Что такое особенности развития и здоровья ребенка
Для любого родителя здоровье ребенка является ключевым, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь и судьба. С появлением малыша на свет для него в поликлинике заводится медицинская карта, в которой описываются особенности развития и здоровья малыша. Наверняка многие обращали внимание, что при рождении и осмотре ребенка – врач присваивает ему оценку, она обозначается цифрой от 1 до 5. Что это обозначает? Какие особенности в развитии и здоровье ребенка существуют? В этой статье мы поговорим о группах здоровья наших детей, рассмотрим их характеристики и особенности присвоения той или иной группы.
Что такое группы здоровья
Групп здоровья ребенка – это условное медицинское обозначение, которое используется для анализа здоровья ребенка. Для того, чтобы поставить оценку и отнести состояние человека к одной из групп, проводится профилактический осмотр, обследование, сбор и исследование анализов.
На протяжении всего развития ребенка его группа может меняться. Это зависит от многих внешних факторов. Ребенка осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, лора, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение о присвоении той или иной группы здоровья ребенку принимает педиатр, основываясь на заключения узких специалистов.
Оценка присваивается на текущий момент времени, не учитываются острые заболевания, инфекции или иные прошлые болезни, если, конечно, они не стали носить хронический характер.
Оценка о состоянии физического здоровья детей различных возрастов необходима для определения и разделения детей для дальнейшего оказания помощи. Кто-то окажется здоров, а для кого-то потребуется, если не лечение, то наблюдение специалистов. Часто детям, которые имеют какие-либо проблемы со здоровьем, предоставляются специальные группы здоровья, где нагрузка и требования к детям менее сложные.
Как определяется группа здоровья?
Классификация критериев, на основании которых проходит определение группы здоровья, весьма разнообразная. Каждое медицинское пособие трактует все моменты по-разному. Наиболее популярное деление подразумевает 6 принципов, согласно которых и принимается решение об определении группы здоровья ребенку.
- Наследственность. При осмотре новорожденного врач обязан провести опрос родителей, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, какой они носят характер и насколько тяжелы последствия. Путем сдачи анализов можно определить, насколько подвержен малыш заболеванию по наследственности. В данном случае в течение беременности тоже необходимо проходить некоторые обследования, которые исключат негативные моменты. В данный критерий входят не только наследственные заболевания, но и течение беременности, ход родов и развитие малыша в первый месяц жизни.
- Физическое развитие малыша. В данный критерий входят основные характеристики – рост, вес, так же измеряются окружность груди, головы, размер ноги, длина рук и ног и другие параметры. С развитие ребенка отслеживается, когда он начал держать головку, когда сел, начал ползать, ходить, говорить. Педиатрам в помощь имеется таблица, в которой по месяцам отражены все требования и навыки, которые должен иметь малыш. Если есть какие-то отклонения, то нужно исследовать их характер и понять, имеют ли они тяжелые последствия за собой или они не так страшны для малыша.
- Развитие системы органов в организме – это и сердечная, и нервная, и кровеносная системы. В период первого года после рождения происходит становление и развитие всех органов в организме, а так же их рост. Для данного критерия часто используются дополнительные анализы и исследования – УЗИ, общие анализы и другие обследования. Повышенное внимание уделяется в данном случае сердечку, желудку, почкам и легким.
- Степень сопротивляемости организма к внешним факторам и инфекциям. Часто слышится такое понятие, как «болезненность ребенка, квелость и слабость иммунитета» — этим определяется данный принцип отнесения к группе здоровья. Если ребенок часто болеет, имеет слабый иммунитет, то стоит обследоваться дополнительно и выявить причину такого состояния. В соответствии с этим может так же присвоиться группа здоровья.
- Соотношение психологического и физического показателей здоровья. Для обследования психологического и неврологического состояний здоровья необходимо обратиться к психологу и неврологу. После осмотра и собеседования с ребенком будет выявлено, есть ли какие – то патологии или развитие протекает нормально. Показатели физического здоровья оцениваются педиатром и сравниваются с таблицами, в которых указаны стандарты.
Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет. В основном они назначаются по общему состоянию детей или по наличию хронических заболеваний. Кстати, дети с одинаковым диагнозом, вполне могут иметь разные группы здоровья. Многие родители пугаются присвоения их ребенку группы, которая не соответствует хорошему состоянию здоровья. Но следует знать, что это не окончательный диагноз, а специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, влияющие на будущее ребенка.
Виды групп здоровья, характеристики каждой группы
Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья.
Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.
Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.
Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.
Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.
Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.
Распределение детей по группам здоровья
Распределение детей по группам здоровья реализуется только квалифицированным специалистом – врачом на основании критериев и признаков, описанных выше. Врач – педиатр, психолог, невролог и иные узкие специалисты используют анализы, обследования, так же изучают данные и медицинской карты по течению беременности и раннему развитию малыша.
Большое значение имеет так же личный осмотр и инструментальные исследования. Каждый врач выносит точный диагноз, на основании которого уже можно отнести ребенка к той или иной группе здоровья. Все зависит от того, какое нарушение в функциях организма существует, на какой стадии оно находится, какой из вариантов течения протекает, наличие осложнений. Большое значение имеет факт наличия других заболеваний, так называемых «сопутствующих заболеваний», если их нет, то ставится диагноз «здоров». Врач-педиатр изучает все диагнозы узких специалистов и их рекомендации, на основании чего присваивается группа здоровья, и делаются рекомендации по сохранению здоровья.
Тем детям, в отношении которых появились подозрения в заболевании или функциональных нарушениях, комплексную оценку здоровью не дают. В таком варианте необходимо провести весь комплекс анализов и исследований, чтобы определить группу верно. После того, как анализы будут получены, необходимо уточнить и поставить диагноз, тогда могут быть даны рекомендации и назначено лечение.
Методические рекомендации для разных групп здоровья
В зависимости от того, к какой группе здоровья относится ребенок, для него выдвигаются различные требования или рекомендации дл осуществления им спортивной и социальной деятельности. Рассмотрим подробно методические рекомендации для детей разных групп здоровья.
Первая группа – любой вид деятельности – учебная, занятия трудом или спортом формируются без ограничений по общей программе воспитания ребенка. Необходимо лишь учитывать возраст и возможности человека, в остальном противопоказаний или ограничений нет. Все нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, а так же рекомендуются дополнительные факультативы и занятия, посещение спортивных секций и участие в олимпиадах, соревнованиях.
Вторая группа – в данном случае, как мы помним, отклонения небольшие, а значит и противопоказания имеют не радикальный масштаб. Необходимо проводить закалку организма, соблюдать рациональное питание по набору или, напротив, по сбросу веса. Так же обязательно соблюдение двигательной программы. Занятия физической культурой можно не прерывать, но дети такой группы могут сдавать нормативы с задержкой по времени. Врачи рекомендуют заниматься в спортивных секциях общей физической подготовки, необходимо совершать прогулки и игры, участвовать в эстафетах и соревнованиях. Участие в серьезных мероприятиях разрешается с позволения врача.
Третья группа – перед тем, как приступить к занятиям спортом, необходимо посетить врача, чтобы он дал некоторые рекомендации и ограничения. Особое внимание уделяется процедуре восстановления после занятий, упражнения по восстановлению дыхания нужно увеличить по сравнению с общей массой. Пульс необходимо постоянно контролировать, темп выполнения занятий должен быть низким и медленным. Занятия реализуются по специально разработанным программам при участии врачей. Участие в спортивных мероприятиях ограничивается и разрешается с согласия врача.
Четвертая группа – режим активности ограничивается, формируется специальный режим дня, в котором отдыху отводится длительное время, а так же вместо обычных занятий спортом реализуется ЛФК (лечебная физкультура). Создаются специализированные программы для специальных учебных заведений.
Пятая группа – активность ребенка существенно ограничена, режим дня сопровождается занятиями лечебной физкультурой, а так же длительным отдыхом. Формируются лечебные процедуры, которые поддерживают здоровье ребенку. Занятия физкультурой проводятся в индивидуальном порядке, под присмотром квалифицированных специалистов, программы утверждаются лечащим врачом.
Вместо заключения
Подводя итог, отметим, что группы здоровья не окончательный диагноз для ребенка, а только лишь специальная шкала, благодаря которой можно наблюдать за состоянием здоровья ребенка, корректировать его нагрузки в школе, спортивных секциях, в зависимости от внешних факторов. Группа здоровья может изменяться, как в худшую, так и в лучшую стороны.
Источник
Психологи называют детей, которые не укладывается в идеальный портрет психического и физического развития «Дети с особенностями развития». Такие дети существовали всегда, но в последние годы внимание родителей к здоровью своих чад значительно увеличилось
Более чем у 80 процентов современных детей встречаются отклонения в развитии. Но сравниваются они не со сверстниками, а с теми идеальными портретами, описанными в учебниках по детской психологии.
ЭМОЦИИ. Детей с нарушениями эмоционального интеллекта 38%. У них преобладают такие негативные эмоции как тревожность, напряженность, страхи, агрессия, раздражительность.
ПРИМЕР. Учительница семилетней девочки уверена, что у ребёнка абсолютно отсутствует память. В классе она не может запомнить простое четырехстишие даже после шестикратного повторения. Но исследования в спокойной обстановке психологического кабинета показали: память у девочки не только не отстает, она опережает нормальный показатель. У нее работает так называемая избирательная память – ребенку для безболезненного запоминания материала необходима спокойная обстановка.
Требования современных взрослых требуют, чтобы ребенок был конкурентоспособным, инициативным. Но каждый ли малыш может справиться с такими требованиями?
ОТВЕРЖЕНИЕ. Детей, подвергающихся отвержению со стороны родителя, почти 40%.
ПРИМЕР. Одной матери на утреннике достаточно увидеть свое чадо улыбающимся и довольным. Другой нужно, чтобы ребенок выступил и показал себя во всей красе. «Докажи и мне, и другим, что ты успешен!» Это и есть отвержение. Без одобрения и внешней атрибутики других людей мама не уверена в своей любви к ребенку. В будущем это может привести к закомплексованности и развитию тревоги у ребенка. Причины кроются в самих родителях. Им необходимо сначала решить свои собственные психологические проблемы.
ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ. В первый класс с каждым годом приходит все больше малышей, с трудностями в освоении чтения и письма. Таких детей на данный момент около 34%. Но до 1980-х годов таких детей в стране было всего 3,4%. Цифры говорят сами за себя.
ПРИМЕР. Третьеклассник одной из школ во время письма до сих пор путает «и» и «ш», «б» и «р». Мальчик прекрасно читает, рисует, по многим предметам у него максимальная успеваемость. Психолог решила проанализировать, какие ошибки преобладают у ребенка. Она посмотрела все школьные тетради, чтобы определить причину дисграфии. Но системности в ошибках не обнаружилось. У таких детей отстают в развитии ассоциативные отделы мозговых структур. Обратись родители к специалисту с этой проблемой в дошкольном возрасте, ребенку можно было бы помочь. Эти связывающие структуры мозга развиваются до 7 лет. Но решение нашли. Оказалось, мальчик может писать и без ошибок, но только печатными буквами. Теперь он берет с собой в школу ноутбук.
Причины дисграфии и дислексии кроются в особенностях работы мозга, которые возникают в период внутриутробного развития ребенка, в процессе его рождения. Это так называемые родовые травмы, таятся они в переживаемых стрессах, наследственности и в прогрессе. Нарушение зрительно-пространственных ориентировок – одна из причин трудностей письма. У многих из нас появился личный транспорт. Ребенок садится в машину в одной точке, а выходит в другой. О том, как добрался, он не имеет представления. А ведь тетрадь – та же самая ориентировка.
Еще одна причина – в чрезмерной загруженности детей. Ушла в прошлое школа, когда взрослый передавал свой опыт младшему. Теперь дети получают оперативные онлайн-знания в готовом виде. А наиболее продуктивный путь познания в детстве – самостоятельная деятельность, осуществляемая самим ребенком в процессе познавательной активности. Получается, что вновь нарушаются закономерная последовательность психического развития ребенка. Как результат мы видим трудности обучения в школе.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Ребенок постоянно вертится, ни секунды не сидит на месте. У него проблема с концентрацией внимания, воображением. Это гиперактивный синдром, СДВГ.
ПРИМЕР. Восьмилетний ребёнок чрезмерно развит. Он легко находит общий язык с любой техникой, быстро отыскивает нужную информацию в интернете. Он постоянно находится в движение. Но как только вокруг становится тихо и спокойно, мальчик перестает воспринимать информацию. Ребенок молчит, его взгляд стекленеет. Специалисты выяснили причину гиперактивности мальчика. Проблему удалось решить с помощью детского офтальмолога. В данном случае она крылась в строении зрительных мышц.
У таких детей отстают в развитии определенные участки мозга, утверждают специалисты. Они совершенно по-другому видят окружающий их мир. Восприятие информации, речь и движение кажутся в 2,5 – 3 раза выше. Повышенные требования общества, родителей, употребление пищи, богатой красителями и токсинами, психологические проблемы – вот причины возникновения синдрома
Кстати
На IV Всероссийском съезде психологов в образовании были обнародованы следующие цифры. В России около 27 миллионов детей до 10-летнего возраста. Но всего 14 – 16% тех, кто вписывается в тот самый идеальный портрет.
ЛЕВОРУКОСТЬ. По сравнению с праворукими у таких детей иное мировосприятие. Праворукие дети думают словами и воспринимают информацию быстро. У леворукого ребенка активно правое полушарие. Он слышит слово, кодирует его в символы, схемы, знаки. А решение в виде символов переводится в словесный язык. Как правило, большинство леворуких детей обладают своим оригинальным взглядом на мир.
ПРИМЕР. Девочке в садике предложили разложить несколько предметов по группам. Ботинок и кастрюлю девочка-левша сложила в одну группу. Воспитательница посчитала такое решение задачи неверным. Придя домой, Наташа объяснила, почему она поместила эти два, казалось бы, на первый взгляд непохожих предмета рядом: «Пустота для кастрюли и ботинка общая».
2,8% детей леворукость передается по наследству. А сейчас их 22 – 24%. Откуда такая разница? Психологи утверждают, что причин несколько: кесарево сечение, раннее обучение чтению и письму школьным методом.
АГРЕССИВНОСТЬ. Таких детей почти четверть. Они чрезмерно чувствительны. Они не могут контролировать эмоции, часто винят окружающих в своем поведении.
ПРИМЕР. 9-летний мальчик бросил камень в одноклассника, не осознавая тяжести своего поступка. Он тут же начал извиняться, поняв, что он сделал больно другу, Психолог нашел причину агрессии в гиперактивном синдроме мальчика. Среди причин неконтролируемой агрессии – родовая травма, подсознательное ожидание опасности. Причину часто ищут в беременности в том, как себя чувствовала будущая мама. У ребенка может развиться агрессия, Если в период беременности она чувствовала себя недостаточно защищенной.
ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА. Это дети, которым ничего не интересно. Равнодушие ко всему происходящему, апатия. Новая информация не приносит позитивных эмоций.
ПРИМЕР. Мальчик из состоятельной семьи. За каждую пятерку ему давали 5 долларов, за четверку – три. За тройки и двойки мальчик платил родителям сам. На Новый год ему подарили 200 долларов. Родители просто не знали, что еще подарить сыну. Ведь у него есть все, о чем только может мечтать ребенок в его возрасте. Однажды мальчик не пошел в школу. Ему не хотелось ни долларов, ни новых игрушек. Мир стал для него серым и бессмысленным. К этим последствиям привела пресыщенность. Причины потери интереса к жизни у детей вполне взрослые – неуверенность в себе, перегрузки, стрессы и т.д.
Кстати
Несколько десятков лет назад количество одаренных детей составляло 0,05%. Сегодня их число увеличилось ровно в 100 раз. Таких теперь 5%.
ВЫВОД. Часто родители сильно переживают из-за обычной простуды, но упорно не хотят видеть и решать психологические проблемы ребенка. Дети, о которых мы рассказали, – с пограничными состояниями. Они не входят ни в норму, ни в группу патологий, серьезных болезней. Но от того, какие условия для них создадут родители, учителя, общество в целом, будет зависеть их целостное, гармоничное развитие. Все эти особенные дети могут к 14 годам вернуться в группу нормативно развивающихся детей – без отклонений и психологических проблем.
*Все факты и цифры, использованные в данном материале, прозвучали на IV Всероссийском съезде психологов в образовании.
Источник Подготовила Красникова Алёна
Источник