Что такое норма развития ребенка

Что такое норма развития ребенка thumbnail

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показатели

Умения

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

Агукает.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

Источник

Школа для родителей «Большая Медведица» провела лекцию психолога Екатерины Мурашовой, посвященную современным системам и методикам воспитания ребенка. Мама.ру побывала на выступлении и публикует основные тезисы речи специалиста.

В самом начале лекции Мурашова объяснила родителям, что самое понятие «норма» меняется с течением времени, зависит от региона, в котором ребенок растет, от культурных и ментальных особенностей окружения маленького человека. Отталкиваясь от этого знания, можно говорить о нормах и сроках в развитии современного ребенка.

Воспитывая малыша, необходимо понимать, что его развитие неотделимо от биологически процессов и от процессов «очеловечивания». «Мы все время должны помнить о том, что этот процесс происходит не в джунглях, он происходит в совершенно конкретном контексте – в контексте семьи», – говорит психолог.

Как понять, что такое норма?

«Норма – это то, что вы решили для вашей семьи. Когда мы думаем о норме и не норме в применении к собственному ребенку, что нам надо иметь в виду? Нам нужно принять некое решение, для начала. Исследовав этот вопрос, мы видим, что никакой объективной нормы – не нормы не найти, но, тем не менее, мы о норме всё время говорим. И более того, мы все понимаем, что в реальности под нормой есть что-то. Мы должны составить собственный контекст. Этот контекст должен быть ваш личный, то есть это вы должны решить, что вы подразумеваете под нормой, а не педиатр в поликлинике и не заезжий психолог, а конкретно вы – что вы понимаете под нормой?»

Что понимается под развитием?

В понятие «развитие» включены интеллект, физическое развитие, социальное развитие и эмоциональное развитие. Поскольку у всех дети разные, развитие по всем направлениям у них происходит в индивидуальном порядке. Именно поэтому нельзя сравнивать детей линейно, необходимо рассматривать развитие ребенка «объемно» и комплексно. «Что мы из этого можем сказать про нормы? Фактически ничего. Все время надо помнить, что развитие не однолинейно», – подчеркивает психолог.

Что определяет развитие ребенка?

Для дошкольников это два фактора: сложность ролевой игры, в которую играет ребенок, и сложность вопросов, которые он задает. Чем сложнее оба этих критерия – тем выше интеллект ребенка. «Никаких других критериев нет вообще. Скорость, с которой ребенок складывает пазлы, количество стихов, которые знает ребенок, его умение читать, писать, брать интегралы – ничего», – указала Мурашова.

Что касается школьников, то такой простой шкалы для измерения их развития нет. Однако есть данные исследований, которые говорят: «2/3 детей с высоким интеллектом – то, что меряется какими-то тестами – не участвуют ни в каких конкурсах и олимпиадах. А треть детей с высоким интеллектом не усваивают программу по основным предметам, имеют по ним плохие оценки».

Чем задержка развития отличается от его нарушения?

Темповая задержка – это запаздывающее развитие. Например, четырехлетний ребенок только освоил то, что должен был научиться делать в три года. Существует также и темповое ускорение, когда ребенок опережает своих сверстников, то есть демонстрирует одаренность, которая со временем пропадет, и развитие придет в норму.

Нарушение развития – это непоследовательный «перекос в появлении тех или иных умений. Например, он не делает в пять то, что дети делают в три года. Он в пять лет делает что-то совсем другое, не то, что в три, а что-то совсем другое». При этом Мурашова отмечает, что «возможности у родителей скорректировать уже имеющиеся нарушения развития у ребенка практически безграничны».

Что тормозит развитие ребенка?

— Чрезмерная помощь родителей во всем, что требует развития собственных умений (самостоятельно есть, одеваться).
— Противоречивые команды (иди сюда. ну что ты стоишь? – ну ладно, стой. стой, куда ты идешь?).
— Запрет изучать окружающий мир из-за окружающей ребенка опасности.
— Сокращение периода развития креативности.
— Педагогическая запущенность (например, неконтролируемое количество часов перед телевизором или гаджетом без присмотра со стороны родителей).

Что делать родителям, чтобы развивать ребенка?

Педалировать те умения, которые у ребенка развиты лучше других, а также учить его с самого раннего возраста считаться с чувствами других. Необходимо объяснить ребенку, что в семье он не главный, а ведомый, применяя для этого «правило утки». «Видели когда-нибудь, как ходит утка с утятами? Видели? Утка, а за ней утята. Как вы думаете, были утята, которые сюда ходили, туда ходили? Были, конечно, только их съели, они отобрались естественным отбором. К чему я? Потому что утка знает, куда идти, утка знает, где опасно, где не опасно, а утята не знают». По словам Мурашовой, когда мир вращается вокруг ребенка, это чревато нарушениями в развитии и капризами.

Какие игрушки вредны для развития ребенка?

По мнению Мурашовой, наборы для ролевых игр (посуда, набор для игры в доктора или магазин) значительно сдерживают фантазию ребенка и мешают его развитию. Также она высказалась против всех игрушек из пластмассы, поскольку считает этот материал «мертвым».

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

Источник

Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

Развитие ребёнка до года стремительно. Уже к пяти месяцам вес удваивается, а рост увеличивается почти вполовину – от рождения. За год малыш осваивает многие навыки, укрепляется физически, развивается психически. Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

В первый и второй месяц ребёнок умеет поворачивать голову, приподнимать её, лежа на животе. К двум месяцам он умеет сжимать и разжимать пальцы, игрушку, удерживает голову около 10 секунд. В три месяца переворачивается со спины на бок, с живота на спину. В вертикальном положении держит голову и туловище. На четвёртом месяце малыш может, лёжа ни животе, подниматься на руках. Из лежачего положения при поднятии за ручки удерживает голову. Если держать малыша под мышки на плоской поверхности, то он будет переступать ножками. К пятому месяцу игрушки тянутся в рот и рассматриваются. В этот же период ребёнок умеет поднимать ножки, хватать их руками, поднимать голову и плечи, пытаться сесть, перекатываться со спины на живот, может даже недолго сидеть. Когда его держат в вертикальном положении, опирается на стопы, умеет перекладывать игрушки из одной руки в другую. В возрасте около полугода ребёнок садится, становится на четвереньки, пробует ползать. Некоторые дети сразу пытаются встать на ноги. Умения улучшаются к девяти месяцам. С девяти до одиннадцати месяцев дети обычно могут сами вставать, ходить, придерживаясь рукой, перемещаться приставными шагами.

https://programmamama.com

Малыш родился, и вас выписали из роддома. Что же дальше? Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе «Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев». СМОТРЕТЬ ВИДЕОКУРС

К году ребёнок должен сделать хотя бы несколько шагов с поддержкой взрослого. Может наклоняться, чтобы взять предмет, бросать предметы, стоять на одной ноге, относить предметы, спускаться и подниматься по лестнице, прыгать на месте. В два-три года ребёнок бегает, прыгает, ходит на носках, сидит на корточках. Формируются навыки игры, появляются возможности самообслуживания – питания, одевания и пр.

Внешние признаки ребёнка – вес и рост малыша – также являются критериями правильно развития. При оценке веса практически всегда оценивают соответствие росту и, в меньшей степени, – возрасту. Излишняя худоба или полнота связаны с нарушением режима дня, диеты, отсутствии нагрузок и полноценного сна, проблемах обменных процессов, болезнях.

Читайте в нашем блоге: «Как распознать и исправить задержки развития»

Психическое и умственное развитие детей также имеет особые критерии. В лобных извилинах головного мозга расположен центр Брока, участвующий в формировании устной речи. Кисти связаны с центром Брока, а пальцы посылают импульсы в ЦНС. Когда стимулируются руки, активизируются нейроны мозга, развивается речь.

В ранний период можно судить о развитии мозга ребёнка после года. К 1 году и 3 месяцам запас слов – около шести, малыш понимает простые инструкции. К 1,5 годам он показывает некоторые части тела, знает до 20 слов. К 1 году 9 месяцам составляет простые фразы из двух слов. В 2 года малыш знает части тела, знает 50 слов, понимает указания, состоящие из нескольких этапов. К 2,5 годам в речи появляются местоимения. К 3 годам словарный запас резко возрастает до 250 слов, появляются глаголы, множественные числа существительных. Ребёнок знает своё имя, пол, возраст, понимает значение предлогов. В период с года до двух ребёнок удерживает предметы, может рисовать карандашами, рисует мелками, переворачивает страницы. К двум годам открывает ящики, вытаскивает вещи с полов, играет с песком, глиной, нанизывает бусы. К трём годам ребёнок захватывает предметы не кулаком, а щепотью или «пятипалым захватом».

Понимание речи развивается к двум годам, когда ребёнок узнаёт изображения на картинках, понимает простые вопросы и выполняет просьбы. К трём годам малыш понимает и помнит рассказы и сказки.

Зрительно-моторная координация развивается с года до двух: рисует линии, удерживает чашку, понимает геометрические фигуры. С двух до трёх лет ребёнок рисует простые формы, режет ножницами.

Полезная статья? Подписывайтесь на канал и делитесь ссылкой в соцсетях!

Источник

Физическое и речевое развитие ребенка связаны со многими причинами. Состояние здоровья, обстановка в семье, некоторые наследственные факторы оказывают влияние на способности малыша. Необходимо знать нормы развития ребенка по месяцам и годам, чтобы вовремя заметить отклонения и принять меры по их исправлению. Отставание от средних показателей может говорить о заболевании или индивидуальной особенности ребенка. Педиатры основываются на стандартах, наблюдая за развитием маленького пациента. При значительных отклонениях потребуется дополнительная консультация узких специалистов.

Нормы развития в 1-3 месяца

Новорожденный общается с материю с помощью крика. Если ребенок хочет есть, ему некомфортно или холодно, то он зовет маму. Но к концу первого месяца грудничок начинает реагировать на материнский голос, прислушивается к нему. Его ручки пока двигаются хаотично, а ножки имитируют в воздухе движения ходьбы. В этом же возрасте ребенок пытается держать голову.

В 2 месяца малыш улыбается. Эту реакцию вызывает голос мамы, легкие поглаживания. В крике и когда он гулит, четко слышатся гласные звуки а, е, и. Активное общение матери с ребенком способствует развитию его речи. Малыш с интересом разглядывает зеркало. Затихает при виде отражения или становится более активен.

Нормой развития детей в 2 месяца считается способность поднимать и удерживать головку в вертикальном состоянии. Вестибулярный аппарат развивается. Малыш пытается схватить предмет. Если игрушка попала в его руки, то забрать становится сложно.

В 3 месяца появляется “комплекс оживления”. Ребенок машет ручками и ножками при появлении мамы, издает разные звуки, по которым можно определить радуется он или сердится. Успешно держит головку в течение 2-3 минут, на животике поднимается на локти. Может перевернуться. Движения не имеют четкой координации, но оставлять одного на диване его уже опасно.

Нормы развития ребенка до года

Развитие малыша 4-6 месяцев

В 4 месяца мышцы шеи становятся крепче. Ребенок уже хорошо держит голову и с интересом осматривает окружающих. Он может опираться на локти, переворачиваться с животика на спинку. Его движения становятся целенаправленными. Он хватает игрушки, перекладывает из одной руки в другую. Ребенок узнает близких людей, улыбается, когда с ним разговаривают. В речи появляются согласные звуки. Специалисты называют это агуканьем. При посторонних настораживается. Возрастные нормы развития ребенка четвертого месяца:

  • Рассматривает отражение в зеркале.
  • Следит за движущимися игрушками.
  • Приподнимает ягодицы над столом, когда лежит на животике.
  • Берет родителей за палец и делает попытки подтянуться из положения лежа.
  • Уверенно придерживает мамину грудь, бутылочку.
  • Вес мальчиков к этому возрасту достигает 6-7 кг, а рост – 60-63 см.

В 5 месяцев ребенок отличает маму на расстоянии нескольких метров. Некоторые малыши делают первые попытки ползать. Лежа на животе, ребенок опирается на ладони, вытягивается посмотреть что-то интересное. Расстраивается когда мама уходит. Чему научился ребенок к концу месяца:

  • Произносит первые слоги.
  • Стоит на ногах при поддержке взрослого.
  • Играет с родителями.
  • Может появиться первый зуб.
  • Прибавка в весе 650-700 гр, в росте – 2 см.

В 6 месяцев мама понимает по интонации ребенка, что ему требуется. Он плачет, когда хочет есть, когда он мокрый или просто хочет общения. Малыш умеет сидеть на руках у родителей. Делает первые попытки ползти. Нормы развития детей в полгода:

  • Знает свое имя.
  • Может немного проползти на животе.
  • Активно занимается с игрушками, разглядывает их, берет в руки, кладет на место.
  • Радуется музыке и издающим звуки игрушкам.
  • Малыш за месяц должен прибавить в весе 650 гр, а подрасти на 2 см.

Нормы речевого развития детей

Развитие ребенка 7-9 месяцев

В 7 месяцев у ребенка проявляется характер. Малыш может определить некоторые предметы, указать на них, когда родители об этом просят. На незнакомых людей реагирует плачем. Поднимается на ножки, держась за опору. Подолгу гулит, использует интонацию при общении с мамой. Уверено сидит, рассматривает картинки, с удовольствием слушает чтение книжки. Основные моменты развития ребенка в 7 месяцев:

  • Садится с помощью взрослого или самостоятельно, придерживаясь рукой за опору.
  • Уверенно сидит.
  • Играет, делает “ладушки”.
  • Гулит, растягивая звуки.
  • Малыш к этому возрасту вырос еще на 2 см, а потяжелел на 600 гр.

в 8 месяцев ребенок начинает активно передвигаться по квартире, ползает, ходит вдоль опоры. Определяет знакомых людей среди других, узнает родителей на фотографии. Может сам держать ложку, по просьбе поднять игрушку. Повторяет одинаковые звуки. По окончании месяца ребенок умеет:

  • Ходить вдоль опоры.
  • Ориентируется в квартире, находит нужные предметы.
  • Отказывается сидеть все время в кроватке, стремиться изучать новое.
  • Активно гулит, повторяет звуки, некоторые дети произносят первый слова: “мама”, “дай”, “ту-ту”.
  • Вес, в среднем, увеличился на 550 гр, а рост – на 2 см. Малыши должны весить 8,1 – 8,5 кг. Их рост достигает 68-71 см.

К 9 месяцам многие дети делают первые шаги с поддержкой, уверено ходят вдоль опоры, могут самостоятельно встать с пола. Они с интересом играют со взрослыми и самостоятельно. Нормы развития детей в 9 месяцев:

  • Садятся самостоятельно.
  • Активно ползают.
  • Показывают знакомые предметы.
  • Понимают слово “нельзя”.
  • Разговаривать на своем языке, отчетливо произносят некоторые слова.
  • Вес увеличивается на 500 гр, а рост – на 1,5 см.

Нормы развития в 10-12 месяцев

В 10 месяцев малыши начинают делать первые самостоятельные шаги, пытаются оторваться от опоры или идут, держась одной рукой за палец родителей. При необходимости ребенок может присесть, взять игрушку и с ней пойти дальше. Его привлекают пирамидки, музыкальные игрушки, юла. Он может увлечься перебиранием колечек, переворачивает листы картонной книги, интересуется другими детьми, вслушивается в разговор, отвечает звуками на речь мамы. Находит игрушки, которые просит мама. Нормы развития ребенка до года:

  • Делает шаги без поддержки.
  • Уверенно ползает на коленках.
  • Выкидывает игрушки из кроватки.
  • Находит на лице глазки, носик.
  • Прибавляет в весе за месяц 450 гр, подрастает на 1,5 см.

В 11 месяцев ребенок с любопытством изучает окружающий мир, обследует найденные предметы, облизывает их. Находит спрятанную игрушку, а на картинке заданный предмет. Стоит без опоры, ходит без поддержки. Танцует под музыку, радуется веселью родителей. Произносит осознано первые простые слова. Показывает части тела. Он уже научился:

  • Активно вставать, садиться, ходить.
  • Различать похвалу и наказание.
  • Показывать на предмет, который ему необходим.
  • Махать рукой “привет” и “пока”.
  • Брать пальчиками мелкие предметы.
  • Малыш еще подрос на 1,5 см, прибавил в весе 400 гр.

в 1 год подводят итоги. Это уже маленькая личность. Маленький человечек выражает желания, понимает речь, пытается отвечать. Уверено ходит без опоры. Произносит первые слова, обозначающие действие. Нормой развития ребенка до года считаются:

  • Способность пройти самому небольшое расстояние.
  • Поднять с пола предметы.
  • Перешагивать через порог.
  • Находить нужные предметы.
  • Звать маму.
  • Произносить много простых слов: “мама”, “баба”, “папа”, “ляля” и так далее.
  • К году малыши должны весить 9,8-10,6 кг. Их рост должен составлять 72-76 см. Небольшие отклонения от этих цифр также считаются нормой, если дети при этом активны, здоровы, правильно развиваются.

Возрастные нормы развития ребенка

Развитие ребенка 1-1,5 лет

К году вес ребенка увеличивается, в среднем, в 3 раза, а рост – на 25 см. Теперь это подросший самостоятельный человечек. Ребенок может активно ходить.

Желание все делать самому приводит к активным действиям. Малыш держит ложку, ест сам, иногда руками. Во время одевания дает маме ручку. Знает назначение предметов. Расческу и мамин телефон использует по назначению.

Нормы психического развития детей и физической активности:

  • Пользуется сам ложкой.
  • Выполняет простые просьбы родителей.
  • Поднимается по ступенькам, держась за руку мамы.
  • Разговаривает на своем языке.
  • Показывает желаемый предмет.
  • Играет в “ладушки”.
  • Произносит осознано некоторые слова.
  • Громко смеется.
  • Понимает реакцию родителей.
  • Пьет из чашки.
  • Кивает головой, говоря “да”.
  • Рисует карандашом.
  • Снимает носки.
  • Играет без взрослых.
  • Катает мячик.
  • Складывает игрушки в коробку.
  • Помогает маме мыть полы или протирать пыль.
  • Ходит за руку или самостоятельно.

К 1,5 годам к предыдущим навыкам добавляются новые. Ребенок умеет:

  • Уверенно ходить.
  • Проявлять недовольство.
  • Устраивать истерику, если не добился желаемого.
  • Изучать новые предметы, забираться на стул, диван.
  • Снимать штаны, кофту.
  • “Кормить” кукол.
  • Чистить зубы.
  • Периоды дневного сна сокращаются до 1 раза.
  • Малыш произносит первые простые предложения.

В 18 месяцам средний вес ребенка составляет 11,5 кг, рост – 81 см.

Нормы психического развития детей

Нормы развития от 1,5 до 2 лет

После 1,5 лет темп роста ребенка замедляется. На первое место выходит интеллектуальное развитие. Какие нормы физического развития у детей в 18-20 месяцев? Он умеет:

  • Открывать шкафы.
  • Строить башню из кубиков.
  • Собирать пирамидку.
  • Подражать взрослым.
  • Мыть руки, умываться.
  • Раздеваться.
  • Проситься на горшок.
  • Знать все части тела, уметь показать их.
  • Произносить до 50 слов.
  • Говорить несколько предложений.

Небольшие отклонения бывают из-за индивидуальных особенностей ребенка. Если большую часть малыш выполняет, то повода для беспокойства нет.

В 2 года ребенок уже может ходить в детский сад, поэтому он должен обладать следующими навыками:

  • Проситься в туалет, “аварии” еще случаются, но он должен понимать позывы.
  • Собирать пазлы из 2-4 частей.
  • Надевать шорты и футболку.
  • Снимать одежду.
  • Понимать “холодно – горячо”, “большой-маленький”.
  • Прыгать, бегать, подниматься по лестнице.
  • Различать людей по половой принадлежности.

Нормы речевого развития детей лет с 2 меняются, словарный запас ребенка увеличивается стремительно. Он может запоминать до 10 слов в день, понимать и произносить их.

Развитие ребенка в 2-3 года

В этом возрасте дети, как правило, адаптируются к детскому коллективу. Мамы выходят на работу, а ребенок становится более самостоятельным и независимым. Нормы развития ребенка в 3 года:

  • Он может легко спускаться и подниматься по лестнице.
  • Одеваться и раздеваться.
  • Забираться на гимнастическую стенку.
  • Пинать мяч.
  • Ходить на горшок.
  • Рисовать прямую линию.
  • Вырезать ножницами.
  • Строить пирамиды.

Психоэмоциональное развитие не стоит на месте. Нормы речевого развития ребенка в этом возрасте таковы, что он может:

  • Называть и показывать части тела и лица.
  • Определять предметы и животных, которые умеют плавать, летать, бегать.
  • Составлять предложения из 4-5 слов.
  • Понимать речь взрослых.
  • Выполнять сложные двойные просьбы.
  • Учить четверостишия.
  • Рисовать.
  • Строить.
  • Взаимодействовать с другими детьми.
  • Различать основные цвета.
  • Использовать вежливые слова.
  • Задавать вопросы.
  • Работать с пластилином.

Нормы развития ребенка 3 года

Нормы развития в 3 – 4 года

Ребенок вступает в дошкольный возраст. Он уже взаимодействует со взрослыми и сверстниками, умеет бегать, прыгать, выполнять различные действия. Возможно, он пытается манипулировать взрослыми. Многие дети в этом возрасте берутся выполнять задачи, с которыми не могут справиться. Малыши проходят очередную ступень эмоционального развития. За этот год нормой развития детей считается их умение:

  • Находить несоответствие в картинках.
  • Определять сходства и различия предметов.
  • Считать до 3.
  • Показывать геометрические фигуры.
  • Сравнивать предметы по величине и форме.
  • Определять “много-мало”, “высокий – низкий”.
  • Запоминать 2 – 3 картинки.
  • Повторять многие движения за взрослым.
  • Описывать картинки.
  • Называть имя и фамилию.
  • Определять основные действия человека.
  • Говорить громко и тихо.
  • Называть животных.
  • Сортировать предметы по признакам.
  • Знать названия некоторых птиц и животных.
  • Определять овощи, фрукты, ягоды.
  • Различать периоды суток.
  • Раскрашивать картинки.
  • Рисовать различные линии, точки.
  • Соблюдать правила гигиены.
  • Называть основные явления природы.

В кризис трех лет родители должны соблюдать спокойствие. Это явление временное, скоро ребенок снова станет спокойным, научится правильно общаться со взрослыми и сверстниками.

Нормы речевого развития детей лет

Развитие в 5-7 лет

В этом возрасте ребенок учится контролировать поведение и эмоции. Дети должны уметь слушать педагога, выполнять задания. Нормы развития ребенка в 5 лет предполагают их умение выполнять такие действия:

  • Решать простые задачи и головоломки.
  • Считать до 10.
  • Отвечать на вопросы “сколько”, “который”.
  • Определять форму объемных предметов.
  • Разделить квадрат или круг на количество заданных частей.
  • Продолжить цепочку заданных предметов.
  • Находить лишний предмет.
  • Составлять рассказ по картинке.
  • Придумывать продолжение истории.
  • Сортировать предметы по признакам.
  • Называть имя, фамилию, адрес, знать полные имена родителей.
  • Пользоваться интонацией, выражать эмоции и настроение.
  • Уметь делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
  • Вести диалог.
  • Учить стихи.
  • Различать бытовые предметы и определять их назначение.
  • Знать явления природы.
  • Запоминать имена героев сказок.
  • Строить сложные фигуры из конструктора.

Ребенок может плохо реагировать на смену места жительства или режим дня. В этом возрасте происходит совершенствование его нервной системы. Дошкольник становится самостоятельным, на него возрастает эмоциональная нагрузка.

Нормы развития ребенка по месяцам

Советы педиатров

Наблюдая за развитием малыша, родители не должны нервничать из-за небольших отклонений, если таковые имеют место. Чаще всего в основе лежит генетическая предрасположенность. Отстающий по росту ребенок может обогнать сверстников в подростковом периоде. Если у малыша родители невысокие, то не стоит ждать, что дети будут выше средней нормы.

Ребенок должен жить в собственном ритме. Для успешного обучения не стоит торопить малыша. Сон ребенка должен соответствовать его возрасту. Не следует в выходные дошкольника лишать дневного отдыха.

Соблюдать режим дня, включить элементы закаливания, подвижные и спокойные игры, доступную работу по дому – это необходимые составляющие воспитания детей и ухода за ними.

Нормы и отклонения в развитии ребенка являются условным фактором. Врач должен заметить при осмотре, соответствует ли малыш возрасту. Только специалист определит, стоит ли принимать меры.

Источник