Что такое история развития ребенка в психологии

Что такое история развития ребенка в психологии thumbnail

История становления психологии развития (детская и возрастная психология) связана с XIX веком. Тогда она оформилась в самостоятельную отрасль научного знания. Произошло соединение два отдельных направления, которые до этого развивались параллельно.

Этот же период ознаменовался рассмотрением психологии развития начала учеными как самостоятельного направления психологии.

Среди объективных предпосылок ее формирования выделяют:

  • потребности педагогической практики;
  • формирование идеи развития в биологии;
  • создание экспериментальной психологии и формирование объективных способов исследования.

Детская психология: зарождение и развитие

В. Прейер, немецкий ученый-дарвинист выпустил первый во всем мире научный труд по детской психологии. Это была книга под названием «Душа ребенка». Ученый рассказал в ней о ежедневных наблюдениях за развитием своего ребенка. Ему было интересно, как развиваются органы чувств, моторика, воля, рассудок и язык. Основным вкладом Прейера было то, что он исследовал развитие ребенка на самом раннем этапе жизни. Ученый открыл для психологии метод объективного наблюдения, который разработан аналогично с методами естественных наук. Прейер первый, кто обозначил переход от исследования психики ребенка, имеющий интроспективный характер, к объективному исследованию.

Замечание 1

Отмечается, что в данный период педагогика основной своей задачей ставила понимание ребенка. Помимо этого, ученые поняли, что только изучив психологию ребенка, можно понять психологию взрослого человека.

Началом изучения детской психологии, как впрочем и любой другой науки, стал сбор и накопление информации. Долгое время ученые занимались тем, что описывали проявления и последующее развитие психических процессов. Поэтому все знания, которые были накоплены, необходимо было систематизировать и проанализировать, точнее:

  • найти взаимосвязи между различными психическими процессами;
  • осмыслить внутреннюю логику целостного психического развития;
  • определить последовательность этапов развития;
  • исследовать причины и пути перехода с этапа на этап.

Для детской психологии стали применимы знания в смежных науках. Речь идет о генетической психологии, которая изучает появление различных психических функций взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, а также о педагогической психологии. Особое внимание стало уделяться психологии обучения. К. Д. Ушинский, русский педагог, который основал научную педагогику, внес значительный вклад в формирование детской психологии. Его работа «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии» – это обращение к учителям. Педагог призывал учителей изучать законы таких психических явлений, которыми важно было бы для них управлять, поступать согласно этим законам и таким обстоятельствам, к которым они хотят учеников приложить.

Развитие возрастной психологии

История становления возрастной психологии напрямую связана с Чарльзом Дарвином, английским естествоиспытателем. Именно он внес своими эволюционными идеями значительный вклад в развитие возрастной психологии. В итоге его идеи стали основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Данную тему развивал и И. М. Сеченов, русский физиолог. Его работа «Рефлексы головного мозга» послужило полным научным обоснованием рефлекторной теории.

Особая веха в истории возрастной психологии выпала на ХХ в. Начало XX в. ознаменовалось началом использования методов экспериментального исследования умственного развития детей. Речь идет о тестировании, применении измерительных шкал и др. Детская психология стала восприниматься как нормативная дисциплина, которая описывает достижения детей во время развития.

Так, ученые решили, что важно определить стадии развития личности в онтогенезе. Данным вопросом стали заниматься ряд ученых: К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский и многие другие. Для них было важно понять закономерность смены этапов развития и провести анализ причинно-следственных связей психического развития ребенка. Все это дало почву множеству теорий развития личности. Вот несколько из них: теория трех ступеней детского развития К. Бюлера, психоаналитическая концепция З. Фрейда, когнитивная теория Ж. Пиаже.

Новой ступенью для возрастной психологии стало введение метода формирующего эксперимента, который разработал отечественный психолог Л. С. Выготский. При помощи этого метода стало возможно обозначить закономерности развития психических функций. Использование данного метода послужило основой для появления нескольких теорий развития личности.

Теории развития личности

Существует несколько теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них:

  1. В основе культурно-исторической теории Л. С. Выготского лежит утверждение о том, что интерпсихическое может стать интрапсихическим. На возникновение и развитие высших психических функций влияет употребление знаков как минимум двумя людьми во время совместного их общения. Иначе знак нельзя будет воспринимать как средство индивидуальной психической деятельности.
  2. Теория деятельности, которую разработал А. Н. Леонтьев. Согласно данной теории, деятельность изначально является сознательным действием, после предстает в виде операции, а затем уже перерастает в функцию.
  3. П. Я. Гальперин разработал теорию формирования умственных действий. Он считал, что в основе формирования психических функций находится предметное действие. Иными словами, начало психической функции находится в материальном выполнении действия, после посредством речевой функции завершается в виде умственной деятельности.
  4. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов вывели концепцию учебной деятельности. В данной теории рассматриваются вопросы формирования личности при помощи средств учебной деятельности.
  5. И. А. Соколянский и А. И. Мещеряков разработали теорию первоначального очеловечивания, в которой раскрыты вопросы начальных этапов формирования психики у слепоглухонемого ребенка.

В последнее время в психологии развития произошли большие изменения, как в содержании, так и в междисциплинарных связях. Так, психология развития влияет и на смежные научные дисциплины, и в тоже время подвергается их влиянию, при этом ассимилируя все то, что способствует расширению ее предметного содержания.

Источник

С момента зарождения и в первые десятилетия существования возрастная психология занималась только исследованиями развития ребенка. Все другие возрасты человеческой жизни не были включены в ее содержание долгие десятилетия. Несоразмерность объемов глав, посвященных ребенку и подростку, в сравнении с главами о зрелом и пожилом возрасте, не может не удивлять современного читателя.

В 70-х гг. XIX в. последовательно в печати появились несколько работ, авторы которых обратились к исследованию развития ребенка. Так, в 1876 г. И. Тен издал «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в 1877 г. Ч. Дарвин — «Биографический очерк о развитии ребенка», в 1878 г. Б. Пере — «Первые 3 года ребенка», в 1882 г. В. Прейер — «Душа ребенка». В этих ранних работах авторы описывали развитие собственных детей, и их материалы содержали единичные наблюдения далеко не неза висимых наблюдателей.

Стэнли Холл

Рис. 7.11. Стэнли Холл

Основоположником детской психологии как специального раздела психологии считается Стэнли Холл (1844—1924), видный американский психолог начала XX в. Холл (рис. 7.11) заслужил репутацию и как организатор науки, и как ученый. Он получил теологическое образование в колледже Уильямса и Ныо-Иоркской духовной семинарии, но пастырская деятельность перестала привлекать его к моменту окончания учебы. Оказавшись на перепутье, он отправился в Германию, где познакомился с физиологией, а во второй приезд — с лабораторными работами Вундта. Холл посещал его лекции, но Вундт не оказал существенного влияния на его интересы в психологии.

Холл основал журналы «The American Journal of Psychology», «Журнал генетической психологии», «Журнал прикладной психологии» и «Журнал религиозной психологии». В течение 36 лет он был президентом университета Кларка (штат Массачусетс), где его кафедра носила название «Философии, психологии и педагогики». Холл был президентом Американской психологической ассоциации (АГ1А), а в 1909 г. пригласил Фрейда и Юнга в США для более основательного знакомства с теорией психоанализа[1].

Холл был автором первых фундаментальных работ по возрастной психологии: «Юность» (1904, в 2 т.) и «Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения»[2]. Методологической основой научной позиции Холла является понимание детства как процесса последовательной смены одних качественно своеобразных этапов другими. Он считает, что генетический метод — наиболее адекватный метод в исследованиях развития. Он пишет, что многие явления психической жизни ребенка исчезают во взрослом состоянии, но дают толчок для развития способностей взрослого, таким образом, понять взрослого, не изучив ребенка, невозможно: «Выше логического объяснения я ставлю объяснение генетическое… установление верных рядов развития, дающих возможность проследить за известными психическими фактами и явлениями вспять, вплоть до их более ранних и низших форм…»[3]

Свою работу Холл строил на основе информации, которую получал из анкет, разработанных специально для родителей и учителей. Вопросы анкет фокусировались на особенностях поведения и переживаний детей разного возраста. Позднее он начал разрабатывать анкеты непосредственно для детей, подростков и юношей, с тем чтобы избежать искажений, вызванных установками взрослых, и получать информацию из первых рук. Вопросы анкет, использованных в исследованиях Холла, касаются важнейших тем детского развития: суеверий и страхов, эмоций любви и ненависти, подражания, опытов наказаний в школе и дома, чувствам собственного «Я» и собственного достоинства и детского бескорыстия[4]. В книгу «Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения» включены главы, в которых подробно анализируется феномен детской лжи, разбирается множество видов детских страхов, приводятся высказывания участников исследования. Автор предисловия к первому русскому изданию книги В. Виноградов критикует Холла за излишнее доверие результатам анкет и описанию фактов в ущерб их обобщениям, сейчас внимание к фактам в ущерб необоснованным обобщениям можно было бы поставить Холлу в заслугу.

Первой попыткой обобщения в области детской психологии была так называемая теория рекапитуляции Стэнли Холла и Джеймса Болдуина (1861 — 1934). В теории рекапитуляции использовалась логика биогенетического закона немецкого эволюциониста Эрнста Геккеля (1834—1919), согласно которой эмбриональное развитие особи (эмбриогенез) — это краткое повторение (рекапитуляция) важнейших этапов эволюции классификационной группы, к которой этот организм относится (рис. 7.12). Таким образом, в период эмбрионального развития, человеческий зародыш в сокращенном виде повторяет стадии эволюции вида Homo Sapiens. А после рождения, согласно теории рекапитуляции Холла, ребенок в психическом развитии повторяет этапы культурного развития человечества. Холлом и его учеником и сотрудником К. Гетчинсоном были описаны следующие стадии развития ребенка. Продолжительность стадий и границы определены не четко, но само описание основано на результатах наблюдений и опросов. Общее основание стадиальной схемы — преобладающая форма жизнедеятельности человека на разных этапах развития цивилизации и сопутствующие им «архетипические» формы поведения и переживания, которые продолжают проявляться у современных детей.

Проявление биогенетического закона Э. Геккеля на примере развития человеческого эмбриона

Рис. 7.12. Проявление биогенетического закона Э. Геккеля на примере развития человеческого эмбриона

Стадия «рытья и копания» продолжается от рождения до пяти лет — аналог деятельности первобытного человека, связанной с добыванием пищи.

Стадия «охоты и захвата» продолжается от 5 до 11 лет, для нее характерны агрессивное поведение, боязнь других, стремление поддерживать дистанцию и «действовать тайно».

«Пастушеская» стадия (8—12 лет) — стадия, на которой для детей характерны любовь к животным, стремление ухаживать за ними и потребность иметь собственный домик — укрытие, которое дети строят в укромных местах или на деревьях.

«Земледельческая» стадия (11 — 15 лет) связана с интересом к погоде, со стремлением наблюдать рост и развитие растений. На этой стадии появляются такие психические особенности ребенка, как наблюдательность и осмотрительность.

Стадия «промышленности и торговли» — стадия современного человека 14—20 лет — период, когда подростки начинают осознавать роль денег, значение счетных операций, и у них возникает активность, связанная с обменом[5].

Холл полагал, что спонтанная игровая деятельность отдельного ребенка и детской группы (игры в прятки, догонялки, казаки-разбойники) — не только факты, доказывающие правомерность представленной стадиальной схемы, но, что более важно, такая игра позволяет ребенку пережить и отреагировать эмоции (страх и гнев), которые сопровождали процесс цивилизационного развития человечества в целом, и тем самым изжить архетипические инстинкты, которые возникли у человека на доисторических стадиях развития.

Несмотря на то, что современный специалист по психологии развития воспринимает эту стадиальную схему как реликт, имеющий ценность только как исторический факт, нельзя не согласиться с тем, что схема Холла обладает не только эмпирической достоверностью, но и содержательно согласуется с психоаналитическими идеями Юнга об архетипическом бессознательном современного человека.

Стэнли Холл был основателем педологии (греч. paidos — дитя) — науки о ребенке. Он определял ее как науку, которая «не подходит ни под какую классификацию… будучи частью психологией, частью антропологией, частью медициной и гигиеной… она тесно соприкасается с изучением инстинктов у животных и с обычаями и взглядами первобытных народов», она «не чужда проблем народоведения и проблем религиозного развития»[6]. Холл задумывал педологию как интегративную дисциплину, целью которой был целостный анализ явления детства как биологического, языкового, психологического и культурного феномена. Несмотря на необыкновенную свежесть этой идеи и ее научную привлекательность, педология не сохранилась как научная дисциплина ни в американской, ни в западноевропейской, ни в российской науке.

Более глубокий анализ явления развития с необходимостью требует обозначить глубинные механизмы, благодаря работе которых достигается стадиальность развития. На рубеже XIX—XX вв. в биологических науках существовало два диаметрально различных подхода к пониманию механизмов развития. Нативизм и его исторический предшественник преформизм, «выводит все существенное в развитии из прирожденных свойств индивидуума, тогда как эмпиризм, для которого человек и его душа первоначально tabula rasa, исходит из того, что развитие — результат условий, в которых воспитывался ребенок[7]. Каждая их двух противоположных позиций имеет серьезные основания в реальности: и талант находит возможности реализации в самых неблагоприятных условиях среды, и «обогащенные» среды систематически формируют более успешных детей и взрослых. Нативисты ссылаются на наследственность, эмпирики — на теорию среды.

Холл разделял позиции нативизма и полагал, что процесс онтогенеза детерминируется только биологическими факторами, т.е. выражаясь более современным языком, исходил из однофакторной биологической модели психического развития ребенка.

Немецкий, а затем американский психолог Вильям Штерн (1871 — 1938), автор работы «Психология раннего детства» (1922) сформулировал двухфакторную модель онтогенеза, получившую название теории конвергенции (схождения). Несмотря на то, что Штерн разрабатывал идеи по результатам наблюдений за своими тремя детьми и на основе дневниковых записей жены, он создал концепцию, примиряющую два диаметральных подхода нативизма и эмпиризма, и объединил оба подхода. Теория конвергенции двух факторов развития гласит, что внутренние наследственные способности ребенка — биологические (задатки, инстинкты и врожденные влечения) и средовые условия (социокультурная среда) — взаимодействуют между собой, и именно взаимодействие двух факторов определяет фактически достигнутый уровень психического развития ребенка. Кроме того, Штерн полагал, что развитие определяется двумя целями организма: стремлением к самосохранению и стремлением к развитию. Первая тенденция определяет устойчивость организма, вторая — движение вперед. Движение вперед определяется задатками, которые, по мнению Штерна, имеют двойственную наследственно-средовую природу. Траектория развития задатков и их взаимное согласование неравномерны: одни могут опережать других, а затем запаздывать в своем развитии, и хотя Штерн не использовал термина «гетерохрония развития», он подробно описывает именно этот механизм[8]. Штерн вводит понятие сензитивных периодов, или периодов наибольшей чувствительности к определенным средовым воздействиям, на примере освоения ребенком речи — «детская речь есть общий продукт действующих в самом ребенке задатков и предлагаемых ему извне для подражания раздражений»[9].

Таким образом, несмотря на более ограниченный исходный материал (наблюдения за несколькими детьми), в отличие от большого массива данных, которым обладал Холл, Штерну также удалось сформулировать значительные идеи в детской психологии.

Источник

Свое начало психология развития берет в конце XIX века как детская психология. До этого времени ученые интересовались индивидуальными отличиями, т.е. рассматривали взрослых людей – установившихся.

Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Сравнение людей (прежде всего врачами) позволило отметить, что дети реагируют иначе, чем взрослые люди.

Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера “Душа ребенка”.

Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания – появились более демократические семьи.

Задача понимания ребенка встала на очередь дня. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно – только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

Первоначально дети сравнивались со взрослыми, поскольку 20 лет – считался возрастом окаменелости, прекращения развития.

Обращение к изучению детства позволило выявить его особую важность в жизни человека. Так, например, стало понятно, что большинство взрослых проблем коренятся в детстве. Значительно позднее появляется такое направление изучения как психология старости.

В настоящее время психология развития объединяет разные психологические школы и направления, разные теории, а также разные аспекты изучения онтогенеза.

Психология развития –это отрасль психологической науки, объектом исследования которой является развивающийся от зарождения до смерти человека.

Предметом изучения психологии развития являются закономерности психического развития в онтогенезе, динамика психических процессов и свойств личности на различных стадиях жизненного цикла до завершения жизненного пути.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение, которое происходит по определенным законам.

Задачи психологии развития:

1. Научно-исследовательские направлены на исследование общих закономерностей и факторов развития психики в онтогенезе и на разные его участках.

2. Диагностические – практико-ориентированные задачи, заключающиеся в создании инструментария для диагностических процедур, направленных на определение степени зрелости индивидных, личностных и социальных особенностей человека для каждого возрастного этапа. Установление актуального и потенциального уровня развития, соответствия возрастным нормам.

3. Коррекционно-развивающие задачи имеют прикладное значение и заключаются в исправлении отклонений в психическом развитии, создании условий для оптимальной реализации потенциальных возможностей человека.

Современное состояние психологической науки позволяет изучать возрастную динамику (предмет психологии развития) с точки зрения нескольких аспектов:

Особенности возрастной эволюции психики:

1.возрастная динамика различных ее форм имеет неодинаковую интенсивность и различное значение на каждом этапе человеческой жизни (например, до года развитие идет по дням, месяцам и т.д.)

2.учет влияния индивидуальных особенностей на возрастные изменения, особенно значительное, начиная с подросткового возраста, но самое большое значение индивидуальные особенности приобретают в зрелом возрасте.

3.возрастные особенности связаны с половыми различиями

Источник