Что такое коридор развития ребенка
Здравствуйте, дорогие читатели!
Как вы думаете, о чем беспокоятся «свежеиспеченные» родители? Ведь после рождения крохи жизнь молодых пап и мам меняется самым чудесным образом – на смену восторгам и умилению приходит каждодневный труд по уходу за новорожденным. Вот тут-то и начинаются первые страхи и беспокойства. На голову детского педиатра во время плановых ежемесячных посещений «обрушивается» масса вопросов.
Сколько малыш прибавил в росте и весе? Как правило, основные опасения «неопытных» родителей вызывает соответствие этих показателей общепринятой норме. Признаюсь, в свое время я тоже терзалась сомнениями по поводу вышеупомянутых показателей. Однако врач меня успокоила – существует таблица развития ребёнка до года, в которой приведены нормы роста, веса, а также прибавка показателей по каждому месяцу.
Итак, давайте совершим увлекательное путешествие от момента рождения малыша до его годовалого возраста. Ведь детки так быстро растут! А сколько умений осваивают маленькие «исследователи» за этот срок – только поспевай за ними!
1. Коридоры развития детей: что это такое
Впервые услышав об этом термине от участкового педиатра, сразу не поняла, в чем дело. Однако здесь нет ничего «страшного» — речь идет об антропометрических показателях оценки развития ребенка (рост, вес, окружность головы и груди).
«Ваш малыш по росту находится в пятом коридоре», — сообщает ваш «детский» врач. Это означает, что показатель роста ребенка, который оценивается с помощью специальной центильной таблицы, является средним.
Примечательно, что нормативные показатели для мальчиков и девочек немного отличаются.
На очередном плановом осмотре педиатр проводит все необходимые измерения, сравнивает с данными таблиц и на этом основании делает вывод о развитии ребенка. Сегодня при желании мамочки могут найти эти таблички на специальных тематических сайтах. Однако все-таки лучше проконсультироваться у педиатра, не так ли? Доктор научит правильно пользоваться центильными таблицами, а также «развеет» возможные сомнения и волнения.
Например, средними считаются показатели, соответствующие интервалам 25 – 50 – 75%. А если после измерения и оценки показали малыша относят к 3 – 10% или 90 – 97%, то это повод насторожиться и неотлагательно проконсультироваться у врача.
2. Этапы физического и психомоторного развития ребенка – по месяцам
Многие неопытные мамочки подумают: зачем нужно столько «непонятных» таблиц и цифр? Однако очень важно регулярно контролировать все показатели, чтобы вовремя заметить возникновения разных кризисов или заболеваний. Ведь даже состояние новорожденных в первые минуты жизни оценивают по шкале Апгар – количество набранных баллов дает четкую информацию о здоровье малыша.
Итак, давайте понаблюдаем, как на протяжении года изменяются основные показатели физического развития ребенка – с помощью следующей таблицы:
Возраст в месяцах | Вес, кг | Прирост за месяц, кг | Рост, см | Прирост за месяц, см |
1 | 3,7 – 4,1 | 0,6 | 54 — 55 | 3 |
2 | 4,5 – 4,9 | 0,8 | 55 — 59 | 3 |
3 | 5,2 – 5,6 | 0,8 | 60 — 62 | 2,5 |
4 | 5,9 – 6,3 | 0,75 | 62 — 65 | 2,5 |
5 | 6,5 – 6,8 | 0,7 | 64 — 68 | 2 |
6 | 7,1 – 7,4 | 0,65 | 66 — 70 | 2 |
7 | 7,6 – 8,1 | 0,6 | 68 — 72 | 2 |
8 | 8,1 – 8,5 | 0,55 | 69 — 74 | 2 |
9 | 8,6 – 9,0 | 0,55 | 70 — 75 | 1,5 |
10 | 9,1 – 9,5 | 0,45 | 71 — 76 | 1,5 |
11 | 9,5 – 10,0 | 0,4 | 72 — 78 | 1,5 |
12 | 10,0 – 10,8 | 0,35 | 74 — 80 | 1,5 |
Вместе с физическим развитием врачами тщательно оцениваются коммуникативные умения карапуза и сравниваются с нормой. Помню, как интересно было наблюдать за ежедневными «открытиями» маленького человечка – от держания головки до первых неуверенных шажков. Что должен уметь малыш в возрасте от одного месяца до года?
2.1. 0 – 3 месяца: я улыбаюсь!
В первый месяц жизни младенец многому учится.
Это способности:
- различать белый, черный, красный и желтый цвета
- менять эмоциональную окраску звуков – от резко-«требовательного» крика до ласкового «урчания»
- на короткое время сосредотачиваться на мамином (или папином) лице, расположенном достаточно близко
- недолго провожать взглядом плавно движущийся «объект»
- попытаться «говорить» – с этого момента начинаются разные «гу» и «агу»
- проявления радостных эмоций при общении
- переворачиваться с боку на спинку
- искать глазами источник шума или света
- держать и поворачивать в стороны головку
- опираться ножками на поверхность
- хватать ручками яркие игрушки
- все, что удалось захватить, немедленно отправлять в ротик.
2.2. 4 — 6 месяцев: «входим» в режим и пытаемся разговаривать
Детки растут быстро. Особенно незаметно мчится время до годовалого возраста карапуза – один месяц сменяет другой, а малыш каждую минуту учится чему-то новому.
Малыш уже:
- хорошо узнает маму и радуется ей
- реагирует на обращение к нему – изменениями интонаций голоса и новыми звуками
- приподнимает и держит головку, лежа на спине
- самостоятельно перекатывается со спины на животик и обратно
- может немного постоять при поддержке за туловище
- с интересом изучает игрушки и перекладывает из одной ручки в другую
- может спать несколько часов подряд.
2.3. 7 – 9 месяцев: подружились с ложкой!
Малыш растет с каждым днем, а за эти три месяца осваивает такие умения:
- сидение, вставание на четвереньки и ползание
- развитие мелкой моторики пальцев – отлично хватает и переносит игрушки
- еда с ложки, а питье – из чашки
- эмоциональный контакт с окружающими взрослыми
- игры для самых маленьких – например, «ладушки»
- реакция на произношение своего имени
- выражение согласия или отрицания киванием головой
2.4. 10 – 12 месяцев: мы уже взрослые!
Скоро у малыша праздник – первая годовщина! Остались позади бессонные ночи, детские колики и пеленки, а малыш стал совсем большим.
Арсенал умений годовалого ребенка пополнился такими навыками:
- первые шаги – сам иду!
- двигательная активность и быстрое перемещение по всем интересующим поверхностям
- игра в кубики, с пирамидкой, складывание игрушек на место
- контакт с родителями, а также с другими детьми
- произношение простых слов
- держание разных предметов – ложки, чашки, игрушки
- понимание слов «можно» и нельзя».
На протяжении первых двенадцати месяцев кроха усваивает и «обрабатывает» огромный объем информации. Однако обучение только началось! Малыш растет и каждый момент узнает что-то новое и интересное, а его показатели роста и веса постоянно меняются (при желании можно составить подробный график). Давайте познавать мир вместе с нашими детками!
Посмотреть видео о жизни ребенка от рождения до года можно здесь:
Уважаемые читатели, если вам понравилась статья, предлагаем вам подписаться на обновления. До новых встреч!
Источник
Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей. Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.
Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии
Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.
Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка
Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор — это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 — это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) — есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.
Пример: мальчик, возраст 3 месяца. Определить по таблицам уровень его физического развития:
- длина тела — 60 см, средний показатель (коридор 5);
- вес — 5600 г, средний показатель (коридор 4);
- окружность груди — 39 см, средний показатель (коридор 5);
- окружность головы — 40 см, средний показатель (коридор 4).
Значение центилей и соответствие нормам — таблица
показатель коридоров | центили | область величин | встречается у здоровых детей | рекомендации | оценка развития |
1 и ниже | до 3 | очень низкая | в 3% случаев | Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов. | низкое |
1–2 | 3–10 | низкая | в 7% случаев | Нужно обратить внимание, требуются дополнительные консультации специалистов. | гармоничное, ниже среднего |
2–3 | 10–25 | ниже среднего | в 15% случаев | Не нуждается в дополнительных обследованиях | гармоничное, соответствующее возрасту |
3–6 | 25–75 | средняя | в 50% случаев | ||
6–7 | 75–90 | выше среднего | в 15% случаев | ||
7–8 | 90–97 | высокая | в 7% случаев | Нужно обратить особое внимание, требуются дополнительные консультации специалистов, если есть отклонения в состоянии здоровья. | гармоничное, опережающее возраст |
8 и за пределами коридора | выше 97 | очень высокая | в 3% случаев | Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов. | опережающее возраст |
Среднеквадратическое отклонение
Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» производится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста данной возрастной группы.
Оценка показателя:
- в пределах ± 1 σ — рост средний;
- от ± 1 σ до ± 2 σ — рост ниже/выше среднего;
- от ± 2 σ до ± 3 σ — рост низкий/высокий;
- выход за пределы +/- Зσ — рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).
Непопадание показателей ребёнка в норму
Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.
Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально. Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину. Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.
Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт.
Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.
Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития девочек — фотогалерея
Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития мальчиков — фотогалерея
Для любых родителей их ребёнок самый лучший, и его гармоничное физическое развитие очень важно. Центильные таблицы — это справочный материал, показывающий условно-нормативные значения. По ним нельзя определить, здоров кроха или нет, но можно получить подсказку, на что обратить внимание.
- Автор: Элина Рожко
- Распечатать
Оцените статью:
Источник
Каждая мама считает, что именно ее ребенок идеален, но эта уверенность не должна мешать родителям наблюдать за правильностью роста и развития малыша. Благодаря антропометрическим данным центильных таблиц можно определить соответствие показателей норме.
При несоответствии данных вашего малыша стандартам, представленным в таблице, не стоит паниковать. Слишком низкие или высокие показатели могут быть связаны не с нарушением нормального развития, а с индивидуальными особенностями ребенка и его генетики.
Что такое центильные таблицы?
Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.
На процесс формирования организма влияет множество факторов:
- Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
- Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
- Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
- Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
- Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.
Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.
В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.
Принципы составления центильных таблиц
В 1993 году ВОЗ после оценки интерпретации антропометрических данных, полученных в результате обследования детей, заявила о том, что они неадекватно отражают процесс развития ребенка. После этого оценивания было принято решение о необходимости применения новых кривых развития, и с 1997 по 2003 год было проведено многоцентровое исследование показателей развития. Результаты были использованы для построения новых центильных таблиц, которые используются во всем мире.
Для подростков данные в таблицах не обновлялись с 1970-х годов.
В связи с тем, что исследования проводились в каждой стране, данные таблиц немного отличаются в зависимости от региона. Например, в России используются исследования, проводившиеся в Новосибирске с 2000 по 2013 год, в них участвовало 2005 детей (1070 мальчиков, 935 девочек).
Что такое графики физического развития?
График развития ребенка – это графическое выражение центильных таблиц. Его значения определяются пятью линиями:
- зеленые – средние значения;
- красные – показатели в пределах нормы;
- черные – границы нормы.
Индивидуальный график развития вашего ребенка строится по его показателям, отмеченным в определенном возрасте.
Какая информация содержится в таблицах?
В центильных таблицах содержатся данные о физическом развитии детей определенного пола и возраста. К таким данным относятся:
- рост (длина тела) – измеряется при помощи специальных ростомеров;
- вес (масса тела) – каждый ребенок проходит взвешивание;
- окружность головы;
- окружность груди;
- отношение веса к росту (индекс массы тела).
Интерпретация центильных кривых
Данные обследованных детей одного возраста и пола выстраивают в порядке возрастания и вносят в таблицу. Выделяют 7 областей показателей в зависимости от количества центилей в оценке.
№ | Область | Количество центилей | Примечания |
1 | Слишком низких величин | до 3 | Группа диагностики, требующая повышенного внимания |
2 | Низких параметров | 3-10 | Группа внимания, которой показано дополнительное обследование при наличии подозрений на различные патологии |
3 | Величин ниже среднего | 10-25 | Гармоничное развитие с отставанием от средних показателей |
4 | Средних значений | 25-75 | Соответствующее возрасту гармоничное физическое развитие |
5 | Величин выше среднего | 75-90 | Гармоничное формирование с опережением нормы |
6 | Высоких показателей | 90-97 | Детки с такими показателями также входят в группу внимания |
7 | Сверхвысоких значений | выше 97 | Группа диагностики, включающая детей с высоким физическим развитием и требующих особенного внимания врачей |
Как использовать таблицы?
В строке, соответствующей возрасту вашего ребенка, необходимо определить, между какими значениями находятся показатели малыша, и оценить результат.
- От -1 SD до +1 SD – относится к области средних значений (около 50 деток из 100 обладают подобными показателями).
- От -3 SD до -1 SD, а также от +1 SD до +3 SD – величины выше и ниже среднего, они являются вариантом нормы. Такое же физическое развитие практически у 43-47% малышей.
- Ниже -3 SD или выше +3 SD – слишком низкие или высокие значения антропометрических показателей, в этой ситуации лучше обратиться к лечащему врачу, однако от 3% до 7% детей с такими же результатами замеров абсолютно здоровы.
Что делать при отклонениях от нормы?
В первую очередь не надо волноваться. Если такие результаты вызваны заболеваниями, то патологии будут выявлены при дальнейшем обследовании, от которого не стоит отказываться. Каждой мамочке важно помнить, что показатели центильных таблиц – это не диагноз, они лишь говорят о том, что стоит более внимательно отнестись к «нестандартному» ребенку.
Оценка физического развития направлена на то, чтобы помочь родителям вовремя обратить внимание на несоответствия и выяснить их причину, которая может не иметь ничего общего с патологическими состояниями.
Источник