чем меньше зрелость плода к моменту родов. У детей низкого веса (массы) при рождении (1000—1500 г) период адаптации удлиняется до 3—4 нед.
Патология П. п. связана с неблагоприятными факторами, воздействующими в течение периода внутриутробного развития плода начиная с 28 нед. беременности, патологией родов, а также с неблагоприятными воздействиями окружающей среды в первые 7 дней жизни (см. Антенатальная патология, Перинатальная патология).
Библиография: Баграмян Э. Р. Эндокринные системы адаптации плода и новорожденного, Акуш, и гинек., № 9, с. 9, 1979; Клинические аспекты процессов адаптации у новорожденных, под ред. Е. Ч. Новиковой и Г. П. Поляковой, М., 1974; Очерки по физиологии плода и новорожденного, под ред. В. И. Бо-дяжиной, с. 9, 100, М., 1966; Perinatal medicine, ed. by E. Kerpel-Fronius a. о., Budapest, 1978.
И. П. Елизарова.
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание
Рекомендуемые статьи
Источник
Беременность для женщины — долгожданный подарок, который принесет радость материнства. От начала зачатия и до рождения ребенка длится период перинатального развития. Ни для кого не секрет, что в это время формируются все органы и системы малыша. Но возможно ли во время беременности заниматься обучением и воспитанием ребенка?
В социальных сетях, на форумах, в просторах интернета по этому поводу вы найдете множество мнений. Будущих родителей все чаще волнует вопрос о возможности влияния на формирование психики малыша, развитие его речевой активности, памяти и интеллектуальных способностей еще в период его внутриутробного развития.
Все больше специалистов склоняются к мнению, что перинатальное воспитание – это не миф, а реальная возможность подготовить ребенка к адаптации в окружающем его мире. С точки зрения перинатальной психологии, мама может начинать развивать творческие способности малыша, мышление, любовь к музыке и способность к иностранным языкам еще во время беременности.
Перинатальное развитие нацелено на установление связи мамы и еще не родившегося ребенка. Ведь уже к шестому месяцу беременности у плода формируются органы слуха, зрительной системы, он реагирует на прикосновения мамы к животу, ощущает ее настроение. Большинство женщин говорит о том, что малыши реагируют на громкую музыку, острую пищу или неудобно занятое положение тела. В такие моменты ребенок начинает активно шевелиться. Также ребенок ощущает нежные поглаживания живота и спокойный голос мамы.
Дети, которым уделялось внимание в период их внутриутробного развития, раньше начинают говорить, их мыслительные и интеллектуальные способности более развиты, они лучше приспосабливаются к окружающей среде. Некоторые психологи пришли к мнению, что перинатальное воспитание влияет на основу личностного развития.
О внутриутробном обучении, воспитании и развитии по методике Макото Шичиды можно прочитать здесь.
Способы перинатального воспитания
С чего же начать перинатальное воспитание? Важно научиться разговаривать с малышом – можно рассказывать ему стихи, читать книги или просто говорить, как сильно чувство вашей любви и привязанности к нему. Соблюдая некоторые полезные советы можно установить крепкую связь с вашим ребенком, помочь ему адаптироваться после рождения.
Физический контакт
Тактильное общение позволяет наладить особую взаимосвязь с малышом. Не забывайте в течение дня уделять внимание поглаживанию животика, осуществлять легкие массирующие движения – это окажет благоприятное воздействие на физическое и психическое развитие плода. Также ребенку понравятся прикосновения папы, которые помогут ему установить контакт с малышом или научиться понимать его настроение.
Слух
Уже с 14-15 недели плод начинает слышать – внутренним ухом улавливаются вибрации звуковых волн. Сердцебиение – это одна вибрация, звук громко срабатывающего будильника или громкое звучание музыки – другая. Доказано, что общение с малышом в период перинатального развития способствует формированию здоровой разговорной речи. После 20 недель малыш уже полноценно реагирует на любые звуки внешнего мира, но больше всего ему нравится мамин голос.
Маме необходимо постоянно разговаривать с ребенком, подключиться в компанию смело может отец и другие члены семьи. Высоким положительным моментом является общение мамы с ребенком на иностранных языках. После рождения ребенка и в период его развития, языки на которых говорила его мама с ним в период беременности, будут легко поддаваться изучению. Другими словами, у ребенка повышается восприятие знакомой разговорной речи.
Музыкальное воспитание
Классическая музыка уже несколько тысячелетий применяется для раннего внутриутробного обучения детей. Американские ученные пришли к выводу, что особую пользу беременной и плоду приносит музыка Моцарта. Согласно, множественным исследованиям, произведения великого композитора, прослушиваемые всего 10-15 минут в день, повышают коэффициент умственного развития в 7-9 раз! Также доказано, что дети после рождения легко узнают музыку, которую слышали еще до рождения.
Психологи рекомендуют петь малышу колыбельные и детские песни. С помощью пения мама передает ребенку свои эмоции, чувства и ощущения, настроение. Тембр голоса, интонация и те чувства, которые воспроизводит женщина во время пения благоприятно сказываются на развитии ребенка.
Рекомендации будущим мамам
Период перинатального развития ребенка – особенное время, когда женщине важно ощущать себя счастливой и эмоционально уравновешенной, ведь будущему малышу передаются все мамины эмоции и настроение. Для рождения здорового, умного и счастливого малыша маме в это время необходимо заботиться, в первую очередь, о своем здоровье – следить за питанием, не переутомляться, гулять на свежем воздухе, заниматься творчеством (чтение книг, арт-терапия), общаться с малышом.
Физически и психически развитый ребенок рождается только у здоровой женщины. Поэтому берегите себя и помните, что внутри вас развивается и формируется новая, уникальная личность, благополучное развитие которой зависит, в том числе, и от перинатального воспитания!
Источник