Что такое мониторинг развития ребенка
Управление образования администрации Старооскольского
городского округа Белгородской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №73 «Мишутка»
Мониторинг развития детей
Педагог – психолог: Павловская Е. В.
г. Старый Оскол
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой:
- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении
- анализа продуктов детской деятельности
- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада. Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и апреле). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Основанная задача мониторинга детского развития (мониторинга развития интегративных качеств) – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя:
- оценку физического развития ребенка;
- развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности – эмоционального принятия или отвержения ситуации, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.
На основе проведения методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.
ВЫБОР ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой:
- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении;
- анализа продуктов детской деятельности;
- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
НАБЛЮДЕНИЕ:
Наблюдения во всех видах деятельности (учебной, игровой, социальной, трудовой и других, чтобы получить полную картину проявлений ребенка).
АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Анализ продуктов детской деятельности в художественном творчестве (рисунки, поделки, предметы лепки, аппликации). Продукты труда (самообслуживание, качество выполнения поручений, и пр.) Продукты игровой деятельности (создание своих условий для игр, использование и изготовление атрибутов для игр, разнообразия предметов-заменителей и пр).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЫ:
Разнообразные методики, тесты, другие диагностические методы.
Источник
Изменения в сфере дошкольного образования коснулись основополагающих подходов к диагностике и мониторингу в дошкольном образовании, поскольку он имеет свою специфику. Некоторую долю путаницы внесла быстрая смена ФГТ на ФГОС ДО. В связи с этим поменялись некоторые формулировки, а соответственно, и подходы, в частности, касающиеся оценки образовательных результатов.
Согласно п. 3.2.3. ФГОС ДО: «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая оценка индивидуального развития ребенка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями и индивидуальными склонностями.
Отметим, что условия определены ФГОС ДО следующие: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые. В данном контексте, мы считаем, речь идет по большей части о психолого-педагогических условиях, в том числе:
«1)…формирование и поддержка положительной самооценки (детей), уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности…»
Именно диагностика позволяет выявить «самооценку», «уверенность в собственных возможностях и способностях», «возрастные и индивидуальные особенности», «интересы и возможности каждого ребенка», «социальную ситуацию его развития», «взаимодействие детей друг с другом», «инициативу и самостоятельность».
В чем разница между педагогическим мониторингом и педагогической диагностикой?
Мониторингом- длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления. Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: деятельностных умений ребенка, интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.
Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).
Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т.д.).
Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).
Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация педагогом полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.
Пятый этап – целеобразовательный, который предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.
Обратим внимание на то, что мониторинг индивидуального развития детей – это часть целостной системы, описанной в образовательной программе дошкольного учреждения. И все части этой системы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Приведем пример из образовательной программы филиала «Детский сад «Семицветик»
Задача (из целевого раздела образовательной программы) | Планируемые результаты (целевые ориентиры) | Технологии, формы, методы | Содержание образовательной программы по образовательным областям |
Создание социальных ситуаций развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта взаимодействия с самим собой, другими детьми и взрослыми; | Развитие социальной компетентности, как умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками, старшими и младшими) в различных ситуациях; способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними; анализировать действия и поступки, управлять своим поведением; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения ипр | Приоритетная технология – технология группового сбора (М. Монтесорри, Т. Н. Доронова), (Технология «Клубный час» Гришаева Н. П.), которая тесно связана с технологией педагогической поддержки, проектной деятельностью, игровой технологией | Задачи реализуются в различных видах детской деятельности, через решение ситуативных задач, совместное планирование деятельности, в поддержке проявления детской инициативы: в совместной и самостоятельной деятельности, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. |
Таким образом, при разработке мониторинга индивидуального развития детей в центре нашего внимания – второй столбец – планируемые результаты.
Как отмечают разработчики Стандарта, должна быть особая диагностика, которая не отбирает детей, а задает зону ближайшего развития (Л. Выготский).
Цель мониторинга – составить индивидуальные (парциальные) программы развития, в которых основная задача – сохранить маленьких Почемучек.
В своем учреждении мы используем нормативные карты развития детей П.Г. Нежнова, Н.А. Коротковой.
Карта развития состоит из двух частей: нормативной карты, отражающей становление инициативности в разных видах деятельности, и карты, отражающей психологический фон развития. Согласно рекомендациям авторов, педагоги осуществляют наблюдение за детьми с целью оценивания основных сфер инициативности ребенка через конкретные практики:творческую инициативу – через сюжетную игру, целеполагание и волевое усилие – через продуктивную деятельность, коммуникативную инициативу – через совместную игровую и продуктивную деятельность, познавательную инициативу – через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.Психологический фон, позволяет увидеть базисное доверие и самостоятельность ребенкадошкольника, что тоже находит отражение в Стандарте.
С точки зрения педагогов, преимущества наблюдений по данным нормативным картам развития заключаются в следующем:
– заполнение карты экономично по времени, основано на наблюдении детей в привычных для них видах деятельности;
– карта позволяет наглядно определить место каждого ребенка и всей группы в нормативном пространстве развития;
– карта позволяет выделить основные достижения ребенка без дополнительных узконаправленных методик и специальных диагностических процедур;
– карта позволяет выявить «слабые места» в работе педагога с группой детей и своевременно скорректировать образовательный процесс;
– данная методика позволяет педагогу наглядно увидеть индивидуальный темп развития каждого ребенка, не загоняя его в рамки жестких «возрастных требований».
Организация работы педагога с нормативной картой развития
Поскольку образовательный процесс в детском саду ориентирован на сообщество детей (что не противоречит его индивидуализации), карта развития задана как индивидуально-групповая.
Для удобства работы воспитателя вся нормативная карта развития разделена на 4 бланка – по сферам инициативы. В описание уровня вынесены лишь ключевые признаки.
Карта заполняется педагогом 3 раза в год (в начале учебного года, в середине и в конце). Этого достаточно для фиксации продвижения детей по уровням развития.
Поскольку мы говорим об инициативе ребенка, ее уровне, педагог заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности (время-пространство оценивания – самостоятельная деятельность, а не поведение детей на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним). Педагогу не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот “образ” ребенка, который уже сложился у него), которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений.
Первый раз заполнять карту имеет смысл по прошествии первого месяца учебного года, этого периода достаточно для того, чтобы у воспитателя сложился первоначальный образ ребенка. Второй раз карта заполняется в середине года (в январе), также на основе наблюдений предшествующего месяца, третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.
Заполняя карту, педагог против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:
- «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);
- «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
- «нет» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).
Для получения более конкретной информации о развитии по отдельным видам деятельности (игра, конструирование, изобразительная деятельность, речевое развитие, музыкальное развитие, физическая подготовленность) в филиале используется методика экспресс-анализа и оценки развития детей дошкольного возраста О. Сафоновой.
В данной методике содержание материалов по каждому виду деятельности представлено в виде практических заданий, которые предлагаются для выполнения, преимущественно, подгруппе детей в составе 3—5 человек. Подгрупповая форма проведения контрольных срезов значительно сокращает временные границы процедуры экспресс-анализа, но, в то же время, за счет малой численности состава подгруппы, позволяет увидеть и индивидуальные проявления детей.
Результаты, показанные детьми во всех видах деятельности, выстраиваются педагогами в виде группового «профиля», количественно и качественно характеризующего воспитательно-образовательный процесс каждой возрастной группы.
Данный «профиль» свидетельствуют, какими видами детской деятельности педагог управляет успешно, в управлении какими из них имеет незначительные или серьезные пробелы, упущения. Иначе говоря, в ней отчетливо просматриваются области профессиональной компетентности — некомпетентности педагога, его возможности и затруднения. Таким образом, экспресс-анализ и оценка детской деятельности выступают еще и в качестве важного средства анализа (самоанализа) и оценки (самооценки) деятельности педагога.
Отметим, что данная методика отличается простотой в использовании и не требует от педагогов специальной подготовки.
С целью определения исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе проектной деятельности нами используются показатели сформированности исследовательской деятельности, предлагаемые А. И. Савенковым, которые, мы дополнили критериями и уровнями исследовательской деятельности, где с помощью наблюдения педагогом изучаются такие вопросы как – умение дошкольником видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; умения и навыки проведения экспериментов; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи в процессе презентации исследовательских и творческих работ. Важным показателем, сформированности познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является деятельностный критерий, что обусловлено необходимостью реализации требований Стандарта, а именно реализации деятельностного подхода в образовательном процессе с дошкольниками. В деятельностном критерии оценки выделяем высокий, средний, низкий уровни.
Критерии Уровни | Деятельностный |
высокий | Проявляет инициативу и творчество, самостоятельно планирует деятельность, применяет на практике, определяя правильность выбранного пути решения проблемы, поясняет свои действия и доводит дело до конца |
средний | Инициативу и самостоятельность проявляет не всегда, но планирует деятельность, использует на практике отобранный материал, возникают сложности в пояснении своих действий, иногда не доводит начатый опыт до конца |
низкий | Самостоятельность не проявляет, делает только тогда, когда говорят, использует примитивные способы решения проблем, что не приводит к необходимым результатам. |
В филиале активно используется проектная деятельность, в ходе которой дошкольники практикуются в презентации своих творческих продуктов, опытов, экспериментов и т.д. В ходе наблюдений педагог обращает внимание на то, насколько глубоко погружен в проблему ребенок, насколько много сведений он получил, насколько увлеченно думает и говорит про этот проект.
Таким образом, используемые педагогами филиала способы мониторинга индивидуального развития детей помогают педагогам предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь, Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.
Источник