Что такое негосударственное образовательное учреждение центр развития ребенка

Что такое негосударственное образовательное учреждение центр развития ребенка thumbnail

В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве. Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей. И это не странно. Деятельность негосударственных учебных учреждений регламентирована теми же нормативными предписаниями, что и деятельность государственных. Пройдя аттестационную процедуру они обретают право выдавать выпускникам документы о полученном образовании государственного образца, а пройдя аккредитацию – получать финансирование от государства и муниципалитетов на общих основаниях.

Негосударственное образовательное учреждение (НОУ): общая характеристика

Частный детский сад

Частный детский сад

Определение НОУ отечественное законодательство не содержит. В правоприменительной практике под НОУ обычно подразумевают созданную частными лицами, коммерческими или некоммерческими структурами организацию, предоставляющую услуги в сфере образования и/или воспитания детей. НОУ учреждаются в организационно-правовых формах, оговоренных ГК РФ. Их деятельность регламентирована преимущественно 237-ФЗ «Об образовании в РФ» и во многом – профильными подзаконными актами.

Руководство НОУ может осуществлять сам учредитель, либо сформированный им попечительский совет. Схема управления НОУ и полномочия попечительского совета определяются собственником (он вправе делегировать эту функцию попечительскому совету), согласовываются с педагогическим коллективом и фиксируются в учредительной документации.

В советский период образование было бесплатным. В связи с рыночными преобразованиями законодатель легализовал возможность взыскивать с учащихся плату за предоставляемые им образовательные услуги. Это и стало предпосылкой создания НОУ. Платным, среди прочего, может быть обучение в пределах гособразовательных программ. При этом НОУ не признаются коммерческими структурами, их деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Законодательство РФ об образовании распространяется на все профильные учреждения независимо от права собственности, организационно-правовой формы и подчиненности. Негосударственные ВУЗы и другие образовательные учреждения руководствуются одними и теми же нормативными предписаниями, что и государственные.

Содержание и трактование категории НОУ

Легального определения понятия «НОУ» законодатель не дал. Несмотря на широту использования в правоприменительной практике, его содержание не совсем понятно. Разберем термин по словам.

Законодательное объяснение НОУ

Законодательное объяснение НОУ

  1. «Негосударственное». Ст.22 237-ФЗ делит образовательные организации по форме собственности на государственные, муниципальные и частные. В России местным общинам гарантируется самостоятельность, а муниципалитеты исключены из системы органов госвласти. Строго говоря, логический объем понятия НОУ таков, что оно включает все негосударственные (частные и муниципальные) организации. Но в быту термин «негосударственный» синонимичен понятию «частный». Правовой статус муниципальных образовательных организаций имеет больше схожего со статусом аналогичных государственных структур, нежели частных.
  2. «Образовательное». Образование – ключевая сфера демократизации российского общества. Законодательство об образовательной деятельности поддерживает баланс между интересами частных лиц и социума. Оно обращено непосредственно к индивиду, устанавливает его право на образование и гарантии его осуществления. Согласно Национальной доктрине образования в РФ существующая система призвана среди прочего обеспечить: вариативность учебных программ; обеспечение необходимой степени индивидуализации образования; многообразие типов образовательных учреждений.
  3. «Учреждение». Понятие и особенности учреждений как организационной формы отображены в ч.2 §7 гл.4 ГК РФ.

Логический объем понятия «НОУ» зависит от контекста.

Когда рассматриваемую категорию понимают расширено, к НОУ зачастую причисляют: муниципальные образовательные учреждения; организации, для которых образовательная деятельность является неосновной; юридические лица, не являющиеся учреждениями по организационной форме.

НОУ: особенности организационно-правовой формы

Кто выступает учредителем

Кто выступает учредителем

Учреждением в ст.123.21 ГК РФ законодатель признает унитарную некоммерческую структуру, созданную для реализации социокультурных, управленческих и иных некоммерческих функций. Отдельных пояснений требует термин слово «унитарную».

Унитарность заключается в отсутствии правоотношений членства. Учредители унитарных организаций не становятся участниками НОУ (ст.65.1 ГК). Соответственно, они лишены возможности напрямую управлять деятельностью созданного ими юридического лица и формировать органы его управления. В НОУ эти полномочия исполняет публично действующий коллегиальный орган – попечительский совет.

Учредитель НОУ признается единственным собственником его имущества. Само же НОУ владеет закрепленными за ним активами на праве оперативного управления.

Соучредительство при создании НОУ недопустимо.

На НОУ распространяется действие ст.123.23 ГК РФ о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам переданным им в управление имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.

Учреждение – не единственная организационно-правовая форма, в которой может существовать юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги в частном порядке. Исходя из содержания 237-ФЗ создание такой организации возможно в любой форме, установленной ГК РФ для некоммерческих структур.

Итак, предпочтительной и наиболее распространенной организационно-правовой формой существования НОУ является учреждение, особое значение в управлении которым имеет публично действующий попечительский совет.

Виды НОУ

В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:

  1. Частная школа

    Частная школа

    Организация, предоставляющая образовательные услуги на постоянной основе, реализующая хотя бы одну образовательную программу и, как вариант, обеспечивающую содержание учеников/воспитанников.

  2. Образовательная организация – действующая на основании лицензии некоммерческая структура, для которой предоставление образовательных услуг – ключевой вид уставной деятельности.
  3. Осуществляющая обучение организация, для которой образовательная деятельность является дополнительной.

Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:

  • дошкольные
  • общеобразовательные (от начального до полного общего образования)
  • начального, среднего, высшего, последипломного профобразования
  • дополнительного образования для совершеннолетних
    корректирующие (для учеников с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии)
  • для фактических и социальных сирот
  • дополнительного образования для несовершеннолетних

237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:

  • дошкольные (детсад, ясли)
  • общеобразовательные (школа, интернат, гимназия)
  • профессиональная (техникум, лицей)
  • высшего образования (институт, академия)
  • дополнительного образования (дворец детского творчества, школ искусств)
  • организация дополнительного профобразования (институт повышения квалификации)

В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.

Устав НОУ

Деятельность государственных образовательных учреждений императивно регламентирована типовыми положениями и разработанными на их основании уставами. Примеры:

  • типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей, утв. Приказом Минобрнауки России №504 от 26.06.95
  • типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профобразования специалистов

Названные и другие типовые положения для НОУ исполняют роль примерных. Обеспечиваемое ими правовая регламентация является диспозитивной. Этому законодательному положению корреспондируют положения п.5 ст.12 237-ФЗ: если иное не оговорено законом, Устав НОУ разрабатываются и утверждаются НОУ на свое усмотрение.

Устав НОУ состоит из следующих разделов:

Законодательная база

Законодательная база

  1. «Общие положения» – раздел отображает перечень реализуемых видов образовательной деятельности, суть и направление образовательных программ, содержание оказываемых дополнительных услуг, задачи НОУ.
  2. «Организация деятельности НОУ» содержит описание порядка и условий создания, реорганизации и ликвидации учреждения. Раздел может содержать ссылку на возможность создания филиалов и вступления НОУ в ассоциации и союзы. Здесь также отображен режим работы НОУ.
  3. «Участники образовательного процесса». Раздел содержит описание прав и обязательств администрации, педагогов, учащихся, а также ссылку на способы участия в учебном процессе родителей (актуально в отношении детей).
  4. «Управление НОУ» отображает порядок принятия устава, перечень и процедуру формирования руководящих органов НОУ, их полномочия.
  5. «Имущество, финансовое обеспечение деятельности НОУ» содержит ссылку на вещное право, на котором организации передается имущество, возможные источники получения средств и способы распоряжения ими.

Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ

  • наименование
  • тип и статус (школа, ВУЗ)
  • организационная форма
  • форма собственности
  • сведения об учредителях
  • особенности образовательного процесса, а именно:
  1. основания и процедура набора учащихся
  2. продолжительность обучения
  3. режим проведения занятий
  4. описание системы оценивания знаний и умений учеников
  5. наличие дополнительных курсов, порядок их проведения
  • порядок управления НОУ:
  1. система органов управления и компетенция каждого из них
  2. правомочности учредителя
  3. способ организации деятельности и принятия решений (актуально, прежде всего, для коллегиальных органов)
  4. требования к преподавательскому составу и условиям приема преподавателей на работу
  5. условия труда
  6. порядок его оплаты
  7. процедура внесения изменений в устав
  • права и обязательства участников образовательного процесса

Госрегистрация НОУ

Будучи юридическим лицом, НОУ подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС, пенсионном и других фондах. Для госрегисрации НОУ необходимы следующие документы:

Программы обучения

Программы обучения

  • программы обучения
  • подтверждение местонахождения (например, свидетельство о праве собственности на учредителя + гарантийное письмо, договор аренды)
  • документы будущего руководителя (паспорт и справка об ИНН)
  • документы учредителя
  • учредители – физлица с российским гражданством
  • копии паспортов
  • справка о присвоении ИНН

Пакет документов, касающийся учредителей, зависит от их статуса.

Граждане РФ подают:

  • копию паспорта
  • справку о присвоении ИНН

Физлица иностранцы подают:

  • подтверждающий личность документ (например, загранпаспорт иноземного государства) с нотариально заверенным переводом
  • подтверждение права ПМЖ в РФ
  • справка о присвоении ИНН (если иностранец получал такой код в РФ)

Российские организации подают:

  • свидетельство о госрегистрации либо о внесении сведений в ЕГРЮЛ (выбор документа в зависимости от даты госрегистарции компании)
  • Устав
  • учредительный договор
  • свидетельство о постановке на налоговый учет
  • доверенность на представителя юрлица

Иностранные юридические лица подают:

  • Устав
  • выписку из реестра юрлиц своей страны
  • справку ФНС о присвоении налогового номера в РФ
  • справку из банковского учреждения о наличии расчетного счета
  • доверенность на представителя, уполномоченного провести регистрационные действия

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

Аккредитация

Аккредитация

Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. Лицензия обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.

В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.

НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть процедуры сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.

Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:

  • самообследование
  • внешняя аттестационная экспертиза
  • вынесение комиссионного решения

Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.

Позитивный результат общественной экспертизы повышает престижность ВУЗа, однако правового значения не имеет. Аттестация и аккредитация влекут разные последствия, однако принципы и механизмы из проведения схожи.

Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на договорной основе. НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

© 2020 Право Денег · Копирование материалов сайта запрещено
Москва, Новогиреевская улица, 21 | Контакты | Карта сайта

Источник

Depository

От молодых родителей часто можно услышать, что устроить своего малыша становится все сложнее: далеко не все мамы готовы бросить работу и сидеть целыми днями с ребенком – а даже если так, малышу все-равно нужно общение.

Именно поэтому за последние пару лет наряду с муниципальными детскими садами также открылось множество частных детских садиков и детских центров развития. Все они предлагают примерно одинаковые услуги, но значительно отличаются по уровню преподавания, используемой программе и методике обучения малышей. Детские центры, например, ставят более высокую планку и стараются помочь родителям сделать малышей более образованными, успешными и всесторонне развитыми.

Другое дело – сколько стоит открыть детский центр. Первичные инвестиции на открытие начинаются от 500 тыс. рублей и в среднем составляют около 3 млн. Таким образом, окупаемость достигает 3-5 лет. Это кажется долго, но мы то с вами понимаем, что детский центр – это не столько дойный бизнес, сколько возможность заниматься полезным, благим и социально значимым делом, ну и заодно прилично заработать.

Перед тем, как начнем

Как открыть детский развивающий центр? В принципе, примерно так же, как и частный детский садик, но с парочкой интересных «но». C одной стороны, придется уделить больше внимания методике обучения, персоналу и обустройству клуба. А с другой, можно не держать детей полный день, а приглашать их в определенное время, закрываться на лето или работать с детьми определенного возраста – например, для начала собирать группы только для деток 2-3 лет. Также имеют смысл дополнительные услуги: индивидуальные занятия и тематические кружки по английскому/музыке/а лучше все и сразу, которые помогут увеличить базу клиентов и получить больше прибыли.

Кстати, благодаря этой гибкости, открытие детского развивающего или игрового центра – отличная идея бизнеса для предприимчивых мам. Однако нужно понимать, что область это достаточно специфичная и открыть центр развития не так-то и просто. Если вы раньше никогда не работали с детьми, то вам обязательно нужно взять человека с богатым опытом административно-педагогической деятельности или обратиться к предложениям франшиз.

Кстати, о франшизах. Их число также в последнее время стремительно увеличивается, причем каждая головная компания, помимо различных степеней известности, отличается форматом детского центра и программой обучения. Но зато, обратившись к предложениям франшиз, вы получите четкий алгоритм действий, прекрасный бизнес-план и право работать под известным брендом какого-нибудь «Бэби-клуба» или Sun School, а значит, заведомо хорошую репутацию и конкурентное преимущество перед другими детскими центрами.

Основные риски: большие инвестиции, сложности с оформлением и подбором персонала, высокая социальная ответственность.

“Пошаговая инструкция, как открыть детский развивающий центр”

Местоположение

Детский развивающий центр можно открыть и поближе к офисно-деловой жизни, чтобы родителям было удобнее отвозить своих деток, и в спальных районах, которые еще не захвачены конкурентами. Но в целом, про помещение можно сказать следующее: размер имеет значение. Для начала можно обойтись и 100 кв. м, однако мы то с вами знаем, что чем больше, тем лучше – в будущий детский центр должны поместиться комната для занятий, игровая комната, столовая, спальня, ванная с туалетом, а также приемная и кабинет для персонала. В идеальном мире, помещение должно находиться в собственности или иметь возможность аренды с последующим выкупом.

Для выбора помещения лучше всего позвать с собой хорошего специалиста, ибо детям полагается самое лучшее и пожарники с санэпидемслужбой знают об этом. Вообще, в том же идеальном мире пожарники и представители СЭС должны стать вашими лучшими друзьями и консультантами, которые помогут в обустройстве спален и столовых и будут давать советы, какую лучше пожарную сигнализацию выбрать.

Оборудование

Во-первых, представьте, что обустраиваете милую квартирку с игровыми комнатами. Яркие стены, натуральная мебель, качели и горки, шторы и горшки с цветами – чтобы все было в лучшем свете, для разработки дизайн-проекта лучше обратиться в специальную компанию. Во-вторых, самое время вспомнить, что вы открываете детский развивающий центр. Выбору образовательной методики можно посвятить целую отдельную статью, так что ограничимся тем, что пособия и игрушки лучше тоже заказывать совместно со специалистами – те же игрушки должны быть не только красивыми, но и безопасными, прочными и с сертификатами качества.

Кадры

Персонал – вот что станет гордостью, светом и надеждой открытого вами детского развивающего центра. Можно даже сказать, что именно от персонала во многом зависит успех вашего бизнеса: во-первых, от нас все-таки ожидают эффективного обучения, а во-вторых, если дети будут сами хотеть оставаться подольше, рассказывать маме и папе, как все замечательно, а те разнесут новость об этом своим знакомым и родственникам, которые тоже являются потенциальными клиентами – это вин.

Любой персонал, сколько бы опыта у него не было, в первое время нуждается в пристальном внимании: испытательный срок обязателен для всех. Минимальный набор:
1. воспитатель с профильным образованием, который бы вызывал доверие и уважение у родителей,
2. Методист, которые должен иметь опыт работы с детьми в государственном садике, хорошо ориентироваться в существующих методиках и оценивать способности ребенка,
3. психолог – лучше в возрасте и с опытом работы с детьми и
4. хозработник – возможно, дама в возрасте, но которая бы относилась к нашему садику как к собственному хозяйству, была бы экономична и могла работать при ненормированном графике.

Документы и лицензии

А вот на этом пункте стоит остановиться подробнее. Нам в любом случае придется пройти стандартную процедуру для легализации деятельности, но сделать это можно двумя способами: зарегистрировать детский центр как негосударственное образовательное учреждение или же как домашний детский сад.

В первом случае, чтобы открыть детский центр, необходимо зарегистрироваться в органах юстиции как НОУ – это занимает примерно месяц. Для этого нужно поставить учреждение на налоговый учет и получить лицензию на образовательную деятельность в Департаменте образования. Соответственно, для лицензии вам пригодятся копия устава, договора аренды помещения или свидетельство собственности, заключения пожарников и СЭС, с которыми вы уже должны были подружиться, а также справка о наличии материально-технической базы для осуществления образовательной деятельности, образовательная программа, информация о педагогах, штатное расписание, сведение о количестве воспитанников и т.д.

Если в названии не употреблять слово «образовательный» или «обучающий», а сказать, что вы открываете, например, игровой центр, центр по уходу за ребенком или детский развивающий центр, можно попробовать возомнить себя детским садом на дому. Для этого достаточно обойтись обычным ИП, а персонал оформить на должности с обязанностями няни. Для такого детского центра уже не нужна лицензия и отдел бухгалтерии – выбираете упрощенку и отдаете все на аутсорсинг. Да и требования помягче: например, штраф от СЭС обойдется для ИП в 3 тыс. рублей, а для НОУ – в среднем, 30 тыс. Другое дело, что такие детские центры тонко балансируют на грани легальности: квартиру в полное соответствие с пожарной безопасностью не приведешь, а даже если приведешь, она может нарушить 17 ст. Жилищного Кодекса. Поэтому лучшим вариантом станет использование коттеджа, которого вполне хватит на занятие 40-50 человек.

Маркетинг

Основные и самые первые ваши клиенты – это родители с детьми из соседних домов. Поэтому первая цель вашей маркетинговой кампании – это окрестные дворы. А тут, как говорится, все средства хороши: объявления на подъездах, флаеры, приглашения на открытие с бесплатным мороженым, соревнования для малышей и родителей с подарками… в общем, дерзайте.

Открываете ли вы детский развивающий центр в небольшом городе или в центре крупного, второй этап – заявить о себе как можно большему числу занятых и платежеспособных мам и пап. Для этого можно подключить и наружную рекламу, и рекламу на радио. Отдельно также стоит сказать про сайт – он должен быть красочным, с хорошей оптимизацией и наглядными ценами. Очень хорошо, если через сайт можно записаться на пробные занятия, на дополнительные кружки или, например, наблюдать за детьми в прямом эфире.

Резюме

Открыть детский развивающий центр – интересная и перспективная бизнес-идея, которая особенно актуальна в крупных городах и наверняка заинтересует не только предприимчивых мам. Однако детям все-таки полагается лучшее, а значит, этот бизнес потребует немало вложений, множество сил и помощи специалистов на всех этапах, от выбора методики до покупки игрушек. Персонал в вашем бизнесе будет играть еще большую роль, чем красивые парты и цветы на подоконниках, поэтому искать его придется долго, а платить хорошо. В целом же, сфера это достаточно чуткая да еще и с социальной ответственностью, так что, если вы никогда раньше не работали с детьми, вам обязательно нужно взять человека с богатым опытом административно-педагогической деятельности, обратиться к предложениям франшиз… ну, или просто забить и открыть детский магазин.

Источник

Читайте также:  Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста курсовая