Что такое маршрутная карта развития ребенка
Не все дети любят ходить в детский сад и начальную школу. В первую очередь, это связано с тем, что основа образовательного процесса ориентирована на среднестатистических детей, чье здоровье полностью соответствует возрасту. По этой причине некоторые воспитанники (ученики), имеющие отклонения в развитии, не могут раскрыться в окружающем их обществе. Решением этой проблемы стало введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который устанавливает новый подход к современной системе образования и позволяет применять всевозможные педагогические средства для успешного развития детей.
Главная задача воспитателей и учителей – создать приемлемую обстановку для самореализации каждого из обучающихся. Решением поставленной задачи является регулярное, полноценное заполнение индивидуальной карты развития ребенка по ФГОС, с помощью которой можно создать все условия для социализации и личностного формирования, а также для эмоционального, интеллектуального, общефизического и творческого развития личности.
Психологическое развитие ребенка
В дошкольном детстве (в возрасте от 3 до 7 лет) происходят активные психические изменения и формируются важнейшие личностные качества, от которых зависит вся дальнейшая общественная жизнь человека. Процесс развития происходит непрерывно, поэтому особое влияние на дошкольника оказывают как члены семьи, так и воспитатели в детском саду. На сегодняшний день в ДОУ практикуют составление и ведение электронных индивидуальных карт развития. Электронная карта индивидуального развития ребенка дошкольника по ФГОС позволяет родителям вносить свои корректировки в работу воспитателей, а также самостоятельно, в домашних условиях заниматься с ребенком тем, что он осваивает хуже всего.
Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ – это документ, содержащий всю информацию об успеваемости воспитанника и о его достижениях. Если дошкольник имеет психические отклонения, это также отмечается в индивидуальной карте развития ребенка ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
Правила заполнения индивидуальной карты
Карта история развития ребенка имеет несколько разделов, заполнением которых занимаются ответственные воспитатели, медицинские работники и педагоги. Например, раздел “Физические изменения” заполняет инструктор по физической культуре, тот который непосредственно занимался с дошкольником на протяжении рассматриваемого промежутка времени, раздел “Психика” заполняет психолог, “Маршрут (ИОМ)” – воспитатели.
Примечание. ИОМ – Индивидуальный образовательный маршрут.
Заполненная карта индивидуального развития ребенка – документ, в котором расписаны данные дошкольника по определенным требованиям. В диагностические карты индивидуального развития ребенка обязательно включают следующие разделы: общие сведения, физические и психические изменения, образовательные достижения и успеваемость, предпосылки к творчеству, ИОМ, реализация ИОМ, уровень готовности к школьному обучению.
Общие сведения
Данные о воспитаннике и его семье – название образовательного учреждения, период обучения, номер группы, кто воспитатели (преподаватели), какие дополнительные занятия посещал воспитанник, а также его увлечения, интересы, достижения, сведения о родителях и о домашних условиях (где спит, играет, занимается, обеспечен ли всеми необходимыми развивающими игрушками и т.д).
Физические и психические изменения
Данные физического изменения дошкольника (рост, вес) заполняются ежегодно (в возрасте 2-3 лет, 3-4 года, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в начале или конце учебного года, также должны быть вписана группа здоровья, наличие/отсутствие острых и хронических заболеваний. При поступлении карта развития ребенка дошкольника заполняется частично, например, указывается степень адаптации к дошкольному учреждению.
При наличии уроков физкультуры и во время проведения спортивных соревнований (бег, прыжки, метание, гибкость, выносливость) учитываются не только с какой скоростью бежал ученик, но и как вел себя при этом. Например, при сдаче норматива “бег 30 м” отмечается результат забега, а также следил ребенок за дыханием или нет, отвлекался на окружающих ровесников или нет.
Основные диагностируемые параметры:
- психические процессы (мыслительные и речевые, внимательность, память);
- личностные качества (самооценка, темперамент);
- степень общительности (со взрослыми, со сверстниками, а также статус в группе – лидер или агрессор).
Достижения и предпосылки
Достижениями воспитанника в детском саду можно назвать как его хорошую память, так и умение постоять за себя в группе. Чаще всего в индивидуальной карте прописаны не только области развития, но и подробно составлены их подразделы. Образец заполнения карты индивидуального развития ребенка:
№ | Наименование области развития | Подразделы | Пример комментария воспитателя |
1 | Речевая | Объем словарного запаса, наличие связной разговорной речи, восприятие литературы | Может рассказать сюжет из сказки |
2 | Познавательная | Окружающий мир, ФЭМП, исследовательская деятельность | Знает окружающий социальный мир и мир природы, отличает куб от шара, отличает цвета, логически размышляет |
3 | Коммуникативная | Социализация, труд, ОБЖ | Соблюдает установленные правила, соблюдает чистоту на своем месте, хорошо контактирует с воспитателями и сверстниками |
4 | Творческая | Изобразительная и конструкторская деятельность, музыка | Владеет ножницами, соблюдает границы рисунка при раскрашивании, знает и называет музыкальные предметы |
5 | Физическая | Активность, подвижность | Развивается соответственно возрасту, может организовать подвижную игру |
Важно! Заполненная в соответствии с ФГОС карта индивидуального развития ребенка, должна иметь подписи специалистов и даты заполнения в каждом из разделов.
Индивидуальный образовательный маршрут и его реализация
Карта учета индивидуального развития ребенка в обязательном порядке должна содержать подробный образовательный маршрут, результаты корректировки поведения, и рекомендации для дальнейшего школьного обучения.
Невозможно составить правильный маршрут при единичном общении с дошкольником. Для грамотного корректирования ИОМ важно определить временные промежутки для оценивания результатов и диагностирования выбранных воспитателями методик. Например, Карта индивидуального развития дошкольника впервые заполняется при зачислении малыша в детский сад, в возрасте 3-4 лет. Информация о том, как повел себя ребенок в первые дни посещения дошкольного учреждения записываются единожды. Следующие данные вносят после определенного промежутка времени, через неделю или месяц, где уже указываются первые достижения дошкольника и его слабые стороны. Например, если ребенок не умеет раскрашивать картинки – это его слабая сторона, и чтобы ее развить, ему необходимо уделять больше времени на эту деятельность. Составляется индивидуальный план занятий, в котором указывается, что воспитанник должен 2-3 раза в неделю заниматься с раскраской.
Для реализации индивидуального маршрута и для получения положительных результатов в карте должны быть установлены следующие параметры:
- Периодичность (ежедневно, один, два или три раза в неделю). Например, ежедневно проговаривать «Скажи, как называется», «Угадай и скажи, кто какие произносит звуки». Беседы по темам недели и закрепление пройденного материала, повторение в домашних условиях.
- Рекомендации и формы общения с дошкольником, например, для формирования статуса в группе отдавать ребенку лидирующие роли в играх.
- Результаты (описание положительной динамики или ее отсутствия).
Индивидуальная карта психологического развития ребенка, составленная по ФГОС, необходима для выявления и своевременного корректирования психоэмоционального состояния дошкольника. Они помогают воспитателям и учителям оказывать своевременную помощь детям, прогнозировать появление психических заболеваний и способствовать успешной адаптации к урокам в общеобразовательной школе.
Школьные индивидуальные карты развития
Индивидуальные карты развития ребенка в школе аналогичны картам ДОУ. Их назначение – резюмирование данных об учениках, полученных педагогами путем наблюдений, грамотного прогнозирования и составления плана школьной деятельности. В школе особое внимание уделяется следующим направлениям:
- освоение основ школьной программы;
- возрастные достижения;
- социализация и отношения со старшими людьми (педагогами);
- общая физическая подготовка;
- склонность к творчеству.
Главное отличие школьных индивидуальных карт – упор на успеваемость учеников, их воспитание и социальное становление. Так как основы психики человека формируются в дошкольном детстве, во время обучения в школе педагоги могут только корректировать и направлять ученика, опираясь на ИОМ, но изменить его психические характеристики уже невозможно.
Образцы индивидуальных карт развития ребенка
Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (младшая группа)»
Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (средняя группа)»
Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (старшая группа)»
Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (подготовительная группа)»
Видео
006
Источник
Ф.И.ребенка_________________________________________Дата рождения________________
Дата составления_______________________ Ф.И.О. педагога___________________________
Дата составления_______________________ Ф.И.О. педагога___________________________
Дата составления_______________________ Ф.И.О. педагога___________________________
Дата составления_______________________ Ф.И.О. педагога___________________________
№ п/п
Показатели и критерии
Учебный год
2016-2017
Возраст
3 – 4года
4 – 5лет
5 – 6лет
6 – 7лет
Метод диагностики
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
1.Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность
1
Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними (3+)
Наблюдение
2
Овладеет ситуативно-деловым общением (3+)
Наблюдение
3
Нуждается в общении со взрослыми и сверстниками (3+)
Наблюдение
4
Проявляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого (3+)
Наблюдение
5
Проявляет самостоятельность и инициативность в своих играх (4+)
Наблюдение
6
Владеет способами ролевого поведения (4+)
Диагностические ситуации
7
Сформированы умения соединять в игре реальные и вымышленные события (5+)
Диагностические ситуации
8
Владеет способом построения игры – сюжето-сложением (5+)
Наблюдение
9
Умеет входить в устойчивые игровые объединения детей (5+)
10
Проявляет в игре дружеские, партнерские отношения (5+)
Наблюдение
11
Сформировано умение договариваться друг с другом, распределять роли, разрешать конфликты (6+)
Наблюдение
12
В играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами (6+)
Наблюдение
13
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые социальные нормы и правила поведения, подчиняется им. (6+)
Наблюдение
№ п/п
Показатели и критерии
Учебный год
2014-2015
2015-2016
2016-2017
2017-2018
Возраст
3 – 4года
4 – 5лет
5 – 6лет
6 – 7лет
Метод диагностики
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
14
Обладает развитым воображением (использует предметы заместители), различает условную реальную ситуации, владеет разными формами и видами игры (6+)
Наблюдение
Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей
1
Различает различное эмоциональное состояние взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях, интонации
речи (радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение) (3+)
Беседы
2
Имеет представление о себе, своей семье (3+)
Беседы, наблюдение
3
Сформированы элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений с детьми и взрослыми (4+)
Беседы, наблюдение
4
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других (5+)
Наблюдение
5
Способен вступить в общение со знакомыми взрослыми (6+)
Наблюдение
6
Проявляет доброжелательное отношения к сверстникам, уважения к взрослым (6+)
Наблюдение
Трудовая деятельность
1
Наблюдает за действиями взрослых и подражает им (3+)
Наблюдение
2
Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий (4+)
Наблюдение
3
Планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата (5+)
Диагностические ситуации
4
Умеет подготовить к работе материалы, пособия, аккуратно убирать их на определенное место (5+)
Наблюдение
5
Самостоятелен, инициативен в самообслуживании (5+)
Наблюдение
6
Развиты умение выполнять трудовые обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками (6+)
Наблюдение
Формирование основ безопасности
1
Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в социуме (играет с детьми, не мешая им и не причиняя им боль, имеет представления о соц. опасных ситуациях) (4+)
Наблюдение
№ п/п
Показатели и критерии
Учебный год
2014-2015
2015-2016
2016-2017
2017-2018
Возраст
3 – 4года
4 – 5лет
5 – 6лет
6 – 7лет
Метод диагностики
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
2
Представления ребенка о безопасном поведении достаточно осмысленны, может привести примеры правильного поведения в
отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их последствиями для жизни. (5+)
Беседы
3
Соблюдает элементарные правила безопасности в быту. (опасные предметы в доме, правила поведения при пожаре и т.д.). (5+)
Диагностические ситуации
4
Соблюдает элементарные правила безопасности в природе (животные, водоемы, лесные пожары и т.д.). (6 +)
Диагностические ситуации
Итого:
2. Познавательное развитие
Познание окружающего мира
1
Знает свое Ф.И и И.О воспитателя, помощника воспитателя (3+)
Беседа
2
Знает о предметах ближайшего окружения их части (3+)
Диагностические задания
3
Знает о различных видах транспорта (3+)
Диагностические задания
4
Знает о труде людей в городе и селе (4+)
Беседа
5
Знает о строении своего организма (5+)
Диагностические задания
6
Имеет представления о всенародных праздниках (5+)
Беседа
7
Понимает социальные и профессиональные роли людей (5+)
Диагностические задания
8
Понимает особенности свойств материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла), осознанный выбор их для продуктивной деятельности (6+)
Беседа
9
Проявляет самостоятельную познавательную активность
Наблюдения
Патриотическое воспитание
1
Ориентируется в помещении группы, на участке
Наблюдение, беседы
2
Знает название своего города, знает о его прошлом и настоящем
Беседа
3
Сформированы первичные представления о Малой родине (4+) и Отечестве (5+), многообразии стран и народов мира (6+)
Беседа
№ п/п
Показатели и критерии
Учебный год
2014-2015
2015-2016
2016-2017
2017-2018
Возраст
3 – 4года
4 – 5лет
5 – 6лет
6 – 7лет
Метод диагностики
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
4
Знает Флаг и Герб города (5+) и России (6+)
Диагностические задания
5
Имеет представления об армии (4+), ВОВ (6+)
Беседа
6
Знает некоторые рода войск (5+)
Диагностические задания
7
Имеет представления о космосе (5+)
Беседа
Экологическое воспитание
1
Различает и называет основные явления природы (3+)
Беседа Наблюдения
2
Понимает причинную связь между явлениями (4+)
Беседа
3
Знает о сезонных изменениях в природе (5+)
Беседа
4
Умеет экспериментировать и устанавливать причинно-следственные связи (5+)
Беседа. Наблюдения
5
Знает правила поведения по отношению к объектам живой и неживой природы (5+)
Беседа
6
Знает о жизни животных и птиц: домашних (3+), диких (4+), различает части их тела (4+)
Беседа
7
Различает (3+) и называет (4+) растительный мир по отличительным признакам
Диагностические
задания
8
Называет (3) и выделяет (4) части у деревьев, растений (4), части тела у насекомых (5)
Диагностические
задания
9
Может сравнить растения и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства (6+)
Диагностические
задания
10
Устанавливает последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей (6+)
Беседы, наблюдения
Математические представления
1
Умеет находить в окружающем много и один (3)
Диагностические задания
2
Сравнивает предметы (наложением, приложением), счет (5)
Диагностические задания