Что такое комплекс оживления какова роль взрослого на этом этапе развития ребенка

Что такое комплекс оживления какова роль взрослого на этом этапе развития ребенка thumbnail
  • Что такое «комплекс оживления»?
  • Какова роль взрослого на этом этапе развития ребенка?

Ответ

«Комплекс оживления» – это особая эмоционально-двигательная реакция ребенка, обращенная к взрослому. Ребенок сосредоточивает взгляд на взрослом, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки.

Появление «комплекса оживления» свидетельствует о переходе ребенка на новый этап развития – младенчество.

«Комплекс оживления» важен для развития речи ребенка, его эмоций, движений, а на их основе психического развития.

Взрослый является посредником между ребенком и окружающим его миром. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, который удовлетворяет растущую потребность младенца в разнообразных впечатлениях.

Просмотров: 7273
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология ребенка

Другие новости по теме:

  • В какой последовательности развивается речь малыша?
  • Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи?
  • Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6-7 лет)
  • Детские рисунки и выводы о развитии ребенка
  • Как взрослый должен удовлетворять потребность младенца в общении?
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Какова роль взрослого в период развития дошкольника?
  • Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?
  • Карта психологического изучения ребенка
  • Комплекс неполноценности
  • Комплекс оживления
  • Комплекс Эдипа
  • Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
  • Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
  • М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
  • М.И. Лисина. Этапы генезиса речи как средства общения
  • Методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» В.В. Ткачева
  • Младенчество: истоки личностного отношения к себе и к другому
  • Можно ли применять тесты, чтобы выявить уровень умственного развития ребенка?
  • Общая характеристика психического развития детей преддошкольного и дошкольного возраста
  • Подготовительный этап – довербальное развитие общения
  • Почему новорожденные брыкаются ручками и ножками?
  • Психологический симбиоз
  • Развитие изобразительных способностей у детей
  • Развитие отношений между взрослым и ребенком
  • Развитие психики человека
  • Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни)
  • У кого лучше развито воображение: у взрослого или у ребенка?
  • Что должен делать взрослый, чтобы научить ребенка грудного возраста действовать с предметами, игрушками?
  • Щелованов Николай Матвеевич (1892 – 1981)
  • Что такое «комплекс оживления»?

    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:
          
    Код для вставки в форум (BBCode):
          
    Прямая ссылка на эту публикацию:
          

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так – свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.

    Источник

    ЖИВОТНОГО МИРА?

    ИЗМЕНЯЕТСЯ ЛИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПЕРИОДА ДЕТСТВА ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ?

    ОТВЕТ.Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных , тем дольше длится его детство /до полной социальной и ,следовательно , психической зрелости /. Это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества .

    На базе небольшого количества врожденных реакций ребенок имеет безграничные возможности приобретения новых форм поведения , усваивая человеческую культуру .

    Продолжительность детства находятся в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества .Поэтому с развитием общества увеличивается и продолжительность детства .

    Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости , а с определенном социальном статусом , с кругом прав и обязанностей , присущих этому периоду жизни , с набором доступных

    Для него видов и форм деятельности .

    005. ДОСТОИНСТВОМ ИЛИ НЕДОСТАТКОМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ЯВЛЯЕТСЯ НЕБОЛЬШОЕ ЧИСЛО ВРОЖДЕННЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ?

    ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СВОИ СУЖДЕНИЯ.

    ОТВЕТ. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

    006. ЧТО ТАКОЕ ПЕРВЫЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ? С ЧЕМ ОНИ СВЯЗАНЫ?

    КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ СПОСОБСТВУЮТ ОБРАЗОВАНИЮ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У РЕБЕНКА?

    ОТВЕТ.Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые бы сочетались с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закреплялись. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на положение ребенка, когда мама берет малыша на руки, придавая ему определенное положение для кормления.

    Затем вырабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосредоточением, рефлекс на сон и бодрствование, рефлекс на взрослого и др.

    Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к образованию и закреплению у него условных рефлексов.

    Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к образованию у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).

    007. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша – своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребности сосать появляются при дискомфорте, по какому – либо поводу.

    ВСЕ ЛИ РАВНО, ЧТО ПОЛУЧИТ В ОТВЕТ НА ПРИЗЫВ О ПОМОЩИ – ГРУДЬ ИЛИ СОСКУ?

    ОТВЕТ. Нет не все равно. Новорожденный ребенок, еще не отделяющий свою личность от личности матери, находит у нее под грудью абсолютное убежище, защиту от всех несчастий, что постепенно формирует у малыша уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе.

    Читайте также:  Учебная деятельность и психическое развитие ребенка

    Знакомство и привыкание к бутылочке полностью изменяет процесс формирования сознания ребенка, замещая опыт общения с человеком на опыт общения с предметом. Ребенок постарше, получая в качестве утешения пустышку, а не материнскую грудь, находится на пути разобщения с близкими людьми, на пути усугубления одиночества. Кроме того, соска заставляет ребенка самоуглубиться, и отвлечься от окружающего мира, замедляет его психическое развитие.

    008. ЧТО ТАКОЕ “КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ”?

    КАКОВА РОЛЬ ВЗРОСЛОГО НА ЭТОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА?

    ОТВЕТ. “Комплекс оживления” – это особая эмоциональ но-двигательная реакция ребенка, обращенная к взрослому. Ребенок сосредоточивает взгляд на взрослом, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки.

    Появление “комплекса оживления” свидетельствует о переходе ребенка на новый этап развития – младенчество.

    “Комплекс оживления” важен для развития речи ребенка, его эмоций, движений, а на их основе – психического развития.

    Взрослый является посредником между ребенком и окружающим его миром. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, который удовлетворяет растущую потребность малыша в разнообразных впечатлениях.

    009. Младенец улыбается с первых дней жизни, но улыбка эта безадресная, чаще появляется во сне, ее называют “физиологической”.

    К концу 1-2 месяца ребенок проявляет “комплекс оживления” дарит улыбку маме.

    Если улыбка “узнавание” запаздывает, то следует ее вызывать. Маме следует чаще улыбаться, разговаривая с малышом, развивать его эмоциональность.

    НА КАКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЫША?

    ОТВЕТ. Эмоциональное развитие тесно связано с его умственным. Обычно малыш к 3 месяцам демонстрирует свои радостные чувства, а в 4 – уже громко смеется. Появляется выразительность мимики? Удовольствие, обида, удивление. В 6 месяцев возникает общение с помощью жестов.

    Эмоции матери – залог эмоций и умственного развития малыша.

    010. Многие родители обеспокоены тем, слышит ли их новорожденный ребенок.

    ЗАКОНОМЕРНЫ ЛИ ИХ ОПАСЕНИЯ?

    МОЖНО ЛИ ФОРМИРОВАТЬ РЕЧЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ БУДЕТ СЛЫШАТЬ?

    ОТВЕТ. Опасения родителей закономерны: при отсутствии слуха ребенок не научится говорить, так как не будет слышать голоса, как своего, так и других людей.

    При отсутствии слуха речь может быть сформирована на основе действия других анализаторных систем, позволяющих осуществлять контроль развития речи. Например, на основе тактильной, мышечно-двигательной чувствительности.

    011. Кисти рук новорожденного крепко сжатые в кулачки к 2-м месяцам начинают расслабляться. Раскрытая ладонь – орган познания. Теперь ребенок может взять игрушку, которую протягивает взрослый. Он может выбрать самую интересную и заняться ею – ухватив ее, вертеть, ощупывать, подносить поближе к лицу, пробовать “на зуб”.

    В ЧЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОДОБНЫХ ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА?

    ОТВЕТ. Именно во время этих действий закладываются первые навыки внимания и сосредоточенности – залог будущих успехов в обучении.

    Если малыша не интересуют игрушки, то надо ему помочь, иначе он будет отставать от сверстников в психологическом развитии.

    Надо вовлекать его в игру, чаще разговаривать, петь песенки, читать стихи. Помогать ему развить ладонь как орган осязания, массируйте, проделывайте гимнастику с пальчиками, играйте в игры типа “сорока-сорока” и т.п.

    Помните В.А.Сухомлинского, который сказал, что способности ребенка развиваются на кончиках его пальцев.

    012. Маша /8 мес./ плачет. Родители считают, что она “лёгкие развивает”. Они не реагируют.

    ПРАВЫ ЛИ РОДИТЕЛИ?

    ЧТО ОЗНАЧАЕТ ДЕТСКИЙ ПЛАЧ?

    ОТВЕТ. В действительности детский плач-это знак родителям, что ребёнок испытывает боль / неважно какого рода/. У маленького ребёнка возможности избегать неудовольствия ограничены. Естественной реакцией “родителей в таких ситуациях является сочувствие своему ребёнку.

    Но небольшие неудовольствия ребёнка побуждает его к адаптации, создаются условия для здорового развития. Стимулирует самостоятельность. Ребёнок учится справляться со своими переживаниями.

    013. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РЕБЕНОК СУЩЕСТВОМ СОЦИАЛЬНЫМ С САМОГО РОЖДЕНИЯ?

    ОТВЕТ. Швейцарский психолог Жан Пиаже считает, что первоначально ребенок полностью оторван от действительнос ти: его внутренний мир ограничен врожденной способностью удовлетворять свои потребности не в реальном мире, а в собственных грезах, сновидениях, переживаниях.

    Отечественные психологи доказали, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого, от его действий, связанных с удовлетворением потребностей ребенка.

    Отношение ребенка к действительности является с самого начала социальным ожиданием.

    Вся жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы во всякой ситуации зримо и незримо присутствовал другой человек.

    014. Во второй половине первого года жизни ребенка пррисходит развитие согласованной координации глаза и руки. В это время глаз учится у руки обследовать предмет. А рука совершенствуя свою обследовательскую функцию учит глаз т способствует развитию нейрофизиологических процессов, сопутствующих взаимной координации зрения и манипуляции рук.

    КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТО ИМЕЕТ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА?

    РЕШЕНИЕ. При согласованной работе руки и глаза сильно возрастает возможность когнитивного отраждения окружающей действительности, его свойств. Зрительное отражение ручных манипуляций усиливает процесс самосознания.

    015. МОЖНО ЛИ ПРОГНОЗИРОВАТЬ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: БУДЕТ ЛИ ОН РАСТИ ПОКЛАДИСТЫМ, ОБЩИТЕЛЬНЫМ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫМ ИЛИ БУДЕТ ЧРЕЗМЕРНО ВОЗБУДИМЫМ, ВЗРЫВНЫМ, ИМПУЛЬСИВНЫМ И Т.Д.?

    ОТВЕТ.Знать новорожденного, конечно, надо. Но этого не хватит для прогноза того, каково будет его поведение в разных жизненных обстоятельствах. Очень многое зависит от того, какими будут его родители как посредники ребенка с окружающим миром. Родители могут быть “легкими” (любящими, терпеливыми, спокойными), создающими в доме теплую, доброжелательную обстановку. Родители могут быть “трудными” (нервными, раздражительными, очень строгими и требователь ными), создающими в доме напряженность. Родители могут создать обстановку чрезмерной опеки во всем.

    016. Мама Наташи (4 мес) все время, и на прогулке, и дома, говорит, напевает песенки.

    Соседка сказала ей: “Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!”

    ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОСТУПАЕТ МАМА НАТАШИ?

    КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ РЕБЕНКА?

    ОТВЕТ. Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего ее мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас слов его будет больше, чем у того ребенка, с которым мало разговаривали в начальном периоде его развития.

    Читайте также:  Игра в социокультурном развитии ребенка

    017. Молодая мама говорит о том, что она мало разговаривает с трехмесячной дочкой : “Ты молчишь и она не научиться говорить”.

    КАКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ РЕЧЬЮ МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА?

    КАК МАМА ДОЛЖНА БЕСЕДОВАТЬ С ДОЧКОЙ?

    ОТВЕТ. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший лепет ребенка а, тем интенсивнее развиваются его способности к овладению речью.

    Существует два типа разговора; доставляющие удовольствие малышу . В 1-м: взрослый как бы говорит сам собой, осуждая что делает сейчас для ребенка (“Вот мама наливает в бутылочку молоко …”). Во 2-м: взрослый реагирует на то, что делает ребенок (“Ты ударила по воде, смотри водичка разлетается…”).

    Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на неё, лепечет, смеётся –надо продолжать говорить.

    Когда ребенок гулит или лепечет, надо стараться отвечать ему– повторять те же звуки, выражая своё понимание (“Я поняла– тебе нравиться так сидеть”).

    Можно играть со словами– что бы ребенку нужно было что-то сделать, когда он услышит определённые слова (“Пол тели– полетели, на головку сели!”).

    Чаще надо декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекает внимание ребенка.

    018. Психологи рекомендуют младенца с раннего возраста чаще брать на руки так, чтобы он мог видеть лицо говорящего с ним взрослого.

    ЧТО ЭТО ДАЕТ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА?

    ОТВЕТ. Взрослый должен выяснить, как смотрит младенец на взрослого: сосредоточенно, изучающе, с готовностью ли идет на контакт “глаза в глаза”. Это будет развивать ориентировочную реакцию младенца. К 6 месяцам он, уже сидя на руках, будет оглядывать все вокруг глазами, полными удивления и восторга. А взрослый должен показывать ему различные предметы, рассказывая о них.

    Если у ребенка нет зрительного контакта со взрослым, взгляд безразличный, “пустой”, то это повод обратиться к невропатологу.

    019. Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

    ПОЧЕМУ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?

    ОТВЕТ. При встрече с необычным, новым в непривычной ситуации у малыша может возникнуть острое тревожное состояние. Оно может быть вызвано форменной фуражкой, вуалеткой, закрывающей лицо, и т.д. В незнакомой или неопределенной ситуации ребенка также охватывает сильное волнение, он начинает плакать.

    020. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ И В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СТИ ДЕТИ ОВЛАДЕВАЮТ ПРЕДМЕТНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ?

    Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 3395 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

    Читайте также:

    Рекомендуемый контект:

    Поиск на сайте:

    © 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

    Источник

    комплекс оживления фотоКомплекс оживления – это эмоциональная двигательная реакция, которую выражает ребёнок по отношению к взрослому. Понятие «комплекс оживления» было введено психологом Н. М. Щеловановым в 20-е г. ХХ века. Комплекс оживления у ребенка начинает слабо проявляться приблизительно с третьей недели его жизнедеятельности.

    Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением. До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира. Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.

    Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической адаптации организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.

    Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие паттерны поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.

    Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.

    Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.

    При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.

    Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.

    Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.

    Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.

    Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.

    Первый месяц после рождения ребенка является самым сложным периодом в жизни человека. Поэтому нужно постараться, чтобы малыш был окружен спокойствием, вниманием и теплотой. Нельзя с первых дней новорожденного обрушивать на него лавину из новых впечатлений и слишком активно с ним взаимодействовать. Не нужно торопить развитие ребёнка.

    Читайте также:  Может ребенок отставать в развитии из за аденоидов

    Некоторые родители дают ребёнку слишком яркие игрушки или включают мелодичную музыку, и ждут, что ребёнок начнёт обращать на них своё внимание. Нужно просто подождать, когда придёт время, а не насильно вызывать эмоциональные реакции. Именно с комплексом оживления приходит всё то, чего так ждут родители.

    Комплекс оживления включает в себя:

    – реакция замирания в первые секунды взаимодействия с предметом;

    – зрительное концентрирование – длительный и пристальный взгляд, направленный и фиксированный на объекте внимания, если малыш рассматривает взрослого, то самое большое внимание он уделяет глазам человека;

    – улыбка малыша, которая теперь действительно выражает искреннюю радость;

    – оживленные движения, которыми малыш показывает свою заинтересованность – он вскидывает ножки и тянет руки, движет головкой и прогибает спинку к взрослому;

    – вокализация (голосовые реакции) – малыш обращает на себя внимание с помощью громких коротких вскрикиваний или протяжного гуления.

    Вышеописанные базовые составляющие комплекса оживления должны проявляться все вместе, поскольку именно совокупность реакций считают комплексом.

    После рождения кроха испытывает сильный стресс. Он попадает в совершенно незнакомый и новый для него мир, который насыщен яркими цветами, странными людьми, перепадами температурного режима, громкими звуками и так далее.

    Младенец привык к теплу, комфорту и уюту в мамином животе, размеренному стуку сердца мамы, который успокаивает и убаюкивает, поэтому очень важно в первые недели держать малыша на руках, поскольку только возле мамы он чувствует себя в безопасности.

    Желательно помнить, что наличие у малыша каких-либо неврологических проблем может привести к тому, что комплекс оживления у ребенка появится не своевременно, а с небольшим задержанием. Эмоциональная двигательная реакция у ребенка возникает при появлении матери или кого-нибудь из взрослых, которые ухаживают за ним.

    Комплекс оживления включает в себя такие реакции, которыми дитя встречает любящего человека – движения ручками и ножками, радостное гуление и милая улыбка. На самом деле малыш еще раньше улыбался, но во сне, и только теперь его улыбка обращается к конкретным людям.

    Примерно спустя 2 недели ребёнок начинает фокусироваться на окружающих предметах, особенно на тех, с которыми ему предстоит контактировать, может разглядывать лица людей. Через месяц своей жизнедеятельности малыш становится способным различать звуки и узнавать мамин голос среди других звуков. Ещё через несколько недель он может придать всем действиям единый смысл, соединить из них цепочку – руки мамы, кормление, голос и лицо мамы. Всё это малыш определяет, как добро и реагирует на всё положительными эмоциями. Ребёнок принимает новый мир и ему нравится то, что он видит, и он счастлив, поскольку его эмоции позитивные.

    Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте одного месяца. Подобные реакции возникали и раньше, но именно теперь они проявляются в комплексе – дитя откликается на знакомый голос и улыбается, если кто-то наклоняется над кроваткой, проводит взглядом и наблюдает на расстоянии за движениями человека.

    Важным новообразованием комплекса оживления является установление осознанного зрительного контакта с ребёнком. Пока он не отличает лица родителей от остальных окружающих, и это умение приходит только к середине первого года жизнедеятельности. Спустя это время он научится улыбаться отдельным людям, а не всем подряд и настороженно, подходить и общаться с незнакомцами. Также он сознательно смотрит на людей и запоминает их.

    Комплекс оживления преобразовывается в намного больше сложные формы поведения, которые основаны на каждой отдельной реакции. Такое преобразование осуществляется в возрасте четырех месяцев.

    Существуют различные исследования, в которых допущена гипотеза того, что комплекс оживления – это не просто ответная реакция индивида, которая выражает радостное возбуждение, что это является средством процесса общения с взрослыми. Если это действительно так, то комплекс оживления будет иметь различный характер, в соответствии к ситуации и в зависимости от задачи общения.

    Если случилось так, что комплекс оживления у ребенка не появляется в должное время, то желательно задуматься, в чём заключается проблема. Несвоевременное проявление эмоционально двигательных реакций – это достаточно тревожный симптом для родителей, поскольку это может извещать о тяжелых расстройствах психики, как например синдром аутизма или задержка психического развития.

    В возрасте десяти полных недель малыш начинает смотреть на маму или другого близкого человека, приветственно ему улыбаться и начинать двигаться при контакте с объектом, если это не так, то следует задуматься всё ли в порядке.

    В воспитании ребёнка во всём нужно соблюдать меру. Можно разрешать ему проявлять инициативу, пусть малыш свободно выражает свои эмоции и действия. Нет необходимости все дни и ночи просиживать у детской кровати или бежать сломя голову при первом всхлипывании ребенка. Малыш привыкнет к тому, что родители всегда рядом и у него не будет потребности каждый раз привлекать внимание взрослых и прикладывать к этому большие усилия, что в будущем может сказаться на его поведении, особенно в выражении инициативности. Ну и конечно, с другой стороны, также нельзя забывать о ребёнке и в случае реальной необходимости быть рядом с ним.

    С новорождённым нужно часто разговаривать. Мама должна разговаривать с малышом во время кормления, купания или в процессе переодевания, чтобы вызвать комплекс оживления.

    Комплекс оживления у ребенка – это возможность малыша обратиться к внешнему миру и окружающим людям, познакомиться с ними и начать взаимодействовать. Поэтому комплекс оживления считается достаточно значимым показателем нормального здорового психического развития младенца. Молодые родители должны знать, насколько важно следить за поведением и реакциями ребенка, и в случае выявления отклонений немедленно обратиться к врачу.

    Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    Источник