Что такое интенсификация развития ребенка

Что такое интенсификация развития ребенка thumbnail

Библиографическое описание:


Одинцов, А. И. Проблема интенсификации процесса обучения в современной педагогической науке / А. И. Одинцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 829-831. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15174/ (дата обращения: 14.12.2020).

Ключевые слова: интенсификация; обучение; процесс; подходы к обучению; система обучения.

Современный процесс обновления всех сфер общественной жизни, научно-технический прогресс выдвинули новые требования и задачи перед педагогической наукой и практикой, особенно в сфере специального обучения. Основная особенность современного процесса обучения по-прежнему заключается в том, чтобы за короткий срок дать обучаемым максимально большое количество необходимой им информации и научить их тому, что нужно практической деятельности. В условиях же рыночной экономики и научно-технического прогресса главным направлением обучения должно стать развитие у обучаемых способностей самостоятельно приобретать максимально большое количество действительно нужных им для деятельности знаний в единицу времени. Реализацией этого направления служит интенсификация процесса обучения.

Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологических приёмов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса [8].

В связи с ускоренными темпами общественного развития возникает вопрос о том, как и чему обучать людей в кратчайшие сроки. Становится чрезвычайно важным вопрос: «Увеличивается ли срок обучения пропорционально росту объёма предметов, которые необходимо изучить?» И учёные отвечают на этот вопрос по-разному.

Так, западные учёные для всестороннего изучения данного вопроса организовали в 1971 году международный симпозиум, в котором принимали участие представители более 100 стран, в т. ч. из Великобритании, Германии, Франции, Италии и др. В результате обсуждения специалисты пришли к выводу, что основной тенденцией современной системы обучения является всесторонняя её интенсификация.

Советские ученые Л. В. Занков (1990), Ю. К. Бабанский (1987), Д. Б. Эльконин (1974), В. В. Давыдов (1996), О. П. Рассудова (1976), Ю. Б. Зотов (1984) и другие считали, что для интенсификации процесса обучения существуют два пути. Во-первых, поиск возможностей уменьшения, как в количественном, так и в качественном отношений разрыва между ростом научно-технического прогресса и непосредственно содержанием образования. Для этого необходимо разработать определённый стандарт, который бы позволил уплотнить программы занятий в различных учебных заведениях. Во-вторых, необходимо оптимизировать методики и содержание обучения в образовательных организациях.

При этом предусматривались следующие направления деятельности интенсификации процесса обучения:

–                   развивать у учащихся навыки активной, творческой, самостоятельной деятельности в ходе учебного процесса;

–                   изучение потенциала умственного развития обучаемых и выявление новых ресурсов их мыслительной деятельности;

–                   разработать психологические основы индивидуального и группового интенсифицированного обучения и др.

Исследование проблем интенсификации обучения занимают важное место в мировой педагогической науке, в трудах учёных разных стран.

В частности, болгарский учёный Г. Лозанов (1970) в течение нескольких лет успешно проводил опытно-исследовательскую работу по выработке эффективных методов ускоренного преподавания алгебры и геометрии в общеобразовательной школе, а в последующем — иностранного языка.

Профессор Калифорнийского университета Д. Сачман считает, что по мере снижения напряжения головного мозга человека слабеет его интеллектуальный потенциал. Поэтому не надо остерегаться усиления умственной деятельности. Его коллега, профессор Д. Бруннер, верит в то, что обучение имеет неограниченные возможности. В случае правильного выбора методов обучения, каждый человек может усваивать любые знания, независимо от его возраста (Чернилевский Д. В., Филатов О. К., 2002).

Следует подчеркнуть, что советские учёные доказали (Бабанский Ю. К., 1987; Герасимов В. Н., 1996; Дьяченко В. К., 1989; Давыдов В. В., 2000), что интенсификация обучения во всех учебных заведениях без исключения имеет очень важный социально-экономический эффект. Более того, обучение переподготовке людей в условиях рыночной экономики является одним из главных направлений обновления системы образования. При этом возрастают социальные требования к интенсификации обучения, которые позволяют повысить результаты учебного труда на единицу затраченного времени, переходить от пассивного и формального обучения, которое подчас имеет место, к творческой и активной учебно-познавательной деятельности.

Вместе с положительными сторонами, идея интенсификации обучения подвергается критике как «изнурительное» и «скучное» обучение (Герасимов В. Н., 1996; Калмыкова З. И., 1990; Коротков Э. Н., 1990). В ответ на это педагогическая практика доказывает, что интенсивное обучение является активным, увлекательным и интересным обучением. Его главное значение заключается в мобилизации всех внутренних (интеллектуальных, духовных, психологических и др.) возможностей человека.

В практике обучения бытует мнение, что для слушателей легче усваивать материал учебников, раздробленный на небольшие части. На самом деле такое мнение ошибочно. Это можно сравнивать с тем, что когда человек смотрит на картину с очень близкого расстояния, он не воспринимает её полностью, а только яркие краски отдельных частей.

Исходя из изложенного, следует, что главным направлением перестройки всей системы обучения является интенсификация учебного процесса. Она должна осуществляться целенаправленно и планомерно, готовить обучаемых для последующего специального обучения. Внедрение интенсификации позволит преодолеть формализм в обучении, перейти от догматизма к творческому построению учебного процесса.

Читайте также:  Карабанова игра в коррекции психического развития ребенка читать

В советской педагогике обоснованы такие подходы к обучению, как, например, концепция теоретического обобщения в обучении В. В. Давыдова, личностно-социально-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение и др. Они позволяют, в том числе и интенсифицировать процесс обучения (Чернилевский Д. В., 2002).

Обобщение результатов проведенных научных исследований и опыта ведущих педагогов (Бабанский Ю. К., 1987; Быков А. К., 2000; Герасимов В. Н., 1996; Занков Л. В., 1990) позволяет выделить ряд факторов интенсификации обучения:

–                   повышение целенаправленности обучения;

–                   усиление мотивации учебной деятельности;

–                   повышение информативной емкости содержания образования;

–                   применение активных методов и форм обучения;

–                   ускорение темпа учебных действий;

–                   развитие навыков учебного труда;

–                   использование компьютеров и других современных технических средств обучения.

Кроме факторов, в отечественной науке обоснованы принципы обучения, которые ориентируют педагогов на развитие активности учащихся, на организацию интенсивного обучения.

К принципам процесса интенсивного обучения относятся:

–                   принцип мотивации;

–                   принцип осознанности;

–                   принцип программирования деятельности;

–                   принцип оценки усвоения деятельности;

–                   принцип самостоятельности в познании;

–                   принцип активности.

Активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся посвящены работы М. А. Данилова (1957). Значительный вклад в активизацию познавательной деятельности обучающихся внесли работы педагогов и психологов М. И. Махмутова (1990), Т. В. Кудрявцева (1991), И. Я. Лернера (1981), посвященные организации проблемного обучения, созданию проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения, а также исследования, связанные с мотивацией к обучению, воспитанием у обучающихся познавательных потребностей.

Изучению вопросов интенсификации обучения посвящены научные исследования, проведенные в области педагогической психологии Н. А. Менчинской (1989) и Д. Н. Богоявленским (1996). В них широко раскрыта теория усвоения знаний, основанная на идее управления учением и включением его в целостный цикл восприятия.

В. В. Давыдовым (1977) была разработана теория использования содержательных обобщений для повышения результативности занятий, создания резерва времени для усиления развивающего влияния обучения. При изучении каждой темы слушателям вместо фактов, примеров или каких-либо данных доводятся некоторые обобщенные теоретические положения. Затем из них выводятся частные знания о явлениях предметного характера. Такой подход направлен на более плодотворное соотношение индуктивной и дедуктивной логики в обучении.

Б. Г. Ананьев (1996) в своих исследованиях обосновывает подход к формированию личности, основанный на сочетании в себе познания, обобщения и труда. Использование работ А. А. Бодалева (1996) и Б. Г. Ананьева, (1996) вносят весомый теоретический вклад в разработку актуальных проблем интенсификации учебного процесса.

Советские педагоги и психологи Н. Ф. Талызина, В. П. Беспалько, А. А. Золотарев внесли значительный вклад в развитие теории и практики программированного обучения, который способствует интенсификации обучения за счет управления процессом учебного познания.

Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина (1965) является одним из эффективных оснований для интенсификации обучения. Согласно этой теории познание должно проходить несколько этапов, способствующих интенсификации обучения.

Военные педагоги и психологи А. Г. Базанов, А. В. Барабанщиков, Д. П. Давыдов, В. И. Вдовюк, Н. Ф. Феденко, Э. Н. Коротков в своих исследованиях рассматривали проблемы интенсификации военного обучения.

Следовательно, в современной научной литературе достаточно широко раскрыто, как необходимо выстраивать звенья процесса обучения: его цели и задачи, организацию познавательной деятельности, определение методов, форм и средств обучения, мотивацию и стимулирование учения, контроль и анализ эффективности. Вместе с тем, теоретический анализ процесса интенсификации военного обучения представлен не в полной мере и нуждается в дальнейшем научном исследовании. Наиболее важным является необходимость обоснования такого подхода к обучению сотрудников, при котором весь учебный материал усваивался бы обучаемыми наиболее прочно и с высоким качеством. Именно такой подход в современной военной дидактике является интенсивным (Архангельский С. И., 1980; Барабанщиков А. В., 1968; Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Конюков Н. И., Феденко Н. Ф., 1987; Беспалько В. П., 1989; Биочинский И. В., 1993; Богоявлинский Д. Н., 1996).

Таким образом, анализ истории постановки и развития проблемы интенсификации обучения показывает, что основные идеи обучения людей в короткие сроки при высоком умственном напряжении зародились в глубокой древности. По мере развития общества, науки, образования и культуры они претерпели изменения в направлении теоретического обобщения, практической конкретизации и опытно-экспериментальной проверки. Научные положения интенсификации обучения нашли обоснование в трудах ученых многих стран и оказали существенное влияние на развитие интенсификации обучения.

Литература:

1.         Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980.

2.         Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Педагогика 1987.

3.         Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

4.         Быков А. К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Диссертация д-ра пед. наук. М.:ВУ, 2000.

5.         Гальперин П. Я. Основные результаты исследований, формирование умственных действий и понятий. – М:, 1965.

6.         Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

7.         Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие.–М., 1989.

Читайте также:  Сайт развитие ребенка буква с

8.         Технология интенсификации процесса обучения. – Интернет-публикация. Кривошеина Е.Ю.

Основные термины (генерируются автоматически): интенсификация обучения, учебный процесс, интенсивное обучение, интенсификация процесса обучения, научно-технический прогресс, обучение, военное обучение, значительный вклад, рыночная экономика, теоретическое обобщение.

Источник

Происходящий сегодня процесс обновления каждой области общественной жизни, а также научный и технический прогресс ставит совершенно иные требования перед педагогической наукой и практикой. При этом главная специфика процесса обучения, как и ранее, состоит в том, чтобы за относительно не большой промежуток времени предоставить обучаемым максимально большое число нужных им сведений, и научить их тому, что необходимо для осуществления практической деятельности.

Вследствие этого основной установкой обучения должно быть формирование навыков самим получать максимальное число действительно необходимых знаний. Осуществлением данного направления является именно интенсификация процесса обучения.

Понятие и сущность интенсификации обучения

Интенсификация обучения представляет собой определенный способ выстраивания системы обучения. В его основе находится использование внутренних ресурсов, которые помогут увеличить уровень качества и эффективности образования.

В процессе осуществления интенсификации обучения происходит достаточно активное включение совершенно новых технологий, методов и способов в учебный и воспитательный процесс. В данном случае обучение приобретает характер многофакторного и многоуровнего. Это в свою очередь обеспечивает переход системы образования на новый уровень. Вследствие этого происходит следующее:

  • увеличение функционального значения;
  • удовлетворение наибольшего спектра образовательных трудностей;
  • возникает альтернатива для оптимального разрешения наиболее значимых целей обучения;
  • изменение критериев относительно организации процесса обучения;
  • главными принципами становятся регионализация и демократизация;
  • учебное время начинает применяться более целесообразно, а также рационально;
  • функции каждого объекта образовательной системы становятся шире.

Особенность интенсификация процесса обучения состоит в том, что оно используется для того, чтобы сделать выше производительность труда и увеличить уровень качества работы в области образования.

Для того чтобы интенсификация смогла принести необходимый эффект, она должна обладать собственной научной базой. Развитие интенсификационных процессов в обучении находится в прямо связи с научными разработками, прогрессом, нахождением и созданием совершенно новых научных открытий.

Таким образом, процесс интенсификации является важным и значимым для всей системы образования.

Основные направления интенсификации обучения

Процесс интенсификации включает в себя создание и практическое осуществление способов и методов организации познавательного процесса, которые в свою очередь обладают научным обоснованием. В результате этого становится возможным акцентировать внимание именно на активном формировании творческих направлений.

Главными направлениями интенсификации процесса образования являются следующие:

  1. Модернизация содержательной стороны учебных программ. В рамках этого целесообразно основной акцент сделать на качестве поиска учебного материала, его разделения на главную часть и на дополнительную. Также сюда относится и процесс оптимального временного распределения, отводимого на рассмотрение каждой учебной программы. Помимо этого, учебный материал обязан являться логически связанным, а также обладать некой преемственностью. Благодаря этому можно добиться высокоэффективного усвоения нового учебного материала на основе уже существующих знаний.
  2. Изменение методической стороны обучения. В данном случае в процессе интенсификация осуществляется достаточно активная разработка и использования новых методов и приемов обучения, применяются коллективные виды познавательной деятельности и многое другое. Активное использование получает технология проблемного обучения и индивидуальный подход к каждому ученику. Для этого педагогам необходимо использовать приемы и средства, которые будут помогать стимулировать творческие направления деятельности.

Важно сказать и о том, что интенсификация процесса обучения помогает повышать уровень его целенаправленности, увеличивать наполнение содержательной направленности обучения, сделать быстрее скорость учебных действий, оказывать положительное влияние в целом на развитие мастерства организации учебного процесса.

Кроме того, достаточно значимую роль в учебном и воспитательном процессе отведено использованию средств осуществления контроля и оценки усвоения программ учебы, а также существующих знаний и навыков. Процесс осуществления контроля обладает аналитической направленностью, при этом показывая самые различные пробелы в знаниях и, предоставляя полную характеристику основных причин их формирования.

Источник

Понятие и сущность интенсификации обучения

Определение 1

Интенсификация обучения – это один из способов построения обучающей системы, основанный на применении внутренних ресурсов, помогающих повысить качество и эффективность образования.

В процессе интенсификации обучения происходит активное внедрение новых технологий, форм, приемов, методов и средств в учебно-воспитательный процесс. Обучение становится многофакторным и многоуровневым. Это обеспечивает переход системы образования на новый уровень:

  • происходит расширение ее функциональной роли;
  • удовлетворяется больший спектр образовательных проблем;
  • появляются возможности для оптимального и более полного решения всех поставленных задач обучения;
  • изменяются принципы организации процесса обучения и реализация его гуманистической направленности;
  • регионализация и демократизация становятся ведущими образовательными принципами, играющими мотивирующую роль в развитии системы образования;
  • учебное время используется более целесообразно и рационально;
  • функции всех субъектов образовательной системы расширяются и активизируются;
  • познавательный процесс, заинтересованность в познании стимулируется, познание становится более энергичным и напряженным.
Читайте также:  Социальные и биологические причины аномального развития ребенка

По своей сути, интенсификация процесса обучения является направлением, применяемым для увеличения производительности труда и повышения качества работы в образовательной сфере. Чтобы интенсификация приносила должный эффект, она должна иметь научную базу и разумное, качественное управление.

Развитие интенсификационных процессов в обучении связано с научными разработками, прогрессом, поиском и разработкой новых научных открытий, передовым опытом педагогов, как отдельных, так и различных педагогических коллективов и объединений.

Процесс интенсификации является важным и значимым для образовательной системы. Его необходимость можно отметить такими критериями:

  1. Социально-экономическое развитие общества и инновации во всех сферах жизнедеятельности требуют реформирования системы образования.
  2. Гуманитаризация, рост ее роли и значимости, занятие приоритетного положения в содержании обручения и воспитания, изменение содержания учебных программ, их числа и составных элементов, применение новых учебных программ и внедрение новых предметов в обучение требуют разработки инновационных методов, приемов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.
  3. Авторитарная позиция педагогов в отношении выбора программ обучения, учебных пособий, способов и средств преподнесения учебного материала, расширение исследовательских направлений деятельности и активная экспериментальная деятельность.
  4. Переход к рыночной экономике, ее непрерывное развитие требует соответствия учебных заведений рыночным требованиям, конкурентоспособности, как на внутреннем рынке, так и на мировом уровне.

Основные направления интенсификации обучения

Процесс интенсификации предполагает разработку и практическую реализацию приемов и методов организации, познавательного процесса, которые имеют научное обоснование. Таким образом удается реализовать процесс мобилизации творческих задатков личности и акцентировать внимание на развитии творческих направлений, а также повысить темпы обучения.

Интенсификация образовательного процесса реализуется по двум основным направлениям.

  1. Совершенствование содержательной стороны учебных программ. Здесь предполагается уделить внимание качеству отбора учебного материала, его подразделением на основную часть и второстепенную и соответствующий подбор учебной литературы, оптимальное временное распределение, отводимое на изучение каждой учебной программы, курса, темы, преподнесение учебного материала в рациональном дозированном виде, чтобы его усвоение было многоуровневым, поскольку процесс познания не является плоским и линейным, а представляет собой спиралевидное течение. Кроме того, учебный материал должен быть логически связанным, обладать преемственностью. Это обеспечит эффективное усвоение нового учебного материала на базе уже имеющихся знаний и навыков.
  2. Совершенствование методической стороны обучения. В процессе интенсификация происходит активная разработка и применение новых методов и приемов обучения, используются коллективные формы познавательной работы, внедряются дискуссии и групповая работа, диалоговое общение, ролевые и деловые игры. Активное применение находит технология проблемного обучения и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Педагоги используют приемы и средства, помогающие активизировать творческие направления деятельности, реализовать творческий потенциал и творческое начало каждой личности. Процесс обучения нацелен в первую очередь на результативность. В этой связи, методы обучения должны помогать постепенному и сбалансированному усвоению материала, равномерному усвоению его учащимися всех уровней знания и развития, а также индивидуальных особенностей и возможностей. В процессе обучения должны быть активно применены знания и приемы современной психологии, информационные технологии.

Следует отметить, что интенсификация процесса обучения должна помочь повышению его целенаправленности и мотивированности, расширить содержательную сторону обучения, ускорить темпы учебных действий, способствовать развитию мастерства организации учебного процесса, активной разработке и внедрению новых методов и форм организации учебно-воспитательной работы.

Замечание 1

Кроме того, важное значение в учебно-воспитательном процесс отводится применению методов контроля и оценки усвоения учебных программ, имеющихся и приобретенных знаний и навыков. Процесс контроля должен носить аналитический характер, отражая все имеющиеся пробелы в знаниях и, давая характеристику их источников и причин развития.

Источник